Илий Ноздрин — чудеса батюшки (храм в Переделкино)


Схиархим. Илий (Ноздрин)

Илий (Ноздрин)
(род. 1932), схиархимандрит, духовник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества В миру Ноздрин Алексей Афанасьевич, родился 8 марта [1] 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области, в благочестивой крестьянской семье. Отец — Афанасий Иванович Ноздрин, мама — Клавдия Васильевна. При крещении был наречён в честь Алексия, человека Божьего. Имел трёх братьев и сестру. Его дед — Иван Ноздрин — был большим правдолюбцем, не смирился с новыми порядками, и являлся старостой Покровской церкви в Становом Колодезе. В 1942 году скончались как его дед Иван, так и отец Афанасий — после тяжёлого ранения на фронте [2]. После гибели мужа мать не вышла замуж второй раз, занимаясь детьми и хозяйством.

Крестили Алексея в церкви соседней деревни Лукино. Как он сам впоследствии предполагал, молиться он начал с трёх лет. Семья дала ему лишь косвенное духовное воспитание, но он рос очень религиозным мальчиком и уже в детстве его называли «Божественным,» «Божьим человеком». Широко известным в селе и округе стал случай в 1947-1948 году, когда, будучи обокраденным и помолившись со слезами перед Казанской иконой Божией Матери, Алексей нашёл на земле горячий пшеничный каравай.

В 1949 году окончил Становоколодезьскую среднюю школу.

Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет.

В 1955-1958 годах обучался машиностроительном техникуме в Серпухове. После техникума по распределению попал на работу в город Камышин Волгоградской области. В городе был один действующих храм, Николая Чудотворца, где вторым священником служил Иоанн Букоткин, ставшим первым духовником Алексея. Он много и подолгу говорил со священником, начал ночами молиться в сарае. Отец Иоанн предложил ему поступить в Саратовскую духовную семинарию и помог устроить это, хотя и с большим риском для себя.

После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую, потом обучался и в духовной академии. В Ленинграде он решил принять монашество, получил благословление отца Иоанна Букоткина, и был пострижен с именем Илиан, в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Постриг совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха.

В годы пребывания в Ленинградской епархии много потрудился на разных приходах.

С 1966 года десять лет провёл в Псково-Печерском монастыре. Прочтение в 1967 году книги о тогда ещё не прославленном преподобном Силуане Афонском стало для него важным шагом в духовной жизни.

3 марта 1976 года определением Священного Синода был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе, в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был среди той горстки монахов, которые помогли сохранить тут монашескую жизнь, поддержать связь монастыря с Русской Православной Церковью, и предотвратить широко обсуждаемую и ожидаемую в Греции передачу Пантелеимоновского монастыря грекам. Нёс послушание в скиту на Старом Руссике, в скрытом в горных ущельях уединённом жилище. В афонский период отцу Илиану было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря.

В конце 1980-х годов был призван обратно на Родину и направлен в восстанавливающуюся Оптину пустынь как духовник братии. Он прибыл туда в 1989 году, когда монастырь ещё представлял из себя заросшие развалины. Вскоре он принял здесь постриг в великую схиму с именем Илий в честь иного Севастийского мученика. Он вступил на путь старческого служения в Оптиной, который продлился 20 лет. Его многочисленные духовные чада, и даже люди которым довелось лишь минутное общение с ним, свидетельствовали о решающей значимости для них его образа, действий и наставлений. Но искатели откровений часто уходили от него в недоумении, т.к. казалось что говорит он прописные истины, известные каждому.

Старец Илий и патриарх Кирилл

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры.
5 марта 2010 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [3]. С 16 декабря 2010 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [4].

На Пасху 4 апреля 2010 года возведён в сан схиархимандрита в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом [5].

Биография Схиархимандрита Илия

Родился будущий старец в самой простой семье крестьян в селе Становой Колодезь ( под Орлом). Произошло это знаменательное событие в 1932 году. Крестили младенца с Именем Алексий (на честь человека Божьего Алексия).

В то время, верующих семей было мало, повсеместно бытовал атеизм. Но Илию повезло – его родители были глубоко верующими. Малыш очень рано стал приучаться к труду и молитве. В 3 года он уже знал самые простые молитвы и искренне взывал к Господу. Рано лишившись отца, который погиб на фронте, мальчик познал все тяготы и лишения военного детства и стал настоящей помощью для своей мамы. Кроме мальчика в семье было еще трое детей.

С раннего детства Илий отличался среди своих сверстников незаурядными умственными способностями, а также огромным трудолюбием. Невзирая на то, что дома у него всегда было полно забот, он отлично окончил школу. Затем была служба в армии, после которой он поступит в техникум. После успешного окончания учебы, Илий был направлен на работу на хлопчатобумажный комбинат в городе Камышин.

Но молодой человек особенно остро ощущает потребность в духовной жизни и в духовном образовании. Поэтому он поступает в духовную семинарию В Саратове. Но окончить учебу Илию не удалось. В это время к власти приходит Хрущев и на православную веру опять начинаются гонения. Семинарию закрывают. Илий продолжает учебу в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии.

В 1966 году происходит самое важное событие в жизни Алексея — он принимает постриг, при котором его нарекают Илианом. Затем Илиан рукоположен в иеродиакона, а вскоре в иеромонаха.

10 лет: с 1966 и по 1976 годы он проводит в Псково-Печерском монастыре, где знакомиться и состоит в тесном общении с Иоанном Крестьянкиным.

А в 1976 году ему удалось воплотить в реальность заветную мечту- поехать на Афон. На Святой горе он проживал в скиту в горах и выполнял послушание духовника братии монастыря.

!980-ые года знаменуются особым духовным подъемом нашей Родины. В это время иеромонах Илиан отзывается со Святой горы в свою страну. В России он направляется в Оптину пустынь, вернее в то, что от нее осталось за годы гонений. Именно при нем Оптина возрождается и становится сердцем Православия страны.

С 2009 года старец несет почетную миссию духовника нашего Патриарха Кирилла.

Вместе с этим старец Илиан не оставляет свою паству и является духовным наставником многих простых православных людей, которые приезжают к нему за советом и помощью в Оптину пустынь. Большую часть суток старенький батюшка не смотря на усталость принимает паломников прямо за столом трапезной.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) о женском служении

Батюш­ка Илий, часто гово­рят, что муж­ское устро­е­ние более спа­си­тель­но, когда разум доми­ни­ру­ет над чув­ства­ми. Но жены-миро­но­си­цы вооб­ще ни о чем не дума­ли, когда шли за Гос­по­дом. Как так?

– Да, жен­щи­ны по сво­ей люб­ви к Гос­по­ду быва­ют даже более муже­ствен­ны­ми. «В люб­ви нет стра­ха, но совер­шен­ная любовь изго­ня­ет страх» (1 Ин. 4:18). И в XX в. при гоне­ни­ях в нашей стране жен­щи­ны зача­стую сме­лее высту­па­ли, защи­щая свя­ты­ни. И сей­час мно­гие слу­же­ния в Церк­ви несут имен­но жен­щи­ны. Тут, конеч­но, мно­го причин.

Стра­на про­шла через столь­ко войн. А на войне поги­ба­ют все­гда самые луч­шие. И гиб­ли пре­иму­ще­ствен­но муж­чи­ны. В одном XX в. – не толь­ко в Вели­кой Оте­че­ствен­ной, но и в послед­них вой­нах в Афга­ни­стане, в Чечне. А мно­гие уми­ра­ют из-за нар­ко­ма­нии, алко­го­лиз­ма. В боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны этим неду­гам имен­но муж­чи­ны. Жен­щи­ны все-таки в этом смыс­ле воз­дер­жан­нее, береж­ли­вее отно­сят­ся к жиз­ни. Они как при­зван­ные к вос­пи­та­нию новых поко­ле­ний более нравственны.

Мно­гие жены сего­дня муча­ют­ся из-за измен мужей. А те, кто из неза­муж­них, – стра­да­ют из-за сво­ей довер­чи­во­сти. С одной сто­ро­ны, она ста­ра­ет­ся быть жен­ствен­ной, не пре­ко­сло­вить. Но с дру­гой сто­ро­ны, когда нет креп­кой семьи, где гла­ва отец или муж, эти­ми бла­ги­ми каче­ства­ми могут вос­поль­зо­вать­ся, посту­пить ковар­но. Каж­дый судит о дру­гом в меру сво­ей испор­чен­но­сти. А сего­дня обще­ство в боль­шей сво­ей части развращено.

Жен­щи­на, если она живет без Бога, в сво­ей жиз­ни не име­ет ниче­го устойчивого.

Какое настав­ле­ние мож­но дать совре­мен­ной женщине?

– Быть твер­дой в вере. Иметь страх Божий. Жить нрав­ствен­но. Быть христианкой.

К чему при­зва­ны сего­дня хри­сти­ан­ки и есть ли вооб­ще на духов­ном уровне раз­ни­ца в при­зва­нии жен­щин и мужчин?

– Один закон, одно Еван­ге­лие. Еди­на вера, еди­но Кре­ще­ние, Един Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Кото­рый «вче­ра и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схо­жи. Но, конеч­но же, при этом каж­дый чело­век инди­ви­дуа­лен. Не толь­ко жен­щи­ны от муж­чин, но вооб­ще все мы друг от дру­га отли­ча­ем­ся. И Гос­подь веда­ет каче­ства души каж­до­го чело­ве­ка. Поэто­му и при­зва­ние у каж­до­го – свое.

Гос­подь все сде­лал во бла­го чело­ве­ку. В Биб­лии ска­за­но: «…к мужу тво­е­му вле­че­ние твое, и он будет гос­под­ство­вать над тобою» (Быт. 3:16). Сам Бог создал муж­чин и жен­щин раз­ны­ми, что­бы люби­ли друг дру­га. И семьи были прочнее.

Жен­щи­ны, напри­мер, более эмо­ци­о­наль­ны. Любят возить­ся с детьми. Гото­вят хоро­шо. Муж­чи­ны тоже, конеч­но, ино­гда быва­ют выда­ю­щи­ми­ся кули­на­ра­ми. Но все-таки чаще встре­ча­ет­ся, что луч­ше в стряпне раз­би­ра­ют­ся жены. Пиро­ги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смо­гу. Суп еще, может быть, и сва­рю. А пирог – у меня не получится.

Гос­подь при­ни­ма­ет слу­же­ние Мар­фы, но все-таки бла­го­во­лит Марии: «…избра­ла, – гово­рит, – бла­гую часть, кото­рая не отни­мет­ся от нее». (Лк. 10:12). А в мона­ше­стве пол име­ет значение?

– Так же как в миру, так же и в мона­сты­ре жен­щи­на оста­ет­ся жен­щи­ной. Она упо­ря­до­чи­ва­ет сво­им при­сут­стви­ем мате­ри­аль­ный мир. Возь­ми, к при­ме­ру, келью мона­хи­ни и мона­ха. Может, конеч­но, ока­зать­ся и наобо­рот, но пре­иму­ще­ствен­но поря­док най­дешь в келье у мона­хи­ни, а не у мона­ха. У жен­щин сме­кал­ка в отно­ше­нии внеш­не­го бла­го­устрой­ства более раз­ви­та. Они все­гда сооб­ра­зят, что в ком­на­те не так, где попра­вить, как при­брать. Нет детей – так мона­хи­ни свою забо­ту обра­ща­ют на слу­же­ние ближ­ним. Палом­ни­ков встре­ча­ют, друг дру­гу помо­га­ют. Молят­ся за всех. Сей­час при­юты в мона­сты­рях есть. Гос­подь при­ем­лет про­яв­ле­ние люб­ви в любых фор­мах. Глав­ное – любовь к Богу. А когда она есть, и ближ­ние чув­ству­ют это на себе. Мона­хи­ни, отка­зав­шись от созда­ния соб­ствен­ной семьи, само­от­вер­жен­но слу­жат Богу и людям.

Иса­ак Сирин настав­лял ино­ка: с мирян­кой еще можешь гово­рить, опу­стив гла­за долу, а с мона­хи­ней – даже не гово­ри. Почему?

– Что­бы не иску­шать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сей­час чело­век при­хо­дит в мона­стырь, уже оку­нув­шись в мир со все­ми его соблаз­на­ми. Он уже зна­ет, от чего беречь­ся. А тогда души были не искушены.

Батюш­ка Илий, всмат­ри­ва­ясь в Еван­ге­лие, заме­ча­ешь, что Хри­стос по-раз­но­му обща­ет­ся с жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми, зна­чит, и Бого­уго­жде­ние у нас все-таки разное?

– При­звал Гос­подь муж­чин: «…после­дуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), но на Гол­го­фу, за исклю­че­ни­ем апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва, при­шли толь­ко жен­щи­ны. И потом миро­но­си­цы не побо­я­лись пой­ти ко Гро­бу Гос­под­ню, бла­го­вест­во­ва­ли Его Вос­кре­се­ние. И сего­дня, я бы ска­зал, про­по­ведь и мис­сию боль­ше жен­щи­ны, чем муж­чи­ны, осуществляют.

В Еван­ге­лии не гово­рит­ся ни об одной жен­щине, кото­рая бы не при­ня­ла Хри­ста, в то вре­мя как при­ме­ров муж­чин мно­же­ство. И сего­дня так же? Муж­чи­ны любят под­чер­ки­вать, что хри­сти­ан­ство – муж­ская рели­гия, но в хра­мах при этом боль­ше женщин…

– …Но Бого­слу­же­ние все рав­но совер­ша­ют муж­чи­ны. Гос­подь все­ве­дущ. И Суд Божий – не тот же, что суд чело­ве­че­ский. От муж­чин мно­гое зави­сит в этом мире, и они под­час, само­утвер­жда­ясь, забы­ва­ют Бога. А жен­щи­ны более упо­ва­ют на Бога, чем на соб­ствен­ные разу­ме­ние и силы. Поэто­му и в хра­мах жен­щин боль­ше. Может быть, и в буду­щем веке Гос­подь боль­шее пред­по­чте­ние отдаст женщине.

Каж­дый пред­ста­нет перед Судом Божи­им и отве­тит за то, что он сде­лал или не сде­лал. И не толь­ко в физи­че­ском, мате­ри­аль­ном плане, но преж­де все­го – в духов­ном. Где твое серд­це? Кому или чему ты его отдал?

Самый яркий при­мер в Еван­ге­лии – воз­ле­жа­ние Гос­по­да в доме Симо­на про­ка­жен­но­го, когда при­шла жен­щи­на-греш­ни­ца и омы­ла ноги Спа­си­те­ля сво­и­ми сле­за­ми (Лк. 7:37–38). По-чело­ве­че­ски ее все кри­ти­ко­ва­ли, а Гос­подь ее при­нял, не осу­дил так, как хозя­ин Симон.

Хри­стос все­гда смот­рит в серд­це чело­ве­ка и если видит в нем любовь к Созда­те­лю и рас­ка­я­ние, то покры­ва­ет грехи.

Как сего­дня созда­вать семью?

– Семья – это избра­ние двух. Не стра­стя­ми и пред­по­чте­ни­я­ми во внеш­нем обли­ке дру­го­го надо руко­вод­ство­вать­ся при созда­нии малой церк­ви, а спа­се­ни­ем душ. C само­го нача­ла у бра­чу­ю­щих­ся дол­жен быть пра­виль­ный хри­сти­ан­ский настрой – иметь детей, вос­пи­ты­вать их, жить в согла­сии, быть тру­до­лю­би­вы­ми. У каж­до­го есть свои сла­бо­сти, но есть и силь­ные сто­ро­ны лич­но­сти. Что­бы соче­та­ние мужа и жены было гар­мо­нич­ным, необ­хо­ди­мы снис­хож­де­ние и в то же вре­мя ува­же­ние друг к дру­гу. А глав­ное – во всем долж­на быть любовь. Для кре­по­сти семей­но­го сою­за нуж­но идти цар­ствен­ным сре­дин­ным путем, и ино­гда это тре­бу­ет компромиссов.

У супру­гов, а в даль­ней­шем и у всей семьи, вме­сте с чада­ми долж­но быть молит­вен­ное пред­сто­я­ние, уча­стие в Таин­ствах, При­ча­ще­ние. Это объ­еди­ня­ет всех в Еди­ное Тело Хри­сто­во. Общее молит­вен­ное пра­ви­ло и дает сти­мул для снис­хож­де­ния – когда мы вме­сте в вечер­них молит­вах испо­ве­ду­ем пред Гос­по­дом свои немо­щи и испра­ши­ва­ем Его все­силь­ной помо­щи. В общей молит­ве и зарож­да­ет­ся осо­зна­ние того, что каж­дый чело­век уни­ка­лен, и нель­зя тре­бо­вать от дру­го­го того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вече­ром молят­ся, день ходят пред Богом, при­ча­ща­ют­ся в вос­крес­ные дни, они начи­на­ют пони­мать, что глав­ный в их жиз­ни – Гос­подь, и Он управ­ля­ет всем. Тогда люди ста­но­вят­ся спо­кой­ны­ми, не выка­зы­ва­ют друг дру­гу пре­тен­зий, а все недо­стат­ки тер­пят, и Гос­подь покры­ва­ет их тер­пе­ние про­ще­ни­ем их грехов.

Имен­но тер­пе­ние – в осно­ве креп­ких семей. Жен­щи­ны сей­час рабо­та­ют, а если она при­шла с рабо­ты устав­шая и не успе­ла что-то сде­лать, раз­ве муж не дол­жен сам ей помочь? Так же и дети – малень­кие, но помощ­ни­ки. И жена ни в коем слу­чае не долж­на тре­бо­вать от мужа при­об­ре­те­ний не по сред­ствам. Нуж­но тер­пе­ние и молит­ва к Богу, упо­ва­ние на Него.

И важ­но не боят­ся рожать детей. Если Гос­подь дает детей, то Он же все и устро­ит долж­ным обра­зом. У меня недав­но был чело­век, очень боль­шой, и гово­рил он басом. Рас­ска­зал про себя, он очень круп­ный про­из­во­ди­тель, и дела у него идут все заме­ча­тель­но. А потом помол­чал и доба­вил: «Я – шест­на­дца­тый!» Мне даже сна­ча­ла пока­за­лось, что я что-то не рас­слы­шал: «Что-что?» – пере­спра­ши­ваю у него. Ока­за­лось, дей­стви­тель­но, он – шест­на­дца­тый ребе­нок в семье. И Гос­подь бла­го­слов­ля­ет этот род, у них тоже у всех помно­гу или по несколь­ко детей.

Схи­ар­хи­манд­рит Илий (Нозд­рин)

Бесе­до­ва­ла Оль­га Орлова

Источ­ник: Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / Пра­во­слав­ный жур­нал «Покров»

Духовник Патриарха Кирилла

Почетную миссию духовника самого Святейшего Патриарха старец Илий несет еще с 2004 года.

За это время от отличается огромной благотворительной деятельностью. Благодаря старцу восстанавливаются разрушенные храмы и строятся новые.

Депутаты Госдумы присвоили ему звание «Почетного гражданина города Орла» за его благотворительную и миссионерскую деятельность.

Как попасть к старцу Илию Ноздрину

Отзывы о встречах с отцом Илием несут столько света, тепла, благодати. Это только впечатления встретившихся, что же чувствуют люди, находясь физически близко к нему. Как к нему попасть делятся своими историями известные в публичном медийном пространстве персоны: Ираклий Пирцхалава, Евгений Миронов, Борис Корчевников в телепрограмме «Слово» на канале «Спас».

Но это не значит, что к батюшке могут попасть только известные люди, это лишь подтверждает, что без Бога невозможно строить счастливую жизнь и достойно пройти путь на Земле никому.

Выбор лишь за человеком. Батюшка даёт разъяснение об онкобольных, сравнивая общечеловеческий образ жизни с раковой опухолью. К нему огромное количество людей приезжает именно с этим диагнозом, за исцелением, облегчением болезни. Но не все имеют возможность преодолеть расстояния, чтобы встретиться с прозорливцем лично.

Поэтому отец Илий рассказывает не как попасть к нему на приём, а как найти Бога, дорогу к Нему, что нужно делать, не откладывая, не ожидая случая личной встречи.

Времени не много, ибо полагаться на себя христианин не может, есть ли у каждого из нас это время, мы не знаем. Значит, исправляться надо не с очередного понедельника или первого числа, а уже сейчас.

Великопостные дни это время покаянного состояния, а для него нет удобного времени, для него должно быть здесь и сейчас, как только приходит осознание своей греховности и безбожности.

Пророчества старца

В широких кругах православных христиан Оптинский старец известен благодаря своим предсказаниям о России.

К сожалению, эти пророчества не весьма оптимистичны, поэтому старец призывает всех граждан нашей страны сплочаться и возрождать настоящую православную веру в своих душах.

Старец Илий предсказал тяжелые испытания для России и Украины, которые по его мнению неминуемы и предотвратить их никак нельзя.

В своих предсказаниях батюшка высказывается довольно обтекаемо, не называя ни конкретных дат, ни конкретных событий.

Но выход из его слов напрашивается однозначный – возвращение к истокам святой православной веры, при чем не просто на словах, а на деле. Ведь мало просто строить храмы, украшать их и выстаивать долгие службы, необходимо впустить Господа в свое сердце, всей душой возлюбить своего ближнего и жить согласно заповедям и библейским канонам.

Батюшка уверен, что время духовного возрождения России обязательно наступит, и тогда мы будем действительно непобедимы.

Цитаты и пророчества о России


Фото: Blagos.ru
Отец Илий давал множество советов, цитат в своем интервью, в котором указывалось и пророчество о России. Вот на что стоит обратить внимание любому христианину:

  • Нельзя решать проблемы без Бога – именно по этой причине мы терпим несчастья;
  • Сатана как молния был сброшен с неба и продолжает творить свои злые дела на Земле;
  • Несчастны те, кто не учитывает бытья Божьего и отрицает тёмную силу;
  • Отрицание Бога – искушение дьявола;
  • Бандитизм, сделка с совестью могут быть причиной того, что семьи и отношения в современном мире стали непрочными;
  • Отечественная война была дана России за поругание святынь и смерть священников;
  • Самое главное — вера и страх Божий.

Отец Илий давал и собственное пророчество о России. Вера постепенно будет возрождаться, но развития не будет до тех пор, пока тело Ленина находится в мавзолее.

Кроме того, старец обещал возрождение России только в том случае, если вера в сердцах христиан будет оставаться крепкой, как и любовь к труду, без которого невозможно созидать и сохранить духовные ценности народа. Ведь труд, это то, что делает людей подобными Создателю, помогает им чувствовать свою нужность в мире, самореализацию, служение. Только при возрождении его ценности труда, божественного осознания смысла земной жизни, промысла Божьего можно стать сильнее.

Россия, по мнению Илия, всегда возрождалась в моменты бедствий – нашествия монгольского ига, Великой Отечественной войны и именно в это время проявлялась крепость духа, которая помогала пережить самые тяжелые моменты и возродиться. Это произойдёт, если возродится любовь к труду, самоотдаче, нравственным ценностям. Именно тогда постепенно начнётся духовный рост и процветание страны.

Старец Илий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.

Будущий преподобный родился в семье сельского священника, но еще во времена семинарии был отъявленным… франтом. Лишь тяжелая болезнь заставила его полностью пересмотреть свои взгляды, дав обет Богу уйти в монастырь.

8 октября 1839 г. Он приехал в Оптину, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Оптинским старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского — проповедника и просветителя.

В 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год святого Амвросия рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что Амвросий скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.

Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптинской обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего — то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.

Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.

Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря — Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).

Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли — ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии — он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит — жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.

Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого Оптиной пустыни.

На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.

Наставления батюшки Илия

Батюшка настраивает душу человека на Промысел Божий, а не на судьбу, как полагают многие люди. Выбирая судьбу – мы выбираем неопределённость, ибо она является следствием разного выбора человека, который чаще всего приводит к самой страшной правде о нас. Самая страшная правда это грех, в каждом из нас есть это семя тли.

Если нарушается закон физики, химии, природы весь процесс развития становится искажённым, неправильным.

Даже нарушая юридический закон, следует наказание. А что же происходит, если нарушается самый основной закон — Божий. Что ещё нам нужно, чтобы доказать существование этого закона и признать первенство в жизни человека за Божьим законом?

Последствия планетарного масштаба мы слышим и видим каждый день: в новостях, вокруг себя, в наших жизнях. Отца Илия в 2021 году в Переделкино застать так же не просто, как попасть к нему сейчас, можно ориентируясь на отзывы, тех, кто бывает на встречах с ним.

Официальная информация Патриаршего Подворья в Переделкине не имеет информации о планах отца Илии, здесь пример того, что такое воля Божья, если вы, действительно имеете важный духовный вопрос, Господь приведёт вас к нему.

Если батюшка служит божественную литургию, вы сможете взять у него благословение, поэтому правильнее будет ориентироваться на расписание богослужений Патриаршего Подворья храма Спаса Преображения в Переделкине.

Имейте в виду, что отец Илий много путешествует, поэтому организуя свою поездку, запаситесь дополнительным временем, планируйте паломничество на несколько дней, тогда вероятность встречи возрастёт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]