В каждом доме где живут православные, имеется хотя бы одна икона Богородицы. Есть такие образы, которые связаны именно с Россией. Корсунская икона Божией Матери была принесена из Херсонеса после крещения Руси. Она признана чудотворной, является культурным наследием всего человечества.
Об авторе О книге
История написания
Относится к типу «Елеуса» (как и «Владимирская»), согласно церковной легенде, была скопирована с оригинала, написанного евангелистом Лукой (однако, если верить преданиям, он написал чуть ли не каждую вторую икону Царицы Небесной). Чтить надо не иконописцев и происхождение, а саму Божию Матерь, образ может быть любым — лишь бы не нарушал канонов.
Корсунская Икона Божией Матери сменила много мест пребывания:
- Первоначально князь принес ее из Корсуни в Киев;
- Затем была отправлена в Новгород;
- После этого оказалась в Успенском соборе Москвы.
Сам первоначальный образ давно утерян, сегодня чтимый список с нее находится в Нижнем Новгороде, в Благовещенском монастыре. Оригинал, написанный более тысячи лет назад, также исчез. Святыни теряются не случайно — Господь скрывает их либо до времени, либо укрывает от поругания. Поэтому слишком огорчаться не стоит — молитвы все также возносятся к Богу, как и тысячи лет назад.
Композиционные особенности
Появилась икона «Древо Пресвятой Богородицы» относительно недавно — в начале XXI века. Для иконы это очень маленький возраст, но сегодня ее можно встретить повсеместно — в храмах, церковных лавках и домашних алтарях. Главная особенность иконы — это ее собирательность, поскольку на ней изображены 16 ликов Богородицы, в целом она несколько напоминает генеалогическое древо, но каждое отдельное изображение описывает Деву Марию как Царицу Небесную.
Читайте о церковной жизни:
- О Таинстве миропомазания в церкви
- Почему и зачем у православных много храмов
- Как правильно вести себя в храме детям
Икона характерна своей собирательностью — всего на ней 16 различных изображений Девы Марии, которые располагаются в виде ветвей одного древа. Каждая Богоматерь держит на руках Младенца Христа.
Композиция состоит из:
- 7 образов справа;
- 7 образов слева;
- «Владимирская» снизу;
- Рождение Христа в сверху;
- очертания небесного Иерусалима под образом «Владимирской».
Центральным звеном является пещера в Вифлееме, в которой был рожден Христос, Богоматерь и Младенец Иисус, располагающийся в яслях. Этот образ крупнее прочих. Поскольку Младенец Христос — это Тот единственный, Которому следует поклонятся, то Его не может не быть на доске. Именно Его рождение сделало Деву Марию — Богоматерью
Именно поэтому картина Его рождения представлена в центре — это самое важное событие для человечества
Под картиной с рождением располагается образ «Сладкое лобзание» как символ особенной любви и связи между Матерью Божией и Иисусом Христом. А по бокам от картины рождения расположены по семь знаменитых икон Богородицы, которые считаются православным миром чудотворными.
Украшено дерево крупными розами и листьями как символ жизни, которая происходит от Господа Бога.
Состав
Каждый образ из всех 14 сделан в классической манере: форма вытянутого овала, который заключен в некий медальон. Главное отличие данных изображений от канонической иконописи в том, что Богородица на каждом образе изображена улыбающейся.
Для справки! Единственная икона, на которой Дева Мария улыбается — это «Вифлеемская», но ее автор не изобразил на «Древе».
Аналога данной иконы нет в православной иконописи. Изображения дерева, в принципе, достаточно часто встречается на различных образах, но здесь изображение дерева дополнено плодами — отдельными картинами с Девой и такой способ боле не применялся художниками.
Сразу под картиной, изображающей рождение Христа, располагается образ «Сладкое лобзание». Образ сделан по типу Елеуса — одному из главных типов икон, с нарисованной Царицей Небесной. Такой тип часто используется русскими художниками, поскольку жесты изображённых персонажей просты и понятны — это любящая Мать и Сын.
Отличительные особенности образа таковы:
- Младенец и Матерь соприкасаются щеками;
- они крепко обнимаются;
- Христос изображен с желанием обнять Матерь одной рукой за шею.
Кроме «Сладкого лобзания», на «Древе» изображены также образы:
- «Иверская»;
- «Смоленская»;
- «Казанская»;
- «Млекопитательница»;
- «Тихвинская»;
- «Утоли моя печали».
Всего на данной доске Дева Мария изображена 17 раз (преимущественно в стиле Елеуса), включая ее на картине рождения Младенца.
Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»
Копии
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Название «Корсунская» на самом деле носят несколько разных икон. Их объединяет не столько происхождение, сколько общий тип изображения — «Умиление».
- Образ княгини Полоцкой. Невеста Александра Невского принесла святыню в качестве приданого в 1239 г. Написан образ был в Константинополе. В Полоцке был основан Спасский женский монастырь, куда Ефросинья пожертвовала его. Образ был украшен драгоценным окладом.
- Одигитрия Корсунская — создана в 13 в., сегодня находится в музее Кремля. Долгое время икона находилась в Успенском храме, куда ее привез Иван Грозный. По мнению историков, попала в Россию из Константинополя в начале 14 в.
Существует и несколько других образов, которые претендуют на честь именоваться Корсунской иконы Богородицы. У каждого из них отдельная история, многие прославлены чудесами, поэтому могут одинаково почитаться верующими.
Где находится святой лик
Старинная икона, доставленная на Русь в начале второго тысячелетия, и сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что образ находится не в храме, православные идут в здание музея, чтобы поклониться, приложиться к святыне и помолиться. Смотрители музея привыкли к большому числу паломников. Эта икона – благословение для города и всей страны.
Также существует несколько древних списков в других городах:
- Нижний Новгород, Благовещенский собор (здесь хранится один из наиболее древних списков, датированный 995 годом);
- Глинково, в районе Троице-Сергиевой Лавры;
- Смориги, Смоленская обл., Николо-Георгиевский храм.
Существует множество храмов, освященных в честь этого образа. Сегодня созданные иконописцами образы заменили современные печатные изображения. Каждый православный может приобрести себе Корсунскую икону в церковной лавке.
Не стоит скептически относиться к современным иконам, ведь известны случаи мироточения бумажных изображений святых. Главное, искрення вера молящегося человека.
Совет автора
Церковь в г. Углич
Скит Свято-Троице-Параскевиевского Топловского женского монастыря на Сапун-горе
Собор в Торопце
Значение, о чем молятся Корсунской иконе
Данный тип изображения характерен тем, что выказывает всю глубину материнской любви. В богословском смысле он демонстрирует идеальные отношения между Господом и людьми (их представляет Богородица). Божия Матерь, как известно, имеет очень чистую душу, свободную от грехов. Поэтому она с дерзновением может возносить молитвы к Богу, вся ее душа стремится лишь к Владыке небес. На иконе Пречистая показывает это, прижимая Младенца к себе обеими руками.
Особенная нежность между Матерью и Сыном здесь проявляется в расположении фигур — Мария и Христос нежно прижимаются щека к щеке. Между их телами нет расстояния, что символизирует духовное единение. Ручка Младенца обвивает шею Богородицы. Младенец возвел глаза к Небу, как бы всматриваясь в свое будущее.
Мария же смотрит словно вглубь собственной души, на ее лице — оттенок глубокой грусти. Она ведь тоже знает, что должно произойти, когда чадо вырастет. Судьба вырвет его из материнских объятий, и она будет обнимать хладное изувеченное тело…
- Икона Божией Матери «Державная»
- Икона «Нерушимая стена» — здесь
- Икона Святого Луки —
Но обоих объединяет великая надежда на Воскресение. Значение Корсунской иконы — показать, что крестная жертва была принесена во имя Любви Бога к человечеству. Каждый искуплен кровью Христа, об этом верующим надо помнить, ценить и беречь друг друга. Тогда каждая молитва получит ответ, упование исполнится, грехи изгладятся.
Молитва перед образом Богородицы
О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!
Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.
Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.
Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Богоматери Корсунская – одна из наиболее древних. Русский народ является богоносцем, и крепкая вера, упование на помощь Господа и Пречистой всегда защищали страну от врагов. Святые образы Богоматери являются благословением русской земли. Пресвятая Богородица слышит молитвы каждого, прибегающего к ней с верой и покаянием, и ходатайствует о молящемся перед Господом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В чем помогает
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
В России очень почитают Божию Матерь, Корсунская икона — лишь один из примеров. О чем молятся?
- Просят утешения в духовных скорбях, облегчения мучений;
- О просвещении души светом Христовых заповедей;
- О спасении и наставлении детей и близких на путь истинный;
- О телесном исцелении от недугов.
У каждого свои печали и заботы, все их можно принести к ногам Богородицы. Она ведь мать всего человечества. Перед Корсунской иконой можно читать акафист, заказывать ей молебен, читать молитвы частным порядком. Здесь важна лишь воля самого верующего, Церковь не регулирует количество молитв. Важно, чтобы они были регулярными. Тогда постепенно уменьшиться груз забот, Бог пошлет силы и радость духовную. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Содержание иконы
Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.
На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.
В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.
Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.