Новый Завет. Послание Апостола Иакова. Толкование. Часть 14

Это захватывающее послание написано для того, чтобы научить и ободрить, оно говорит о практической святости и призывает христиан к действующей вере.

Соборное Послание Иакова, как и послания Петра, Иоанна и Иуды, адресовано не какой-то конкретной церкви или личности, а всем верующим вообще. Оно дополняет учение Павла, изложенное им в его посланиях. Основная тема посланий Павла – вера, Иаков делает акцент на поведении христианина, Петр – на надежде, Иоанн – на любви, Иуда – на чистоте.

Автор Послания Иакова

Новый Завет говорит нам о четырех последователях Христа, живших в Его время, которые носили имя Иаков:

  1. сын Зеведея и брат Иоанна (Мар. 1:19),
  2. сын Алфея (Мар. 3:18),
  3. отец Иуды (не Искариота; Лук. 6:16),
  4. брат Господень (Гал. 1:19).

Книга, известная как Соборное Послание Иакова, по-видимому, написана кем-то из них.


Кто из 4-х Иаковов стал автором Послания?

Иаков, сын Зеведея, не мог быть его автором, поскольку он был убит до того, как это послание было написано (Деян. 12:2). Вряд ли мог написать его и малоизвестный Иаков, сын Алфеев. Иаков, отец Иуды, также не пользовался среди первых христиан особой известностью. Трудно поэтому предполагать, что послание написано им.

Остается предположить, что послание было написано Иаковом, братом Иисуса, который стал видным руководителем Иерусалимской церкви. Хотя Иаков рос вместе с Иисусом в одной семье, он, по всей видимости, не верил в Него до Его воскресения из мертвых – судя по словам евангелиста Иоанна:

“Ибо и братья Его не веровали в Него” (Иоан. 7:5).

Встреча с воскресшим Христом вселила в Иакова спасительную веру, и об этом пишет Павел: “потом явился Иакову, также всем апостолам” (1-Кор. 15:7). Апостол Павел, отметил тот факт, что Иакова, Петра и Иоанна почитали “столпами церкви” (Гал. 2:9).

Итак, скорее всего данное послание написано Иаковом – братом Иисуса по плоти. Да и такие видные раннехристианские деятели, как Ориген, Кирилл Иерусалимский, Афанасий, Августин и многие другие придерживались именно этой точки зрения.

Повод к написанию послания

Поводом к написанию послания св. Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили иудеи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих братии, так особенно от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их согласить с ожидавшимися от Мессии благами для иудейского народа, стали падать духом и колебаться в вере. Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий,» позволяя себе ропот на Самого Бога, но вместе с тем, думая по-прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь охладевала. Все это и побудило св. Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

Кому адресовано.

Иаков пишет, что его послание адресовано “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии” (Иак. 1:1). Привкус иудаизма явно присущ ему. По своему авторитетному тону послание схоже с пророческими книгами, а по стилю своему и красоте – похоже на книгу Псалмов.

Несмотря на то, что некоторые богословы считают, что выражение “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии”, нужно понимать в переносном смысле, как “языческой церкви, рассеянной по всей Римской империи”, оказывается, что правильнее понимать эти слова буквально. Послание действительно обращено к еврейской аудитории. Хотя оно написано на безукоризненном греческом языке, в нем ощутимо присутствует чисто еврейская символика.

По всей видимости, апостол Петр писал евреям-христианам, жившим на Западе (1-Пет. 1:1), а Иаков – евреям-христианам, жившим на Востоке, в Вавилоне и Месопотамии.


Послание было для всех христиан, которые жили в разных странах планеты

Интересно отметить, что в некоторых ранних собраниях Священных Книг, дошедших до нашего времени, послания Иакова нет. Впрочем, в самое раннее из этих собраний, которое известно под названием “мураторийского” и относится ко второму веку нашей эры, не включены не только Послание Иакова, но и Послание к Евреям, а также Послания Петра. Послание Иакова стали постоянно включать в канон Священных Книг только с 4 столетия.

Послание Иакова одновременно похоже на письмо и на лекцию. Оно начинается обычным для письма приветствием, но в нем нет личного обращения, присущего письму, как нет и заключительного благословения, тоже характерного для христианских церквей. По-видимому, оно было задумано не как послание, а как публичная проповедь, которую должны были читать в церквах. Оно выдержано в явно авторитетном, хотя и не в диктаторском тоне. В 108 стихах текста содержится 54 повеления, т. е. призыв к действию приходится в среднем на каждый второй стих!

Стиль речи энергичный и живой, глубокие мысли передаются ясными, хорошо продуманными словами. Предложения просты, понятны и коротки. В послании много метафор и поэтических сравнений. Вероятно, в нем больше речевых образов, аналогий и сравнений, взятых из жизни природы, чем во всех посланиях Павла. В этой небольшой книге много места отведено увещеваниям, риторическим вопросам и примерам из повседневной жизни.

Поразительного литературного эффекта достигает Иаков, соединяя между собой предложения и отдельные части их посредством повторения главного по смыслу слова или употреблением другого тождественного ему. Например: один стих оканчивается словосочетанием и им же начинается следующий стих той же главы. В 4 стихе 1-й главы: “без всякого недостатка” а в 5 стихе: “если же у кого не достает”; в 5 стихе: “да просит”, а в 6 стихе: “но да просит с верою”; в 6 стихе: “ни мало не сомневаясь”, а во второй половине этого же стиха: “потому что сомневающийся”

Помимо необычного новаторского стиля, Иаков прибегает ко множеству ссылок на Священные Писания Ветхого Завета У него есть прямые ссылки на Авраама, Раав, Иова, Илию и на Десять заповедей, а кроме того, намеки из книг Ветхого Завета, начиная от (Бытия до Второзакония, Иисуса Навина, 3-Царств, Псалтири, Притчей, Екклесиаста, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и семи из 12 малых пророков).


Ветхий Завет – основа основ

Учение Иакова несет на себе следы прямого влияния Иоанна Крестителя. Вполне возможно, что Иаков так же, как Петр, Иоанн и Андрей, сам слушал в свое время проповеди Иоанна Крестителя. Удивительный параллелизм прослеживается также между посланием Иакова и Нагорной проповедью Христа, записанной в Евангелии от Матфея 5-7. Иаков не повторяет слов Христа, но анализирует их и доносит до своих слушателей учение Христа во всей его глубине.

Благодаря присущим его языку выразительности, краткости и строгой простоте, Иаков создал поистине литературный шедевр. Послание прекрасно по форме и глубоко впечатляет своим содержанием.

Четкая авторская смысловая структура в Послании отсутствует. Цель Послания — вразумить христиан

Послание не имеет выраженного плана и структуры, что затрудняет его толкование. Автор спонтанно переходит от одной мысли к другой.

Одной из наиболее распространенных в научной среде версией считается, что Иаков просто собрал в один текст несколько разных соображений по волнующим паству вопросам.

Объединенное библейское сообщество — международная христианская организация, объединяющая национальные библейские общества, делит текст Послания

«Объединенные библейские сообщества» делят текст Послания таким образом:

Приветствие (1:1)

Автор называет себя и адресатов Послания.

Вера и мудрость (1:2-8)

Иаков говорит здесь о проверке веры искушениями. Человек должен обладать мудростью, чтобы преодолеть их. Если человек чувствует, что мудрости ему не хватает, он должен попросить ее у Господа. Но получить просимое он сможет только если он тверд в вере:

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

(Иак.1:6-7)

7. Да не думает такой человек получить что‐нибудь от Господа.

(Иак.1:6-7)

Богатство и власть (1:9-11)

Автор говорит об утешении бедных своей бедностью и о ничтожности богатства:

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих…

(Иак.1:11)

Испытания и искушения (1:12-18)

Господь посылает нам испытания и искушения для обретения сил к противостоянию греху. Если человек поддается искушению и впадает в грех, то это его вина:

13. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

(Иак.1:13-15)

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

(Иак.1:13-15)

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

(Иак.1:13-15)

Слушание и исполнение Слова (1:19-27)

Господь дал нам Слово истины для спасения наших душ. Его надо принять и исполнить:

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

(Иак. 1:22-23)

23. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…

(Иак. 1:22-23)

Здесь же Иаков говорит о благочестии:

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

(Иак. 1:27)

Предупреждение против пристрастности (лицеприятия) (2:1-13)

В первой части автор возвращается к вопросу о бедности и богатстве:

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бе

(Иак.2:2-7)

дный в скудной одежде,

(Иак.2:2-7)

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,

(Иак.2:2-7)

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

(Иак.2:2-7)

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

(Иак.2:2-7)

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

(Иак.2:2-7)

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

(Иак.2:2-7)

Человек не должен быть пристрастным:

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете.

(Иак.2:8-10)

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

(Иак.2:8-10)

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем.

(Иак.2:8-10)

Вера и дела (2:14-26)

20. Ключевая часть Послания. Смысл тут в том, что вера неразрывна с добродетельным образом жизни делами христианского милосердия:

(Иак.2:20-24, 26)

21. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

(Иак.2:20-24, 26)

22. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

(Иак.2:20-24, 26)

23. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?

(Иак.2:20-24, 26)

24. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

(Иак.2:20-24, 26)

25. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

(Иак.2:20-24, 26)

25. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

(Иак.2:20-24, 26)

Эту часть критиковал Мартин Лютер, указывая на тот факт, что отъявленные преступники делали якобы угодные Богу дела. Вроде постройки церквей, тем самым получали очищение от грехов.

К этой мысли Иаков возвращается в 4-й главе:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

(Иак.4:17)

О языке (3:1-12)

Язык человеческий – огромной силы инструмент:

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

(Иак.3:4-5)

5. так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

(Иак.3:4-5)

Но пользоваться им человеку не под силу без Божьей помощи:

(Иак.3:8)

а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда

О мудрости свыше (3:13-18)

Автор противопоставляет мудрость земную и мудрость Божественную, которая нисходит свыше:

14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

(Иак.3:14-15, 17)

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

(Иак.3:14-15, 17)

16. Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна…

(Иак.3:14-15, 17)

Дружба с миром (4:1-10)

Иаков говорит, что в мире много порока из-за страстей человеческих. Поэтому пристрастие к земным делам и благам делает человека противником Бога:

Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

(Иак.4:4)

Осуждение брата (4:11-12)

Единственный, кто может судить кого-либо – это Бог:

(Иак.4:12)

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

(Иак.4:12)

Предупреждение против тщеславия (4:13-17)

Жизнь быстра и непредсказуема, а дал ее Господь. Не нужно забывать об этом:

14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

(Иак.4:14-16)

15. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

(Иак.4:14-16)

16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

(Иак.4:14-16)

Обличение богачей (5:1-6)

Несчастья обрушатся на богатеев, притесняющих простой народ.

1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

(Иак.5:1-4)

2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

(Иак.5:1-4)

3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

(Иак.5:1-4)

4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

(Иак.5:1-4)

О долготерпении и молитве (5:7-20)

Послание завершается утешающими словами о терпеливом ожидании пришествия Господня и всепобеждающей силе молитвы.

Несмотря на сложности в исследовании, Послание святого апостола Иакова остается одной из признанных книг Нового Завета и его надо читать для укрепления в вере.


Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Применение

Назначением этого выдающегося послания было призвать первых верующих к достижению духовного роста и к проявлению святости в жизни. Послание затрагивает практическую сторону христианской жизни, и в меньшей степени – христианское учение. Иаков поясняет своим читателям, как практически могут они достигнуть духовной зрелости посредством личной стойкости и самоотверженного служения, будучи воздержанны на язык, смиренны и жертвенны. Иаков касается всех сторон христианской жизни: каким христианин должен быть, как ему поступать, говорить и чувствовать, к чему стремиться.

Подлинность послания Иаковлева

Из свидетельств Оригена и Евсевия Кесарийского известно, что подлинность послания Иаковлева не всеми в древней Церкви признавалась непререкаемой, что дало повод и Лютеру в новое время сомневаться в его подлинности, так как оно содержало неприятное для Лютера утверждение, что «вера без дел мертва» (2:26). Однако никто из известнейших и знаменитых отцов и учителей Церкви не высказывал сомнений в его подлинности. Поводом к сомнениям могло быть только то, что не все древнейшие писатели Церкви упоминают об этом послании, так как в нем мало материала для использования в их апологетическо-полемических трудах, какие по преимуществу появлялись в первые времена Церкви. Кроме того, в надписании его ничего не говорится о его апостольском авторитете, так как св. Иаков, по смирению, умалчивает о своем апостольском достоинстве. Зато есть основания полагать, что такие древние христианские писатели, как Климент Римский, автор «Пастыря» Ерма, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский и Тертуллиан, знали это послание. Имеется оно и в древнейшем сирском переводе 2 века Пешито. Со времени Евсевия Кесарийского всякие сомнения в подлинности этого послания прекращаются, послание признано всею Церковью и внесено в канон священных новозаветных книг.

Цель написания

Некоторые думают, что это послание было написано в ответ на крайности в интерпретациях учения Павла о вере. Эта позиция, называемая антиномизм, гласила, что через веру во Христа человек полностью освобождается от ветхозаветного закона, законничества, светских законов и любых нравственных порядков общества. Послание Иакова направлено на евреев-христиан, рассеявшихся среди всех народов.

Мартин Лютер, ненавидевший это послание и называвший его «соломенным посланием», не смог понять, что учение Иакова о делах дополняло, но не противоречило учению Павла о вере. В то время как учения Павла сосредотачивались на нашем оправдании Богом, учение Иакова делало ударение на делах, иллюстрировавших это оправдание. Иаков писал для евреев, чтобы побудить их продолжать расти в этой новой христианской вере. Он подчеркивает, что хорошие поступки свойственны тем, кто наполнен Духом, и выразил сомнение в том, может ли кто-то иметь спасительную веру, если плодов Духа, описанных Павлом в Послании Галатам 5:22–23, не заметно.

Общий характер послания и его Содержание

Общий характер послания чисто нравоучительный, причем нравственные увещания апостола отличаются особой силой, возвышенностью и аскетической строгостью. Изложение отрывочно, носит тон особенной важности и вместе с тем любвеобильности. Содержит послание всего пять глав. Материал по главам расположен таким образом: Глава первая: Надписание и приветствие (1). Учение об искушениях (2-4), о мудрости и молитве (5-8), о ничтожности богатства (9-11) Источник искушений — не Бог (12-18) Об обуздании гнева и языка и исполнении закона (19-26). Сущность подлинного благочестия (27). Глава вторая: Увещание к нелицеприятному отношению к ближним (1-13). Учение о взаимоотношении между верою и добрыми делами (14-26). Глава третья: Предостережение от самозваного учительства и от необузданности языка (1-14). Истинная и ложная мудрость (15-18). Глава четвертая: Обличительная речь против вожделений (1-3), против дружбы с миром (4-10), против злословия (11-12) и самонадеянности (12-17). Глава пятая: Обличение жестокосердных богачей (1-6). Наставление о долготерпении и злостраданиях (7-13), о таинстве елеосвящения (14-15), об исповедании грехов (16-18), об обращении заблуждающихся (19-20).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]