Что значит чревоугодие
Есть несколько вариантов трактовки этого слова. Но все они связаны с превышением потребляемого количество пищи. В словарях мы можем найти такие трактовки:
неумеренность в еде;обжорство;отсутствие нормы в приеме продуктов питания.
Многие говорят о том, что такой порок может быть вызван не столько физическими потребностями, сколько нарушением духовного равновесия человека. Не для кого не секрет о том, что порой мы заедаем свои проблемы. Чтобы перебороть такой позыв, одного только волевого решения не достаточно. Стоит научится понимать настоящее место еды в нашей жизни.
У страсти чревоугодия есть характерная черта – она очень сильно влияет на жизнь человека.
Первое, на что она влияет, – это тело человека, на его организм. «Прежде всего, – говорит Прп. Ефрем Сирин, – чревоугодие поражает в теле человека его пищеварение».
Поскольку избыток пищи в организме человека приводит к напряжению всех внутренних сил и нарушению пищеварения. Что касается духовной стороны вопроса, то человек начинает впадать в плотские страсти. Потому что соки, которые дала пища, принятая в чрезмерном количестве, начинают в человеке бродить и выплёскиваться. Свв. отцы прямо говорят, что избыток пищи порождает блудные помыслы.
Чревоугодие в православии
Признаки пристрастия
Всего в православии есть семь смертных грехов, один из них — чревоугодие. Существуют определенные пункты, которые разграничивают чревоугодие от естественного употребления еды:
Перед основным приемом пищи употреблять различные продукты, которые стимулируют пищеварение. В Священном Писании была описана история, в которой сын царя Саула принял небольшое количество меда за некоторое время до обеда, но царь наказал сына голоданием; Желать другой еды. Очень часто люди жалуются, что им надоела рыба, овощи или другие продукты, а они хотят что-нибудь другое. Такие желания являются страшным грехом, ведь нужно радоваться тому, что дает нам Господь. В Священном Писании также есть история, когда израильтяне пожелали мяса и попросили его у Бога, потому что им попросту надоело питаться рыбой. Всемогущий выполнил их желание, но через несколько сотен лет народ был наказан за чревоугодие; Добавлять приправы в еду, чтобы придать ей необычный вкус; Нельзя быстро и с большим рвением употреблять еду, даже если очень сильно голоден. Нужно с уважением относиться к продуктам и никогда не объедаться.
Последний пункт считается самым страшным и недопустимым в христианстве.
Из следующей статьи Вы узнаете, что такое блуд в православии.
С религиозной точки зрения, есть четкие аргументы, почему чревоугодие считается грехом:
Когда человек переедает, упивается, он просто забывает о других людях, которые также нуждаются в еде и воде. К сожалению, мир устроен таким образом, что многие люди на планете вечно в поисках еды, они постоянно голодают, пищи не хватает на всех. Поэтому переедание расценивается как грех — каждый лишний кусок еды должен был предназначаться голодающим. Гедонизм. Данный термин подходит тем людям, которые целью своей жизни сделали удовольствие. При этом неважно, была то плотская утеха или лишний съеденный кусок мяса.
Люди, которые строго не придерживаются религиозных запретов, знают, что обжорство — крайне неприятно сказывается на физическом состоянии. Люди с большими животами живут значительно меньше и являются постоянными посетителями поликлиник и больниц.
Влияние страсти чревоугодия на душу человека
Прежде всего, чревоугодие – это мать, питательница и глава всех пороков. Это есть фундамент, на котором все пороки человеческие вскармливаются, питаются, возрастают и находятся под её покровительством. Без чревоугодия ни одна из страстей не может укорениться в человеке. Она обязательно стоит во главе всех пороков. Подвизаясь против чревоугодия, мы ослабляем и другие страсти. Но без чревоугодия, как сказал один из свв. отцов: пытаться победить другую страсть невозможно, это равносильно тому, что ты будешь сражаться с противником в темноте, т.к. чревоугодие их будет постоянно подпитывать.
Чревоугодие разжигает различные похоти, сластолюбие в человеке. Рождается возношение сердца, надменность, срамные сновидения, косность чувств, черствость души, забвение. Когда человек сыт, то «сытый голодному не товарищ», он ведет себя очень нагло, позорно и вызывающе. Так оно вызывает такое явление как – дебелость сердца. Т.е. окаменение сердца, оно становится неподвижным на добродетель, оно вроде бы стучит, работает, но в духовном плане оно мертвое. Оно более не способно воспринимать в себя Божию благодать.
Чревоугодие подрывает силы человеческой души и что очень важно, делает душу «плотской»
Как избавится от греха чревоугодничества
В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.
Пост
Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.
Постная пища
Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.
Читайте о постах:
Рождественский постВеликий пост Петров пост
Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.
Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)
Молитва дает силу
Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:
ленью;унынием;злословием;клеветой;ленностью;гневом;многословием.
Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.
Молитвы перед вкушением пищи
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитвы после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Против чревоугодия
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.
Против лености
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!
Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.
Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.
Молитвы перед едой
Маленькие советы от святых отцов
Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.
Тайная молитва для неумеренных в питании
(читается устно после молитвы на принятие пищи)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.
Молитва св. Иоанна Кронштадтского
Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.
Св. Алексию, человеку Божию
О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.
Святителю Игнатию Брянчанинову
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.
Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.
При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.
Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.
Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.
Православная Жизнь
Уныние – это сожаление о том, что всё происходит не так, как бы нам хотелось.
Чаще всего за драматическими обстоятельствами, в которые попадают люди, стоит уныние. Проблема в том, что некоторые считают, что от них в данном случае ничего не зависит, все симптомы (апатия, тревога, страхи, утрата способности чувствовать радость от жизни, негативизм мышления, «замёрзшие мысли», тоска, острое ощущение неспособности достичь желаемого и т. д.) имеют не внутреннее, а внешнее происхождение. Мало того, как и в случае со всеми другими страстями, люди поначалу услаждаются унынием, оправдывают его, считают защитным механизмом, любят себя в этом состоянии, хвалятся им, выставляют напоказ. И только потом, когда последствия становятся мучительными, а уныние превращается в хроническое заболевание, они ужасаются и пытаются выйти из него.
Преподобный Иоанн относит уныние к третьему разряду пороков. Эта страсть очень тесно связана с необузданностью чрева и происходящей от нее леностью и нечистотой телесной. Также причиной уныния и лености может быть многоглаголание. «Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия… Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия…». Поэтому подвиг против этих пороков преподобный поставил после подвига против многоглаголания.
Обратите внимание, что Лествичник практически уравнивает уныние и леность. В самом деле, уныние не только не позволяет человеку делать доброе, но, по выражению древних, есть мать всех пороков. Потому он говорит: «Уныние для инока есть его смерть». Этот недуг не менее смертоносен и для всякого христианина (см. 2 Сол. 3:6–12). «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании – лицемерно… Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина – всепоражающая смерть…».
Больше всего уныние боится молитвы. Движимый страстью уныния христианин может предпринимать (любые) добрые дела, лишь бы не молиться: «Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных; напоминает о Том, Который сказал: болен… бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25:36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушных».
Когда унылый человек все-таки понуждает себя стать на молитву, то «лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь от собеседования с Господом, как обротью, каким-либо благовидным предлогом».
Иногда уныние может маскироваться под физическое недомогание, которое исчезает во время трапезы и снова появляется во время молитвы: «Бес уныния производит трехчасовое дрожание, боль в голове, жар, боль в животе; когда же настанет девятый час, дает немного возникнуть; а когда уже и трапеза предложена, понуждает соскочить с одра; но потом, в час молитвы, снова отягощает тело; стоящих на молитве он погружает в сон и в безвременных зеваниях похищает стихи из уст».
Средства против уныния:
1) Молитва и нелицемерное послушание. «Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные (делания)», – утверждает преподобный Иоанн.
2) Жизнь и дружеское общение с другими людьми: «Общежитие противно унынию, а мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель, прежде смерти оно от него не отступит и до кончины его на всякий день будет бороть его. Увидев келию отшельника, (уныние) улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него». Но Господь тех, кто находится в одиночестве и мужественно претерпевает уныние, сугубо награждает: «Во время уныния обнаруживаются подвижники; и ничто столько венцов не доставляет иноку, как уныние». Побеждающие эту страсть во всем будут искусны, свидетельствует прп. Иоанн.
3) Воспоминание наших грехопадений («Плачущий о себе не знает уныния»), память смертная и воображение будущих уготованных нам благ; и частные – трудолюбие, рукоделие и молитва: «Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях, станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа…». Святитель Иоанн Златоуст видит самое надежное средство против уныния в добрых мыслях: «Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние». Примерно так же рассуждает об этой страсти преподобный Исаак Сирин: «Уныние рождается от парения ума, а парение ума – от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева».
4) Решительная победа над унынием может быть одержана только победою над недугом чревообъедения, от которого этот порок происходит и которым поддерживается, по мысли прп. Иоанна.
Интересно, что в отличие от других отцов Церкви Лествичник ничего не говорит о печали, которая может предварять страсть уныния и чаще всего связана с какой-то потерей или неоправданными ожиданиями. Как уже отмечено вначале, на языке медицины печаль и уныние называются депрессией. Так называемый нервно-психический фактор, который врачи видят в этимологии почти всех заболеваний, наиболее связан с депрессией. По-видимому, в древности правильный устрой и ритм монастырской жизни не давал повода инокам печалиться о каких-то потерях или неоправданных ожиданиях, в отличие от мирских людей. Иноки, отрекшиеся от мирских забот и привязанностей, могли подвергаться лишь радостотворной печали, о которой пишет святой апостол Павел: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор 7:10).
Четырнадцатая ступень: борьба с чревоугодием
«Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно и будучи насыщено вопиет: ‟Мало!”, будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: ‟Алчу”. Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другой. Заградил ли ты и сию, – иною прорывается и одолевает тебя. Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом», – рассуждает преподобный Иоанн.
Причиной чревоугодия, кроме многоглаголания, уныния и лени, о которых шла речь выше, является привычка, связанная с нашим естеством: «Почто вы, мне повинные, бьете меня досаждениями? И как вы покушаетесь освободиться от меня, когда я естеством связана с вами. Дверь, которою я вхожу, есть свойство снедей, а причина моей ненасытности – привычка; основание же моей страсти – долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти».
Чревообъедение – ужасный и унизительный порок в человеке, так как делает его малоспособным к любым занятиям, а более всего к занятиям благочестивым. Оно расслабляет и подавляет дух, делая из человека животного: «Кто ласкает льва, тот часто укрощает его, а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость».
Даже церковные праздники чревоугодник воспринимает лишь как удобное время для угождения своему чреву: «Жид радуется о своей субботе и о празднике, и монах-чревоугодник веселится о субботе и о воскресном дне; во время поста считает, сколько осталось до Пасхи, и за много дней до нее приготовляет снеди. Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему обогатиться… Время веселия и утешения пищей для совершенного есть отложение всякого попечения, для подвижника – время борьбы, а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств».
Кто болеет этой страстью, тот ищет любой предлог, чтобы разрешить свое воздержание от пищи: «Когда пришел странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством, и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино, и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти». Юным преподобный не советует пить вина, даже если это благословляют ему священники, ибо за этим гостеприимством может скрываться злая страсть: «Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение, а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти».
Чревоугоднику неизвестно умиление, так как пресыщение чрева иссушает слезные источники; неизвестны и непонятны высшие стремления духа к Богу, так как для невоздержного бог – чрево: «Насыщение чрева иссушает источники слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды».
Чревоугодие является причиной многих других страстей: «Начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объедение… Первородный сын мой есть блуд, а второе после него исчадие – ожесточение сердца. Третье же – сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние – самая лютая из всех страстей».
Невозможно победить похоть плоти тому, кто предается чревоугодию: «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить дух блуда, тот подобен угашающему пожар маслом… По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: ‟Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться”. Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями».
Одержимому страстью чревоугодия неизвестна чистая молитва, так как помысл невоздержного часто оскверняется нечистыми представлениями: «Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний». «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты». «Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали… Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся». «Если бывает разжжение плоти, то должно укрощать ее воздержанием во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет (чего, впрочем, не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда можем скрывать пред другими свое воздержание».
О тесной связи между чревоугодием, духовным расслаблением и блудной страстью рассуждает также преподобный Нил Мироточивый: «Многоядение не подкрепляет, но расслабляет; потому теперь мы и не можем так поститься, как древние отцы. Теперь люди берегут себя, как бы не простудиться и не повредить тела своего тленного, но чем больше берегут тело, тем больше оно истлевает. Да, берегут, но как берегут? Бережение их в прожорстве, чтобы обкармливать себя различными трапезными снедями и напитывать ими тело свое тленное. Но тленное тело их, вместо того чтобы откармливаться этими разными кушаньями, еще больше от них истлевает…. Обильная пища обращается у него в мужеское семя… Но кто ест с воздержанием, у того никогда не накопляется семени, не растлевается целомудрие. Не беднеет он кровию своею; бывает всегда телом светел и чист, всегда поэтому преизбыточествует кровию, т. е. не расходует ее даром, и никогда не грязнит души своей, т. е. блудными грехами. Неумеренным ядением и питием человек помрачает сердце свое и погубляет сердечную силу. Итак, сердечная сила человека погубляется обжорством, душа же этим самым удаляет благодать Всесвятого Духа, ибо человек, изливая семя свое, делается блудником, прелюбодействует, рукоблудничает, занимается малакийным свалением или лишь мысленною малакиею, т. е. услаждаясь блудными мыслями. От сего растления гибнет кровь в человеке, а страсть такую силу приобретает в нем, что ни горы, ни холмы не остановят ее, ни леса, ни чащи не воспрепятствуют. Но человек несчастный этого не замечает… Особенно же губительно прожорство и непощение для монаха, ибо этим прожорством он губит себя и спасение свое, сам того не замечая. Некоторые говорят: мы не можем поститься. По какой причине не в силах ты поститься? Знаешь ли, почему? Потому что не имеешь благодати Всесвятого Духа; ради этого и не в силах. Итак, понудь себя к посту, чтобы приобрести благодать Всесвятого Духа. Когда человек ест многоразличные яства, тело услаждается, но благодать отстраняется от него и сердце человека обмирает. Не может тогда человек поститься, ропщет, когда наступает постный день или Великая Четыредесятница. Чего ропщешь, несчастный человек? Постись и воздерживайся, если хочешь, чтобы в помощь пощению твоему пришла благодать Всесвятого Духа».
К разновидностям страсти чревоугодия (плотоугодия) можно отнести курение и пьянство. Доктор медицинских наук, священник из Санкт-Петербурга Георгий Григорьев утверждает, что среди двухсот самых страшных наркотиков мира третью позицию занимает алкоголь, а шестую – курение. По медицинской статистике, среди всех пьющих в зависимость не попадают лишь порядка 5%. В мире 3/4 людей не употребляют спиртные напитки: мусульмане, жители Китая, Индии. Пьют в основном люди с белым цветом кожи, а таких остается менее 20% в мире.
Наиболее действенные средства против недуга чревоугодия, на которые указывает преподобный Иоанн:
1) Память смертная. «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд, ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл.
2) Пост. «Не обманывайся, ты не можешь ни освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки – ненадмевающееся мудрование. Да соединится с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда бесы стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро души моей возвратится (Пс. 34:13)».
Преподобный пишет, что хотя пост и насилует наше естество, но затем дает здоровье телу и наслаждение многими добродетелями: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
Однако нельзя резко ограничивать себя в пище, ибо это может привести к различным болезням и унынию. «Это, – говорит преподобный Иоанн, – то же самое, как если бы кто-нибудь сказал, чтобы ребенок одним шагом взошел на самый верх лестницы». Он советует тем, кто ранее ел вкусно и разнообразно, благоразумный выбор рода и постепенное ограничение количества вкушаемой пищи: «Если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому противу хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и чрез скорое переваривание пищи избавиться от разжжения, как от бича».
Лествичник различает разные степени воздержания: «Одно воздержание прилично неповинным, а другое – повинным и кающимся. Для первых движения похоти в теле бывают зна́ком к восприятию особенного воздержания; а последние пребывают в нем даже до смерти и до самой кончины не дают своему телу утешения, но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума, а последние душевным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога».
3) Труды телесные. Телесное бездействие не располагает к обильному принятию пищи, более того, даже небольшое количество пищи не может перевариваться как должно, в результате чего человек становится тучным и расслабленным. Физический же труд производит обратное действие.
4) В борьбе с пьянством, кроме медикаментозного лечения, особенно важна молитвенная и моральная помощь ближних, а от курения преподобные старцы Оптинские советовали избавляться с помощью генеральной исповеди за всю свою жизнь.
Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ
Как избавится от греха чревоугодничества
В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.
Пост
Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.
Постная пища
Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.
Читайте о постах:
Рождественский пост Великий пост Петров пост
Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.
Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)
Молитва дает силу
Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:
ленью; унынием; злословием; клеветой; ленностью; гневом; многословием.
Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.
Молитвы перед вкушением пищи
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Молитвы после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Против чревоугодия
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.
Против лености
Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!
Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.
Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов. Молитвы перед едой
Маленькие советы от святых отцов
Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.
Тайная молитва для неумеренных в питании
(читается устно после молитвы на принятие пищи)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.
Молитва св. Иоанна Кронштадтского
Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.
Св. Алексию, человеку Божию
О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.
Святителю Игнатию Брянчанинову
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.
Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.
При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.
Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.
Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.
Что это такое?
Одна из восьми страстей, она является первой в списке. Чревоугодие — это пристрастие к вкусной и обильной пище. Говоря проще, зависимость от продуктовых изысков и лакомых блюд, уважаемых любителями вкусно поесть.
Страсть заставляет идти на нарушение постов, ибо очень сложно удержать себя в руках, когда на столе много яств, а на календаре — Великий пост. Особенно непросто в гостях, когда хозяева дома не постятся. Вот почему в пост нежелательно наносить праздные визиты неверующим друзьям и родственникам, ведь они наверняка пригласят к столу со скоромными блюдами.
Грех чревоугодия и его последствия
В допотопные времена феномен чревоугодия достиг стадии, когда вся земля растлилась «от человека до скота», и исчез в один миг от действия святого божьего вмешательства. Казалось бы, все, навсегда избавились от этого недуга, но он вновь появляется на арене жизни и демонстрирует свою силу. Нарицательное имя ему Содом и Гоморра. Теперь, уже в страшном огне, будучи испепелённым, грех чревоугодия нашёл свой покой в земле, более никогда не давшей никакой пищи.
Эта история хотя и продолжается, но не будет длиться долго. Евангелие от Матфея открывает нам тайну, которая была сокрыта от вечности. Господь, незадолго до Своих страданий, говоря о Своём возвращении в силе и славе великой, сказал, что как было во дни Ноя, женились, выходили замуж ели, пили, и не думали, пока небыли истреблены в водах потопа. Точно так будет и в Моё пришествие, — сказал Спаситель (Матфея 24:29–39).
Святой Лука, продолжая эту тему, записал господни слова в следующем изложении. Господь Иисус Христос, обращаясь к ученикам, сказал, что когда они увидят то сбывающееся, пусть знают: Царствие Божье приблизилось. Обращаясь далее к ним, предупредил о пресыщении едой и отягощения пьянством, и ради избавления их от внезапности тех событий, повелел им бодрствовать на всякое время и молиться (Луки 21:31–36).
Цена нерадивости учителей
Давайте сейчас подумаем вот о чём. Если мы ученики Христовы и продолжатели Его учения и хотим исполнить волю Его о распространении Царства Его здесь на земле, значит, мы должны быть приготовлены на всякое доброе дело и чтобы научились побеждать. Следовательно, пресыщение едой и отягощение пьянством не приведёт нас к правильному результату. Святой апостол Павел повелевает в таком случае исполняться Духом, вместо того, чтобы пьянствовать. Он говорит нам, подобно спящим, о некоем пробуждении и воскресении из мёртвых и освещении Христом: быть рассудительными, мудрыми и познавая волю Божью, поступать осторожно, ввиду лукавства времени (К Ефесянам 5:13–21).
Лично о себе Павел говорил, что он все может совершать в Иисусе Христе, Который его и укрепляет. Апостол научился голодать и насыщаться, быть в недостатке и в обилии. Претерпевал же такой подвиг он ради Царствия Божьего, чтобы достигнуть хоть некоторых из погибающих (К Филиппийцам 4:11–13).
В истории народа Божьего есть печальный опыт непослушания в плане пресыщения яствами и вином так сильно, что оставили Бога и презрели своё спасение. Они отучнели, потолстели, разжирели и стали руководимыми своим чревом. Таким образом, Израиль из богоугодных чад превратился в чревоугодника и, будучи помрачён разумом, стал приносить жертвы бесам (Второзаконие 32:9–17).
Новозаветные времена ничуть не изменили положение вещей. Почему Павел и учил святую церковь поступать по его образу, а не как враги креста Христова. Он приводил в пример многих, кто идёт в погибель, прославляя самих себя в сраме, ибо их бог — чрево. Все закономерно, «по-бесовски», — начавши мыслить о земном, они забыли, что их жительство на небесах; они должны были ожидать Спасителя своего, Который придёт и преобразит их немощь в славу. Но им надоело быть немощными и, не дождавшись Господа, решили сами преобразиться — по земному. Изменивши приоритет, христиане превратились в идолопоклонников, чревоугодников, кадящих собственным божкам.
Ещё один печальный и горький опыт. Со времён Моисея Господь ставит, как написано, священников по сердцу Своему, и одно из обязанностей этих избранных людей было принимать животных от народа для жертвоприношений. И вот, в период, когда Израилем правили судьи, служил один священник со своими сыновьями. Эти отроки, будучи не обуздываемые своим отцом, не знали Господа и были негодными для священнического дела. Не обладая выдержкой и терпением, не дожидаясь окончания ритуала, они бессовестно отрезали себе мясо от туш и жарили на сковороде, а также хватали вилкой мясо, которое варилось в казанах.
Впоследствии горе-сыновья были наказаны и Бог выразил по поводу этого своё отношение, сказавши отцу, что бесславящих божье имя ждёт посрамление. Если бы грех отроков был против людей, то с помощью молитвы можно ещё остановить этот процесс, но грехом оказалось действия против Бога. Они грубо попирали божье дело, толстея от приношений народа Божьего — Израиля (1 царств 2,3).
Похожая ситуация происходила и в начале церковного периода. Апостол Павел, собравшимся исполнить вечерю Господню, сделал замечание относительно нетерпежа, когда пища и вино расхватывались прежде, чем все сойдутся к столу. В результате этого, кто-то упивался, а кто и остался, вообще, ни с чем (1 Кор. 11:20–22).
Кто знает, как распространился грех пресыщения в первоапостольской церкви, не вмешался бы Павел с поучением.
Любое действо, связанное с принятием пищи, всегда требует особенной подготовки и строжайшей дисциплины. Это нужно делать до тех пор, пока все чувства не будут приучены навыком. Все было бы по-другому, научил отец своих сыновей культуре еды и правильному хождению пред Господом; но все они были уже достаточно испорчены из-за тучности своего ума и тела, чтобы принять хоть какое-то здравое учение. По всей вероятности, грех чревоугодия поразил не только сыновей, но и в первую очередь отца, потому как, написано, он был достаточно тяжёл, чтобы упасть с лошади и умереть на месте.
Общее влияние чревоугодия на человека:
- Чревоугодие губит и истребляет в человеке всё доброе – оно не оставляет в человеке ни крупицы добра.
- Чревоугодие делает человека – идолопоклонником. Свт. Василий Великий говорит: «Кто раб своему чреву – тот молится своему идолу». И как сказал Ап. Павел: «Бог их чрево». Все, кто не борется со своим чревом, – христиане только внешне, а внутри язычники.
- Чревоугодие лишает человека чистоты и непорочности.
- Чревоугодие сокрушает твердость добродетели, т.е. мы не можем устоять в добродетели, если подвержены этой страсти, она обязательно сокрушится. Помните пример с Прп. Иоанном Лествичником, как только он слышал звон колокола на трапезной, то бросал плач и бежал на обед.
Благодаря чревоугодию из веры Господа нашего Иисуса Христа, православие превратилось в религию. Мы превратили необъятное и непостижимое Божество в минимум: минимум поста, молитв, благочестия, минимум всего, через что мы должны восходить к Богу. Мы стали приходить в храм, чтобы исполнить то, что положено, и идем со спокойной совестью домой – это и есть религия, но отнюдь не вера. И, что самое ужасное, всех нас это вполне устраивает, за редким исключением. По-настоящему верующих людей – мало. В основном все люди религиозные. Почему многие переходят в ислам? Истинно верующий человек ничего не найдет в исламе, т.к. это начало, ислам – это вера Авраама. Это, то, с чего началось христианство. Но «языческие христиане», безусловно, находят для себя много нового в исламе, потому что они православие не постигли, но уже разочаровались в нем. Христианство призывает нас к совершенству, а мы к нему не стремимся, хотя все должны, т.к. это заповедь.
Сейчас бы я хотел вам привести схему пороков, которые происходят от греха чревообъядения, по учению о страстях Прп. Иоанна Лествичника. Конечно, это все условно, и они не отображают всей картины, т.к. никакой таблицы здесь не хватит, чтобы отобразить все пороки, которые происходят от этой страсти.
Прежде всего, это блуд, мирское или плотское мудрование, сластолюбие, нечувственность, окаменение сердца или жестокосердие, ложное благочестие, отчаяние, смехотворство, смех безвременный, многоглаголание, прекословие, высокомерие, хвастовство, непослушание, кощунство и, как его вид, острословие, дерзость, леность, жестоковыйность, миролюбие и человекоугодие, от которого происходят весьма пагубные деяния в нашей с вами жизни – это подлость, коварство, интриги и клевета.
Итак, чревоугодие – это глава и питательница всех страстей, оно одурманивает человека и делает, фактически, животным, т.е. человек «скотоподобится». И поэтому все свои усилия христианин должен бросить на существенное ограничения этой страсти, чтобы Христос мог снять покрывало плотского мудрования с очей нашей души. Для этого необходима духовная борьба.
Всякое духовное делание сегодня должно сопровождаться чтением святоотеческих трудов, обязательно. Для тех, кто философски образован, такие отцы, как Блж. Августин, люди без богословского образования могут спокойно читать Свт. Феофана Затворника или Свт. Игнатия Брянчанинова. Они писали именно для простых людей. Это необходимо, т.к. творения свв. отцов для нас играют решающую роль, для того чтобы делать коррекцию наших мозгов, потому что это заставляет нас переосмыслить нашу жизненную позицию по многим вещам. Конечно, это необходимо для того, чтобы укорениться в добродетели, чтобы приобрести некоторую привычку в ней. Кто хочет жить верою, духовной жизнью, нужно читать свв. отцов, которые писали о духовной жизни. Без этого спастись просто невозможно, т.к. без этих наставлений мы с вами и понять-то не сможем, куда нам двигаться, чтобы достичь совершенства.
Как избавится от греха
Справится с поставленной задачей не так уж и просто. В большей части данное решение зависит от человека. Если он поставит для себя такую задачу, то он ее достигнет. Немаловажным есть еще и поддержка окружающих. Помните, что если Вам будут говорить, что Вы справитесь, то так и будет. Это не так то просто, как многим может показаться изначально. Стоит приложить немало усилий.
Как избавиться от греха чревоугодия? В подобном аспекте важно понять для самого себя то, что все, что мы делаем, окажет результат не только на нашем внешнем виде, но и на внутреннем состоянии. В случае с едой, определении причины, которая приводит к подобному вожделению, может помочь справится. Не стоит думать, что постоянными перекусами и жеванием всего, что есть под рукой, можно наладить Вашу жизнь. Это совершенно не так. В некоторых случая итог будет абсолютно противоположный.
Все это говорит о том, что стоит задуматься над приемом пищи таким образом. Пересмотрите Ваши взгляды на данный процесс и все может нормализоваться. Постарайтесь найти гармонию между своим духовным и физическим состоянием. Обратитесь за помощью к Господу и он не оставит Вас наедине в данной ситуации.
Пусть хранит Вас Господь!
Влияние на дух человека.
Хотя дух и ум – это приблизительно одно и то же, хотелось бы сделать небольшое разграничение:
- «Чревобесие – есть прогнание Св. Духа от человека»,
- Чревоугодие прогоняет молитву. Человек становится совершенно, неспособен к молитве. Многие думают, что молитва – это удел монахов, а нам достаточно и добрых дел, мы еле-еле правило вычитываем. Видите, как прочно уже сидит это в нас, мы уже даже не замечаем, что это «плотское мудрование».
- Чревоугодие лишает человека пламенности и ревности о Боге, т.е. дух человека затухает и становится «теплохладным», т.е. мертвым, безразличным к своему спасению. Это самое страшное и опасное состояние человека.
Мнение религии о правильном питании
Мысли Святых Отцов
В последнее время люди все чаще стали совершать этот грех. Для многих еда стала своеобразным культом: они вечно говорят о ней, добавляют множество пряностей и специй.
Как говорит Филарет, митрополит Московский: «Чревоугодие — идолопоклонство, потому что грешники ставят свое удовольствие выше всего остального, для них богом является их же чрево, а это ничто не иначе как идол».
Анатолий Великий также считает, что чревоугодники являются идолопоклонниками, ведь во второй заповеди говорится: «Не сотвори себе кумира», а в реальности многие люди являются сильнейшими кумирами еды.
Авва Дорофей считает, что есть две разновидности чревоугодия. В первом случае люди не стремятся употреблять много пищи, но они добавляют много пряностей, которые сильно усиливают ее вкус. Человек долго удерживает ее во рту и пережевывает по причине приятного вкуса, не решаясь ее проглотить. В православии такая разновидность чревоугодия называется гортанобесием.
Второй случай чревоугодия — чревобесие, когда люди желают есть много. При этом им не сильно важно, хорош вкус еды или нет. Они просто заботятся о том, чтобы как можно сильнее набить свое чрево.
Привила употребления пищи
Многие из вас уже наверняка поняли, как не нужно питаться, но теперь следует разобраться, как же нужно употреблять пищу, чтобы не стать чревоугодником. Святые отцы сообщают что:
Не стоит говорить, что уже ничего не поменять. Если вы осознали, что питались неправильно, это означает только одно — все еще можно исправить; В повседневной пище не нужно использовать специи и пряности, но их можно добавлять при празднованиях; Отказаться от сладостей; Отказаться от жирной еды; Прекращать прием пищи нужно, когда голод бы удовлетворен, но еще немного хочется есть; Когда происходит процесс употребления пищи, нужно хранить молчание. Во время разговора человек может съесть намного больше нужного.
Достаточно мало людей, которые придерживаются правильного питания. Однако Бог всех прощает. И если вы осознали, что вели себя неправильно, то еще не все потеряно.
Какой круг ада уготован чревоугодникам?
В писании говорится, что за нарушение смертных грехов человек попадает в один из кругов Ада. Верующие мечтают избежать такой участи и молят о прощении у Господа, просят его дать им сил бороться с человеческими страстями. Другие пытаются понять, кто будет охранять их «спокойствие» после смерти, на какой круг темной обители они попадут. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)
Ответы на все эти вопросы вы найдете в церковной литературе или «Божественной комедии» Данте. В ней говорится о существовании девяти адовых кругов. Каждый из них посвящен своим «героям», чтобы люди после смерти не передавали друг другу грехи и не склоняли к совершению новых.
Чревоугодники «живут» в третьем круге. На его территории постоянно идет дождь, а души умерших утопают в лужах грязи.
Сторожит их демон Цербер, держащий их под своей лапой. Наказание Господь для них выбрал такое – они гниют под дождем.
Сопутствующие «друзья» чревоугодничества
Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)
Чревоугодничество сопровождают:
Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.Чем опасно перееданиеСтыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз. Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.
Молитвы в помощь страждущему:
Молитва Матроне Московской для похуденияПравославные молитвы для похудения и от чревоугодия
Сопутствующие «друзья» чревоугодничества
Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)
Чревоугодничество сопровождают:
Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти. Чем опасно переедание Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.
Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.
Молитвы в помощь страждущему:
Молитва Матроне Московской для похудения Православные молитвы для похудения и от чревоугодия