Так люблю, что съела бы! Что такое агрессивное умиление


Значение

Странный у нас мир, да? С одной стороны, говорят со всех сторон о том, что человек человеку волк. Мол, конкуренция, место под солнцем, каждый сам за себя. Все поголовно ноют о том, как тяжела жизнь и как им, бедолагам, надоело работать, но хорошая романтическая история или котики в большом количестве заставляют людей думать, что все не так уж плохо. Что излечивает раны, нанесенные миром? Конечно, умиление, это очевидно.

Надеемся, предисловие не слишком утомило читателя. Определение не заставит себя ждать. Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-то трогательным.

С чувствами и эмоциями вообще трудно иметь дело, о них не стоит говорить, их нужно испытывать. Каждый знает, что такое умиление, но не всякий может это объяснить. Наша задача, чтобы как можно больше людей смогли перевести чувства в слова.

Зачем это нужно

Эмоциональные связи — вот, что помогает нам создавать отношения, сотрудничать, обсуждать идеи, понимать желания и намерения других людей. За многие тысячи лет люди накопили массу эмоциональных реакций, которые выполняют конкретные цели.

Что касается агрессивного умиления, то оно направлено на защиту милого, слабого существа, который нуждается в опеке. Сначала «агрессор» испытывает сильное желание схватить и крепко стиснуть «лапочку» чуть ли не до боли. После этого следует немедленная разрядка — она выражается в виде интенсивной заботы о беззащитном существе. А забота — неотъемлемое условие выживания.

Не пропустите

  • Не пропустите

    Стоит подписаться: Instagram-коллекция красивых парней с милыми котиками

Что касается младенцев, то не все чужие дети вызывают умиление, а только те, которые имеют определенный набор характеристик — пухлые щечки и крупные глаза. Считается, что это уловка эволюции — милая внешность детей вызывает у родителей желание заботиться о них, ведь человеческий младенец, по сравнению с детенышем животного, остается беззащитным много лет.

Есть и другой подход к объяснению явления. Считается, что приступы подобного умиления возникают, если человек видит нечто милое и трогательное, однако не имеет возможности проявить о нем заботу — например, при виде котенка на картинке в интернете.

Механизм заботы может проявляться даже при виде неживого объекта – к примеру, мини-машины с крупными фарами, округлыми формами и маленькими радиаторными решетками.

Синонимы

Для решения последней задачи нам и нужны синонимы к слову «умиление». Рассмотрим их, не откладывая дела в долгий ящик. Вот список, который пригодится читателю в трудной ситуации:

  • тихий восторг;
  • нежность;
  • трогательность;
  • милота.

Следует признать, что полноценных замен слова в русском языке, видимо, нет. Как читатель понимает, мы не в восторге от того, что пришлось в список добавлять существительное «милота», но на безрыбье и рак рыба.

О чем молятся перед иконой

К ней надлежит обращаться всем душам, пребывающим в тяжелой болезни, печалях или унынии. Пресвятая Богородица всех слышит, спасает от греховных помыслов и страха перед жизненными трудностями.

Чаще всего к Ней обращаются женщины, но и мужчинам не следует стесняться обращаться к елеусе за утешением и ободрением. Лик посылает помощь защитникам и воспитателям детей, попечителям и опекунам. Перед ним же родителям принято просить охранить своих детей от искушений отрочества.

Он часто становится последней надеждой для женщин, отчаявшихся зачать дитя. А женщины, уже готовящиеся стать родительницами, просят перед «Умилением» ниспослать благополучные беременность и роды.

Женатые пары могут просить у Невесты Неневестной об укреплении семейных уз, а молодые люди – о подсказке в выборе жизненного пути, сохранении духовной чистоты или будущем удачном браке.

Все дело в интенсивности чувства

Речь здесь пойдет о двух определениях радости или положительных эмоций: умилении, восторге. Почему они не могут быть синонимами?

Представим, что абитуриент видит свое имя в списках людей, поступивших в вуз, что он испытывает? Если бы сказали «умиление», это был бы обман или самообман. Конечно, парень или девушка испытывают ничем не сдерживаемый восторг, радость, выходящую из берегов. Им хочется сплясать джигу-дрыгу. А теперь сравните это чувство с тем, которое человек испытывает, когда смотрит на котят или маленьких детей. Понимаете теперь, что это совершенно разные состояния? И слова не могут быть синонимами никак, разве что приблизительно, как формы одного и того же чувства – радости.

Умиление как христианская добродетель

У слова «умиление» есть собственное значение в православном христианстве. Умиление считается добродетелью, которая делает православного человека ближе к пониманию Божественного. Заключается оно в радостнотворном плаче, смиренном и возвышенном состоянии. Это очень сильное чувство, достичь которого может не каждый. Только тот, кто понял собственное несовершенство перед неограниченным Божественным милосердием и человеколюбием способен познать его. Умиление в православном христианстве считается неоценимым Божьим даром, особым посещением человеческой души Богом. За это чувство благодарят в церквях, ставят свечи и просят продлить умиротворяющее состояние. Оно способно наполнить душу человека особой любовью — к ближнему и Богу.

В православии есть икона Божьей матери «Умиление». Ей молятся о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке. Есть также православный храм, возведенный в честь этой иконы. Находится он в Нижнем Новгороде.

Тем, кому довелось испытать Божественное умиление, открывается совершенно особое состояние. Становится понятно, что Бог всемилостив и готов простить самый страшный грех. Человек начинает каяться, еще больше очищая свою душу. Он старается делать добрые дела, помогать близким, перестает осуждать поступки людей. Он понимает, что на все воля Божья. И только он может решать, кого казнить, а кого миловать. И можно лишь помочь окружающим постичь это знание, но никак не гневаться на них за непонимание или нежелание следовать Божественным законам.

Составляющие трогательного момента

Люди испытывают умиление, это вполне обычное дело, но никто толком не задумывается, что именно нас трогает за живое и почему. Предлагаем здесь поразмышлять об этом. Как кажется, есть три основных условия:

  1. Неожиданность.
  2. Доброта.
  3. Прямое действие.

Расскажем о каждом пункте подробно. Почти в любом действии, которое иллюстрирует значение слова «умиление», можно вычленить эти три составляющие. Представим простой случай. Молодой человек дарит на улице девушкам цветы. Конечно, каждая женщина, получившая неожиданный подарок, умиляется. Это неизбежно и непреложно, как физические законы. При этом в действии были и неожиданность, и прямота, и доброта.

Кстати, теория объясняет и то, почему, например, денежные пожертвования не вызывают почти никаких чувств. Роналду пожертвовал 50 000 евро в фонд раковых больных, ну и что? Это только деньги. Да, в этом деянии есть неожиданность, доброта, но отсутствует прямота действия, футболист воспользовался услугами банка и проявил благородство.

А когда Джонни Депп в образе Джека Воробья навестил девочку, больную раком, все умилились. Чувствуете разницу?

Вообще, удивительное дело, но людей трогает за живое проявление человечности. Богатые люди (актеры, футболисты, бизнесмены) — такие же люди, как мы. И это умиляет. Гуманизм никуда не делся и не умер. Несмотря на то что у нас звериный, эгоцентричный век, люди все еще способны чувствовать чужую боль, и это прекрасно.

Что такое агрессивное умиление и как оно связано с родительством

Что такое агрессивное умиление? Это феномен, возникающий, когда человек видит/наблюдает что-то или кого-то настолько милого, что у него буквально вскипает мозг. Он не понимает, как обработать эти чувства и испытывает эмоции, граничащие с агрессией. Простыми словами: это тот момент, когда вам хочется стиснуть ребенка (или котенка) в объятиях так сильно, чтобы ему стало больно. В такие моменты вы можете говорить что-то вроде: «Ты такой классный, что хочется тебя съесть!».

Эти странные чувства известны человеку давно, однако описаны они совсем недавно. Впервые термин cute agression появляется в работе Орианы Арагон и Ребекки Дайер, которые решили рассмотреть эти ощущения поподробнее. Первая научная работа на эту тему была опубликована в 2015 году, там термин «агрессивное умиление» был заменен на «игривую агрессию» и описан как приступ счастья, выраженный агрессивными методами: сжиманием кулаков, стискиванием зубов, рычанием, желанием ущипнуть или сжать объект умиления.

Биологически это поведение объясняется так: да, мы в общем и целом имеем предрасположенность к тому, чтобы умиляться детьми и щенками. Но чтобы мы могли контролировать свои эмоции, чтобы мы не зацикливались на каждом очаровательном ребенке или игривом щенке, с которым мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни, мозг придумал гормональный ответ на этот приступ, и сопроводил его выбросом адреналина, кортизола, норадреналина. Это позволяет нам не быть в буквальном смысле поглощенными закаливающими положительными эмоциями. То есть это такой взрыв счастья, сопровождающийся стрессовой реакцией.

Оказалось, что подобные чувства у людей могут вызывать детеныши животных в определенном возрасте (вот когда они покрыты этим своим мягким пухом, смешно двигаются, издают забавные звуки и выглядят чертовски миленько) и маленькие дети, особенно свои собственные. И если вы испытываете такие приступы, то, скорее всего, вы более настроены на заботу о питомце или ребенке, чем те, на кого агрессивное умиление не накатывает. Считается, что после этой волны мозг «расслабляется», и наступает следующая фаза, которая ознаменовывается интенсивной заботой о том, кого вы мысленно или в самом деле затискали.

Существует и другой подход к этим ощущениям: есть версия, что иногда приступы агрессивного умиления могут возникнуть в той ситуации, когда мы именно что не можем проявить физическую заботу о том, кто нам очень нравится. Например, мы можем испытать приступ нежности к котенку, изображенному на фото в интернете, и тут же раздосадоваться — из-за того, что не можем в действительности погладить его.

Агрессивное умиление относится к типу «диморфной экспрессии» — ситуации, когда положительный опыт вызывает проявления эмоций, обычно связанных с отрицательным опытом. Так, например, некоторые люди могут плакать от умиления (яркий пример — актриса Кристен Белл, которая рыдает при виде ленивца), счастья (ваша мама на свадьбе, вы на выпускном ребенка из детского сада, припоминаете?), достижение какого-то желанного результата (победа любимой команды, продвижение по службе и так далее). Иногда игровая агрессия может проявляться по отношению к партнеру — вы вдруг испытываете к нему такие сильные эмоции, что кусаете его.

Кстати, не все дети могут вызвать у взрослого приступ игривой агрессии. Понятно, что причиной такого наплыва эмоций может стать прежде всего ваш ребенок, но если речь идет о чужих детях, то взрослые склонны умиляться малышам с определенным набором характеристик — с большими глазами, пухлыми щеками и привлекательным нашему глазу (ни за что не догадаетесь!) лбом! Который, очевидно, призывает нас его расцеловать. Такая внешность младенцев, кстати, считается эволюционной уловкой — выглядя мило, дети добиваются того, чтобы родители заботились о них и не бросали одних на произвол судьбы.

Десятка самых умилительных фильмов

Любое чувство надо в себе воспитывать. И если мы согласны, что умиление (когда оно неподдельное, настоящее) – это филиал и форма человечности, то без помощи искусства тут не обойтись. Мы представляем десятку самых умилительных фильмов, первые четыре заставят прослезиться даже суровых мужчин.

  1. «Храброе сердце» (1995).
  2. «Пробуждение» (1990).
  3. «Форест Гамп» (1994).
  4. «Зеленая миля» (1999).
  5. «Любовь по правилам и без» (2003).
  6. «Лучше не бывает» (1997).
  7. «Будь моим парнем на пять минут» (2008).
  8. «Отличница легкого поведения» (2010).
  9. «Семьянин» (2000).
  10. «Август Раш» (2007).

Список составлен так, чтобы читатель и потенциальный зритель сначала поплакал, потом посмеялся, а затем подумал о старых добрых семейных ценностях. В список не вошло большое количество фильмов, которые параллельно просились на бумагу, но чем-то приходится жертвовать. Мы не упомянули в перечне о творчестве, например, Хаяо Миядзаки, но лишь потому, что фильмы прославленного мастера нужно смотреть все, впитывать в себя, и человек станет чуть добрее и ласковее.

Вспоминаются также и мультфильмы «Диснея», такие как «Король Лев» (1994) или «Красавица и Чудовище» (1991). Естественно, произведений искусства очень и очень много. Потому что человечность всегда будет нуждаться в поддержке и культивировании, поэтому не забывайте умиляться, но только искренне и по-настоящему.

Приснопамятный игумен монастыря Святого Дионисия архимандрит Гавриил рассказывал об имевшем великий дар умиления монахе Геронтии, который подвизался в монастыре Святого Пантелеймона. Будучи уставщиком и проводя день и ночь в храме, он имел неразлучным спутником своей жизни умиление. В свободные от послушания часы он сидел в притворе храма и молился. Левой рукой перебирая четки, правой он утирал текшие у него рекой слезы, используя для этого кусок материи, который он полоскал время от времени в море.

Отец Геронтий происходил из Кидонии (Малая Азия). Однажды, защищая молодую христианку от нападавшего на нее с постыдными намерениями турка, он вступил с ним в драку и убил его, намеренно или нет, неизвестно. Пятьдесят лет он тихо и мирно прожил в русском монастыре, как беззлобнейший агнец.

В 1911 году, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, отец Гавриил – в то время послушник, а впоследствии игумен Дионисиата – оказался в Русском монастыре на последовании Великого канона, которое там совершается в виде бдения. Эта таинственная служба осталась в его сердце незабываемой. Он рассказывал, что видел «как будто в видении» почтенного отца Геронтия, отиравшего слезы во время пения «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?». Когда же он дошел до последнего богородичного тропаря первой песни, его сердце с такой силой предавалось умилению, что он пел, воздвигнув руки к иконе «Всецарица» и глядя с крайним благоговением на Ее ангельский лик, со многими слезами, но в то же время и с сыновней близостью: «Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное».


И когда приснопамятный старец начал читать житие преподобной матери нашей Марии Египетской, «это было исключительное и незабываемое зрелище. Более пятидесяти старых монахов, в большинстве своем иноязычные русские, сгрудились вокруг аналоя для слушания жития. Одни из них стояли коленопреклоненно, другие, старше первых, сидели на корточках и, не моргая, смотрели на губы почтенного уставщика. Многого они, я думаю, не понимали, но его умилительный тон и все его превосходное чтение приковывали их внимание. И чем более длилось это непревзойденное по выразительности и силе чувства чтение, тем более теплым становился голос старца и его внутреннее сокрушение духа становилось все более явственным… Но когда он дошел до раздирающего душу диалога между аввой Зосимой и преподобной Марией, когда авва вопрошает: “Скажи мне, преподобная Божия…”, а та ему отвечает: “Авва Зосима…”, сладчайший старец не смог сдержать в себе волнения. Его сердце не выдержало и разрешилось рыданием и неудержимыми слезами, что сразу передалось всему благоговейному собранию…».

«Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси (в скиту Святого Василия и на вершине горы Кармилия), и был еси светильник вселенней, Герасиме, отче наш…».

Поистине светильником умной молитвы и опытным делателем слез был исихаст старец Герасим. Семнадцать лет он подвизался на вершине горы Кармилия на Святой Горе, к западу от Керасьи, под вершиной Афона. Героическая жизнь, полная борьбы со стихиями природы: ветрами, молниями, дождем, снегом, холодом – и с лукавыми демонами. Почил он в девяностолетнем возрасте.

Старец сказал:

– Сердце очищается воздыханиями, устремлением к добродетели. Повергнем душу во влагу слез. Но и одно воздыхание с болью души приравнивается к двум ведрам слез.

В скиту Святой Анны монахи, имевшие послушание возжигать лампады в храме, во время исполнения своего послушания плакали перед святыми иконами.

Он пришел на Святую Гору с Кипра в совсем юном возрасте. Отличался от других особой чистотой ума и простотой сердца. Слезная молитва и молитвенное безмолвие принесли ему освящение и благодатные дарования. Он оставлял свою пищу, чтобы уйти в келью и плакать. Это был старец монах Дионисий из Святой Анны.


Очи русского пустынника отца Тихона все время были наполнены слезами. Он постоянно утирал их мокрым платком, который всегда был у него в руке. Епитрахиль его почти всегда была намокшей от слез, а деревянный крест, которым он благословлял, выглядел сильно разъеденным. Он говорил, что во все дни нашей жизни мы должны омывать ноги Христа своими слезами и отирать волосами, принося покаяние. Сам он проливал множество слез перед крестом в своей келье. Он размочил весь этот крест.

– Чадо мое, омывай слезами ноги Христа, и Христос омоет твои грехи,– советовал этот русский подвижник.

Папа-Даниил исихаст в течение шестидесяти лет ежедневно служил Литургию в пещере Святого Петра Афонского. Он имел такое умиление, что не говорил «Молитвами…»[1], прежде чем земля у него под ногами от слез не становилась грязью. Сразу после Литургии он уходил на час в свою келью, чтобы не потерять умиления. Говорят, что, когда этот великий исихаст изучал Четвероевангелие, он приходил в сильнейшее умиление. Слезы непрестанно лились из его глаз на страницы, размывали буквы и портили бумагу.

Подвижник Андрей Постник из Святой Анны был родом из Эпира, имел крепкое телосложение, большую силу и аскетическое воспитание. Движимый любовью и усердием, он бежал, чтобы помочь нагруженным вещами путникам, которые, обливаясь потом, поднимались с пристани в кириакон скита. По мирским понятиям он был неученый, по Богу же мудр, потому что упражнялся в полученном им от Бога даре чистой непрестанной молитвы. Призывая же в своих молитвах Пресвятую Богородицу, он изливал неиссякающие потоки слез умиления и небесной любви.


Брат спросил старца, дожившего до седых волос в подвижнических трудах:

– Сколько тебе лет, старче?

И он ответил ему:

– Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается: седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно[2]…

Тут старец умилился, заплакал и прибавил:

– Чем более, чадо, я прибавляю в возрасте, тем более растет моя духовная нищета.

Старец Леонтий Слепец жил одно время в пещере Святого Симона. У него был дар умной молитвы и радостотворного плача. Он уходил в пустынную каливу и плакал, плакал без конца, и чем больше молился, тем больше плакал.

Когда папа-Кодрат выносил паломникам для поклонения святые мощи, особенно шлем святого Меркурия, и рассказывал о мученической кончине этих святых, его глаза наполнялись слезами. Во время Божественной литургии он почти всегда плакал, причем больше всего на Великом входе, когда говорил: «Всех нас[3] да помянет Господь Бог…».


Старец сказал:

– Первые слезы – это слезы Божественного утешения. Творящий молитву умиляется и начинает плакать. Но есть и слезы веселия, слезы славословия Бога. Для них действуют иные законы. Если первые слезы даже тело утомляют, то вторые укрепляют и душу, и тело. По этому признаку можно их различить.

– Геро-Филарет, почему, когда мы поем, ты плачешь? Мы столько времени за тобой наблюдаем, скажи нам, что за причина? – спросили отец Даниил из братства Данилеев и отец Фома из братства Фомадов одного карульского пустынника.

– Отец Даниил, когда я слышу, как вы поете, моя душа радуется, и я ощущаю, что как будто слышу Ангелов, и ум мой возносится на небо, а глаза наполняются слезами. А иногда я плачу, потому что не могу петь вместе с вами, чтобы и мне воспеть имя Господне. Я помышляю о своей греховности и говорю: «Окажусь ли я когда-нибудь среди Ангелов небесных или буду разлучен с ними навеки?». Эти помыслы долго не уходят из моего сердца, и я славословлю, благодарю и умоляю нашего Господа.

Мы знали приснопамятного старца Нифонта Костамонита, который почил в возрасте более восьмидесяти лет. Он имел на своем попечении до четырех-пяти монастырских послушаний одновременно. Однако у этого монаха не было никакого ропота, никакого томления, раздражения или гнева. Он всегда был усерден, приятен, радостен, серьезен, молчалив, неутомим. Он никогда никого не огорчал. Любил всех, и все любили его. Помимо прочих благодатных дарований, старец отличался даром умиления. Он всегда был в слезах.

На Карулях был один подвижник, который в своем аскетирии плакал каждую ночь.


Однажды преподобный Силуан встретил одного аскета, который имел дар умиления и каждый день проливал много слез, размышляя о Страданиях и Кресте Господнем.

– Хорошо ли мне молиться об усопших? – спросил святой Силуан.

Тот же вздохнул и сказал:

– Если бы было возможно, то я всех бы вывел из ада, и тогда успокоилась и возрадовалась бы моя душа,– при этом он сделал движение рукой, как бы собирая колосья, и заплакал.

Мой приснопамятный старец рассказывал:

«Я делал первые шаги в своей монашеской жизни и нуждался в ежедневном укреплении. Моя келья находилась рядом с кельей старца. Тот имел обыкновение читать после повечерия. Часто, встречая какое-нибудь место, которое могло бы меня наставить, он звал меня. Вспоминаю один такой случай. Когда я пришел на его зов, он был поглощен чтением. Некоторое время я стоял, ожидая приглашения сесть… Так вот, он прочитал мне прекраснейшее место из жития святого Андрея Христа ради Юродивого. Там святой описывает, как он видел рай, когда в одну зимнюю ночь, когда его замело снегом, он был духовно восхищен из этого мира в страну света. В этом отрывке святой пытается человеческими средствами описать неописуемое и на примерах из настоящей жизни дать образ жизни будущей… Старца настолько взволновало это описание, что в какой-то момент он прервал чтение, закрыл книгу и некоторое время оставался безгласным, вытирая текущие по щекам слезы. Наконец он сказал мне:

– Подумай, чадо мое, что нас ожидает! Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)».

Преподобный Силуан часто молился так:

– О, Господи, дай мне слезы, чтобы плакала душа моя от любви к брату день и ночь!


Однажды мой приснопамятный старец посетил папа-Феодора, брата Иерофея Кавсокаливита. Я знал папа-Феодора, бывшего игумена монастыря Григориат. Это был приветливый, приятный в беседе и благодатный монах.

– Ваши кельи, старче, весьма аскетичны и навевают умилительное настроение,– сказал ему мой старец.

– В этой келье, детка моя, когда-то жили великие подвижники и святые монахи. Но сейчас живет один грешный и нерадивый. Что я отвечу на грядущем Суде? – ответил он, и его голос прервали слезы и рыдания.

Старец сказал:

– Слезы монаха имеют силу очищать душу, если они срастворяются с его потом.

Когда душа распалена огнем любви, веры и покаяния, тогда на первых четках с молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» приходят слезы умиления. И я видел это на практике. Когда мы молились с одним молодым братом-монахом по четкам, его душа настолько умилялась, что он уже не мог произносить слова молитвы.

Был один часто приходивший в умиление старец по имени Евгений, который подвизался сначала в скиту монастыря Ватопед, а затем перешел в сам монастырь.

– Как блудный сын, так и я,– говорил он,– вопию «согрешил» и бию себя в грудь. Может, помилует меня Господь и облечет в первозданную одежду…

И он постоянно предавался плачу.


В 1970 году мы с моим приснопамятным старцем и одним братом посетили монастырь Святого Павла. В монастырской больнице находился один старчик.

– Я прочитал много книг из нашей библиотеки,– сказал он.

– А теперь чего ты ждешь, на что надеешься? – спросили мы его.

– Помышляю,– ответил он с простотой,– о любви Божией. Как Он снизошел к нашей беде и стал человеком ради нашего спасения…

Сказав это, старец заплакал.

«Ах, эти слезы! Подвизайтесь, пока вы молодые, возлюбить Христа и Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, чтобы вкусить этих сладких слез любви! Если ты стяжал слезы, то бдение становится для тебя праздником»,– говорил старец Арсений Пещерник, имея в виду ежедневное бодрствование в келье, которое они имели по уставу со старцем Иосифом Исихастом.

[1] Возгласом «Молитвами святых отец наших…» заканчивается по греческой традиции всякое богослужение.– Пер.

[2] Прием. 4, 8–9. В русском пер.: ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости.

[3] В отличие от русской практики («вас и всех православных христиан…»), поминая перед этим также сослужащих ему священнослужителей.– Пер.

[4] Ис. 62, 5.

Здесь и далее тексты приводятся по изданию: Иоанникий (Коцонис), архимандрит Афонский отечник. Саратов, 2011.

источник: spas-monastery.by

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Ежегодно в пятую седмицу Великого поста, на праздник похвалы Пресвятой Богородицы, елеусу выносят из Патриаршего Богоявленского собора.

Каждый пришедший в храм в субботу пятой недели Великой Четыредесятницы может прикоснуться к древней святыне. Тогда же перед священным изображением читается соответствующий акафист.

Кроме того хвалебный хор в честь Заступницы людей перед иконами типа «Умиление» исполняют во всех церквях 22 декабря, 1 и 10 августа.

Как разместить икону

Жилище можно считать продолжением храма, поэтому иконы вполне уместно помещать в любой комнате квартиры или дома. Это может быть:

  • Образок можно разместить в любой из комнат квартиры. гостиная с устроенным в ней красным углом;
  • спальня;
  • кухня;
  • столовая;
  • детская.

Иконы в киоте располагаются по иерархическому принципу. В центре, как правило, ставят образ Иисуса Христа, справа от Него — Матери Божией (и это может быть «Умиление» или любая другая), слева от Спасителя чаще всего размещают икону Николая Чудотворца.

Потом идут, если есть, и другие образа. Надо лишь помнить, что выше Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери можно расположить лишь «Святую Троицу».

В чем еще помогает святой образ?

Богородичную икону «Умиление» чаще всего считают женской — она как бы распространяет свою энергетику на молящуюся перед ней прекрасную половину человечества, оберегая и помогая ей. Особенно это касается молодых девушек, которым так необходимо для дальнейшей счастливой жизни сохранить добрый нрав, непорочность и чистоту, целомудренность.

Несмотря на «женскую характеристику» иконы, обращаться к ней вовсе не запрещено и мужчинам. Помогает Богородичный образ «Умиление» в умягчении (умилении) жестоких нравов и сердец, способен избавить от безнравственных помыслов и придать им гармонию, установить правильные взаимоотношения с женской частью семьи.

Как молиться

Более действенной всегда считается церковная молитва, служение молебнов и акафистов. Но никто не отменял и молитв домашних, в частности, такой:

«О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй.

И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь».

Вспоминая эпизод из Евангелия от Луки о Благовещении Пресвятой Девы Марии, четко представляешь, как юная Отроковица была поражена этой вестью, но тем не менее с послушанием отнеслась к неожиданной Божьей милости.

И это Ее послушание как бы искупило поступок прародительницы Евы, принесший в мир грех, а слова Девы Марии («се раба Господня: да будет Мне по слову твоему») стали настоящим символом высочайшей степени доверия ко Творцу, а также радости и умиротворения. Икона «Умиление» — постоянное напоминание об этом нам, грешным: подобно Пречистой Деве, не бойтесь вверить себя Господу, смиряйтесь, избавьтесь от всяческих сомнений — и это вернет вам душевный мир и покой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]