Однодневная паломническая поездка к Матроне Московской в Покровский монастырь


Святая Матрона Московская


Покровский ставропигиальный женский монастырь
Почти всех верующих, которые впервые узнают о святой Матронушке, интересует вопрос —
как проехать к мощам Матроны Московской?
Очень сильное желание возникает у людей лично посетить праведную старицу и попросить её о помощи. Ведь многие помнят её слова: «Все, все приходите ко мне…»

Надо сказать, что оказавшись в городе Москве, вы легко сможете проехать к мощам святой блаженной Матроны Московской. Покровский женский ставропигиальный монастырь у Абельмановской Заставы (храм на Таганке) с 1998 года является местом постоянного пребывания этой святыни. Как рассказывают паломники, попадая в обитель, на душе сразу становится спокойно, радостно. Сюда приезжают люди с разных уголков страны, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны, принести живые цветы, помолиться и попросить помощи.

При входе на территорию монастыря можно увидеть Церковную лавку. Она открыта ежедневно (часы работы с 8.00 до 20.00 часов). Здесь можно купить иконы святой Матроны Московской от самых маленьких, до больших храмовых, книги, церковное масло, свечи, церковную утварь и многое другое.


Вход на территорию монастыря


Церковная лавка монастыря


Колокольня на территории монастыря

Рядом со входом в монастырь располагается колокольня, а чуть дальше Святой источник (или водосвятная часовня). Паломники могут набрать здесь святой воды в свои бутылочки или в бутылочки, купленные в монастыре. Надо сказать, что на территории Покровского монастыря работает трапезная, которая открыта для всех желающих. Есть небольшая детская площадка.

Но, конечно, главное место, куда идут все паломники, это храм, в котором находятся мощи святой Матроны Московской в специальной гробнице (раке). Святыня никогда не покидает пределы Покровского женского монастыря и ежедневно доступна для верующих. Очереди выстраиваются с раннего утра до позднего вечера. Ещё одна очередь выстраивается к большой иконе Матронушки в виде фрески на стене храма, прямо на улице.


Святой источник монастыря


Икона на стене храма


Воссозданный крест некрополя

Как проехать к мощам Матроны Московской

Покровский женский монастырь (храм на Таганке) находится по адресу: г. Москва, ул. Таганская 58. Проехать к нему вы можете на общественном транспорте, например, на метро.

Проезд: до станции метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская. Далее вы можете пройти пешком до монастыря (15 минут) или на любом транспорте (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская.

Проезд: до станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, а далее 10 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Часы посещения

Паломники могут посетить мощи Матроны Московской ежедневно. Часы работы храма, где находится гробница (рака), такие же как у Покровского женского монастыря. Часы посещения: понедельник — суббота с 07.00 — 20.00, воскресенье с 06.00 — 20.00.

Вы можете посетить также утреннюю или вечернюю службу в храме. Расписание богослужений читайте в этом разделе.

Схема проезда

(с сайта Покровского монастыря):

В гости к матушке Матроне

По календарю – весна. А на улице – осень. Сыро, пасмурно, весенний снег лежит свалявшийся, косматый, покрытый заскорузлой грязной коркой. Иду к Матроне. То ли просить, то ли благодарить. Не знаю. Просто душа требует и всё. Запали в душу слова матушки, сказанные, по свидетельству очевидцев, перед смертью: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Да, наверное, за этим я и прихожу. Выговориться. Не боясь раскаяться в своем откровении; не опасаясь, что осудят, разболтают; не простят слабости и тоже предадут (дурной пример заразителен!). Выговориться и быть услышанным – редкая возможность в наше время мобильных связей. Когда «сконнектиться» можно с кем угодно и когда угодно, а поговорить по душам – практически не с кем. Помню выражение из какой-то книги – наверное, поговорка: «Друг только в хорошую погоду». Как много таких «друзей». Но сегодня на душе пасмурно. Значит, надо к матушке Матроне… Выговориться. Найти поддержку и помощь. Пусть даже тысячу раз виноват.
Вот остроконечная колокольня крестом взметнулась ввысь. Очередь стала длиннее, чем зимой. К лету, наверное, снова будем по два часа стоять. Ну, ничего. Акафист почитаю, и время пролетит незаметно: «Ангел во плоти явилася на земли, Матроно блаженная, исполняющи волю Божию».

Вообще я люблю читать акафист уже внутри, в храме, когда подхожу практически к самой раке с мощами: не заходя за витую железную перегородку, отделяющую левый придел, можно встать в сторонке – слева от очереди – и почитать. Так многие делают. Но я всегда начинаю читать акафист на улице, а в храме только дочитываю. Чтобы побыть чуть подольше рядом с матушкой, но и не злоупотреблять такой возможностью. Вон сколько людей стоит! Кто-то, как и я, держит тоненькую книжицу – акафист преподобной – и осторожно перелистывает страницы, стараясь не помять и не выронить букет.

Эх, я же забыла купить цветы! Откуда взялась эта традиция, я не знаю, только каждый второй стоит с букетом. Монахини освящают цветы на мощах и раздают всем желающим. Сколько раз я получала в подарок то срезанные бутончики роз и гвоздик, то веточки каких-то растений. В этот раз отчего-то очень хочется самой принести Матронушке цветы. Но очередь идет быстро… Оглядываюсь, прикидываю. Боюсь, не успею. Снова уткнулась в книжку: «Видяще людие и иерей, егда крещаше тя, блаженная, чудный столп облачный над главой твоею и обонявше благоухание велие…» Бубню машинально: «благоухание», а в голове крутится назойливая мысль: «Цветы, цветы, ну хоть бы один цветочек!» Но тогда очередь придется занимать с самого хвоста. Сколько времени потеряю! Идея! Я сейчас поменяюсь с кем-нибудь местами. Иду вдоль очереди, приглядываюсь: хочется выбрать того, кому это тоже необходимо – пройти побыстрее. Вот: в середине очереди стоит молодая мама с сыном. С радостью соглашается на мое предложение. Почти бежим. Успели – почти у самого входа в Покровский храм, где покоятся мощи. Теперь скажу на новом месте, что ненадолго отойду. Запоминаю: за мной стоит молодая женщина с букетиком бледных кремовых розочек. Только их я и запомнила. Бегу за цветами. Говорят, Матронушка любит полевые.

Так, красные гвоздики или желтые хризантемы? Надо сказать, что ни те, ни другие цветы я не люблю, но из «полевых» – только они. Ромашек в Москве я не видела. Но эти хризантемы, кажется, брызжут цветом: такие маленькие лучистые солнышки на зеленых стебельках. Очень они мне понравились.
Бегу обратно. Не могу найти очередь. Совершенно не запомнила лица женщины. Только бледные розочки в ее руках и пушистый меховой воротник. Ага, вот он. Нет. Ошиблась. И вдруг: «Вы здесь, здесь стояли». Ну, слава Богу! Пробираюсь. И вдруг замечаю, что в руках у моей соседки, оказывается, два букетика: помимо тех самых бледных розочек есть более яркие и, на мой взгляд, симпатичные – светло-розовые. Как я их раньше не заметила! Любопытно, мне и до этого часто приходилось видеть людей в очереди с несколькими букетами – когда роскошными, когда скромными. И всегда хотелось спросить: а почему два (три)? Как и я, не могли сделать выбор: хризантемы или гвоздики, красные или розовые? Или в благодарность по числу исполненных просьб? В этот раз, когда иррациональное чувство погнало меня за цветами, все же спрошу…

– А меня попросили передать, – ответила соседка. – Подошла девушка и отдала букет; видимо, торопилась – она не объяснила. Просто попросила положить к мощам.

– Она подошла, когда я за цветами ходила?

– Да, сразу, как вы ушли…

Интересное совпадение! Мне так хотелось в этот раз прийти к Матронушке с букетом, и тут же к нам в очередь подходит девушка с цветами. Помедли я еще одну-две минутки, и букет, по всей видимости, вручили бы именно мне. Помимо воли расплываюсь в улыбке. Вот как. Когда чего-то очень хочешь. От души. Чего-то очень хорошего. Оно сбывается.

Теперь читается гораздо осмысленнее: «Радуйся, цвете благовонный, Духом Святым нас облагоухающий; радуйся, каменю веры, малодушныя в благочестии утверждающий».

Потеплело, выглянуло солнышко. Вот и зашли в нижнюю церковь Покровского храма. Поют. Только это не акафист! В центральном приделе идет служба. Сколько раз была у Матронушки, а на службу здесь не попадала. Престольный праздник, оказывается, в честь святителя Ионы. Помазание. Постою на службе. Акафист потом дочитаю. Отхожу в сторонку, чтобы не мешать тем, кто продолжает двигаться к раке с мощами преподобной. Служба идет долго. Стою прямо возле солеи. Чуть в сторонке от распахнутых дверей алтаря. За ними – рай, так говорят. Когда отворяются двери алтаря – отверзаются небеса. Туча, что набежала на душу, постепенно рассеивается. Передают поставить свечку. А у меня в руках цветы. Уже не такие задорные лучики-лепестки… Они же завянут, пока я к Матронушке дойду. Нехорошо… Так хотелось сделать подарок! Ну, может, поставить их в ближайшую вазу – к Казанской иконе Божией Матери? Матронушка ведь на меня не обидится… Я ей в следующий раз принесу…

Вот и закончилась служба. Снова присоединяюсь к очереди к мощам. Рядом стоит женщина с веткой роскошных тигровых орхидей! Вот это да!

– Благодарите за что-то? – невольно сорвался бестактный вопрос.

– Да! – женщина счастливо улыбается. Отворачивается, потом неожиданно наклоняется ко мне и радостно говорит:

– Помогла, хотя я даже не просила.

– Как это? – спрашиваю.

– Ну, о себе не просила. Как всегда – за родных. Столько у всех проблем! О себе забываешь. А я года полтора кашляла. Непонятно почему. Замучилась: лекарства не помогают, врачи не понимают. Ходила к гомеопату, только этими «шариками» спасалась. А в тот день, когда как раз у Матронушки была, лекарство у меня закончилось. И я только через сутки спохватилась, с утра, что надо же сходить купить. И вдруг понимаю, что кашля нет! Как рукой сняло. Вот как мне матушка помогла!

От ее улыбки на душе стало совсем хорошо. Помогает! Даже если не просишь. Дает то, что необходимо. Надо только веру иметь. Искреннюю и чистую. И быть благодарным. Научиться благодарить. Хотя бы за все хорошее. Поначалу. А то ведь – я и раньше это чувствовала – приходим в храм, как в супермаркет: «Господи, мне этого, этого и вот этого. И побольше. И поскорее. Пожалуйста!»

А там видят, что нам нужнее всего. И дают, наверное, тем, кто сумеет понять и принять этот дар. «Имущи от Бога дар прозрения издетска, блаженная мати, сокровенная сердец приходящих к тебе ведущи, и оным будущая, яко настоящая сказующи, многия люди на путь благочестия направляла еси».

Рака с мощами. Матушка Матронушка, «душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя…»

Вот они, полюбившиеся мне, такие важные слова – над самой ракой: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

И в этот раз я так явно, как никогда, ощутила, что ты «невидимо предстоишь» и слушаешь нас. Каждого… Но после всех событий сегодняшнего дня даже не осталось желания постоять в сторонке, рассказать о том, что наболело. Отпустило. Слава Богу!

Склоняюсь над ракой. Матушка, благослови!..

И торопливо отхожу в сторону – к «цветочницам» – так я про себя окрестила девушек, раздающих освященные у мощей Матронушки цветы… И в моей руке оказывается веточка маленьких желтых «солнышек». Точно таких, как те лучистые хризантемы, которые так понравились мне в магазине…

Спасибо, Матронушка!

«Радуйся, печалей наших утолительнице; радуйся, в скорбех утешительнице…»

История обители

«На Убогих домах» – так первоначально называли обитель, основанную при кладбище странников. Здесь покоились те, кто не имел родных, друзей, а потому не удостоился быть похороненным достойно. Подобные «Божии дома» для бедных и безродных были во многих русских городах. Часто при них не было даже церкви. Но московскому повезло: здесь возник не просто храм, а иноческая обитель, основанная самим царем.

В 1633 году на праздник Покрова скончался патриарх Московский Филарет, отец царя Михаила Феодоровича. Будучи бывшим боярином Феодором Никитичем Романовым, он не просто возглавлял Русскую Церковь, но, имея большой политический опыт, помогал и сыну Михаилу.

Во многом именно Филарету страна обязана преодолением последствий Смуты начала XVII века. Хорошо зная, что душе усопшего не меньше молитв полезны дела милосердия, государь задумал построить мужской монастырь на странническом кладбище, посвятив его Покрову Пресвятой Богородицы. Так «на Убогих домах» зазвучали иноческие молитвы о усопших «под покровом Божией Матери и под сенью Креста».

Михаил Федорович, его ближайшие наследники много заботились о Покровском. В 1655 году царским попечением построен каменный собор, с начала XVIII столетия появилась церковь Воскресения словущего, высокая колокольня. Впрочем, особое отношение государей далеко не всегда гарантировало благосостояние. Так, с 1680 по 1731 годы Покровский считался приписным к Заиконоспасскому монастырю – по бедности и малому числу насельников. Непросто пережили иноки захват Москвы Наполеоном (1812). Здания заняли французские солдаты. Они разграбили, опустошили без того небогатые храмы. Лишь к середине XIX столетия удалось восстановить стены, ворота. В 1855 году заново отстроена церковь Воскресения Словущего (автор проекта – архитектор М.Быковский).

С 1870-х годов Покровский стал центром миссионерства, при нем открылись курсы для иноков, желающих распространять христианскую веру среди языческих народов. Инициатором благого дела был свт. Иннокентий Московский, однако, после его кончины (1879) проект не получил продолжения. Поэтому к началу XX столетия Покровский известен был не своим социальным служением или миссией. Как в XVII веке, москвичи знали его, прежде всего, по самому знаменитому некрополю.

Как правильно добраться к мощам святой Матронушки

Святая матушка Матрона Московская родилась в России в прошлом веке полностью слепая, но это не помешало ей стать известной своими Божьими дарами на весь мир и помогать православным христианам молитвой и советом. После смерти и канонизации мощи Матроны Московской перенесли в Покровский женский монастырь, который сегодня именуется именем святой Матроны Московской, в левый придел Покровской церкви Пресвятой Богородицы.

Как добраться и поклониться мощам Матроны Московской, а также что необходимо знать паломникам, рассказано в данной статье.

Кто такая Матрона Московская:

Кладбище

К XIX столетию здесь стали хоронить знаменитых жителей столицы, благотворителей, почетных граждан. Немало было могил церковных иерархов, иноков, священников. Покровское кладбище стало самым большим в городе. Его площадь составляла 5,4 га. Среди погребенных здесь:

  • создатель грамматики якутского языка, миссионер, епископ Дионисий (Хитров);
  • поэт Д.П.Глебов;
  • банкир, краевед, меценат Н.А.Найденов;
  • купец, покровитель искусства, собиратель древних рукописей А.И. Хлудов, другие представители этой московской семьи;
  • известные предприниматели, Боткины.

Всего на начало XX столетия известно более 3000 захоронений. Практически все они были уничтожены после упразднения обители советской властью (1929).

Разрушение и возрождение

Кладбище, известное всем москвичам, хранящее память о прошлом города, подверглось полному уничтожению в 1930-е. Стирая память о погребенных здесь знаменитых москвичах, на его месте разбили парк культуры и отдыха Ждановского района (ныне Таганский парк). Что касается самого Покровского, он лишился ограды, а храмы заняли советские учреждения.

Лишь с 1994 года начался сложный процесс возрождения обители – теперь как женской. Первая литургия в полуразрушенном соборе совершена осенью 1995 года. Очевидцы вспоминают, что иконостас с бумажными иконами изготовил брат настоятельницы Феофании, иерей Александр.

Через несколько лет вернули храмы, а также часть земли, не занятой Таганским парком. Уничтоженный некрополь, находившийся на этом месте – до сих пор болезненная тема для сестер и прихожан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]