Поучения батюшки Серафима
* * *
Если хотите сотворить духовную милостыню, то научите тех, которые хотят нести детей в церковь крестить: как надо креститься, кого брать в кумовья; что после Причащения нельзя ребенку давать соску, так как во рту святыня; что нельзя креститься и кланяться перед Чашей, чтобы не подбить, а надо это сделать заблаговременно; ребенка постарше надо крестить и причащать натощак; с накрашенными губами нельзя идти в церковь, так как не дадут поцеловать крест; что в церкви нельзя разговаривать; упрекать в церкви никого ни в чем нельзя — постепенно научатся.
* * *
Не давайте святыни псам — это значит: если знаешь, что не послушают, то ничего и не говори (не вводи их в грех осуждения тебя), а лучше помолись о них, и Господь Всемогущий (то есть Он все может, когда захочет) Сам призовет их к вере и вразумит, и просвещение пошлет такое, что они станут, возможно, праведнее тех, кто давно и постоянно молится.
А если человек признает веру и хочет знать о ней, то такому — говори.
* * *
Если кто совершил малый грех и ты увидел это, то знай, что своих больших грехов ты не видишь. А если постоянно будешь следить, наблюдать за собой: как бы не согрешить, — то ты уже перестанешь видеть и замечать грехи других людей.
Чем можно помочь согрешающему? Не рассказывай никому о его грехе (то есть не передавай), а узнай, как его звать, и помолись о нем. Если кто близкий согрешает (пьет, например), то молись о нем, молись усиленно и постоянно. Может, и не сразу Господь поможет, может, и не через год, а больше, но обязательно поможет.
Усиленную, постоянную молитву не оставит Господь без внимания (1 Ин. 3. 20-22).
Если соседи интересуются: «Ну что, еще пьет?» — отвечай: «Слава Богу, уже немного меньше. Слава Богу, уже немного лучше». Может быть, а вернее, должно быть, это немного — так мало, что и глазу не заметно. Но если молимся усиленно и постоянно, то будет лучше.
Если скажешь, что пьет, то враг будет сильнее свирепствовать, а своим смирением ты врага делаешь бессильным.
* * *
Кто поминает с выпивкой, тот такой же убийца, как Ирод, тот убивает тех, кого поминает. Там, где поминают выпивкой, там и место Богом проклято. Не идите туда и не сидите с ними, хоть и родственники. Ирод ради возлежащих с ним не отказался от клятвы, так и те, кто поминает с выпивкой, боятся осуждения людей, а надо бояться гнева Божия.
На свадьбе, на именинах можно немного выпить, но в меру. Без меры никогда нельзя пить. А на поминках ни капли нельзя пить, никому! Там, где пьют, не обходится без греха. Именины, поминки и т.д. надо переносить на будний день, а в субботу вечером, в воскресенье, перед праздником вечером и в праздник надо идти в церковь.
* * *
Если кто не верует и не молится, то такого и в кумовья брать нельзя. Ребенок крестится за веру кумовей. А если те не веруют и не молятся, то за веру кого же крестится ребенок? И надо, чтобы на родителях и кумовьях были крестики.
То есть кто не подчиняется законам Церкви, того не берите в кумовья. А кого посылаете крестить, научите — кумовей и родителей, и детей, если постарше, — правильно вести себя в церкви: не ходить, не разговаривать, благоговейно, внимательно слушать, правильно креститься, научите, как держать детей, что делать, чтобы священник в церкви крестил, а не терял время на обучение каждого тому, что надо знать с пеленок.
* * *
Ведите (тяните) детей и внуков в церковь, и каждое воскресенье детей (до 7 лет) причащайте, тогда они и болеть не будут, и из них вырастут сильные христиане, которые и свою душу спасут, и вам великая польза будет.
* * *
Злые духи существуют и невидимый мир тоже (Мф. 8. 28-34). Бесноватые жили в пещерах, где погребали мертвецов, чтобы внушить мысль, что души мертвых делаются демонами. На самом деле душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире: души праведных в руке Божией. А душа грешника уводится, как душа богача в притче.
Бесы понудили бесноватых выйти к Иисусу Христу и кричать. Бесы чувствовали, что Христос выгонит их, и просили войти в свиней «прежде времени», так как демонам до кончины века позволено бороться с нами. «…Мучить бесов…» — это не позволять вредить людям. Бесы вредят тем людям, которые одержимы бесами. Значит, к тем, кто молится, регулярно причащается, ходит в церковь, выполняет 10 заповедей, бесы не подойдут. Надо только не поддаваться их власти.
* * *
Святому Трифону бесы сознались, что от креста выходит огонь и опаляет их, поэтому они боятся креста и бегут от (креста) тех, кто крестит себя.
* * *
Бесы клеветали на Иова, что ему легко быть праведником, так как богат и за него другие работают. Бог для проверки праведности Иова разрешил бесам забрать у Иова богатство. Те обрадовались и ринулись к Иову, но так как Иов был праведник (то есть молился, соблюдал заповеди и творил добрые дела), то святые ангелы охраняли и его, и его семью, и его богатство.
И только когда Бог забрал святых ангелов, бесы смогли отнять у Иова богатство, потом детей и, наконец, здоровье.
Так и мы, если молимся, причащаемся, соблюдаем заповеди, творим добрые дела — дела, достойные покаяния, то святые ангелы — охрана Бога — будут возле нас. И только если Бог попустит -для нашего вразумления, укрепления в вере, проверки смирения и терпения и т.д., только тогда бесы смогут к нам подойти и нам вредить.
А Иов не роптал, а говорил: Бог дал и Бог взял, значит — слава Богу. Бог убедился в смирении Иова, возрадовался и послал Иову больше того, что Иов имел раньше: и богатство, и, несмотря на преклонный возраст, новых покорных и праведных детей, и здоровье.
* * *
Пустынника (святого, живущего в пустыне) просили изгнать беса из девочки, и тот согласился. Когда пустынник вошел, то девочка, наученная бесом, подбежала и ударила святого по щеке, а он не рассердился, а попросил, чтобы она ударила и по другой его щеке. От великого его смирения (смирился перед ребенком) бес стал бессилен, вскричал и вышел из девочки. После чего девочка стала совершенно здоровой.
Господи, Ты все можешь. Если хочешь, Господи, пошли мне такое смирение.
* * *
Как тяжело мучиться! Из тюрьмы избавляет смерть, а из ада — милостыня. Только давай есть голодному, а не сытому; помощь — бедному, а не богатому. Милостыня бедному выводит из бездны ада.
В доме престарелых ты найдешь и жаждущих, и страждущих, и бедных.
* * *
Иоаким и Анна были богатые и благочестивые родители Пресвятой Богородицы. Весь доход за год и все свое богатство они делили на три части: церкви, нищим и себе. В то время считалось: кто бездетный -тот грешный. Поэтому первыми приносили жертвы многодетные, а бездетные -после всех. Иоаким и Анна 50 лет были бездетными, они долго скорбели и молили Бога, чтобы Бог послал им детей. Они были уже в старости, беспомощны и к труду, и к жизни. Когда Иоаким пришел принести жертву Богу, то он не знал, что не все прошли, у кого есть дети, и принес свою жертву Богу, за что священник его укорил. Тогда Иоаким наложил на себя 40-дневный пост и пошел в пустыню. Узнала Анна, что от ея мужа не принята жертва, и стала усиленно молиться и горько плакать о бесчадии.
И ей явился ангел Господень и сказал, что молитва ея услышана Богом и она зачнет и родит дочь, которую назовет Марией. И еще сказал: иди в Иерусалим и в Золотых воротах встретишь мужа. И Иоакиму в пустыне тоже явился ангел Господень и возвестил ту же радостную весть, что и его жене. И пошла Анна в Иерусалим, и встретилась она с мужем, и принесли они жертву Богу, и обещала Анна, что свою дочь Марию посвятит Богу.
Так было всегда: там, где нет надежды на человеческие силы, там всегда являлась сила Божия. Родители Богородицы были богатые, но не оставляли церковь. А сейчас если богат, то дача и прочее отвлекает. Хотят детям оставить, а за бедных и нищих — забывают. Веруют и говеют, а в церковь ходят редко.
Без бедных, без милостыни не наследуем мы Царства Небеснаго
* * *
Крест — это наше оружие. От врагов видимых и невидимых. Крест — это украшение христиан. Только надо правильно, не торопясь, благоговейно креститься, касаясь лба, груди, правого плеча, а затем левого, Крест — символ православной христианской веры.
Баптисты, евангелисты и др. сектанты отвергают крест, которому мы с благоговением поклоняемся. Баптисты в своих молитвенных домах кладут деревянные кресты, а наверх настилают полы, и кто входит, тот не знает, что топчет Крест Господень.
Поэтому и не разговаривайте с ними, и не заходите, даже из любопытства, в их молитвенные дома. Не берите греха на свою душу.
Во времена гонений на христиан царь приказал отсечь голову христианину, а перед исполнением приговора предложил: если тот потопчет крест, то его отпустят. Христианин попросил золотую монету. Те обрадовались и дали. Тогда христианин стал топтать изображение царя на монете. Царь разгневался, а тот и говорит: «Если ты гневаешься, то гнев Господень страшнее, так как то -ад, то есть вечные муки».
Рассказывают, что такой-то человек пока был христианином, был пьяницей, а стал баптистом — и не пьет, и совсем «святой».
Написано, что перед вторым пришествием Иисуса Христа враг-диавол будет выпущен на свободу и будет свирепствовать. Грешники и так пойдут в ад — они ему не нужны, то есть диазол грешников не искушает.
Но диавол хочет всех забрать в ад. Поэтому он самые отборные силы из своих темных ангелов бросает на тех, которые приблизились или стремятся приблизиться к Господу, то есть на усиленно молящихся, на потомство духовенства и т.д.
Пока тот человек ходил в церковь, его искушал диавол, и он, может, выпивал иногда и раздражался, а когда пошел к баптистам, потоптал крест — стал на путь греха, диавол отошел от него, не искушает, так как грешник и так погибает.
Но в Евангелии мы читаем, что Сам Господь сказал: кто не несет креста, тот не спасется. Крест у каждого свой: боль, скорбь, болезнь, лишения и т.д. Нести крест -это значит не роптать, не возмущаться, не жаловаться, а благодарить Господа за все, что посылается нам в этой земной жизни. Без креста спастись невозможно.
* * *
Диавол-искуситель — обманщик, так как за кратковременное земное удовольствие, которое, может быть, и не даст, а только покажет, а если и даст, то ненадолго, хочет отнять вечное блаженство в раю.
* * *
— Господь говорит, что Ему легче создать человека, нежели научить его молиться, так как нам дана от Бога свобода действия, то есть самим выбрать себе путь: в ад или в рай. Без нашего действия Господь не спасет. А когда Господь видит наше действие, то есть усердную молитву и добрые дела, тогда Господь посылает Свое содействие, то есть помощь нам для спасения нашего.
* * *
— В 452 году при царе Константине Иоанн Предтеча явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим, и сказал, где раскопать глиняный сосуд с его головой. Те раскопали, положили глиняный сосуд в мешок и несут. Встретили горшечника, заставили его нести мешок, а сами идут сзади и разговаривают о суетном. Горшечнику является Иоанн Предтеча и говорит: «Беги от этих ленивых иноков». И он бежал, и принес к себе домой и хранил голову у себя.
Если мы молимся, а нерадиво себя ведем, то нам будет, как тем инокам. Надо себя проверять:
— может, я гордая?
— может, я заносчивая?
— может — несправедливая?
* * *
— В последнее время многие видят видения от диавола — это чтобы возгордились. Тогда и молитва не поможет спасти душу. В видении святому Пахомию: два подвижника с бревном не смогли войти в церковь из-за гордости, так как ни один из них не захотел входить вторым. Было открыто, что хоть и добродетелей много было у подвижников, а гордость не пустила в рай. Если гордый, то и не молись, так как все одно — молитва не поможет спасти душу. Сначала смирись, победи гордость, потом молись.
* * *
— Горе, болезнь — посылаются нам за грехи. Значит, вначале надо каяться, а потом просить у Господа исцеления и помощи. А некоторые приходят без веры, так, на всякий случай. Положат 5 рублей, закажут молебен, а покаяться и не помыслят, ни в душе, ни на деле (исповедаться, причаститься, исправиться), и говорят, что Бог не помог.
Бог помогает тем, кто всем сердцем скорбит и раскаивается искренне в содеянном (гнев, осуждение, памятозлобие и т.д.), оплакивает свои грехи, старается добрыми делами милосердия загладить свои грехи и старается, искренне старается не повторять их в будущем.
* * *
— У нас проказа души: кто ругается, кто курит, пост не соблюдает, не молится, не крестится, а также кто молится, но осуждает, сердится, разговаривает в церкви, мыслями отвлекается и т.д.
Чтобы очиститься от этой проказы, надо взывать: «Господи, помилуй нас!» — как прокаженные взывали, так как в каждом есть проказа.
* * *
— Убить можно и словом. Убивает тот, кто обижает вдов и сирот, кто посягает на собственность бедного, из-за кого бедный вынужден скитаться, кто свидетельствует (для этого), хоть и не ложно. Если не милует, то не будет помилован Богом.
* * *
— Лицемер — наружно святой, а в душе бесы, им нет числа.
* * *
— Не бойтесь, если нехорошие мысли не оставляют вас. Мысли нехорошие идут, а вы их не принимайте. Перекреститесь, помолитесь. За это получите награду на небесах.
* * *
— Не пристращайтесь сердцем ни к чему: ни к телевизору, ни к даче, ни к пчелам…
* * *
— Не ходите поминать в столовую. Душа идет в дом, где жила и умерла, там надо и поминать, или в церкви. Если приглашают в столовую идти поминать, не ходите, пусть сами едят. И не надо приглашать 200 человек, пригласите 5-6 человек, но верующих.
* * *
— Если молоко выпил в пост — не самый большой грех. Страшнее: гнев, памятозлобие, осуждение — вот тяжкие грехи. Если даже не крикнул, не сказал, а только подумал — уже согрешил. Надо контролировать малейшее движение души: к добру или ко злу. Для Господа важна чистота души. Кто в душу свою заглядывает, тот чужих грехов не видит. А увидел чей-то грех, помолись о том человеке, чтобы завтра тебе невольно не впасть в этот же или даже больший грех.
* * *
— Мы тоже должны уготовлять путь Господеви к нашим сердцам. Если будет ехать государственный руководитель, то милиция ему тоже уготовляет путь, чтобы не было препятствий. Как же мы примем этот глас? Где есть вера, там -ворота для принятия слова Евангелия, а где нет веры, там — стена Гордости. Гордость есть мать всем порокам, а зависть — дочь гордости. Если гордость убьем в себе, то зависть сама нас оставит.
Фарисеи были гордые, думали, что они благочестивые, а у Господа грехи выискивали. Гордый человек своих недостатков не видит, а чужие — видит.
Патриарх Иоанн Милостивый когда жил, то приказал, чтобы ему делали гроб, но не оканчивали, а каждое воскресенье чтобы мастер прилюдно подходил к нему за благословением на продолжение работы, но не заканчивал, чтобы постоянно напоминать ему о смерти. Ничто так не спасает человека, как мысль о последней минуте.
Апостол Пет после того, как отрекся от Господа, смог побороть гордость, покаялся и был прощен. А Иуда Искариот, после того как предал Господа, из гордости не смог покаяться, поэтому впал в отчаяние и пошел вешаться. Кайтесь, пока дух ваш в теле.
* * *
— Господь не отрицает никого из нищих. Кто пропивает — они нищие, но не, блаженные. Блаженные — те, которые добровольно стали нищими ради Христа (раздали свое имущество), или от несчастья стали нищими (пожар и пр.). И если при этом не плачут, не жалуются, не ропщут, тогда блаженные.
Правда — это добродетель. Если ищут правды, то есть добродетели, делают с любовью правду (то есть проявляют добродетель), то — блаженные. Правда — великое дело. Правда (то есть добродетель) — никогда не погибала. Радуйтесь, если гонят, обижают вас за правду, и за то, что ходите в церковь, ибо таковым награда на небесах.
* * *
— Богатство, если оно используется для содержания семьи и на милостыню нищим, — не во вред, а на пользу.
* * *
— Нельзя ходить без креста на шее. Крест — это наша защита. Когда мы перекрестились, нечистый дух на сажень отскакивает, так как из креста невидимо огонь исходит и опаляет беса.
* * *
— Никогда не отчаивайтесь, ибо отчаяние от беса. Покаяние — золотой верх. Проси: «Господи, я сейчас не могу что-то выполнить. Господи, помоги!» С Божией помощью человек все может.
* * *
— Смирение — самое главное в деле спасения. Без смирения и молитва и подвиги не помогут. Если есть смирение, то и благодать Бога будет с вами.
* * *
— Нужна бескорыстная любовь к ближнему, то есть без выгоды делай ближнему то, что хочешь, чтобы тебе делали.
* * *
— Бог требует внутренней молитвы, внутреннего покаяния. Какова сила покаяния? Если и бес покается, то и из беса Бог сделает ангела. Если у вас нет внутреннего покаяния, то не отчаивайтесь. Надо стараться, чтобы молитва была с умилением, со вниманием, тогда со временем получится и внутренняя молитва.
* * *
— Если мы говорим о спасении души, а ничего не делаем для этого, то нет нам никакой пользы. Если знаем, что надо не осуждать, а осуждаем, что пользы в том, что мы знаем. Если дома скажешь, что надо постирать, а не стираешь, оно само не постирается.
* * *
— Веди борьбу с грешными помыслами и грешными желаниями. Не унывай, если сразу не получается, так как если в грехе долго вращался, то отстать от греха трудно; и долго и упорно надо трудиться над собой и призывать Господа на помощь, ибо без помощи Господа мы немощные, ничего не можем.
Господь не сразу помогает, чтобы человек не возгордился, но обязательно поможет.
* * *
— Господь дает человеку несколько раз впасть в грех, чтобы человек не возгордился и чтобы был сострадательным к другим. Надо трудиться упорно, как апостолы и святые.
Апостол Яков научал: вечером, когда помолишься — сказать, что сделал грешного за день, потом: «Господи, прости»! — и поклон земной и прочитать «Отче наш». Не копить грехи, а каждый день так исповедоваться перед иконой или перед домашними, тогда одержишь победу (и то не сразу), то есть Господь даст ощутить облегчение.
Война эта со грехом — необходима до самой смерти. Искуситель свое делает — искушает, а ты свое делай — молись и крестись. Темные силы креста боятся. Для подкрепления наших сил надо не только себя крестить, но и пищу, и питие, и дверь при входе и выходе.
«Господи, помилуй» можно читать и стоя, и сидя, и лежа, и в транспорте в уме (то есть про себя), и везде. Молись, чтобы молитва для тебя стала как хлеб. Тогда легко будет. Спасение души никогда не откладывай и проверяй себя:
— может, возгордилась?
— может, осудила?.. и т.д.
Пост — великая сила, ибо если голодный, то и говорить о суетном не захочется: тело — оно как змея, если согреешь — укусит.
Пророк Давид после греха до самой смерти не ел чистый хлеб и чистую пищу, а посыпал пеплом и соломой — так себя наказывал, хотя был царем. А мы хотим сказать: «Господи, каюсь» — и думаем, что этого достаточно. Смиряй себя, ибо смиренному дается благодать, и победишь грешные привычки. Аминь
Жизнеописание
Детство
Преподобный Серафим Вырицкий родился 31 марта в деревне Вахромеево. Годом его рождения одни источники называют 1865 год, другие – 1866. В миру будущего преподобного называли Василием – он был крещен 1 апреля.
Происходил он из крестьянской семьи. Родители будущего преподобного – Николай Иванович и Хиония Алимпиевна Муравьевы – были крестьянами деревни Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, прихода Спас-на-Ухре. Кроме Василия у Муравьевых было еще две младших дочери, умершие в младенчестве – Елизавета и Евдокия.
Семейство Муравьевых было благочестивым, но небогатым. В таком же благочестии воспитывали они и своего сына Василия. Кроме того мальчик был очень одаренным. В раннем возрасте он практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Его первыми книгами были Евангелие и Псалтирь.
Это все, что можно сказать о раннем детстве будущего преподобного. Других подробностей неизвестно.
Когда Василию было около десяти лет, его отец – Николай Иванович – скончался. Семья осталась практически без средств к существованию. Вдова – Хиония Алимпиевна – была слабого здоровья. Единственным кормильцем семьи пришлось стать Василию.
Однако десятилетнему мальчику было не под силу тянуть на себе все крестьянское хозяйство, и семье грозило обнищание. Тогда один из соседей, работавший приказчиком в Санкт-Петербурге, предложил мальчику попытать счастья в столице, устроившись работником в одну из купеческих лавок. Тем паче что односельчане отмечали у юного Василия те качества, которые могли принести ему успех на этом поприще: сообразительность, усердие и усидчивость, терпение и настойчивость и очень хорошую память.
Не видя другого выхода, семейство Муравьевых согласилось с предложением соседа, и Василий вместе с ним отправился в Санкт-Петербург.
Начало самостоятельной жизни
В столице сосед, как и обещал, устроил Василия в одну из лавок Гостиного двора посыльным, или, как тогда говорили, «мальчиком на побегушках». С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина. В дальнейшем купец, у которого он работал, стал поручать ему все более и более сложные дела. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери.
Среди многих соблазнов столицы юноша хранил семейное благочестие, по воскресным и праздничным дням усердно посещая храмы. Кроме того он усердно занимался самообразованием, читая духовную и светскую литературу.
Когда Василию было около шестнадцати лет, он стал одним из приказчиков своего хозяина. Василия такая карьера совершенно не радовала – он мечтал не о богатстве и успехе, а о монашестве.
Однажды он было решился осуществить свою мечту – придя в Александро-Невскую Лавру, Василий просил о встрече с наместником. Юноша надеялся уговорить наместника принять его в послушники. Но наместника в тот день не было. Когда же монахи узнали о цели его прихода в обитель, они посоветовали Василию посетить одного из старцев-схимников, и испросить у него благословения на монашество. Он так и сделал. Но схимник в ответ на слезные мольбы юноши о благословении на монашеский подвиг сказал: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью, и Господь вознаградит тебя» [4, с. 11]. В дальнейшей беседе он советовал Василию вступить в брак, создать благочестивую семью и, лишь вырастив детей, по согласию с супругой принять монашеский постриг.
Совет старца очень огорчил юношу, но настаивать на своем он не решился. Василий вернулся к хозяину и продолжил жить обычной жизнью.
Год спустя хозяин назначил его старшим приказчиком. Хотя обычно на эту должность купцы предпочитали выбирать людей постарше и поопытнее. По торговым делам Василию часто приходилось ездить по России. Во время этих поездок он посетил множество обителей. Однажды, будучи в Москве по делам, Василий посетил Троице-Сергиеву Лавру и Гефсиманский скит. Там, беседуя с преподобным Варнавой Гефсиманским, Василий рассказал ему о благословении старца из Александро-Невской Лавры. Старец Варнава подтвердил, что благословение старца Александро-Невской Лавры было именно волей Божией.
Тогда Василий попросил преподобного Варнаву стать его духовным наставником. Старец Варнава согласился – с того времени и до своего отшествия он поддерживал духовные отношения с Василием Муравьевым, направляя его по стезям спасения. По благословению старца Варнавы Василий начал заниматься Иисусовой молитвой.
Василию удавалось совместить напряженную духовную работу с насыщенной мирской жизнью. Он по-прежнему усердно трудился – уже не столько как старший приказчик, сколько как компаньон своего хозяина. Разъезды по коммерческим делам Василий совмещал с частыми визитами к больной матери. Не оставлял он и занятия по самообразованию.
Литература
- Церковные Ведомости, 1912, № 39 с. 370.
- Церковные Ведомости, 1914, № 22 с. 261.
- Церковные Ведомости, 1914, № 34 с. 409.
- Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди.
Paris: YMKA-Press, 1991. - Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943
: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.890. - Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно)
. Erlangen, 1979-1989.Т.6. С.46-49. - Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (генеалогический справочник)
. М.: Прометей, 1998. 123 с. С.30. - Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914гг.)
. Сергиев Посад, 1914. С.144. - Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века
. Москва, 12-16 августа 2000г. - Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник
. Машинопись. С.93.