На высоком каменном мысе Кременецких гор раскинулся величественный архитектурный ансамбль Почаевской Лавры, ослепляющий золотом куполов и белоснежной чистотой стен. Основанная в XIV веке двумя отшельниками-подвижниками, православная святыня пережила немало драматичных страниц, а ее история овеяна многочисленными легендами.
Турецкая осада и агрессия саксонских отрядов, разрушительные войны и борьба конфессий, воинственный атеизм и тяжелые события современности не сломали духовной силы святого оплота христианской веры. Под защитой Чудотворной Иконы Богоматери и Следа ее стопы с исцеляющей водой, святых мощей Иова и Амфилохия, Лавра продолжает выполнять свою извечную миссию – служить духовным светочем для паломников, которые нуждаются в духовном и физическом исцелении, ищут обретения светлой внутренней радости в духовных источниках.
Предлагаем вашему вниманию некоторые интересные легенды и факты из истории Почаевской Лавры о которых можно также услышать в туре «Почаев + источник святой Анны«
Почаевская Икона Богоматери
Царские врата Успенского Собора венчает Чудотворная Почаевская Икона Богоматери в звезде киота, украшенного драгоценными камнями. Привезенная на Волынь греческим митрополитом Иеофитом, святыня была передана монастырю в конце XVI в. его покровительницей Анной Гойской после чудесного исцеления слепого от рождения брата помещицы.
По особо торжественным праздникам Икону – оплот молитвенной жизни обители, опускают вниз, к верующим, которые с благоговением вбирают ее благодатное тепло и целительную силу.
История основания монастыря
Почаевская Лавра расположена на естественном холме с природными скальными гротами. По преданию, здесь остановились монахи-отшельники из Киево-Печерского монастыря, которые в 1240 году бежали от татар. Однажды два монаха увидели Пресвятую Богородицу, стоящую в огненном столпе на вершине горы. Божья Матерь стояла с короной на голове и скипетром в руке. Монахи расценили видение как благословение Пресвятой Богородицы на основание здесь новой монашеской обители. На камне остался отпечаток от правой стопы Божией Матери. Из него стала истекать целебная вода, от которой многие верующие получали исцеление от различных болезней. Вскоре на южном склоне Почаевской горы построили Успенскую церковь (сейчас здесь стоит часовня). Так началась история Почаевского монастыря.
Существует несколько версий происхождения названия данного места. Согласно одной, киевские монахи назвали гору своего уединения в память о реке Почайне, правом притоке Днепра. По другим сведениям, после явления Пресвятой Богородицы на вершине горы среди местного населения распространилась присказка: «Поча Діва творити чудеса» («Начала Дева творить чудеса»). Из слов «Поча» и «Діва» сложилось название — «Почаів» (Почаев).
В 14 веке большая часть Киевской Руси оказалась под властью литовских князей, изначально покровительствовавших Православной Церкви. Однако в 15-16 веках ситуация изменилась — на западно-русских землях насильно стало насаждаться католичество. В этих условиях Почаевский монастырь становиться оплотом Православия в Волынских землях.
Впервые о существовании Почаевского монастыря упоминается в Летописях 1597 года. Местная помещица Анна Гойская подарила монастырю земельные угодья и чудотворный образ Божьей Матери. Ее завещанием было сохранение Православный веры и обрядов восточной Церкви.
Николай Потоцкий – от авантюриста до инока
История перевоплощения известного своей скандальностью графа в мецената и монаха также связана с чудодейственной силой Иконы Богоматери. Легенда гласит, что проезжая как-то мимо святых стен, граф опрокинулся вместе с каретой, за что в гневном запале решил застрелить кучера. Но пистоль дал три раза осечку после жаркого обращения слуги в сторону монастыря к Почаевской иконе.
Потрясенный настоящим чудом, Потоцкий решил посвятить дальнейшую жизнь развитию и укреплению обители, в частности, возведению величественного Успенского собора и коронации Чудотворной Иконы. Свою жизнь граф Потоцкий закончил в маленьком домике при Лавре, незадолго до кончины постригшись в монахи.
Современное состояние
В настоящее время братию Почаевской лавры составляют около 200 монахов и 50 послушников. Наместником обители с 1996 года является митрополит Почаевский Владимир (Мороз), викарий Киевской епархии.
В монастыре с 1994 года функционирует духовная семинария. На территории обители работают паломническая гостиница, издательство. При лавре с 1990 года действует Свято-Духов скит (первые сведения о нем относятся к XIII веку, закрыт в 1960 году).
Ежегодно 19 августа из села Довжок близ города Каменец-Подольского в Почаевскую лавру проходит крестный ход (в 2018 году в нем участвовали 20 тыс. человек).
Схимонах Амфилохий
В одной из пещер-келий Лавры находится усыпальница с мощами канонизированного в начале XXI в. схиигумена Амфилохия Почаевского, известного при жизни далеко за пределами обители благодаря дару исцеления физических и духовных недугов.
Настоящий народный целитель совершенно бескорыстно помогал воинам УПА и родным партийных бонз, тысячам простых людей вопреки гонениям со стороны властей в тяжелые времена советского атеизма. Через тридцать лет после захоронения тело схимонаха было эксгумировано в нетленном виде и размещено для поклонения в пещерном Храме преподобного Иова Почаевского.
Возможно Вас также заинтересует другой паломнический тур «Зарваница + Зависть + Тютьков»
История[править]
Явление Богородицы на Почаевой горе
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель — он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах — Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
Преподобный Иов Почаевский
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.
Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда «ревиндикция» — передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции — в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Почаевскяа братия пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность — открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение — как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года — Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.
Почаевская Лавра – выдающаяся памятка архитектуры и искусства
Архитектурный ансамбль обители был спроектирован архитектором Г.Гофманом, который мастерски задействовал в строительстве живописные скалистые террасы.
Утонченный силуэт Успенского Собора – архитектурной доминанты ансамбля с округлыми отверстиями в сводах боковых коридоров поражает магической игрой светотени, а его золоченые купола, устремленные в небесную синь, словно символизируют единение со Всевышним. В декоративном оформлении собора принимали участие известные художники XIX в. – Е.Васильев, М.Нестеров, И.Горбунов.
Одним из важных сооружений Лавры является Свято-Троицкий собор, возведенный в начале XX века под руководством архитектора А.Щусева, который позже спроектировал мавзолей Ленина. А эскизы мозаик, украшающих храм, принадлежат авторству известного художника Н.Рериха, в дальнейшем отлученному от церкви.
Свято-Успенская Почаевская лавра состоит из таких зданий:
- Свято-Успенсыкий собор (1771-82 г., арх. Г. Гофман)
- Троицкий собор (1906-12 гг., арх. А. Щусев)
- кельи (1771-80 гг.)
- Архiерейський дом (1825)
- колокольня (1861-69 гг.)
- надвратный корпус (1835 г.)
Интересные факты
1. Тарас Шевченко, потрясенный величием и красотой Лавры, создал ряд прекрасных акварельных пейзажей Почаева;
2. «Украинской Швейцарией» назвал живописные пейзажи Почаева Николай II;
3. В монастырской типографии работали известные украинские граверы А. и И. Гочемские;
4. В свое время Почаевский монастырь посетили Г.Сковорода и Ф.Прокопович;
5. Лавра гордится третьей по высоте звонницей (65 м) в Украине;
6. В монастыре 13 колоколов, 2 из них – часовые;
7. Недалеко от Почаева находится чудодейственный Источник Св.Анны, чьи целебные воды помогают стать родителями.
Настоятели, наместники
- Прп. Иов Почаевский (нач. XVII в. — 28 октября 1651)
- Досифей (упом. 14 сентября 1659, + 1664)
С 1831 года священноархимандритами обители были архиереи: Волынские, Львовские, Тернопольские, а по обращении в ставропигию — Киевские
Наместники
- Антоний (Рафальский) (1833 — 1834)
- Амвросий (Лотоцкий) (1860 — 1865)
- Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — 1909)
- Дамаскин (Малюта) (август 1920 — 1931)
- Пантелеимон (Рудык) (1933 — 2 июня 1941)
- Панкратий (Кашперук) (1943 — 1946)
- Елисей (1946)
- Иосиф (Забарный) (1946 — 1950)
- Иннокентий (Леоферов) (1949 — 1951) и/о
Почаевская лавра как доехать?
Есть несколько вариантов как попасть к Свято-Успенской Почаевской Лавры. Первый — это личным автомобилем. В общем дорога займет до 3-х часов, если еще учитывать пробки во Львове :).
Если же у Вас нет собственного авто, или же по некоторым причинам Вы не можете им воспользоваться, то можно добраться общественным транспортом. Но это путь не легкий, поскольку автобусы ездят не так часто и в теплое время года сложно так путешествовать. Можно также доехать до Радивилов или в Зборов электричкой и уже тогда пересесть на автобус (они ездят чаще).
Также можно воспользоваться услугами турфирм. Которые не только отвезут Вас к месту назначения, а еще расскажут много интересного и нового.
Игуменство Иова Почаевского
С игуменства Иова Почаевского (1617/1623 — 1649) отсчитывается новая эпоха в истории Почаевской обители. Преподобный Иов Почаевский (1551-1651) был великим аскетом, сторонником безмолвия и уединения. Сохранилась пещера, в которой святой подолгу молился. В Житии преподобного описан случай озарения этой пещеры необычным светом на протяжении более двух часов. У святого игумена под схимнической (монашеской) одеждой была власяница (рубашка из грубой ткани) с веригами (железными цепями, носимыми для смирения плоти). Настоятель обители обладал кротким и ласковым нравом.
Трудами и заботами преподобного Иова обитель Почаевская преобразилась. Были открыты школа и типография, построены оборонительная стена вокруг обители, множество келий и хозяйственных построек. К тому времени относится строительство Свято-Троицкой церкви на месте явления Божией Матери (сейчас на этом месте Свято-Успенский храм). Игумен Иов выкопал на горе колодец с кристально чистой водой.
На время игуменства преподобного пришелся конфликт с наследником помещицы Анны Гойской — протестантом Андреем Фирлеем. У монастыря отобрали часть угодий, похитили церковную утварь и чудотворную икону Божией Матери. Только после наказания Божьего в виде беснования жены Фирлей согласился вернуть Почаевский образ в обитель. Это произошло не позднее 1641 года.
Распространение православной литературы в то время служило средством защиты Православия от влияния католицизма. На этом поприще много потрудился преподобный Иов Почаевский. Он был автором сборника сочинений, посвященных Православной вере. Его сочинения долгое время хранились в Почаевской Лавре под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1884 году ее перепечатали в книгу «Пчела Почаевская».