Католические храмы. Католический храм святого Станислава

Католические храмы отличаются от православных определенными обрядами. Латинский, восточно-литургический и другие западные – все они имеют место в этой вере. Видимый глава католической церкви – это Папа Римский, который возглавляет Святой престол и, конечно же, Ватикан в Риме. Стоит отметить, что история таких архитектурных памятников, как католические храмы, очень богата и разнообразна. Каждый из них отличается своими особенностями.

Самые известные католические храмы

Собор Санта-Мария дель Фьоре располагается в Италии, во Флоренции. На тот момент, когда его строили, он был самым большим собором во всей Европе. На сегодняшний день является третьим по величине. Нельзя не отметить уникальнейший купол, высота которого достигает 91 метра, а в диаметре – 42-х метров. На его фасаде красуется фамильный герб Демидовых, которые внесли значительный денежный вклад в оформление этого собора. Знаменит также собор святого Петра, который располагается в Риме. Он является самым большим христианским храмом в мире (высота – 136 м, длина – 218 м). Строить его начинали в 1506-ом году, там, где раньше была древняя базилика, где и находились останки пресловутого апостола Петра. Нельзя не отметить Базилику святого Иштвана, которая является самым большим храмом во всём Будапеште. В нём спокойно может поместиться 8,5 тысяч человек. Общая его площадь составляет около 4730 кв. м. План этой базилики чем-то напоминает греческий крест. И, конечно же, широко известна Базилика святого Адальберта, которая располагается в Венгрии. Этот кафедральный собор является самым большим храмом страны и пятым по величине во всём мире.

Дорогие друзья !

Перед Вами выставка «Католический храм как явление искусства». Через книги, альбомы, гравюры и литографии из фондов нашей библиотеки мы стремились показать, как в течение веков складывался и изменялся художественный облик католического храма. Нам хотелось представить не только замечательную архитектуру знаменитых соборов и внешний облик более скромных церквей, но и показать их внутреннее убранство, составляющее единое целое с архитектурным решением здания. На протяжении почти двух тысячелетий католические храмы создавались с одной идеей – прославление величия Бога. Этой идее подчинялся и внешний и внутренний облик храма. Внушительные размеры , великолепная отделка наружной части, купола, шпили, колокольни – все это воздействовало на религиозное чувство человека. Интерьеры церкви также способствовали созданию молитвенного состояния, наполняли душу верующего благоговением. Высокие стройные колонны направляли его взор ввысь, через цветные витражи лились потоки неземного радужного света, звучала прекрасная органная музыка, голоса священнослужителей и пение хора. Молящегося окружали фрески, мозаика, живопись и скульптура, отражающие события Ветхого и Нового завета, лепнина и позолота украшали стены, он видел замечательные резные алтари, красочные облачения священников и искусно выполненные литургические предметы. Все эти произведения искусства, наполняющие католический храм, представляют огромную художественную ценность и являются культурным достоянием человечества. О каждом из элементов храмового интерьера можно было бы рассказать подробно. Но ограниченное пространство экспликации не позволяет это сделать. Мы можем лишь кратко охарактеризовать основные архитектурные стили католических храмов, существовавшие с момента возникновения христианства.

В I-III вв. христианскими храмами служили катакомбы, сохранившиеся ныне в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на острове Мальта и в др. местах. Это были подземные пещеры и коридоры, в которых первоначально хоронили членов христианской общины и куда приходили молиться родственники умерших. К этим могилам стекалось большое количество молящихся, поэтому возникла необходимость расширять подземные пространства, соединяя несколько небольших помещений в одно более удобное для богослужения. Катакомбы освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стене, а иногда светом из отверстий, проделанных в потолке. Стены и своды коридоров почти не имели украшений. Живописные изображения имели только стены и плафоны крипт, служивших усыпальницами епископов и мучеников. В начале IV в. гонения на христиан в Римской империи прекратились: в 313 г. император Константин издал эдикт о веротерпимости. После объявления христианства господствующей религией Римской империи многолюдные молитвенные собрания из тесных подземных катакомб перенесли в просторные базилики. В 319 г. начинается строительство базилики Св. Петра на Ватиканском холме. По своему статусу христианские храмы разделялись на приходские храмы и соборы (церкви, где находилась кафедра епископа). При упразднении кафедры и переезде епископа в другое место собор превращался в приходскую церковь. Соборы не только служили местом совершения месс, но и центром общественных собраний; они были призваны внушать страх и уважение пастве, давать приют и защиту в периоды гражданских потрясений и междоусобных войн. Красота и величие соборов составляли всеобщее достояние и способствовали укреплению национального самосознания. Грандиозные храмы олицетворяли величие Бога, символизировали его власть на земле и демонстрировали благодатную красоту небесной жизни. Традиционно сложились два архитектурных типа строительства христианских соборов – базилика и крестово-купольный храм. Базилика представляет собой простое прямоугольное здание, разделенное на несколько нефов и завершающееся частью округлой формы (апсидой), в которой располагался алтарь. Портал находился напротив алтаря, а в центре базилики возвышался купол простой формы. Позднее базилики уступили место крестово-купольному храму, имеющему в плане форму греческого или латинского креста ( с продольным, удлиненным в направлении с востока на запад пространством ) и большим куполом или шпилем в центре. С VII по XII вв. в Западной Европе возник и развивался так называемый романский архитектурный стиль. Его каноны сформировались под влиянием классической архитектуры Древнего Рима. Общее впечатление суровой торжественности и грозной мощи, которые создаются как размерами и пропорциями интерьера храма, так и конструктивно-художественным оформлением его каменной оболочки, характерно для романского стиля. Огромная длина храма усиливает значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. Незначительная по сравнению с длиной и высотой ширина храма заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению с его собственным ростом. Великолепным образцом романского стиля может служить фасад собора в Трире (Германия). Устремленность к небу шпилей и башен здания – постоянно повторяющиеся мотивы во всей христианской средневековой архитектуре. На смену романскому стилю в 1100-х гг. приходит готика. В одной только Франции в течение XII-XIII вв. было построено около 80 соборов в готическом стиле, который возник в этой стране и просуществовал в Европе вплоть до XVI в. В готической архитектуре до высшей степени выразительности и художественной завершенности доведены все три основные элемента композиции церковного интерьера: его пространство, каменная конструкция и окна. Эти элементы соединялись в изумительной гармонии друг с другом. Необычайная художественная сила, единство и последовательность готической архитектурной композиции стали возможны благодаря изобретению нового вида свода, который опирался на стрельчатые арки, начинавшиеся от вершины колонн.

Готический стиль отличала система контрфорсов, поддерживающих снаружи центральный неф, обилие ажурных каменных деталей и скульптур. А самое главное – появилось единое пространство храма с пучками колонн, окном-розой и венцом капелл. Особую роль в интерьере собора играл свет, проникающий через витражные окна. Начиная с XII в., размеры соборов значительно увеличились, их интерьер стал светлее, а декоративное убранство роскошнее. Наивысший взлет готического стиля получил название «высокая готика». Ее примерами служат великолепные соборы в Париже (Нотр-Дам), Шартре, Реймсе и Амьене. Кульминацией этого стиля стал незавершенный собор в Бове. С XV в. готика стала постепенно уступать место архитектуре Ренессанса, возрождающей классические каноны. Замечательным образцом этого стиля является собор Св. Петра в Риме – самый большой храм католического мира. На месте захоронения апостола Петра и обветшавшей базилики ( IV в. ) в XVI в. началось возведение нового собора. Строительство последовательно вели Браманте, Рафаэль, Микельанджело и другие архитекторы. Завершилось оно лишь спустя многие десятилетия после смерти Микельанджело. Интерьер собора воспринимается как высшее достижение человеческого гения. Немногие храмы могли бы соперничать с собором по количеству находящихся в нем шедевров. Огромные мозаики украшают каждую капеллу и каждый алтарь собора. Широко использована позолоченная лепнина. Нежно-кремовые, зеленые, розовые цвета мозаичного пола дополняют сверкающие узорчатые своды и стены. Великолепные рельефы в мраморе, бронзе и дереве встречаются повсюду. В соборе находятся искусно выполненные надгробия римских пап.

Архитектура эпохи Возрождения в XVII-XVIII вв. сменяется искусством барокко, а позднее – рококо. Яркий пример архитектуры барокко – пышно декорированный Зальцбургский собор (Австрия). Он построен из янтарно-желтого камня и увенчан зелеными медными куполами. Собор отразил всю роскошь, элегантность и изысканность барокко. Особенно красив западный фасад. Собор прекрасно освещен внутри. Замечательные фрески и лепнина, расцвечивающие стены и потолок всеми цветами радуги, придают интерьеру фантастическую яркость. Один из красивейших фасадов в стиле барокко, где скульптура заполняет почти всю поверхность стены, имеет собор в Сантьяго-де- Компостела (Испания). В XVII-XIX вв. развивается архитектура классицизма , ориентирующегося на античное зодчество. Ему присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание плоскости стены с ордером и сдержанным декором. Очень часто создатели храмов в своих творениях соединяют различные стили. Например, базилика Суперга близ Турина (XVII в.) сочетает элементы барокко и классицизма. А церковь Святого Карла Борромея в Вене (XVII-XVIII вв.) – барокко и рококо. В XX в. церковное строительство претерпело существенные изменения. Некоторые зодчие возрождают традиционные формы предшествующих веков; другие – смешивают стили, создают множество новых оригинальных и разнообразных форм, используя современные технологии и материалы. Так, церковь Святого Семейства, построенная знаменитым испанским архитектором А.Гауди в Барселоне, — первый в ряду совершенно новых храмов. Это главное творение в жизни Гауди выглядит почти готическим и одновременно принадлежащим нашему времени. Храм воспринимается как творение неизвестного скульптора, вылепившего вручную из глины или воска Дом Бога. Другой пример – ультрасовременный собор в Бразилиа (Бразилия), построенный во второй половине XX в. архитектором О.Нимейером. Собор возведен из стекла и железобетона, имеет в плане форму круга, сама композиция храма символизирует терновый венец Христа. В интерьере большие скульптуры ангелов словно парят в воздухе, подхваченные устремленными ввысь опорами.

Соборы Москвы

Римско-католический храм, располагающийся в Москве, является самым большим католическим собором во всей России. Он рассчитан на пять тысяч мест. Томаш Иосифович Богданович-Дворжецкий, архитектор храма, создал поистине шедевр. Велось строительство этого собора с 1899-го по 1917-ый год. Сам храм был освящен в 1911-ом году. Следует отметить, что в 1938-ом году собор у католиков отобрали. Полностью его вернули в 1996-ом году. Данный храм представляет собой неоготическую трехнёфную крестовидную базилику. Это кафедральный собор, в котором проходят мессы на разных языках. Это и французский, и английский, и польский, и русский, и испанский, и даже латинский. Следует отметить, что там даже проводят тридентские святые мессы и богослужения в соответствии с армянскими обрядами. В этой церкви установлен один из самых больших во всей России орган.

Владивосток: церковь Пресвятой Богородицы


Церковь Пресвятой Богородицы. Фотография: syngach / фотобанк «Лори»

А здесь учим разбираться в основных архитектурных стилях

Изначально возводить церковь Пресвятой Богородицы планировали по проекту владивостокского архитектора Александра Гвоздзиевского. Но его замысел оказался дорогостоящим, поэтому комитет по строительству объявил конкурс.

В 1909 году газета «Дальний Восток» опубликовала заметку о победителе — архитекторе Владимире Плансоне. Эскизы интерьера подготовил варшавский художник Йозеф Шпетковский. Церковь строили в традициях восточно-европейской готики: с остроконечными шпилями, вертикальными выступами, резными фронтонами, витражами и сводчатыми потолками. В 1921 году храм освятили, хотя замысел Плансона был еще воплощен не до конца. Колокольню здесь установили лишь в 2010 году.

В 1996 году в храме сыграли первый в истории Дальнего Востока органный концерт. С тех пор органные и вокально-хоровые выступления здесь проходят регулярно. В 2015 году в Филиппинах специально для храма построили духовой орган — его внешняя отделка напоминает фасад церкви Пресвятой Богородицы.

История храма

Если говорить про католические храмы, а также их историю, то следует отметить, что данный собор связан с весьма интересными фактами. Этот храм было разрешено строить лишь вдалеке от самого центра столицы и других значимых церквей. Ещё при этом было запрещено возводить скульптуры и башни снаружи здания. Чуть раньше было сказано, что храм у католиков отобрали в 1938-ом году. Тогда его разграбили и сделали из священного места общежитие. Нельзя не отметить тот факт, что и Вторая мировая война затронула церковь: из-за бомбардировок было разрушено несколько шпилей и башенок. В 2002-ом году, весной, храм был задействован в молитве на Розарии с папой Иоанном Павлом Вторым и католиками из разных уголков земли. А в 2009-ом году, 12-го декабря, собор праздновал десять лет с того момента, как он был обновлен. Спустя полтора года, 4-го сентября 2011-го года, было пышно отпраздновано столетие этого потрясающего здания.

Дальнейшая судьба храма

Этот католический храм на Грузинской улице никогда не бывает пуст. В нём организовывают катехизацию, различные молодёжные встречи, музыкальные концерты, что проходят в рамках каких-либо благотворительных мероприятий, а также многое другое. Церковная лавка, библиотека, редакция известного на сегодняшний день журнала под названием “Католический вестник – Свет Евангелия”, офис христианской благотворительной организации, фонды – всё это относится к храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Самара: храм Пресвятого Сердца Иисуса


Храм Пресвятого Сердца Иисуса, Самара. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»

В 1901 году в петербургском журнале «Зодчий» опубликовали проект Католического храма Пресвятого Сердца Иисуса, который также создал Фома Богданович-Дворжецкий. Здание в неоготическом стиле из красного кирпича возвели в 1906 году. Его декорировали копьевидными башенками пинаклями — витражом с Девой Марией над входом и золотистой лепниной внутри. Внутри установили «великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей», как писала газета «Голос Самары» в 1906 году.

В 1930-е храм закрыли. Там размещался детский театр, краеведческий музей, театральный техникум и строительный клуб. В 1991 году здание вернули католическому приходу. Его отреставрировали и установили кресты на шпили.

Сегодня храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь проходят концерты органной и классической музыки, работает библиотека, библейский кружок и редакция католической газеты. В алтаре собора находится фреска «Христос Святого Иоанна Креста», копия картины Сальвадора Дали, и главная святыня храма — мощи Мартина де Порреса, перуанского священнослужителя XVII века. Он был первым канонизированным темнокожим американцем.

Храмы Петербурга

В Москве имеется довольно много различных церквей, о которых говорить можно долго. Но католические храмы Петербурга заслуживают особого внимания. Например, костел святого Станислава. Само здание построено было в 1823-25 годах на углу Мастерской и Торговой улиц. Католический храм святого Станислава возводился на том самом месте, где располагался садовый участок и дом митрополита по имени Станислав Богуш-Сестренцевич. Своё имя он получил именно в память о нём. Стоит отметить, что на сегодняшний день рядом с храмом действует духовная библиотека. Это здание является вторым католическим собором города Санкт-Петербург. До него существовал лишь храм святой Екатерины. Несмотря на достаточно скромные размеры собора, приход стремительно рос. К 1917-му году количество прихожан превысило 10 тысяч человек.

Что находится рядом

Храм располагается на главной туристической улице Стамбула – Истикляль, рядом находится Галатасарайский лицей, Французский дворец и несколько крытых галерей – пассажей, включая цветочный.

Месторасположение на карте

Адрес: İstiklal Cd. No:171, 34433 İstanbul, Турция.

Как добраться

С площади Султанахмет можно добраться на скоростном трамвае (остановка Каракёй), затем пересесть в Тюннель и от него прогуляться пешком или воспользоваться историческим трамваем T2 (остановка Галатасарай).

С площади Таксим так же пройтись пешком или проехаться на ретро-трамвае.

Различия православных и католических церквей

Эта тема является достаточно популярной в христианстве. Стоит отметить, что католические и православные храмы имеют как сходства, так и отличия. Первое, самое главное сходство – то, что приверженцы обеих вер являются христианами. Это известно всем. Католические храмы отличаются от православных как по своему внешнему виду, так и по общепринятым обрядам. У них несколько разнится понимание Церкви и её единства. Православные разделяют таинства и веру, а вот католики ещё и считают необходимым наличие главы – Папы. Католическая Церковь считает, что от Отца и Сына исходит Святой Дух, исповедуя в Символе Веры. В православии немного по-другому. Они исповедуют Дух Святого, который исходит лишь от Отца. В католицизме таинство брака должно заключаться на всю жизнь – разводы запрещены. А вот православная Церковь в отдельных случаях разрешает развестись.

Ещё католики приняли догмат, гласящий о Непорочном Зачатии Девы Марии. А это значит то, что даже первородный грех якобы не коснулся её. Православие прославляет святость Божьей Матери, но полагает, что рождена она была с первородным грехом, точно так же, как и остальные люди.

Сходства православия и католицизма

Стоит отметить, что, несмотря на массу различий, эти две религии похожи между собой. И православие, и католицизм признают все христианские таинства, которых всего существует семь. Точно так же у них существуют общие нормы (иначе говоря – каноны) церковной жизни и главные компоненты обрядности: характер и количество совершения всех таинств, последовательность и содержание богослужений, интерьер, а также компоновка храма. Ещё есть одно сходство: богослужения ведутся на национальных языках. К тому же используется латынь (как известно, мёртвый язык) в католических и старославянский язык (не употребляемый в быту) — в православных церквях. Несмотря на всевозможные различия, православные христиане, точно так же, как и католики, по всему миру исповедуют учение Иисуса Христа. И тут самое главное помнить: пусть когда-то предубеждения и ошибки людей разъединили христиан, но вера в единого Бога до сих пор нас объединяет.

Описание

Комплекс представляет собой ансамбль, выполненный в едином стиле и состоящий из храма и двух пятиэтажных жилых зданий. Дома построили специально для сдачи в аренду, а вырученные деньги идут в пользу храма. Соединяет два дома арочная галерея, проход через которую ведет к внутреннему двору и самому храму.

За аркой расположились информационные стенды, а возле ступеней установлена статуя папы Иоанна XXIII. Глава Ватикана изображен с голубем в руках – символом мира.

Важно. Церковь привлекает заблудших, еретиков, и других людей, не придерживающихся католических рамок догматов. Так как все они являются христианами, представители католического духовенства разрешили им совершать службы в стенах храма и предоставили для этого боковые отделения базилики.

Проход над аркой соединяет два дома – такая себе романтичная галерея. Со стороны улицы Истикляль арка более чем заметна, промахнуться очень сложно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]