А был ли Марк? Интересные факты про Марков монастырь в Витебске


Казанский храм Витебского Маркова Троицкого монастыря

Мужской Марков монастырь во имя Святой Троицы в г. Витебске
Витебской епархии

  • Адрес: Белоруссия, 210002, г. Витебск, ул. Максима Горького, 84-а
  • Тел.: (+375, 34-08-54
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в юго-западной части Витебска, именуемой, в честь монастыря, Марковщиной.

Основание

По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк, владевший участком земли в 4 верстах от Витебска, построил на нём небольшую часовню и уединился при ней для благочестивых подвигов. Вскоре к нему стали присоединяться единомышленники и образовался скит, а затем монастырь. Наиболее вероятно что это произошло в XIV или начале века. Через некоторое время, скорее всего из-за войн, монастырь исчез. Во второй половине века монахи возродили тут монастырь с церковью святого Иоанна.

Первое известное письменное свидельство о монастыре приходится на 1576 год, в жалованной грамоте короля Стефана Баторя «Маркову протопопу» Феофану Рпинскому. Возможно, такое упоминание указывает на то, что монастырь был упразднен и его церковь служила приходской.

После заключения Брестской унии в 1596 году Православная Церковь в Речи Посполитой подвергалась угнетению, в Витебске было запрещено строить православные храмы и духовные нужды православным приходилось удовлетворять во временной постройке в окрестностях города.

Оплот Православия в униатский период

В 1633 году православный князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий, построил в принадлежащем ему имении Марково, на месте первоначальной часовни, небольшую деревянную Троицкую церковь и кельи для монахов. В 1642 году Лев Огинский фундушевой грамотой закрепил за монастырём имение Марково и фольварок Шидловщина, купленный у Ивана Киселя Загоренского и Мартина Шидловского.

В 1651 году игуменом монастыря Каллистом (Дорофеевичем-Рыторайским) была построена деревянная Покровская церковь [1]. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским.

С началом новой Русско-польской войны в 1654 году Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству, в связи монастырь, как и вся Полоцкая епархия, подчиняются Московскому Патриархату. В 1656 [2] году патриарх Московский и всея Руси Никон подарил монастырю, от имени царя Алексея Михайловича, список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители.

В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 году князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, согласно завещанию отца, восстановил монастырь. Сначала была отстроена деревянная соборная церковь Святой Троицы — опоясанная открытой галереей с резными деревянными колоннами, Троицкая церковь была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры. Также был возведен храм на месте сгоревшей Покровской церкви.

В XVIII веке монастырь продолжал подвергаться натиску римо-католиков — так, в 1751 на монастырь совершили нападение униатские миссионеры и шляхта, при чём были разогнаны монахи, похищены ценные предметы, документы и привилеи. Несмотря на это обитель успешно отстаивала себя, шло строительство. В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, церковь святой Параскевы. В 1760 году игуменом Иакинфом (Пелкинским), взамен утраченной, была возведена новая Покровская церковь, теперь уже каменная. За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1780 году была построена деревянная Николаевская церковь. На самом берегу Западной Двины также существовала часовня во имя святителя Николая. Также в монастыре были построены: каменная трёхъярусная колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.

Российский период

В 1772 году Витебск отошёл к России. В 1773 году указом Святейшего Синода Марков монастырь был отнесён к Псковской епархии, а в 1795 — к Могилёвской, и в 1798 возведён на степень архимандрии.

В 1812 году монастырь опять подвергся разорению, на этот раз — войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.

В 1833 году монастырь вошёл во вновь открытую Полоцкую епархию.

В XIX веке производился ряд перестроек храмов — Параскевинская церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах, Никольская церковь на кладбище — в 1856 году. В 1847 году с запада Покровской церкви к ней был пристроен Митрофановский придел.

В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями. В начале века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский.

Советский период

С утверждением власти большевиков монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. Обитель закрыли, а в 1919 году её постройки были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.

В ходе Второй мировой войны, на время немецкой оккупации был открыт приход при монастырской Покровской церкви. Тогда же этот храм был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Во время войны церковь подверглась частичному разрушению.

После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже — шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Казанская церковь, жилой корпус и колокольня. Последнюю снесли в конце 1970-х годов.

Восстановление обители

23 ноября 2000 года монастырь был восстановлен решением Синода Белорусской Православной Церкви на основе Казанского прихода. С начала 2000-х годов была отреставрирована церковь Казанской иконы Божией Матери, при монастыре открылись библиотека, воскресная школа, трапезная для малоимущих и приют для бездомных. Чтимый Казанский образ Божией Матери в серебряном окладе был возвращен в обитель и стал выноситься на крестные ходы в дни великих праздников.

История

По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк Земянин, владевший участком земли в 4 верстах от города построил на нём небольшую часовню. Марк стал жить при ней, и вскоре к нему стали присоединяться единомышленники. Так образовался скит, а затем монастырь. Когда произошли эти события — доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что в XIV или XV веках. Согласно легенде, монастырь со временем пришёл в запустение.

В XVII веке православная церковь подвергалась угнетению со стороны униатов. В самом Витебске было запрещено строить православные храмы. Духовные нужды православным верующим приходилось удовлетворять в шалаше в окрестностях города.[1] В 1633 году князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий (Трокский), с женой Софией, будучи православными, закладывают новый Марков (Марковский) монастырь: строят деревянную Троицкую церковь

и кельи для монахов. А в 1638 (1642?) Лев Огинский грамотой закрепляет за монастырём имения
Марково
и
Шидловщина
, купленные у Яна Киселя Загоранского и Мартина Шидловского. В 1651 году игуменом монастыря Каллистом Дорофеевичем Риторайским была построена деревянная
Покровская церковь
[2]. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским, а те, в свою очередь, патриарху Константинопольскому.

С началом русско-польской войны 1654—1667 Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству. Московский царь Алексей Михайлович восстанавливает древнюю православную Полоцкую епархию и подчиняет её Московскому патриархату. Марков монастырь также переходит под власть московского патриарха Никона.

В 1657 году патриарх Никон дарит монастырю его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

Период активного строительства

Вид монастыря, до 1865 года
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 князь Симеон-Карл Огинский, сын Льва Огинского, католик, согласно завещанию отца, восстанавливает монастырь. Сначала строится деревянная соборная церковь св. Троицы. Церковь опоясывала открытая галерея с резными деревянными колоннами. Троицкая церковь, по мнению многих, была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры.

В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, церковь св. Параскевы. Церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах[3].

Единственная, сохранившаяся до наших дней, церковь монастыря была построена в 1760 году игуменом Иакинфом Пелкинским. Это каменная Покровская церковь

(ныне переосвящена в Казанскую).

За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1730 (перестр. в 1856) году была построена деревянная Николаевская церковь.

На самом берегу Западной Двины, также существовала часовня в честь св. Николая. В народе она называлась ласково — именем Миколушки.[2]

Также в монастыре были построены: каменная двухъярусная (третий ярус построен в XIX веке) колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.

В 1751 настоятель монастыря Серапион Пчелка, сам перейдя в унию, попытался перевести обитель в униатство, однако этому воспрепятствовала фундушевая грамота князя Льва Огинского, согласно которой монастырь должен был всегда оставаться православным, а также усилия следующего игумена Иакинфа Пелкинского[4]. По другой версии, витебский униатский декан Казимир с шляхтой ворвались в монастырь, схватили игумена Серафима Кочета, монахов разогнали и монастырь на некоторое время перешёл в унию[5]. При попытке ввести монастырь в унию монастырь был разграблен, похищены ценные предметы, документы и привилеи. [6]

Российский период

До 1893 года
В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 — к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии.

В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.

В 1833 году монастырь отдан под юрисдикцию вновь открытой Полоцкой епархии.

В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями.

В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру — Павел Рожновский) — будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации — глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек[7].

Советский период

С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. В 1918 году[7] монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря (1920—1921)[8]. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.

На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери.

После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже — шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой и хозяйственные корпуса, колокольня (её снесли в конце 1970-х).[9]

Восстановление монастыря

23 ноября 2000 года монастырь был восстановлен решением Святейшего Синода Белорусской Православной церкви. В последние годы реставрируется церковь Казанской иконы Божией Матери.

При монастыре действуют: библиотека и воскресная школа, трапезная для малоимущих, приют для бездомных.

Храмы

Казанский храм

  • Престолы: Казанской иконы Божией Матери (главный), прп. Сергия Радонежского (боковой придел)

Храм каменный, крестово-купольный. На 4 столпах поддерживается 6-гранный барабан купола. Основной прямоугольный объём имеет три полуцилиндрические апсиды, центральная из которых значительно выступает вперёд. К основному объему примыкает развитый притвор-бабинец. Интерьер делится на 3 нефа двумя стенами с арочными проёмами. В центральной апсиде сохранилось старое арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. В декорировании фасадов использованы профилированные тяги, карнизы, угловые пилястры и кресты. Фасады завершаются треугольными фронтонами.

С восточной стороны храма расположено монастырское кладбище.

Галерея

  • Троицкая церковь, до 1865 года
  • Вид монастыря, XIX век
  • Марков мон. Д. Струков, 1864
  • Троицкая церковь. Худ. И. П. Трутнев. 1866 год.
  • Троицкая церковь, колокольня. 1864-67 гг. Худ. Д. М. Струков
  • План монастыря 1901 года.
  • Троицкая церковь, начало XX века
  • Монастырский двор и колокольня, начало XX века
  • Троицкая церковь, XX век(?)
  • Церковь св. Параскевы Пятницы, кон. XIX — начало XX вв.
  • Николаевская церковь Маркова монастыря.
  • Казанская церковь, вид с северной стороны.
  • Николаевская церковь и Немцева гора.
  • На пути от Никольской церкви к каменной монастырской ограде.
  • Летний собор в честь Пресвятой Троицы.
  • Монастырская слободка (Марковщина), начало XX века
  • Пристань у Маркова монастыря.
  • Пристань у Маркова монастыря.
  • Детский сад фабрики «Двина» на территории Казанской церкви. 1932 г.
  • Вид на Марковщину во времена немецкой оккупации
  • Настоятельский корпус, 1950-е годы
  • Казанская церковь. 1950-е годы
  • Марков монастырь Выход на улицу Максима Горького 1950-е
  • Ворота со стороны улицы Максима Горького. 1950-е
  • Марков монастырь. 1950-е
  • Казанская церковь, июль 2011
  • Корпус монастыря. Первый этаж здания, по всей видимости, дореволюционный.
  • Вход на территорию монастыря
  • Территория монастыря
  • Марков монастырь за корпусами комбината шелковых тканей. Июнь 2017

Настоятели

  • Феофан (Рпинский) (? — 1576)
  • Каллист (Дорофеевич-Рыторайский) (упом. 1651 — упом. 1656)
  • Нектарий (упом.1669) [3]
  • Леонтий (упом. 1679) [4]
  • Феофан (Иванович) (упом. 1687; 1695) [5]
  • Серапион (Полховский) [5]
  • Сильвестр (Конарский) (упом. 1713) [5]
  • Мелетий (Чайковский) (до 1715) [6]
  • Мефодий (Олешкевич) (упом. 1718) [5]
  • Серафим (Кочепа) (до 1751) [6]
  • Иакинф (Пелкинский) (1752 — 1766) [5]
  • Иоанн (Лукиянович) (упом. 1766) [5]
  • Сильвестр (Голинкович) (упом. 1768) [5]
  • Созонт (1776 — 1780) [5]
  • Петр (1780 — 1785) [5]
  • Досифей (Быковский) [5]
  • Анатолий (1818 — 1822) [5]
  • Иероним (Сретенский) (1822 — 1832) [5]
  • Павел (Чичкевич) (1832 — 1861) [6]
  • Анатолий (Станкевич) (4 апреля 1861 — 1867)
  • Полиевкт (Пясковский) (1867 — 1873)
  • Аркадий (Филонов) (16 января 1873 — 1885)
  • Иоанникий (Казанский) (1885 — 1888)
  • Иларион (1888 — 1894) [7]
  • Виталий (упом. 1895) [7]
  • Игнатий (упом. 1904) [7]
  • Пантелеимон (Рожновский) (1905 — 1912)
  • Геронтий (упом. 1913) [7]
  • Порфирий (упом. 1914) [7]
  • Таврион (Батозский) (1925 — 1926)

Примечания

  1. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Том 6
  2. 12
    Брошюра «Свято-Троицкий Марков мужской монастырь», издание монастыря
  3. Статистические сведения о церквах и причтах Полоцкой епархии. Витебск. 1884 год
  4. Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  5. Без-Корнилович М. О. Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся. — СПб., 1855.
  6. Теплова В. А. Православная историко-культурная школа Беларуси конца XVIII — нач. XX вв.: генезис и традиции
  7. 12Кулагін А. М.
    Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7
  8. уже в сентябре 1919 года, на территории Маркова монастыря был создан концентрационный лагерь, в число заключенных которого можно было попасть за безбилетный проезд на транспорте, самогоноварение, спекуляцию, дезертирство, проституцию, контрреволюционную агитацию, шпионаж, враждебное отношение к советской власти. Срок заключения устанавливался от нескольких месяцев до «даты окончания Гражданской войны, если таковая наступит». Абрамова И. Лагерь в монастыре
  9. https://vitebskbiker.info/guide/settlements/vitebsk/markovschina

МАРКОВ ВИТЕБСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Марков Свято-Троицкий монастырь. Акварель. 1864 г. Худож. Д. Струков (Б-ка Вильнюсского гос. ун-та)

Марков Свято-Троицкий монастырь. Акварель. 1864 г. Худож. Д. Струков (Б-ка Вильнюсского гос. ун-та)

(Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в г. Витебске (Белоруссия). Создан в 1633 г. на основании привилея польск. кор. Владислава IV Вазы и по благословению Киевского и Галицкого митр. Петра (Могилы) правосл. шляхтичами кн. Самуилом Львом Огинским и брацлавским земским судьей Севастьяном Мирским. Мон-рь устраивался на территории частного имения Огинского, расположенного на правом берегу р. Зап. Двина, напротив г. Витебска (АЗР. Т. 5. № 164. С. 194). Во владения обители входила ц. во имя Св. Троицы, первоначально располагавшаяся к юго-западу от г. Витебска, на правом берегу р. Зап. Двина, в мест. Марковщина. Традиционно в церковной историографии считается, что до 1576 г. здесь существовал Троицкий мон-рь, основанный иноком Марком. Однако это не подтверждается сведениями источников. Вероятно, Марк был владельцем имения Марковщина и 1-м ктитором Троицкой ц. Можно отождествить Марка с господарским боярином Витебского повета Марком, вдова которого Натомила с сыновьями Михно, Юхно и Богданом в 1546 г. судилась со свящ. Феодором Колошей, клириком Иоанно-Богословской ц., за право на владение церковной землей «Федоровщына», считая ее «выслугой» своего мужа (Витебская старина. 1883. Т. 1. № 23. С. 43-46).

15 дек. 1576 г. Троицкая ц. впервые упоминалась как приходская, а ее настоятеля характеризовали как «человека цнотливого, во всяких справах духовных статечного и в писме научоного». В том же году троицкий протопоп Феофан (Богдан Рпинский; † авг. 1588), происходивший из рода ошмянских земян, был хиротонисан Киевским и Галицким митр. митр. Ионой III на Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую архиепископскую кафедру Западнорусской митрополии (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. № 44. С. 56-60).

В М. м. на средства Огинского и Мирского были построены ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного правосл. населения была огромной, т. к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиеп. Иосафата Кунцевича по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 окт. 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польск. кор. Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчеркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. (Там же. 1883. Т. 1. № 57/58. С. 114-115; № 66. II. С. 127-129).

В 1638 г. М. м. получил от ктиторов 2 имения — Марковщину и хутор Шидловщина. Митр. Петр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в М. м. игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению кн. Огинского, М. м. должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из М. м. Это распоряжение было весьма актуально, т. к. еще 1 мая 1636 г. кор. Владислав IV Ваза послал свой указ Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Сильвестру (Косову), бывш. земянину Витебского повета. Правитель Речи Посполитой запрещал ему приезд в Полоцк и Витебск, где архиерей должен был совершать правосл. богослужения и др. святительские обязанности (Там же. № 61. С. 118-119).

Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та)

Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та)

Однако архиеп. Сильвестр нарушил королевский наказ: он посетил Витебск, где 13-23 мая 1636 г. жил «в квартире на плаце Браславскаго судьи Ивана Мирскаго», родственника С. Мирского. В городе он совершал богослужения и, несомненно, посетил М. м. Благодаря его действиям мн. витебляне вернулись в Православие, чем вызвали протест униат. архиерея Антония (Селявы), требовавшего от короля устроить скорейшее расследование происшедшего (Там же. № 62-63. С. 120-123; 1888. Т. 5. Ч. 1. № 98. С. 149). Несмотря на штраф в 10 тыс. злотых, архиеп. Сильвестр (Косов) продолжил пастырскую деятельность в Витебске, опираясь на власти М. м. Так, 31 мая 1641 г. архиерею пришла повестка от оршанского подсудка Якова Вислоуха. В ней сообщалось о решении Виленского трибунала от 31 июля 1640 г. по жалобе униата архиеп. Антония (Селявы) против Юрия Цыпки и его жены, обвинявшихся «в нарушении мира между униатами и неуниатами, разных возмущениях, постройки в г. Витебске за р. Двиною, на Слободском посаде, православной церкви, возмущении простаго люда и присоединении его к православию», а также о «насильственном отнятии чернецом Елисеем церковных грунтов и снятии с них ржи». Мон. Елисей, вероятно, был насельником М. м., т. к. др. правосл. обителей поблизости от Витебска не было (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. № XXII. С. 156).

Несмотря на гонения, деятельность правосл. духовенства, включая братию М. м., привела к тому, что 21 марта 1646 г. архиеп. Антоний (Селява) констатировал, что большинство горожан вернулись из унии в Православие (Там же. Т. 1. № 68. С. 134-137).

В 1650 г. в М. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Во время русско-польск. войны (1654-1667) обитель получила в дар список Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова монастыря икона Божией Матери). По одним данным, этот образ в 1655 г. пожаловал в М. м. царь Алексей Михайлович, когда население Витебскмитр. а добровольно подчинилось его власти; по другим — этим списком чудотворной иконы Никон, патриарх Московский и всея Руси благословил «Живоначальныя Троицы, Марковскаго и Витепскаго монастыря» игум. Каллиста (Дорофеевича-Риторайского), «мужа благочестива и богобоязнива, и в добрых искусна», назначенного 13 марта 1656 г. наместником на Полоцкую кафедру (ДРВ. Ч. 3. № 6. С. 300-306). Возможно, икона была передана в дар М. м. еще в 1651 г.

Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в

Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в

В 1675 г. права и привилегии братии М. м. были подтверждены еп. Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Феодосием (Василевичем). 8 июля 1686 г. наместник и администратор Белорусской епископии Сильвестр Волчанский выдал благословенную и подтвердительную жалованную грамоту властям полоцкого Богоявленского Братского мон-ря и М. м. о предоставлении им старинных прав, подтвержденных прежними архиепископскими грамотами, отправлять поочередно своих монахов в г. Ригу, чтобы в ее правосл. храмах совершать богослужения, требы и собирать милостыню (АЗР. Т. 5. № 164. С. 194-195). 17 февр. 1687 г. это решение было подтверждено Киевским митр. Гедеоном (Святополком-Четвертинским), требовавшим от властей Дисненского и Друйского монастырей соблюдать права М. м. (Там же. № 170. С. 209-210). Однако, видимо, богослужения в Риге так и не состоялись, и в 1696/97 г. по этому вопросу к Адриану, патриарху Московскому и всея Руси были вынуждены обратиться настоятель полоцкого Богоявленского Братского монастыря игум. Каллист и игумен М. м. Феофан «с братиею». 2 февр. 1697 г. патриарх выдал им новую грамоту, подтверждавшую исключительные права обеих обителей на богослужебную деятельность в Риге (Там же. № 270. С. 280-281), а в 1699 г. их власти, предъявив привилей Киевского митр. Варлаама (Ясинского), добились получения новой подтвердительной грамоты по данному вопросу и у Мстиславского и Могилёвского еп. Серапиона (Полховского) (Там же. С. 287-288).

В 1690 г. на месте сгоревших в М. м. были выстроены деревянные Троицкая и Покровская церкви. Ктитором первой из них выступил мечник Литовского великого княжества кн. Симеон Карл Огинский. В XVIII в. в Витебске обители принадлежало несколько дворов, а за городом — неск. деревень. 28 нояб. 1720 г. М. м. в числе других православных обителей получил подтверждение своих прав и свободу вероисповедания в пределах Литовского великого княжества от польск. кор., саксон. герц. и Литовского вел. кн. Августа II Сильного (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. № 182. С. 404). В 1751 г. униатами была осуществлена попытка захвата власти в М. м. Однако она потерпела неудачу, т. к. суд принял во внимание указание православных на грамоту покойного ктитора обители кн. С. Л. Огинского.

В 1730 г., при настоятеле игум. Мефодии (Олешкевиче), за оградой была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (перестроена и освящена 3 июня 1856 Василием (Лужинским), архиеп. Полоцким и Витебским), а на монастырском хуторе Шидловщина — деревянная на каменном фундаменте ц. во имя вмц. Параскевы. Рядом находились целебный источник во имя вмц. Параскевы и часовня. В 1760 (1752?) г. в М. м. на месте Покровской ц. был построен каменный храм в стиле барокко с элементами раннего классицизма. Он был крестово-купольным, имел развитый притвор, 3 полукруглые апсиды, высокие арочные окна и пилястры. Декоративная рамка-бленда была размещена на центральной апсиде. Боковые фасады храма и его притвора завершались треугольными фронтонами с арочными проемами. В 1750-1760 гг. была возведена колокольня, 3-й ярус которой достроен в 1858 г., при настоятеле архим. Павле (Чичкевиче). На колокольне имелось 8 колоколов, самый большой весил 130 пудов.

В 1773 г. по указу Синода М. м. был причислен к Псковской епархии, 10 янв. 1795 г. переподчинен Могилёвской епархии. С 1798 г. настоятелями являлись архимандриты. В 1812 г. М. м. был разграблен войсками франц. имп. Наполеона I, но инокам удалось спрятать в лесу Казанский образ Божией Матери. Вскоре М. м. был возрожден, в 1833 г. переподчинен Полоцкой епархии. В 1839 г., после перевода епископской кафедры из Полоцка в Витебск, в М. м. поселился Полоцкий еп. Исидор (Никольский). В обители к Покровскому храму была пристроена и 2 нояб. 1847 г. архиеп. Полоцким Василием (Лужинским) освящена ц. во имя свт. Митрофана Воронежского.

Церковь вмц. Параскевы. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в.

Церковь вмц. Параскевы. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в.

В 1842 г. М. м. был возведен в степень 1-го класса, его содержание Высочайше утверждено и составило 3185 р. серебром в год (к 1912 содержание повысилось до 4085 р.). В пользование обители было оставлено 160 дес. пахотной и сенокосной земли, 140 дес. дровяного леса. Часть этой земли (хутор Шидловщина) насельники возделывали сами, хутор Юрковщина сдавали в аренду за 100 р. Мон-рю принадлежало оз. Команское (Кошанское), сдававшееся в аренду за 152 р., мельница сдавалась в аренду за 600 р. К янв. 1854 г. штат М. м. предполагал 20 насельников, но в нем проживало лишь 10 чел. К мон-рю был приписан заштатный Невельский мон-рь, на к-рый отчислялись средства для 3 иеромонахов, иеродиакона и послушника. В 1884 г. при М. м. была устроена школа. В 1912 г. по ходатайству еп. Полоцкого и Витебского Никодима (Бокова) решением Синода М. м. был обращен в общежительный. В 1913 г. его настоятель (с 1905) архим. Пантелеимон (Рожновский) был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1752–1763 гг. Фотография. 2015 г.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1752–1763 гг. Фотография. 2015 г.

В 1920 г. М. м. был закрыт, в 1922 г. в его корпусах организован детский дом. Мн. здания были разрушены, включая Троицкую ц.- памятник белорус. деревянного зодчества. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Покровской ц., переосвященной в честь Казанской иконы Божией Матери, возобновились богослужения. В дни Светлой седмицы 1942 г. Витебск с миссионерской поездкой посетил насельник Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий). Казанский храм пострадал во время освобождения Витебска от немецко-фашистских оккупантов, затем был отремонтирован. Эта церковь оставалась единственной в Витебске, не закрывавшейся после войны. Главный престол храма был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, придел — во имя прп. Сергия Радонежского. Др. здания обители были переданы резинотесемочной фабрике, затем комбинату шелковых тканей. В кон. 70-х гг. XX в. была снесена монастырская колокольня.

23 нояб. 2000 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви мон-рь был возрожден. Летом 2002 г. комбинат шелковых тканей передал обители 5-этажное административно-хозяйственное здание. Отреставрирована Казанская ц., в к-рую перенесен список Казанской иконы Божией Матери (XVII в.) в серебряном окладе. Среди святынь мон-ря — ковчеги с частицами мощей святителей Григория Богослова, Питирима, архиеп. Тамбовского, Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского, Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, а также св. преподобных Дивеевских Елены, Марфы и Александры и икона с частицей мощей вмч. Пантелеимона. Восстановлены жилой и хозяйственный корпуса. Настоятелем М. м. является архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), наместником — иером. Аристарх (Мисник).

Ист.: ДРВ. 17882. Ч. 3. № 6. С. 300-306; АЗР. Т. 5. № 164. С. 194-195; № 170. С. 210; № 270. С. 280-281; № 278. С. 287-288; ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 372; Прил. № 30-31. Стб. CCIV-CCVIII; Т. 3. Стб. 136. Прил. № 26, 29. Стб. LXXXIV-XCII, CXIII; Витебская старина. Витебск, 1883. Т. 1; 1888. Т. 5. Ч. 1; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. № 182. С. 404.

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 48; Говорский К. Ист. сведения о мон-рях Полоцкой епархии. Полоцк, 1854; Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и др. сведений, к ней же относящихся. СПб., 1855. Минск, 1995р. С. 51; Памятная книжка Витебской губ. на 1865 г. Витебск, 1865; Сергий (Василевский), иером. Витебский Марков Св.-Троицкий муж. мон-рь, с видом. Витебск, 1887; Сапунов А. П. Древние иконы Божией Матери в Полоцкой епархии. Витебск, 1888; Зверинский. Т. 1. № 290. Стб. 179-180; Павлинов А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка. М., 1895; Довгялло Д. И. Марковские гайдамаки: Ист. очерк из истории Витебского Маркова мон-ря XVII в. Витебск, 1896; Св.-Троицкий Марков мон-рь в г. Витебске. СПб., 1911; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 76; Храмы и приходы Витебской епархии Белорусской правосл. Церкви. Витебск, 2002; Архiтэктура Беларусi: Нарысы эвалюцыi ва ўсходнеславянскiм i еўрапейскiм кантэксце. Мiнск, 2006. Т. 2: XV — сяр. XVIII ст.

А. В. Кузьмин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]