Десятинная церковь в Киеве: фото, история, архитектура, интересные факты


Десятинная церковь в Киеве — место сегодня, скорее, историческое, чем религиозное. От первого христианского храма Руси, построенного из камня, остался только раскопанный археологами фундамент и стенды с информацией для всех интересующихся. Да и расположение его, равно как и окружение, приглашает окунуться в прошлое «матери городов русских»: Старокиевская гора является историческим центром украинской столицы, в двух шагах от раскопок фундамента находятся руины дворца, в котором жил князь Владимир, Музей истории Украины, липа, возраст которой перевалил за 500 лет, а также место, отмеченное камнем с летописной цитатой «Отсюда есть пошла Русская земля». Именно здесь, по мнению археологов, располагались первые строения Киева.

Визит к Десятинной церкви можно, тем не менее, вписать не только в исторический, но и в религиозный маршрут. В 700 метрах южнее находится Софийский собор, а в округе есть несколько храмов. Кроме того через дорогу от территории с фундаментом Десятинной церкви, на площади с монументом Андрея Первозванного располагается музей «Духовные сокровища Украины». Если же вас интересует исключительно первый каменный храм христиан на Руси, загляните в открытый поблизости Музей истории Десятинной церкви (улица Владимирская, 6/1). Экскурсия с гидом позволит получить полное представление о судьбе храма.

Исторический фундамент с видом на Десятинную улицу, © Prymasal

Строительство Десятинной церкви в Киеве

Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.

Строительство храма началось при Владимире I. По одним данным за возведение церкви принялись в 989 году, по другим — в 990 или 991 году. Работы заняли 6 лет.

Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».

Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.

В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.

Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.

Информационный стенд рядом с остатками церковного фундамента, © Мария Чахнашвили

Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки. В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов. Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.

Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки. В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте. Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.

Знакомство с архитектурным шедевром

Одно из особенных памятных мест, расположенных в самом сердце Киева, — Десятинная церковь. Ее еще называют храмом Успения Пресвятой Богородицы. Она стала одним из первых каменных зданий в городе, о которых осталось много литературных очерков. О ней упоминалось в архивах, в старинных рукописях и прочих документах.

Невзирая на большое количество источников, ни один из них не содержит четких изображений, как изначально выглядела самая старая церковь на Руси. Лишь по ряду археологических находок, найденных в различные периоды, можно предположить, какой она была. Например, фрагмент входа и части здания был изображен на одном из рисунков 1826 года. Однако, по мнению ученых, изображенные на картинке руины являются лишь копией рисунка, оставленного голландским живописцем, каллиграфом и рисовальщиком Абрахамом Ван Вестерфельдом.

Что посмотреть рядом

В здании рядом с остатками церковного фундамента находится музей, посвященный первому каменному храму христиан на Руси. Здесь выставлены материалы раскопок, проводятся тематические экскурсии.

Для более обширного знакомства с историей Киева рекомендуется посетить Национальный музей истории Украины, возвышающийся в 100 метрах от остатков фундамента Десятинной церкви. Здесь выставлены коллекции оружия, монет, посуды, произведений искусства, археологических артефактов, датированных рубежом эр, древних документов, часть из которых была создана более 700 лет назад.

Остатки Десятинной церкви перед Музеем истории Украины, © Мария Чахнашвили

Южнее Национального музея обустроен парк с «Пейзажной аллеей», знаменитой необычными скульптурами вроде «Кота-многоножки» и «Кубика Рубика». Если же пойти от музея в северную сторону, можно попасть на улицу Андреевский спуск — в 10 минутах ходьбы на ней находится музей Булгакова и Театр на Подоле.

В восточной части, ближе к Днепру за зданиями музея «Духовные сокровища Украины», окружного суда и МИДа находится прогулочная зона со смотровыми площадками, с которых открывается панорама набережной. Если двигаться по аллеям в южную сторону, можно дойти до станции фуникулера и парка «Владимирская горка» с монументом князю.

Рядом со станцией расположен Михайловский Златоверхий монастырь с собором и большой площадью перед ним. На ней установлены скульптурная группа со статуями княгини Ольги, Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного. Вымощенная плиткой пешеходная Михайловская площадь с золотистыми куполами над лазурными стенами собора является одним из самых красивых мест в Киеве.

Предположительное описание здания

Как уже отмечалось, достоверных фотографий и рисунков с изображением церкви, обнаружено не было. В итоге, основываясь на различных источниках и археологических находках, можно лишь предположить, какой она была. Так, многие археологи и историки считают, что данная церковь представляла собой крестово-купольное здание на четырех опорах. Архитектура Десятинной церкви, по их мнению, полностью соответствовала архитектурной модели византийского искусства.

Предположительно рядом с многокупольным культовым зданием были расположены хоромы киевской знати, дворы и княжеский дворец. Также относительно недалеко находилась площадь, которая имела название Бабин торжок. По некоторым данным, именно здесь некогда велась активная международная торговля.

Архитектура и интерьер

Храм Спаса на Нередице – это замечательный памятник архитектуры, воплотивший в себе собирательный образ новгородского зодчества последней трети 12 века с характерными для того времени чертами, но при этом обладающий своеобразием художественного образа и собственным очарованием.

Это небольшого размера одноглавый трёхапсидный храм кубического типа с позакомарным покрытием и лаконичным декоративным оформлением.

На восточной стороне — три алтарных выступа, причем боковые апсиды ниже центральной, и это отличает Нередицу от всех ранее построенных храмов.

Храм увенчан довольно крупной шлемовидной главой на барабане, верхняя часть которого украшена традиционным новгородским аркатурным фризом.

Фасады, расчлененные плоскими лопатками на три прясла, оформлены просто и лаконично. Небольшие арочные окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально.

К западному фасаду здания ранее примыкал небольшой притвор-тамбур.

Западный фасад. Вход в церковь. (Деревянный короб рядом с церковью закрывает остатки построенной в 18 веке и разрушенной во время войны колокольни.)

Внутреннее пространство разделено четырьмя поддерживающими свод квадратными столпами.

В западной части храма устроены просторные хоры на деревянном накате. На хоры ведёт узкая лестница, расположенная внутри стены.

Дверь и лестница на хоры

В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор открыта внутрь церкви, а боковые части отделены от трансепта глухой стеной, образуя небольшие угловые помещения. В юго-западном угловом помещении на хорах есть небольшая арочная ниша-апсида в стене, — вероятно, здесь был устроен придел.

За исключением закрытых стеной приделов на хорах, весь интерьер можно охватить взглядом с одной точки, и для его обозрения не надо передвигаться по храму.

На внутренней поверхности стен нет разделяющих лопаток, что делает внутреннее пространство здания более простым, менее расчлененным.

Интересно, что, несмотря на разрушения военного времени, уцелели некоторые первоначальные деревянные конструкции: это дверной косяк и дверь на лестницу, ведущую на хоры, накат пола в северной части хор, балка над входом в диаконник.

Старая деревянная балка над входом в диаконник

Была обнаружена даже подлинная деревянная оконница, — она сейчас в Государственном историческом музее, — по образцу которой выполнены нынешние оконные заполнения храма.

В нижней части стен в алтарной части и в западной части храма под хорами находятся ниши полукруглой формы — это погребальные ниши-аркосолии.Церковь была предназначена для вечного поминовения сыновей князя Ярослава Владимировича и в дальнейшем, вероятно, должна была стать усыпальницей княжеской семье.

В летописях, однако, нет сведений о ком-либо из членов семьи Ярослава Владимировича, погребенных здесь. В 1322 году при входе в диаконник в каменном саркофаге был погребен князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского и брат московского князя Юрия Даниловича, княживший в Новгороде с 1319 года и перед смертью принявший постриг в Нередицком монастыре.

Здание возведено в характерной для новгородской архитектуры того времени смешанной технике: это кладка из перемежающихся рядов известняка и плинфы (тонких обожженных кирпичей) на известковом растворе с цемянкой (т. е. с примесью кирпичной крошки). Причем, кладка стен довольно свободная и порядовка не везде строго выдержана: большей частью один ряд кирпичей чередуется с одним рядом известняка, но кое-где кирпичи попадаются реже, через два ряда.


План Спаса-на-Нередице

Церковь Спаса на Нередице не отличалась геометрической точностью линий и форм; кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов, — все это придало зданию особую пластичность.

Длина храма 15,7 м, ширина 11,4 м, подкупольное пространство в плане 4,04 х 3,5 м. Высота здания от уровня древнего пола до центра купола около 18 м. Толщина стен около 1 м.

Плитняк, из которого сложены стены, невозможно обработать идеально, и поэтому поверхность остаётся слегка неровной и шероховатой.

В стены и своды были вложены голосники в виде глиняных кувшинов.

Пол храма был выложен разноцветными поливными керамическими плитками и местами кирпичом.

Фундамент глубиной немногим более полуметра сложен из булыжников.

Фундамент и старая кладка

О зодчем, построивший храм на Нередице, точных сведений в письменных источниках нет. Но исследователи предполагают, что им мог быть мастер Коров Якович «с Лубяней улицы».

В конце 12 века каменное строительство в Новгороде велось в основном по заказу архиепископа, главы новгородской церкви, — и, вероятно, постоянной артелью мастеров. Из летописных документов известно, что в 1196 году, когда была возведена церковь Воскресения по заказу архиепископа, одновременно по заказу жителей Лубяной улицы мастер Коров Якович, проживавший на той же улице, строит церковь св. Кирилла в Кирилловском монастыре. То есть, в 1196 году в Новгороде работали две артели мастеров: одна выполняла заказ архиепископа, а другая, которую возглавлял Коров Якович, строила по заказу горожан.

Летом 1198 года артель архиепископа была занята в Руссе, и поэтому, возможно, княжеский заказ — строительство Спаса Преображения на Нередице — выполнял именно Коров Якович со своими каменщиками. Спас на Нередице по плану и объемно-пространственному решению близок построенной им Кирилловской церкви. Впрочем, доказательств авторства никаких нет, а в Новгороде в то время могли быть и другие строительные артели.

В советское время церковь разрушили

С приходом новой власти, пришла и новая беда. Большевики выступили против религии и безудержно стали уничтожать культовые объекты.

Что только не предлагалось разместить в святыни. 2 октября 1929 года Десятинную церковь закрыли, не создав из нее ни музея, ни клуба.

А в марте 1936 года президиумом киевского горсовета было вынесено решение о сносе Десятинной церкви, как не имеющей исторической ценности.


Контуры фундамента Десятинной церкви

Все, что удалось сохранить — это архивы Десятинной церкви, которые были отправлены в Софийский архитектурно — исторический музей. Но после всех страшных трагедий, революций, разрушения святынь, Богородица Десятинная все же оставила о себе нетленную память на века для будущего поколения.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Спас на Нередице сегодня

В настоящее время церковь является музейным объектом и относится к новгородскому музею.

В 1992 году церковь Спаса на Нередице была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный памятник истории и культуры вместе с рядом других достопримечательностей Новгорода и его окрестностей.

Сейчас внутри храма можно увидеть небольшую часть фресковых росписей. Но и они дают представление о прекрасном фресковом ансамбле в целом. Уцелевшие фрагменты уникальных фресок есть на западной и южной стенах, а также в центральной апсидной части храма.

Что было внутри помещения?

Внутри этот уникальный храм был украшен изысканными мозаиками, фресками, различными архитектурными деталями из ценных пород камня (порфира, мрамора и др.). Исследователи обнаружили на ее территории ряд княжеских саркофагов, части мраморных колон, карнизов, мозаичных полов, обломки штукатурки и многое другое.

Судя по сохранившимся до наших дней частям и элементам, данная церковь была выдающейся, изысканной и утонченной. Этим она и привлекала внимание современников.

Исторические сведения о происхождении храма

По разным архивным источникам, Десятинная церковь Богородицы или храм Богородицы был возведен в 996 году. По некоторым сведениям, собор основан на месте казни язычниками первомучеников Феодора и сына его Иоанна.

Строительство шло долго. Но спустя время здание наконец-то было построено. Однако в своем первозданном виде оно просуществовало недолго. Уже в 1169-м году храм подвергся вероломному нападению и был разграблен войсками князя Мстислава Андреевича. В 1203-м история повторилась, но уже с войсками Рюрика Ростиславича.

История Десятинной церкви полна фактов нападений, грабежей и даже разрушений. Так, в 13-м веке здание подверглось не только вероломному нападению и банальному грабежу со стороны войска Хана Батыя. Как оказалось, завоевателям показалось того мало. В итоге они разрушили храм при помощи тяжелых стенобитных орудий.

Интересные теории и предположения

В настоящий момент существует несколько интересных теорий, связанных с Десятинной церковью. Одна из них повествует о соборе как о монументальном сооружении, некогда построенным князем Владимиром Святославичем. Согласно этим источникам, на тот момент здание имело важнейшее политическое и историческое значение для культуры древних славян. Оно располагалось на Старокиевской горе, в том месте, откуда хорошо видны Левый берег, Лукьяновка, Подол, Львовская площадь и другие интересные места современной столицы Украины.

Многие историки считают, что Десятинная церковь является первым свидетельством укоренения христианской религии на Руси. В ее стенах находились старинные христианские иконы, сосуды из Корсуня и кресты. А одним из священников храма стал Анастас Корсунянин. Именно он одним из первых представителей христианской церкви стал брать с верующих церковную десятину.

Свое название церковь получила благодаря князю Владимиру Святославичу. На ее содержание он регулярно тратил десятую часть дохода (десятину). Отсюда и название.

Первая реставрация и изучение памятника

Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.

В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.


Спас на Нередице. Акварель Н. Мартынова. 1862 г.

Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.


Спас на Нередице в 1911 г. (Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.

Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)

После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни».

Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.

Акварель Л. М. Браиловского. Росписи стены апсиды и трансепта, барабана и купола (слева) и разрез церкви с видом на северную стену (справа)

В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.

После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице. Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей.

В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.

Пророк Моисей, фреска в барабане купола, копия Т. С. Щербаровой (слева) и Спас Нерукотворный, фреска во лбу западной подпружной арки, копия Ю. Н. Дмитриева (справа). 1925 г.

Исследование уникальных фресок продолжалось до конца 1930-х годов.

Тогда и не предполагали, насколько ценными окажутся все сделанные художественные копии и фотоматериалы в недалёком будущем.

Святые мощи и захоронения

Помимо своего первостепенного значения, Десятинная церковь использовалась как усыпальница. Так, на ее территории были захоронены мощи святого великомученика Климента. Здесь же нашла свой покой и супруга князя – Анна. Она умерла в 1011 году. Ровно через 4 года ушел из жизни и сам Владимир. Его останки были захоронены подле супруги. Позднее в усыпальницу перенесли и останки княгини Ольги.

Некоторое время спустя княжеские останки были перепрятаны. Однако по какой-то причине они были потеряны и не возвращены в усыпальницу Десятинной церкви в Киеве. Куда они делись, до сих пор остается загадкой.

Строительство нового современного храма

Разрушение храма стало настоящей трагедией для многих верующих, почитателей истории и любителей архитектурного искусства. В итоге общими силами в 2006 году на месте руин церкви был построен храм-скиния. Однако законность этого строительства вызвала ряд споров и скандалов. В итоге новому зданию удалось просуществовать всего год. В 2007 году его снесли. А на его месте была возведена деревянная церковь, которая в этом же году была освящена Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В 2009 году на территории церкви был открыт мужской монастырь. Ровно через год планировалось возвести еще один храм, максимально приближенный к первоначальной Десятинной церкви в Киеве. Фото и макеты будущего здания уже находились в разработке. Однако одобрения данная идея так и не получила.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]