Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»


Избавление от бед страждущих, икона Божией Матери. Список из Арзамасского Никольского монастыря.

Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»
[1] Празднование (местн.) в Неделю Всех Святых

В книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» предположительно отождествляется с иконой Богородицы «Взыскание погибших», а точнее — с Борским списком последней. Однако, иконография этих изводов заметно отличается. Так, на иконе «Избавление от бед страждущих» Божия Матерь обращена вправо, обыкновенно изображена в венце, отличаются и сложение Её рук и поза Богомладенца.

Иконописный извод «Избавление от бед страждущих» утвердился в Русской Православной Церкви не позднее второй половины XVIII века. Так, в 1772 году он встречается внутри сложного иконописного сюжета, написанного ярославским иконописцем Андреем Денисовым [2].

В последние годы наиболее прославился чудесно обновляющийся список иконы в Арзамасском Никольском монастыре. В 1997 году на совершенно почерневшей иконе появилось светлое пятнышко, высветившее небольшую овальную часть иконы размером 10-15 см. С того времени икона постепенно очищалась без участия человеческих рук — особенно быстро прояснившаяся поверхность стала расти в середине лета 2000 года. Летом 2001 года, по уже значительно очистившимся его деталям, удалось достоверно определить иконографию образа [3].

Для молитвенного обращения к иконе составлен особый акафист.

Икону в 1997 году принесли в монастырь две женщины, её происхождение неизвестно

Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих появилась при необычных обстоятельствах. В 1997 году одна женщина, живущая в Арзамасе (Нижегородская область), перебирала вещи в сарае и наткнулась там на необычную дощечку.

По форме и размерам этот предмет напоминал икону, хотя достоверно узнать, что это, было трудно из-за пыли и грязи. Но всё же женщина предпочла довериться интуиции и, взяв с собой спутницу, отнесла находку в местный Свято-Николаевский монастырь.

Из-за чёрного слоя было невозможно разобрать, что изображено на иконе.

Монахини согласились с тем, что в сарае женщины хранилась старинная икона, но что именно на ней изображено, опознать не смогли.

Лишь слабый цветной силуэт просматривался под слоём чёрного налёта. Он мог в равной степени принадлежать хоть православному святому, хоть восточному божеству — сказать было сложно, так что дар приняли, но спрятали в запасник.

Икона «Избавительница от бед»: почитаемые списки

Список из Богоявленского собора

В московском Богоявленском соборе в приделе святителя Николая Чудотворца хранится икона Богоматери «Избавление от бед страждущих». Предположительно она была написана в 16 веке. Вероятно, она была перенесена из московской церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Филях, закрытой в 1941 году.

Пресвятая Богородица изображена по пояс, левой рукой держит Богомладенца, а правой — придерживает Его ноги. Младенец Иисус правой рукой благословляет молящихся. В левой у Него свернутый свиток (символ благой вести, принесенной в мир). Каждую неделю перед этим образом читается акафист (хвалебно-благодарственных пение). Празднование этой иконы Пресвятой Богородице совершается 5 февраля по новому стилю.

Людиновский список

В Казанском соборе города Людиново (Калужская область) находится другой почитаемый список иконы Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих». Копия была написана по заказу семьи владельца железных и медеплавильных заводов на Урале Н.Н. Демидова. Случилось это предположительно в середине 18 века, икону писали для строящегося деревянного храма пророка Илии. Живописная особенность этого образа — Богомладенец правой рукой опирается на плечо Своей Матери, в левой руке свиток отсутствует.

В начале 19 века икона Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих» была перенесена в каменный Казанский собор. После 1930 года, когда собор был закрыт, икона Богоматери находилась в доме прихожанки П.С. Финаевой П.С. (1870-1943). В 1987 году икона по наследству перешла в семью О.В. Черноусова О.В. В 1993 года была передана в Сергиевскую церковь.

После восстановление Казанского собора чудотворный образ торжественно, крестным ходом, перенесли 9 февраля 2000 года. С этого времени ведётся запись благодатной помощи от иконы Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих». Этот образ — единственный уцелевший в годы советской власти, тем он более дорог жителям Людиново.

8 августа 2004 года была совершена попытка украсть старинную икону вместе с пожертвованными прихожанами драгоценностями. Однако во время совершения преступления вору помешали и он смог забрать только три перстня. Два из них потом были найдены.

День местного чествования Людиновский иконы Богоматери — 9 февраля.

Арзамасский список

В Богоявленской церкви Арзамасского женского монастыря находится особо почитаемая икона «Избавление от бед страждущих». Этот образ был написан в начале 19 века.

Его особенностью является то, что головка Богомладенца касается щеки Богоматери. Правая Его рука касается Ее шеи, в левой руке свитка нет. Икона была пожертвована в монастырь в 1997 году жительницей города Арзамас (Нижегородская область). Причем изображение было потемневшее до такой степени, что невозможно было ничего различить. Полное обновление иконы произошло к середине 2001 года. К этому времени относится написание особого акафиста сестрами монастыря.

День памяти Арзамасской иконы «Избавление от бед страждущих» приходится на Неделю всех Святых (через неделю после празднования дня Святой Троицы).

После молитв монахинь чёрный слой стал исчезать, а образ проступать

Через время матушка Георгия, игуменья монастыря, прибиралась в запаснике и обнаружила эту икону. Какое-то внутреннее чутье подтолкнуло её к тому, чтобы взять образ с собой и повесить для молитвы.

И тут произошло невероятное. Постепенно, день за днём, некто невидимый будто снимал всю эту черноту, покрывавшую икону. Всё яснее стали проступать знакомые очертания — на молящихся монахинь, без сомнения взирала Царица Небесная.


Так чудотворная икона выглядит сегодня

В середине 2000 года образ стал достаточно ясным, но вот надпись на нём оставалась нечитаемой.

Однако заезжавшая в монастырь монахиня из Риги опознала икону «Избавление от бед страждущих». Также удалось выяснить, что на иконе практически не осталось краски. Она отслоилась со временем, а изображение будто бы проступает на самой деревянной доске.

К чудотворной иконе стали со всей России приезжать паломники

Постепенно о чудесной иконе узнали местные жители, а потом — и в других регионах страны.

В монастырь стали приезжать паломники, чтобы обратить к Царице Небесной свои молитвы и просьбы.

3 тысячи

примерно столько верующих приезжают ежегодно, чтобы поклониться иконе

И происходили чудеса! Дева Мария отвечала на молитвы и помогала людям, которые обращались за помощью.

Она действительно стала избавительницей от бед. Те, кто не могут приехать и помолиться сами, присылают письма. Ежегодно их около трёх тысяч.

Чудеса, которые творит икона, монахини записывают в специальную тетрадь: кого вылечило от болезни, кого спасло от беды.

Регулярно в монастыре проводят богослужения — перед иконой читают акафист.

Сегодня икону можно увидеть всё в том же Свято-Николаевском монастыре.


Свято-Николаевский женский монастырь, в котором хранится икона «Избавление от бед страждущих»

Икона «Избавительница от бед»: в чем помогает (в каких нуждах молиться)

Пресвятая Богородица, Милостивая Заступница и Ходатаица за всех христиан перед Господом, всегда готова услышать возносимые Ей молитвы от чистого сердца верующих людей, уповающих на Ее благодатную помощь.

«Божия Матерь, когда мы имеем нужду, сразу отвечает на нашу молитву; а когда нет — оставляет, чтобы в нас потихоньку вырабатывались стойкость и мужество» (святой препобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

Не существует специальных икон Богоматери, Она одна и та же на всех иконах. Отличаются они (иконы) между собой лишь живописными особенностями.

По народному поверью, образ Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» помогает верующим в различных бедах и напастях.

«Велики грехи и нужды наши, но молитвы Богоматери сильнее всех нужд и озлоблений» (святой праведный Алексий Мечев, 1859-1923).

Арзамасская икона — не единственная «Избавительница»

Арзамасская икона «Избавительница от бед страждущих» — не единственная, не первая и даже не одна она творит чудеса.

«Избавительница» — это популярный иконописный тип, исконное его название Одигитрия. На нём Царица Небесная держит левой рукой младенца Иисуса, но тот мало похож на обычного ребёнка.

По фигуре и лицу он, скорее, напоминает юношу, только сильно уменьшенного в размерах.

В левой руке Спасителя можно увидеть свиток, а правой он прикасается к одеянию Богородицы.

«Избавительница от бед» — относится иконному типу «Одигитрия».

Правая рука Девы Марии свободна и совершает жест в сторону своего Сына. Так она призывает людей следовать за Спасителем.

На голове Царицы Небесной чаще всего есть икона. Иногда она нарисована призрачным силуэтом, но почти всегда обозначена. Вариантов без неё не столь много.

Одна из множества «Избавительниц» хранится в Ново-Афонском Симоно-Кананитском соборе. Она тоже чудотворная и известна раньше 1889 года. По преданию, этот список в 1840 году спас Греков от нашествия саранчи.

Избавительница от бед из Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря

Кто избавит верующего от бед

Икона «Избавительница от бед» в настоящее время почитается в списках (копиях). Также она известна как «Избавление от бед», «Избавление от бед страждущих», «Обет страждущих». Время появления и местонахождение первообраза неизвестно. На Руси подобные иконы широкое распространение получили с 15 века. Само название чудотворного образа произошло от слов канона (молебного пения) Пресвятой Богородице: «Бо­го­ро­ди­ца, Вла­ды­чи­ца, по­спе­ши и от бед из­бавь нас». В основе этих слов лежит глубокая вера христиан и их упование на особую помощь Богоматери.


Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед»

Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов (1801-1867):

«Приснодева превыше всех святых человеков, как по той причине, что соделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком».

Молитва, тропарь и кондак к иконе Богородицы «Избавление от бед страждущих»

Молитва

О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистину вем, яко зело согреших, и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия.

Но имам многия образы прежде мене прогневавших его милосердие: мытари, блудницы и прочыя грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания.

Тыя убо образы помилованных очесем грешный души моея представляя, и на толикое Божие милосердие, оныя приймшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благосердию.

О Всемилостивая Владычице!

Подаждь ми руку помощи, и испроси у Сына Твоего и Бога, Матерними и святейшими Твоими молитвами, тяжким моим грехом прощение.

Верую и исповедую, яко Той, егоже родила еси, Сын Твой есть воистину Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй коемуждо по делом его: верую же паки

и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную

и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский и споручницу покаяния: воистину бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе,

Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.

Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему

и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет:

но умолй о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи

и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие

и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

Тропарь, глас 4

Яко пресветлая звезда просия Божественными чудесы святый Твой образ, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей. Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, Избавление от бед страждущих, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак, глас 8

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствующие с верою притекают, заступлением Твоим избавляемые от злых, но яко Мати Христа Бога и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: Радуйся,

Акафист перед иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих»

Перед чтением акафиста полезно послушать его в правильном исполнении. Это можно сделать в этом видео:

Текст акафиста:

Кондак 1

Возбрани врагом нашим озлоблять нас и от Господа нашего отлучати, а нас научи пети Тебе весело: Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Икос 1

Ангелов множество, по Твоему, Мати наша, велению, ополчаются на избавление наше грозно, Ты же приими молитву сию: Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая. Радуйся, Царице горних чинов, их небесную помощь нам дающая. Радуйся, Ангелам хранити нас повелевающая. Радуйся, Воинством Ангельским врагов наших поражающая. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 2

Видя бедствующие толикую и таковую помощь Твою сердечно Тя призывающим, наставляют тем пети Сыну Твоему непрестанно: Аллилуйя.

Икос 2

Разумеют мнози, яко дарова Тя Сын Твой, Избавление от бед страждущих, призывающим Тя сице: Радуйся, бедствующих Мати. Радуйся, страждущих утешение. Радуйся, безнадеждных надеждо. Радуйся, беспомощных помоще. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 3

Сила Вышнего дарова Тя на помощь и спасение миру, в бедах погибающу, и кто Тобою избавлен бысть, поет Сыну Твоему: Аллилуйя.

Икос 3

Имущи непостижимую любовь к роду человеческому, кии слезы не отвергла еси, и того не принудила призвать Тя, вопиюще: Радуйся, бедствующих скорое услышание. Радуйся, плененных свобождение. Радуйся, погибающих быстрое спасение. Радуйся, печальных и скорбных утешение. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 4

Буря несчастий налетает на ны. Спаси нас, погибающих, спаси, Избавление от бед страждущих, бурю погибельную на земле укрощающая и приемлющая нашу песнь: Аллилуйя.

Икос 4

Слыша человечестии роди всю Твою к христианом дивную любовь и Твое мощное избавление от всяких находивших на них лютых, научишася пети Тебе: Радуйся, человеческого рода от бед Избавление. Радуйся, уныния прогонительнице. Радуйся, бурь житейских прекращение. Радуйся, радости по скорби нам подательницеце. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 5

Боготечной звезде подобящаяся, мрак и темноту в грехолюбивых сердцах разгоняющая, да во свете Твоея любви узрят Господа и вопиют Ему: Аллилуйя.

Икос 5

Видяще людие Российстии Твое нечаянное от многообразных бед избавление, радостно поют сице: Радуйся, в бедах наших Отъятельнице. Радуйся, печалей наших отгнание. Радуйся, в скорбех наше утешение. Радуйся, в радостех наше воздержание. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 6

Проповедают помощь Твою и любовь Твою, Мати все исцеленные. утешенные, оправданные и спасенные Тобою от бед и поют Твоему Высокодержавному Сыну: Аллилуйя.

Икос 6

Возсия нам свет спасения во мгле погибели, окружившей нас, и наставил есть пети Тебе: Радуйся, мглу греха разгоняющая. Радуйся, тьму греховную истребляющая. Радуйся, мрак луши моея просвещаюшая. Радуйся, светом радости душу мою ободряющая. Радуйся, от горя, гибели и бед страждуших нас Избавление.

Кондак 7

Хотящим нам конечному отчаянию предаться отовсюду бедам належащим, помыслихом о Тебе, Избавление от бед страждущих, и ободрихомся, и утешихомся, поюще Сыну Твоему: Аллилуйя.

Икос 7

Новую и нежданную показа Ты нам милость Свою, под Державную руку Твою нас восприявши, и отсюда вопием Ти: Радуйся, Царица Державная. Радуйся, под Твою Державу нас восприявшая. Радуйся, защиту Твою нам даровавшая. Радуйся, врагов наиших поражение. Радуйся, от горя, гибели и бед страждуших нас Избавление.

Кондак 8

Странное чудо на погибель обреченные, в нуждах томящиеся, бесчисленные внезапу спасение и избавление получают от Тебе, Вселюбящей Мати, поюще Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Вси сущии во мраце скорбей, вси обуреваемые бурей несчастий, приидите к доброму пристанищу и нашему поможению — покрову Девы, Избавление от бед страждущих, вопиюше Ей: Радуйся, от глада нас избавляющая. Радуйся, вредоносящее естество от растительного мира отгоняющая Радуйся, посевы, и леса, и все растущее от погибели спасающая. Радуйся, земледельцев скорбящих утешение и отрада благословенная. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 9

Все существо человеческое хвалит Тя, вси воспевают Тя, многоразличное избавление ему несущую и вместо печалей радость подающую, поющим: Аллилуйя.

Икос 9

Витии и многоумнии обезумеша, видящее Твое быстрое, чудесное от бед страждущих избавление и умолкоша нам, поющим Ти: Радуйся, чудесами нас укрепившая. Радуйся, беды чудесами истребившая. Радуйся, чудесами нас вразумившая. Радуйся, иконою Твоею нас возвеселившая. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 10

Спасти хотя всякую душу человеческую любовию печешися о ней, дондеже не научиши пети Сыну Твоему: Аллилуйя.

Икос 10

Стеною мир христианский хранящи и каждую душу от врагов ограждающи обретеся и проявися дивный образ Твой, «Избавление от бед страждущих», да прославим его, поклонимся и притецем к Твоему заступлению, Мати Божия, воспевая: Радуйся, Избавительнице наша. Радуйся, наставнице наша. Радуйся, веселие наше. Радуйся, вечная радосте наша. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 11

Пение непрестанное приносят Ти Тобою избавленнии и Тобою паки радость обретшии, Божественному Сыну Твоему поют радостно: Аллилуйя.

Икос 11

Светосияющим светилом лучезарным во мраце греха явися нам Твоя икона, «Избавление от бед страждущих», темже радуемся мы, грешнии, имуще таковую чудную икону Твою в храме своем, яко залог Твоего к нам и ко Обители нашей благоволения, и надеяся на Твоя матерния молитвы и скорое их услышание, умильно глаголем: Радуйся, радостей источниче. Радуйся, печалей прогнание. Радуйся, бед уменьшение. Радуйся, всякого покоя подательнице. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 12

Благодать от иконы Твоея, «Избавление от бед страждущих», текущая, исцелений струи обильно подающая и сердца веселием оживляющая, побуждает всех вольной волей пети о Тебе, Мати, Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.

Икос 12

Воспеваем Твоея иконы дивное обновление, воспеваем Твое милостивное на нас, грешных, призрение и, воспевающе, поем: Радуйся, от смерти и вечного огня изымающая. Радуйся, мертвых воскрешающая. Радуйся, предсмертное наше упование и защито. Радуйся, по смерти наше упокоение. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 13

О Всепетая, Вселюбимая наша Мати, умилосердися ныне и помилуй нас, в лютых и безысходных бедах сущих, Единому сущу, нас избавляющу, и научи нас сердечно воспевати Богу, спасающему нас: Аллилуйя Сей кондак глаголи трижды.

Икос 1

Ангелов множество, по Твоему, Мати наша, велению, ополчаются на избавление наше грозно, Ты же приими молитву сию: Радуйся, Ангелов на спасение наше посылающая. Радуйся, Царице горних чинов, их небесную помощь нам дающая. Радуйся, Ангелам хранити нас повелевающая. Радуйся, Воинством Ангельским врагов наших поражающая. Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Кондак 1

Возбрани врагом нашим озлоблять нас и от Господа нашего отлучати, а нас научи пети Тебе весело: Радуйся, от горя, гибели и бед страждущих нас Избавление.

Молитва

Пресвятая Богородице, спаси нас! Мати Божия, помоще и защито! Егда потребуем, буди Избавлением нам, страждущим и погибающим от лютых бед, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тебе призываем умилосердися и помози, пожалей и избави от бед страждущих и погибающих нас, от лютых сетей лукаваго исхити, приклони ухо Твое, и наши слезные, скорбные молитвы приими и, якоже хощеши, упокой и обрадуй нас.

Научи послушание Господу Богу приносити, всем сердцем, всею душею, всем естеством Сына Твоего возлюбить, плоды трудов достойны Ему приносити. Умири сердца наша, да в едином Духе и всеми делами нашими прославим Безначального Отца со Единородным Его Сыном и с Пресвятым Благим и Животворящим Его Духом, и Твое милостивное Матернее предстательство, ныне, и присно и во веки веков. Аминь

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]