Тело, дух, душа: целостность человеческой личности


Кто такой Святой Дух?

Многие из ныне живущих людей считают Святой Дух самым малопонятным лицом Святой Троицы. Они сочиняют мифы, что Он является силой, призраком или Богом второго сорта или заместителем Его. Часто Святой Дух путают или даже представляют, как случайную фигуру, которая возникает лишь на короткий миг.

Но всё это довольно далеко от истины. В Церкви очень важно знать Святого Духа и научиться общаться с Ним. Важно понимать, как Он проявляет Себя. Святой Дух помогает людям в их слабостях, Он ходатайствует о нас своими бессловесными стонами, сетуя за народ Божий.

Святой Дух был на каждом отрезке жизни Иисуса Христа. Явившийся к Деве Марии ангел, провозгласил ей, что Дух Святой сойдёт на неё, и сила Господа Бога осенит её. Поэтому, рождённый ею Святой, будет назван Сыном Божьим. Прошло время, и при крещении Иисуса, ознаменовавшем начало Его служения людям, Святой Дух снова появился в материальной форме. Как только Божий Сын поднялся из воды, Небеса открылись для Него, и Он увидел, как Дух Божий спускается в виде голубя и нисходит на Него. Иисус всегда учил о Святом Духе, имея с Ним отношения. Он побуждал своих учеников принять Его в свою жизнь.

Христос уделял большое внимание Святому Духу, упоминая Его в Своих молитвах к Отцу. Он Дух истины. Но есть те, кто не принимает Его, потому что не видит и не знает Его. Однако Святой Дух всегда был реален, Он собирается прийти. Святой Дух всегда сопровождал учеников Иисуса, в жизни которого Он был очень важен. Он должен быть важен и в жизни христиан. Святой Дух является важной фигурой и в Библии.

В ней можно найти эпизоды, когда Он движется по поверхности вод. С самого начала Святой Дух всегда был активен. Он творил, а затем заботился о верующих, утешая страждущих, помогая и направляя их. Святой Дух учит нас, идёт рядом с нами, советует, просит и защищает нас. Все сферы жизни нуждаются в Его помощи.

В Евангелии тоже есть упоминание Святого Духа. Когда были моменты проявления Бога, то присутствующие там ощущали на себе переполнение Святым Духом. Это состояние довелось пережить многим святым, таким как Иоанн Креститель и его отец Захария.

Иисус тоже был пронизан Святым Духом, когда шёл по пустыне. Святой Дух посещал и Его учеников. А Стефан, когда его побивали камнями, тоже чувствовал Его присутствие, увидев славу Божию. В церкви жизнь, наполненная Святым Духом, считается нормой. Такие же требования предъявляются и священнослужителям. В Христианстве считается, что невозможно построить тело Христа без жизни, наполненной Святым Духом.

Святой Дух приносит осуждение во грехе. Он открывает глаза на проступок, показывая глупость греха. Он указывает на последствия, убеждает в вине и ведёт согрешившего к покаянию. Святой Дух является главным союзником Церкви, оказывая помощь в евангелизации. Если не будет помощи Святого Духа, то задача евангелизации будет не выполнена.

Акцентирование на Святом Духе не идёт от какой-либо религиозной организации. Это исходит от Самого Иисуса Христа. Он всегда говорил ученикам, что они не должны знать времена и периоды, установленные Самим Господом. Но они поймут, кода сила Святого Духа снизойдёт на них.

Ученики станут Его свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии, когда сойдёт на них Святой Дух.

В обретении силы Бога не нужна религиозная формула, а нужны отношения с человеком. Ученики Иисуса желали плодов Святого Духа, но для этого они должны были относиться к Нему, как к личности. Сначала верующие должны научиться любить, служить, поклоняться и уважать Святого Духа. Они должны ждать Его и строить отношения с Ним. Любовь является отличительной чертой учеников.

Святой Дух поселился в истинных последователях Христа, когда Он воскрес из мёртвых и вознёсся на Небеса. Но Он не является туманной неземной тенью или безликой силой. Святой Дух – равный Богу-Отцу и Богу-Сыну. Он – третья составляющая Святой Троицы. Всё, что приписывается Богу-Отцу и Богу-Сыну относится и к Святому Духу в равной степени. Святой Дух доносит до человеческих сердец истину Иисуса Христа. Он является учителем христианина, открывая ему волю Божью.

Святой Дух был дан людям, чтобы находиться внутри тех, кто истинно верит в Иисуса. Он помогает выполнить то, что человек не может сделать в одиночку. Он даёт силу выполнять обязанности, способствующие духовному росту. Святой Дух также важен и для нехристиан. Он убеждает их сердца принять Божью истину, покаяться в грехе и получить прощение. Иисус умер за наши грехи, поэтому Святой Дух подталкивает нас к покаянию и обращению к Богу. Святой Дух является прекрасной и могущественной частью того, кого мы называем Богом. Он нужен людям, как проводник во всех ситуациях. Без Него люди бессильны.

Во время крещения Святой Дух даёт человеку силу жить святой жизнью, стать более похожим на Иисуса. Когда человек чувствует себя истощённым, он может попросить Святого Духа наполнить его силой. Святая Троица работает в гармонии друг с другом. Думая о Боге, верующий вспоминает Иисуса Христа и Святого Духа. Святой Дух помогает быть тем, кем сотворил нас Бог. Святой Дух – это сила, заряжающая энергией, поддерживающей на жизненном пути. Бог создал людей свободными от греха для праведной жизни. И в этом людям помогает Святой Дух.

Дух и душа в Православии

Святитель Феофан жил в XIX веке. Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был ее ректором, затем совершал служение в ряде регионов. Он был добрым пастырем, добродетельным человеком и заботливым начальником. Ближе к концу жизни по примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!)Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.

Дух, возрождающий к новой жизни

Бог говорит через ветхозаветного пророка: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез 36:26,27). Подлинная вера, которую созидает в нас Святой Дух, означает не просто перемену убеждений, а перемену сердца. Здесь нам надо рассмотреть вопрос, который многие задают — если утверждается, что наше исправление есть дело Божие, то должны ли мы сами над ним трудиться? Это противопоставление — либо мы, либо Бог — возникает, когда мы представляем Бога и человека как двух людей, разделяющих «фронт работ». Но это представление ошибочно; Бог Святой Дух действует не вместо нас, а в нас — как говорит апостол, «со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2:12,13). Мы призваны с благоговением стремиться к праведной жизни, понимая, что само это стремление — Божий дар.

Представьте себе влюбленных юношу и девушку. С одной стороны, они воспринимают любовь как что-то дарованное им — и вся любовная лирика всех времен и народов упоминает именно это чувство дара; с другой стороны, они сами (а не кто-то за них) сближаются, вступают в брак и учатся жить вместе. Как сказал поэт:

«Но вспять безумцев не поворотить, Они уже согласны заплатить Любой ценой и жизнью бы рискнули, Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную невидимую нить, Которую меж ними протянули».

Нить между влюбленными протянули не они, это дар, но они больше всего на свете хотят этот дар сохранить. Так и благодать Божия, которая созидает в нас веру, надежду и любовь, делает это не снаружи, а внутри нашего сердца — так, что мы, именно мы, по своей воле, с радостным трепетом устремляемся к вечному спасению.

Нам явлена новая жизнь — и мы оказываемся перед выбором между тем, что принадлежит нашей старой природе, «плоти», как ее обозначает апостол, и тем, к чему ведет нас Дух: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:16—23).

Мы не сами созидаем в себе плоды Духа — и не могли бы — но мы выбираем между принятием и отвержением этих даров. Мы можем следовать Духу — или плоти, возрастать в дарованной нам сверхъестественной жизни — или угашать ее.

Апостол говорит удивительные слова: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:29—32). Мы все — крещеные православные люди — запечатлены Святым Духом, и Он пребывает с нами, как Кто-то близкий и любящий, кого мы оскорбляем (в другом переводе «огорчаем»), когда позволяем себе какие-то гнилые и злые слова.

Человеческий дух – это бестелесная часть человека. В Библии сказано, что человеческий дух – ничто иное, как дыхание Всемогущего Бога, которое Он вдохнул в человека при его сотворении: «Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил» (Бытие 2:7; тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Человеческий дух позволяет нам осознавать собственное существование и владеть другими исключительными, хотя и ограниченными, «божественными» качествами. Человеческий дух включает в себя интеллект, эмоции, страхи, страсти и способность к творчеству. Именно дух дает нам уникальную возможность осмысливать и понимать (Иова 32:8, 18).

Слова «дух» и «дыхание» являются переводом еврейского слова «нэшама» и греческого «пневма», означающих «сильный ветер, порыв или вдохновение». «Нэшама» является источником жизни, оживляющим человека (Иова 33:4). Именно нематериальный, невидимый человеческий дух управляет психическим и эмоциональным состоянием человека. Апостол Павел сказал: «Кто из людей может познать помыслы человека? Они познаются лишь духом человеческим, который заключен в человеке» (1 Коринфянам 2:11). После смерти «дух же вернется к Богу, который его дал» (Экклезиаст 12:7; Псалом 103:29-30).

В каждом человеке присутствует дух, и он отличается от «духа» животных. Бог создавал людей не так, как животных, создав нас по Своему образу (Бытие 1:26-27). Таким образом, человек получил способность думать, чувствовать, любить, выбирать, творить, наслаждаться музыкой, юмором и искусством. Именно благодаря духу мы имеем «свободную волю», которой нет ни у одного другого творения на земле.

Дух пострадал при грехопадении. Когда Адам согрешил, его способность к общению с Богом была нарушена; он не умер физически в тот же день, но он умер духовно. С тех пор человеческий дух несет последствия падения. До спасения люди являются духовно мертвыми (Ефесянам 2:1-5; Колоссянам 2:13). Но отношения со Христом оживляют наш дух и обновляют нас день ото дня (Коринфянам 4:16).

Интересно, что так же, как Бог вдохнул дух в первого человека, так Иисус даровал Духа Святого Своим ученикам: «И с этими словами Он (Иисус) дунул на них и сказал: Примите Духа Святого!» (Иоанна 20:22; см. также Деяния 2:38). Адам был оживлен дыханием Бога, и мы, как «новые творения», соединенные со Христом, духовно живы благодаря Божьему дыханию – Святому Духу (2 Коринфянам 5:17; Иоанна 3:3; Римлянам 6:4). После принятия нами Иисуса Христа, Святой Дух Божий непостижимым образом соединяется с нашим собственным духом. Апостол Иоанн сказал: «Живем ли мы в Нем и Он в нас, мы можем узнать по Духу Его, которого Он дал нам» (1 Иоанна 4:13).

Когда мы впускаем Божьего Духа в нашу жизнь, «Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога» (Римлянам 8:16). Нами как детьми Божьими больше не руководит наш собственный дух, но Дух Божий, который ведет нас к вечной жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]