Чаша Грааля: что это такое, история легенды


От Тайной вечери до Мансальвата

Священная чаша окутана уже много веков таинственной завесой. Известно лишь, что это могущественная реликвия, дарующая многие земные блага. Ее связывают с первым потиром, служившем Иисусу Христу и его апостолам, когда проводилась Тайная вечеря.

Одни легенды гласят, что Грааль — это агат, украшавший корону Люцифера, потерянный им во время низвержения с небес.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

В другой легенде о чаше говорится, что во время казни сына Божьего в нее была собрана кровь, стекающая по распятому телу. Это сделал Иосиф Аримафейский, который был иудейским старейшиной и тайным последователем Христа.

Разгневанные поступком Иосифа евреи бросают его в тюрьму и забывают о нем. Священный сосуд поддерживал несчастного заключенного в течение сорока двух лет, давая ему пищу и не позволяя скончаться от голода и жажды. Иосиф был освобожден императором Веспасианом, который излечился от проказы при помощи плащаницы с Христовым ликом. С этого момента начинаются странствия святого сосуда.

Иосифу Аримафейскому было видение, в котором Иисус поручил ему оберегать священную чашу. Он прячет в вещах Грааль и отправляется с ним к берегам Британии. Перед смертью Иосиф перепоручает заботу о Граале своему племяннику.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Другая легенда рассказывает о том, что священный сосуд долгое время находился на небесах, дожидаясь того времени, когда на Земле появятся достойные рыцари.

Прародителем тех, кому выпала честь хранить знаменитую реликвию, становится правитель из Азии – Перилл, поселившийся в Галлии. Позже его наследники создадут брачные союзы с детьми влиятельного князя.

Охранять священный сосуд поручают благочестивому Титурелю, потомку Перилла. Именно он и его верные рыцари призваны охранять небесную чашу, во имя которой они воздвигают замок Монсальват. Эта легенда гласит, что чаша до сих пор находится под сводами легендарного замка.

В многочисленных преданиях рассказывается, что священный Грааль давал пищу и питье всем тем, кто почитал его и ему поклонялся. Он также исцелял неизлечимые болезни, мог дать бессмертие и вечную молодость. Таинственный сосуд даровал просветление и душевную чистоту всем тем, кто к нему прикасался. Уже много веков к Граалю относятся как к самой легендарной и таинственной реликвии в истории человечества.

Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.

Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.

Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.

Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.

А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.

При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.

Как родилась легенда

Предание о таинственной чаше давно уже считается «народным», и отследить начало рождения легенды довольно сложно. Однако люди, которые занимаются изучением всего, что связанно с мистическим кубком, не теряют надежды. Они утверждают, что начинать поиск нужно в средневековой Европе. Именно там и в то время разворачивается масштабный поиск христианских реликвий.

В то время римская церковь обязывает все храмы хранить останки или вещи святых. Относящиеся к реликвиям вещи переходят в разряд товаров, приносящих немалую выгоду. Из восточных стран в европейские государства начинают привозить великое множество мощей, костей и предметов, якобы принадлежащих известным святым.

Наиболее ценились те реликвии, которые имели отношение к страстям Христовым. К ним относили:

  • части деревянного креста, на котором распяли Христа;
  • копье Лонгина;
  • гвозди, которыми прибивали Иисуса к кресту;
  • малая плащаница с ликом сына Божьего и большая с отпечатком его тела;
  • терновый венец.

Все это хотели заполучить в свою собственность крупные феодалы, высокопоставленные церковные служители и даже монархи.

Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?

Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.

Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие. Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.

Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).

Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.

Лжица. XVII век

В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.

Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.

Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.

Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина

Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей.

Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.

Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.

Отсутствие чаши

Однако среди множества священных вещей, вставленных духовенством на обозрение в храмах, не было легендарной чаши Грааля. Ее ценность для служителей церкви переоценить невозможно. Ведь по преданию именно из нее Христос первый раз причащал своих последователей во время Тайной вечери. Учитывая этот факт и то значение, которое придавали причащению вином в католической церкви, такой сосуд становился наиболее желанной реликвией.

Отсутствие у духовенства такого важного предмета было очевидным. Строились различные предположения, распространялись слухи о местонахождении могущественного раритета и его необычных свойствах.

В то время династия французских королей смогла собрать огромное количество христианских святынь. В противовес такому «успеху» Британия выдвигает легенду о священном сосуде и утверждает, что он находится на ее территории.

Право на такое утверждение Британия получает после того, как были обнаружены рукописи, повествующие о Граале. Это были два старинных документа, «раскрывающих» тайну.

Чаша Грааля может находится в России

Чаша Грааля ( или Святая Чаша ) – эта евангельская реликвия ассоциируется в нашем сознании как нечто мифологическое, нереальное, сказочное. О Граале сказано и написано столь много, что только перечисление работ заняло бы добрую сотню страниц.

О нём писал известный русский путешественник, художник, поэт Николай Константинович Рерих, средневековый пиит ( поэт ) Кретьен де Труа, автор подзабытой ныне поэмы «Персеваль, или Повесть о Граале»,ещё один неутомимый средневековый поэт и странник Вольфрам фон Эшенбах наиболее полно отработал тему евангельской реликвии, посвятив ей 24810 стихотворных строк. Над своей основной поэмой «Парцифаль» он трудился с 1195 – 1216 г.г.

Грааль в западноевропейской традиции и средневековых легендах – таинственный сосуд, ради приближения к которому и обретения его рыцари совершают свои великие подвиги. Грааль – чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал его тайный ученик Иосиф Аримафейский, снявший тело распятого Иисуса. Чаша Грааля служит Христу и апостолам во время тайной вечери.

По другим, более поздним версиям, Чаша Грааля – серебряное блюдце.

Но жизнь каждого из втянутых в поиски евангельской реликвии людей – прекрасный материал для написания самых захватывающих приключенческих романов.

Стоит только подкрепить порой неправдоподобные сюжеты документальными свидетельствами, и история Чаши Грааля заиграет новыми и оригинальными гранями.

Вот и в наше время, время информационных технологий, впору вспомнить эту средневековую легенду, так как в городе Краснодаре обнаружена подобная чаша, выпив из которой, больной приобретает здоровье.

Владелец реликвии, бывший офицер Игорь Подухевич, – человек рациональный, никогда не увлекался мистикой, не верил в сверхъестественное.

Если уж он называет эту «штуку» объектом внеземного происхождения, значит, в его мировоззрении что-то перевернулось.

Если мы когда и используем слово «внеземной», то в ироничном ключе – как синоним непонятного.

Предварительно созвонившись с ним по телефону армавирское местное отделение русского географического общества ( РГО ) едет к нему в гости, чтобы разобраться со всей этой историей на месте.

Кубок жизни, исцеляющая чаша, дар пришельцев — так ещё называют сосуд, которым владеет краснодарский пенсионер Игорь Иванович Подухевич.

Что это за артефакт?

В самом ли деле он внеземного происхождения, как утверждают некоторые учёные?

И правда ли, что вода, выпитая из этого кубка, излечивает от всех болезней?

Сидим в уютном доме, вертим в руках странную вещицу. С виду – фужер для вина. Правда, несколько необычный: непрозрачный, пепельного цвета, с металлическим отблеском, стенка вдвое-втрое толще обычной, ножка слишком массивная, профиль фужера неровный – с какими-то кольцевыми приливами.

Популярные статьи: Сирано де Бержерак, Летавший Быстрее Самолета

При всей странности формы и материала кубок необычайно красив. Для бытовой вещицы эта неоправданно сложная и очень уж прихотливая.

Кубок видели многие — небольшой, 136 миллиметров в высоту. Максимальный диаметр — 63 миллиметра, толщина стенки — 4 миллиметра. Вместимость — около 75 миллилитров. Цвет скорее серый, чем серебристый. Переливается на солнце. На внешней поверхности виден рисунок, напоминающий узор на морозном стекле.

Некоторые углядывают в этом узоре очертание человеческого лица, инопланетянина и даже призрака ( привидение ).

-Игорь Иванович, расскажите пожалуйста как к Вам попала данный артефакт?

Кубок я получил в 2004 году из рук прадеда Кирилла Кабанова, физика-ядерщика. Он до приезда в Краснодар долгое время жил в Армавире. В 1960-х годах прошлого века он участвовал в секретной экспедиции на реку Подкаменная Тунгуска.

Побывал там, где в 1908 году взорвался так называемый Тунгусский метеорит, повалив лес на площади в несколько тысяч квадратных километров. То ли в Землю врезалась небольшая комета, то ли астероид.

А по гипотезе советского писателя-фантаста Александра Казанцева, в тайге потерпел аварию инопланетный космический корабль с ядерной энергетической установкой.

Якобы именно её следы искала экспедиция, в которой и участвовал мой предок в качестве физика-ядерщика. Перед смертью прадед намекнул, что кубок имеет непосредственное отношение к тем местам и событиям. Конкретно, где и как был найден, не уточнил.

Но, передавая артефакт, многозначительно поднял глаза вверх и сказал: «Такого ни у кого на Земле нет, это оттуда». Мой прадед прожил 102 года. Он всё время воду пил только из своего кубка.

-Как Вы сами отнеслись к такому подарку Вашего предка?

Сам я, может быть, и не вспомнил бы о подарке прадеда, но личное горе заставило. В январе месяце 2006 года моя 16-летняя дочь Илона попала в автомобильную аварию.

Врачи поставили ей самые неутешительные диагнозы: разрыв поджелудочной железы, внутрибрюшное кровотечение, закрытый перелом ключицы со смещением, перелом лонных и седалищных костей таза. После нескольких операций врачи прогнозировали: в лучшем случае девочка встанет на костыли. И то не раньше, чем через полгода.

Короче — останется на всю жизнь инвалидом. Выписали мою дочку в начале февраля месяца, а в конце марта месяца мы должны были приехать на осмотр. И тут я решил, что в такой ситуации все средства хороши.

Стал по нескольку часов настаивать в кубке воду, бульоны, как прадед советовал, и давать Илоне. И уже в начале марта месяца моя девочка пошла! Когда я с ней приехал в больницу, медики не поверили своим глазам.

Популярные статьи: Тибетские амулеты. Срунг-кхор. Обзор самых известных сувениров.

Кости срослись, внутренние органы были в таком состоянии, будто и не было той аварии. А ведь прошло всего-то два месяца. Врачи не могли ничего объяснить, просто разводили руками!

-А Вы даёте пить воду другим людям из Вашего «волшебного» кубка?

Конечно же. Те, кто пьют из кубка, вылечиваются от разных болезней. Избавляются от камней в желчном пузыре, от геморроя, изжоги, диабета, головных болей, гипертонии, тяжёлых и лёгких травм, подагры, ожирения, импотенции и простатита.

У кого-то, отведавшего воды из чаши, перестало болеть сердце, кто-то стал читать без очков, хотя ещё вчера не видел дальше своего носа, у кого-то страшный кашель как рукой сняло, 60-летний мужчина избежал операции, а женщина, которая обварилась кипятком до костей, помазала ожог волшебной водичкой — и всё зажило.

Чудеса, да и только! А Вы свой «таинственный» кубок не отдавали на экспертизу в различные научные учреждения? Была ли Ваша Чаша в руках у учёных?

Я обратился в несколько научных учреждений и получил удивительные результаты. Кубок состоит из кремния внеземного происхождения, вторит заключение, выданное в Кубанском государственном университете ( КГУ ).

К столь фантастическому выводу кубанских учёных подтолкнули результаты эксперимента. Якобы, после того как вода 20 часов простояла в кубке, содержание молибдена в ней по каким-то загадочным причинам увеличилось в 40 раз, меди — в 25 раз, циркония — в 10.

А серебра, наоборот, стало меньше в 100 раз. После доскональных материаловедческих анализов, проведённых в нескольких научных лабораториях, исследователи пришли к неоспоримому выводу: в земных условиях ни подобный химический состав сплава, ни подобная технология невозможны. Вот также и протокол исследования Саратовской лаборатории судебной экспертизы: основной материал сплава (свыше 90%) – чистый кремний, главная примесь (более 5%) – никель, кроме него – калий, никель, железо, осмий, неодим, селен, бром, фосфор, кобальт.

Рентгеноспектральный микроанализ, сделанный в Институте геологии и минералогии Сибирского отделения РАН, до десятых долей процента подтверждает саратовский.

Также Виктор Панюшкин, профессор кафедры общей и неорганической химии Кубанского госуниверситета, заверил меня как специалист, что в земных условиях такое соотношение компонентов в сплаве не встречается. А наличие в изделии осмия почти наверняка означает: этот предмет из космоса.

Популярные статьи: Маркони Засек Радиосигналы Поступающие с Марса

-Как Вы думаете, кто мог изготовить этот «фужер»?

Не менее удивителен анализ технологии изготовления «фужера». Токарная обработка исключена: под увеличительным стеклом видно, что мельчайшие насечки – не спиральные ( таким был бы след от резца ), а кольцевые. Да и практически чистый кремний не поддаётся токарной обработке.

Может, это выращенный кристалл?

Но почему в форме фужера?

Допустим, это литьё – но должны остаться следы формы, а их нет.

Кроме того, температура плавления сплава определена в 1840 градусов. Выше – из всех обнаруженных компонентов – только у осмия.

Значит, и не литьё. Тогда что? В науке не принято говорить о внеземном происхождении непонятной субстанции.

И таких выводов в протоколы не вписывают.

Но, как ни странно, именно здравый смысл, – настаивает профессор В. Панюшкин, – подсказывает единственно возможное решение: это продукт космической технологии.

-Вы какие-нибудь ещё странности замечали у Вашего «фужера» или нет?

Есть и другие парадоксы. Я нагреваю воду в «фужере» на водяной бане. Так вот, вода вне изделия нагревается, как ей и положено при кипении, до 100 градусов. А температура воды внутри «фужера», сколько ни грей, никогда не поднимается выше 82 градусов. У физиков нет объяснения этому феномену. Зато домашняя живность со страстью лакает воду из «фужера» и бегает за хозяином, выпрашивая ещё. Цветы, которые намеренно долго не поливали, на этой волшебной воде начинают зацветать вопреки календарю.

-Вы сами согласны с выводами науки по Вашему «фужеру» или нет?

Жаль, наша наука, панически боясь выводов, выходящих за привычные представления, шарахается от подобных объектов, как от чумы. Все исследования «фужера» и нагретой в нём воды, проведённые в разных городах, сделаны втихаря, на дружеской основе.

И хотя выводы всех соприкоснувшихся со странным изделием принципиально совпадают – перед нами изделие внеземной, более развитой цивилизации, вряд ли сегодня среди видных учёных найдётся тот, кто, обобщив проведённые исследования, возьмёт на себя смелость громко об этом заявить.

Потому что такое заявление – революционно, а революции в науке проводятся отнюдь не каждые сто лет.

Член Русского географического общества (РГО) города Армавира, Фролов Сергей

Похожее

Хроника Уильяма Мальмсберийского и манускрипт Grand Saint Graal

В хронике рассказывается о далеком 63 годе от Рождества Христова. В то время в Британию прибывают проповедовать христианскую веру преданные последователи апостола Филиппа. Проповедники во главе с Иосифом из Аримафеи воздвигают первый христианский храм на том месте, где со временем будет основано Гластонберийское аббатство. Легенды гласят, что именно в этом аббатстве найдут тело знаменитого короля Артура и королевы Гвиневры. До наших дней там существует источник, который называется «колодцем чаши».

К другой рукописи относят манускрипт, датированный XII веком. В нем речь идет речь о доставке священного Грааля в Британию и рыцарях — хранителях чаши. Эту историю воспроизвели в своих романах Робер де Борон и Кретьен де Труа, увязав свое повествование с легендами о бесстрашном короле Артуре.

Британская «версия» появления на ее просторах бесценной реликвии обретает невиданную популярность и становится почти «средневековым бестселлером». Во многих европейских странах появляются похожие повести и романы, которые рассказывают новые «достоверные» подробности. Так легенда распространяется и становится «историческим фактом», вызывая все больший и больший интерес у многих народов мира.

О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри. Древнейшим упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой трапезе нож!

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Прообраз Грааля

Есть и другая версия, почему именно в Британии возникает легенда о Граале как о сосуде, способном подарить изобилие и прочие блага. Рассматривается связь между христианским Граалем и языческими прототипами, также дарующими пищу, здоровье, золото и знания. Вот только несколько примеров.

  1. В Ирландии такими мистическими свойствами наделяли котел Дагды, из которого появлялась еда и напитки.
  2. В Британии таким рогом изобилия считалась волшебная чаша, привезенная могущественным Мерлином на хрустальном корабле. Эта чаща могла показывать будущее, открывать сакральные знания и тайны вселенной.
  3. Мифология валлийцев рассказывает о сосуде мудрости, принадлежащем богини Серидвен. О нем рассказывается в «Истории Талиесина».
  4. Также в валлийских легендах и преданиях упоминается и еще одна магическая чаща, которую подарили Брану Благословенному карлик из Озера чаши, ведьма и черный великан. Этот сосуд исцелял любую смертельную болезнь, излечивал раны и воскрешал мертвых. В легенде о Бране говориться, что впоследствии чаша утрачивает свои способности. Во время сражения Бран Благословенный бросает в нее отрезанную голову своего врага, чем оскверняет чистоту сосуда.

Все эти легенды, возможно, и легли в основу предания о чаше Грааля.

Чаша, блюдо и камень

Священный Грааль связывают не только с образом чаши. Это всего лишь один его образ из множества других. В некоторых валлийских легендах Грааль отожествляется с серебряным блюдом, на котором лежит окровавленная голова. Этот образ отдаленно напоминает историю с Иоанном Крестителем.

Эшенбах в «Парцифале» описывает Грааль как камень, обладающий уникальными магическими свойствами и способный творить чудеса. По некоторым версиям Грааль является вместилищем для Христовой крови, и это Дева Мария. Со временем количество предположений и версий только росло, а единого представления о такой удивительной реликвии не было.

Какими были литургические сосуды во время первых христиан?

У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.

Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век

Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).

Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.

Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.

Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.

Название

Остается тайной и название священного сосуда. Почему этой чаше дали такое название? Ответ нельзя найти ни в одном подтвержденном историческом документе или в легенде. Поэтому происхождение слова «Грааль» остается неизвестным и порождает множество теорий и догадок.

По одной версии считается, что имя и связанная с ним легенда имеют кельтское происхождение. Такое утверждение основывается на созвучии названия знаменитой чаши и ирландского слова cryol, которое означает «корзину изобилия». Здесь совпадает смысловая нагрузка слова и волшебные свойства, которые приписывают чаше Грааля.

Другая версия раскрывает значение старофранцузского слова «sangreal», которое переводится как «истинная кровь». Еще одна версия происходит от слова «gratalem», обозначающее большой сосуд, в котором смешивается вино и вода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]