В словаре Даля
исконный, доконный, древний, давний, давнишний, старый, стародавний. Ветхий Завет, все библейские книги, писанные до Рождества Христова, одинаково признаваемые евреями и христианами. Ветхий денми, Предвечный, Бог. Ветхий человек, родившийся в прародительском грехе и не возродившийся духовно, по Новому Завету. | Отживающий, дряхлый, пришедший в негодность от долгого употребления. Ветхий старик, ветхий дом, ветхая одежда. Ветшаный сев. ветхий, особенно об одежде, худой, дырявый. Ветховатый, ветхонек, изрядно или слишком ветх; ветхохонек, -шенек, вовсе ветх. Ветхость, старость, древность, дряхлость, негодность за ветхостью. | Ветхий, ветох, ветух м. ветхий месяц, луна на убыли, на ущербе, особ. к концу недели, последняя четверть луны; противопол. новец, на новце, молодая луна, новолуние. Месяц в ветхе, на ветхе, на ветху. Руби дерево в ветхо, на ветух; срубленное на новце трухлявеет. Луна перевертывает с вётху на молод. Ветхозаветный, относящися к Ветхому завету. Ветхозатворник церк. м. давнишний келейный затворник. Ветхозаконие ср. закон Моисеев; ветхозаконный, относящийся к сему закону. Ветхозаконник, -ница, принимающий закон сей и живущий по нем, еврей. Ветхопещерник, спасавшийся в пещере; придается к имени преподобного Иоанна, апреля 19. Ветух м. стар. ветоха ж. ветошка, тряпка, тряпица, лоскут изношенной одежды, белья; подтирка. Ветошье собират. то же, тряпье, обноски всякого рода. Ветошь ж. собират. то же; торговать ветошью, тряпьем, для подтирки, для выделки бумаги и пр.. Кто нови не видал, тот и ветху рад. У кого нет рубашки, тот рад и ветошке. Здравствуй, в ветоши: не заплюхивай, носи! насмешка. Есть вехоть да ветошка и в княжих палатах. Новая заплатка ветошь вытеребит. | Выпашь, выпаханая земля, требующая назема или отдыха; противопол. новина, целина, непашь, залог, перелог. | Старая, лонская, прошлогодняя трава, нескошенная, сиб. вётышь. Ветошь надо выжечь палом, а то не даст расти молоди. | Арх. мелкий березник, березняк. Ветошник м. ветошница ж. торгующий старым, поношеным платьем, либо ветошью, тряпкою, на бумажные заводы. Ветошников, ветошницын, ему, ей принадлежащий. Ветошный, относящ. до ветошек. Ветошный ряд, где торгуют поношеной одежей. Ветошничать, торговать поношеною одежей, либо тряпкой, ветошью. Ветошничанье, ветошничество ср. промысел ветошника. Ветошить что, подшивать, подстегивать ветошь под одежду, или на мездровую сторону меха, шубы, для прочности. Ветошиться, быть ветошиму, подшиваему ветошью. Тонкие и сборные меха ветошатся. Доветошить мех, кончить работу. Изветошила всю ветошь, извела. Наветошить серпянкою. Переветошить шубу, после вычинки. Проветошила весь вечер. Ветошенье ср. действие, работа эта, наметка ветоши. Ветшать, о человеке: стареться, дряхлеть; о вещи: изнашиваться, делаться негодным от времени, употребления. Ветшание, прихождение в негодность, сост. по глаг. Камень выветшал, выветрел, разрыхлел. Доветшала одежа до негодности, изветшала вовсе. Дом обветшал, поветшал и хозяин. Все мы переветшаем. Ветшаниться твер. ветшать, об одежде.
Значение слова ветхий
Примеры употребления слова ветхий в литературе.
И познал святой авва, что были то ветхие боги эллино-римские-Иовиш, Меркуриуш, Аполло и Венус, и Бахус.
Тогда Господь вывел меня временно оттуда и привел в Церковь Адвентистов Седьмого Дня, где Ветхий Завет изучают тщательно, но тол-куют его подгоняя под свои теории и догматы.
Вглядываясь в знакомое и близкое до боли: камни старого города, медленные воды Сыр-Дарьи, зелень ветхой акациевой рощи.
Сквозь эту самодовольную толпу пробирались алжирки в ветхих белых покрывалах, оборванные рабочие и разносчики, грязные нищие с незрячими, неподвижно обращенными к солнцу глазами.
Как разрешается антиномия между столь явно компиляционным характером Священного Писания и Ветхого Завета и догматом об его Боговдохновенности?
Как разрешается антиномия между столь явно компиляционным характером Священного Писания и Ветхого Завета и догматом об его боговдохновенности?
Вслед за Новым и Ветхим Заветом апокрифы вошли в литературы самых разных народов — от Персии до Западной Европы и от Эфиопии до России.
Мы должны суметь увидеть в ней не только замутненность библейской веры, но и то, что сделало апокрифы звеном между Ветхим и Новым Заветами.
В нее входили книги Ветхого Завета, комментарии к ним, апокрифы и документы, отражавшие жизнь поселков.
Известны ауто философские, ауто на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, ауто, вдохновленные параболами из евангелия, ауто на легендарные и исторические сюжеты.
Великим Хаканом, Покорителем Окоема, и всю жизнь будет носить на шее моих крылатых коней как знак удачи, и передаст сыну своему, а тот своему сыну, а того будут преследовать пришлые смуглые люди и вынудят выдать им дочь и гривну в приданое отдать, и их каан наденет на свою заросшую толстую шею оберег с конями, и всю жизнь победы и удачи будут ему сопутствовать, и передаст подкову оберега сыну, а сын передаст своему сыну, и когда тот будет умирать, не оставив потомства, его похоронят вместе с конем, женами, оружием и украшениями, и засыпят землей, и воздвигнут высокий курган, остро-покатый, с плосколицей каменной бабой, Хранительницей Судьбы, на вершине, где будет воткнут через год, по обычаю предков, кривой меч-джигурда, и многие, многие, многие годы мои золотые крылатые кони будут покоиться в том безымянном кургане, пока вновь не увидят однажды ясное солнышко-ярило, и их не возьмут трепетно в руки, и не очистят от праха, и не наденут бережно на шею, и не полетят с ними, крылышкуя золотописьмом вышитых парчов
В колеблящемся мерцаньи свечей ветхий священник с желтой по краям бородой, служит великопостное служение, прочувственно читая молитву св.
Общая идея теории Вельхаузена, выведенной большей частью своей из Астру-ка, де-Веттэ и Графа, состоит в том, что Ветхий Завет был подвергнут значительной доработке, подгонке и неудачной имитации священников-законодателей под руководством Эзры во времена второго Храма.
Он изнурял себя долгими молитвами и постом, тайно возложил вериги на свою ветхую плоть.
Урок состоял в выучиванье наизусть нескольких стихов из Евангелия и повторении начала Ветхого завета.
Источник: библиотека Максима Мошкова
В словаре Фасмера Макса
ве́тхий также ве́тох «последняя четверть лунного цикла», укр. ве́тхий, др.-русск., ст.-слав. ветъхъ παλαιός (Клоц., Супр.), болг. ве́тъх, ве́хът, сербохорв. ве̏тах, ве̏т, чеш. vetchý, слвц. vetchý, польск. wiotchy. Родственно лит. vẽtušas, лтш. vęcs «старый, престарелый, ветхий», лат. vetus, vetustus, греч. ἔτος «год», др.-инд. vatsás «годовалый (о животном)», алб. vjet «год»; см. Траутман, BSW 356; М. – Э. 4, 517; Вальде2 830. Наряду с u̯etos «год» реконструируется и.-е. *u̯etus-, *u̯etuso- «старый, престарелый» (см. Перссон, IF 26, 63; Glotta 6, 90 и сл.), тогда как Буга (РФВ 67, 246) и Эндзелин (СБЭ 52) выводят лит. слово из *u̯etuḱsos. •• (Сюда же согд. wt̲šnyy «старый» из ир. *wat(u)šana-; см. Семереньи, ZDMG 101, 1952, стр. 204 – 205. – Т.)
Что такое Ветхий? Значение слова Ветхий, определение термина
Ветхий
—
Ветхий Завет — библейский термин, имеющий двоякое значение: 1)во-первых, под ним разумеется договор , который Бог заключал сразличными представителями древнего человечества для того, чтобы черезних сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюдузаблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора заветполучил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранногонарода, долженствовавшего принять на себя специальную историческуюмиссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира. Авраамубыло обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдетмногочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширнаястрана — «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятиязавета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора.Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выходаевреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом, чрезМоисея, Завет, который должен был служить отчасти подтверждениемпрежних, отчасти необходимым завершением их — и выражением этого заветабыло синайское законодательство Целью завета было выделить израильскийнарод из среды остального человечества и сделать его избранным царством,в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры,предназначенной впоследствие распространиться на все человечество(Второзаконие, XXIX, 10 — 13, 18). Иегова, Царь всей земли становитсяпреимущественно царем израильского народа, получает верховную власть надним, делается его законодателем, постановления которого народобязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора,Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будетправить им посредством особых законов, способных обеспечить емупользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и всеблага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговык избранному народу есть «теократия», и ветхий Завет, в этом смысле,есть синоним теократии или богоправления. Вся последующая историяизраильского народа была выражением этой теократии, вследствие чегосамая история библейская, до Р. X., часто называется «историей ветхогозавета». Строгими блюстителями завета были пророки, которые, своейпламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ницарей, ни вообще сильных Mиpa сего. Только благодаря пророкам, всознании народа, наконец, настолько укрепилась идея его избранности, чтоон мог сохранить свое национальное существование до того времени когдаветхая теократия сменена была новопровозглашенным «Царством Божиим» иВетхий Завет уступил место новому завету, имевшему совершенно инуюзадачу. — 2) Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собраниесвященных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, вотличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственнохристианского происхождения. О составе и названиях этих книг. ВетхимЗаветом эта часть Библии называется вследствие самого содержаниявходящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветногодомостроительства в различных фазисах его исторического развития.Сначала является литература историческая, с ее почти эпическою простотойв рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литератураобрядово-юридическая, соответствующая зачаткам национальнополитическойстадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг,соответствующих высшей стадии в политическом развитии, являетсялитература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовнойжизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической,соответствующей периоду национальной старости, с ее практическоюмудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороныветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для историинационального развития древнееврейского народа, как и литература всякогодругого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития вней проводится с наглядностью и величайшею последовательностью. Самоеназвание В. З. явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-мего Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета»(III, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого diaJhkh, котороена западе нашло себе выражение в слове test amentum. Что касаетсясоотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняяорганическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинскомдвустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet,т. e. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается. Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленныхисследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесенався библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямоназываются «историей Ветхого Завета» (как напр., известный труд Kurtz’a,»Die Geschichte des Alten Bundes», 3 изд. 1864 г.). Вторая, литературнаясторона также была предметом многих историко-литературных исследований иеще более критических, особенно размножившихся с начала настоящегостолетия, под влиянием так называемого библейского рационализма. Изцельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочиненияJul. Furst, «Geschichte der bibl. Literatur. » (1867 и 1870); Noldeke,»Geschichte der altest. Literatur» и др. А. Л.