Оранский монастырь: исторические вехи
Письменных источников, освещающих историю создания монастыря вблизи Оранского поля на Славеновой (сегодня – Словенской) горе, немало. Первый из них – рукописная Повесть о возникновении монастыря, изложенная безымянным автором-монахом в 1662 году.
Откуда что пошло, и как начиналось
Возвышенность, на которой в начале второй трети XVII века основана была пустынь (так традиционно называли территории, заселяемые отшельниками), столетия опоясывали непроходимые заволжские леса. Чтобы ее подготовить к застройке, лесной массив надо было расчистить, а оголившееся Оран-поле (топоним восходит к старославянскому орати) распахать. Отсюда и слово Оранки – «вспаханное место». Задолго до продвижения сюда славян, однако, местность эту считала своею языческая мордва.
Как мог возникнуть православный очаг на участке, веками используемом язычниками в качестве мольбищ и кровавых жертвоприношений многочисленным божествам диких племен?
Благодаря нижегородскому вотчиннику дворянских кровей Петру Андреевичу Глядкову (по иным данным – Гладкову/Гляткову). Дослужившись до звания военного головы и взяв отставку, он решил удалиться от мира и поселился в сельце Бочеево – своей вотчине.
В разумном хозяйствовании, воспитании сыновей и преклонении перед Владимирской иконой Богоматери из Успенья при Московском соборе видел он смысл дальнейшего существования. Могущество образа Матери Божьей бывший воин ощутил лично: Пречистая исцелила его от тяжелой болезни.
5 лет спустя в благодарность, в 1634 году, П.А. Глядков заказал список (то есть копию) чудотворной иконы живописцу Григорию Черному. Этим годом впоследствии и датировали основание обители. Сама же мысль возвести храм на расположенном поблизости взгорье посетила Глядкова после трех одинаковых вещих снов, где голос свыше повелевал спящему поставить церковь в честь иконы-покровительницы в угодном Богородице месте. А до того – водрузить на богоизбранной горе крест.
Точного местонахождения святилища хозяин поместья не знал, но вскоре, пересекая Оранное поле, увидал устремленное из земных недр ввысь огненное сияние. Восприняв это как знамение, сподвижник понял: Оран-гора избрана для реализации высказанной в сновидениях идеи.
Осталось получить патриаршее благословение на строительство – и приступить к воплощению в жизнь ниспосланного с небес пожелания. Мраморный крест-символ Глядков установил в 1634 же году, ознаменовав тем закладку будущего храма.
Деревянная церковь-первенец была построена в считанные сроки – за три месяца. Открытие состоялось в 1634 (по некоторым сведениям – в 1635) году, 21 сентября (4 октября по новому летоисчислению), в памятный для верующих день Апостола Кондрата. Икону-копию к алтарю привезли в расчете на повторение ею вслед за оригиналом чудодейственного эффекта. Вокруг церквушки выстроили бревенчатую келейную группку, и туда вселились восемь старцев под предводительством иеромонаха Феодорита.
Надежды на светлую ауру изображения Божией Прародительницы оправдались: почти с первых дней чудо-икона стала мироточить, исцеляя богомольцев десятками. Прозревали слепые, добрели бесноватые, обретали слух немые, а подвижность – пораженные недугами рук-ног.
Чудеса фиксировались официально, во всех подробностях. Слава о них разлеталась по стране, достигая ушей патриарших и государевых. В первое же десятилетие перечень счастливых излечений зашел за 5 сотен.
По стезе достижений и бед
Судьба первооснователя Оранского храма-пустыни была трагической. Приняв постриг под именем Павел через 8 лет после освящения своего детища, он переселился в его стены и вступил в управление общиной послушников. С этого и начался новый, уже монастырский период. Он сопровождался недовольством соседей-язычников, чинивших препятствия при рубке деревьев, сборе ягод, грибов и устраивавших нападения на саму постройку. Завершились эти протесты убийством схимника-основателя в 1665г.
Это событие положило конец враждебному отношению мордовского окружения – противники перестали нападать, а их потомки со временем заинтересовались христианскими ценностями. После смерти своего создателя Оранский Богородицкий мужской монастырь не раз поддержал морально и физически жителей Нижегородской губернии и окрестных земель. В 1771г. мощь иконы-защитницы подтвердилась на практике: после обнесения Владимирской-Оранской иконой стен Кремля город покинула эпидемия моровой язвы (чумы).
Отступление страшной напасти нижегородцы отметили молитвенным шествием – и с того момента крестные ходы стали проводиться систематически. Рассказы о чудодейственных способностях иконы-исцелительницы вызвали необычайный интерес в среде паствы ближней и дальней. К обители потянулись, и в знак благодарения за чудо-исцеление оставляли приношения. Доходы росли. Святое начинание хотелось продолжить уже не только наследникам рода Глядковых, но и представителям других дворянских фамилий.
Поддержка проявлялась в дарах, призванных украсить внутренность сооружений, и в потоке ценной религиозной литературы. Драгоценную утварь и книги дарили князья Одоевские, Черкасские и Горчаковы, купцы Строгановы, бояре Бутурлины и даже грузинские царевны. Возникла потребность в перестройке, внутренней и внешней. 20-е годы XVIII столетия этим и ознаменовались. Деревянный храм заменили каменным, по соседству воздвигли колокольню и кельи из камня. Старые чернецкие покои укрепили, а подворье принялись обносить прочным забором.
Итог оказался непредсказуемым: богатая когда-то казна истощилась и церковное хозяйство из-за непосильных затрат пришло в упадок. Вдобавок к обиталищу схимников Петром Первым была приписана совершенно нищая Кресто-Маровская Пустынь Воздвиженья с ее 26 монахами. Содержать их всех монастырь-покровитель был не в состоянии – смогли расселить лишь девять чернецов. В 1771г. полупустое здание Кресто-Маровского братства окончательно разграбили пугачевские повстанцы.
Наступил период выживания. Книжные полки редели, иконы и украшения закладывались. Выручка шла на хлеб. Екатерина II лишила обитель всех имений, крепостных работников, земельных наделов. Монастырь исключили из числа штатных, и казенные средства прекратили поступать на нужды насельников. От прежней братии осталось всего 19 человек, пропитание они искали сами. Переломной стала цепочка описанных несколько выше событий – чума-мор-избавление-шествия.
На этом ряд материальных бедствий закончился. Начинался этап организованных паломничеств богомольцев во славу Богоматери-покровительницы и с целью дальнейшего укрепления и возвеличивания соборного комплекса.
Крестные ходы, проектирование, возведение и обустройство монастыря до революции
Строительные планы возобновились в начале XIX века. Стимулирующим фактором выступили многолюдные крестохождения – не просто ежегодные, а осеннее-зимние и весенние. Их частенько именовали мордовскими, что подтверждало распространение православия среди народов, ранее отрицавших христианские понятия и веру. Владимирско-Оранская икона за год успевала побывать в сотне и более населенных пунктах. Вопрос о деньгах на строительство теперь не стоял: оно шло непрерывно.
В 1804-1819гг. в свод небесный вонзились шпили собора-красавца Владимирской иконы Божией Матери. По прошествии неполных 30 лет (в 1837г.) была сооружена трехпридельная церковь Рождества Богородицы о пяти куполах и церковь единопрестольная – Петра и Павла. Выросла пятерка сопутствующих основным каменных корпусов, часовня над целебным родником и конный двор. В 1867г. Оранско-Богородицкий монастырский комплекс возвели в ранг первоклассных. Управлять им стал архиерей.
В 1905г. появляется лесной иноческий скит, а рядом с ним – очередная каменная церковь под именем Успения Божией Матери. Крестные ходы продолжались, уводя за пределы старообрядческих сел. Икону-целительницу несли на руках нередко по 50 верст и разрешали вносить в дома в перерывах между богослужениями – из желания помочь тяжелобольным и недвижимым. Ее многократно привлекали к благословлению строящихся церковно-храмовых заведений.
В 1913 году святыня вместе с нижегородцами приветствовала царя, поздравляя его с 300-летним юбилеем Династии Романовых. На рубеже XIX-XX веков Оранский монастырь процветал. Кроме ведущих ансамблей, под его сенью возвышались уже 6 братских общежитий. Радовали глаз гостиница для паломников-богомольцев, водокачка из кирпича для разветвленного водопровода, баня и дюжина лавок-погребков-амбаров. Пасека была своя, аптека, сад с огородом и конюшня – тоже.
Обстроился хоздвор и мастерскими – столярной, слесарной, портняжной да сапожной. Не обошлось и без кирпичного заводика с кузницей. Любые реставрационные, бытовые проблемы решались собственными силами, все необходимое производилось на месте. Трудились здесь не исключительно монахи – заданий хватало и мастеровым из близлежащих деревень. Возможность почитать, просветиться духовно сохранялась также – для этого имелись библиотека и музей церковных ценностей.
Век двадцатый и его последствия
1917 год прервал яркое восхождение Оранского общежительного монашеского единения к высшей точке его развития и процветания. На судьбе всей русской Православной церкви, и Богородицкой обители как крупнейшего ее звена Октябрьская революция сказалась негативно. В преддверии двадцатых ликвидируются духовно-учебные заведения, закрываются монастыри, уничтожаются религиозно-общественные институты и правящие духовные организации.
Уже в июле 1918 арестовывают и обвиняют в контрреволюционных планах архимандрита Августина, назначенного настоятелем менее чем за год до призывных речей и дворцовых штурмов. Святого отца расстреливают почти сразу после ареста, в августе – еще 15 его сподвижников. Их гибель послужила толчком к череде печальных событий. Численность монахов-оранцев быстро сократилась вчетверо – с 200 до полусотни. Примонастырские земли были национализированы, и к 1928 году насельников осталось всего 17.
Но крестные хождения с ликом Оранской Богоматери-защитницы не прекращались. Невзирая на фактическое закрытие монастыря и всяческие запреты, верующие приходили в Оранки лицезреть святыню и помолиться-исцелиться у источника. До 1954 года регулярные молебны, пусть и при сравнительно скромном стечении народа, продолжались. В непосредственной близости от давно не функционирующего монастыря (он был официально закрыт властями в 1920 году).
Обитель с «коминтерновским» лицом
В каких только ипостасях не использовался «очищенный» от черноризцев монастырско-общежитский квартал! В теплой церкви проходили театральные репетиции, в другие помещения переместились дом для престарелых, профтехшкола для столяров и швейников. Сетевязальная фабрика успешно соседствовала с Народным Университетом. Чуть погодя здесь разместили колонии – для несовершеннолетних, а затем и взрослых преступников. Летом тут отдыхали дети-беспризорники. Хронологию перемен завершил лечебно-трудовой профилакторий.
Наиболее значимый след оставили лагеря 40-х годов. В них свозили поначалу финнов, за ними – интернированных чехов с поляками. В дальнейшем состав дополнялся военнопленными немцами и румынами. Итальянцев, французов, венгров и прочих представителей европейских наций тоже было достаточно. В немецком секторе преобладали офицеры высоких чинов, – после Сталинграда мелькнул среди них даже фельдмаршал Паулюс.
Пленных не принуждали к тяжелым работам, – наоборот, пытались перевоспитать, прививая им коммунистические взгляды в антифашистской школе, опекаемой Коминтерном. На курсах выступали с лекциями секретари компартий Германии, Венгрии, Румынии. Планировалось организовать и интербригады, но до логического завершения эту мечту не довели. А вот крест и мемориал из четырех памятников, увековечивших имена похороненных на общелагерном кладбище беженцев и оккупантов, по просьбе их детей и внуков в 1995г. открыли.
Православный Саров
5-6 июля 26 саровчан участвовали в традиционном крестном ходе из села Богоявление Богородского района в Оранский мужской монастырь в честь Владимирский иконы Божией Матери.
Оранские иконы и людские судьбы
В 4 часа утра мы выехали на двух газелях из Сарова. Крестный ход догнали уже на полпути к с.Арманиха и влились в него. Кроме Арманихи делали остановки в с.Сиуха (там церковь была разрушена), в лесу и в д.Шониха. Постоянно шло человек 80. Были паломники из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Кстова, других городов и сел. По словам участников крестного хода, в 1990-е гг. было в десятки раз больше людей.
Возглавлял шествие о.Владимир из Богоявления, а главной святыней крестного хода была Владимирская-Оранская икона Божией Матери из этого села. За два дня нам встретилось несколько списков Оранской иконы. В храме с.Арманиха – своя Оранская икона, при подходе к монастырю нас встречали и осеняли другой. В самом монастыре тоже две Оранские иконы Божией Матери – копия и оригинал, обе чудотворные.
На крестном ходу люди общались, знакомились и радовались встрече со старыми знакомыми. Рассказывали об исцелениях и случаях чудесной помощи Божией в своей жизни, подтверждая то, что Бог – недалеко от каждого из нас. Некоторые женщины даже во время привалов не давали себе поблажек, на коленях читая акафист перед Оранской иконой Божией Матери. Другие не могли удержаться и рвали землянику, которой кругом было море. В Сиухе и Шонихе гостеприимные жители кормили паломников знатным обедом. Некоторые хозяева выставляли по пути шествия холодную воду и ягоды.
В Шонихе нас угощали благочестивые люди, переехавшие в деревню из Москвы. Живут на пенсию и натуральным хозяйством – держат скотину, огородничают. Внуки закончили начальную школу в Оранках и теперь возникла проблема, где им учиться дальше. Семья духовно окормляется в монастыре. Они с тревогой следят за событиями в стране и мире, зорко высматривая приметы последнего времени. «А у вас есть дача, огород?» – спросили они меня. «Нет? Тогда будете рыть землянки, спасаться там», – уверенно сказала хозяйка.
Нижегородка Елена с детства ходит в этот крестный ход. Она поведала семейное предание, связанное с Оранской иконой Божией Матери. Когда она была младенцем, в 1989-1990 гг., то жила даче в Шонихе. Тогда ее мама впервые в жизни увидела крестный ход и растерялась, не сообразив нырнуть под чудотворную икону. Но крестный ход направился не в ту сторону и был вынужден вернуться. Старушки утверждали, что такой сбой произошел впервые. Мать с дочкой приложилась к иконе. С тех пор мама стала возрастать в вере, а Оранская обитель для этой семьи – особо почитаемое место.
Надо сказать, что в те годы крестный ход не мог попасть внутрь монастыря, он шел только на источник Божией Матери. До 1993 года в монастырском комплексе размещалась женская ИТК. До этого, с 1971 по 1985 гг. – мужской ЛТП, еще раньше – колония для подростков. В годы войны и до 1950 года там был лагерь для военнопленных немцев, а в 1939-1941 гг. – жили интернированные сотрудники иностранных посольств. Монастырь вернули Церкви в плачевном состоянии, а перед революцией он процветал, там было 200 насельников…
В монастыре
В монастыре крестный ход встречали колокольным звоном. Все паломники устремились под большой колокол, к нему потянулись десятки рук. Звуковая волна через руку прошила тело, и из глаз хлынули слезы. Они смыли апатию усталости, всколыхнули душу, возбуждая бесконечную благодарность Богу и Его Пречистой Матери, которая нас привела в этот уголок рая на земле.
Я была в Оранском монастыре лет 15 назад. Конечно, за эти годы он преобразился до неузнаваемости. Заново отстраивается огромная колокольня, разрушенная в советское время. Разобраны пристройки, уродующие храмы. Все монастырские здания выкрашены в ослепительно белый и синий цвета – оттенки храмов Южной Греции.
По наружной металлической лестнице опознала здание, в котором мы когда-то ночевали на полу, на матрацах. Оказалось, это – монастырская трапезная с домовым храмом во имя Петра и Павла. Теперь паломников селят в трехэтажном корпусе за пределами монастыря (бывший штаб зоны). Там двухъярусные кровати, чистое белье, вкусная трапеза. Сначала я подумала, что в монастыре работают местные жители. Но оказалось, что, например, женщины, которые кормили нас, специально приехали на праздник обители из Москвы, чтобы помочь справиться с наплывом паломников.
Возле монастыря благоустроен источник, оборудована крытая купальня с двумя отделениями: мужским и женским. Купание в студеной воде как рукой сняло утомление, и мы отстояли всю службу, после которой была исповедь.
В здании монастырской лавки дети загляделись на попугайчиков, а взрослые – на большой ассортимент литературы и компакт-дисков, в т.ч. собственной продукции (записи проповедей наместника обители архимандрита Нектария (Марченко).
В лавке висят стенды, на которых показаны этапы восстановления монастыря. По фотографиям видно, как сильно была повреждена живопись в храмах, их новые обитатели развлекались стрельбой по ликам святых. Сейчас восстановлены внутренние росписи во Владимирском соборе. Там же – чудный пятиярусный изразцовый иконостас четырех цветов: белого, золотого, голубого и синего. В такой же технике выполнены киоты двух больших икон: Владимирской иконы Божией Матери с предстоящими и Св. Троицы. Потрогали – действительно керамика.
А в центре собора на деревянных козлах стояла Владимирская-Оранская икона Божией Матери, убранная цветами. С ней ходят в крестные ходы вокруг Нижнего Новгорода (традиция с XVIII века в память об избавлении от чумы). Икону создали в то время, когда оригинальная икона была утрачена, и этот список тоже прославился чудотворениями. А оригинал (написанный ок. 1630 г.) хранился в запасниках, потом в Русском музее. Его на праздник на несколько часов привозили в монастырь и, в итоге, передали окончательно. Эта икона пребывает в храме Рождества Богородицы в опечатанном киоте, в котором поддерживается особый температурный режим.
Особенность двух восстановленных монастырских храмов – свечные паникадила. Они подвешены на длинных цепях. Во Владимирском храме длина цепей – на вид метров 20. Паникадила состоят из внутренней части – ступенчатой пирамиды и наружного кольца со свечами в один ряд. На всенощной монахи зажигали и гасили (во время чтения шестопсалмия) свечи при помощи специального приспособления – «гасилки» и свечи для розжига, укрепленных на длинном шесте. Когда все свечи были зажжены, монах закрутил обе части паникадила во взаимно противоположных направлениях, и они долго вращались. Незабываемое зрелище. А после всенощной паломники, ожидая исповеди, наблюдали за тем, как стройный и ловкий иеромонах, балансируя на высоте на сборных лесенках и перекладинах, готовит паникадило к богослужению следующего дня.
При удобном случае я спросила у одного из насельников: для чего они затрачивают столько времени и сил, к тому же рискуя упасть с высоты, когда для включения паникадила с электрическими лампочками достаточно нажать всего лишь одну кнопку? Он посмотрел на меня как на неразумное дитя. Ответил: «Для красоты богослужения. Для чего же еще?» Этот брат пояснил, что подобные паникадила архимандрит Нектарий видел на Афоне в Свято-Пантелеимоновом и Ватопедском монастырях и захотел это перенять.
Чудеса нашего времени
Когда в десятом часу вечера архимандрит Нектарий вышел из храма, его поджидала толпа женщин, которые хотели получить благословение старца или его совет. Удивительно, какие важные вопросы люди умудряются задавать на бегу. Например, о выборе жизненного пути. Молодой девушке, которую он видел в первый раз, старец сказал, что экономика дело – грязное, для ее души полезнее стать художником и расписывать храмы. Другой женщине он попенял на непостоянство в молитвах Божией Матери: «В любом деле успех бывает только при постоянстве наших усилий». «Благоуветливый глас словес» о.Нектария как завороженные слушали и те, к кому они не относились. Старец излучал любовь, хотелось слушать его бесконечно.
Архимандрит Нектарий засвидетельствовал, что от Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и в наше время обильно подаются чудеса. Он привел последний пример. Один человек попросился немного пожить в обители. Это был бывший наркоман, который хотел начать новую жизнь, но его нигде не принимали на работу. И как только он с молитвой приложился к иконе Божией Матери, так сразу же ему на телефон пришло смс-сообщение, что его резюме рассмотрели, и берут на работу. Другой пример. Благотворители обещали оплатить иконостас Владимирского собора, его изготовили, а спонсоры отказались, сказали, что нет денег. Все помогла разрешить Царица Небесная…
На следующий день монастырь посетил митрополит Георгий с духовенством Богородского благочиния. Он отслужил молебен с акафистом перед старинной Владимирской-Оранской иконой Божией Матери в храме Рождества Богородицы. Затем состоялась литургия во Владимирском соборе.
Владыка Георгий поздравил всех с престольным праздником и сказал замечательную проповедь о важности почитания Пресвятой Богородицы, «ежедневное и ежечасное участие которой в жизни Церкви и каждого человека мы видим в том, сколько храмов на Русской земле посвящено Царице Небесной». Владыка говорил о том, что когда у нас все благополучно, мы думаем, что это происходит само собой, и только в минуту бедствия, когда земной помощи ждать неоткуда, понимаем, что это не так. Поэтому даже если сегодня «лето Господне благоприятное», мы просим Божию Матерь не лишать нас своего покрова и заступления. Архипастырь поблагодарил всех участников восстановления монастыря за их труд и молитвы.
На обратном пути снова дух захватывало от красоты и раздолья русской природы. Но повсюду были печальные приметы нашего времени. На бывших колхозных полях за Арманихой – недостроенные срубы. Кто-то приобрел эти участки и теперь пытается продать. При подходе к Оранкам – разрушенные сельхозстроения, необработанные поля. И контраст этому – прекрасный восстанавливающийся монастырь, в котором душа чувствует покой и умиротворение. Люди неверующие ничего такого не ощущают, и некоторые из них озлобляются: «Вот, дескать, куда идут деньги, когда вокруг нищета». Они забывают о том, что разруха начинается в головах, и только потом переходит в нашу жизнь. Поэтому в такой же последовательности следует и бороться с нею.
Митрополит Георгий назвал возрождение обители делом покаяния за наших отцов и дедов, которые разрушали храмы. «Они поддались обольстительному слову диавола, что мы построим красивый и счастливый мир, в котором нет места Богу и делу богопочитания. И как только отказались от богопочитания, так на это место пришло демонское почитание, бесовские козни. И вот, как порушены храмы, так же порушены и души человеческие. Мы верим и надеемся, что через возрождение этих святынь будут возрождаться и души человеческие», – сказал владыка.
На обратном пути шествия от Сиухи обычно идет дождь. Кто-то приготовил зонты. Но в небе погромыхало и затихло. В Арманихе нас встречало, наверное, все село, но мы не остались на молебен, т.к. за нами уже приехали машины… За первый день мы прошли 22 км, а за второй – 18. Слава Богу за все. Благодать – непередаваемая. Особая благодарность прихожанке Анне Рудаковой за понесенные труды. Она организовала поездку и всех опекала, как родная мать.
Также см. фоторепортаж Б.Поварова об архиерейском богослужении в Оранском монастыре на сайте Нижегородской митрополии.
Крестные ходы / 20120705-06-Богоявление-Оранки
Главная святыня к… | В Арманихинской ц… |
Молебен в Арманихе | |
о.Владимир из с. … | |
Остановка и молеб… |
1
Возрождение
О восстановлении обители в предназначенной ей от рождения роли заговорили четверть века назад, после регистрации в 1992 году прихода Успенской церкви и постановления 1993 года о возврате объектам отечественного зодчества их облика в полной мере, с поэтапным воскрешением монашества. Развернулось строительство и реставраторские хлопоты. Стартовала благородная эпопея с теплых элементов композиции – Храма в честь Рождества Девы Марии и игуменского корпуса.
Концепция развития и перспективы ее выполнения
В 1994 году тогдашний губернатор области Б.Немцов распорядился передать Нижегородской епархии все культовые строения архитектурной композиции, объединенной вокруг Оранского мужского монастыря. Так возобновилась активная созидательная деятельность, а монастырь-святилище в который уж раз вернулся к привычному монахам-черноризцам жизненному ритму – размеренному, и согласованному с уставными положениями. Оформили крестоходный список, расписали порядок служб и озаботились возвращением массивного колокола.
Далее следовало реконструировать церкви-соборы, поработать над интерьером служебных зон и обустроить жилые покои; наладить общехозяйственные связи. К многопрофильному переустройству подключили не только местный сельсовет, но и отдаленные райцентры, областные структуры, Связались с богородскими краеведами и поделились с городской библиотекой уцелевшими печатными изданиями. Внедрили практику совместных культурно-просветительских мероприятий.
С 2004 года, с приглашением на наместническую должность игумена Нектария, процесс обновления не просто ускорился, а приобрел стремительные темпы. Результаты его заслуживают отдельного описания.
Современное состояние комплекса
В 2008-2009 были побелены все храмовые постройки, отремонтирован братский корпус-общежитие, прохудившийся заборчик заменен кирпичной оградой с боковыми и главными воротами. Укреплена старинная изолированная звонница, кардинально перестроена колокольня. Разбросанные по огромной площадке храмы освящены, за каждым закреплено его имя-символ. Совершен обряд закладки надвратной храмовой пристройки в честь реорганизатора скита преподобного отца Нектария Киево-Печерского.
Основные шедевры храмового зодчества Оранского монастыря сегодня – это:
- собор Оранской-Владимирской иконы Богоматери (1819);
- трехпрестольная зимняя Рождественская церковь Пресвятой Богородицы (1838);
- домовая церковь первоверховных апостолов Петра и Павла (1807).
- новая многоярусная монастырская колокольня (2014).
Снаружи творения русских зодчих радуют стройностью линий и мозаичностью разноцветных фасадов. Пространство внутри вновь отстроенных храмов восхищает изяществом отделки, грамотным подбором материалов, гармонией красок и оттенков в орнаментах пола, колонн, арок. Поражая обилием богатых аксессуаров, роскошью иконостаса, искусством художественного литья, ковки и настенной росписи.
Композиционную группу Оранковского ансамбля дополняют корпуса:
- трапезный (I половина XIXв.) с пристроенной позже Петропавловской церквушкой-храмом;
- архимандричий с братским и больничный с жилым (начало ХХв.);
- настоятельский и благочинный (1811);
- соборная ризница (1898);
- хозяйственный (1893);
- гостиничный (1865).
Кроме перечисленных зданий, на обширном подворье есть баня и останки юго-западного крыла древней толстостенной кладки.
Путь к смирению и доверию
Может сложиться впечатление, что наши предки были в более выгодном положении по сравнению с нами, потому что имели возможность нести большие труды ради Христа. И да, и нет. У преподобного Исаака Сирина есть такая мысль: если ты имеешь труды, но не имеешь смирения, то труды тебя не спасут. Если же ты не имеешь трудов, но имеешь смирение, то оно тебя спасет. Просто чаще всего без труда невозможно к смирению прийти, потому что когда человек начинает трудиться в исполнении заповедей Христовых, он видит, насколько у него ничего не получается, и под воздействием этого самоощущения он постепенно приходит к смирению. Гордый и не желающий смиряться — будет унывать, малодушествовать, а стремящийся смириться через опытное познание своей немощи смирится и этим приблизится к Богу.
Каков же путь к доверию? Когда Господь шел по бурным водам Галилейского озера к Своим ученикам, плывущим в лодке, Он повелел апостолу Петру пойти к Нему навстречу, повелел — в ответ на готовность апостола сделать это. И Петр вступил на воды и пошел по ним, не страшась утонуть. Вот каков был его путь к этому доверию? Он до этого момента успел в какой-то степени узнать Христа, хоть и не вполне, но даже такое несовершенное познание обусловило для апостола Петра эту готовность идти по воде и делать то, что казалось совершенно невозможным и оттого по-настоящему страшным.
Старец Паисий Афонский рассказывает, что когда он в раннем детстве начал подвизаться — подолгу проводить время в молитве, удалившись из дома, поститься, некий образованный студент по просьбе его разволновавшихся родителей однажды стал ему доказывать, что Бога нет и что Христос на самом деле — просто историческая личность. Студент не убедил мальчика, но посеял в его сердце страшное семя сомнения. И будущий старец Паисий со слезами и скорбью взмолился: «Господи, если Ты есть на самом деле, докажи мне, чтобы это сомнение ушло из моего сердца» — и по-детски считал, что это доказательство должно прийти, раз оно ему нужно. Но не было никакого ответа на его молитву. В конце концов он сказал себе: «А что ж, даже если Христос — всего лишь человек, разве я знаю хотя бы кого-то на земле, кто был бы таков, каков Он? Разве я знаю кого-то лучше Него? И разве все это не является для меня основанием, чтобы я посвятил свою жизнь Ему?». В тот самый момент мальчик увидел перед собой Христа, Который сказал: «Арсений (его тогда звали Арсений), Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет». С памятью об этой встрече он прожил до самой смерти, и именно эта встреча, наверное, стала поворотной, самой главной.
Таков, мне кажется, путь к доверию Богу: понимание, что никогда никого лучше Христа на земле не было, а раз так, то не важно, даст ли Он мне то, чего я хочу, или нет, поступит ли со мной так, как я того желаю, или поступит так, как желает Сам, ведь никогда на земле не было никого, кто любил бы меня больше, чем Господь.
Но если, взирая на что-то, мы потом отводим взгляд в сторону, то скоро забываем то, что было перед нашими глазами. Так устроен человек. Поэтому надо постоянно иметь мысленный взор обращенным на Бога, на Его дела, на Его участие в нашей жизни, и тогда вот это живое чувство доверия к Богу будет в нас углубляться и усиливаться. Иначе мы будем постепенно переходить к забвению, к нечувствию и к потере доверия.
Приходится слышать, что порой люди, столкнувшись в своей жизни с какими-то скорбями внешними или внутренними, начинают терять уверенность, что Бог их действительно любит, что Он безгранично милосерд. И совершенно ясно, что они уже не могут следовать тем путем, о котором я говорю.
Есть ключевое отличие между христианином и всяким другим человеком. Нехристианин живет в этом мире и для этого мира, и только лишь происходящее здесь расценивает как существенно важное. Христианин же живет для вечности, и по-настоящему важно для него то, что будет там. Вот это совершенно четкая граница. Если для человека важно лишь здешнее, и именно этим здешним определяется, желает или не желает он быть с Богом, значит, он — не христианин или еще не стал им. И это не какой-то мой суд о человеке, а констатация факта.
Архимандрит Нектарий (Марченко)
Незаурядность нынешнего руководителя общественно-духовной и экономической жизни Оранковского Богородицкого мужского монастыря-скита вызывает желание поклониться мудрости и терпению человека, осознавшего глубокий смысл разумного устройства мира по замыслу Божьему. Всепрощение и требовательность, неконфликтность и воля сочетаются в нем удивительным образом. Отец Нектарий Печерский – прекрасный оратор и наставник, умеющий понять, убедить и вселить надежду.
Организатор он талантливый, врачеватель душ редкостный. Пообщаться с ним, услышать его мнение по животрепещущим вопросам дня сегодняшнего стоит каждому. Уму, опыту, совести мужа столь праведного, готового делиться с окружающими позитивной энергией, доверять можно. Таково мнение как пребывающих с ним под единой крышей схимников, прихожан или прибывших из различных уголков России соотечественников, так и паломников-иноземцев.
Чем храм привлекает?
Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся. В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности.
С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.
Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.
За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.
Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:
- в купель окунаться без одежды, в простом и чистом нижнем белье;
- нательный крестик положено оставлять, а украшения снимать;
- макияж смывать, не сорить, не стирать, ноги и обувь не мыть;
- не сквернословить, не создавать шума, не смеяться и не курить.
Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.
О листьях и плодах
Обратившись к аскетической традиции Православной Церкви, мы увидим, что обычно под подвигом понимались, к примеру, проведение ночи в молитве, пост строже, чем обычно, столпничество, отшельничество, пребывание в безмолвии, в затворе, ношение вериг или власяницы, странничество или юродство Христа ради. Но все-таки, по слову одного святого отца, эти подвиги — лишь внешнее делание, и оно является листьями, а плодом становится то, что в результате этого подвига должно родиться в душе человека, — добродетель. Если же этого не происходит, то, значит, подвиг совершается неразумно и подлинного плода не приносит. А это в свою очередь приводит к мысли о том, что есть какой-то другой вид христианского подвига, более важный, — подвиг внутренний, — та борьба за верность Богу, которая происходит в сердце каждого из нас.
Нигде в Евангелии не говорится о том, что совершенно неотъемлемой частью жизни христианина должны быть вот те внешние подвижнические делания, о которых я сказал выше. Есть такая общая беда — склонность вставать на путь формализации, потому что он более простой. Мы сегодня можем видеть, как человек, приходя в Церковь и прочитав или услышав о подвижнической жизни святых отцов древности, пытается на себя это примерить: строго поститься, молиться по ночам, молчать в какие-то дни. Но можно также наблюдать, что с такими современными подвижниками чаще всего происходит следующее: либо спустя какое-то время они убеждаются, что у них нет на это сил, и как-то надрываются, впадают в уныние, не зная, что им делать дальше, либо наоборот — начинают радоваться достигнутым «результатам», тщеславиться, гордиться, не понимая, что на самом деле подвиг должен вести к смирению. Но это реже, чаще все же человеку приходится просто сталкиваться со своей немощью.
Чем это обусловлено? Человеческий организм подвергается влиянию той среды, в которой мы живем, и если сравнить физическую крепость и состояние здоровья современного человека и подвижника из египетской пустыни, жившего полторы тысячи лет тому назад, то мы увидим, что это — два совершенно разных человека. Мы отравлены и ослаблены всем, чем только можно, и это — факт. И поэтому когда человек пытается идти путем внешнего подвига, он очень быстро узнает, что ко многому просто не способен.
Смотреть, конечно, нужно в корень, то есть — в Евангелие, ведь именно из него можно узнать, в чем заключается подвиг христианской жизни. В том, чтобы не противиться злому, когда очень хочется противиться, чтобы не допускать нечистых и недобрых мыслей, чтобы смириться с волей Божией, когда в ответ на наши горячие просьбы и даже порой требования мы не получаем просимого. Собственно говоря, самый главный подвиг в жизни христианина — это доверие Богу и способность не просто смириться с волей Божией под влиянием обстоятельств, а принять ее сердцем и благодарить за все, что Бог в жизни дает. Более великого подвига не существует.
Расписание богослужений
Каждодневные литургии – традиционное для монастыря действо. К полунощнице приступают в 6.00 (в праздник) либо в 7.00 (в будни). За молебном следует Божественная Литургия (обычно в 8.00), для желающих – с исповедью. Вечерняя служба проводится аккуратно. В будние дни и воскресенья она начинается в 16.30 и завершается крестным обхождением трех соборов с иконой.
Внимание! График может корректироваться в связи с великими датами и праздниками.
Как добраться
На автомобиле
От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.
Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).
Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.
Автопарковка на территории большая
На автобусе
От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!
Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.