Кто написал Новый Завет и Библию? История возникновения канона

читайте Новый Завет онлайн (bible-book.org)

  • Комментарий к Евангелию от Иоанна
  • Комментарий к 1 Коринфянам

Новый завет – для христиан самая важная книга в мире. Скорее он не одна книга, а собрание книг, который был написан многими авторами. Это богатое собрание рассказывает нам о деяниях и учениях Иисуса и его апостолов.

Было бы интересно читать и о том, что было написано противниками Иисуса или великими языческими историками об Иисусе и ранней Церкви. Таких упоминаний все же, к сожалению, мало, но достаточно для того, что ни один компетентный профессионал не может оспорить историчность важнейших периодов жизни Иисуса.

Новый завет для нас достаточный источник для того, чтобы познать Иисуса как нашего Спасителя.

Открывая Новый завет, каждый может сразу видеть, что он включает в себя разные книги. Во-первых, в нем вначале четыре евангелия (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), потом Деяния апостолов и большое количество посланий и в завершении Откровение Иоанна Богослова. Как появились эти книги, и как это собрание, названное Новым заветом, стало одной книгой?

Что это за книга? [↑]

Ядром Нового завета являются предания о жизни и деяниях некого человека по имени Йешу

(Иисус), бытовавшие в среде его приверженцев и последователей. Эти устные предания были записаны в форме четырех евангелий четырьмя разными людьми, о которых нам ничего неизвестно, кроме псевдонимов: Марк, Матфей, Лука и Иоанн (транскрипция еврейского имени Йоханан, по-русски — Иван). Были ли эти люди учениками того, о ком они пишут, — даже сами христиане не имеют этому доказательств.

Так как большинство авторов Нового завета были христианами еврейского происхождения или иудействующими

(тяготевшими к иудаизму) неевреями, то есть христианство возникло как секта в иудаизме, то этические и религиозные концепции Нового завета тесно связаны с иудаизмом.

Сложно судить об исторической достоверности Нового Завета, так как в тексте евангелий есть множество ошибок и несостыковок — касающихся как истории еврейского народа, так и фактов биографии самого Йешу.

Датировка евангельских текстов

Если на вопрос о том, кто написал Новый Завет, не удалось получить исчерпывающий ответ, то с датировкой создания отдельных его частей дела обстоят гораздо лучше. Так, на основе результатов все той же лингвистической экспертизы, а также по ряду иных признаков удалось заключить, что самым ранним вошедшим в него текстом является Евангелие не от Матфея, идущее обычно первым в их перечне, а от Марка. Ученые полагают, что временем его написания стали 60-е или 70-е годы I века, то есть период, отделенный тремя десятилетиями от описанных событий.

Именно на основе этого сочинения были впоследствии написаны Евангелии от Матфея (70 – 80-е годы) и от Луки (конец 90-х годов). Автор последнего, по общему мнению, является создателем и новозаветной книги «Деяния апостолов». Тогда же в конце I столетия от Рождества Христова появилось и Евангелие от Иоанна, автор которого, судя по всему, не имел общения с первыми тремя евангелистами и трудился самостоятельно.

Образ Йешу в «Новом завете» [↑]

При внимательном прочтении Нового завета можно отметить, что Иисус принимал все основные положения иудейской религии. Сюда входят единство и всемогущество Б-га, ценность и святость Иерусалимского Храма, авторитет иудейских писаний, избранность народа Израилева и надежда на искупление Израиля.

Более того, тексты евангелий говорят о том, что он выполнял заповеди, обычные для благочестивых иудеев: цдаку, молитву и пост. Он признавал ценность Храма, жертвоприношений и религиозных праздников. Он читал иудейские писания, цитировал и явно рассматривал их как самый авторитетный источник. Очевидно, он регулярно посещал синагогальные службы; его стиль истолкования библейских текстов во многом повторяет стиль, принятый в синагоге.

Тем не менее, в еврейском мировоззрении нет никакого интереса к личности человека, которого называют Иисусом из Назарета. Об основателе христианства в наших книгах, написанных в первую тысячу лет существования христианской религии, информации нет. И хотя в еврейской традиции всегда были люди, духовные наставники, которые именовали себя «великими учителями», человека именно с такой биографией — не было.

Впрочем, реальный прототип у героя евангелий был, а может быть, и не один. В Талмуде есть несколько упоминаний об этом человеке, которые относятся к разным периодам. Они сохранились в тех изданиях Талмуда, которые избежали цензорской вымарки — то есть в изданных не на территориях христианских государств.

Переводы

Новый завет был написан в свое время на древнегреческом языке, и поэтому пасторы должны уметь читать тексты в оригинале. Значительным плодом реформации было желание донести Библию до каждого человека на его родном языке. Библия или ее части переведены на многочисленные современные языки. Так как язык меняется в течение десятилетий и веков, нужны новые переводы. Глобально существуют разные переводы, часть из которых стремится к дословному переводу и часть к плавности перевода. На этом сайте из финских переводов используется перевод 1992-го года, из английских English Standard Version и из русских Синодальный перевод.

Секта ессеев во времена Второго Храма [↑]

Ученые полагают, что своему зарождению христианство обязано еврейской секте ессеев, которая отмежевались от традиционного иудаизма в первой четверти II века до н.э. Ессеи ушли жить в пустыню и почти перестали контактировать с внешним миром.

Ессеи считали, что все евреи «погрязли в грехе»; в будущем, когда Храм очистится, секта будет проводить храмовую службу, а до тех пор она, отказавшись от жертвоприношений, рассматривала себя как храм, а свою общинную жизнь — как имеющую сакральный смысл, равнозначный жертвенному культу.

Та община, которая проживала в районе Кумрана (с I в. до н. э. вплоть до Иудейской войны), по всей видимости, была крайним ответвлением ессеев. Именно Кумранская община являлась владельцем Свитков Мёртвого моря, или Кумранских рукописей — большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия.

Члены общины проповедовали крайний аскетизм, ведя отшельнический образ жизни. В общине господствовали отношения, основанные на коллективизме и общности имущества. Они тщательно выполняли свои собственные религиозные предписания (иногда более строго, чем общепринято в еврейском законе), особое внимание уделяя ритуальной чистоте. Жизнь и поведение членов кумранской общины регламентировались до мельчайших деталей. Например, устав предписывал членам общины бодрствовать «треть всех ночей года, чтобы читать Тору и толковать Закон», а время от заката до рассвета посвящать физическому труду (земледелию и ремеслам). Их общинное устройство — прообраз современных монастырей и кибуцев.

Ессеи полагали, что перед наступлением „конца дней« Б-г создаст (или уже создал) общину Своих избранников, которые спасутся от Его гнева, обрушенного на большинство человечества, и ждали прихода Мессии, который этих избранников соберет.

Из немногочисленных сведений о религиозной деятельности и учении еврея по имени Йоханан бен Зехарья, который вошел затем в историю под именем Иоанна Крестителя, можно заключить, что по религиозному мировоззрению он был близок к ессеям или к Кумранской общине. Он жил и проповедовал у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев.

Йоханан возвещал приближение конца света и приход Мессии и призывал евреев раскаяться в грехах и совершить омовение в водах Иордана, чтобы удалить ритуальную нечистоту.

Йешу — с еврейской точки зрения [↑]

В книге “История еврейского народа” приводится еврейский взгляд на события, в которых принимал участие главный герой Нового Завета. При новом римском наместнике в Кейсарии Понтии Пилате жизнь евреев стала еще тяжелее, и все больше “пророков” стало бродить по Иудее и предсказывать скорый приход Машиаха, который освободит народ от власти чужеземцев.

Одним из претендентов на роль Машиаха

был Йешу (Иисус) из Нацрата (Назарета). Вначале он пророчествовал в Галилее, на своей родине. Видимо, где-то во время своих странствий он повстречал Йоханана бен Зехарью, под руководством которого он совершил ритуальное омовение перед приходом в Иерусалим.

В 3795 году (35 году н.э.), в сопровождении большого количества людей, Йешу пришел на праздник Песах в Иерусалим, где его должны были бы осудить за колдовство (кишуф

) и подстрекательство (
мадиах
), однако с упразднением Санхедрина евреи потеряли возможность осуждать преступников на казнь — по еврейскому закону только
Санхедрин
может приговорить к смерти. Римские солдаты схватили смутьяна и привели к Пилату, который постановил распять его на кресте — как говорится в Новом Завете, по настоянию народа.

После смерти вождя многие из его последователей бежали из Иерусалима. Однако через некоторое время из уст в уста начал распространяться слух о том, что казненный Машиах

восстал из могилы и воскрес. Эта легенда подействовала на воображение многих людей, и число последователей Йешу увеличилось.

Первые христиане (так называли себя основатели новой секты) были иудеями еврейского происхождения и выполняли все заповеди Торы, веря при этом в особую духовную миссию своего вождя Машиаха

. Но впоследствии их вера распространилась и среди других народов, не принявших на себя исполнение заповедей. Длительный период существовало два типа христиан: евреи и неевреи, пока еврейское течение в христианстве совершенно не прекратилось. Часть евреев вернулась к Торе, другая же часть полностью растворилась среди народов мира.

Рамбам — о поддельных религиях

Какую опасность для еврейского народа несет Новый завет? В письме Рамбама (Маймонида) “Послание в Йемен, или Врата Надежды”, направленном им в Йемен из Каира в 1172 году, подробно объясняется, в чем состоит вредоносная суть поддельных религий.

“А потом возникла новая секта… она вознамерилась извести наш народ новым способом. Злоумышленник этот был Йешуа из Нацрата — еврей. Он выдавал себя за посланца Божьего, который явился, чтобы разъяснить неясности в Торе, утверждая, что он Машиах, обещанный нам всеми пророками. Его истолкование Торы, в полном соответствии с его замыслом, вело к упразднению ее и всех ее заповедей и допускало нарушение всех ее предостережений. Спустя немалое время после его смерти возникла религия, основоположником которой его считают. Она распространилась среди сынов Эйсава, об обращении которых он сам и не помышлял.

Оба они (Ешу и Мухамед) страстно желали уподобить свою ложь Божественному закону. Но созданное человеком может уподобиться созданному Всевышним разве что в глазах ничего не разумеющего ребенка…

Даниэль разъясняет нам, что намерение того (лжепророка) будет подорвать и аннулировать, подменить Тору, которая в руках наших, как сказано: “И возмечтает он изменить (урочные) времена (праздников их) и их закон, и будут они отданы в руки его на срок, и сроки, и полсрока” (Даниэль 7:25

)”.

Новый завет и христианская религия [↑]

Христианская религия, пройдя через непростой период самоопределения, кардинальным образом удалилась от тех концепций, что проповедовал в Новом завете тот, кого она считает своим учителем. На протяжении II, III и начала IV веков христианскую церковь сотрясали постоянные ереси и расколы, и только после Никейского собора в 4085 (325) году она приняла те формы, которые мы наблюдаем и сейчас.

Возникает впечатление, что в своем стремлении отделиться от иудаизма и противопоставить себя ему, Никейский собор был готов даже отринуть недвусмысленный текст своего же собственного Нового завета, передвинув выходной день с субботы на воскресенье, изменив дату празднования христианской Пасхи, а главное — приняв в качестве символа веры идею о том, что “Б-г Сын единосущен Отцу”, что противоречит и иудаизму, и здравому смыслу. (Кстати, этот и некоторые другие символы христианской веры заимствованы из Каббалы, тайной стороны иудаизма).

Как бы то ни было, религия, основанная последователями Йешу, оказала огромное влияние на все цивилизованное человечество. Рамбам в “Законах Царей” (11:4

) пишет, что ислам и христианство “пробили дорогу” идее Машиаха. С распространением этих религий человечество познакомилось с основными понятиями Торы и заповедей, хотя и не совсем правильно. Теперь человечество более подготовлено к раскрытию Имени Творца, которое произойдёт, надо надеяться, совсем скоро.

Вопрос, остающийся без ответа

Отчасти работе исследователей способствует тот факт, что временной интервал между созданием текстов и их наиболее ранними дошедшими до нас списками сравнительно не велик. Так, самой древней сохранившейся рукописью является отрывок из Евангелия от Матфея, датируемый 66 годом, то есть созданный не более чем через 20-30 лет после оригинала. Для сравнения можно вспомнить, что датировка самого древнего манускрипта с текстом «Илиады» Гомера отстает от даты ее создания на 1400 лет.

Правда, в указанном выше случае, речь идет лишь о небольшом фрагменте Евангелия, тогда как самый ранний полный текст, обнаруженный в 1884 году среди манускриптов Синайского монастыря, датируется IV веком, что по меркам историков также немало. В целом же вопрос о том, кто написал Библию − Новый Завет и Ветхий — остается открытым. Будоража умы, он привлекает к работе все новые поколения исследователей.

К погибшим овцам дома Израилева? [↑]

Если бы христиане полагали, что Иисус исключительно их Мессия, то вера в него мало бы волновала евреев. Однако христиане утверждают, что он — не только их, но и наш, еврейский, Мессия, что он тот самый Спаситель, о котором говорили еврейские пророки. Причем свое утверждение они пытаются доказать цитатами из нашей Торы.

Даже если мы вдруг решим, что Новый завет — это надежный источник информации, то даже в соответствии с ним, Иисус не был и не мог быть еврейским Мессией, и тому множество причин. Например, по нашей Традиции еврейский Мессия — это человек, родившийся естественным образом от отца и матери. Он не может быть Б-гом или появиться на свет сверхъестественным образом от непорочного зачатия, как утверждают христиане.

В Торе сказано, что Мессия будет прямым потомком царя Давида. Но если “отцом” Иисуса был Сам Б-г, то утверждения христиан, что он происходит от Давида по отцовской линии, и приведение родословной Иисуса, становятся бессмысленными. Наша традиция ясно говорит о Мессии, что он восстановит мир между всеми народами и Израилем, закончит процесс возвращения евреев на Святую землю, построит Храм — ничего этого не воплотилось в Йешу.

Язык современников Иисуса Христа

Установить того, кто написал Новый Завет, крайне сложно еще и потому, что до наших дней не сохранился ни один из оригиналов текста. Более того, неизвестно даже, на каком языке он был составлен. В эпоху земной жизни Иисуса Христа основная часть населения Святой земли разговаривала на арамейском, относящимся к весьма обширной семье семитских наречий. Распространена была также и одна из форм греческого, носящая название «койне». И лишь немногие жители государства общались на том еврейском диалекте, который лег в основу иврита, возрожденного после многих веков забвения и являющегося сегодня государственным языком Израиля.

Лже-мессии в истории еврейского народа [↑]

Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью еврейской доктрины. Еврейский законоучитель (Рамбам) включил эту веру в число 13-ти основных принципов иудаизма.

Машиах — это еврейский лидер, человек из плоти и крови, обладающий исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу и установит на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Рамбам в своем фундаментальном труде “Яд Хазака” пишет: “Если же он преуспел в своих начинаниях и победил все окружающие народы, и построил Храм в предназначенном для него месте, и собрал евреев из стран рассеяния — это, несомненно, Машиах”. Если же всего этого не произошло, то, “очевидно, что это не был тот, появление которого обещано Торой, а просто один из царей династии Давида, праведных и достойных, которые скончались. А появление его Вс-вышний сделал испытанием для народа”. И таких испытаний в истории еврейского народа было несколько.

В один из тяжелых периодов, когда Храм уже более 60-ти лет лежал в развалинах, а большинство евреев находились в галуте — Изгнании, разбросанные по всей территории Римской империи, римский император Адриан решил на месте Иерусалима построить крепость и заселить ее язычниками.

Человек невиданной отваги и бесстрашия Шимон Бар Козева встал во главе евреев на восстание против римлян и вскоре очистил от римлян почти весь Эрец Исраэль

. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом. Потому его стали называть
Бар Кохба
— дословно:
“сын Звезды”
. Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: “Взошла звезда от Яакова”. Однако после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был
Машиахом
, которого все так ждали.

Другой известный псевдо-мессия Шабтай Цви родился в Османской империи в 1626 году. Из одного отрывка книги Зоар был сделан вывод, что Машиах придёт в 5408

году от сотворения мира (1648 г). Шабтай Цви, который был экзальтированным изучающим каббалу аскетом, поверил, что Машиах — это он сам. За Шабтаем стали ходить толпы восторженных евреев, количество их все росло. Саббатианское движение из Турции разнеслось по всей Европе. Евреи были сломлены страшной трагедией на Украине в 1648 году — геноцидом Хмельницкого, убийством сотен тысяч невинных людей — и непрекращающимися страданиями, поэтому они с воодушевлением приняли весть о “скором избавлении”.

Большинство раввинов того времени не приняло Шабтая как Машиаха, но не объявляли об этом в надежде, что раскаяние, исправление и совершение мицвот

не пропадут для евреев даром, даже если Машиах и не придёт. Другие молчали ради сохранения мира, во избежание конфликтов. И только раввин общины Гамбурга рав Яаков Саспортас (Саспуртс) неутомимо писал письма раввинам и руководителям общин других городов, утверждая, что Шабтай Цви — лжемессия. Но лишь после того, как Шабтай принял ислам, евреям пришлось взглянуть правде в глаза, хотя саббатианство как секта продолжало существовать вплоть до 19-го века.

Ровно через сто лет после рождения Шабтая Цви — в 1726-м году — родился в южной Галиции Яков Лейбович Франк. Познакомившись с турецкими саббатианцами и став одним из членов секты, Франк стал развивать теорию о переселении души Машиаха из тела одного человека в тело другого. Вскоре Франку удалось убедить некоторое число евреев в том, что сейчас душа Машиаха находится в его теле. Но и этот “Машиах” лишь увел своих последователей-евреев из иудаизма, оказавшись лже-пророком.

Как видим, Иисус из Назарета не был единственным человеком, которого евреи считали Машиахом. Да и в наше время в Иерусалиме время от времени возникают люди, провозглашающие себя Спасителями. (В иерусалимской психиатрической больнице Гиват Шауль есть целое отделение для “машиахов”, и это массовое явление даже описывается как “иерусалимский синдром машихизма”).

Религиозные гонения на евреев и миссионерство [↑]

Почти с момента возникновения христианства некоторые его адепты сделали целью своей жизни обращение в свою религию других, в том числе и евреев. “Под знаменем” Нового завета начались в Испании еще во времена правления царя Сисебута (612) насильственные крещения. Дагоберт, царь франков (628—639), изгнал тех евреев, которые не пожелали принять христианство. Германия, Франция, Испания, Португалия, Англия, Италия, Польша — по всей Европе в течение полутора тысяч лет евреев сжигали, топили, хоронили живыми, резали на куски за то, что они отказывались от крещения. И даже те, кто официально осуждал насилие, одобрял постоянную дискриминацию евреев, принуждение носить отличительные знаки на одежде, всяческое унижение. Это одобряли все моралисты мира, все духовные “отцы”, все “святые”.

И хотя официальная церковь осуждала еврейские погромы, сопутствующие крестовым походам, а местные епископы часто лично пытались защитить евреев, но в большинстве случаев священники были не в силах противостоять разъяренным толпам. А в том, что толпы эти приходили в такое взвинченное состояние, виноваты как раз те, кто с церковных кафедр внушали людям, как опасно идти “на сделку с дьяволом”.

Мессианские евреи и евреи за Иисуса [↑]

Поздние христианские миссионеры прибегают для обращения в свою веру к другой тактике: к вкрадчивым уговорам и хитрости. Евреи за Иисуса

(
JewsforJesus
) — активная христианская миссия, сотрудниками которой являются баптисты и евангелисты. “Евреи за Иисуса” — это просто христиане, маскирующие свою религию под “еврейскую”, чтобы вовлечь евреев в свою секту, раздавая брошюрки и проводя беседы с людьми на улицах, рынках и площадях, сегодня — в интернете, в основном в социальных сетях. Они используют невежество людей, чтобы обманывать их, утверждая, будто на протяжении многих столетий “раввины скрывали” от евреев некую важнейшую информацию об Иисусе, которая есть в Библии и доступна самим миссионерам. Они распространяют фейковые новости, явную ложь, например, о том, что такой-то раввин подтвердил, что Машиах уже пришел и он Иисус и т.д.

Сторонники мессианского иудаизма

утверждают, что Иешуа (Иисус) является тем Мессией и спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками, и принимают в свои ряды неевреев, хотя признают, что еврейский народ остался избранным, и что отдельные заповеди остаются в силе. В подобиях синагог они проводят богослужения, продолжают отмечать еврейские праздники, выделяют субботу, а некоторые даже носят кипы и делают мальчикам обрезание. В результате, их религия превратилась в некий гибрид иудаизма и христианства, что на самом деле невозможно: ибо с точки зрения истинного иудаизма, в силе остаются
все
заповеди, а Иисус не был Мессией вообще.

Библия − хранилище мудрости и знаний

Любопытно отметить, что среди представителей современного католицизма признание в отсутствии четкого и однозначного ответа на вопрос о том, кто написал Новый Завет, отнюдь не считается кощунством. Такая позиция была продемонстрирована ими в ходе Второго Ватиканского собора, продолжавшегося с 1962 по 1965 год. Одной из статей его заключительного документа предписывалось впредь вместо имен евангелистов, упомянутых в каноне святых книг, употреблять безликую формулировку – «святые авторы».

В православных кругах также признают наличие проблемы, связанной с установлением авторов Священного Писания. Восточные богословы, как и их западные коллеги, не имея возможности дать ответ на вопрос о том, кто написал Ветхий и Новый Завет, тем не менее, утверждают, что это не ставит под сомнение святость и духовную значимость вошедших в них текстов. С ними нельзя не согласиться. Библия была и навсегда останется величайшим хранилищем мудрости и исторических знаний, вследствие чего к ней с глубоким уважением относятся люди самых различных религиозных убеждений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]