Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Коринфянам


Апостол Павел – автор Послания к Коринфянам

Первое Послание к Коринфянам — один из наиболее известных и влиятельных текстов христианского Нового Завета. Это краткое сочинение оказало большое влияние на богословие. Редкий текст, посвященный христианству, не цитирует данного Послания. Чему же нас учит Послание 1 Коринфянам 13 глава? Изучение этого новозаветного текста полезно предварить знакомством с личностью его автора – апостола Павла (имя при рождении – Савл).


Апостол Павел — автор Послания к Коринфянам

Краткое житие апостола Павла

Автор Послания к Коринфянам родился в Малой Азии в еврейской диаспоре в начале нашей эры. Вероятно, его предки были вывезены римлянами из Израиля в качестве рабов, но затем стали свободными. Савл получил хорошее образование на родине и в Иерусалиме. Долгое время он являлся ревностным иудеем, жестоко преследовавшим христиан. Савл был искренним, жаждущим Истины верующим. Однако он заблуждался в отношении христиан, считая их еретиками и богохульниками.

Однажды, когда Савл направлялся на борьбу с последователями Христа в Дамаск, он был внезапно ослеплён ярким светом. Раздался голос:

«Савл, Савл, по­че­му ты го­нишь Ме­ня?» (Деян. 9:4).

Савл спросил, кто с ним говорит. Голос ответил:

«Я Иисус, Ко­то­ро­го ты го­нишь» (Деян. 9:5).

Господь повелел ослепшему и потрясённому Савлу продолжить путь в Дамаск. Там будущий апостол был научен христианской вере и крещён. Во время крещения к нему вернулось зрение.

Савл познакомился апостолами Варнавой, Петром, Иоанном, Иаковом, Лукой, Марком. Он стал усердно проповедовать прежде ненавистное Христово учение. Он совершил множестве миссионерских путешествий по Средиземноморью. Просвещая язычников, Савл использовал еще и имя «Павел» (малый, меньший). С ним он вошёл в историю Церкви.

Во времена правления язычника и жестокого гонителя христиан императора Нерона (60-е годы 1-го века) апостолы Павел и Пётр были арестованы и казнены в Риме за свою проповедь среди близких к правителю людей. Петра распяли на кресте. Павла же не могли казнить таким способом, поскольку он являлся римским гражданином. Ему отсекли голову. Память обоих апостолов отмечается 12 июня.

Павел уверовал в Христа уже после Воскресения Господа и потому не входит в число 12 апостолов. Тем не менее, он был призван к служению непосредственно Христом. Пётр и Павел внесли неоценимый вклад в распространение христианского учения. В связи с этим они почитаются Церковью как первоверховные апостолы.

13:1,2 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово… пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Хотя показания двух или трёх свидетелей (Втор. 19:15) не равнозначны двум или трем посещениям Коринфа Павлом (Павел — всего один свидетель), тем не менее, коринфяне должны понять, что на этот раз после третьего предупреждения Павел не будет больше «миндальничать» с согрешающими в собрании и предпримет к ним строгие меры.

13:3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: В Коринфе возмущались: а не берёт ли на себя Павел слишком много? Чем он докажет, что это Христос его направляет, а не сам он по своему усмотрению действует?

Он не бессилен для вас, но силен в вас. Пусть Коринфяне не думают, что Павел угрожает им, не имея при этом силы привести в исполнение свои предупреждения о строгости. Уж если чрез него говорит сам Христос, то Христос не слаб, к тому же — Иисус уже показал среди них свою силу и ещё покажет (само по себе наличие собрания христиан в Коринфе — уже свидетельствует о действии Христа свыше и силе Божьей, которой наделил его Отец)

13:4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; Тем, кто в Коринфе сомневается в воскресении Христа (1Кор.15:13) – Павел напоминает о том, что Иисус был слаб только как человек, не воинствовал по плоти, потому его и распяли. Но, воскреснув при помощи Бога, он силён (то есть, Павел не сам по себе действует, а именно при помощи Христа Божьего).

и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас. Точно также и Павел, немощный с точки зрения христиан Корифа, прежде приходивший в Коринф в страхе и трепете (1Кр.2:3), теперь, после письменного неоднократного предупреждения, придёт в Коринф вооруженный силою от Бога, которую он и проявит в отношении тех, кто они окажется непокорным слову Божьему, исходящему от Павла.

13:5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Путь самодовольства и самоуспокоенности — неприемлем для христианина. Ему всегда и до конца дней нужно проверять, на каком пути он стоит: на Христовом ли? И идёт ли он к Богу? Или идёт в обратном направлении? Анализ своих поступков, образа мышления и предмета вероисповедания не должен прекращаться на протяжении всей жизни христианина.

Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. Если христиане Коринфа — являются настоящими христианами, а не маскируются под них, то им должна быть известна сила Христова

13:6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. О Павле, когда он придёт к ним, они узнают, что он — истинный христианин и апостол, а не маскируется под него, как это делают лже-апостолы.

13:7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; Павел умоляет их исправиться к его приходу не для того, чтобы их исправление выставляло апостольский авторитет Павла в выгодном свете среди христиан (дескать, Павел — умелый наставник, если их смог письмами вразумить)

но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть. но для того они должны исправиться, чтобы им самим поступать пред Богом правильно и по-христиански независимо от того, как поступает Павел или остальные, кто называет себя христианами. Христианами надо БЫТЬ, а не всего лишь выглядеть таковыми перед Павлом. К тому же, христианами надо БЫТЬ РАДИ СЕБЯ и ради того, чтобы впечатлить Бога, а не ради того, чтобы впечатлить кого-то из людей.

13:8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину. Павел ратует только за то, чтобы христиане Коринфа были праведными пред Богом: если они будут стоять в истине, то незачем будет ему и меры исправительные против них применять и доказывать свой апостольский авторитет.

13:9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве. Павел не соперничает с ними и готов в их глазах оставаться немощным и ничего незначащим: лишь бы они сами достигали духовной зрелости и стали сильными в вере, об этом Павел и молится за Коринф.

13:10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению. Павел потому и предупреждает их письменно о своих полномочиях от Христа действовать его властью для созидания и укреплений собраний, чтобы дать им возможность самим проявить себя как духовно зрелых и сильных в вере христиан: ведь если они исправятся, они покажут на деле силу Христову в себе (самому человеку без помощи Христа не обойтись в борьбе с согрешениями)

13:11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами. Единомыслие — признак зрелости в собрании, если, конечно, единомыслие — в согласии с Божьим находится.

13:12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Братским поцелуем. Приветствуют вас все святые. Остальные апостолы и соратники Павла.

13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь. Обычная форма пожелания собранию всех духовных благословений, связанных со спасением через Христа, с любовью Бога, проявленной в желании спасти людей через Христа, а также — с положительным влиянием святого духа, воздействующего на них через духовное общение с Богом и Христом Его.

Первое послание к Коринфянам

Апостол Павел является автором 14 миссионерских посланий (дошедших до нас), в которых излагается христианское учение. Эти богодухновенные сочинения были адресованы христианским общинам различных территорий, а также частным лицам.

Жителям греческого города Коринф Павел написал несколько посланий. Наиболее раннее из тех, что вошли в Новый Завет, принято называть Первым. Тем, кто ищет информацию на тему «1 послание к Коринфянам 13 глава», следует знать, что данное сочинение было написано апостолом на древнегреческом языке в Эфесе (Малая Азия) в 50-е годы 1 века. Это был период третьего апостольского путешествия Павла. Диакон Павел Сержантов отмечает, что коринфская община была для апостола «проблемной»:

«Коринф – крупный порт, громадный клокочущий рынок. Представьте, как на этом рынке непросто возрождать к духовной жизни людские души, какими усилиями созидается церковь, как тяжело поддерживать в ней порядок».

В то время христианская община Коринфа страдала от раздора и раскола. В Первом послании Павел, призывает жителей города к примирению и единству во Христе. Апостол обличает вражду, чревоугодие и блудные грехи. Он напоминает, что в общине есть раскаявшиеся язычники, пьяницы и развратники, которые смогли очиститься Христом от своих пороков.

Также в своём Послании Павел затрагивает такие темы как Евхаристия, Воскресение Христа, апостольское служение, брак и безбрачие, пищевые запреты. Апостол высказывает желание вновь посетить Коринф и наставляет жителей помогать проповедникам и другим общинам.

Первое послание к Коринфянам, глава 13: текст

(Синодальный перевод)

1Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

2Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

3И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.

13А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Глава тринадцатая

Не простое пророчество, но самое высшее, и знающее все тайны. Примечай же: о языках сказал, что от них нет никакой пользы, а о пророчестве, что оно знает все тайны и всякое разумение.

Не сказал: если я умру, но представляет жесточайшее всего, то есть сгореть живому, и говорит, что и это без любви бесполезно. Скажет иной: как можно раздать имение без любви? Такому можно ответить двояко. Или: апостол предположил невозможное возможным подобно тому, как в словах: «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали» ( Гал.1:8–9 ); ибо ни сам он, ни ангел не думали благовествовать иное. Так он выражается и во многих других местах ( Рим.8:39 ). Или: можно давать и без любви, именно, когда бывает это не из сострадания к нуждающимся, но из человекоугодия. С любовью же бывает это тогда, когда кто творит это по сочувствию и горячей любви.

Иной может быть и долготерпеливым, но завистливым. Но любовь избегала и этого. Сказал это на счет завистливых между коринфянами.

То есть любовь не поступает безрассудно, но делает имеющего ее благоразумным и твердым. Превозносится же человек мечтательный, легкомысленный, глупый. Это сказано насчет легкомысленных и поверхностных.

Можно иметь все вышесказанные добродетели, но гордиться ими. А любовь не имеет этого, но и при помянутых добродетелях смиренномудра. Это против надменных.

То есть любовь не только не гордится, но если будет испытывать и крайние бедствия за любимого, то не сочтет этого постыдным и бесславным для себя, подобно тому, как и Христос из любви к нам не только претерпел бесчестное распятие, но и вменил оное в славу Себе. Можешь понимать и так: не бесчинствует, то есть не обижает; ибо ничего нет постыднее обидчика. Это против не снисходящих другим.

Но, говорит, что гораздо важнее, сорадуется тем, которые в добром мнении, и вменяет себе в славу, когда истина преуспевает. Это против завистливых.

Что ни скажет любимый ею; ибо и сама она не говорит ничего притворно, и не думает, чтобы другой говорил так.

То есть никогда не уклоняется от цели, но все приводит в исполнение; или, что и лучше, не прерывается, не пресекается, никогда не прекращается, но продолжается и в будущем веке, когда все прочее упразднится, как скажет апостол далее.

Перечислив порождения любви, снова возвышает ее иным образом, именно, говорит, что и пророчество и языки окончатся, а любовь будет пребывать постоянно и в бесконечности. Ибо если пророчества и языки существуют для того, чтобы вера принимаема была удобнее, то, по распространении веры повсюду, естественно, они, как излишние, прекратятся, и в настоящем веке, а особенно в будущем.

Это соответствует языкам.

Это соответствует пророчествам.

Это соответствует знанию.

То есть в будущем веке я буду иметь знание более зрелое; тогда малое и младенческое знание, какое мы здесь имеем, упразднится. Затем продолжает.

Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.

Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова «подобно как я познан» не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]