Мiръ
Россия Тверская область Тверь Успенский Желтиков мужской монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:56.85962500000000119371179607696831226348876953125,»lon»:35.91185999999999722831489634700119495391845703125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BD_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0412\u043e\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0440\u0448\u0438\u043d \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0412\u043e\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0440\u0448\u0438\u043d \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0412\u043e\u0437\u043d\u0435\u0441\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u041e\u0440\u0448\u0438\u043d \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:56.85962500000000119371179607696831226348876953125,»lon»:35.91185999999999722831489634700119495391845703125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
56.859625; 35.91186
Россия, Тверь
Тверь,Тверская область
Россия
История постройки
Монастырь основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Этот святитель прославлен Русской Церковью и о нем известно, что он происходил из знатной тверской семьи и в ранние годы удалился в Киево-Печерский монастырь, где и принял постриг.
Святитель Арсений, епископ Тверской
Он был архидиаконом митрополита Киприана, по его настоянию принял сан епископа. Святитель строил Успенский Желтиков мужской монастырь г. Твери по подобию Киево-Печерской обители, в нем он и обрел в 1409 году место своего упокоения, а история дальнейшая монастыря складывалась следующим образом:
- при владыке Арсении был возведен каменный Успенский храм в 1404 году, в нем владыка и был погребен в 1409 году;
- во времена Смуты начала XVII века монастырь был разорен и пришел в запустение;
- Желтиков монастырь г. Твери восстановлен в 1630-х годах, а главный храм в 1652 году;
- в XVIII веке были возведены Алексеевский храм и церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских;
Монастырь был закрыт после 1918 года. С 1929 года в нем размещался детский дом. В 1930 года была разобрана колокольня до первого яруса.
Но почти полностью монастырь был уничтожен в 1941 году советскими войсками при отступлении: взорваны Успенский собор, Алексеевская церковь, храм в честь прп. Антония и Феодосия Печерских, настоятельских корпус, часовня, ограда. Причину таких действий с логической точки зрения объяснить сложно, так как во всех этих разрушениях не было никакого смысла.
Интересный факт! Есть версия, по которой монастырские постройки были взорваны, потому что в них располагались авиамастерские. По другой версии обитель разбомбили наступающие немцы, так как в ней находился наблюдательный пункт.
Тверской Успенский Желтиков монастырь подворье епархиального мужского монастыря
Эта обитель имеет богатую, славную историю. В настоящее время монастырь почти полностью разрушен. От него остался только братский корпус и нижний ярус колокольни. Монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.
По свидетельству церковного предания,Арсений родился в г. Твери. Год его рождения неизвестен. Воспитан был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил свой дом в приют для странников и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть эту вражду, юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил г. Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял постриг.
Добродетельный и трудолюбивый инок, сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание святителя Киприана, будущего митрополита Московского и всея Руси. Киприан посвятил инока Арсения в иеродиаконы.
Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву святого Арсения, которому было поручено заниматься всеми делами внутреннего устроения Русской Церкви.
В то время в Твери возникли большие разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным тверским епископом Евфимием. Последний несправедливо был лишен кафедры и сослан в Николаевский Мытицкий монастырь в Твери, где вскоре скончался. На его место митрополит Киприан назначил святителя Арсения.
Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.
В течение многих лет архипастырского служения святитель Арсений основал около 40 монастырей в Твери и ее окрестностях, также освятил соборы в честь архангела Михаила и святителя Николая в Старице, обновленный каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери.
Не забыл святитель Арсений и родную Киево-Печерскую Лавру, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 4 верстах от Твери, на урочище Желтикова он основал монастырь, где тогда же была построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
По окончании строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского патерика — самая древняя из дошедших до нашего времени редакция сборника житий русских святых, получившая название Арсеньевской.
Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба святого свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес, свершившихся у раки святого уже после его официальной канонизации на Соборе 1547 года, — воскрешение из мертвых рыбака Терентия — было прославлено епископом Акакием. Он, узнав о чуде, приказал бить в колокола и, несмотря на глубокую старость, с архиереями и народом крестным ходом отправился в монастырь. Опросив воскресшего и отслужив литургию, он завещал похоронить себя рядом с чудотворцем Арсением. В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет — обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.
17 и начало 18 веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым. В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.
В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения — была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.
В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами. С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.
После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего, неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.
До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.
Современное состояние
От древнего монастыря в настоящее время остались только руины братского корпуса и один ярус колокольни, построенной в 1914 году. Как таковой монастырский ансамбль не сохранился. На территории обители находился некрополь с погребениями Тверских епископов и знаменитых людей города. Здесь похоронены Федор Николаевич Глинка и его жена Авдотья Глинка.
Историческое фото Успенского Желтикова монастыря
К сожалению, кладбище было разорено еще в 1919 году.
После войны оставшиеся постройки и территория монастыря были переданы военным, которые использовали бывшую обитель для хозяйственных нужд. Только в 2015 году все, что осталось от Желтикова монастыря, передали церкви. В 2021 году был заложен первый камень на месте возрождаемого Успенского храма.
МОНАСТЫРЬ И ДВОЕ МОНАХОВ
«Не курить. Огнеопасно» – так до недавнего времени встречал Свято-Успенский Желтиков монастырь под Тверью очень редких своих гостей. Эта надпись висела при входе на арке из красного кирпича – всё, что осталось от дореволюционной высокой каменной ограды с галереями-переходами и угловыми башнями. Теперь вместо желтых запрещающих табличек поверх заросшего камня висит иконка Успения Богородицы и золотым по красному – «Христос Воскресе».
В монастыре всей братии два человека – иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель Архиерейского подворья церкви в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова монастыря, и иеродиакон Геласий (Чистяков), насельник подворья.
КАНИКУЛЫ КОНЧИЛИСЬ
– 14 января мы получили указ о назначении в Желтиков монастырь. Горы снега, ни пройти ни проехать, – вспоминает свое возмущение Геласий. – А владыка сказал, чтобы как можно раньше начать служить.
А где служить-то? И мороз к тому же, февраль на дворе. Выделили нам ключ от полузакрывающейся железной двери под аркой, пола нет, потолка тоже, железо, трубы, кости чьи-то…. Где ныне пышный монастырский сад, где прогуливался святитель Арсений Тверской?
– Ну, – переглянулись мы, – вот, здесь и будем служить.
Принесли «пушки», заказали дверь, протопили, просушили. 23 февраля как штык отслужили первую литургию с владыкой.
– Первое время ходили побирались, – рассказывает отец Агапит, – чтобы хоть что-то заплатить хору. Молились, чтобы Господь дал нам хотя бы одного-двух, но постоянных певчих, и на протяжении полугода у нас постоянно приходил кто-то, кому платить вообще не пришлось. Все помогали бесплатно и сами предлагали помощь. Как матушка Наталья Борисова-Губская, например. Потом, когда к несомым послушаниям нас назначили в Никольское, бывшее подворье Желтикова монастыря, местный регент так испугалась наметившейся перспективы петь в добавок еще и в монастыре, но придя пару раз, прониклась и теперь с удовольствием приходит на каждую службу сама, даже от выходных отказывается.
ИЗ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН
Отец Галасий не успел приоткрыть дверь калитки, как оттуда быстро прошмыгнула на свободу курочка и, метаясь, и никак не могла найти вход обратно.
– Вот курица, – заключил Геласий и окинул взглядом остальных жителей скромного курятника. – Вот и все наше хозяйство. Уже есть первые плоды, – он вынес из сторожки отрезанную бутылку с парой десятков белых яиц. – У нас и колодец имеется, правда пить из него страшно – склад-то горюче-смазочный.
Под охраной кошки с подбитым глазом спал, отдыхая от трудов в предбаннике сторожки, трудник. Голые провода, дыра в стене занавешена пледом, в серых облупленных проемах – новые пластиковые окна, первый большой подарок от сочувствующей благотворительницы.
Совсем недавно спроси, где тут монастырь, никто не в курсе. А сейчас дорогу уверенно показывают все жители местной деревни Борихино, даже маршрутчики.
– Святитель Арсений, епископ Тверской, основал его в знак примирения тверских и московских князей, – рассказывает отец Геласий. – Большую известность монастырь имел во времена средневековья, Успенский собор монастыря – уникальный памятник послемонгольской архитектуры, такого плана строения будут известны на Руси только через сто лет. Монастырь был тесно связан с жизнью его основателя, святителя Арсения Тверского. Мы, жители Твери, помним своего покровителя князя Михаила, но часто забываем про святителя Арсения, другого почитаемого покровителя нашего города. Когда литовские воины захватили собор и разграбили раку святителя, сняли драгоценный покров, один из воинов постелил его как попону на лошадь, но вместе с ней упал и погиб, а покров оказался наверху церкви. После этого, как считают, нашествие поляков и прекратилось
Есть предание, что Петр I хотел в этом монастыре постричь своего сына в монахи, потому здесь были устроены царские палаты, поставлена Алексеевская церковь. Сам Петр посещал этот монастырь, да и Елизавета Петровна – чтобы посмотреть место, где находился в заточении ее державный родственник, царевич Алексий.
Одна из наших задач – восстановить историческую справедливость, чтобы люди помнили своих святых, свою историю, культуру.
НЕСКОЛЬКО ЧУДЕС
В день, когда отца Агапита постригали в монахи в Ниловой пустыни, митрополит Виктор совершал здесь, на каменных обломках, чин закладки Успенского собора. Ну, кто знал, что бывший Тёма здесь окажется через полтора года настоятелем?
– Мы столько лет служили в «Белой Троице», – делится отец Агапит, – но никто и подумать не мог, что мы служим под колоколом, который родом из Свято-Успенского Желтикова монастыря. Звонница Троицкого собора собранная, и колокола там из разных мест, но перила шаткие, и подойти заглянуть под колокол никто никогда не решался. Когда затеяли на колокольне ремонт, поменяли полы, перевесили колокола. Проводя как-то экскурсию по собору, отец Геласий поднялся на колокольню показать панораму города и увидел надпись на перевернутом колоколе: «Вклад смиренного архимандрита Макария в дом Пресвятыя Богородицы Желтикова монастыря Тверского уезда».
Изначально священника Артемия Евдокимова хотели постричь в монахи с именем Акакий, в честь святителя Акакия, который освящал «Белую Троицу» и был похоронен в Желтиковом монастыре, но в итоге получился Агапит, в честь Агапита Печерского. А святитель Арсений пришел в Тверь из Киево-Печерской лавры. Вот все и собрались.
ОТКУДА БЕРУТСЯ МОНАХИ?
Сегодня монахи могут ходить в джинсах, ездить на машине, жить в квартире. Зачем тогда все эти аскетические сложности и трудности?
– Постригаться для показухи? Просто постричься и ходить в шелках? – отец Агапит быстро, но аккуратно поправил мантию. – Нет, надо этим жить, нести какое-то свое послушание. Это не потребность даже, это склад души.
– Помню наших троицких прихожанок, – иеродиакон Геласий вскинул челкой, – которые каждый день ходили на службу. Это у них потребность. Да, можно дома смотреть сериалы, можно и молиться круглосуточно, и акафисты петь – «я же в Бога верю». Но человеку интересно в храме, ему хочется туда идти. Так же и с монашеством, это смысл и образ всей жизни человека. Кому полегче – идет в общежительный, кому построже – соответственно. А у нас развалины, считай пустыня. Мы тут почти как Мария Египетская – совсем одни.
– А мне, наоборот, очень хочется поскорее сюда переехать, – взгрустнул отец Агапит. – И вообще, у нас тоже будет строго!
КОГДА ВСЕ СПЯТ
Когда все спят, ночью в Желтиковом горит свет. По средам совершается литургия. В этот час не видно разрухи, голой земли, отощавшей без тяжелого камня соборов, отсутствия некогда крепких преград на подступах к монастырю.
Несколько теней в прохладном драпированном полухраме под бывшей колокольней. Причастники молитвенного сумрака.
– Когда-то святитель Арсений принес в Желтиков Киево-Печерский устав, – объясняет отец Агапит, – мы решили ему последовать: раз в неделю там совершают ночную литургию со вторника на среду, а мы – со среды на четверг, в память о Тайной Вечери.
Первые два месяца на службе были только мы вдвоем, я служу, а отец Геласий поет. По началу было тяжело, а потом втянулись, люди пошли. Теперь без ночной литургии – никак.
УСТАВНОЙ КАПИТАЛ
– Мы Владимира Борисовича Архарова из фонда «Собор» сразу попросили: если что со Спасо-Преображенского собора останется, везите, нам любой стройматериал нужен. Так стали привозить обрубки метра полтора, – отец Агапит махнул на апофеоз из дерева, сваленного у входа. Из чего мы теперь строим большую трапезную, планируем расширять настоящую колокольню и строить отдельно стоящую, пятнадцатиметровую. Хотим оградить монастырь профлистом. Процесс возрождения долгий, но он идет, – ободряется отец Агапит.
ДОХОД ИЗМЕРЯЕТСЯ В ЛЮДЯХ
– Благотворителей у нас нет, – отвечая на смс-ку, переключился отец Агапит, – зато есть Сергей Викторович Васильев и Владимир Борисович Ямской, наш староста и завхоз. Остальные – волонтеры. У молодежного отдела нашей епархии и Русского народного собора была совместная программа, в рамках которой к нам стали приезжать молодые люди из Москвы, принимать участие в субботниках по уборке монастырской территории. В первый раз отдел обещал, что на субботник придет человек шесть, а пришло – тридцать.
Помогало УФСИН, прибегают местные детишки из Борихино. Один сходил, рассказал другим, так и подтягиваются, друг друга зазывают. Бывает, приедем, а люди тут – без субботника – сами камни таскают, убираются.
Благотворители, благоукрасители нашей святой обители, они где-то, конечно, есть, но они еще не знают об этом, – уверен отец Агапит. – Дохода у нас никакого нет, но зато еще не было ни одной литургии, чтобы не было причастников.
МОНАШЕСКАЯ АРИФМЕТИКА
– Монахи, они ж как дети! – смеется отец Агапит. – Есть много хозяйственных дел, с которыми приходится сталкиваться впервые. – Сейчас переоформляем документы на землю и на вступление в программу «Развитие культуры и туризма» для реставрации монастыря. Сначала будем реставрировать братский корпус, который остался, и на него есть незавершенный проект, потом церковь Феодосия и Антония Печерских, игуменский корпус.
Тут одна ограда была пять метров в высоту, два в ширину и башни по углам. Сейчас даже на простенькую, из профлиста, оградку надо минимум 150–200 тысяч. А копать нельзя – нарушим археологический слой, потому ставить надо на железобетонные блоки, каждый по 2300, для территории в 500 м выходит на каждые 50 м, то есть 250 блоков, итого 600 тысяч на одни блоки.
– Коттеджный поселок построить дешевле, чем нам ограду поставить, – сделал вывод отец Геласий.
Конкурс, тендер, может, дадут десять миллионов, а может, сто, а выбить надо два миллиарда… Вот такая жизнь у современных монахов.
***
Два монаха в поле. Перед ними монастырь, был до них и после них будет.
Что ты, человече? Чего ищешь? Молись, и плачь, и радуйся.
Лидия Быша, наш корреспондент
***
ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ
Желтиков Успенский монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году.
Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.
30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками.
После закрытия в 1919 г. монастыря и национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.
До начала Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). В послевоенное время на территории монастыря был развёрнут склад ГСМ войсковой части.
В 2011 году Николаевскому Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель монастыря и оформлением их как своего подворья.
С 14 января 2021 г. было определено образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря.
https://vprav.ru
Святыни
Главная святыня Желтикова монастыря – это рака со св. мощами святителя Арсения, которая пребывала в Успенском соборе. После революции 1917 года мощи в 1919 году были вскрыты и выставлены на обозрение всем желающим.
С того времени судьба св. мощей неизвестна. По некоторым данным, они были переданы на хранение в краеведческий музей, но до сих пор нигде не обнаружены.
Поклонный крест на пруду в Успенском Желтиковом монастыре
Также в Желтиковом Успенском мужском монастыре г. Твери хранился посох святителя, позолоченная панагия и гроб, который еще при жизни изготовил сам святитель Арсений. Все это было утрачено.
На заметку! Еще в 1970-х годах позолоченная панагия хранилась в Калининском краеведческом музее, но после 2008 года реликвия исчезла из музея.
LiveInternetLiveInternet
Успенский Жёлтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле. Он основан в 1394 году, в княжение Михаила Александровича, архиепископом Арсением. С западной стороны монастырь окружала сосновая роща. Местность эта в давние времена называлась Жёлтиково и связывалась историческими преданиями с событиями примирения после долгой вражды тверских удельных князей с Московским князем Василием Дмитриевичем в конце XTV века. Расположенный на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы монастырь на протяжении многих столетий играл важную роль в защите юго-западных рубежей города от вражеских нападений.
Первый деревянный храм обители выстроили в 1394 году и освятили во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских — в память о бытности Арсения, до возведения его в сан архиепископа тверского в 1390 году, постриженником Киево-Печерской лавры. В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители.
В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1бЗО-х гг. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1654 году перестроили главный собор.
Расцвет монастыря, пользовавшегося особым покровительством Петра I, пришёлся на первую четверть XVIII столетия. В это время были возведены Алексеевская церковь (1709 г.) с примыкавшими к ней палатами (171 б г.), новая церковь Антония и Феодосия Печерских (1709 г.) и новый Успенский собор (1713-1722 гг.), сформировавшие основную архитектурную композицию монастырского комплекса, сохранявшуюся вплоть до закрытия обители в 1928 году. В XVIII веке монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями.
В начале XX столетия на территории монастыря находились Успенский собор (его пять глав хорошо видны в центре снимка), Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами (справа от въездных ворот), церковь Антония и Феодосия, а близ неё — братские и настоятельский корпуса (1837 г., в левой части снимка). В восточной части обители располагались въездные ворота (1833 г.). За ними на фото виден шатёр колокольни 1833 года. Пространство между палатами царевича Алексея и главным собором занимал монастырский сад.
После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.
До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.
В 1945 г. Желтиков монастырь был снят с госохраны. Ныне областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет взятые под охрану вновь территории и остатки построек Желтикова монастыря.
Настоятели
При открытии монастыря братию возглавляли настоятели в сане игуменов. А после того, как при гробе святителя Арсения был исцелен рыболов, распоряжением царя Ивана IV Грозного, настоятели посвящались в сан архимандритов.
Один год с 1759 по 1760 монастырем управлял святитель Тихон Задонский, будущий епископ Воронежский, духовный писатель, прославленный Русской Церковью в 1861 году.
С 1838 года по 1891 год монастырем управляли викарии Тверской епархии епископы Старицкие. В разные годы здесь на покое проживали епископы Геннадий (Левицкий), Арсений (Изотов, он умер в обители и 1909 году и погребен на монастырском кладбище), Гавриил (Голосов). В Желтиковом монастыре принял монашество в 1767 году будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин).
Богослужение на территории Желтикова Успенского монастыря
После возвращения монастыря церкви был назначен в 2021 году новый настоятель, а также разработан проект возрождения обители.
Интересный факт! Монастырь нередко посещали знаменитые личности. В 1654 году в нем побывал патриарх Московский Никон, в 1656 году Антиохийский патриарх Макарий, в 1745 году императрица Всероссийская Елизавета Петровна.
Успенский Желтиков монастырь — крупнейший духовный центр Тверской земли, в периоды расцвета (нач. XV, кон. XVI, вторая половина XVII — середина XVIII веков) имевший значение первого и лучшего монастыря в Твери и окрестностях. Его архитектурный ансамбль формировался в течение трех веков, в целом сложившись к середине XVIII века. Незначительные достройки впоследствии мало повлияли на его внешний вид.
В советское время ансамбль разрушен почти полностью. Уцелели только святые врата и братский корпус. Однако сохранился и в наши дни требует особой охраны исторический ландшафт обители с двумя окружающими его «полями» — Борихиным и Желтиковым, оставляющий возможность для воссоздания исторического ансамбля монастыря в будущем.
В настоящее время (2016 год) территория монастыря освобождена военным складом ГСМ и, хотя ограждена и формально охраняется, требует особой заботы как памятник археологии. Дело в том, что монастырь, основанный тверским святителем Арсением в 1394 году, очень рано приобрел каменные постройки. В 1404 году был заложен и в 1406 году освящен Успенский собор — одна из наиболее интересных построек средневековой тверской архитектуры. В перекопах и отвалах на территории монастыря встречается большое количество белого камня, в том числе такого, который явно имеет происхождение из этого собора:
Первый расцвет монастыря пришелся на XV-XVI века, причем после небольшого подъема при епископе Ниле на рубеже XV-XVI вв. почитание обители особенно активизировалось при тверском святителе Акакии (+1567). В этот период было написано минейное житие святителя Арсения, подготовленное к его официальной канонизации в 1547 году. К этому периоду на территории уже имелся элитный некрополь. Одна из вывороченных при извлечении цистерн с ГСМ белокаменных плит, по стилю исполнения, безусловно, середины XVI века. Читается неуверенно, кроме традиционного «…авися раб божий…» еще часть фамилии (?) «…броников..», но полная расшифровка ее затруднена из-за многочисленных утрат:
От средневекового некрополя уцелело, видимо, довольно много. Все памятники перемещены, многие разбиты но едва ли можно сомневаться, что находки, подобные этой плите с датой — 1577 год (она оказалась вообще за территорией обители) не появятся в ближайшем будущем («Лета 7085 октября 16 преставися игумен Левкий гри… бро… сава» — конец надписи пока не поддается расшифровке):
В XVII веке начиная с 1655 г. (обретения мощей святителя Арсения) начинается бурный расцвет обители, достигший кульминации в начале и середине XVIII века. В этот период строится архитектурный ансамбль, известный нам по фотографиям и изображениям. Нужно отметить, что последних не так много, а ранних — и вообще единицы. Нам известно только одно — на иконе Михаила и Арсения Тверских из тверской церкви Белая Троица, датируемой 2 половиной XVIII века. Изображение очень условное, хотя монастырь, в общем, узнается.
Все иные изображения восходят к одному, известному как по сохранившимся памятникам XIX века, так и по изданиям (например, 1908 года). От фотографий они отличаются наличием еще третьей башни в юго-западном углу и четырехскатной кровлей церкви святых Антония и Феодосия:
Их оригинал находился на крышке раки, устроенной в 1734 году тверскими купцами Иваном и Максимом Янковскими и Василием Волчаниновым. Надо сказать, что многочисленные иконы, изображающие святителя с обителью, в отличие от аналогичных образов преподобного Нила Столобенского, почти не пытаются внести коррективы в изображение (строго говоря, их требовалось немного). Но вот, например, в чеканном окладе 1868 года (Тверской государственный объединенный музей), изображение следует этому же протитипу, хотя к тому времени в Желтикове уже были иные святые ворота 1833 года, хорошо известные по фотографиям.
Еще один оклад с таким же изображением (XIX век, Кашин, частное собрание). Святые врата, видимо, уже как-то отражают постройку 1833 года.
Вообще же фотографий мало — и почти нет таких, которые сделаны внутри монастыря. Старейшими нужно считать сделанные в конце XIX века неизвестным фотографом.
Это ракурс стал классическим и почти единственным. Издатель В.В. 1903 год. Из «Бабушкин альбом». Тверь, 2005, с. 122.
Прянишников, 1904 год. (Там же):
Строго говоря, не лишне отметить, что осталось от этого вида. Как видим — немногое.
Однако поле (оно называется Желтиково), с которого этот ракурс сделан, сохранилось, не застроено и входит важнейшей частью в охраняемый ландшафт и охранные зоны монастыря, подготовленные главным управлением по госохране объектов культурного наследия и принятые областным правительством в 2014-2015 гг. Это — основа, позволяющая говорить о воссоздании ансамбля.
В 1903 году в Желтикове побывал известный нижегородский фотограф Максим Дмитриев. Его снимки пытаются «прорвать» дурную традицию фотографировать монастырь только с одного места. Вид от мельницы:
И с юго-востока, от Никольского погоста:
В 1910 побывал здесь и Прокудин-Горский. Но его фото (уцелело только одно) также мало что добавляет к нашей информации об обители. Это фото с точки немного к северо-западу от предыдущей, от деревни Борихина, в кадре как раз левая половина монастыря:
Публикуемые ниже фотографии с сайта «Православные храмы Тверской земли», показывают редкие близкие ракурсы собственно монастырских построек, о важности которых для тверской архитектуры нужно сказать несколько слов. Успенский собор (1713-1722) стал одним из довольно распространенных в тот период двустолпных больших храмов, ориентированных в своем облике на московские постройки конца предыдущего столетия. Он расширялся дважды — в середине XVIII века устроен южный притвор, в середине XIX-го — западный.
За собором к востоку, но еще ранее его, около 1709 года, построена колокольня, также довольно нетипичных для Твери форм, какой-то приглашенной столичной артелью. На ней имелись «русские» часы с курантами.
Монастырь был окружен оградой изначально с тремя или четырьмя башнями, потом их осталось две. От монастырской стены, разрушенной в 1930-1940-х гг., сохранился сейчас фрагмент, длиной приблизительно в двадцать метров, в высоту сохранившийся примерно на метр-полтора. Собственно говоря, это осыпь, под которой находятся руины сильно размороженной кирпичной кладки, самой старой, которая осталась от Желтикова монастыря — это 1 половина XVIII века:
Главной и самой интересной постройкой монастыря была возведенная, по преданию, по обету Петра I церковь Алексея человека Божия. Освященная в 1709 году, она стала той точкой, от которой пошла линия тверских храмов XVIII века в «нарышкинском» стиле — ближайшей ее аналогией стала сохранившаяся церковь Троицы, что за Волгой в Твери. Алексеевская церковь имела интересную деталь — она была связана с двухэтажными палатами, носившими название «палаты царевича Алексея» или «царские чертоги». Никогда не перестраивавшиеся и не ремонтировавшиеся серьезно, они к 1917 году составляли редкостнейший памятник гражданской архитектуры петровского времени.
Зато не повезло в плане перестроек теплой церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских и примыкавшим к ней настоятельским палатам. Возведенные в одно время с Алексеевской церковью, они, к сожалению, претерпели несколько радикальных ремонтов, в ходе которых лишались не только первоначального завершения, но и почти всех сводов. Представить изначальный вид комплекса сейчас едва ли возможно, если не отыщутся архивные чертежи, фиксирующие памятник до переделок.
Особая история, в интернете представленная множеством версий, связана со сносом монастыря. Известно, что уже в 1931 году была разобрана Алексеевская церковь и «чертоги» при ней — как раз накануне закрытый приход «иосифлян», не поминавших митрополита Сергия (Страгородского). Перед войной был разобран верх колокольни. Остальные постройки дожили до 1941 года. История о якобы использованном монастырском кирпиче для постройки поселка ФУБР в Твери — не более чем легенда. Немецкая аэрофотосъемка имеется за разное время, но вся сделана с большой высоты. 14 июля 1941 года. Большая часть монастыря, на территории которого располагалась уже тогда военная часть (танковая, позже — авиационная) еще цела:
9 июня 1943 года:
Все постройки без крыш, но пока стоят. Монастырь специально не взрывали ни наши, ни немцы, за исключением, возможно, разрушенной нашими надвратной колокольни перед занятием города (хотя и это документально не подтверждено). Но он сгорел. Следов боев на уцелевших постройках найти трудно. Однако пожар и последующее многолетнее запустение для построек начала XVIII века оказались губительны. В 1946 году постройки его (собор, старая колокольня и корпуса XVIII века) были сняты с охраны и постепенно разобраны. Собор был взорван, по свидетельству местных жителей, около 1955 года. Другие «поздние постройки XVIII века» упоминаются еще в книге «Художественные памятники Верхней Волги» издания 1968 года. К тому времени уникальные настоятельские палаты и церковь Антония и Феодосия доживали последние годы. Церковь с трапезной и настоятельские корпуса были разобраны до 1980-х годов. Фото автора — уже к 1991 году все было в том виде, как и в настоящее время.
От церкви Антония и Феодосия Печерских, а точнее, не от нее самой, а от пристроенной к ней с юго-запада трапезной, сохранилась одна стена.
По описи 1764 года здесь, в первом этаже под братской трапезной, находились «поварня, хлебодарня да погреб капустный». Кроме остатков пят сводов арки прохода к воротам к Тьмаке от них остались только небольшие фрагменты кирпичных стен.
Братский корпус представляет собой длинное в семнадцать осей здание, имеющее несколько разные фасады. Время его постройки по опубликованным документам не устанавливается.
В 1764 году существовали в ряд старый настоятельский (видимо, около 1710-х годов) каменный корпус и новый (конца 1750-х). От них не осталось ничего. В этой же описи описан братский же корпус, построенный, очевидно, в начале XVIII века. В 1764 году он был в первом этаже каменный, а второй этаж его был деревянный. Но существующая постройка не несет следов таких строительных периодов, свидетельствуя, скорее, о конце XVIII века как времени постройки всего здания. Тогда же, при его строительстве, вероятно, была разобрана угловая башня. Фасады этого корпуса с юго-восточной речной стороны — это равномерно расставленные ниши, соединяющие оба этажа, а в них окна, имевшие, видимо, простые рамочные наличники.
Советские переделки времен склада привели в почти полной утрате деталей отделки. Лишь в нескольких окнах уцелели остатки железных решеток, характерных для 2 половины XVIII века. Судя по всему, окна подвергались растеске — причем рано, всего через несколько десятилетий после постройки.
С дворового, обращенного к монастырю, фасада вид у корпуса другой.
Здесь заметен небольшой плоский ризалит в три окна, обработанный в обоих этажах ленточным рустом.
По всему фасаду проходит два межэтажных карниза, верхний — по уровню окон второго этажа. Окна растесаны. Часть окон при растеске получила простой декор с плоскими клинчатыми замками. На некоторых окнах хорошо видны следы растесок.
Скорее всего, уже изначально оба фасада имели по треугольному фронтону на уровне ризалита, оба разрушены в советское время. Фронтон над фасадом к реке хорошо виден на фотографиях.
Сложен вопрос о первоначальной высоте трапезной и времени ее строительства. Едва ли это не тот же период, в который возведен и братский корпус. Но во 2 четверти XIX века здание было надстроено, лишилось сводов, получило новый белокаменный карниз. Это можно видеть по внутренней части стены, которая явно имеет следы надстройки с гнездами от поздних потолочных балок:
А в верхней части обрубка стены выше поздней крыши уцелел еще кусочек белокаменного карниза:
Интерьер сохранил только две поперечные капитальные стены. За ризалитом внутри сохраняются советские послевоенные перекрытия:
Остальные пространства полностью пустые. Помещение, примыкавшее к трапезной:
И угловое на юго-запад:
В 1833 году на месте старых, скромных въездных ворот, были устроены новые Святые врата. Запечатленные на многих дореволюционных фотографиях, они были разрушены еще в 1912 году. На их месте перед самой революцией были построены новые с надвратной колокольней по проекту А.П. Федорова. Новая колокольня серьезно изменила внешний вид обители, подавив прежнюю ее доминанту — Алексеевскую церковь. Постройку в целом нельзя назвать удачной.
Однако именно она сохранилась до настоящего времени, хотя бы в своей нижней части.
Тяжелый декор, с аркатурным поясом и килевидной аркой очень слабо вязался с барочным ансамблем монастыря. Постройка оказалась, однако, столь прочной, что пережила все свое окружение. 1945 год:
В настоящее время место большинства монастырских построек — перекопанные пустыри. Место собора и колокольни:
Место Алексеевской церкви:
Место церкви святых Антония и Феодосия Печерских и старого настоятельского корпуса:
За территорией монастыря уцелел еще маленький домик — изначально священнический, на две квартиры для служивших при обители белых священников. Время его постройки установить нелегко (дом радикально перестроен уже в начале 2000-х). Вероятно, это вторая половина XIX века. Он уцелел в войну.
Как уцелела и вся большая деревня Борихино, до последнего времени сохранявшая свой уютный сельский вид со множеством домиков 2 четверти XX века, украшенных пропильной резьбой.
В настоящее время из примерно семидесяти исторических домов деревни лишь десятка полтора-два сохраняют исторический декор, поддерживаемый хозяевами (это обычный процент сохранения такого наследия по Твери). Резьба имеет выраженную особенность. Здесь много домов с «ужами-господариками», стилизованными изображениями змеек на очельях — очень архаичная деталь, пришедшая, очевидно, из народной вышивки.
Встречается и наличники иных форм, также, в целом, типичных для деревень к югу и к юго-востоку от Твери и городских слободок периода нэпа:
К сожалению, для массы домохозяев наличник — это «некрасиво и немодно».
Нельзя, наконец, не отметить еще одну местную достопримечательность. Это пруд, один из двух монастырских прудов, между монастырем и деревней Борихино.
Пруд считается выкопанным самим святым Арсением, хотя это, очевидно, монастырский садок для рыбы, устроенный, вероятнее всего, в XVI-XVII вв. и много раз ремонтированный. На его берегу установлен поклонный крест, а также сделано символическое надгробие Ф.Н. Глинки и его супруги, похороненным на территории монастыря (могилы их, как и все другие, утрачены).
Нынешняя ситуация, очевидно, приведет к восстановлению монастырского ансамбля — так или иначе это стало юридически возможно. Чрезвычайно важно при этом, во-первых, максимально широко провести археологические раскопки с изучением не только мест будущего строительства, но и всех отвалов и, вообще, территории монастыря, культурный слой которого в прямом смысле «раскатан и перепахан». Во-вторых, всякое воссоздание хотелось бы видеть с соблюдением исторических форм зданий (для собора, колокольни и, частично, настоятельского корпуса существует их фотофиксация 1940-х гг.). В-третьих, необходимо соблюдение режима охранных зон памятника — ибо на протяжении своей истории Желтиков монастырь являлся главной архитектурной доминантой обширной территории. Это значение вполне возможно ему вернуть.
Павел Иванов. Фото автора, ноябрь 2008, август 2016 года. Фото Ларисы Виноградовой апрель 2021 года.
Метки: барокко монастырь наличники некрополь Успенская | Для печати К началу | |
Координаты: 56.830141,35.832052 |
- «Genius loci». Часть XXXV. Дорога на Желтиково
Читать по теме
- Связанные события
23-05-2019 — Здравствуйте, я ваш эксперт. История с «перевыявлением» Желтикова монастыря С.В. Зеленовой получает новый оборот Два месяца назад эксперт из Нижнего Новгорода Светлана Зеленова уже занималась работой по выявлению уже стоящего на охране Желтикова монастыря. Всю эту историю мы описывали. Тверское региональное отделение ВООПИиК обратилось с возражениями по поводу этой поверхностной и малоинформативной экспертизы, в существенных частях повторяющей экспертизу Г.П. Лебедевой 2013 года. Монастырь как известно стоит на охране в государственном реестре с 2015 года с утвержденными охранными зонами. Но кое-кого это не устраивает.
Читать далее
19-03-2019 — Приглашаем на лекторий «Тверских сводов» на лекцию о Желтиковом монастыре.
24 марта в 15.00 в зале искусств областной библиотеки им. А.М. Горького cостоится лекция «Желтиков монастырь. Святыня под угрозой» в рамках градозащитного и краеведческого лектория от «Тверских сводов». Лекцию проведет координатор проекта «Тверские своды» Павел Иванов.Читать далее
21-02-2019 — Выявить и перевыявить. Охраняемый государством Желтиков монастырь еще раз ставят на охрану. Зачем?
Эта статья появилась после очередного ознакомления с выложенными на сайте тверского главного управления по госохране ОКН экспертизами — для общественного обсуждения. Если общественность не реагирует на такие тексты, они могут иметь очень даже не бумажные последствия — например, застройку, снос, разрушение уникальных зданий и комплексов. И тогда мало не покажется.Читать далее
27-05-2017 — Арсениевский собор. Репортаж с раскопок храма XV века в Успенском Желтиковом монастыре в Твери
…Небо с утра натягивало облака и обещало дождик. Было слишком понятно, что в условленное время с вероятностью девяноста пяти процентов он и должен пойти, но какая-то отчаянная надежда не покидала. Ну, пусть дождик, но минут пятнадцать он должен дать времени, а там…Читать далее
Показать все