Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении. Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство. Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Сын человеческий

Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя. Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира – именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим. Иисус – раб Божий, Христос – сын Божий.

Раб или сын

По еврейским понятиям в слове «раб» не было ничего унизительного, так называли работников в доме, к которым относились порой, как к членам семейства. Если римские рабовладельцы не считали своих слуг за людей, то евреи относились к ним полностью противоположно. По субботам рабовладелец обязан был освободить прислугу от работы, ведь по законам иудеев работать в этот день грех.

Читайте о православной вере:

Апостол Павел о любвиПравославная красная нить из ИзраиляКак узнать, кто мой святой покровитель

Господь послал Сына Своего на смерть ради людей, чтобы они, исполняя заповеди и веруя в Искупительную Кровь, могли войти в Царство Божие.

Грешный человек оставляет свою прошлую жизнь, подчиняет себя воле Божьей, живя по Его законам. При этом он теряет мирскую свободу, открывая для себя богатства Небес. В отношении подчинения мы — рабы Бога, но в трудные минуты каждый христианин может обратиться к Всевышнему, как к Отцу, автоматически становясь Ему сыном или дочерью.

Важно! Перейти от раба к сыну может каждый, это определенный период общения христианина со Святой Троицей.

Сам Иисус, когда говорил о тайной молитвенной комнате, учил обращаться к Творцу, как к Отцу — «Отче наш».

Если в человеке живет только Божий страх, тогда он будет делать все хорошо, правильно, но без особой радости. Это рабство ради спасения, слава Богу, что и таким путем многие люди приходят к вечной жизни. Сын Божий, неважно, православный или католик, радуется общению с Отцом и Спасителем, он слышит Духа Святого и знает свои права в духовном мире.

Молитва к Богу

Сын Божий обладает полной свободой от греха:

лжи и лицемерия;сребролюбия;поклонения другим богам;блудодеяния;воровства;неуважения родителей.

В письме Римлянам апостол Павел произносит противоречивую с точки зрения обычных людей фразу, что только освободившись от греха, можно стать рабом Богу. (Рим. 8:22) Свою мысль Павел продолжает в послании коринфянам, подчеркивая, что за каждого христианина заплачена огромная цена, поэтому не стоит опускаться снова в рабство греха. (1Кор.7:23)

Ефесская церковь также получила наставления по поводу рабства Господнего, где сказано, что волю Творца могут исполнять рабы Иисуса. (Еф. 6:6)

Святой Иоанн, после пребывания в Небесном царстве, в «Откровении» (Откр. 19:5) пишет повеление, что все рабы Бога могут хвалить Его.

Теперь мы видим, что быть слугою Творца, отдаться в рабство Иисусу — большая честь и награда.

О Библии:

15 интересных фактов о БиблииКак правильно читать Библию и с чего начатьКто такой Иуда Искариот в Библии

Христиане – рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова «раб» возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений слова «раб» означает человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово «раб» и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» – говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы – они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Почтенно ли быть рабом Божиим? Сила в этом или сла­бость?

иерей Виктор Флах

Оглав­ле­ние

  • «Что же значит быть рабом Божиим?»
  • К вопросу о силе и сла­бо­сти
  • Что гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о поня­тии «раб Божий»
  • Любовь Царя Небес­ного к Своим рабам. Мера любви Божьей
  • Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние раба Божия в Еван­ге­лии
  • Раб Божий – это воин Хри­стов и усы­нов­лен­ный сын Бога Отца, соте­лес­ник Христа – Бога по есте­ству
  • Что же ожи­дает рабов Божиих, что им уго­то­вано?
  • Что же вне Цар­ствия Божия и под­дан­ных Вели­кого Царя – рабов Божиих?

Совре­мен­ные новые языч­ники счи­тают хри­сти­ан­ство – рели­гией слабых, гово­рят, что быть рабом Божиим уни­зи­тельно и недо­стойно чело­века. Почи­тая своих идолов – без­душ­ное солнце, перуна и др. язы­че­ских идолов, они гордо заяв­ляют: «Мой бог меня рабом не кличет». Впро­чем послед­нее утвер­жде­ние вполне понятно – язы­че­ские боги никого и никак не кличат, ведь они не могут раз­го­ва­ри­вать, т.к. явля­ются неоду­шев­лен­ным тво­ре­нием.

Итак, стыдно ли – при­зна­вать над собой вла­ды­че­ство Еди­ного Все­бла­гого Несо­тво­рен­ного Бога, Творца всего мира, или же сила в словах совре­мен­ного нового языч­ника, гово­ря­щего: «я не раб Бога, хоть Он и Вла­дыка и Творец всей Все­лен­ной, име­ю­щий власть над миром по праву Творца, – я же сам по себе»?

Прежде чем отве­тить на вопрос: «Почтенно ли быть рабом Божиим, сила в этом или сла­бость?», поду­маем: а что озна­чает быть рабом Божиим? Для нагляд­но­сти, рас­смот­рим как ана­ло­гию неко­то­рые при­меры раб­ства среди людей. Если чело­век стал рабом дру­гого чело­века, то раб этот не может быть уже ничьим рабом, кроме своего хозя­ина. А хозя­ева рабов, как мы знаем, могли иметь разные соци­аль­ные ста­тусы. Один хозяин мог быть про­стым сапож­ни­ком. А другой мог быть царем. Раб царя всегда был выше раба сапож­ника, да иногда и просто знат­ные люди по поло­же­нию были ниже цар­ского раба. И кто посмел бы тро­нуть раба царя, оскорб­ле­ние и обида цар­ского раба – это вызов и уни­же­ние самого царя. А кто сможет срав­нить статус и вели­чие царя зем­ного с вели­чием Вла­дыки всего мира, на Кото­рого не смеют взи­рать и святые ангелы, но закры­вают лица свои от сияния славы Вели­кого Царя.

Из этих раз­мыш­ле­ний мы видим, что быть рабом Божиим – боль­шая почесть.

«Что же значит быть рабом Божиим?»^

Быть рабом – значит рабо­тать на своего гос­по­дина. А если чело­век – раб Все­бла­гого, Пре­муд­рого, Еди­ного Несо­тво­рен­ного Бога, то что явля­ется пред­ме­том его работы, на что он рабо­тает? А рабо­тает он на саму Истину, на саму Любовь, на Пра­вед­ность, на Веч­ность и награду поэтому он полу­чает вечную.

Постыдна ли такая работа, или похвальна? Почетна или уни­зи­тельна?

И напро­тив, если чело­век не явля­ется рабом Божиим, то он тоже рабо­тает, но на дру­гого гос­по­дина. Рабо­тает он на неправду, на свое чрево, на поиск удо­воль­ствий, на удо­вле­тво­ре­ние своих стра­стей. Поэтому, те кто счи­тают, что они никому не рабы. Гово­рят: «Мы не рабы, рабы не мы». На самом деле конечно же заблуж­да­ются, они рабы прежде всего своих грехов, уго­ждая своим стра­стям, они явля­ются рабами бесов и самого диа­вола. Поэтому и Гос­подь таким людям гово­рит: «Отой­дите от Меня все работ­ники неправды, не знаю вас».

К вопросу о силе и сла­бо­сти^

Чело­век сам по себе очень слаб, он не может выдер­жать даже столк­но­ве­ния с авто­мо­би­лем, не может про­жить без воз­духа и 10-ти минут, ему нужно есть и пить, и при этом совсем не плохо иметь теплую одежду. Только Единый Несо­тво­рен­ный Бог само­до­ста­то­чен, Он имеет все совер­шен­ства, кото­рые только может помыс­лить наше созна­ние: Он не имеет воз­раста, т.к. пре­бы­вает вне вре­мени и явля­ется его Твор­цом, Он не имеет начала по Своему бытию, но Сам явля­ется Источ­ни­ком жизни для всего, Он не может поста­реть или изме­ниться, к совер­шен­ству невоз­можно ничего доба­вить и ничего уба­вить. И про­стой чело­век, раб Высо­чай­шего Царя, ста­но­вится при­част­ным бес­ко­неч­ной Его силе. Поэтому раб Божий – силь­ный чело­век, т.к. источ­ник его силы не в нем самом а в бес­ко­неч­ном Несо­тво­рен­ном Боге. Как чело­век может быть при­част­ным Боже­ствен­ной силе? Рас­смот­рим при­меры. Посмот­рим на Давида и Голиафа – кто из них силь­нее? Оче­видно, что хруп­кий и крот­кий Давид с Богом намного пре­вос­хо­дит в силе вели­кана Голиафа. А какой источ­ник силы имел Самсон, Геор­гий Побе­до­но­сец, или наш бога­тырь Илья Муро­мец? Св. прп. Максим испо­вед­ник, гово­рит: «Я да Бог – это уже боль­шин­ство, причем подав­ля­ю­щее». Если с нами Бог, то кто против нас? А посмот­рим на пра­во­слав­ных муче­ни­ков – побе­дили они или про­иг­рали? Чего доби­лись от них мучи­тели? Смогли ли они силой и пыт­ками заста­вить пра­во­слав­ных муче­ни­ков отречься от Христа и при­не­сти жертву идолам? Кто был источ­ни­ком их твер­до­сти и муже­ства? Из муче­ни­че­ских актов мы знаем, как мно­же­ство мучи­те­лей изби­вая хри­сти­а­нина пал­ками, в изне­мо­же­нии падали от уста­ло­сти, – не хва­тало сил, а муче­ник оста­вался твер­дым и непре­клон­ным, потому что источ­ни­ком твер­до­сти и муже­ства муче­ника была неис­чер­па­е­мая сила Хри­стова. Кто ока­зался силь­нее: мучи­тель-языч­ник, или муче­ник хри­сти­а­нин? И мучи­тели, видя силу Божию, изобильно дей­ству­ю­щую в святых муче­ни­ках – сами объ­яв­ляли себя хри­сти­а­нами, обре­кая себя на смерть телес­ную и полу­чая нетлен­ный муче­ни­че­ский венец и нетлен­ную награду от Вели­кого Царя царей Христа.

Итак второй наш вывод: раб Божий – это силь­ный чело­век, а источ­ник его силы не в нака­чан­ных мышцах, а в Бес­ко­неч­ном и Несо­тво­рен­ном Боге.

А можно ли ска­зать и про диа­вола, что он раб Бога? Да, можно, только он непо­кор­ный раб, упря­мый, чья выя тоже пре­кло­нится перед Богом. В день Суда Божия диавол будет брошен к ногам Хри­сто­вым, а после выбро­шен в озеро огнен­ное.

Что гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о поня­тии «раб Божий»^

Необ­хо­димо сперва ска­зать о харак­тере нашего Гос­по­дина, Царя неба и земли, Творца всей Все­лен­ной, Царя анге­лов и всех святых.

Из рас­смот­ре­ния при­ме­ров раб­ства среди людей мы знаем, что хозяин раба может иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Один хозяин может быть добрым, вели­ко­душ­ным, чест­ным… А другой хозяин может быть злым, завист­ли­вым, блуд­ни­ком, пья­ни­цей, скупым, среб­ро­лю­би­вым.

Какого Царя почи­таем мы: – Творца Все­лен­ной, Еди­ного Несо­тво­рен­ного, Все­мо­гу­щего, Пре­муд­рого, Совер­шен­ного Бога, Кото­рый совер­шен во всем. Совер­шен­ство не может быть в чем-то ущерб­ным, оно не может изме­ниться. Весь мир и само время имеет начало, а при­чина начала – Без­на­чаль­ный, Тот, кто нико­гда не начи­нался. Он нас сотво­рил, и Он один достоин почи­та­ния. Не безу­мие ли, если Божие тво­ре­ние (чело­век), вместо своего Творца начнет про­слав­лять, обо­жеств­лять другое тво­ре­ние, причем неоду­шев­лен­ное? (О совер­шен­ствах же Творца Все­лен­ной пораз­мыш­ляем еще отдельно более подробно).

Мы кратко ска­зали о харак­тере и совер­шен­ствах нашего Царя. Необ­хо­димо осо­зна­вать, что и рабы могут иметь раз­лич­ные нрав­ствен­ные харак­те­ри­стики. Они могут быть доб­рыми или злыми, вер­ными или нера­ди­выми.

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние доб­рого, вер­ного «раба Божия» в Еван­ге­лии? Рас­смот­рим отно­ше­ния Гос­по­дина нашего Царя и рабов Божиих, как они опи­саны в Еван­ге­лии.

Гос­подь гово­рит о бодр­ству­ю­щем рабе так: «Да будут чресла ваши пре­по­я­саны и све­тиль­ники горящи. И вы будьте подобны людям, ожи­да­ю­щим воз­вра­ще­ния гос­по­дина своего с брака, дабы, когда придёт и посту­чит, тотчас отво­рить ему. Бла­женны рабы те, кото­рых гос­по­дин, придя, найдёт бодр­ству­ю­щими. Истинно говорю вам, он пре­по­я­шется и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». (Лк.12:23–48).

Вспом­ним и Тайную Вечерю. Гос­подь Сам пре­по­я­сался, поса­дил уче­ни­ков Своих, подо­шел и стал слу­жить им, и умыл им ноги. (Ин.13:4–7). Посмот­рим на поло­же­ние «доб­рого раба» в Еван­ге­лии, уни­зи­тельно ли оно? Уни­зи­тельно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Тол­ко­ва­ние дан­ного Еван­гель­ского отрывка:

Для такого слуги сам Гос­подь ста­но­вится слугой. Ибо ска­зано: «и поса­дит их, и, под­ходя, станет слу­жить им». Гос­по­дин в этой притчи – Хри­стос Сын Божий (как Лич­ность неиме­ю­щий начала, рож­ден­ный и рожа­ю­щийся от Отца прежде всех веков, как свет рож­да­ется от света, и не может источ­ник света быть без самого света, но если источ­ник света вечный, то свет исхо­дя­щий из него вечный, не имеет начала, но рож­да­ется вечно и непре­рывно). Он, вос­при­няв чело­ве­че­скую при­роду как бы неве­сту и соеди­нив с Собой, сотво­рил брак, при­ле­пив­шись к ней в плоть едину. Воз­вра­ща­ется Он с небес­ного брака, открыто пред всеми, при кон­чине все­лен­ной, когда придет с неба во славе Отца. А также воз­вра­ща­ется неви­димо и неожи­данно явля­ясь во всякую пору, при кон­чине (при смерти) каж­дого в част­но­сти. Блж Фео­фи­лакт.

«Бла­женны рабы те…» Этим при­точ­ным изре­че­нием Гос­подь хочет ука­зать на несо­мнен­ность пра­вед­ного воз­да­я­ния, какое полу­чат при откры­тии слав­ного Цар­ства Мессии все верные Его слуги: гос­по­дин сам таким рабам окажет столько же вни­ма­ния, сколько и они ему, так и Мессия достойно воз­на­гра­дит бодр­ству­ю­щих Своих рабов. Лопу­хин).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то бла­женны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в кото­рый час придёт вор, то бодр­ство­вал бы и не допу­стил бы под­ко­пать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в кото­рый час не дума­ете, придёт Сын Чело­ве­че­ский. Тогда сказал Ему Пётр: — Гос­поди! К нам ли притчу сию гово­ришь, или и ко всем? Гос­подь же сказал: — Кто верный и бла­го­ра­зум­ный домо­пра­ви­тель, кото­рого гос­по­дин поста­вил над слу­гами своими раз­да­вать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, кото­рого гос­по­дин его, придя, найдёт посту­па­ю­щим так. Истинно говорю вам, что над всем име­нием своим поста­вит его». (Лк.12:23–48).

(Изъ­яс­не­ние поня­тия первой, второй, тре­тьей «стражи» – раз­лич­ный воз­раст чело­века: первая – юность, вторая – муже­ство, а третья – ста­рость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни слу­чи­лось воз­расте найден будет бдящим, а не бес­печ­ным отно­си­тельно доб­ро­де­тели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт гос­по­дин мой», — и начнёт бить слуг и слу­жа­нок, есть и пить и напи­ваться, то придёт гос­по­дин раба того в день, в кото­рый он не ожи­дает, и в час, в кото­рый не думает, и рас­се­чёт его, и под­верг­нет его одной участи с невер­ными. Раб же тот, кото­рый знал волю гос­по­дина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а кото­рый не знал, и сделал достой­ное нака­за­ния, бит будет меньше. И от вся­кого, кому дано много, много и потре­бу­ется, и кому много вве­рено, с того больше взыщут». (Лк.12:23–48)

Любовь Царя Небес­ного к Своим рабам. Мера любви Божьей^

«Если запо­веди Мои соблю­дете, пре­бу­дете в любви Моей, как и Я соблюл запо­веди Отца Моего и пре­бы­ваю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна. Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих». (Ин.15:15–27).

«Я — пас­тырь добрый. Пас­тырь добрый душу свою пола­гает за овец. Наем­ник, а не пас­тырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк при­хо­дит, и остав­ляет овец и бежит (и волк их похи­щает и раз­го­няет), потому что он наем­ник, и нет ему дела до овец. Я ‑пас­тырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою пола­гаю за овец. И другие овцы есть у Меня — не из этого двора, и тех Мне над­ле­жит при­ве­сти, и голос Мой они услы­шат, и будет одно стадо, один Пас­тырь. Потому любит Меня Отец, что Я пола­гаю душу Мою, чтобы снова при­нять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я пола­гаю ее Сам. Власть имею поло­жить ее, и власть имею снова при­нять ее. Эту запо­ведь Я полу­чил от Отца Моего». (Ин.10:11–18).

В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» (Еван­ге­лие от Марка, глава 10, стих 45).

Как опи­сы­ва­ется поло­же­ние раба Божия в Еван­ге­лии^

Чтобы даро­вать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (исто­щил), и Сам принял образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век». (Флп.2:7)

Тол­ко­ва­ние текста: Сам Себя доб­ро­вольно обхи­тил, — опу­сто­шил, Свое с Себя сложил, совлек­шись види­мой славы и вели­чия, свой­ствен­ных Боже­ству и Ему, яко Богу, при­над­ле­жа­щих. В сем отно­ше­нии неко­то­рые умалил разу­меют: сокрыл славу Своего Боже­ства. «Бог по есте­ству, имея равен­ство со Отцом, сокрыв досто­ин­ство, избрал край­нее сми­ре­ние» (бла­жен­ный Фео­до­рит).

Сле­ду­ю­щие слова объ­яс­няют, как Он Себя умалил. — Зрак раба приим,— то есть приняв на Себя есте­ство твар­ное. Какое же именно? Чело­ве­че­ское: в подо­бии чело­ве­че­стем быв. Не полу­чило ли от сего есте­ство чело­ве­че­ское какого-либо отли­чия? Нет. Как все люди, таков и Он был: обра­зом обре­теся якоже чело­век.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, — Бог по есте­ству. Если Он принял, яко Бог, то и по при­ня­тии пребыл Бог, при­яв­ший зрак раба. Зрак раба — не при­знак, а норму раба. Слово: раба — упо­треб­лено в про­ти­во­по­лож­ность Боже­ству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога озна­чает норму Боже­ского есте­ства, Твор­че­ское Боже­ство; здесь зрак раба озна­чает норму раба — есте­ства, работ­ного Богу, твар­ного. Зрак раба приим — приняв твар­ное есте­ство, кото­рое, на какой бы сте­пени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что сле­до­вало? То, что без­на­чаль­ный — начи­на­ется; вез­де­су­щий — опре­де­ля­ется местом, вечный — про­жи­вает дни, месяцы и годы; все­со­вер­шен­ный — воз­рас­тает воз­рас­том и разу­мом; все­со­дер­жа­щий и все­ожив­ля­ю­щий — пита­ется и содер­жится Дру­гими; все­ве­ду­щий — не ведает; все­мо­гу­щий — свя­зы­ва­ется; исто­ча­ю­щий жизнь — уми­рает. И все сие про­хо­дит Он, есте­ством Бог сый, при­ня­тым Им на Себя есте­ством твар­ным. Свят. Феофан Затвор­ник.

Итак, Хри­стово само­уни­чи­же­ние — самое пре­крас­ное про­яв­ле­ние любви (1Ин.4:10). Когда Хри­стос пришёл в греш­ный мир, Он не имел богатств и славы (2Кор.8:9), под­вергся насмеш­кам, иску­ше­ниям и муче­ниям (Евр.4:15, 5:7–8), пере­но­сил стра­да­ния по чело­ве­че­скому есте­ству (Лк.4:2), во всем упо­до­бив­шись чело­веку кроме греха (Евр.4:16), испы­тал бого­остав­лен­ность (Мф.27:46), был осуж­ден как пре­ступ­ник, пре­тер­пел смерть и погре­бе­ние (Мф.27:60), взяв на Себя наши грехи (1Пет.2:24) и вос­ста­но­вив чело­ве­че­скую при­роду для обнов­лен­ной жизни с Богом (Рим.6:3). Так и хри­сти­ане, желая жить по Еван­ге­лию, отре­ка­ются себя и несут крест свой с радо­стью (Лк.9:23), не увле­ка­ясь бла­гами мира сего, при­ви­ле­ги­ями, богат­ством, удо­воль­стви­ями.

Раб Божий – это воин Хри­стов и усы­нов­лен­ный сын Бога Отца, соте­лес­ник Христа – Бога по есте­ству^

Чело­век, при­ни­мая Кре­ще­ние, име­ну­ется не просто рабом, но воином Хри­сто­вым. В кре­ще­нии из его сердца изго­ня­ется нечи­стый дух, кото­рый нахо­дился в нем от рож­де­ния до Кре­ще­ния. И он всту­пает в побе­до­нос­ные ряды воинов Хри­сто­вых. Бог не может быть не побе­ди­те­лем, и воины Христа – побе­ди­тели, т.к. обла­дают бес­ко­неч­ной силой Несо­тво­рен­ного Бога.

Против кого воюет Хри­стов воин, отве­чает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной” (Еф.6:12).

Именно против хит­ро­стей демо­нов, их козней сове­тует святой Павел нам как воинам Хри­сто­вым стоять бодро: «станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие». (Еф.6:14).

Скажу больше: в Кре­ще­нии чело­век усы­нов­ля­ется Богу, и дер­зает назы­вать Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обра­ща­ются рабы Божии к своему Вели­кому Царю Несо­тво­рен­ному Богу.

«Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». (Ин.15:15–27)

Что же ожи­дает рабов Божиих, что им уго­то­вано?^

«Не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­веку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2:9).

«Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил: «Одна­жды я молил Гос­пода, чтобы Он ввел меня в обще­ние с Ним и пока­зал мне Свои небес­ные оби­тели. И Гос­подь не лишил меня Своей мило­сти. Он испол­нил мое жела­ние и про­ше­ние. Вот я был вос­хи­щен в эти оби­тели, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непо­сти­жимо. А о той радо­сти и сла­до­сти небес­ной, кото­рую я вкушал там, ска­зать невоз­можно». После про­дол­жи­тель­ного мол­ча­ния, вздох­нув от глу­бины души, пре­по­доб­ный Сера­фим сказал своему уче­нику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сла­дость ожи­дает душу пра­вед­ного на Небе, то ты решился бы во вре­мен­ной жизни пере­но­сить всякие скорби, гоне­ния и кле­вету с бла­го­да­ре­нием… Там нет ни болезни, ни печали, ни воз­ды­ха­ния… Там радость и сла­дость неиз­гла­го­лан­ные, там пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце. Но если такой небес­ной славы не мог изъ­яс­нить и сам апо­стол Павел, то какой же другой язык чело­ве­че­ский может изъ­яс­нить славу и кра­соту гор­него селе­ния, в кото­ром водво­ря­ются пра­вед­ные души». ?

Гос­подь гово­рит: «Любя­щий душу свою погу­бит ее; а нена­ви­дя­щий душу свою в мире сем сохра­нит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да после­дует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. (Ин.12:25)

А где Хри­стос? – одес­ную Бога Отца. Видите на какую высоту воз­ве­дены рабы Божии?

Что же вне Цар­ствия Божия и под­дан­ных Вели­кого Царя – рабов Божиих?^

«А вне – псы (т.е. гомо­сек­су­а­ли­сты) и чаро­деи, и любо­деи, и убийцы, и идо­ло­слу­жи­тели, и всякий любя­щий и дела­ю­щий неправду (т.е. рабо­та­ю­щий на неправду)». (Откр.21:8)

«Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь в озере, горя­щем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.22:15)

«Или не знаете, что непра­вед­ные Цар­ства Божия не насле­дуют? Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники – Цар­ства Божия не насле­дуют». (1Кор.6:9).

Многие доб­ро­вольно лишают себя поче­сти звания «раба Божия», не желая очи­стить грязь со своей души в Кре­ще­нии, Испо­веди и При­ча­стии, или отре­ка­ясь от Христа, и испол­няя свои при­хоти, уго­ждая своим стра­стям, они ста­но­вятся рабами «про­стых сапож­ни­ков» – мерз­ких, нечи­стых бесов, падших анге­лов, именно они явля­ются хозя­е­вами всех нера­бов Божиих.

Итак, при­зы­ваю всех хри­стиан достойно нести почет­ное звание раба Божия — Все­дер­жи­теля всего мира, звание воина Хри­стова, и не поте­рять боже­ствен­ное усы­нов­ле­ние данное нам даром.

Храни всех Хри­стос!

***

Рабство социальное и духовное

Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.

Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и милостыня. Это даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви – свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы – смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное – ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть – Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является «умру», для него – «воскресну». Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Освободитель

Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода – рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста. Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36). Рабство у Антихриста, свобода во Христе – вот предстоящий выбор человечества.

Что сказано в Библии

Так все-таки человек – раб Божий или сын Божий? Понятие «раб», пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В Древнем Израиле рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле – это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о винограднике. Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Досто­ин­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Совре­мен­ное обще­ство выс­шими цен­но­стями счи­тает жизнь и досто­ин­ство чело­века, что каса­ется жизни – всё понятно. Тут цер­ковь зани­мает пере­до­вые пози­ции, защи­щая ребёнка даже в утробе матери, а вот с досто­ин­ством не всё так просто. Воз­ни­кает вопрос – почему веру­ю­щие люди назы­вают себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь досто­ин­ство?

Дело в том, что наш раз­го­вор­ный язык очень отли­ча­ется от языка Свя­щен­ного Писа­ния, а такое поня­тие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наи­бо­лее древ­ней её части, кото­рая назы­ва­ется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и про­ро­ков Изра­иля. Назы­вая себя «рабами Божи­ими», цари и про­роки Изра­иля тем самым сви­де­тель­ство­вали, что они более никому не под­властны, они не при­знают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Еван­ге­лии есть такая притча: о злых вино­гра­да­рях. Там рас­ска­зы­ва­ется о том, как гос­по­дин наса­дил вино­град­ник, при­звал рабо­чих рабо­тать в этом вино­град­нике, воз­де­лы­вать его, и каждый год он при­сы­лал к ним своих рабов, чтобы те посмот­рели за рабо­той, при­няли отчет­ность. Этих рабов работ­ники вино­град­ника про­го­няли, тогда он при­слал к ним своего сына, сына они убили и после этого гос­по­дин вино­град­ника уже выно­сит свой суд. Так вот – обра­тите вни­ма­ние – рабо­тают в вино­град­нике не рабы, а наем­ные рабо­чие, а рабы пред­став­ляют гос­по­дина – это его дове­рен­ные лица, они сооб­щают волю гос­по­дина рабо­чим. Этими рабами были про­роки Изра­иля, кото­рые сооб­щали волю Божию людям. Через про­ро­ков с людьми гово­рил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высо­кий титул, кото­рый ука­зы­вал на особые отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком, на особый духов­ный статус чело­века.

Сего­дня в подоб­ном смысле «раб Божий» содер­жится, пожа­луй, только в титу­ла­туре рим­ского пон­ти­фика. Среди многих наиме­но­ва­ний Рим­ского Папы, а это: и намест­ник Иисуса Христа, и пре­ем­ник князя апо­сто­лов, пат­ри­арх запада, архи­епи­скоп и мит­ро­по­лит Рим­ской про­вин­ции, монарх города-госу­дар­ства Вати­кана и так далее. И вот закан­чи­ва­ется этот длин­ный пере­чень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым рим­ский епи­скоп как бы тоже ука­зы­вает на свое исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, на свой исклю­чи­тель­ный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» полу­чил более широ­кое рас­про­стра­не­ние, рабом Божьим стал назы­вать себя каждый хри­сти­а­нин, каждый кре­ще­ный чело­век, и многих людей, дей­стви­тельно, это шоки­рует. Но в нашем созна­нии, раб – это такое бес­прав­ное суще­ство, зако­ван­ное в цепи, и люди гово­рят – мы не хотим назы­вать себя рабами, мы сво­бод­ные граж­дане, да, мы веру­ю­щие люди, но назы­вать себя рабами мы не согласны! Если вду­маться, то рабом Бога в том смысле, в кото­ром мы себе пред­став­ляем раб­ство, быть просто невоз­можно, ведь раб­ство – это наси­лие над чело­ве­че­ской лич­но­стью, ну а Бог никого ни к чему не при­нуж­дает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то под­чи­нять – она абсурдна, потому что это будет про­ти­во­ре­чить замыслу Божьему о чело­веке. Ведь Бог сотво­рил чело­века совер­шенно сво­бод­ным и чело­век хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – испол­няет то, что ему Бог гово­рит, а хочет – не испол­няет то, что Бог ему гово­рит. Вот помните, в притче о блуд­ном сыне – сын под­хо­дит к отцу и гово­рит ему: «Дай мне пола­га­ю­щу­юся часть моего наслед­ства, и я от тебя ухожу». И отец не пре­пят­ствует, он даёт ту часть наслед­ства, кото­рая была поло­жена млад­шему сыну и тот уходит. И вот сего­дня, как и во все вре­мена, масса людей отво­ра­чи­ва­ется от Бога и уходит от него, и Бог их никак не при­нуж­дает быть с Собой, Он никак их за это не нака­зы­вает. Он бережно отно­сится к чело­ве­че­ской сво­боде, поэтому о каком раб­стве тут вообще может идти речь? Вот кто дей­стви­тельно пора­бо­щает чело­века, так это дьявол. Чело­века пора­бо­щает грех и, одна­жды попав в орбиту при­тя­же­ния зла, чело­веку бывает сложно выбраться из этого пороч­ного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей соб­ствен­ной жизни – как сложно бывает пре­одо­леть грех. И ты в нем рас­ка­и­ва­ешься, ты при­но­сишь пока­я­ние, ты пони­ма­ешь, что этот грех мешает тебе жить, что он при­но­сит тебе стра­да­ния, но вырваться вот из этих когтей дья­вола у чело­века далеко не всегда полу­ча­ется. Только с помо­щью Божьей. Только милость Божия может вырвать чело­века из власти греха. Вот я при­веду пример. Конечно, пример этот край­ний, но зато он всем понят­ный. Посмот­рите на нар­ко­мана – он ведь и рад бы стать здо­ро­вым чело­ве­ком, он пони­мает, что эта болезнь ведет его к стра­да­нию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сде­лать не может! Это самый насто­я­щий раб, ско­ван­ный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он испол­няет волю своего хозя­ина, он испол­няет волю своего гос­по­дина, он испол­няет волю дья­вола. И вот в этом смысле, посмот­рите, от Бога чело­век может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не пре­пят­ствует, а вот вырваться от дья­вола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он исполь­зу­ется только в сакра­мен­таль­ной жизни Церкви, в таком про­стом чело­ве­че­ском обще­нии мы друг друга не назы­ваем рабами Божьими. Допу­стим, на службе я не говорю своему алтар­нику: «Раб Божий Вла­ди­мир, дай мне кадило», я его назы­ваю просто по имени. А вот когда совер­ша­ются цер­ков­ные Таин­ства, то тогда мы добав­ляем вот этот титул «раб Божий». Напри­мер, «кре­ща­ется раб Божий такой то», «при­ча­ща­ется раб Божий такой то». Или молитва о здра­вии, или за упокой – тоже перед именем добав­ля­ется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть сви­де­тель­ство веры этого чело­века в Гос­пода Иисуса Христа и его наме­ре­ния испол­нять то, что Бог велит, потому что без веры чело­века и без его наме­ре­ния сле­до­вать тому, что ему гово­рит Гос­подь, любое Таин­ство будет про­фа­ни­ро­вано.

Но вот, что еще важно пони­мать – раб Божий – не отра­жает сущ­ность наших отно­ше­ний с Богом, ведь через Бого­во­пло­ще­ние Бог стал чело­ве­ком, Он стал одним из нас, Он назы­вал нас своими бра­тьями, более того Он гово­рит: «Я не назы­ваю вас уже рабами, Я назы­ваю вас своими дру­зьями». Хри­стос научил нас обра­щаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – гово­рим мы в молитве. И между чле­нами семьи есть обя­за­тель­ство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небес­ному Отцу про­яв­ляем тем, что служим Ему, испол­няя Его запо­веди. Как об этом сказал Сам Гос­подь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблю­дать запо­веди Мои!» Раб Божий, значит, слу­жи­тель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Сво­бода, то чело­век, дер­за­ю­щий назы­вать себя «рабом Божиим», должен пони­мать, что это обя­зы­вает быть его не слу­жи­те­лем дья­вола, не рабом греха, а слу­жи­те­лем любви, истины и сво­боды. И вот в чем здесь ущем­ле­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства я, честно говоря, понять не могу!

В молит­вах, когда веру­ю­щие люди про­из­но­сят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не уни­же­ние – срав­ни­вать чело­века со сви­ньей? Я вот знаю такой пример про Льва Тол­стого, кото­рый в книге «Псал­тирь» на полях напро­тив фразы: «Я в без­за­ко­ниях зачат и во грехе родила мать моя», напи­сал: «Но это уже слиш­ком!» И сего­дня срав­не­ние со сви­ньей, сми­ре­ние, послу­ша­ние, наиме­но­ва­ние рабами – явля­ется неким поро­гом, кото­рый просто невоз­можно пере­шаг­нуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока сми­ре­ние и послу­ша­ние оста­вим в сто­роне, а вот пого­во­рим о словах этих молитв, кото­рые кому-то, может, кажется, заде­вают их досто­ин­ство. Ведь все эти молитвы, о кото­рых Вы сейчас ска­зали, они носят пока­ян­ный харак­тер, а когда чело­век в чем то рас­ка­и­ва­ется, когда он сокру­ша­ется, то он не только в молитве, он в повсе­днев­ной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, нака­зы­вать самого себя за тот про­сту­пок, кото­рый ты сам совер­шил. Иногда эти дей­ствия сопро­вож­да­ются срав­не­ни­ями с живот­ными, прямо скажем, не с самыми бла­го­род­ными. То, что каса­ется пяти­де­ся­того псалма, то он так и назы­ва­ется – пока­ян­ный псалом и очень широко исполь­зу­ется в молит­вен­ном пра­виле. Давид напи­сал этот псалом после того как пророк Нафан обли­чил его в двой­ном пре­ступ­ле­нии – в убий­стве чело­века и в воров­стве чужой жены. И вот, осо­знав то, что он совер­шил, придя в ужас от соде­ян­ного, Давид пишет этот пяти­де­ся­тый псалом и в част­но­сти эти слова, кото­рые столь сму­тили графа Тол­стого: «В без­за­ко­ниях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это пока­ян­ное сокру­ше­ние кон­крет­ного чело­века в его кон­крет­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции ни в коем случае нельзя вос­при­ни­мать как пози­цию хри­сти­ан­ской церкви на вопросы зача­тия и рож­де­ния ребенка. Конечно, чело­век зачи­на­ется не в без­за­ко­нии и рож­да­ется чело­век не в грехе. Зача­тие и рож­де­ние – это запо­ведь Божия, это бла­го­сло­ве­ние Божие, а уж никак не грех!

Насколько я пони­маю, мы не должны бук­вально вос­при­ни­мать Свя­щен­ное Писа­ние, в данном случае книгу «Псал­тирь»?

А: Когда мы читаем «Псал­тирь», то мы должны иметь в виду, что это опре­де­лен­ный лите­ра­тур­ный жанр, это древ­няя еврей­ская поэзия. И в «Псал­тири» содер­жится всё, что при­суще этому жанру: и образ­ность, и пре­уве­ли­че­ние, и эмоции. Псалмы люди писали по разным пово­дам – это и бла­го­да­ре­ние Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и пока­я­ние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Свя­щенно Писа­ние, мы должны четко раз­де­лять: где там слово Божие, а где там чело­ве­че­ские эмоции.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

***

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие «раб Божий» появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры. Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Как объясняет церковь

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.

Господь всегда с Вами!

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие «раба Божия». Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Церковь о понятии «раб Божий»

Люди, читая словосочетание «раб Божий» делают ударение на первом слове, священнослужители акцентируют внимание на втором.

Раб принадлежит одному хозяину, который о нем полностью заботится. Над Божьими людьми не может иметь власти никто, кроме Бога, Иисуса и Святого Духа. Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным, только вера и исполнение заповедей открывает двери новой жизни.

Переход в рабство Иисуса делает человека абсолютно свободным

В послании Римлянам (Рим.8:16-20) апостол Павел подчеркивает, что человек сам отдает себя в рабство и при этом выбирает хозяина. Когда господином христианской жизни становится Иисус, в нее приходит Божия благодать и благословение.

Иисус через апостола Павла говорит, что придет время, когда на рабов Божьих изольется Дух Святой. (Деян. 2:18) Павел не написал, что Святой Дух придет только на учеников, он подчеркнул, что эта благодать дастся тем, которые отдали себя в духовное рабство Спасителю, оделись в светлые одежды небесной чистоты.

Духовное рабство в этом случае подразумевает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, покорность и смирение. Дух Святой никогда не опустится там, где есть бунт и нечистота.

Во время католической службы священник часто называет прихожан как рабами, так и детьми Божьими.

Дева Мария, услышав весть о своей беременности, назвала себя рабой, той, которая отдается во власть своего господина с покорностью и благодарностью. (Луки 1:38)

В Новом Завете все апостолы называли себя рабами Божьими, так что попасть в рабство к Иисусу — высшее благословение. В Библии встречается слово «Doulos», которое означает:

раб;слуга;подданный.

Три этапа возрастания. Слуга Господа нашего Иисуса Христа служит своему Господину, выполняя Его повеления, становясь прообразом Его рук, помогая людям.

Иисус ради грешного человечества надел на Себя грязные одежды греха и рабства, унизился ради любви, сошел в ад, уподобившись человеку. (Фил. 2:6 −8)

Истинное верующее сердце будет стремиться подражать Спасителю, с честью называясь рабом Божьим.

Есть рабы по закону, есть — по любви. В 15 главе евангелия от Иоанна написано, что Иисус уже не называет учеников рабами, а обращается с ними, как с друзьями, передавая им все, «что слышал от Отца».

Иисус Христос называет учеников не рабами, но друзьями

Люди, считающие себя христианами, но не желающие преображаться в Его образ, познавать Его волю, навсегда остаются рабами по духу, но это не раб Своего Повелителя, желающий вырасти до состояния друга, сына, наполнившись новой степенью взаимоотношений.

Сын имеет власть в доме своего отца, он обладает правом на наследство.

Раба на молитве

Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица. Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире. Игнатий Брянчанинов говорил, что правило (молитвенное) существует для человека, а не человек для правила.

Употребление термина в мирской жизни

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения «товарищ» во времена Советской власти или «господа» в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов «раб Божий» должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов «раб Божий» следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета «раб Божий» имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Новое в блогах

РАБЫ — НЕ МЫ…

Письмо читателя

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство — религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог — это любовь». А с другой стороны — апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного, бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне одобрялось Церковью, а когда оно исчезло — то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается — любовь к людям и к своему Богу — и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите? Александр, г. Клин Московской области.

Весьма своеобразна версия определения слова «раб» в подаче некогда всенародно любимого писателя — сатирика — юмориста, а ныне историка — родновера и лингофрика Михаила Задорнова. Фрагмент интервью Д. Гордону для Первого канала Укр. ТВ.

«…Раб божий обязательно нагадит, когда выезжает на шашлыки и обязательно за собой не подберет. Сын божий этого не сделает, потому что Папа (!) создал мир и я папе гадить не могу. Никто не идет в отцовскую комнату гадить кроме Хама…»

Публика радостно ржет и счастлива,

РАБСТВО В БИБЛИИ

Когда мы произносим слово «раб», перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы… Абсолютно бесправные, несчастные, «человекоподобные» существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей… Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить…

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама — отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

РАБСТВО ЛЮБВИ…

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное — современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая — иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает своерелигиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человексам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи — Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он — Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе.

Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Социальное рабство — это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя «рабами Божьими», но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями…» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.

КТО ОТМЕНИЛ РАБСТВО?

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа – равны передГосподом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары — те, кто жил за пределами ойкумены — по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое — Освенцим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине — о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга — Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну — Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви — не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства — сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила — медленно, но верно.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей принял «образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Свидетельства рабов Божьих

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Михаил»

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.


Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Рабы в Царствии Небесном

Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).

Слово «раб» использовано не в метафорическом смысле, а в буквальном

Слово раб в русском языке имеет три похожих значения. Процитируем словарь Ожегова:

Значение 1. В рабовладельческом обществе: человек, лишенный всехправ и средств производства и являющийся полной собственностью владельца, распоряжающегося его трудом и жизнью. Труд рабов. Торговля рабами. Восстание рабов.

Значение 2. перен, Зависимый, угнетенный человек.

Значение 3. перен., кого-чего.Человек, к-рый целиком подчинил кому-чему-н. себя, свою волю, поступки (книжн.). Р. страстей. Р. своих привычек. Превратить друга в раба.

Здесь нет «удобных» переносных значений, которые бы позволили сказать, что слово раб имеет метафорический смысл. Нет, всё верно, есть Бог, есть Его раб.

И вовсе не стоит думать, что в древности слово раб имело какое-то иное, более мягкое значение. Раб — это тот, кто исполняет волю кого-то или чего-то другого, служит кому-то одному, фактически ему принадлежит. Именно эти, жёсткие формулировки приложимы к нашему разговору.


Понятие «раб Божий» заключает в себе преданность, но не безвольность

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]