Епархия Марийская: история возникновения


Йошкар-Олинский Благовещенский кафедральный собор. Фото с сайта Sobory.ru

Йошкар-Олинская и Марийская епархия
Марийской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 27
  • Тел./факс(факс)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: ГО Йошкар-Ола, Козьмодемьянск; Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Медведевский, Оршанский, Советский и Юринский р-ны респ. Марий Эл
  • Кафедральный собор: Благовещенский в г. Йошкар-Оле
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Со времени присоединения Марийского края к России бо́льшая часть его территорий входила в состав Казанской епархии, север и северо-восток относились к Вятской епархии, запад — к Нижегородской.
После 1917 года территория Марий Эл входила в состав Казанской епархии. В 1920-х-1930-х годах была включена в Нижегородскую (Горьковскую) епархию. С 1926 года в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола) находилась кафедра епископа Марийского, викария Горьковской епархии. Викариатство пресеклось в 1937 году. В том же году приходы МАССР снова вошли в Казанскую епархию.

Епархия была образована как самостоятельная решением Священного Синода от 11 июня 1993 года в республике Марий Эл, будучи выделена из состава Казанской епархии.

6 октября 2021 года из епархии была выделена Волжская епархия, после чего в ведении Йошкар-Олинской кафедры были оставлены городские округа Йошкар-Ола и Козьмодемьянск; Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Медведевский, Оршанский, Советский и Юринский районы в центре и на западе республики. Одновременно Йошкар-Олинская епархия была определена центром новоучрежденной Марийской митрополии.

Исторические названия

  • Марийская (викарная, 1926 — упом. 1937)
  • Йошкар-Олинская и Марийская (с 11 июня 1993)

Статистика

  • ноябрь 2011 — 2 монастыря, 90 приходов; 73 приходских храма, 2 монастырских храма, 54 часовни; 120 штатных клириков (103 священника, 17 диаконов; из них монашествующих: 3 архимандрита, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона) [1]
  • ноябрь 2021 — 8 благочиний, 2 монастыря, 97 приходов; 77 приходских храмов, 2 монастырских храма, 44 часовни; 141 штатный клирик (119 священников, 22 диакона; из них монашествующих: 2 архимандрита, 6 иеромонахов) [1]

Историческая справка

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года — митрополия.

Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

С 1922 по 1938 год существовала одноименнная обновленческая епархия.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана — города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ И МАРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

РПЦ, образована 11 июня 1993 г. в границах Республики Марий Эл отделением от Казанской и Марийской епархии (см. Казанская и Татарстанская епархия). Кафедральный город — Йошкар-Ола (в 1584-1919 Царёвококшайск, в 1919-1927 Краснококшайск), кафедральные соборы — Вознесения Господня в Йошкар-Оле, во имя свт. Николая Чудотворца в г. Волжске. Правящий архиерей — архиеп. Иоанн (Тимофеев; на кафедре с 1993, с 2004 в сане архиепископа). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Йошкар-Олинский (Йошкар-Ола), Горномарийский (Горномарийский и Юринский р-ны), Луговомарийский (Килемарский, Оршанский, Медведевский р-ны), Волжский (Волжский, Звениговский, Моркинский р-ны), Северо-Восточный (Советский, Новоторьяльский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский р-ны). К 1 янв. 2011 г. в Й.-О. и М. е. действовали 88 приходов, 2 мон-ря, клир епархии составляли 108 священников, 17 диаконов.


25 июля 1993 г. во епископа Йошкар-Олинского и Марийского был хиротонисан Иоанн (Тимофеев) в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Семёновка (в наст. время входит в городской округ Йошкар-Ола), являвшемся в 1960-1993 гг. 2-м кафедральным храмом Казанско-Марийских епископов. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первоначально храм в Семёновке был кафедральным для Йошкар-Олинского епископа, здесь же размещалось епархиальное управление. Это было обусловлено тем обстоятельством, что ко времени образования епархии в столице Марий Эл действовал лишь небольшой храм в честь Воскресения Христова. В 1995 г. кафедра была перенесена в Йошкар-Олу.

В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко). Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь. В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Семёновка. 1818 г.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в с. Семёновка. 1818 г. При епархиальном управлении работают отделы: информационно-издательский, по работе с молодежью, социального служения, по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами, миссионерский, религиозного образования, а также комиссии: по переводу Свящ. Писания на марийский язык, по канонизации святых.

С 1996 г. издается газ. «Мироносицкий вестник» (с 2010 журнал), с кон. 90-х гг. XX в. по местному телевидению транслируется правосл. телепередача «Преображение», с 2005 г. выходит в эфир радиопередача «Благовест». В крупных городах епархии организованы правосл. центры, при которых открыты воскресные школы, б-ки, благотворительные столовые, творческие кружки. Сотрудники центров патронируют многодетные семьи, больницы, дома инвалидов. В епархии действуют 2 братства — Мироносицкое в Йошкар-Оле (основано в дек. 1993) и братство иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Волжске. При Мироносицком братстве организованы правосл. миссионерский центр со школой для правосл. учителей, курсы сестер милосердия, курсы катехизаторов и преподавателей основ Православия. В 2000 г. в Йошкар-Оле открылась гимназия имени прп. Сергия Радонежского. Усилиями студентов Марийского гос. ун-та по благословению архиеп. Иоанна создан студенческий правосл. просветительский клуб «Возрождение», издающий газ. «Возрождение». С 2003 г. епархиальный отдел религ. образования и катехизации проводит 3-годичные курсы, на которых работникам образовательных учреждений преподаются начальные богословские знания. С 1998 г. в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Йошкар-Оле проходит ежегодная научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура».

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Йошкар-Оле. 1756 г.

Кафедральный собор в честь Вознесения Господня в Йошкар-Оле. 1756 г. В связи с широким распространением среди марийцев православно-языческого синкретизма (двоеверие) и собственно язычества, имеющего сильные позиции в ряде районов республики, в первую очередь в луговой части (Заволжье), важнейшим направлением пастырской деятельности духовенства Й.-О. и М. е. является миссионерство. В ходе социологического опроса в Марий Эл в 2004 г. 51% населения назвали себя православными, 12% — двоеверами (самоназвание), 3-4% — язычниками (самоназвание — чимари), 6% — мусульманами, 5% не определились в отношении религии, ок. 20% назвали себя неверующими. Большинство язычников и двоеверов живет в луговой части республики. Подавляющее большинство горных марийцев являются православными (79% жителей Горномарийского р-на назвали себя православными, 2% — язычниками, 14% — двоеверами). Двоеверы наряду с посещением богослужения в правосл. храмах ходят для совершения языческих ритуалов в «священные рощи», считая, что т. о. они по-разному поклоняются одному Богу. Двоеверие может выражаться в полном уподоблении языческих божеств Св. Троице и правосл. святым. Так, марийцы-двоеверы отождествляют Бога Отца с верховным богом Кугу-Юмо (Великий бог), Бога Сына — с божеством Серлагиш (Спаситель) и с божеством судьбы Кугу-Пуршо, Пресв. Богородицу — с богиней плодородия Шочин-Ава-Юмо, свт. Николая — с божеством семьи и т. д. В представлении луговых марийцев-двоеверов свт. Николай и Пресв. Богородица, как Она изображена на Ее Казанской иконе, до такой степени соответствуют языческим божествам, что имеют, подобно последним, прислужников. Мн. правосл. праздники слились в сознании марийцев с языческими: Рождество Христово может отождествляться с праздником Шорык-Йолом, Пасха — с праздником Кугече (теперь это марийское название Пасхи) и т. д. Двоеверы нередко используют в магических целях св. воду, перед иконами святых иногда совершают возлияния вина и принесение в жертву домашней птицы, хлеба. Среди двоеверов, как и среди язычников, много ворожей, гадалок, знахарей.

С целью миссионерско-просветительской деятельности среди двоеверов и язычников в 90-х гг. XX в. в Й.-О. и М. е. была возобновлена начатая в XIX в. работа над переводом Свящ. Писания и богослужебной лит-ры на национальные языки марийцев — горномарийский и луговомарийский. В 1990 г. Ин-т перевода Библии издал Библию для детей на луговомарийском языке, в 1997 г. было выпущено Четвероевангелие на горномарийском языке. Трудами архим. Варлаама (Семёнова) из Козьмодемьянска в 1994 г. увидел свет молитвослов на горномарийском языке на основе молитвослова, изданного в 1892 г. Гурия Казанского свт. братством, но значительно расширенный: мн. молитвы, каноны и акафисты были переведены впервые. В 1993 г. был переиздан молитвослов на луговомарийском языке, выпущенный в 1908 г.

В 2001 г. по благословению еп. Иоанна при епархии была создана переводческая комиссия, состоящая из горномарийской и луговомарийской секций. Основными задачами комиссии, как и существовавшей 100 лет назад переводческой комиссии Православного просветительского об-ва в Казани, являются перевод правосл. лит-ры на национальные языки, а также миссионерская и просветительская деятельность посредством печатного слова. Епархиальная переводческая комиссия начала работу с выпуска периодического издания «Мироносиц лудыш» (Мироносицкое чтение), был напечатан молитвослов на луговомарийском языке (2001, 2005), тиражировались листовки для раздачи на крестных ходах. В 2002 г. вышла в свет Псалтирь на луговомарийском языке. После 3 лет совместной работы йошкар-олинской епархиальной переводческой комиссии с финно-угорским отделением Института перевода Библии (Хельсинки, Финляндия) в 2007 г. в Йошкар-Оле была издана новая редакция перевода НЗ на луговомарийский язык — «У Сугынь». «У Сугынь» читают в нек-рых храмах за литургией, изучают в школах и др. образовательных учреждениях. В 2009 г. по благословению архиеп. Иоанна издан новый вариант перевода Псалтири на горномарийский язык. Богослужение с использованием марийских языков совершается в ряде сельских приходов. На марийских языках произносятся проповеди, ведется преподавание в воскресных школах.

Святыни, крестные ходы


Мироносицкая пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Ежово. Фотография. 2001 г.

Мироносицкая пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Ежово. Фотография. 2001 г. В Марий Эл особенно почитается чудотворная Царёвококшайская (Мироносицкая) икона Богоматери, явленная в 1647 г. на месте, где в 1649 г. по указанию царя Алексея Михайловича начал строиться Ежово-Мироносицкий муж. (ныне жен.) мон-рь. Традиция крестных ходов с Царёвококшайским образом имеет более чем 300-летнюю историю. В XIX в. икону носили в города Чебоксары и Цивильск Казанской губ., в Яранск Вятской губ., в Ардатов, Алатырь, Курмыш Симбирской губ. После 1917 г. явленная Царёвококшайская икона был конфискована властями. В Мироносицкую обитель, возрожденную в 1994 г., была передана чтимая копия образа, к-рую начиная с 1999 г. носят во время крестных ходов по Северо-Восточному, Йошкар-Олинскому и Луговомарийскому благочиниям. Почитаемой святыней Килемарской Богородице-Сергиевой пуст. является чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому», перенесенная в монастырь в авг. 1998 г. из Вознесенского собора Йошкар-Олы.

Церковь во имя свт. Гурия Казанского в дер. Петьял. 1896 г.

Церковь во имя свт. Гурия Казанского в дер. Петьял. 1896 г. С 1998 г. во всех благочиниях регулярно проводятся многодневные крестные ходы. В Волжском и Северо-Восточном благочиниях ежегодно совершается крестный ход со списком Седмиезерской Смоленской иконы Божией Матери, хранящимся в церкви в дер. Петьял Волжского р-на. В Горномарийском благочинии переносят чудотворную копию Владимирской иконы Божией Матери, хранящуюся в церкви в с. Владимирском Горномарийского р-на. Традиция крестных ходов с данным образом в Козьмодемьянске и окрестных селах существует с 1654 г., когда чудесным образом прекратился мор; официально крестный ход был установлен в 1719 г. В неск. районах Луговомарийского благочиния с 2009 г. совершается крестный ход с чтимой иконой Успения Божией Матери из церкви в с. Красная Речка Оршанского р-на. Крестные ходы имеют большое миссионерское значение, поскольку во время шествия в походном храме и в приходских храмах проводятся богослужения на церковнослав. и марийских языках, совершаются таинства исповеди, причастия, крещения. В 1993-2001 гг. в Моркинском, Сернурском, Мари-Турекском, Оршанском р-нах республики при проведении крестных ходов крестилось до 700 чел. ежегодно; в последнее время крестится до 40 чел. ежегодно.

На территории епархии имеется не менее 10 св. источников. Наиболее известны Мироносицкий источник близ Ежово-Мироносицкого монастыря и Куженерский источник в честь вмч. Пантелеимона на месте бывш. Куженерского Николаевского монастыря. Славу чудотворных с XIX в. имеют также Казанско-Богородичный источник близ пос. Советский Советского р-на, Пантелеимоновский источник в дер. Бахтино Новоторьяльского р-на, источник в честь Смоленской Седмиезерской иконы Божией Матери в с. Петьял, Михаило-Архангельский источник в дер. Часовня Сернурского р-на, Никольский источник в с. Нартас Мари-Турекского р-на, Никольский источник в дер. Корта Медведевского р-на, Александро-Невский источник в с. Аксаево Горномарийского р-на, Иверско-Богородичный источник в с. Упша Оршанского р-на. С 1993 г. над источниками и родниками в епархии освящены 62 часовни и купели.

С кон. XIX в. среди марийцев как на территории Й.-О. и М. е., так и в соседней Вятской епархии широко распространено почитание замученной язычниками за переход в христианство марийской девушки Марии. Над каменным склепом на ее могиле в дер. Лядовская (Лядова, ныне в черте г. Советск Кировской обл.) стояла деревянная часовня, после 1917 г. она была разрушена, ныне восстановлена.

Монастыри

Церковь во имя арх. Михаила в пос. Юрино. 1869–1889 гг.

Церковь во имя арх. Михаила в пос. Юрино. 1869–1889 гг. Действующие: Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя (женский, в с. Ежово Медведевского р-на, основан в 1649, закрыт в 1924, возрожден в 1994), Килемарская Богородице-Сергиева пуст. в честь Явления Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому (мужская, между с. Кумья и дер. Б. Памьялы Килемарского р-на, открыта в 1999).

Упраздненные: Больше-Юнгинская Покровская пуст. (мужская, в устье р. Б. Юнга, при резиденции Суздальских епископов, ныне с. Покровское Горномарийского р-на, основана в 1607, упразднена в 1764); Ново-Спасский Мало-Юнгинский (мужской, с. М. Юнга (после 1764) совр. Горномарийского р-на, основан между 1625 и 1627, упразднен в 1764); Вознесенский (женский, в Козмодемьянске (ныне Козьмодемьянск), основан не позднее 1655, закрыт в 1764); скит во имя прп. Михаила Малеина (мужской, между современными слободой Хмелёвка Воротынского р-на Нижегородской обл. и дер. Барковка Горномарийского р-на Марий Эл, основан в 1671, упразднен в 1764, приписной к Хмелёвской Троицкой муж. пуст. в Васильгороде (ныне пос. Васильсурск)); Черноозерская Троицкая Ветлужская пуст. (мужская, на р. Ветлуге, на границе совр. Нижегородской обл. и Горномарийского р-на Марий Эл, в 1710 приписана к Казанскому архиерейскому дому); Мусерская Тихвинская пуст. (мужская, совр. дер. Мусь Килемарского р-на, основана не позже 1710, в 1726 приписана к Казанскому архиерейскому дому в качестве скита, упразднена в 1764); Ильинская пуст. (мужская, между современными дер. Токари Горномарийского р-на Марий Эл и с. Ильинка Моргаушского р-на Чувашии, основана в 1720, упразднена в 1764, приписная к Мало-Юнгинскому мон-рю); Богоявленский (мужской, в Козмодемьянске, упразднен в 1764); Свято-Троицкий (женский, в Царёвококшайске, упразднен в 1764); Сурский Михаило-Архангельский (мужской, на р. Сура, близ совр. дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на, построен в 1868-1871, закрыт в 1921, возрождается с 2008); Свято-Троицкий (женский, в Козмодемьянске, образован в 1887, закрыт в 20-х гг. XX в.); Богородице-Сергиевский (женский, в царёвококшайске (Краснококшайске), основан в 1888 при богадельне, закрыт в 1921); Вершино-Сумский Введенский (женский, близ с. Вершино-Сумка, ныне выселок Революция Горномарийского р-на, основан в 1898, закрыт в 1921-1933); Аштавай-Нырская Николаевская пуст. (мужская, близ совр. выселка Октябрьский (Аштавай) Горномарийского р-на, основана в 1906, закрыта в 1921); Куженерский Николаевский (женский, близ совр. пос. Куженер Куженерского р-на, образован в 1910, закрыт в 1918).

Церковная архитектура

На территории епархии 59 церквей относятся к категории памятников архитектуры федерального значения. Древнейшими из сохранившихся памятников каменного зодчества являются Стрелецкая Спасская часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя в Козьмодемьянске, возведенная в 1697-1698 гг. (позднее неоднократно перестраивалась), Владимирская ц. в с. Владимирском Горномарийского р-на, построенная в 1713 г., и Троицкая ц. в Козьмодемьянске, построенная в 1739 г. Помимо каменных храмов сохранился ряд памятников деревянной архитектуры, в т. ч. древнейшая деревянная церковь края — Покровская в с. Кумья Килемарского р-на (построена в 1866, ныне в аварийном состоянии).

Лит.: Никанор (Каменский), архиеп. Черемисы и языческие верования их. Каз., 1910; Смирнов И. Н. Черемисы: Ист.-этногр. очерк. Каз., 1889; Романова С. А. Особенности формирования православно-языческого синкретизма мари (XVI-XIX вв.) // История христианизации народов Среднего Поволжья: Крит. суждения и оценка: Межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары, 1988. С. 42-48; Левенштейн О. Г., Стариков С. В. Православные храмы и мон-ри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; они же. 450 лет вместе // Мироносицкий вестн. 2002. № 10. С. 2; они же. Йошкар-Олинская епархия // Русские мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 477-503; они же. Православие на марийской земле // Мироносицкий вестник. 2003. № 7. С. 4-5; Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. Йошкар-Ола, 2004; Стариков С. В. История правосл. церкви в Марий Эл в XX в. на страницах «Мироносицкого вестника» (2001-2005 гг.) // Марийский археогр. вестник. 2006. № 6. С. 207-213; Марийская биогр. энцикл. / Авт.-сост.: В. А. Мочаев. Йошкар-Ола, 2007; Шабыков В. И. Динамика религиозного сознания населения РМЭ: (по данным социол. исслед. 1994-2004 гг.) // К истории межконфессионального согласия. Йошкар-Ола, 2007. С. 113-130; Бажин В. В. «Под сенью Божьего благословения» // Марийск. арх. ежег. 2009. Йошкар-Ола, 2009. С. 246-251.

Диак. Александр Жирнов, В. Г. Пидгайко

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 — 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 — 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Архипастыри

Викариатство Нижегородское (Горьковское)

  • Арсений (Денисов) (2 октября 1927 — 1928)
  • Иоанн (Широков) (17 ноября 1929 — 15 июня 1931, 11 августа — 29 сентября 1931)
  • Авраамий (Чурилин) (29 сентября 1931 — 21 мая 1935)
  • Сергий (Куминский) (21 мая — 31 мая 1935) [2]
  • Варлаам (Козуля) (9 июня 1935 — 29 января 1937)
  • Сщмч. Леонид (Антощенко) (март 1937 — 21 декабря 1937 (7 января 1938))

Самостоятельная епархия

  • Иоанн (Тимофеев) (с 25 июля 1993)

Веб-сервер

Информация о дата-центре
AS24940 Hetzner Online AG Nuremberg Bayern Germany 49.4478, 11.0683
Время загрузки веб-сервера составляет 0.54 секунды
Серверами доменных имён являются ns2.reg.ru (194.58.117.12), ns1.reg.ru (194.58.117.17). ИП адрес сайта 144.76.74.166
ИП:144.76.74.166
Тип сервера:Microsoft-IIS/7.5
Кодировка:WINDOWS-1251
ПИНГ www.mari-eparhia.ru (144.76.74.166) Размер пакета составляет 61 байт.
61 байт для 144.76.74.166: seq_num=1 TTL=5821.8 мс
61 байт для 144.76.74.166: seq_num=2 TTL=5821.9 мс
61 байт для 144.76.74.166: seq_num=3 TTL=5820.4 мс
— www.mari-eparhia.ru результаты пинга —
4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
Средний пинг до сервера составляет 16 мс, и среднее время загрузки сайта 0.54 секунды.
Конфигурация веб-сервера
Контроль кеша:private,no-cache
Длинна содержания:28404
Тип содержания:text/html; Charset=Windows-1251
Дата:Sat, 25 Mar 2021 09:42:45 GMT
Истекает срок:Fri, 24 Mar 2021 09:42:44 GMT
Последние изменения:3/25/2017 12:42:45 PM
Прагма:no-cache
Веб-сервер:Microsoft-IIS/7.5
Х-поддержка:ASP.NET
Добавление куки:+
П3П:
Разное:
Е-тэг:
Содержание MD5:
Штифты открытого ключа:

Данные являются приблизительными* Последнее обновление: 04.04.2017 09:37:35

Вознесенский собор. Йошкар-Ола

Собор, о котором дальше пойдет речь, является кафедральным Йошкар-Олинской и Марийской епархии с 1993 года. Вознесенский собор Йошкар-Ола ценит как памятник русского зодчества 18 века. Датой его основания принято считать 1756 год. При императрице Елизавете Петровне на свои средства его отстроил купец Пчелин Иван Андреевич, дом которого и сейчас находится рядом с храмом. В 1915 году на его территории были размещены высшее начальное училище, реальное училище, приходское училище и женская гимназия. В начале 20-х годов духовенство храма отошло к обновленцам, но потом по требованиям прихожан принесло покаянную молитву (для этого они ездили в Нижний Новгород к митрополиту Сергию Стародскому).

История создания. Репрессии

XIX век считается для этой земли очень благодатным и богатым на храмовое строительство. Треть всех этих сооружений создавалась в период с 1811 по 1829 год. Именно в это время будущая епархия Марийская отстроила храмы сел Покровское, Сотнур, Верхний Ушнур, Кукнур, Новый Торъял, Семеновка, Кожважи, Морки, Пектубаево, Арда, Еласы, Токтайбеляк, Коротни, Арино, Пайгусово.

В 20-30 годы начались времена самых страшных репрессий, которые вплотную коснулись всего церковного духовенства (как монашествующих, так и мирян). По всей стране прокатились мощные волны разрушений и разорений святых обителей и храмов.

В Йошкар-Оле были разрушены Входо-Иерусалимский и Троицкий храмы. Исполнительные органы под разными предлогами расторгали договоры с религиозными общинами и требовали передачи им обратно всех культовых сооружений. В 1938-1940 годы массово закрывались сельские церкви. По статистике, в Марийском крае до революции действовало 155 православных обителей, но затем осталось только 9. Однако и в них запрещалось богослужение.

Новые хозяева

Но потом новые испытания наступили для духовенства – годы лихолетья, аресты, ссылки и расстрелы. В 1935 году храм передали обновленцам, и в итоге в 1937 году его закрыли, настоятеля Маргаритова Петра расстреляли. В 1938 храм передали радиокомитету, потом в храме был пивной склад, в 1940 году – товарищество «Мари художник», в дальнейшем его хозяином оказался пивной завод. Храм пришел в полный упадок: снесены барабан с главой, колокольня, каменная ограда, уничтожены настенные росписи, было пристроено двухэтажное здание заводского цеха.

Жизнь прихода возобновилась в 90-х годах. Его отреставрировали, а в 2009 году была отстроена колокольня храма.

Трафик

СтранаМесто в странахПосетители %Просмотры страниц %
Россия6409477.22%75.66%
Армения1701610.95%0.88%
Украина5861103.54%3.15%
Россия, Армения, Украина являются самыми популярными странами.
РегионМесто в регионеПосетители %Просмотры страниц %
Средняя статистика за последние 3 месяца
Место в мире1,280,815+118,988
Месячная посещяемость14,640-9.29%
Позиция по месячной посещаемости1,281,820+119,081
Просмотры страниц в месяц61,170-4.68%
Позиция по просмотрам страниц1,544,162+72,267
Просмотров страниц 1 посетителем4.18
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]