Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 14.03.2021
Кто такой дьявол (сатана) и откуда он взялся? Что говорит Библия про дьявола? Когда кто-то из людей решает совершить грех — украсть, например, это дьявол провоцирует его сделать это?
Правда ли, что еврейское слово, которое используется в Библии для слова «сатана», отличается от слова, которое используется для слова «дьявол» в Новом Завете? Некоторые полагают, что дьявол и сатана — это два разных существа. К сожалению, Библия дает очень мало информации о сатане.
Кто такой дьявол?
Сегодня церковь утратила свое былое влияние. Люди уже не такие религиозные и, как следствие, они теряют веру в Бога. Кому-то может показаться удивительным тот факт, что вера в дьявола продолжает жить в народе. В хорошее всегда верится с трудом, а вот в плохое – с легкостью. Существует ли дьявол и кто он такой? Именно на эти вопросы ищет ответы уже не одно поколение людей. Если верить Библии, то дьявол – это падший ангел, изгнанный из рая. За что же его изгнали? Дьявол был себялюбив и очень амбициозен. Этакий карьерист, если говорить современным языком. Богу не понравится крутой нрав своего подчиненного, и он решил показать, кто на небе хозяин. В результате Бог выиграл, и дьявол был повержен. Вместе со своими единомышленниками дьявол пал. Падшие ангелы – это служители темных сил. Есть ли дьявол на свете – сказать невозможно. Почему? По той причине, что никто не знает, как он выглядит. Но люди любят строить предположения на этот счет.
Рождение современного Сатаны
Характеристики: красный с копытами и рогами, частично развились из божеств других религий.
Смутно очерченный Сатана Ветхого Завета постепенно трансформировался в течение раннего христианского периода, Средневековья и Возрождения в демонического Архидемона, который правит адом. Этот Сатана хорошо известен в современную эпоху — мстительный, гордый падший ангел, который соблазняет согрешить и обрекает сражаться с Богом за судьбу смертных душ. Множество факторов и сочинений создали этого мифологического Сатану:
- Создание англоязычной Библии короля Иакова в 1611 году превратило «Люцифера», латинский термин для в имя собственное и ассоциировало его с сатанинской фигурой. Это помогло персонифицировать Сатану как индивидуальное существо.
- Когда христианство вытеснило существующие религии, боги других религий часто осуждались как демоны. Как правитель всех демонов, Сатана затем начал принимать на себя аспекты этих демонизированных божеств. Сатана присвоил себе раздвоенные копыта и рога греческого бога Пана, и ненасытный характер римского бога Вакха (Дионис).
- Писатели и религиозные авторитеты в Средние века и эпоху Возрождения расширили христианскую мифологию, создавая истории, которые стали решающими для христианской мысли и идентичности, несмотря на то, что они не появлялись в Библии. Эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Божественная комедия» Данте Алигьери относятся к числу знаковых произведений этого типа. «Потерянный рай», в частности, создал сложную мифологию, включающую восстание ангелов, и мощный образ Люцифера, изгнанного с небес за его гордыню и отказ повиноваться Богу.
Но есть еще один шаг в эволюции Сатаны. В эпоху Просвещения
, примерно в 18 веке, научная и рациональная мысль заняла более видное место в европейском обществе. Сатана превратился из силы чистого зла в более символическое существо, обладающее даже положительными качествами. Он стал гордой фигурой, не желающей подчиняться тирании.
Как выглядит дьявол?
Если что-то невозможно увидеть, это еще не причина не думать о том, как что-то невиданное может выглядеть. Люди издревле задавались вопросом, существует ли дьявол. Поэтому на сегодняшний день есть много предположений относительно его внешнего вида. В Библии написано, что дьявол был хорош собой и крепко сложен. Но людям не понравилось такое представление о зле. Всегда хочется, чтобы зло выглядело отталкивающе. Поэтому сообразительные предки решили, что дьявол по своей воле может менять обличия. Перед одними людьми он может предстать в образе змея, перед другими – в образе дракона, а перед третьими – в образе человека. Но как же тогда узнать дьявола, если его облик так многообразен? Человеку остается полагаться на свое чутье и интуицию. Разгадать темную потустороннюю силу можно по речам и по тем убеждениям, которые она будет внушать.
Происхождение Сатаны
Образ, характер и определение Сатаны сильно эволюционировали на протяжении многих лет.
Чтобы понять сатанистов, мы должны сначала понять Сатану. Так же, как вымышленные персонажи Доктор Стрэндж или Лекс Лютор, у сатаны есть история происхождения.
Первые упоминания о Сатане появляются в еврейской Библии (Танах), из которой происходит большая часть христианского Ветхого Завета. Однако среди религиоведов существует большая неопределенность относительно того, что имели в виду авторы, когда слово «сатана» появляется в Ветхом Завете. Определение может варьироваться в зависимости от того, как библейский термин для Сатаны (שָּׂטָן) переводится и интерпретируется. В некоторых случаях этот термин просто означает «противник» и ясно указывает на человеческую фигуру, а не на сверхъестественную. В других случаях он предполагает, что Сатана является «обвинителем» или частью Небесной правовой системы. Нет единого мнения о том, что Сатана является прообразом какого-либо человека, либо относился бы к сверхъестественному существу, который является врагом Бога. Хотя эта концепция на протяжении веков принимала различные формы, идея Сатаны, представляющего собой аутсайдера, который противостоит установленным ценностям, является общей нитью, пронизывающей все его воплощения.
Христианский Новый Завет содержит гораздо более ясную эволюцию Сатаны как единого сверхъестественного зла, противостоящего Богу. Он часто появляется по воле Бога, чтобы испытать людей, чтобы они показали свою истинную веру.
Однако даже в Новом Завете есть много путаницы о том, кто такой Сатана. Ученые должны внимательно изучить различные переводы еврейских и арамейских слов для обозначения «злого» или имена некоторых демонов, таких как Аваддон, Вельзевул или Велиал, и попытаться объяснить, относятся ли они к Сатане или более общему злу в контексте. При обращении исключительно к Библии трудно определить, как выглядит Сатана, откуда он пришел или каковы его цели.
Итак, откуда же взялась версия Сатаны с рогами, вилами?
Назначение дьявола
Если предположить, что темная потусторонняя сила существует, невольно возникает вопрос: «Зачем она нужна?». Существует ли дьявол или нет, но зло в мире есть точно. Людям всегда нравится искать в своих проблемах и несчастьях виноватых. Таким козлом отпущения для многих стал дьявол. Наши предки обвиняли его во всех своих грехах. Например, кто-то решил изменить жене. Намного проще объяснить свой поступок тем, что дьявол сбил с верного пути, чем откровенно признаться в своем решении сходить налево. То же самое касается и отрицательных качеств человека. Жадная персона, лишившись своих сбережений, будет говорить, что все проблемы из-за дьявола. А собственные пороки никто в расчет брать не привык. Так что назначение дьявола в нашем мире простое. Люди сваливают на потустороннее существо свои неприятности, дурные поступки, отрицательные качества характера и собственные промахи.
Бифа-мать Бафомет
В некий общепринятый визуальный образ многие разрозненные символы сатаны-дьявола обобщил французский оккультист 19-го века Альфонс-Луи Констан Элифас Леви. Он изобразил нечто вод именем «Бафомет»:
Здесь мы видим «осужденные» тысячелетия назад символы древнего Отца-Творца (огонь, рога и фаллос) и множество символов Великой Матери (тьма, ночь, луна, женские органы, змеи, чешуя рыбы (водная стихия)). Возможно, чешуя может символизировать не просто рыбу, а водное чудовище — дракона, который сам по себе является одним из имен-образов сатаны-дьявола. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) сатана называется Большим Красным Драконом или Великим Драконом. Среди главных «женских» символов не хватает только символа земли, хотя, возможно, шар, на котором сидит это нечто, символизирует как раз землю (земной шар). Пятиконечная звезда (пентаграмма) — это месопотамская звезда Инанны (Астарты), одновременно символизирующая её лоно (об этом можно почитать отдельную статью).
Характерно то, что именем Бафомет, которое появилось впервые в средневековых записях, первоначально именовалась супруга сатаны «проклятая дьяволица». И это очень примечательно, так как в этом случае само имя расшифровывается никак иначе как корова, супруга или мать быка — Бифа-мать (сравните, например, с именем месопотамской богини Тиамат). По-английски и по-немецки говядина beef (биф), по-французски boeuf (бёф). Да и само слово beef через слово «бык» связано с именем Баал.
Другими словами, в образе дьявола-сатаны, который сложился на сегодняшний момент в массовой культуре зашифрованы символьные атрибуты домонотеистической стереотеистической божественной пары мужского и женского первоначал. Причем с подавляющим перевесом в сторону женского начала. То есть, можно сказать, что в современном образе сатаны-дьявола зашифрован именно искаженный образ древней Великой Матери (материи), посредством которой Отец-Творец (дух) создавал мир. И это вполне логично, если учесть, что сатанисты как раз ностальгируют (как минимум в «шедеврах» своего «искусства») по старым домонотеистическим позднеязыческим оргиастическим кровавым культам. Эти культы имели подавляющий уклон именно в сторону женского начала, которое именно поэтому в монотеизме было подвергнуто столь бескомпромиссному забвению, из тысячелетней темницы которого оно рвётся на волю в условиях сегодняшнего ослабления монотеизма.
На связь природы сатаны-диавола и женского первоначала в культуре также указывает средневековое каббалистические дополнения к истории Адама и Евы в виде Лилит, которая является змеей-искусительницей. Образ Лилит уходит в глубину месопотамских верований и связан с Белит, Астартой и Инанной, последовательными историческими образами древней стреотеистической Великой Матери.
Другими подтверждениями предположения связи сатаны-диавола с женским первоначалом являются во-первых явная ориентация современной городской капиталистической цивилизации западных постхристианских стран на материализм, то есть на ту область, которая всегда была ипостасью Великой Матери (материя, деньги, материальное благополучие, комфорт и удовольствие), во-вторых — явная враждебность этой городской цивилизации к религиям Отца-Творца (иудаизму, христианству и исламу) — так образ Великой Матери «мстит» за своё забвение во времена господства монотеизма.
Дьявол и злые силы – это одно и то же?
Наши предки привыкли считать, что мир наполнен невидимыми существами. И каждое из них отвечало за ту или иную область деятельности. Размышляя о том, существует ли дьявол на самом деле, люди решили, что существует. Если был Бог, значит, был и дьявол. Это существо живет до сих пор среди нас и искушает добрых граждан. Дьявол считается представителем всех злых сил. Чего бы плохого с человеком ни произошло, он искренне верит в то, что это проделки дьявола. Глупо? Возможно. С падением церковной власти над умами граждан люди перестали верить в религиозные придания. В писании нет аргументации, и все приходится принимать на веру. Идти на такое соглашение современный человек не намерен. Поэтому сегодня все чаще можно услышать мнение, что дьявола не существует, а злые силы – это не что иное, как отрицательная энергетика, которую человек сам себе заработал, совершая те или иные грехи.
Сатанизм и колдовство в Средние века
Ведьмы, сожженные в Средние века, часто обвинялись в сатанизме или поклонении дьяволу.
В поклонении Сатане в Средние века и эпоху Возрождения обвиняли два типа людей: ведьм и западных эзотериков. Трактат конца XV века о колдовстве «Malleus Maleficarum
«, он же
«Молот ведьм», последовал примеру современной культуры, обозначающей все, что противоречит православному христианству, как поклонение Сатане. В нем содержались разделы, осуждающие ведьм за неверие в демонологию и сексуальные отношения с дьяволами. А такие группы, как Катары, считались еретиками и преследовались Церковью за почитание сатанинских фигур.
Несмотря на обвинения, нет никаких твердых доказательств того, что организованные группы поклонялись Сатане как злому божеству в Средние века или в эпоху Возрождения. И существование некоторых предположительно дьяволопоклоннических групп, таких как Люциферианцы, обсуждается и часто дискредитируется. Были ли на самом деле организации, шабаши или культы, которые регулярно поклонялись Сатане в то время? Ответ — наверняка нет.
Для более длительного ответа, давайте начнем с ведьм. В течение 16-го и 17-го веков, широко распространенная паника ведьм в Европе достигла своего пика. По оценкам, 60 000 человек в Европе и американских колониях были приговорены к смертной казни за преступление колдовства, почти все из них женщины. Эта колдовская истерия была широко экспортирована в США через Салем, штат Массачусетс, в 1692 году. Подавляющее большинство этих случаев были результатом мелких обид, детских обвинений или социальных наказаний. Некоторые из «ведьм», участвовавших в этом деле, практиковали старые языческие традиции или народную магию или просто были недостаточно благочестивы в глазах местного сообщества. Негативный образ ведьмы, как злой, как девиантный был создан христианской церковью с помощью светского правящего класса. «Единая Истинная Церковь» должна была устранить конкуренцию.
Кроме того, существуют эзотерические ордена
или группы, которые придерживались нехристианских идей или переняли оккультные практики из других религий. В их число входили группы, исповедовавшие гностицизм, каббалу, христианскую теософию и Розенкрейцерство. Что их всех объединяло, так это идея о том, что в мире или в священных текстах можно найти скрытые (оккультные) истины, и члены церкви могут изучать ритуалы, которые открывают тайные силы.
Эзотерические ордена не были откровенно сатанинскими. Однако господствующая церковь изображала их как злых и сатанинских, чтобы подорвать их и уменьшить их привлекательность, во многом так же, как они делали с перемещенными религиями в более ранние эпохи. Например, в XIV веке в борьбе за власть между церковными властями и христианским военным орденом Рыцарей-Тамплиеров, лидеры рыцарей были арестованы и обвинены в плевке на крест и поклонении идолу под названием Бафомет.
Присущая этим группам скрытность делала их уязвимыми для обвинений в богохульстве и поклонении Сатане. Члены этих орденов, возможно, были заклеймены как злые еретики и богохульствующие поклонники дьявола, но маловероятно, что существовали какие-либо долгосрочные организованные группы сатанистов, активно поклонявшихся Сатане как злой сущности в любую историческую эпоху. Даже сегодня тайные общества и эзотерические ордена, такие как Иллюминаты и франкмасоны, находятся в центре многих зловещих теорий заговора. Однако здесь есть сюжетный поворот: современные сатанистские группы приняли многие предположительно сатанинские символы, такие как перевернутая пентаграмма и изображение божества Бафомета , используемые эзотерическими орденами.
Тем не менее, пришло время встретиться с Антоном Лавеем, отцом современного сатанизма.
Можно ли продать душу дьяволу?
Бытует мнение, что чересчур успешные, красивые или талантливые люди заключают сделку со злыми силами, чтобы стать известными. Так ли это? Люди долго спорят, существует ли бог и дьявол, но к единому мнению так прийти еще и не удалось. Соответственно, получить ответ на вопрос: «Можно ли продать кому-то свою душу?» тоже невозможно. А вы когда-нибудь задумывались о том, продали бы вы свою душу, если бы была такая возможность? Скорее всего, нет. Так почему же сложилось впечатление, что каждый талантливый человек состоит в сделке с дьяволом? Людская зависть безгранична. Порой человеку сложно объяснить себе, почему у соседа дела идут хорошо, а у него все плохо. Люди видят только то, что хотят видеть. Порой человек просто не хочет замечать тот факт, что его сосед много и упорно работает для того, чтобы получить какие-то материальные блага и повышение по службе. Редко человеку что-то дается просто. В основном приходится тратить много сил и здоровья на то, чтобы достичь желаемого результата. Именно по этой причине, когда человек зарабатывает свой первый миллион, у него подорвано здоровье, и есть много психологических проблем. Но ни о какой сделке здесь речи идти не может. Просто персона неправильно в свое время расставила приоритеты.
Храм Сатаны и другие сатанистские практики
Представитель Сатанинского храма Люсьен Гривз стоит перед статуей Бафомета.
Сатанинский храм — это слабо организованная группа сатанистов, подобная Церкви Сатаны, но он не поддерживает жесткую версию сатанизма. Храм также является домом для атеистов, философских сатанистов. Однако он отвергает социал-дарвинизм и либертарианские взгляды Церкви Сатаны. Верования приверженцев Сатанинского храма подобны верованиям секулярных гуманистов, которые ценят критическое, научное мышление и индивидуализм.
Храм является политически и социально прогрессивным и использует свою дурную славу для достижения прогрессивных целей. Для сатанинского храма шокирующее значение сатанинских образов полезно в качестве средства массовой информации и политического инструмента, и организация регулярно использует его, чтобы уравновесить то, что она видит как религиозные вторжения в общественную жизнь. Например, храм попросил, чтобы статуя Бафомета была установлена рядом с памятником Десяти Заповедей на территории Капитолия штата Оклахома в 2015 году.
Элс Янг, сатанист из Сан-Франциско и член Сатанинского храма (хотя и не являющийся его официальным представителем), описал свой интерес к Храму как сознательное неприятие Лавейского сатанизма. «Я узнал о сатанинском храме через общественный лоскут о монументе Бафомета в Оклахоме, как и большинство людей, я нашел их пример освежающим», — сказал Янг по электронной почте.
Есть несколько менее известных сатанинских групп. Первая Сатанинская церковь, основанная дочерью Антона ЛаВея Карлой Лавей, является ответвлением Церкви Сатаны. Орден змея, это еще одна группа, которая следует «пути левой руки». Современные эзотерические и оккультные группы, такие как Храм сета, иногда путают с сатанинскими организациями. Горстка сатанинских группировок в основном в Европе, таких как Орден девяти углов , связаны с крайне правыми националистическими идеологиями.
Наконец, есть теистические сатанисты, или те, кто поклоняется Сатане как божеству, а не символически. Теистические сатанисты не имеют широко распространенных организаций, и некоторые атеистические сатанисты не одобряют их сатанинский ярлык. Из немногих теистических сатанистов, ни один из них не поклоняется буквальному, сверхъестественному Сатане как Богу, как это делают сатанисты в фильмах.
Некоторые из них поклоняются Сатане как языческому божеству, но не как воплощению зла. Сатанист из Сан-Паулу, Бразилия, считает Сатану божеством, но описывает верования, очень похожие на философский сатанизм. «Я думаю о Сатане больше как о безликой силе, чем о чем-либо еще», — сказал он.
До этого момента, сатанисты не кажутся уж такими, которые приносят в жертву людей, животных и т.д. Существуют ли эти, так называемые, «злые» сатанисты?
Идолопоклонение
Хотите стать успешным и богатым? Тогда начните работать. Некоторые люди тратят свою жизнь зря. Им интересно, существует ли дьявол. Доказательства этого существования они ищут в книгах, в фильмах и в жизни. Зачем они тратят на это время? Вы же замечали, как люди в церкви просят у иконы здоровья, счастья или же успехов? Так вот, некоторые люди преклоняются не перед святыми, а перед дьяволом. А так как образа дьявола они не находят, они собирают идолы. Глупо обращаться за помощью к потусторонним злым силам. Но ведь если человек в чем-то сможет себя убедить, то, скорее всего, его убеждение действительно воплотится. Например, персона может пообещать своему идолу, что она согласна пожертвовать успехом в личной жизни, если в ее карьере все будет хорошо. В итоге женщина становится директором предприятия, но личная жизнь не складывается. Она искренне ругает свою глупость и проклинает идол. Но на деле она сама не дает себе быть счастливой. Нужно понимать, что убеждения всегда можно переменить и идолов тоже.
В науке
Богомол Idolomantis diabolica
Название «дьявол» дано двум видам животных: тасманийскому сумчатому дьяволу (Sarcophilus harrisii
), виду млекопитающих из отряда сумчатых, и скату манте, которого ещё называют морской дьявол. Кроме того, латинское
diabolus
— «дьявол» и
diabolicus
— «дьявольский» используются в научных названиях некоторых родов и видов животных и растений, например:
- Diabolocatantops
— род прямокрылых насекомых из подотряда короткоусых; - Boopedon diabolicum
,
Cardeniopsis diabolicus
,
Clerithes diabolicus
,
Eumacroxiphus diabolicus
,
Meridacris diabolica
,
Neduba diabolica
,
Ocnocerus diabolicus
— семь видов прямокрылых насекомых; - Idolomantis diabolica
— вид богомолов; - Sphex diabolicus
— вид перепончатокрылых насекомых из семейства роющих ос; - Coccophagus diabolicus
— вид перепончатокрылых насекомых из группы наездников; - Troglohyphantes diabolicus
,
Australomimetus diabolicus
— два вида пауков; - Cyprinodon diabolis
— Дьявольский карпозубик, вид лучепёрых рыб из отряда карпозубообразных; - Batrachoseps diabolicus
— вид хвостатых земноводных из семейства безлёгочных саламандр; - Hypsiboas diabolicus
— вид бесхвостых земноводных из семейства квакш; - Eurostopodus diabolicus
— вид птиц из отряда козодоев; - Carpodacus rubicilla diabolicus
— подвид большой чечевицы, певчей птицы из семейства вьюрковых; - Telipogon diabolicus
— вид орхидей.
Колдовство
Но если идолы не работают, то почему люди до сих пор верят в проклятия и сглаз? Это сложно объяснить. В мире всегда были мошенники, которые не хотели зарабатывать деньги честным путем и по этой причине они прибегали к обману. Они сулили человеку богатство, здоровье, счастье и успех. Причем делать ничего было не нужно, просто заплатить колдунье. Такой подход всех устраивал, поэтому колдовство распространилось повсеместно. Существуют ли дьяволы в реальной жизни или нет, людям было неинтересно. Они были согласны заключать сделки с дьяволом, ведь они же получали за это моральное удовлетворение и грезы насчет выполнения всех своих желаний. Но люди не всегда просили у колдунов счастья для себя. Нередко люди хотели навести порчу на человека, который плохо с ними обошелся. Как следствие, появились заговоры и порчи. Работают ли они, каждый решает сам. Но эксперты говорят, что это все бред и вымысел. Болезни на людей насылает не дьявол и не те персоны, которые якобы с ним связаны.
Противный Зевс-Баал
Современное слово «дьявол» происходит от греческого «диаволос», которое использовалось в Древней Греции как прилагательное «клеветнический, клевещущий, злословящий» или как существительное «клеветник». Это слово в этих значениях мы встречаем у Пиндара, Аристофана, Менандра и Аристотеля. Предполагается, что это слово произошло от индоевропейских слов «диа» (через, раздельно) и «бало» (бросать, кидать). При этом сторонников этой этимологии не смущает, что в ней не прослеживается никакого фактического смысла. Как «бросание раздельно» стало «клеветническим»? Непонятно… Да и названные выше мыслители жили в середине и второй половине первого тысячелетия до нашей эры. А что было раньше? Использовалось ли это слово? Если использовалось, то в каких значениях? Возникает много вопросов, которые не имеют ответов.
На это слово можно посмотреть и с другой стороны. Греки в Средиземном море находились в плотном многовековом торговом взаимодействии с финикийцами, мужским божеством которых был Баал. Имя этого божества, судя по всему, тесно связано с быком. Сравните слова Баал, вол, бул (англ. bull). Бык в древних неписьменных культурах использовался в качестве иконы божества мужского первоначала (Отца-Творца, который создал мир). Не исключено, что вторая часть греческого слова диа-болус происходит именно через финикийского Баала от быка как олицетворения древнейшего образа Отца-Творца. В религиях более северных народов, кстати, также есть эквиваленты Баалу: Велес, Волос, Тавр Бусич, Тор (тур, таур (бык)) и т.д.
Тогда первая часть «диа» элементарно читается по смыслу как «бог» — деус (Зевс (Дый), индуистский Дьяус Пита (Небесный Отец), римский Юпитер (Дьюс-пита)). Греческий бог Дионис, например, тоже явно имеет эту первую часть «дио», которая также может указывать на божественность. В римской традиции Дионис зовётся Бахусом (Вакхом), в имени которого легко читается родство с финикийским Баалом.
Если это предположение верно, то греческое слово «диаболус», возможно, первоначально означало «бог Баал», то есть чужой для греков финикийский бог. Клеветнический — значит обманный, неверный, ошибочный (свой бог всегда истинный, а чужой ложный). А от этих значений по смыслу очень недалеко до значений «противный, противник, препятствующий, препятствие», то есть до значения слова «сатана», которое родом из иврита, который формировался на основе древнего языка, которым пользовались семиты, включая финикийцев. Круг замкнулся. В обоих случаях следы ведут к финикийцам.
Что касается других имен, то имя «Бафомет» появилось в Средние века, «Люцифер» — в 8-м веке до н.э., а ветхозаветный «Вельзевул» — это тот же Баал (Баал-Зебуб, господин мух).
Таким образом, «злословящий клеветник» дьявол и «препятствующий противник» сатана, имея очень древние корни, которые питала одна и та же финикийская почва, встретились в христианстве и с тех пор неразлучны. Эти слова сегодня обозначают образ, который имеет черты очень древних божеств, с позднеязыческими формами которых иудеи, а потом и христиане активно боролись.
Верить или нет?
Человек решает сам, существует ли Библия дьявола. Если персона сможет себя убедить, в том, что темные силы существуют, то переубедить его в обратном будет сложно. Да и зачем, ведь картина этого мира у всех разная. Если человеку комфортно думать, что силы добра борются с силами зла, пусть он так считает. Главное, чтобы добро побеждало. Объективная реальность не может быть одинаковой. Иначе бы жизнь была слишком скучной. Но подход у человека к злым силам должен быть адекватным. Никто не будет мешать персоне верить в дьявола ровно до тех пор, пока человек не станет открыто ему преклоняться. Всегда нужно оставаться в рамках приличия и быть благоразумным. В чем же преимущества веры в дьявола? Человек снимает с себя ответственность за плохие поступки. Персона может смело считать, что все нехорошее, что происходит в жизни, творит дьявол. Разумен ли этот подход? Для детей – возможно, для взрослых – нет. Человек должен уметь брать ответственность за себя и свои поступки.
Философия Церкви Сатаны
Перевернутая пентаграмма с головой козла внутри, окруженная словом «Левиафан» на иврите, является официальным логотипом Церкви Сатаны.
Философия Церкви Сатаны изложена в перечнях правил, догматов и других писаний, но они сводятся к следующему:
- Никто не должен говорить вам, что делать, особенно с вашим собственным телом.
- Потакайте своим желаниям, поддавайтесь искушению и наслаждайтесь тем, что другие религии считают грехом.
- Вы никому ничего не должны, и вы можете делать то, что посчитаете нужным по отношению к другим людям, если считаете, что они этого заслуживают.
Существуют девять сатанинских грехов:
- Глупость
- Претенциозность
- Солипсизм
- Самообман
- Стадная конформность
- Отсутствие перспективы
- Забвение прошлых ортодоксий
- Контрпродуктивная гордыня
- Отсутствие эстетики
Лавейский сатанизм является непоколебимо атеистическим и антихристианским, что обусловлено, по его мнению, авторитаризмом Церкви и подавлением животной природы человека. Для Лавейских сатанистов Сатана-это дохристианский символ своекорыстия и отказа от контроля, а не сущность. Это темная сила природы, которая представляет мирское и земное, в то время как сами сатанисты являются своим собственным «богом». Церковь подчеркивает снисходительность, мстительность, самостоятельность, самоответственность и возвышение жизни.
Оккультные ритуалы, описанные Лавеем в» Сатанинской Библии», были задуманы как психодрамы, ведущие к самосознанию, принятию плотских утех или психологическому манипулированию, что существуют силы за пределами человеческого объяснения. ЛаВей категорически отверг идею о том, что кровавое жертвоприношение должно использоваться в любом ритуале, а церковь отвергает причинение вреда животным и детям. Но он столкнулся с критикой за свою защиту социального дарвинизма и элитарности.
Церковь оставалась активной и после смерти Лавея в 1997 году. Ее члены выпустили новые тексты по философии сатанизма. Нынешний верховный жрец (Высший административный титул, наряду с верховной жрицей) Церкви Сатаны, Питер Х. Гилмор, написал в 2007 году книгу «Сатанинские Писания», сборник эссе и ритуалов, которые церковь считает важным текстом . По состоянию на апрель 2021 года, Пегги Надрамия является верховной жрицей Церкви Сатаны.
Церковь не проводит никаких официальных служб или собраний — сегодня большинство сатанистов остаются на связи в интернете. Вы можете зарегистрироваться в Церкви Сатаны, отправив $ 200 на их почтовый ящик, но это не дает никаких преимуществ, кроме членской карточки. Церковь подчеркивает, что регистрация не требуется для того, чтобы кто-то практиковал сатанизм или следовал учению Лавея, хотя есть иерархия, которая продвигается от зарегистрированного члена (без степени) до мага или мага пятой степени. Несмотря на то, что Церковь Сатаны сосредоточена на свободе и индивидуализме, а не на поклонении дьяволу, клеймо сатанистов как зла, остается.
Из многих опрошенных сатанистов, даже те, кто открыто практикует сатанизм, избирательно относятся к людям, с которыми они разделяют свои убеждения. «Я не могу полностью выразить себя публично из-за страха возмездия со стороны людей в той части мира, в которой я живу», — сказал один сатанист, пожелавший остаться анонимным. «То влияние, которое это клеймо оказало на меня, было потерей друзей, которые не хотели понимать мою атеистическую, индивидуалистическую точку зрения по сравнению с их теистической».
Церковь Сатаны утверждает, что она имеет членов по всему миру и постоянно растет, но это не единственное активное современное Сатанистское движение.
Как уберечь себя от дьявола?
Сатана – кто это и существует ли он? Вне зависимости от того, какой ответ вы дали на этот вопрос, вам следует соблюдать некоторые правила, чтобы не попасться к нему на удочку и жить счастливо.
- Доброта. Никогда не желайте своим знакомым и даже врагам ничего плохого. Даже если с вами поступили очень нехорошо, попробуйте понять и простить. Кому станет легче от ваших дурных мыслей? Никому. Так и постарайтесь не допускать их в свою голову. Творите добрые поступки и не скупитесь на них даже для тех, кого считаете недостойными теплоты. Помните, чем злее человек, тем он несчастнее.
- Честность. Не врите. Для того, чтобы быть счастливым, нужно быть со всеми откровенным. Тогда не придется запоминать, кому, о чем и что именно ты соврал. Жизнь будет проще и интересней.
- Не задавайтесь. Высокая самооценка – это хорошо, но человек, который считает себя выше других, редко бывает счастлив. Чем меньше вы будете выставлять на показ свой ум и свое счастье, тем лучше и спокойнее будет ваше жизнь
За что ведется эта война?
Человеческие войны ведутся за ресурсы и территории, владычество и контроль. Разумеется, война между Богом и сатаной ведется не за это. Бог есть Творец всего видимого и невидимого, Он — неоспоримый Владыка мира, который Он создал и поддерживает в бытии. Сатана — всего-навсего падшее и мятежное творение. Но есть нечто гораздо более важное, чем вся вселенная, чем все звезды и галактики — бессмертные души людей. Именно за них и ведется борьба. Бог создал людей (как и ангелов) свободными и хочет привести их к вечной жизни в любви и радости; сатана стремится втянуть людей в своей мятеж, чтобы в итоге погубить их. Выражение «битва за умы и сердца» может звучать как штамп, но в данном случае это именно она — битва за души людей. Ни Бог, ни дьявол не интересуются геополитикой — вернее, интересуются ей лишь постольку, поскольку она как-то отражается на вечном спасении конкретных лиц. Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36)
А что с Люцифером?
Есть очень вероятная аллюзия на падение Сатаны с небес в книге Исайи. Когда пророк описывает Божий суд над царем Вавилона, он переходит на язык, слишком грандиозный, чтобы описывать просто человека:
В Библии версии короля Иакова «сын зари» (morning star) переведено как Люцефер, что означает «носитель света». И хотя это общеупотребительный религиозный термин, он не встречается в большинстве современных переводов Библии.
Невозможно с уверенностью утверждать, что это место из книги пророка Исайи является аллюзией на гордыню Сатаны и его последующее падение с небес, но это, безусловно, возможно.
Голубой ангел и черный человек: антропоморфный дьявол
Неудивительно, что первые изображения «отца лжи» были созданы по мотивам его недавно установленной «биографии». Историки искусства выяснили, что древнейший из дошедших до нас образов Сатаны находится на мозаике равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной примерно в 520 году. На ней мы видим Страшный суд, на котором Христос отделяет агнцев от козлищ. По правую руку от Спасителя находится ангел с красным нимбом. Рядом с ним — послушные овцы, олицетворяющие праведников. А вот слева от Господа, над козлами (эти животные часто паслись вдали от дома, забредали в горы — потому и стали символом заблудших душ), стоит ангел с ярко-синим нимбом.
Он не выглядит монструозно, но его расположение рядом с грешниками и необычный, противоположный «правильному» цвет сияния вокруг головы заставляют думать, что так художник хотел показать образ падшего ангела, то есть Сатаны.
Поскольку каноны иконографии дьявола в поздней Античности еще не сложились, автор рисунка в значительной степени импровизировал, доверившись собственному воображению. Наличие нимба у негативного персонажа не должно удивлять: позднее, в Средневековье, с сиянием вокруг головы изображали бесов, Антихриста, апокалиптического зверя. Этот графический элемент служил маркером не только святости, но и сверхъестественной силы вообще, а иногда и композиционным приемом. К тому же автор мог изобразить Люцифера до его падения — и в этом случае достаточно умело передал ангельскую природу персонажа, ничем не погрешив против истины.
В одном из старейших памятников христианской иконографии, Евангелии Рабулы, созданном в 586 году в Сирии, в сцене исцеления Спасителем одержимого мы находим первые известные изображения демонов. Это не сам Сатана, но позднее его приспешники обычно будут иметь хотя бы отдаленное сходство со своим господином. Бесы Евангелия Рабулы — красные крылатые существа, напоминающие ангелов. Так что сложно определенно сказать, каким представляли себе дьявола люди в ту эпоху, тем более что на этом этапе европейское искусство берет паузу длиной в три долгих столетия.
В Библии VIII или IX века, ныне хранящейся в Ватиканской библиотеке, Сатана, обращающийся к Иову, изображен черным бескрылым человеком. Он обнажен, но бёдра покрыты повязкой, а на ногах у него синие сапоги. Дьявол держит в руках большой багор, которым, видимо, собирается мучить Иова.
Массово врага рода человеческого начинают рисовать лишь с IX века. В Штутгартской псалтыри, созданной примерно в 820–30-х годах, мы находим не только многочисленные образы демонов, но и подробно выписанную фигуру самого дьявола, соблазняющего Христа в пустыне. При этом бесы и Сатана — почти точные копии друг друга: у них темные тела, взъерошенные волосы и бороды, изо рта часто вырывается адский пламень, как правило, они крылаты (намек на породу падших ангелов).
По демонам иногда ползают змеи, а на изображениях в конце рукописи их обычные человеческие ноги начинают мутировать в монструозные птичьи лапы.
У дьявола, находящегося на вершине адской иерархии, в руках посох — знак власти. Вплоть до XI века Сатану будут изображать как антропоморфное существо темного цвета с крыльями — никаких звериных ушей и лап, когтей и рогов или многочисленных пастей. Всё это свидетельствует о том, что «биографию» повелителя тьмы хорошо знали. Его лишили элегантных ангельских одежд, цвет тела поменяли с благородного белого на презираемый в Европе черный, а лицо и прическу сделали менее благообразными.
На христианском Востоке в это же время иконография дьявола могла быть совершенно другой. В церкви святой Варвары, находящейся сегодня в музее под открытым небом города Гёреме в Каппадокии, сохранилась необычная фреска IX века, изображающая — как считают многие историки искусства — Сатану в образе саранчи. В иконоборческую эпоху на территории этого региона запрещали неорнаментальные иллюстрации, а потому церкви были полны крестов, квадратов, кругов и растений. Саранча — один из образов Апокалипсиса, традиционно ассоциирующийся со злом. В регионе, не понаслышке знакомом с этим насекомым, негативные коннотации могли быть еще сильнее. А в западном искусстве звериные черты дьявол стал приобретать только спустя два столетия.
Отвисшие груди и испражнение грешниками: дьявол-мутант
В период позднего Средневековья, ближе к XV веку, дьявол с ужасающей скоростью мутирует. Это больше не маленький черный силуэт и не просто полузверь-получеловек. Сатана всё чаще утрачивает крылья — будто бы в знак того, что ему уже никогда не вернуться на небеса. Вместо них у него появляются отвисшие груди с шерстистыми сосками, птичьи перья или хвосты, густые брови и волосы из ушей, как на иллюстрации из баварской Библии Отто Генриха (около 1430 года).
Сатану всё чаще изображают страдающим — даже терзая грешников в аду, он и сам испытывает муки. В созданной в 1430–50-х годах в Каталонии рукописи «Зерцало человеческого спасения» у связанного дьявола две пасти: вторая находится в промежности и с застывшей гримасой ужаса пережевывает острыми клыками жителя преисподней. Еще две морды вырастают прямо из коленей, а ниже находятся то ли птичьи, то ли жабьи лапы с длинными когтями.
Такая композиция повторялась на многих картинах Страшного суда в европейских храмах — например, на фреске в соборе Болоньи, для которой художник Джованни да Модена изобразил рядом с дьяволом среди грешников мусульманского пророка Мухаммеда. Вокруг его обнаженного тела обвита змея, символ порока.
Не так давно удалось предотвратить теракты, направленные на уничтожение спорного произведения, а исламские радикалы не устают подавать в суд и требовать запрета этого изображения.
Скованный Сатана появляется и на миниатюре к популярному литературному произведению «Видение рыцаря Тундала», созданной в 1475 году в Генте. Похожий на дерево дьявол с сотнями лап-веток возлежит на раскаленной решетке внутри пасти персонифицированного ада, мучась не меньше остальных, а на него безмолвно взирают с порога рогатая жаба, змеехвостая собака и мелкий чертенок.
Такое внимание образам Сатаны в позднем Средневековье уделяется потому, что в этот период по всей Европе свирепствовали голод и чума, многочисленные христианские ереси завоевывали всё большую аудиторию, а мусульмане одерживали победу за победой. Видимо, по тем же причинам теологи тогда часто затрагивали проблему активного зла: дьявол не только поджидает грешных людей, но и агрессивно вмешивается в их жизни, стремясь заполучить как можно больше душ.
Гротескные гибриды: дьявол старых мастеров
Под впечатлением от фресок, алтарных панелей и миниатюр таким же, гротескным и барочным, Сатану начинают изображать знаменитые художники Ганс Мемлинг, Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель и другие. Собранный из множества разнородных частей тела, этот персонаж становится скорее смешным, чем страшным или величественным.
Дьявол Мемлинга, написанный около 1485 года, находится на полиптихе по левую руку от Господа. Он будто танцует птичьими лапами на грешниках, запекающихся в пасти персонифицированного ада, его руки усеяны многочисленными шипами и когтями, а с живота прямо на зрителя смотрит второй лик.
На диптихе ван Эйка «Распятие и Страшный суд» (1430) вход в ад представляет собой Смерть в виде крылатого скелета, который буквально испражняется грешниками в геенну огненную, где тех уже поджидают демоны разных мастей. Среди них сложно рассмотреть центральную фигуру, но одна, слева, заметно больше других — скорее всего, это и есть Сатана. Его тело напоминает тушу дракона, из головы произрастают оленьи рога, а изо рта вырывается пламень.
Дьявол Иеронима Босха с триптиха «Сад земных наслаждений» (1510) еще более экзотичен: выполненный в позднесредневековой манере, он напоминает гибрид птицы, козла и пухлого человека.
Пожирающий души Сатана восседает на троне-«унитазе» и испражняется грешниками.
Болтливый змей
Библия открывается историей о творении, когда Бог провозглашал начало существования вселенной. Первые две главы являют захватывающие дух картины порядка, цельности и процветания. Не удивительно, что Создатель, обозрев Им созданное, объявил, что всё это «хорошо весьма» (Быт.1:31).
И вдруг, неожиданно появляется змей. Но это не просто обычный змей: он разговаривает, и надо сказать, что он очень разговорчивый. Очень быстро это извивающееся существо начинает разговор с Евой, соблазняя её саму и её молчаливого мужа — и вас, и меня — в бунт против Бога. По мере развития истории, становится ясно, что этот древний змей является воплощением самого Сатаны (Откр.12:9).