Луция Сиракузская: про неё ли песня и зачем святой глаза на подносе?


Луцию Сиракузскую почитают все христианские конфессии

Святая жила в III–IV веках и знать ничего не знала о католиках, православных и протестантах.

Эпоха Христа была от неё уже так далека, как от нас А.С. Пушкин, а новая волна гонений на христиан началась примерно в год смерти Луции Сиракузской.

Эти времена неправильно идеализировать. Все христиане во все века имели недостатки, даже апостолы отрекались от Иисуса. Так что и тогдашняя Церковь имела проблемы, разногласия, ожесточённые споры.


Святая Луция на картине XV века держит глаза, которые вырвала себе, чтобы перестать быть привлекательной для мужчин

Святая Луция на картине XV века держит глаза, которые вырвала себе, чтобы перестать быть привлекательной для мужчин

Но всё же Церковь формально была единой.

Как и большинство святых тех лет, Луция Сиракузская стала почитаться и в католицизме, и в православии.

Только у нас она святая Луция (варианты: святая Люция, Лукия Сиракузская и т.д.), а у них — святая Лючия (Santa Lucia).

День поминовения святой Луции — 13 декабря.

Страдание святой мученицы Лукии

Когда слава святой мученицы Агафии 1 распространилась по всей Сицилии 2 и жители Сиракуз 3 стекались в Катану 4 на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой). Во время чтения Евангелия, Лукия сказала своей матери:

— Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься.

Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии:

— Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище.

Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери:

— Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства.

Мать отвечала ей:

— Заботливо охраняя всё, что осталось от твоего отца в течение девяти лет, я скорее увеличила, чем уменьшила твое наследство; а что приобрела сама и еще могу приобрести, всё это так же в твоем распоряжении. Но похорони сначала меня, и тогда уже поступай со всем имением, как тебе угодно.

— Послушай, матушка, моего совета, сказала ей Лукия: не особенно угоден Богу — отдающий Ему то, чего не может унести с собою или употребить в свою пользу. Но если ты хочешь совершить дело действительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебе уже не будет нужно ничего из земного, и то, что ты имеешь дать тогда, уже не в силах будешь унести того с собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имения и все, что хотела дать мне, начни теперь же отдавать Ему.

Так Лукия повторяла матери каждый день, пока не началось, наконец, раздаяние имущества и ежедневное употребления его на нужды убогих людей. 0 продаже имений, драгоценной утвари и камней узнал жених Лукии и, опечаленный этим, стал допытываться у кормилицы своей невесты:

— Что это значит, спрашивал он, что я слышу о внезапной продаже поместий и драгоценностей?

Кормилица, женщина разумная, отвечала:

— Твоя невеста узнала, что продается одно наследственное имение, ценою до 1000 златниц и более, которое она желает купить для тебя, и потому продает некоторые вещи, чтобы собрать столько денег.

Жених поверил ее словам и, думая, что дело идет о вещественной покупке, ничего не возражал и даже сам располагал невесту и ее мать к продаже имущества. Но как только он узнал, что всё роздано нищим и убогим, вдовам и сиротам и истрачено на странников и служителей Божиих, тотчас же пошел и донес градоначальнику Пасхазию про свою невесту, что она — христианка и, следовательно, — противница повелений царских 5.

Пасхазий вызвал к себе Лукию и сначала словесно убеждал ее принести жертву идолам.

Блаженная Лукия отвечала ему:

— Живая жертва и чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях. За последние три года я ничего и не делала, как только приносила жертву Живому Богу. Теперь мне уже нечего приносить Ему и я приношу Ему самое себя, и пусть творит Он с Своею жертвою, что угодно Ему.

— Эти слова, — заметил Пасхазий, — можешь рассказывать подобным тебе христианам, а мне, наблюдающему за исполнением царских законов, напрасно об этом говоришь.

— Ты царским законам следуешь, — отвечала Лукия, — а я повинуюсь законам Божиим; ты царей боишься, а я Бога боюсь; ты царей не хочешь прогневать, а я тщательно оберегаюсь прогневать Бога; ты царям стараешься угодить, а я желаю благоугодить Единому Христу. Итак делай, что тебе кажется полезнейшим, я же буду делать то, о чем знаю, что это послужит мне на пользу.

— Ты прожила свое наследие и растратила вместе с твоими сожителями, — сказал Пасхазий, — а потому и сама говоришь, как блудница.

— Наследство свое я поместила в хорошем месте, — ответила ему Лукия, — и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела.

Пасхазий спросил:

— А кого ты называешь растлителями души и тела?

Лукия отвечала:

— Вы — растлители души, о которых Апостол говорит: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние 6, — дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение бессильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей бесконечных.

Пасхазий сказал:

— Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран.

Лукия отвечала:

— Слова Божии не умолкнут никогда.

— Да разве ты — Бог? — возразил Пасхазий.

— Я — раба Божия, сказала Лукия, и потому говорила Божии слова, как и Сам Он сказал: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20).

Пасхазий сказал:

— Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя?

Лукия отвечала:

— Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живет в них (1Кор.3:16).

Пасхазий сказал:

— Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена.

— Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело,- отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеется тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту.

— Я велю до смерти бесчестить тебя, — сказал Пасхазий, — если ты не послушаешься царского повеления.

Лукия отвечала:

— Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё , что ты можешь сделать с моим телом, — всё это презирает раба Христова.

Тогда Пасхазий, этот развратный и неправедный судия, призвал к себе содержателей непотребных домов и отдал им святую, говоря:

— Созовите народ и пусть над ней ругаются до тех пор, пока не умрёт.

Когда святую повлекли на поругание, Бог придал ей такую тяжесть, что ее невозможно было сдвинуть с места. Множество людей, по распоряжению мучителя, влекли ее и старались стронуть ее с места; но все старавшиеся изнемогли и покрылись потом, а дева Господня стояла непоколебимо. Принесли верёвки и, опутав ее ими по рукам и по ногам, опять старались изо всех сил влечь ее, но она оставалась неподвижною, как бы гора. Пасхазий смутился и не знал, что делать. Он созвал гадателей, чародеев и всех идольских жрецов и велел им совершать волхвования кругом Лукии, чтобы подвинуть ее, но они ничего не достигли: она стояла, как бы пригвожденная к земле, и нельзя было сдвинуть ее ни на один шаг. Приведено было множество пар волов, которые должны были сдвинуть ее и влечь, и она всё-таки оставалась неподвижною.

Наконец, Пасхазий спросил ее:

— Что за волшебство ты совершаешь?

— Это не волшебство мое, — сказала она, — а сила благодати Божией.

— Какая же причина того, что тебя, слабую девушку, не может сдвинуть тысяча человек?

— Если ты приведешь хотя бы десять тысяч человек, то и они почувствуют, что Дух Святой говорит мне: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» (Пс. 90:6).

Сильно мучился в своей нечестивой душе жалкий судия. На него напало смятение.

— Что ты мучаешься, — спросила его святая дева, — и чем смущаешься? Ведь ты испытал уже, что я действительно — храм Бога Живаго, и так веруй в это. Если же еще не убедился, то продолжай свое.

Пасхазий пришел в еще большее негодование и смущение, видя, как посмеивается над его ухищрениями святая. Он велел развести кругом нее громадный костер и поливать на нее смолу, серу и кипящее масло. Но она, ограждаясь именем Господа нашего Иисуса Христа, осталась неподвижна и невредима и говорила мучителю:

— Я молила Господа нашего Иисуса Христа, чтобы этот огонь не имел власти надо мною и, дабы посмеялись над тобою надеющиеся на Христа, — просила продолжения моих мучений, чтобы верующих избавить от страха мук, а неверующих лишить возможности ругаться над христианством.

Тогда некоторые из приближенных Пасхазия, желая вывести его из тяжелого и недоуменного положения, велели ударить святую мечем в гортань и затем вместе с Пасхазием удалились домой. Однако святая, как ни была сильно ранена, не потеряла сил и беседовала с народом, говоря:

— Благовествую вам, что Церкви Божией даруется мир, ибо Диоклитиан отказался от царства, а Максимиан ныне умер. И подобно тому как город Катана имеет своею заступницею пред Богом сестру мою о Боге, святую Агафию, — так знайте и о сем городе, что ему дана в защиту Богом я, если только вы, исполняя волю Его, будете сему веровать.

Когда Лукия с пронзенною мечем гортанью говорила эти слова, неожиданно пред ее глазами провели Пасхазия, закованного в железные узы. Дело в том, что Сицилийцы тайно от своего правителя послали в Рим донос о том, как немилосердно разорял Пасхазий страну, отнимая у жителей их достояние при помощи всяких насилий. И вот в настоящее-то время из Рима пришел приказ, чтобы Пасхазий в оковах был приведен туда для суда над ним: там он, после допроса, был осужден на смерть и казнён чрез усечение мечем. Когда его в оковах вели мимо святой, она еще была жива и, раненая смертельно, стояла, однако, не трогаясь, и жизнь не оставляла ее до тех пор, пока не пришли священники, и она не причастилась Пречистых и Животворящих Таин Христовых, — и только тогда, когда все, по окончании причащения, произнесли: «Аминь», святая мученица предала свою чистую душу в руки Господа 7. Ее с честью погребли на месте мучения и над ее мощами воздвигнута была церковь во имя ее и во славу Бога, Единого в Троице, Отца, и Сына, и Святого Духа, Ему же слава во веки. Аминь.

1 Св. мученица Агафия скончалась в гонение Декия в 251 году. В последующие времена от мощей ее совершались многие чудеса. Память ее празднуется Церковью 5 февраля.

2 Сицилия — один из больших островов Средиземного моря у южных берегов Апеннинского полуострова (Италия).

3 Сиракузы — одна из первых греческих колоний на восточном берегу о. Сицилии, впоследствии самый большой и богатый город острова.

4 Катана — древний город на восточном берегу острова Сицилии; в настоящее время процветающий образованностью и торговлею, многолюдный город более чем с 100 тысячным населением.

5 Т. е. указов римских императоров о том, чтобы все римские граждане приносили жертвы языческим богам.

6 Под прелюбодейством на языке церковном разумеется не только беззаконный союз мужа с чужою женою, срамные действия противные седьмой заповеди, скверные помыслы, но иногда (как и здесь главным образом) и нечестие и идолопоклонство.

7 Св. мученица Лукия прияла мученическую кончину в 304 году. Мощи ее из Сиракуз сначала перенесены в Италию, потом в Мец (прежде значительный французский город в Лотарингии; ныне — первоклассная крепость в немецкой Лотарингии); часть мощей, бывшая в Царьграде, перенесена в Венецию.

Перепечатано с www.ispovednik.ru

Вернуться к списку «Жития святых по изложению Димитрия Ростовского»

Вернуться к основному списку «Жития святых»

Рекомендуйте эту страницу другу!

Луция посетила мощи святой Агаты ради выздоровления матери и решила служить Церкви

Святая и мученица Луция — личность историческая. Церкви известны примеры, когда канонизировали каких-то легендарных персонажей, но в нашем случае можно определёно говорить, что женщина по имени Луция действительно жила. Об этом свидетельствуют записи.

Она родилась примерно в 283 году в Сиракузах. Семья жила в достатке, мать исповедовала христианство, а вот отец рано скончался.

283

возможно, год рождения святой Луции Сиракузской

В перспективе девушка ожидала замужества — уже имелся претендент на её руку, богатый и симпатичный молодой человек, патриций.

Но из-за тяжёлой болезни матери Луции было не до свадьбы. Куда важнее было помочь своей родительнице. И та посоветовала отправиться к мощам святой Агаты в Катанию, чтобы помолиться там.


Святая Агата, которая явилась Луции и призвала её на христианский путь. Фото: divinum.ru

Сама святя Агата умерла несколькими десятилетиями ранее, претерпела издевательское заточение в публичном доме, тюрьму и отсечение грудей.

Она явилась во сне Луции и сказала, что мать выздоровеет, а самой девушке предстоит стать святой.

Так Луция вступила на путь веры и принесла обет безбрачия.

1700-летие со дня блаженной кончины святой мученицы Лукии Сиракузской

Святая мученица Лукия Сиракузская

Святая Лукия родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Неизвестно, была ли её семья христианской, но, согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. После смерти отца (Лукия была к тому времени уже молодой девушкой) мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. К тому же, она испытывала глубокое отвращение к идолопоклонничеству. Она молила Бога помочь ей сохранить девственную чистоту.
Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие четыре года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо.

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях от мощей святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, читался евангельский отрывок об исцелении кровоточивой жены, страдавшей от того же недуга, что и мать Лукии. Девушка была глубоко тронута этой историей. Обливаясь слезами, Лукия долго молилась святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном.

И тут во сне к ней явилась в окружении ангелов сама святая мученица Агафия. «Сестра моя! – обратилась она к Лукии. – Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу». Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и святая Агафия. Евтихия (так звали мать Лукии), благодаря небо за исцеление, благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Настоятель русского православного прихода в Венеции священник Алексий Ястребов передает Святейшему Патриарху Алексию частицу ризы святой мученицы Лукии Сиракузской. 14 августа 2003 года

Жених, однако, узнав о решении Лукии остаться девственницей, страшно разгневался и возненавидел девушку. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против святой Лукии обвинения в неверности, в расточительстве (он не мог смириться с тем, что она раздала свои богатства бедным) и в том, что она христианка. Последнее обвинение во времена правления императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан, было особенно опасным.
Пасхазий тут же вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что святая ответила: «Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму». Пасхазий объявил Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Она ответила: «Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю Божий закон. Ты испытываешь страх перед императором, я – перед Богом. Ты ищешь милости императора, я же – милости Божией. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно».

Эти слова привели Пасхазия в ярость. Он распорядился отвести святую Лукию к блудницам. Однако свершилось чудо: стража не могла сдвинуть девушку с места. Её пытались тащить даже с помощью волов, однако все усилия были напрасны. Не умея справиться с хрупкой девушкой, язычники скрежетали зубами от ярости и стыда. И тогда Пасхазий приказал разжечь костёр вокруг Лукии и поливать её кипящим маслом. Пламя, однако, окутало Лукию, как покрывалом, не причинив ей никакого вреда. Стоя посреди костра, Лукия воскликнула: «Слава Господу нашему, Иисусу Христу!» Тогда разъярённый Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом, удалился, потрясённый чудом, свершённым христианским Богом. Лукия же, получив смертельный удар, оставалась при жизни до тех пор, пока её не причастил священник. Перед смертью святая утешала христиан, предвозвещая скорое окончание гонений со стороны язычников. Призвав христиан к добродетельной жизни, к вере в Божественный Промысл, она погрузилась в молитву и вскоре отошла ко Господу. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

Мощи святой мученицы покоились в Константинополе, а в 1204 году во время IV Крестового похода были перевезены в Венецию, где они и по сей день пребывают в церкви святого пророка Иеремии.

В этом году христианский мир празднует 1700 лет со дня блаженной кончины святой мученицы Лукии Сиракузской. К этому событию были приурочены торжества в Католической Церкви. После дня памяти святой Лукии, который у католиков приходится на 13 января н. ст. мощи в течение десяти дней находились в Сиракузах, месте подвига святой мученицы, куда в это время стекались верующие со всей Сицилии.

Православные верующие также прибегают к заступничеству святой мученицы и в день ее памяти совершают молебны у ее мощей в церкви святого Иеремии, а также приходят к ее мощам для частной молитвы. В этом году, в год 1700-летия ее мученичества настоятелем венецианского прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата священником Алексием Ястребовым был совершен молебен: православные верующие по окончании Божественной Литургии в храме Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи проследовали в церковь святого Иеремии, находящуюся неподалеку.

По окончании молебна отец Алексий обратился к прихожанам со словом, в котором рассказал о житии святой мученицы, и подчеркнул, что твердое исповедание веры и бескорыстная любовь к ближнему есть залог, необходимое условие правильного пути, приводящего нас к спасению. Святая, по словам отца Алексия, показала нам пример такой пламенной веры и такого всепрощения. Это необходимо помнить особенно заграницей, где православные верующие находятся в иной для себя среде, подчас становятся объектами прозелитизма, подчас испытывают на себе неприязненное отношение местных жителей. Исповедничество есть подвиг не отдаленного прошлого, для него есть место сегодня, в наши дни. Не постесняться своей веры, открыто свидетельствовать «о нашем уповании», не оставлять в то же время внутренней работы над собой и общинной молитвы – вот путь, которому должен идти православный христианин сегодня, и в этом именно будет заключаться наше малое подражание святой мученице Лукии.

Святая мученица имеет особую благодать исцелений от болезней зрения, помогает защитить верующих от телесной и духовной слепоты.

В связи с тем, что в этот день состоялось голосование по выборам президента Украины, отец Алексий зачитал верующим послание блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви к народу Украины, после чего верующие вознесли молитву о проведении честных выборов, а также о мире и спокойствии на Украине.

Луция отменила свадьбу, но мстительный жених довёл её до смерти


Почему Бог допускает страдания

Вряд ли Луция особенно стремилась замуж. А теперь и особенно она не собиралась вступать в брак.

Получив отказ, жених оскорбился и попытался причинить несостоявшейся жене массу мучений. И всякий раз происходили какие-то чудеса.

  • Луцию пытались отправить в публичный дом. Ей предстояло разделить судьбу святой Агаты, но девушку не смогли сдвинуть с места даже тогда, когда применили усилия волов.
  • Луцию пробовали поджечь. Её обвинили в колдовстве, облили маслом и подожгли. Но огонь не причинил никакого вреда девушке.
  • Ей вырвали глаза. Но это уже отдельная легенда, дополняющая ужасы предыдущих историй.

Завершилась жизнь святой около 304 года, когда ей перерезали горло. По одной из версий, это сделал мстительный жених.


Луция Сиракузская на картине XVI века. Два её атрибута: вырванные глаза и пальмовая ветвь. Фото: upload.wikimedia.org

ЛУКИЯ

В руководстве для иконописцев 1910 г. отмечено, что изображать святую надо молодой, «типом римлянка», в богатой одежде — 2 туниках, длинной и короткой, с препоясанием. На свитке в руке следовало помещать изречение: «Аще ты хощеши вещь благоприятную Богу сотворити, даждь Ему то, еже сама тебе употребити можеши, умирая бо ничеможе можеши употребити» — или: «Жертва жива, якоже и вера чиста и нескверна пред Богом и Отцем, сия есть еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 103).

Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в. Лукия, мц. Сиракузская. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна. 60-е гг. VI в.

На древнейших изображениях Л. представлена в богатых одеждах: белом платье, расшитой золотом тунике, на собранных волосах — корона, к-рая удерживает спускающийся на плечи белый плат. На мозаике сев. стены базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.) она шествует вместе с др. мученицами вслед за волхвами и несет подобно дарам Христу и Богоматери венцы мученичества. Сверху ее изображение подписано: «SCA LUCIA». По мнению К. Скварр, фигура Л. помещена на фреске в апсиде рим. ц. Сан-Себастьяно-аль-Палатино (прежнее посвящение церкви Санта-Мария-ин-Паллара, 999), однако образы мучениц, по облику и одеждам напоминающие фигуры на равеннских мозаиках, не имеют подписей. К ранневизант. образцам восходит изображение Л. на фреске в апсиде ц. Сант-Элия в Кастель-Сант-Элия близ Непи (XI в.): она, в расшитом платье, с белым шарфом на голове, подносит золотой венец стоящему в центре арх. Михаилу. На фреске в крипте ц. Сан-Марчиано (XII в., Сиракузы) молодая Л. облачена в темное платье и белый головной плат, в левой руке крест.

В визант. памятниках образ святой встречается редко. Сцена мученичества Л. была включена в Минологий, написанный и украшенный миниатюрами для имп. Василия II в К-поле (1-я четв. XI в.; Vat. gr. 1613. Fol. 242): святая изображена на 1-м плане в алом платье, кровь льется из отсеченной головы и шеи; палач стоит между скалами над ее падающим телом, справа от него — древо и городская стена с аркой на дальнем плане, слева — костер. У Л. короткие волнистые волосы, глаза закрыты; струи крови, цветы на кусте, цвет платья Л. и языки пламени соединяются в кроваво-красном колорите миниатюры.


Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

Лукия, мц. Сиракузская перед судьей. Алтарная картина. 1523–1532 гг. Худож. Л. Лотто (Национальная Государственная галерея в Ези)

Вероятно, в связи с отсутствием мощей Л. на территории Византии и правосл. Востока ее почитание в этой части христ. мира развито менее, чем на Западе. Ее имя отсутствует в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733).

Изображения Л. и композиции ее житийного цикла распространены в средневек. искусстве Зап. Европы. Л. упоминается в минологии (календарных подписях) XII в. на сводах в капелле св. Сильвестра, папы Римского, при рим. ц. Санти-Куатро-Коронати. Надписи были разделены на 4 колонки: в 1-й — название месяца, во 2-й — недели (от А до G), в 3-й — дата по рим. календарю, в 4-й — имена; сохранившаяся подпись к изображению Л.: «XII D IDUS sce Lucie, virg. et. mart». Образ Л., восходящий к древнейшим мозаикам Равенны, сохранился на мозаике наружной стены апсиды рим. базилики Санта-Мария-Маджоре, выполненной по заказу кард. Дж. Колонны во 2-й пол. XIII в. Святая — в ряду дев-мучениц, в руках у каждой зажженная лампа, что сближает их образы с образами праведных (разумных) дев из евангельской притчи. Изображение Л., подписанное сокращенно: «SCA», сходно с ранневизантийскими образцами: те же богатые одежды и корона-венец. Близки визант. типологии и стилю образы святой и цикл из 12 сцен Жития на восточной стене в пещерной ц. (крипте) Санта-Лучия в Мельфи (1292). Л. изображена рядом с Богоматерью с Младенцем, облачена в зеленое платье, коричневый мафорий с расшитыми каймами, правая рука поднята перед грудью в благословении, в левой — крест. Л. часто присутствует на алтарях-складнях или алтарных картинах вместе с Мадонной и др. святыми, написанных лучшими итал. мастерами: С. Мартини, А. Виварини, Ф. Липпи, Л. Лотто, П. Веронезе, Дж. Б. Тьеполо.

В западном искусстве Л. изображали в одеждах, характерных для средних веков, с различными атрибутами: с пальмовой ветвью — на алтарном образе с портретом дамы-ктитора работы Я. дель Казентино (1-я пол. XIV в.); с пальмовой ветвью и короной — на алтарном образе работы Дж.. Сагиттано в ц. Санта-Лучия в Гаэте (ныне в епархиальном музее, 1456); с книгой — на фреске XV в. в ц. Санта-Мария-ад-Криптас в Фосса; с кинжалом, пронзившим шею,- на фрагменте деревянной пределлы из бывшего придела во имя св. Себастиана (1490, худож. Д. Бегерт, в ц. свт. Николая Чудотворца в Калькаре, земля Сев. Рейн-Вестфалия). В искусстве позднего средневековья и Ренессанса, а также Нового времени наиболее распространенными атрибутами Л. стали лампа и орудия ее мучений: меч или кинжал, пронзающий шею, как на алтарном образе Липпи (ок. 1485, Музей истории собора, Прато; на нижнем поле рамы в небольшом клейме — чудо Л. с быками), а также глаза, иногда искусно обыгранные в виде бутонов на зеленом отростке, как на алтарном образе работы мастера феррарской школы Ф. дель Косса (1473, Нац. галерея, Вашингтон). Атрибуты Л. использовали в портретах, напр. Дж. А. Больтраффио (ок. 1500, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид).

Древнейшие из сцен мученичества Л. встречаются в рукописях, по традиции они предваряют текст Жития. Мучители пытаются сдвинуть святую при помощи вьючных животных, к-рых погоняет копьем погонщик, толпа наблюдает за тем, как воин тянет веревку, стягивающую руки святой, при этом Л. смотрит в небо. В крупный инициал-буквицу вписана сцена, в к-рой палач пронзает мечом шею Л., руки ее подняты перед грудью в жесте оранты (Штутгартский пассионал, ныне в б-ке земли Вюртемберг в Штутгарте; Stuttg. Cod. bibl. Fol. 57. Fol. 6. ок. 1120-1125). Мученица облачена в длинное платье с широкими рукавами, на голове — накидка, одежды ее не расцвечены. Житийные циклы Л. были популярны в живописи и прикладном искусстве, в разных техниках они нашли воплощение у разных мастеров: миниатюра Бревиария герц. Бедфорда в Национальной б-ке Франции (1424-1435; Paris. lat. 17294. Fol. 387v), фресковый цикл из 4 сцен в оратории Сан-Джорджо в Падуе работы Альтикьеро да Дзевио (1379-1384), на майоликовой вазе из Урбино (1580-1590, ГЭ). Циклы мученичества Л. из 3 и более сцен воспроизводились на алтарях или алтарных картинах — на алтаре из Якобскирхе в Брюгге (1480, «мастер Жития Лючии»); на картине неизвестного мастера (между 1505 и 1510, Рейксмузеум, Амстердам, приписывалась Г. тот Синт Янсу). Почитание Л. на месте ее мученичества оказало влияние на работы мастеров Нового времени: полотно со сценой погребения Л. работы М. Караваджо решено как трагическая сцена, в к-рой светом выделено лишь тело мученицы (1608, написано для ц. Санта-Лучия-фуори-ле-Мури, ныне в собрании Национального музея средневекового и современного искусства в Палаццо-Белломо, Сиракузы, экспонируется в ц. Санта-Лучия-алла-Бадия).

С частицей мощей или патрональной тематикой связаны позднейшие изображения святой. Житие Л. стало темой украшения посвященного ей парекклисиона (1935) — домовой церкви А. Заимиса в Рио близ Патр. Автор росписи, выполненной в стиле афонских фресок,- худож. Ф. Кондоглу. Цикл включает 4 сцены, иллюстрирующие основные эпизоды Жития: Л. перед правителем; волы пытаются сдвинуть Л. с места; Л. в костре; усекновение главы Л. В первых сценах Л. представлена в богатых одеждах: в лиловом платье с короткими рукавами, в белой головной накидке, с перекинутым через левую руку светло-зеленым шарфом. В 1-й сцене Л. перед правителем, мученица указывает правой рукой на него, подтверждая свое исповедание. В сценах испытаний и казни она предстает без дорогих облачений, мастер изобразил ее с длинной косой, ее руки молитвенно подняты. В сцене усекновения главы святая оглядывается на палача.

В Покрово-Тервеничском женском мон-ре хранятся 2 иконы, обе современные работы в академическом стиле живописи XIX — нач. XX в. На иконе в Покровском соборе мон-ря (в киоте на северном столпе) Л. изображена вместе со св. девой Урсулой Кёльнской; икона Л. с частицей ее мощей была подарена монастырю в 2008 г. На обеих иконах Л. изображена по западному образцу — с пальмовой ветвью. Голова святой непокрыта, она в белом платье, в розовом плаще с желтым подбоем (возможно, на цвет верхней одежды Л. повлияли одежды на ее реликварии в венецианской ц. прор. Иеремии).

Лит.: Wilpert. Mosaiken. 1916. Bd. 2. S. 511, 1008; BiblSS. Vol. 8. Col. 241-255; Миjовић. Менолог. С. 173; LCI. Bd. 7. Sp. 415-420; Ζίας Ν. Θώτης Κόντογλου ζωγράφος. Αθήνα, 1991. Σ. 70.

М. А. Маханько

Другая легенда рассказывает, что Луция сама вырвала себе глаза, чтобы отдать жениху

Предания о Луции рассказывают разные варианты одних и тех же событий. Если в предыдущей версии её ослепили враги, то в этой она сделала это сама по доброй воле.

А причина в том, что романтичный патриций никак не желал прекращать ухаживания. Он сказал, что глаза Луции столь очаровательны, что он не может жить без них.

Чтобы избавиться от ухажёра, Луция вырвала себе глаза и отправила их ему на блюде.

Жених такого жеста не оценил и организовал преследования своей возлюбленной. Её мучили и, в конце концов, убили.

Войти на сайт

Святая Лукия родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Неизвестно, была ли её семья христианской, но, согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. После смерти отца (Лукия была к тому времени уже молодой девушкой) мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. К тому же, она испытывала глубокое отвращение к идолопоклонничеству. Она молила Бога помочь ей сохранить девственную чистоту.

Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие четыре года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо.

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях от мощей святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, читался евангельский отрывок об исцелении кровоточивой жены, страдавшей от того же недуга, что и мать Лукии. Девушка была глубоко тронута этой историей. Обливаясь слезами, Лукия долго молилась святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном.


Дыра в стене (церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах — пролом, через который Георгий Маниак похитил тело святой Лючии

И тут во сне к ней явилась в окружении ангелов сама святая мученица Агафия. «Сестра моя! – обратилась она к Лукии. – Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу». Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и святая Агафия. Евтихия (так звали мать Лукии), благодаря Небо за исцеление, благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Погребение святой Лючии (Караваджо) — заалтарный образ в сиракузской церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура

Надпись на могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни в Cиракузах, и упоминание о святой Луции во всех христианских документах позволяют с полной уверенностью предполагать, что она действительно жила. Около 600 года в Сиракузах и Риме существовал монастырь Святой Луции.

Первые описания её мученичества относятся к V—VI веку, они приукрашены описанием многочисленных чудес и имеют сходство с биографией святой Агаты.

Жених, однако, узнав о решении Лукии остаться девственницей, страшно разгневался и возненавидел девушку. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против святой Лукии обвинения в неверности, в расточительстве (он не мог смириться с тем, что она раздала свои богатства бедным) и в том, что она христианка. Последнее обвинение во времена правления императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан, было особенно опасным.

Пасхазий тут же вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что святая ответила: «Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму». Пасхазий объявил Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Она ответила: «Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю Божий закон. Ты испытываешь страх перед императором, я – перед Богом. Ты ищешь милости императора, я же – милости Божией. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно».

Эти слова привели Пасхазия в ярость. Он распорядился отвести святую Лукию к блудницам. Однако свершилось чудо: стража не могла сдвинуть девушку с места. Её пытались тащить даже с помощью волов, однако все усилия были напрасны. Не умея справиться с хрупкой девушкой, язычники скрежетали зубами от ярости и стыда. И тогда Пасхазий приказал разжечь костёр вокруг Лукии и поливать её кипящим маслом. Пламя, однако, окутало Лукию, как покрывалом, не причинив ей никакого вреда. Стоя посреди костра, Лукия воскликнула: «Слава Господу нашему, Иисусу Христу!» Тогда разъярённый Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом, удалился, потрясённый чудом, свершённым христианским Богом. Лукия же, получив смертельный удар, оставалась при жизни до тех пор, пока её не причастил священник. Перед смертью святая утешала христиан, предвозвещая скорое окончание гонений со стороны язычников. Призвав христиан к добродетельной жизни, к вере в Божественный Промысл, она погрузилась в молитву и вскоре отошла ко Господу. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

Мощи святой мученицы покоились в Константинополе, а в 1204 году во время IV Крестового похода были перевезены в Венецию, где они и по сей день пребывают в церкви святого пророка Иеремии.

Частица мощей святой мученицы Лукии находится в Покрово-Тервеническом женском монастыре.

Ещё одно предание сообщает, что Луция была женой, предано ждавшей мужа-рыбака

Эта легенда поздняя, она возникла Средневековье и явно сообщает о другой женщине с тем же именем. Её муж, шведский рыбак, отправился в море.

Начался сильный шторм. Луция выбежала на скалистое возвышение и святила фонарём, чтобы любимый нашёл путь домой и не разбился о скалы.

Разгулявшаяся нечисть пыталась прогнать Луцию, но та стойко ждала любимого. За это неповиновение нечисть отрезала девушке голову.

Но несчастная даже после смерти, став душой, продолжала светить со скалы для мужа.

Здесь мы видим тот же мотив с отрезанием головы. Также интересный момент: имя Луция происходит от слова «свет».

Святая Луция — многогранный образ, её связывают с Деметрой и в её честь устраивают праздники

Видно, что святая Луция имеет немало параллельных историй о своей жизни. Явно, что в её образе заключён далеко не один легендарный персонаж, хотя в основе всё равно, вероятно, есть реальная женщина.

Исследователи фольклора связывают святую Луцию с Деметрой — богиней света и плодородия.

По преданию, святая Луция после смерти спасла город Палермо от голода.

В честь Луции проводят празднества: разжигают костры и факелы, готовят специальное печенье, делают подарки для детей, ибо для них Луция близка к образу Санта-Клауса. Есть и специальный пост, связанный с тем, что 13 мая 1646 года корабль спас город Палеромо от голода.

Это считают чудом Луции. Традиционно с Луцией связывают белый цвет, так что именно в такие облачения наряжаются люди на праздник святой.


Эта античная богиня Деметра передала много своих черт христианскому образу Луции. Фото: upload.wikimedia.org

А вообще в каждой стране праздник отличается: где-то избирают и коронуют «Луцию», а где-то прохожих посыпают мукой на счастье.

Как видно, образ восходит ко многим источникам, но всё равно остаётся по-своему уникальным.

V

в этом веке записали житие святой Луции Сиракузской

На иконах святую Луцию изображают с глазами на подносе, пальмовой ветвью, мечом и фонарём

У Луции очень много атрибутов, которые можно изображать на иконах. Так что художникам есть, из чего выбрать.

  1. Меч. Им убили святую, это её проводник в Царство небесное.
  2. Пальмовая ветвь. Символ мученичества.
  3. Лампа. Луция освящает верный путь.
  4. Глаза на подносе. Те самые, которых она лишилась при жизни. Глазницы могут оставить пустыми, а могут изобразить в них ещё одни глаза.


В русской православной Церкви святую Луцию не изображают. Но можно найти греческие православные иконы вроде этой. На ней нет атрибутов святой, так что узнать её можно только по подписи. Фото: cdn.shopify.com

Святитель Димитрий Ростовский — Жития святых

ПОИСКФОРУМ

Страдание святой мученицы Лукии

Память 13 декабря

Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз стекались в Катану на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой). Во время чтения Евангелия, Лукия сказала своей матери:

— Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься.

Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии:

— Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище.

Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери:

— Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства.

Мать отвечала ей:

— Заботливо охраняя всё, что осталось от твоего отца в течение девяти лет, я скорее увеличила, чем уменьшила твое наследство; а что приобрела сама и еще могу приобрести, всё это так же в твоем распоряжении. Но похорони сначала меня, и тогда уже поступай со всем имением, как тебе угодно.

— Послушай, матушка, моего совета, сказала ей Лукия: не особенно угоден Богу — отдающий Ему то, чего не может унести с собою или употребить в свою пользу. Но если ты хочешь совершить дело действительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебе уже не будет нужно ничего из земного, и то, что ты имеешь дать тогда, уже не в силах будешь унести того с собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имения и все, что хотела дать мне, начни теперь же отдавать Ему.

Так Лукия повторяла матери каждый день, пока не началось, наконец, раздаяние имущества и ежедневное употребления его на нужды убогих людей. 0 продаже имений, драгоценной утвари и камней узнал жених Лукии и, опечаленный этим, стал допытываться у кормилицы своей невесты:

— Что это значит, спрашивал он, что я слышу о внезапной продаже поместий и драгоценностей?

Кормилица, женщина разумная, отвечала:

— Твоя невеста узнала, что продается одно наследственное имение, ценою до 1000 златниц и более, которое она желает купить для тебя, и потому продает некоторые вещи, чтобы собрать столько денег.

Жених поверил ее словам и, думая, что дело идет о вещественной покупке, ничего не возражал и даже сам располагал невесту и ее мать к продаже имущества. Но как только он узнал, что всё роздано нищим и убогим, вдовам и сиротам и истрачено на странников и служителей Божиих, тотчас же пошел и донес градоначальнику Пасхазию про свою невесту, что она — христианка и, следовательно, — противница повелений царских.

Пасхазий вызвал к себе Лукию и сначала словесно убеждал ее принести жертву идолам.

Блаженная Лукия отвечала ему:

— Живая жертва и чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях. За последние три года я ничего и не делала, как только приносила жертву Живому Богу. Теперь мне уже нечего приносить Ему и я приношу Ему самое себя, и пусть творит Он с Своею жертвою, что угодно Ему.

— Эти слова, — заметил Пасхазий, — можешь рассказывать подобным тебе христианам, а мне, наблюдающему за исполнением царских законов, напрасно об этом говоришь.

— Ты царским законам следуешь, — отвечала Лукия, — а я повинуюсь законам Божиим; ты царей боишься, а я Бога боюсь; ты царей не хочешь прогневать, а я тщательно оберегаюсь прогневать Бога; ты царям стараешься угодить, а я желаю благоугодить Единому Христу. Итак делай, что тебе кажется полезнейшим, я же буду делать то, о чем знаю, что это послужит мне на пользу.

— Ты прожила свое наследие и растратила вместе с твоими сожителями, — сказал Пасхазий, — а потому и сама говоришь, как блудница.

— Наследство свое я поместила в хорошем месте, — ответила ему Лукия, — и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела.

Пасхазий спросил:

— А кого ты называешь растлителями души и тела?

Лукия отвечала:

— Вы — растлители души, о которых Апостол говорит: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние, — дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение бессильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей бесконечных.

Пасхазий сказал:

— Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран.

Лукия отвечала:

— Слова Божии не умолкнут никогда.

— Да разве ты — Бог? — возразил Пасхазий.

— Я — раба Божия, сказала Лукия, и потому говорила Божии слова, как и Сам Он сказал: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20).

Пасхазий сказал:

— Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя?

Лукия отвечала:

— Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живет в них (1Кор.3:16).

Пасхазий сказал:

— Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена.

— Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело,- отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеется тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту.

— Я велю до смерти бесчестить тебя, — сказал Пасхазий, — если ты не послушаешься царского повеления.

Лукия отвечала:

— Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё , что ты можешь сделать с моим телом, — всё это презирает раба Христова.

Тогда Пасхазий, этот развратный и неправедный судия, призвал к себе содержателей непотребных домов и отдал им святую, говоря:

— Созовите народ и пусть над ней ругаются до тех пор, пока не умрёт.

Когда святую повлекли на поругание, Бог придал ей такую тяжесть, что ее невозможно было сдвинуть с места. Множество людей, по распоряжению мучителя, влекли ее и старались стронуть ее с места; но все старавшиеся изнемогли и покрылись потом, а дева Господня стояла непоколебимо. Принесли верёвки и, опутав ее ими по рукам и по ногам, опять старались изо всех сил влечь ее, но она оставалась неподвижною, как бы гора. Пасхазий смутился и не знал, что делать. Он созвал гадателей, чародеев и всех идольских жрецов и велел им совершать волхвования кругом Лукии, чтобы подвинуть ее, но они ничего не достигли: она стояла, как бы пригвожденная к земле, и нельзя было сдвинуть ее ни на один шаг. Приведено было множество пар волов, которые должны были сдвинуть ее и влечь, и она всё-таки оставалась неподвижною.

Наконец, Пасхазий спросил ее:

— Что за волшебство ты совершаешь?

— Это не волшебство мое, — сказала она, — а сила благодати Божией.

— Какая же причина того, что тебя, слабую девушку, не может сдвинуть тысяча человек?

— Если ты приведешь хотя бы десять тысяч человек, то и они почувствуют, что Дух Святой говорит мне: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» (Пс. 90:6).

Сильно мучился в своей нечестивой душе жалкий судия. На него напало смятение.

— Что ты мучаешься, — спросила его святая дева, — и чем смущаешься? Ведь ты испытал уже, что я действительно — храм Бога Живаго, и так веруй в это. Если же еще не убедился, то продолжай свое.

Пасхазий пришел в еще большее негодование и смущение, видя, как посмеивается над его ухищрениями святая. Он велел развести кругом нее громадный костер и поливать на нее смолу, серу и кипящее масло. Но она, ограждаясь именем Господа нашего Иисуса Христа, осталась неподвижна и невредима и говорила мучителю:

— Я молила Господа нашего Иисуса Христа, чтобы этот огонь не имел власти надо мною и, дабы посмеялись над тобою надеющиеся на Христа, — просила продолжения моих мучений, чтобы верующих избавить от страха мук, а неверующих лишить возможности ругаться над христианством.

Тогда некоторые из приближенных Пасхазия, желая вывести его из тяжелого и недоуменного положения, велели ударить святую мечем в гортань и затем вместе с Пасхазием удалились домой. Однако святая, как ни была сильно ранена, не потеряла сил и беседовала с народом, говоря:

— Благовествую вам, что Церкви Божией даруется мир, ибо Диоклитиан отказался от царства, а Максимиан ныне умер. И подобно тому как город Катана имеет своею заступницею пред Богом сестру мою о Боге, святую Агафию, — так знайте и о сем городе, что ему дана в защиту Богом я, если только вы, исполняя волю Его, будете сему веровать.

Когда Лукия с пронзенною мечем гортанью говорила эти слова, неожиданно пред ее глазами провели Пасхазия, закованного в железные узы. Дело в том, что Сицилийцы тайно от своего правителя послали в Рим донос о том, как немилосердно разорял Пасхазий страну, отнимая у жителей их достояние при помощи всяких насилий. И вот в настоящее-то время из Рима пришел приказ, чтобы Пасхазий в оковах был приведен туда для суда над ним: там он, после допроса, был осужден на смерть и казнён чрез усечение мечем. Когда его в оковах вели мимо святой, она еще была жива и, раненая смертельно, стояла, однако, не трогаясь, и жизнь не оставляла ее до тех пор, пока не пришли священники, и она не причастилась Пречистых и Животворящих Таин Христовых, — и только тогда, когда все, по окончании причащения, произнесли: «Аминь», святая мученица предала свою чистую душу в руки Господа. Ее с честью погребли на месте мучения и над ее мощами воздвигнута была церковь во имя ее и во славу Бога, Единого в Троице, Отца, и Сына, и Святого Духа, Ему же слава во веки. Аминь.

Примечания:

Св. мученица Агафия скончалась в гонение Декия в 251 году. В последующие времена от мощей ее совершались многие чудеса. Память ее празднуется Церковью 5 февраля.

Сицилия — один из больших островов Средиземного моря у южных берегов Апеннинского полуострова (Италия).

Сиракузы — одна из первых греческих колоний на восточном берегу о. Сицилии, впоследствии самый большой и богатый город острова.

Катана — древний город на восточном берегу острова Сицилии; в настоящее время процветающий образованностью и торговлею, многолюдный город более чем с 100 тысячным населением.

Т. е. указов римских императоров о том, чтобы все римские граждане приносили жертвы языческим богам.

Под прелюбодейством на языке церковном разумеется не только беззаконный союз мужа с чужою женою, срамные действия противные седьмой заповеди, скверные помыслы, но иногда (как и здесь главным образом) и нечестие и идолопоклонство.

Св. мученица Лукия прияла мученическую кончину в 304 году. Мощи ее из Сиракуз сначала перенесены в Италию, потом в Мец (прежде значительный французский город в Лотарингии; ныне — первоклассная крепость в немецкой Лотарингии); часть мощей, бывшая в Царьграде, перенесена в Венецию.

Святая Луция помогает при болезнях глаз

Луцию Сиракузскую считают покровительницей слепых. К ней можно обращаться в молитве с просьбой о выздоровлении глаз.

Также её связывают со светом, так что электрики и осветители могут считать Лукию святой, которая помогает представителям их профессий.

Также она — покровительница Сицилии и ряда других городов, но это уже не особо пригодится нашим соотечественникам

Русских православных молитв к святой почти нет

В традиции русской православной Церкви почти нет молитв к Луции Сиракузской. Вот те, что существуют:

Тропарь, глас 4:

Агница Твоя, Иисусе, Лукия, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.


Мощи святой Луции в церкви Иеремии. Лицо накрыто серебряной маской. Фото: farm1.staticflickr.com

Слава мученикам, глас 4:

Мученицы Твои, Господи,

во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:

имуще бо крепость Твою,

мучителей низложиша,

сокрушиша и демонов немощныя дерзости.

Тех молитвами

спаси души наша.

Как видно, для русской православной Церкви это святая далеко не того масштаба почитания, какой она имеет в странах Европы.

Примечания

  1. 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
    Record #118819623 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Calendarium Romanum (лат.): Ex decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II instauratum auctoritate Pauli PP. VI promulgatum. Editio typica — Civitas Vaticana: 1969. — С. 32.
  3. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 108. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  4. Святые Девы-Мученицы Лукии (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2015. Архивировано 23 февраля 2015 года.
  5. 7 секретов «Ада» Данте

В честь глаз святой Луции называются ракушки

Народные предания рассказывают ещё одну версию ослепления святой Луции. Этот вариант пропитан духом античности и очень напоминает историю, когда из крови и семя оскоплённого Урана родилась Афродита.

Согласно этому варианту, Луция искала способ исцелить смертельно больную мать. Для этого она молилась Деве Марии. И получила то, о чём просила.

В благодарность святая Луция врывала глаза и бросила их в море, а сама стала предано служить Церкви.


Ракушки «Око святой Люсии». Фото: cs1.livemaster.ru

Дева Мария не оставила девушку в таком тяжёлом положении и вернула ей глаза — прекраснее, чем были.

Молва уверяет, что именно после этого случая появились ракушки Turbo Rugueux, которые также называются «Око святой Люсии».

Они похожи на глаза и используются в качестве оберега от сглаза. Найти их можно на побережье после бури.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

День поминовения

Основная статья: День святой Люсии

В христианских церквях днём поминовения Святой Луции является 13 декабря (26 декабря по юлианскому календарю[4]). Отмечается как праздник в католических и протестантских странах.

Святой Луции молятся при заболеваниях глаз, кровотечениях, шейных болях и дизентерии. Она является покровительницей бедных, слепых, раскаявшихся блудниц, больных детей и покровительницей городов Сиракузы и Венеция. Своей заступницей её также считают окулисты, адвокаты, крестьяне, электрики, стекольщики, кучера, ножовщики, швеи, посыльные, мебельщики, шорники, портные, писари и ткачи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]