Где находится Вифлеем: описание, история, достопримечательности и интересные факты


Панорама Вифлеема. Вид на исторический центр города

Вифлеем
(ивр. בית לחם‎, Бейт-Лехем — «Дом Хлеба»; араб. بيت لحم‎‎, Байт-Лахм — «Дом Мяса») — место Рождества Христова по плоти, город, административный центр Вифлеемской провинции Палестинской автономии, в пределах Иерусалимской Православной Церкви. Расположен на Иудейском нагорье, в западной части водораздельного хребта, между плодородным районом города Бейт-Джала и засушливыми полем Вооза и Полем Пастырей (Бейт-Сахур), в 9 км к юго-западу от Иерусалима.
Об одноименном городе в Галилее см. Вифлеем Галилейский

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Название поселения, — на древнееврейском Беф-Лехем

(«Дом Хлеба»), эллинизировано как
Вифлеем
(Βηθλεέμ) — прообразовательно указывает на Хлеб жизни — Иисуса Христа (Ин. 6, 48). Возможно оно говорит также о том, что в древности в окрестностях Вифлеема было достаточно развито возделывание зерновых культур. С доисторического периода Вифлеем время от времени заселялся. Проводившиеся в окрестностях археологические обследования открыли ряд цистерн, причем некоторые построены в манере, типичной для бронзового века; были открыты остатки поселения и гробница железного века (X в. до н.э.).

Несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. В книге Бытия город фигурирует также под именем Ефрафа

, вблизи которого умерла и была похоронена Рахиль (Быт 35, 19). Возможно, что названный в Амарнских письмах XIV века до Р. Х.
Bit-Lahmu
(«Дом Лахму (одного из ассирийских божеств)») — не что иное, как Вифлеем [1]. В списке областей Иудеи во времена Иисуса Навина (Нав 15, 21-22) Вифлеем назван главным городом 10-й области. Он был местным центром владений рода Ефрафы (1 Цар 17, 12; Руфь 1, 2; ср.: Мих 5, 2, Руфь 4, 11). Здесь же происходит и действие книги Руфи. Таким образом Вифлеем сделался «домом Давида» — здесь жили его прадеды Вооз и Руфь, его отец Иессей, отсюда происходил Азаил, племянник и один из сторонников Давида (1 Пар 2, 16; 1 Цар 23, 24; 1 Пар 11, 26; 2 Цар 2, 32). Вифлеем был местом избрания и помазания на царство Давида пророком Самуилом (1 Цар 16, 1-13; 17, 12; 20, 6; 2 Цар 23, 14-16).

Уже в юности Давида город был обнесен стеной (ср. упом. ворот города в 2 Цар 23, 15, 1 Пар 11, 17-18) [2]. Царь Ровоам превратил его в крепость, северо-восточный бастион оборонительной системы, охранявшей центральную область Иудеи (2 Пар 11, 6). Из Вавилонского пленения в Вифлеем вернулось лишь 123 человека (1 Езд 2, 21, ср. Неем 7, 26), что делает Вифлеем был маленьким городом (ср. Мих 5, 1). Однако, как видно из пророчества Михея (Мих 5, 1-3), в израильском народе никогда не исчезала память о том, что из Вифлеема происходил царь Давид. Люди помнили его скромное происхождение, когда уже померкла слава потомков родоначальника царской династии, и надеялись, что история повторится: в скромной семье в Вифлееме родится Новый Давид. В согласии с этим пророчеством (ср. Мф 2, 6) в Вифлееме по плоти родился Господь Иисус Христос (Мф 2, 2-18; Лк 2, 1-20; ср. Ин 7, 42). Сразу за этим город стал местом первого массового мученичества за Христа — избиения Вифлеемских младенцев.

После восстания в 135 году Bифлеем был занят римским гарнизоном, о чем говорит римская надпись рядом с гробницей Рахили. С наступлением христианской эпохи Вифлеем постоянно упоминается и описывается христианскими паломниками, приходившими поклониться месту рождества Спасителя. Появилось и христианское освященное здание — император Адриан уничтожил его и устроил там языческое капище Таммуза (Адониса) [3]. Святые равноапостольные цари Константин и Елена в 330-х годах возвели на святом месте величественную базилику Рождества Христова, которая с того времени является центром всемирного поклонения христиан, вторым по значению после Иерусалимского храма Воскресения над Голгофой и гробом Господнем. В составе христианской Восточной Римской империи город процветал как паломнический центр, кроме Пещеры и храма Рождества Христова здесь стала почитаться Молочная пещера, где по преданию также останавливалось Святое семейство. Не позднее века здесь появился христианский монастырь. По крайней мере с века кроме православных в городе присутствовали антихалкидониты-армяне. В 529 году город подвергся разрушениям от рук восставших самаритян, но был незамедлительно восстановлен императором Юстинианом.

С VII века Вифлеем разделил участь Святой земли, будучи последовательно занимаем различными завоевателями. В 619-629 годах тут господствовали персы, в 630-х годах город захватили арабы-мусульмане. В июне 1099 года Вифлеем взял Танкред с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Римо-католики-крестоносцы первые учредили здесь особую Вифлеемскую епархию. Крестносцы занимали город до 15 сентября 1187 года, когда его заняла армия Салах-ад-Дина. В 1229 году по договору между Фридрихом II и аль-Маликом аль-Камилом город перешёл к последнему, и был окончательно отбит тюркскими войсками в 1244 году, войдя затем в состав Мамлюкского Египта.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года

В описаниях паломников с XIV века кроме православных арабов и греков, римо-католиков латинян и антихалкидонитов-армян упоминаются православные грузины, римо-католики марониты, антихалкидониты Эфиопской и Сирийской церквей, антиефеситы, и другие. Ко времени занятия Палестины османами в веке Вифлеем пришел в полный упадок, от которого оправился только с начала XIX века. Не позднее 1634 года известна православная Вифлеемская епархия. К концу XIX века город носил арабское название Бейт-Лахм
(«Дом Мяса»), был окружен виноградниками и хорошо обрабатываемыми хлебными полями, а жители, почти искючительно христиане, кроме земледелия и садоводства занимались изготовлением памятных крестиков, четок, медальонов. 15 ноября 1900 года русским Императорским палестинским обществом была открыта в Вифлееме начальная школа для арабских православных детей, которая просуществовала до начала Первой мировой войны.

С начала века уже около столетия в Вифлееме ведутся обширные археологические раскопки, позволившие значительно пополнить представление об истории города.

Религиозная статистика

  • кон. XIX-нач. в. [4] — 6 тысяч. жителей-арабов, наполовину православных, наполовину римо-католиков; мусульман не более 200 человек.

Период Израиля и Иудеи

Неопровержимые археологические свидетельства того, что земли, где находится город Вифлеем, контролировались в библейские времена Иудеей, были обнаружены в 2012 году при раскопках в центре Иерусалима. Тогда была обнаружена булла, на которой сообщалось, что из Вифлеема царю доставили зерно.

Очень часто в научной литературе Вифлеем идентифицируется с библейским Ефрафу, название которого означает «плодородный». Такое отождествление имеет основания, так как город действительно расположен в плодородных землях. Кроме того, в Библии говорится о том, что именно в Вифлееме похоронена Рахиль, могила которой, по легенде, расположена у городских ворот. Предполагается также, что именно в этом городе Давид был помазан на царство пророком Самуилом.

По неподтвержденным данным, указанным в Бордоском итинерарии неизвестным христианским паломником, в Вифлееме находятся могилы Иезекиля, Исайи, Асафа, Иова и даже Соломона.

Христианский анклав

Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Городская инфраструктура и среда

По данным международных организаций, более 84% жителей Вифлеема старше десяти лет умеют читать и писать, а дипломы получают более десяти процентов. Первым высшим учебным заведением города стал Вифлеемский университет, открытый в 1893 году братьями де Ла Саль, которые внесли огромный вклад в развитие образовательной инфраструктуры не только в Палестине но и в Египте.

При столь незначительной численности населения нет ничего удивительного в том, что у города не имеется своего аэропорта, зато есть три автобусных вокзала, две станции такси, по этой причине добраться в него из других городов Палестины или Израиля не составит труда. Однако для граждан Израиля существует запрет на посещение Вифлеема, так как отношения между двумя государствами очень напряженные.

Транспорт

Общественный транспорт в Вифлееме развит плохо. В большинстве своем по дорогам ездят старые автобусы и маршрутки без кондиционера, а водители не соблюдают расписание, поэтому их можно ждать очень долго. Билеты приобретают на входе у водителя.

Гораздо комфортнее путешествовать на такси: машины стоят с палестинской стороны сразу после КПП. Но они работают не по счетчику и не имеют фиксированного тарифа.

Таксисты стремятся заработать на иностранных туристах как можно больше. Торги начинаются с крупных сумм, причем часто цены называют в евро. Но водители быстро идут на уступки, и поездка от границы города до его центра в итоге обходится в 20 ILS.

Поймать машину можно и просто на улицах. Поскольку Вифлеем — популярное туристическое место, с такси здесь проблем не бывает. А вот арендовать транспорт или велосипед невозможно — этот сервис совершенно не развит в небольшом арабском городе. Но ключевые достопримечательности удобно расположены и находятся недалеко друг от друга, так что их легко обойти пешком.

Происхождение названия

Хотя большинству людей Вифлеем известен из Нового Завета, где упоминается в связи с рождением Христа, его история гораздо более древняя и связана с жизнью ханаанцев, то есть жителей западной части Плодородного полумесяца.

В этих землях, выходивших к Средиземному морю, в 1400 году до нашей эры находились подконтрольные Египту города, управлявшиеся ханаанцами. Предположительно само название города, которое переводится как «хлебный дом», имеет отношение к аккадскому наследию и указывает на то, что в этом небольшом в то время, селении находилось святилище, посвященное богу плодородия.

Большинство ученых, исследовавших историю этого города и всей страны, где находится Вифлеем, сходятся во мнении, что на протяжении почти трех с половиной тысяч лет название оставалось неизменных, хотя и означало разные вещи. Например, на ханаанском языке оно значило «Дом бога Лахму», на аккадском — «Дом хлеба», а на арабском — «дом, где есть мясо».

После создания Израиля

Отвечая на вопрос о том, где и в какой стране находится Вифлеем, нельзя избежать вопроса о первых годах существования Израильского государства, когда в ходе арабо-израильской войны Вифлеем оказался под контролем Иордании. Именно этот факт обеспечил в дальнейшем его вхождение в состав Палестинской Автономии.

Однако уже в 1967 году разразилась Шестидневная война, в ходе которой Израиль захватил не только город, в котором на тот момент уже проживало арабское большинство, но и весь Западный берег. Однако в 1995 году под сильным международным давлением Израиль передал контроль над городом властям Палестины. Таким образом, услышав вопрос о том, где находится в Израиле Вифлеем, разумно будет ответить, что с 1995 года Вифлеем не контролируется израильскими властями, а входит в состав Палестинской автономии.

Современное состояние

В 1995 году, сразу после подписания временного соглашения по Западному берегу, израильские войска покинули город и передали управление властям Палестинской национальной автономии.

Во время так называемой Второй палестинской интифады вся промышленная и туристическая инфраструктура Вифлеема подверглась значительным разрушениям. Доходило до того, что израильские войска осадили церковь Рождества, где искали убежища палестинские боевики.

Осада продолжалась тридцать девять дней, в результате было достигнуто соглашение об изгнании преступников в иностранные государства. Сегодня регион и страна, где находится Вифлеем, подвергается сильному израильскому давлению. Вокруг города строятся еврейские поселения, которые международное сообщество не признает законными. Кроме того, на окраине города находится стена, возведенная Израилем, а через город проходят дороги для поселенцев, которые разрушают связность городских районов.

Под Османской властью

В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.

Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.

На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.

Ясли Христовы

Слева от входа, в южной части пещеры, располагается придел Яслей. Этот участок находится в ведении католиков. Он напоминает небольших размеров часовню, приблизительно два на два метра. Уровень пола в этом приделе несколько ниже, в него ведут две ступеньки. Справа от входа – место яслей, в которые Иисуса положили непосредственно после рождения. Собственно говоря, ясли раньше были кормушкой для домашнего скота. Они были использованы Богородицей в качестве колыбели.

Внутреннюю часть этих яслей вывезли в Рим в качестве великой святыни и разместили в церкви Санта-Мария-Маджоре. Это произошло в 7 веке, во времена папы Теодора I, через несколько лет после того как мусульмане захватили Святую землю. Возможно, это было сделано с целью недопущения поругания святыни.

Часть яслей, оставшуюся в Вифлееме, обложили мрамором, и сегодня она имеет вид углубления в полу, которое устроено как колыбель. Над ним горят пять лампад, которые не гаснут. Сзади у стены стоит образ поклонения Младенцу вифлеемских пастухов.

С левой стороны от входа в ясельный придел находится престол Поклонения волхвов, принадлежащий католикам. Так он назван по запрестольному образу, изображающему поклонение волхвов Иисусу.

Место Рождества

Его отмечает серебряная звезда, встроенная в пол. Некогда она была позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Она имеет четырнадцать лучей и является символом Вифлеемской звезды. Внутри у нее по кругу есть надпись, которая в переводе с латыни обозначает, что здесь Дева Мария произвела на свет Иисуса Христа.

Древнюю звезду в 1847 году похитили неизвестные. Вероятнее всего, это были турки. А ту, которая сейчас расположена на месте рождения Иисуса Христа, изготовили в точном соответствии с древним образцом и укрепили, согласно указанию Абдул-Меджида I, султана, на выделенные им средства.

В полукруглой нише, расположенной над звездой, висят шестнадцать лампад, которые распределены между конфессиями следующим образом. Шесть является собственностью православной, четыре – католической, а еще шесть принадлежит армянам. Позади лампад, на стене в нише, полукругом висят православные иконы небольшого размера. За звездой, у стены на полу, находятся еще две стеклянные лампады.

Непосредственно над самим местом Рождества стоит мраморный престол, на котором совершают литургию представители православной и армянской церкви. Когда служба не совершается, его закрывают съемной решеткой. На стене за престолом также находится шесть маленьких православных икон.

Другие достопримечательности

Также в окрестностях Вифлеема находятся пруды Соломона — огромные резервуары для сбора пресной воды. Вода в них поступала самостоком, а система настолько совершенна, что восхищает и сегодня. Они дор сих пор используются по назначению для орошения полей.

Также любопытный путешественник может посетить Иродион — город, построенный царем Иродом на рукотворной горе. Холм возвышается над городом, напоминая о тленности великих цивилизаций. Считалось, что гора является гробницей самого царя, но раскопки, проведенные в 2005 году, разочаровали адептов этой теории. Саркофаг был найден, но никаких останков в нем обнаружено не было.

Двадцатый век Палестины

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и ее раздела между крупнейшими колониальными державами значительная часть арабского Востока оказалась под управление Британской империи. Эти территории получили название Британского мандата.

Таким образом, вся территория, где находятся Иерусалим, Назарет и Вифлеем, находилась под управлением британской военной администрации, хотя у Иерусалима был особый международный статус, который предполагал совместное управление несколькими государствами. Сегодня большинство территорий являются спорными между двумя государствами — Израилем и Палестиной.

К началу двадцатого века еврейская миграция в Палестину стала настолько значительной, что в отдельных районах некогда национальное меньшинство стало трансформироваться в большинство. Под давлением вновь прибывших поселенцев местные арабские жители стали мигрировать в Вифлеем, выдавливая, в свою очередь, христианские общины.

Вифлеемское Средневековье

Начиная с VII века нашей эры Вифлеем долгое время находился под властью мусульманских правителей, переходил от одного халифа другому, оказывался под властью крестоносцев и наместников германского императора.

Долгое время город служил яблоком раздора между европейскими правителями и исламскими султанами. Именно для его освобождения в Европе организовывались крестовые походы, которые должны были вернуть в руки христиан важные святыни и церкви.

Тяжелые условия, вызванные иноземным гнетом, вынудили местных христиан искать пути примирения и разделять контроль над различными святынями между христианскими общинами. Так, было установлено, что доступ к гробу Господню будут иметь как западные, так и восточные христиане, а также армянские священнослужители.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]