Адописные иконы: могли ли они существовать на самом деле

Православный человек мог годами молиться «бесовской» иконе. Хуже всего было то, что он об этом даже не подозревал. Черти искусно прятались. Когда выяснялось истинное происхождение образа, верующего охватывал ужас.

До сих пор не известно, зачем создавались адописные иконы и кто осмеливался их писать. Некоторые искусствоведы убеждены, что образы — грандиозный культурный миф.

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.

Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

История с юродивым Василием

Согласно апокрифу, «нѣкий христолюбецъ» заказал у «изуграфа» икону, однако иконописца одолел дьявол, повелевший написать его портрет, а сверху закрыть его ликом Пречистой Девы. За это он дал «изуграфу» 50 златников. Ни о чем не ведающий заказчик взял икону «съ великою вѣрою и любовию» и повесил ее над Варваровскими воротами Китай-города, где иконе поклонялся всякий, проезжавший под ней: и от иконы этой произошло много чудес, творимых дьявольской силой. Якобы блаженный Василий, имеющий от Бог дар видеть «душевныма очима», узрел, что над воротами висит лик сатаны и метнул в образ камень с такой силой, что «расколи его надвое».

Юродивого избила возмущенная толпа и сдала его властям, а те уже донесли царю Ивану IV. На допросе у царя блаженный поведал о скрытом облике дьявола под образом Девы.

Когда к царю притащили иконописца, тот во всем признался. Каждый получил по заслугам: «изуграф» – смертную казнь, а Василий – свободу.

Справедливости ради стоит указать, что апокриф с историей про икону, опубликованный только в 1910 году, возник не на пустом месте: при царе Петре Алексеевиче на воротах появилась икона Богородицы Боголюбской, которую связывают с началом Чумного бунта 1770 года. Во время эпидемии верующие сняли икону с ворот, чтобы каждый мог приложиться и исцелиться, но член Св. Синода архиепископ Амвросий велел убрать икону, опасаясь, что мор в толпе распространиться. Разгневанная толпа настигла архиерея в Донском монастыре и убила. Бунт был подавлен только через три дня.

Технология изготовления и опасность использования

Иконы изготавливали специальные богомазы. Образы состояли их двух слоёв. Сначала художник рисовал чертей, бесов и дьявола. Затем краска подсыхала и поверх наносилась грунтовка. Вторым слоем богомаз рисовал привычные лики святых. Таким образом для обнаружения адописной иконы требовалось снять верхний слой. Иногда художники скрывали под внутренним слоем только мелкие детали. Например, рога или другую дьявольскую атрибутику.

Подобные образы для православного человека представляли огромную опасность. Несмотря на то, что два слоя были отдельными, они неразрывно связывались. Получается, человек молился и святому, и дьяволу одновременно. По этой причине в адописных иконах православные усматривали происки чернокнижников. Кто же на самом деле рисовал эти иконы?

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, как на фото 1, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.

Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.

Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.

Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Зачем делали адописные иконы?

Существует две версии о том, для чего создавались адописные иконы. Согласно первой, «бесовские» образы изготавливали старообрядцы. Они нарочно помещали под лик святых чертей. Так приверженцы старых традиций подчёркивали своё отношение к церковным реформам. Для старообрядцев это было своего рода местью за принятие греческих канонов богослужения.

По другой версии старообрядцы были жертвами. Им, как и другим православным, иконы продавали офени. Хитрые торгаши, сколотившие целое тайное общество, получали двойную выгоду. Первый офеня приезжал в деревню и продавал бесовскую икону. После него в село наведывался подельник. Он поддевал ногтем краску и раскрывал страшную тайну икон. В качестве одолжения второй офеня предлагал увезти иконы из города. А на смену им продавал новые, самые обычные образы.

Библия Дьявола — содержание

Огромная зловещая книга представлена в виде древней рукописи. Согласно распространенной теории, появился атрибут в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (сейчас Храст).

В Гигантском кодексе 624 страницы, высотой книга 89 см, ширина — 49 см. Вес труда внушительный — 75 кг. По приблизительным данным, на изготовление рукописи потрачено 167 шкур ягнят.

По одной из легенд, монаху в написании книги помогал Сатана. Предание гласит, что для искупления тяжкого греха чернецу необходимо в течение одной ночи переписать Библию. Взявшись за работу, монах осознал, что это невозможно, и призвав Сатану, молил Дьявола о спасении.

Выполнен кодекс нетипичным для XIII века почерком. Буквы напоминают печатные. Сегодня ученые не согласны с легендой и уверены, что срок изготовления книги — не менее 20–30 лет. Предположение М. Гулик подтверждал тем, что средневековый песец был способен скопировать не более 140 строк в сутки. Даже безостановочная работа потребовала бы около 5 лет для создания Библии.

В рукописи содержатся Ветхий и Новый Заветы, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, календарь с указанием дней святых и разнообразные заклинания.

Оригинал Codex Gigas (Библия Дьявола) выставлен в пражской библиотеке Клементинум.

Поразительна страница под номером 290, где расположены и привычные библейские рассказы, и странный рисунок, изображающий предположительно Дьявола. Просматривая книгу, просто определить, что лист отличается от остальных: другой окраски, стилистика и цвет текста явно иные. Создается впечатление, что отрывок выполнен другим человеком.

Экскурс в иконописную историю

Сейчас статус иконы в православном и католическом христианстве не подлежит сомнению, но так было далеко не всегда. Долгое время вопрос использования и почитания икон был не только открытым, но и являлся предметом ожесточенных споров. Так, в Византии в VIII–IX веках серьезную поддержку приобрело иконоборчество. Его сторонники считали почитание икон идолопоклонничеством. Речь шла не об отделившейся группе еретиков: раскол существовал непосредственно внутри церкви, и борьба между сторонами шла с переменным успехом. Окончательно статус допустимости и сакральности икон был разрешен лишь благодаря сначала второму Никейскому (787 г.), а впоследствии Константинопольскому собору 843 года. Однако и тогда еще не были решены окончательно многие вопросы в иконографии.

Как следует передавать те или иные сакральные образы, и как этого делать категорически нельзя? Как изобразить Троицу, и подобает ли это делать вообще? Как следует передавать через живопись образы некоторых святых, например Святого Христофора – псоглавого мученика? Следует понимать, что основные трудности лежали далеко не в области художественных решений: перед иконописцем ставилась серьезная религиозная цель, контролируемая Церковью. За исполнением традиций, с одной стороны, строго следили. С другой – спорили, ставили под сомнение, обвиняли оппонентов в ереси или даже колдовстве. С третьей – сюжеты икон и их исполнение должны были быть понятны простым прихожанам (как правило, далеким от богословских нюансов), вызывать у них богобоязненный трепет и приобщать их к мыслям о вечном.

Содержание одних канонов не изменялось веками, других – веками же отшлифовывалось. Порой в этом процессе происходили необычные казусы. Так, в Средневековье была распространена католическая традиция изображать ветхозаветного пророка Моисея с… рогами. Это было связанно с особенностью латинского перевода Книги Исхода и эпизодом схождения с горы Синай. Несмотря на распространенность такого изображения, некоторые из средневековых образов Моисея дошли до нас с выскобленным, поврежденным лицом – по предположению историков, это было «работой» отдельных впечатлительных прихожан, усмотревших в пророке скрытого беса или дьявола.

В православии самым резонансным и весомым процессом, связанным с внутренними спорами и противоречиями, стал церковный раскол XVII века. Реформаторская деятельность патриарха Никона задела множество церковных аспектов и традиций, в том числе и те, что были связаны с иконописью. Весомая часть верующих категорически не приняла подобные изменения, сформировав неоднородное движение староверов. Из двух лагерей звучали взаимные упреки об отступлении от истинных канонов и ереси.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

На третьем круге авторами представлена святая Богородица, которая выступает в роли спасительницы больных и угнетенных душ. Она приходит на помощь тогда, когда определенным людям была уготована тяжелая участь.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]