«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении. Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство. Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.
Сын человеческий
Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя. Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира – именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим. Иисус – раб Божий, Христос – сын Божий.
Раб или сын
По еврейским понятиям в слове «раб» не было ничего унизительного, так называли работников в доме, к которым относились порой, как к членам семейства. Если римские рабовладельцы не считали своих слуг за людей, то евреи относились к ним полностью противоположно. По субботам рабовладелец обязан был освободить прислугу от работы, ведь по законам иудеев работать в этот день грех.
Читайте о православной вере:
Апостол Павел о любвиПравославная красная нить из ИзраиляКак узнать, кто мой святой покровитель
Господь послал Сына Своего на смерть ради людей, чтобы они, исполняя заповеди и веруя в Искупительную Кровь, могли войти в Царство Божие.
Грешный человек оставляет свою прошлую жизнь, подчиняет себя воле Божьей, живя по Его законам. При этом он теряет мирскую свободу, открывая для себя богатства Небес. В отношении подчинения мы — рабы Бога, но в трудные минуты каждый христианин может обратиться к Всевышнему, как к Отцу, автоматически становясь Ему сыном или дочерью.
Важно! Перейти от раба к сыну может каждый, это определенный период общения христианина со Святой Троицей.
Сам Иисус, когда говорил о тайной молитвенной комнате, учил обращаться к Творцу, как к Отцу — «Отче наш».
Если в человеке живет только Божий страх, тогда он будет делать все хорошо, правильно, но без особой радости. Это рабство ради спасения, слава Богу, что и таким путем многие люди приходят к вечной жизни. Сын Божий, неважно, православный или католик, радуется общению с Отцом и Спасителем, он слышит Духа Святого и знает свои права в духовном мире.
Молитва к Богу
Сын Божий обладает полной свободой от греха:
лжи и лицемерия;сребролюбия;поклонения другим богам;блудодеяния;воровства;неуважения родителей.
В письме Римлянам апостол Павел произносит противоречивую с точки зрения обычных людей фразу, что только освободившись от греха, можно стать рабом Богу. (Рим. 8:22) Свою мысль Павел продолжает в послании коринфянам, подчеркивая, что за каждого христианина заплачена огромная цена, поэтому не стоит опускаться снова в рабство греха. (1Кор.7:23)
Ефесская церковь также получила наставления по поводу рабства Господнего, где сказано, что волю Творца могут исполнять рабы Иисуса. (Еф. 6:6)
Святой Иоанн, после пребывания в Небесном царстве, в «Откровении» (Откр. 19:5) пишет повеление, что все рабы Бога могут хвалить Его.
Теперь мы видим, что быть слугою Творца, отдаться в рабство Иисусу — большая честь и награда.
О Библии:
15 интересных фактов о БиблииКак правильно читать Библию и с чего начатьКто такой Иуда Искариот в Библии
Христиане – рабы Всевышнего
Что значит раб Божий? При упоминании слова «раб» возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений слова «раб» означает человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.
Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово «раб» и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.
«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» – говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы – они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.
Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или слабость?
иерей Виктор Флах
Оглавление
- «Что же значит быть рабом Божиим?»
- К вопросу о силе и слабости
- Что говорится в Священном Писании о понятии «раб Божий»
- Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей
- Как описывается положение раба Божия в Евангелии
- Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству
- Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?
- Что же вне Царствия Божия и подданных Великого Царя – рабов Божиих?
Современные новые язычники считают христианство – религией слабых, говорят, что быть рабом Божиим унизительно и недостойно человека. Почитая своих идолов – бездушное солнце, перуна и др. языческих идолов, они гордо заявляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впрочем последнее утверждение вполне понятно – языческие боги никого и никак не кличат, ведь они не могут разговаривать, т.к. являются неодушевленным творением.
Итак, стыдно ли – признавать над собой владычество Единого Всеблагого Несотворенного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах современного нового язычника, говорящего: «я не раб Бога, хоть Он и Владыка и Творец всей Вселенной, имеющий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?
Прежде чем ответить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или слабость?», подумаем: а что означает быть рабом Божиим? Для наглядности, рассмотрим как аналогию некоторые примеры рабства среди людей. Если человек стал рабом другого человека, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозяина. А хозяева рабов, как мы знаем, могли иметь разные социальные статусы. Один хозяин мог быть простым сапожником. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапожника, да иногда и просто знатные люди по положению были ниже царского раба. И кто посмел бы тронуть раба царя, оскорбление и обида царского раба – это вызов и унижение самого царя. А кто сможет сравнить статус и величие царя земного с величием Владыки всего мира, на Которого не смеют взирать и святые ангелы, но закрывают лица свои от сияния славы Великого Царя.
Из этих размышлений мы видим, что быть рабом Божиим – большая почесть.
«Что же значит быть рабом Божиим?»^
Быть рабом – значит работать на своего господина. А если человек – раб Всеблагого, Премудрого, Единого Несотворенного Бога, то что является предметом его работы, на что он работает? А работает он на саму Истину, на саму Любовь, на Праведность, на Вечность и награду поэтому он получает вечную.
Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или унизительна?
И напротив, если человек не является рабом Божиим, то он тоже работает, но на другого господина. Работает он на неправду, на свое чрево, на поиск удовольствий, на удовлетворение своих страстей. Поэтому, те кто считают, что они никому не рабы. Говорят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуждаются, они рабы прежде всего своих грехов, угождая своим страстям, они являются рабами бесов и самого диавола. Поэтому и Господь таким людям говорит: «Отойдите от Меня все работники неправды, не знаю вас».
К вопросу о силе и слабости^
Человек сам по себе очень слаб, он не может выдержать даже столкновения с автомобилем, не может прожить без воздуха и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несотворенный Бог самодостаточен, Он имеет все совершенства, которые только может помыслить наше сознание: Он не имеет возраста, т.к. пребывает вне времени и является его Творцом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам является Источником жизни для всего, Он не может постареть или измениться, к совершенству невозможно ничего добавить и ничего убавить. И простой человек, раб Высочайшего Царя, становится причастным бесконечной Его силе. Поэтому раб Божий – сильный человек, т.к. источник его силы не в нем самом а в бесконечном Несотворенном Боге. Как человек может быть причастным Божественной силе? Рассмотрим примеры. Посмотрим на Давида и Голиафа – кто из них сильнее? Очевидно, что хрупкий и кроткий Давид с Богом намного превосходит в силе великана Голиафа. А какой источник силы имел Самсон, Георгий Победоносец, или наш богатырь Илья Муромец? Св. прп. Максим исповедник, говорит: «Я да Бог – это уже большинство, причем подавляющее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмотрим на православных мучеников – победили они или проиграли? Чего добились от них мучители? Смогли ли они силой и пытками заставить православных мучеников отречься от Христа и принести жертву идолам? Кто был источником их твердости и мужества? Из мученических актов мы знаем, как множество мучителей избивая христианина палками, в изнеможении падали от усталости, – не хватало сил, а мученик оставался твердым и непреклонным, потому что источником твердости и мужества мученика была неисчерпаемая сила Христова. Кто оказался сильнее: мучитель-язычник, или мученик христианин? И мучители, видя силу Божию, изобильно действующую в святых мучениках – сами объявляли себя христианами, обрекая себя на смерть телесную и получая нетленный мученический венец и нетленную награду от Великого Царя царей Христа.
Итак второй наш вывод: раб Божий – это сильный человек, а источник его силы не в накачанных мышцах, а в Бесконечном и Несотворенном Боге.
А можно ли сказать и про диавола, что он раб Бога? Да, можно, только он непокорный раб, упрямый, чья выя тоже преклонится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Христовым, а после выброшен в озеро огненное.
Что говорится в Священном Писании о понятии «раб Божий»^
Необходимо сперва сказать о характере нашего Господина, Царя неба и земли, Творца всей Вселенной, Царя ангелов и всех святых.
Из рассмотрения примеров рабства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь различные нравственные характеристики. Один хозяин может быть добрым, великодушным, честным… А другой хозяин может быть злым, завистливым, блудником, пьяницей, скупым, сребролюбивым.
Какого Царя почитаем мы: – Творца Вселенной, Единого Несотворенного, Всемогущего, Премудрого, Совершенного Бога, Который совершен во всем. Совершенство не может быть в чем-то ущербным, оно не может измениться. Весь мир и само время имеет начало, а причина начала – Безначальный, Тот, кто никогда не начинался. Он нас сотворил, и Он один достоин почитания. Не безумие ли, если Божие творение (человек), вместо своего Творца начнет прославлять, обожествлять другое творение, причем неодушевленное? (О совершенствах же Творца Вселенной поразмышляем еще отдельно более подробно).
Мы кратко сказали о характере и совершенствах нашего Царя. Необходимо осознавать, что и рабы могут иметь различные нравственные характеристики. Они могут быть добрыми или злыми, верными или нерадивыми.
Как описывается положение доброго, верного «раба Божия» в Евангелии? Рассмотрим отношения Господина нашего Царя и рабов Божиих, как они описаны в Евангелии.
Господь говорит о бодрствующем рабе так: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. Истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им». (Лк.12:23–48).
Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4–7). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?
Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.
«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. Лопухин).
«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: — Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: — Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». (Лк.12:23–48).
(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).
«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», — и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк.12:23–48)
Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей^
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15–27).
«Я — пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я ‑пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». (Ин.10:11–18).
В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).
Как описывается положение раба Божия в Евангелии^
Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». (Флп.2:7)
Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, — опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).
Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.
Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба — не признак, а норму раба. Слово: раба — употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба — естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим — приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный — начинается; вездесущий — определяется местом, вечный — проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный — возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий — питается и содержится Другими; всеведущий — не ведает; всемогущий — связывается; источающий жизнь — умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. Феофан Затворник.
Итак, Христово самоуничижение — самое прекрасное проявление любви (1Ин.4:10). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (2Кор.8:9), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (Евр.4:15, 5:7–8), переносил страдания по человеческому естеству (Лк.4:2), во всем уподобившись человеку кроме греха (Евр.4:16), испытал богооставленность (Мф.27:46), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1Пет.2:24) и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (Лк.9:23), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.
Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству^
Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.
Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Еф.6:12).
Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Еф.6:14).
Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15–27)
Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?^
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).
«Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души». ?
Господь говорит: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)
А где Христос? – одесную Бога Отца. Видите на какую высоту возведены рабы Божии?
Что же вне Царствия Божия и подданных Великого Царя – рабов Божиих?^
«А вне – псы (т.е. гомосексуалисты) и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (т.е. работающий на неправду)». (Откр.21:8)
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22:15)
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9).
Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.
Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия — Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!
***
Рабство социальное и духовное
Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.
Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и милостыня. Это даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.
Рабство и свобода
Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви – свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы – смерть.
Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное – ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть – Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является «умру», для него – «воскресну». Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.
Освободитель
Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода – рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста. Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36). Рабство у Антихриста, свобода во Христе – вот предстоящий выбор человечества.
Что сказано в Библии
Так все-таки человек – раб Божий или сын Божий? Понятие «раб», пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В Древнем Израиле рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.
Раб Божий в Древнем Израиле – это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.
Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.
В Евангелии Христос рассказывает притчу о винограднике. Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.
Достоинство человеческой личности
протоиерей Александр Глебов
Современное общество высшими ценностями считает жизнь и достоинство человека, что касается жизни – всё понятно. Тут церковь занимает передовые позиции, защищая ребёнка даже в утробе матери, а вот с достоинством не всё так просто. Возникает вопрос – почему верующие люди называют себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь достоинство?
Дело в том, что наш разговорный язык очень отличается от языка Священного Писания, а такое понятие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наиболее древней её части, которая называется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и пророков Израиля. Называя себя «рабами Божиими», цари и пророки Израиля тем самым свидетельствовали, что они более никому не подвластны, они не признают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Евангелии есть такая притча: о злых виноградарях. Там рассказывается о том, как господин насадил виноградник, призвал рабочих работать в этом винограднике, возделывать его, и каждый год он присылал к ним своих рабов, чтобы те посмотрели за работой, приняли отчетность. Этих рабов работники виноградника прогоняли, тогда он прислал к ним своего сына, сына они убили и после этого господин виноградника уже выносит свой суд. Так вот – обратите внимание – работают в винограднике не рабы, а наемные рабочие, а рабы представляют господина – это его доверенные лица, они сообщают волю господина рабочим. Этими рабами были пророки Израиля, которые сообщали волю Божию людям. Через пророков с людьми говорил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высокий титул, который указывал на особые отношения между Богом и человеком, на особый духовный статус человека.
Сегодня в подобном смысле «раб Божий» содержится, пожалуй, только в титулатуре римского понтифика. Среди многих наименований Римского Папы, а это: и наместник Иисуса Христа, и преемник князя апостолов, патриарх запада, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх города-государства Ватикана и так далее. И вот заканчивается этот длинный перечень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым римский епископ как бы тоже указывает на свое исключительное положение, на свой исключительный статус в мире.
В Новом Завете титул «раб Божий» получил более широкое распространение, рабом Божьим стал называть себя каждый христианин, каждый крещеный человек, и многих людей, действительно, это шокирует. Но в нашем сознании, раб – это такое бесправное существо, закованное в цепи, и люди говорят – мы не хотим называть себя рабами, мы свободные граждане, да, мы верующие люди, но называть себя рабами мы не согласны! Если вдуматься, то рабом Бога в том смысле, в котором мы себе представляем рабство, быть просто невозможно, ведь рабство – это насилие над человеческой личностью, ну а Бог никого ни к чему не принуждает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то подчинять – она абсурдна, потому что это будет противоречить замыслу Божьему о человеке. Ведь Бог сотворил человека совершенно свободным и человек хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – исполняет то, что ему Бог говорит, а хочет – не исполняет то, что Бог ему говорит. Вот помните, в притче о блудном сыне – сын подходит к отцу и говорит ему: «Дай мне полагающуюся часть моего наследства, и я от тебя ухожу». И отец не препятствует, он даёт ту часть наследства, которая была положена младшему сыну и тот уходит. И вот сегодня, как и во все времена, масса людей отворачивается от Бога и уходит от него, и Бог их никак не принуждает быть с Собой, Он никак их за это не наказывает. Он бережно относится к человеческой свободе, поэтому о каком рабстве тут вообще может идти речь? Вот кто действительно порабощает человека, так это дьявол. Человека порабощает грех и, однажды попав в орбиту притяжения зла, человеку бывает сложно выбраться из этого порочного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей собственной жизни – как сложно бывает преодолеть грех. И ты в нем раскаиваешься, ты приносишь покаяние, ты понимаешь, что этот грех мешает тебе жить, что он приносит тебе страдания, но вырваться вот из этих когтей дьявола у человека далеко не всегда получается. Только с помощью Божьей. Только милость Божия может вырвать человека из власти греха. Вот я приведу пример. Конечно, пример этот крайний, но зато он всем понятный. Посмотрите на наркомана – он ведь и рад бы стать здоровым человеком, он понимает, что эта болезнь ведет его к страданию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сделать не может! Это самый настоящий раб, скованный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он исполняет волю своего хозяина, он исполняет волю своего господина, он исполняет волю дьявола. И вот в этом смысле, посмотрите, от Бога человек может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не препятствует, а вот вырваться от дьявола бывает очень-очень сложно!
Конечно, титул «раб Божий» – он используется только в сакраментальной жизни Церкви, в таком простом человеческом общении мы друг друга не называем рабами Божьими. Допустим, на службе я не говорю своему алтарнику: «Раб Божий Владимир, дай мне кадило», я его называю просто по имени. А вот когда совершаются церковные Таинства, то тогда мы добавляем вот этот титул «раб Божий». Например, «крещается раб Божий такой то», «причащается раб Божий такой то». Или молитва о здравии, или за упокой – тоже перед именем добавляется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть свидетельство веры этого человека в Господа Иисуса Христа и его намерения исполнять то, что Бог велит, потому что без веры человека и без его намерения следовать тому, что ему говорит Господь, любое Таинство будет профанировано.
Но вот, что еще важно понимать – раб Божий – не отражает сущность наших отношений с Богом, ведь через Боговоплощение Бог стал человеком, Он стал одним из нас, Он называл нас своими братьями, более того Он говорит: «Я не называю вас уже рабами, Я называю вас своими друзьями». Христос научил нас обращаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – говорим мы в молитве. И между членами семьи есть обязательство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небесному Отцу проявляем тем, что служим Ему, исполняя Его заповеди. Как об этом сказал Сам Господь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблюдать заповеди Мои!» Раб Божий, значит, служитель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Свобода, то человек, дерзающий называть себя «рабом Божиим», должен понимать, что это обязывает быть его не служителем дьявола, не рабом греха, а служителем любви, истины и свободы. И вот в чем здесь ущемление человеческого достоинства я, честно говоря, понять не могу!
В молитвах, когда верующие люди произносят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не унижение – сравнивать человека со свиньей? Я вот знаю такой пример про Льва Толстого, который в книге «Псалтирь» на полях напротив фразы: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила мать моя», написал: «Но это уже слишком!» И сегодня сравнение со свиньей, смирение, послушание, наименование рабами – является неким порогом, который просто невозможно перешагнуть, чтобы войти в храм.
Давайте пока смирение и послушание оставим в стороне, а вот поговорим о словах этих молитв, которые кому-то, может, кажется, задевают их достоинство. Ведь все эти молитвы, о которых Вы сейчас сказали, они носят покаянный характер, а когда человек в чем то раскаивается, когда он сокрушается, то он не только в молитве, он в повседневной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, наказывать самого себя за тот проступок, который ты сам совершил. Иногда эти действия сопровождаются сравнениями с животными, прямо скажем, не с самыми благородными. То, что касается пятидесятого псалма, то он так и называется – покаянный псалом и очень широко используется в молитвенном правиле. Давид написал этот псалом после того как пророк Нафан обличил его в двойном преступлении – в убийстве человека и в воровстве чужой жены. И вот, осознав то, что он совершил, придя в ужас от содеянного, Давид пишет этот пятидесятый псалом и в частности эти слова, которые столь смутили графа Толстого: «В беззакониях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это покаянное сокрушение конкретного человека в его конкретной жизненной ситуации ни в коем случае нельзя воспринимать как позицию христианской церкви на вопросы зачатия и рождения ребенка. Конечно, человек зачинается не в беззаконии и рождается человек не в грехе. Зачатие и рождение – это заповедь Божия, это благословение Божие, а уж никак не грех!
Насколько я понимаю, мы не должны буквально воспринимать Священное Писание, в данном случае книгу «Псалтирь»?
А: Когда мы читаем «Псалтирь», то мы должны иметь в виду, что это определенный литературный жанр, это древняя еврейская поэзия. И в «Псалтири» содержится всё, что присуще этому жанру: и образность, и преувеличение, и эмоции. Псалмы люди писали по разным поводам – это и благодарение Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и покаяние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Священно Писание, мы должны четко разделять: где там слово Божие, а где там человеческие эмоции.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
***
Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета
Понятие «раб Божий» появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.
Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры. Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.
Как объясняет церковь
Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.
Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.
Господь всегда с Вами!
Роль женщины в Новом Завете
“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие «раба Божия». Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.
Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.
Церковь о понятии «раб Божий»
Люди, читая словосочетание «раб Божий» делают ударение на первом слове, священнослужители акцентируют внимание на втором.
Раб принадлежит одному хозяину, который о нем полностью заботится. Над Божьими людьми не может иметь власти никто, кроме Бога, Иисуса и Святого Духа. Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным, только вера и исполнение заповедей открывает двери новой жизни.
Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным
В послании Римлянам (Рим.8:16-20) апостол Павел подчеркивает, что человек сам отдает себя в рабство и при этом выбирает хозяина. Когда господином христианской жизни становится Иисус, в нее приходит Божия благодать и благословение.
Иисус через апостола Павла говорит, что придет время, когда на рабов Божьих изольется Дух Святой. (Деян. 2:18) Павел не написал, что Святой Дух придет только на учеников, он подчеркнул, что эта благодать дастся тем, которые отдали себя в духовное рабство Спасителю, оделись в светлые одежды небесной чистоты.
Духовное рабство в этом случае подразумевает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, покорность и смирение. Дух Святой никогда не опустится там, где есть бунт и нечистота.
Во время католической службы священник часто называет прихожан как рабами, так и детьми Божьими.
Дева Мария, услышав весть о своей беременности, назвала себя рабой, той, которая отдается во власть своего господина с покорностью и благодарностью. (Луки 1:38)
В Новом Завете все апостолы называли себя рабами Божьими, так что попасть в рабство к Иисусу — высшее благословение. В Библии встречается слово «Doulos», которое означает:
раб;слуга;подданный.
Три этапа возрастания. Слуга Господа нашего Иисуса Христа служит своему Господину, выполняя Его повеления, становясь прообразом Его рук, помогая людям.
Иисус ради грешного человечества надел на Себя грязные одежды греха и рабства, унизился ради любви, сошел в ад, уподобившись человеку. (Фил. 2:6 −8)
Истинное верующее сердце будет стремиться подражать Спасителю, с честью называясь рабом Божьим.
Есть рабы по закону, есть — по любви. В 15 главе евангелия от Иоанна написано, что Иисус уже не называет учеников рабами, а обращается с ними, как с друзьями, передавая им все, «что слышал от Отца».
Иисус Христос называет учеников не рабами, но друзьями
Люди, считающие себя христианами, но не желающие преображаться в Его образ, познавать Его волю, навсегда остаются рабами по духу, но это не раб Своего Повелителя, желающий вырасти до состояния друга, сына, наполнившись новой степенью взаимоотношений.
Сын имеет власть в доме своего отца, он обладает правом на наследство.
Раба на молитве
Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица. Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире. Игнатий Брянчанинов говорил, что правило (молитвенное) существует для человека, а не человек для правила.
Употребление термина в мирской жизни
Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.
Обращения «товарищ» во времена Советской власти или «господа» в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов «раб Божий» должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.
Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов «раб Божий» следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета «раб Божий» имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.
Новое в блогах
РАБЫ — НЕ МЫ…
Письмо читателя
Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство — религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог — это любовь». А с другой стороны — апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного, бесправного раба?
И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне одобрялось Церковью, а когда оно исчезло — то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.
Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается — любовь к людям и к своему Богу — и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите? Александр, г. Клин Московской области.
Весьма своеобразна версия определения слова «раб» в подаче некогда всенародно любимого писателя — сатирика — юмориста, а ныне историка — родновера и лингофрика Михаила Задорнова. Фрагмент интервью Д. Гордону для Первого канала Укр. ТВ.
«…Раб божий обязательно нагадит, когда выезжает на шашлыки и обязательно за собой не подберет. Сын божий этого не сделает, потому что Папа (!) создал мир и я папе гадить не могу. Никто не идет в отцовскую комнату гадить кроме Хама…»
Публика радостно ржет и счастлива,
РАБСТВО В БИБЛИИ
Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы… Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей… Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить…
Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.
Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама — отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.
Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).
Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).
Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.
РАБСТВО ЛЮБВИ…
Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное — современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая — иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».
Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает своерелигиозное чувство.
И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человексам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи — Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он — Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе.
Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.
Социальное рабство — это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя «рабами Божьими», но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями…» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.
КТО ОТМЕНИЛ РАБСТВО?
И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа – равны передГосподом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.
Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары — те, кто жил за пределами ойкумены — по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое — Освенцим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине — о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.
Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга — Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну — Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви — не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства — сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила — медленно, но верно.
И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей принял «образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?
Свидетельства рабов Божьих
«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.
Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?
Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:
«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.
Михаил»
Отвечаем:
Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:
Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.
Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).
Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.
Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.
Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».
Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»
Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.
Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).
Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:
Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.
Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.
Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).
И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.
Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция
В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:
Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).
Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).
Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.
Рабы в Царствии Небесном
Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).
Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном
Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:
Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.
Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.
Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.
Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.
И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.
Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность