Страшный Суд Божий,
Спас Лоза Истинна, Неопалимая Купина
,
Живоносный источник
,
Древо Иессеево.
Перейти к Оглавлению.
Внимание: изображения кликабельны.
Страшный Суд Божий.
Духовный образ на данной иконе — один из самых весомых и значимых в православии. Сюжет данной иконы отображает Библейское предсказание о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о воскресении мертвых и страшном суде Господнем, на котором грешники и праведники будут разделены, каждому воздастся по делам его и будет определена его дорога, кому в рай, а кому в ад. Данный духовный образ поражает своею гениальностью, красотой, количеством крупных и мелких деталей, а также задействованными лицами, о которых говорится в Святом Писании. Христианские летописи донесли до наших дней сведения, в которых говорится, что данный образ появился примерно в IV веке от Рождества Христова. Многие историки уверяют, что первый образ был не столь насыщенный, как современный, поэтому он постоянно усовершенствовался, и только в VIII веке, икона «Страшный Суд Божий» — стала канонической. Согласно церковному поверью, данная икона попала в Святую Русь примерно в X веке, и сразу стала значимой для русских православных верующих, так как жители Руси всегда почитали Писание и изображенные образы из него. Пред духовным образом на иконе «Страшный Суд Божий» — пристало возносить молитвы в первую очередь о прощении грехов, совершенных осознанно и неосознанно, а также, просить о вразумлении, и о помощи для противостояния мирским соблазнам. Образу на донной иконе принято молиться о покаянии, так как только покаяние может спасти душу и открыть для верующего Царствие Небесное. Церковь Христова вспоминает о страшном суде Господнем целую неделю, которая начинается за четырнадцать дней до Великого православного поста.
Спящий с открытыми глазами
0
Для незнакомых с канонами иконописи «Спас Недреманное Око» — очень необычный экземпляр. На нем Христос изображен юношей, который то ли подпирает свое лицо от скуки, то ли собирается вздремнуть.
На самом деле, Иисус на этом образе уже спящий, но спит он с открытыми глазами, что является аллюзией на льва. В средневековье считалось, что лев спит именно так. Истоки образа — всего из нескольких строк в Библии, где Иисус назван «львом из колена Иудина» (то есть храбрым человеком). В иконографии этот образ появился в Византии, а потом распространился на Руси.
Спас Лоза Истинная.
Сюжет иконы основан на словах Господа нашего Иисуса Христа из Святого Писания: « — Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь». Виноград — это символ мудрости и величия, а главное, это символ жизни, поэтому Господа на данной иконе окружает виноградная лоза символизирующая вечную жизнь, а значит — бессмертие души. Спаситель знает все и обо всех, он всегда слышит молитву верующего, поэтому посылает свою благодатную помощь. В то же время, Христос помогает понять и осознать, что какие бы не были земные ценности и богатства собранные людьми, все они тленны и пусты, по сравнению с ценностями духовными, поэтому пред данной иконой пристало возносить молитвы о покаянии и укреплении в христианской вере. Кроме этого, пред иконой Иисуса Христа «Спас Лоза Истинная», можно молиться о всех трудностях и проблемах, которые тревожат душу и сердце, и, конечно же, об исцелении телесных недугов, душевных ран, и о добром здоровье на многие лета, ведь во время своего земного жития, Спаситель продемонстрировал людям, что для него нет ничего не возможного и показал многие чудеса. Для икона Господа «Спас Лоза Истинная», не установлен специальный день ее почитания, так как Господа нужно помнить всегда, молитвенно обращаться к его образу со своими проблемами и чаяниями, благодарить за оказанную помощь, и за то, что имеем, и тогда Спаситель пошлет то, в чем человек по-настоящему нуждается.
Богоматерь с тремя руками
0
Название говорит само за себя: Богоматерь изображена с тремя руками. По преданию, история, стоящая за этим образом, произошла в 8 веке в Византии и связана с эпизодом из жизни святого Иоанна Дамаскина.
Он жил в Сирии, происходил из знатного христианского рода и был видным чиновником в халифате. В те времена как раз набирало обороты иконоборчество — санкционированное властями движение против почитания икон и уничтожение всех прочих объектов поклонения. Как ревностный христианин, Дамаскин не остался в стороне и направил византийскому императору Льву III протестное послание. Оно быстро разошлось по империи, привело императора в ярость, но сделать с подданным Сирии тот ничего не мог. Так родился план подставить Дамаскина. От его лица было написано письмо, в котором Дамаскин якобы призывает византийского правителя напасть на Сирию и избавить ее от халифата. Фальшивка была передана халифу, и тот повелел отрубить Дамаскину руку. В назидание руку выставили на главной площади города. Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная рука чудесным образом приросла обратно. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенной к ней серебряной третьей рукой. Но со временем возникла традиция просто пририсовывать ее краской.
Божия Матерь «Неопалимая Купина».
Неопалимая Купина — ознаменовывает собой нетрадиционное зачатие Спасителя мира сего от Духа Святого, а также, показывает и обозначает Матерь Божию родившуюся на грешной земле, но не подвластной греху. Данный духовный образ Богородицы необычный и своеобразный, он отличается от привычных для христиан образом Матери Божией. Согласно сохранившимся летописям, этот живописный образ впервые увидел свет на греческой земле, в далеком 1100 году. Мастер, или мастера, создавшие эту икону, к большому сожалению остались неизвестными. Пред данной иконой, можно молиться также, как и пред привычными образами Матери Божией на иконах «Неопалимая Купина», а именно: Молить Богородицу о помощи в делах житейских, просить укрепить в вере и послать доброе здоровье. Данная икона защищает от пожаров, грома и молний, оберегает жилища христиан от проникновения в них злоумышленников, злодеев и нечистой силы. В России икону почитают, как небесную покровительницу русских пожарных. Церковные празднования в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» — совершаются 17 сентября.
Почему запретили смесоипостасные иконы
В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.
Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.
Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.
Божия Матерь «Живоносный источник».
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» — обрела всемирную славу после того, как даровала всем немощным исцеление от самых сложных телесных недугов и душевных ран. Название иконы говорит само за себя, и олицетворяет собой спасение души человеческой, как в буквальном, так и философском смысле, ведь сама Матерь Божия стала для всех верующих Живоносным источником. Пред данной иконой пристало возносить молитвы об избавлении от страстей и зависимостей, в особенности алкогольной и наркотической. К духовному образу Матери Божией обращаются в скорби и печали, которые отягощают душу, что непременно приводит к лишению жизненных сил. Матерь Божия всегда услышит молитву верующего просящего заступничества от мирских соблазнов и земных искушений, оградит христианина от злых бесов, которые всеми силами пытаются завладеть душою верующего человека, дабы отвернуть его от почитания Господа. В России есть более ста православных храмов, много часовен и монашеских обителей, именуемых во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Православной Церковью совершаются празднования в честь данной иконы в каждую пятницу Пасхальной седмицы.
Уникальная технология изготовления икон
Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»
Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.
Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.
Древо Иессеево.
Уникальная и в чем-то необычная икона Пресвятой Богородицы «Древо Иессеево» — очень редкая икона, на которой, по линии Пресвятой Богородицы Девы Марии, изображена родословная Господа нашего Иисуса Христа. Пророчество из книг Святого Писания говорит нам, что Спаситель мира сего будет происходить из царского рода Давида, сына Иессеева. Образ на этой иконе показывает нам лежащего на земле Иессея, от которого произрастает его древо, где изображены предки Иисуса Христа. Считается, что икона «Древо Иессеево», была создана неизвестным иконописцем в Греции, ее оригинальное название «Мировлитиса». В настоящий момент оригинал иконы находится в монашеской обители Святого Николая Чудотворца, которая находится на греческом острове — Андрес. Пред духовным образом на данной иконе, пристало возносить молитвы об укреплении в вере, и о помощи в делах житейских. В честь иконы Матери Божией «Древо Иессеево», Церковью Христовой совершаются празднования один раз в год — 15 июля.
Продолжение статьи: часть 4-я.
Многоликая икона
0
Еще хуже пришлось иконам с образом трехликого Христа. Римско-католическая церковь осудила такие образы на век раньше, чем это сделала православная церковь. «Неканоническая и уродливая» — объявил Синод в 1764-м, и запретил образ. Однако до отдаленных уголков страны новости шли не быстро, и многоликие иконы продолжали появляться в приходах.
Одна голова, три лица, четыре глаза — этот пугающий образ был всего лишь одним из наглядных представлений догмата о Троице (отец, сын и святой дух). Традиционно их изображали в виде трех идентичных фигур с ликом Христа, но идея получила развитие и в таком ключе. На некоторых иконах Троица вообще имела одно туловище, но три головы с одинаковыми лицами.
РЕДКИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ
ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИХ «ЖИЗНИ» ИКОН СТАРООБРЯДЦЕВ. ПОЛЕЗНО ЭТО ЗНАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ПОСЛЕРЕФОРМЕННУЮ ИКОНОПИСЬ И ДОРЕФОРМЕННУЮ:
Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы, поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, защитниками которой они и являются. Однако к строго старообрядческим иконам можно относить только те, которые разошлись в своей традиции с официальным православием.
Сюжетные особенности:
1. Спас Благое Молчание. На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы — ангела — запрещен в Русской православной церкви. 2. Спас Мокрая Брада — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый. 3. Спас Ярое Око — образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде. 4. Богоматерь Огневидная. 5. Мученик Христофор-Псеглавец. Его Иконы «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. 6. Никола Отвратный — образ святого Николая Мир Ликийских чюдотворца с косящими влево зрачками. 7. Священномученик Аввакум, 8. Инокиня Феодора (боярыня Морозова) 9. Андрей Денисов — один из основателей выгорецкой безпоповской обители. 10. Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы посвященные Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского.
Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются темными ликами. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон. Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев. В «правящей» Русской православной церкви с конца XVII века начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением канонической иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы». В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи, в том числе школы меднолитой иконы. Меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями старообрядцев. Синод РПЦ в XVIII веке запретил использование литых икон в «официальной» церкви. В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.
Иконографические и сюжетные особенности:
Прежде всего необходимо отметить общие для всех старообрядческих икон особенности, позволяющие отделить их (правда, далеко не всегда) от произведений официального церковного искусства:
1. Как известно, одним из важнейших расхождений между старообрядцами и никонианами был вопрос о перстосложении. Официальная церковь в послереформенное время запрещала изображение на иконах двоеперстного сложения. Напротив, в старообрядческом изобразительном искусстве повсеместно встречается двоеперстие.
2. Расходились старообрядцы и никониане в надписании аббревиатуры имени Исуса Христа. Старообрядцы отвергают никоновское нововведение — написание имени Христа как Иисус и, следовательно, надпись на иконах «IИС. ХС.». Единственно правильным провозглашается написание имени Христа как Исус и аббревиатуры «IС. ХС.» (что является древней и исконно славянской формой произношения имени Спасителя). 3. Отличие символов евангелистов на старообрядческих и никонианских иконах: символом Mapкa у старообрядцев является орел, а Иоанна — лев, на православных иконах посленикoнoвcкoго периода — наоборот. Кроме того, cтapooбpядчecкие иконописцы продолжали в соответствии с древней русской традицией изображать евангелистов в виде животных, что было категорически запрещено православной церковью в 1722 г. Наряду с двоеперстием одним из существенных разногласий старообрядцев с официальной церковью был вопрос о форме креста. На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. Мы никогда не встретим здесь четырехконечных или шестиконечных. На старообрядческих иконах также не могут встречаться изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола, новых образов Богоматери и новых изводов традиционных сюжетов (например, Воскресение Христово изображается только в виде Сошествия в ад). В иконописных мастерских свято соблюдались исповедуемые староверами каноны и традиции древнерусской иконописи, которые, в свою очередь, определялись кругом православных образцов, сложившихся к середине XVII в. Именно в старообрядческой среде была сильна ориентация на древние образцы, большинство из которых дошло до нас в поздних повторениях. В какой-то степени народные иконы отражают и определенный иконографический репертуар. Старообрядцы разных толков по-разному относились к иконе. В одном толке в разных общинах (починках, деревнях и селах) были свои представления о том, каким иконам поклоняться и как. Рассматривая народное благочестие, следует помнить, что в действительности религиозность староверов была очень цельной, слитной с их образом жизни. Непременной принадлежностью любой избы старообрядцев, к примеру, в Нижегородской и Вятской губернии были иконы, о чем свидетельствуют экспедиционные и архивные материалы. В доме находилось от 5 до 20 образов одновременно. Определить, какие иконы встречались чаще, трудно. Это зависело от вкуса и от обстоятельств жизни дома и, конечно, от принадлежности к определенному толку. В домах старообрядцев поповского толка австрийского согласия наиболее распространены иконы следующих сюжетов: «Троица Ветхозаветная в бытие» (в двух изводах, наиболее часто встречается вариант «Гостеприимство Авраама и Сарры»), «Спас Вседержитель», «Царь Царем» («Спас Великий Архиерей»), «Образ Нерукотворного Спаса» в особом изводе — с двумя (иногда с четырьмя) ангелами, держащими концы убруса. Из богородичных икон особо почитаемыми у местных старообрядцев и поныне остаются «Одигитрия Смоленская», «Знамение», «Покров», «Троеручица», «Казанская», «Огневидная», «Неопалимая Купина», «Не рыдай мене, Мати». Широко бытуют в домах акафисты и соборы чудотворных богородичных икон. На полях домовых, как правило богородичных, икон дается изображение в рост избранных святых. Особо отмечается патрональный характер подбора святых, соименных членам семьи, с обязательным включением в их число и Ангела-хранителя. Со вт. пол. XIX в. на полях нередко изображается уже по 6-8 фигур святых. Такие иконы служат для их владельцев домовыми иконостасами, в обиходе зачастую их так и называют. Название «домовой иконостас» закрепилось и за иконами с литыми врезками. В таких иконах по центру обязательно расположен крест (напрестольный или киотный), вокруг которого размещаются литые образки и многостворчатые складни. Литью в сочетании с живописью отдавали предпочтение старообрядцы часовенного толка. В каждом доме можно встретить несколько икон Спасителя, Богоматери, образа наиболее чтимых святых — св. Николы Чудотворца, мч. Иоанна Воина, вмчц Парасковии, мчц Екатерины и Варвары, а также минейные иконы и двунадесятые праздники. Федосеевцы особенно почитают святого Паисия и молятся ему за тех, кто умер без покаяния, но имя покойника не упоминают; также обращаются они и к святому мученику Уару, ему тоже молятся, когда человек умер без покаяния. В подобных же случаях молятся Св. Фекле, но только за упокой женщин. У старообрядцев поморского толка встречается изображение Иоанна Богослова с пальцем у рта (икона «Иоанн Богослов в молчании»). Этот сюжет трактуется ими как свидетельство невозможности узнать заранее время «кончины мира». Особо почитали в среде старообрядцев первого московского митрополита Петра — посредника между Богоматерью и русским народом. Богоматерь и митрополит Петр почитались как защитники и хранители истинного христианского благочестия. Их изображения можно встретить на образах с избранными святыми, в других композициях. В домах у староверов находится большое количество богородичных икон XIX—XX вв. Богородице были посвящены и молитвенные тексты — каноны, акафисты, тропари и службы к Богородичным праздникам, которые дополнялись окрашенными фольклорными вымыслами легендарным вымыслом апокрифическими сказаниями, повествованиями о видениях. Чрезвычайно популярные в народе апокрифы «Хождение Богородицы по мукам» и «Сон Богородицы» находились в рукописных Прологах и Триодях, хранившихся в старообрядческой среде. В XIX-нач. XX в. в среде старообрядцев особо почиталась икона «Богоматерь Тихвинская» как написанная апостолом Лукой и являющаяся помощницей в устроении обителей, хранительницей истинного православия. Часто изображение Богоматери сопровождается орнаментом из вьющихся стеблей, цветов — символов райских садов, что говорит о традиционном восприятии Богоматери как Царицы Небесной райских обителей Бога Вышнего. «Сказание о Тихвинской иконе Богородицы», являясь одним из наиболее известных повествований о перемещении христианских святынь на Русь, не могло не оказаться в сфере внимания старообрядцев. Рассказы такого рода, создаваемые на Руси, получили значение исторического свидетельства в пользу того, что только русское православие и сохранило древнехристианские традиции, причем свидетельства очень важного, поскольку само перенесение святынь в подобных сказаниях, как правило, происходило чудесным образом, следовательно, Божьим промыслом. Тема преемственности русским православием древнего христианства была одной из центральных для старообрядцев, поскольку представления о такой преемственности, выделявшей русскую церковь среди других христианских церквей, и понимание в связи с этим необходимости сохранения «русской веры» в конечном итоге и привело к резкому столкновению старообрядцев и официальных церковных властей, вносивших в устоявшиеся церковные формы немало изменений, воспринимавшихся старообрядцами как «порча». Отождествление тихвинской иконы с иконой, написанной евангелистом Лукой, позволяло считать изображенное на ней перстосложение младенца Иисуса первостепенным аргументом в пользу древности и, следовательно, истинности двуперстия. Особая роль этого свидетельства обуславливалась и тем, что иконное изображение могло служить в качестве доказательства в поддержку старообрядческого мнения о перстосложении для неграмотных людей. Официальной церковью перстосложение Исуса на Тихвинской иконе трактовалось как именословное. В молельных и частных домах у «ревнителей древлего благочестия» можно встретить иконы Владимирскую, Казанскую, Иверскую, Шуйскую Богоматери, а также «Скорбящую Богородицу». Старообрядцы, почитая «Скорбящую Богородицу», исполняли ей ирмосы, призывая ее в печали и как спасительницу от клеветы. В народном сознании культу Богоматери отводилось первое место в ряду «спасительных» и «целительных» чудес, которых ждали от икон святых. Но характер ожидаемых «чудес» в каждом селении мог быть свой. Однако желание видеть не небесное, а именно земное пребывание Богоматери, включение икон Богородицы в ритм своей жизни и повседневных забот объединяет взгляды разных общин и толков в среде «ревнителей древлего благочестия». На многочисленных старообрядческих иконах Господа Вседержателя Царь Небесный как будто «замещал в безблагодатном миру» православного царя. Распространенность в народе иконографии Вседержителя аналогична распространенности в духовных стихах наименования Христа «Царем Небесным». Поскольку реальный мир воспринимался царством сатаны, он воспринимался и местом мучений, требовавших скорейшего разбирательства. В основном в старообрядческой среде встречаются иконы Господа Вседержителя, выполненные «в манере Рублева». Спаситель изображался в традиционном трехчетверном повороте, с двоеперстным благословением, придерживающим левой рукой раскрытое Евангелие. Среди избранных святых повсеместно почитали Николу Чудотворца, Иоанна Богослова «в молчании», Иоанна Предотечу, пророка Илию в «огненном восхождении», Архангела Михаила, представляемого как «Грозных Сил Воевода» (летящий на крылатом коне огненный всадник). В иконографическом отношении есть также ряд особых пристрастий, к которым можно отнести, в первую очередь, групповые композиции. Но, бесспорно, преобладают изображения святых «практического назначения». На иконах в ряду предстоящих или рядом с изображением святого можно встретить ангела-хранителя. Тема Страшного Суда и конца света часто поднимается на страницах апокрифических сказаний в рукописных старообрядческих книгах. В нач. ХVIII в. официальная церковь запрещает изображение Господа Саваофа «в образе ветхолетнего мужа», а также евангелистов в подобие животных с надписанием имени самих апостолов. Под запрещение попадает целый ряд икон, «противных естеству, истории и самой истине». Перечень их довольно сумбурный: наряду с иконами, включающими фантастические элементы (мученик Христофор с песьей головой, Богоматерь-Троеручница, образ Неопалимой Купины, «образ Премудрости Божией в лице некия девицы», «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща», «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына во чреве Его и между Ними Духа Святого в виде голубя», (то есть икона «Отечество»), «Благовещение с Богом Отцом, дышашим из уст»), запрещаются вполне канонические иконы («Образ Богородицы болящей при Рожестве Сына Божия и бабы при Ней», «образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами»). Появление во второй половине XVII в. в новой иконографии «Неопалимой купины», которую стали писать с символическими и аллегорическими подробностями, заставляло старообрядцев пояснять этот сюжет чаще других. В «Алфавите о Неопалимой купине» давалось народное толкование символов иконы, которое в разных сборниках содержало незначительные варианты. Образ внутреннего младенца в пояснении автора-составителя символизировал рождение Христа «От Отца», «прежде всех век Богоматери», младенец же на руках Богоматери «поведет Рожество от девы Бога Отца». Трехлетний возраст Христа символизировал «триличное божество». Во всех старообрядческих толкованиях ощущается традиционная опора на Стоглав и особо чтимые ими предания московской старины.
Школы старообрядческой иконы:
Ветковская икона.
Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая: 2-2, 5-3 см. Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта — подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией.
Невьянская икона.
Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720 -1730-х гг., когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья) новые массы старообрядцев. Сплачивающая роль принадлежала часовенному согласию приемлющих священство старообрядцев-поповцев. Отличительные черты невьянской иконы: удлиненные пропорции и сплошное золочение. В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьяновской иконы.
Поморская (с тундровым позёмом);
Сызранская икона;
Сибирская икона.
Известно о мироточении старообрядческих икон (например св. Парасковии Пятницы в Дальневосточной епархии РПСЦ (ныне отколовшейся от РПСЦ).
ПОЗЖЕ ОПУБЛИКУЮ ДАННЫЕ О ДРУГИХ ШКОЛАХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ.
— Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира: zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb