«В моем родном селе Березе»: О родине святителя Николая Японского
Крест в деревне Береза |
«Праздник в моем родном селе Березе, – этими словами начинается страничка в дневниках святителя Николая Японского. – Родные, должно быть, и обо мне вспоминают». Вспоминают о равноапостольном Николае и в Москве. С 24 октября по 31 декабря 2006 года в домовом Татианинском храме МГУ (ул. Б. Никитская, 1) проходит выставка, посвященная 170-летию со дня рождения великого русского миссионера.
Иван Дмитриевич Касаткин родился 1/13 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. У отца будущего миссионера, диакона Димитрия, было четверо детей: первенец Гавриил, умерший во младенчестве, дочь Ольга, второй сын Иван и младший сын Василий (он стал священником и служил в г. Сызрани).
Когда Ване было пять лет, семья потеряла мать и за детьми стала ухаживать старшая сестра, муж которой служил диаконом в сельской церкви. Будущий святитель учился в Бельском духовном училище, затем – в Смоленской духовной семинарии, а по ее окончании первым учеником в 1856 году поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. 21 июня 1860 года Иван Касаткин принял монашеский постриг с именем Николай, 29 июня был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Затем последовала долгая дорога в Японию. Зиму с 1860 на 1861 год иеромонах Николай провел в городе Николаевске, где епископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов), будущий святитель Московский, наставлял молодого пастыря.
Святитель Николай лишь дважды ненадолго возвращался на родину: в 1869–1870 годах для ходатайства об учреждении Русской духовной миссии в Японии и в 1879–1880 годах в связи с епископской хиротонией и сбором средств для нужд миссии.
В дневниках святителя сохранились его воспоминания о встрече с родными, единственной за время его полувекового служения в Японии.
«Вид Березы – зеленая крыша Церкви… Отправился тотчас же на реку Березу смыть грязь дороги, – пишет епископ Николай 26 июня 1880 года. – Одна природа искупала тоску и утешала».
Миссионер отслужил панихиду по усопшему отцу, с любовью беседовал с родными. Побывал у своего знакомого Сергея Александровича Рачинского, ставшего затем попечителем и жертвователем Японской Церкви, а также духовным отцом одного из слушателей Токийской семинарии. Епископ Николай навестил и живших неподалеку Скрыдловых – семью известного адмирала.
Через несколько дней в Березе была праздничная служба в день святых апостолов Петра и Павла.
«Утро прелестнейшее. Утреню был в Церкви. Служба истовая. Пел по-прежнему на клиросе, – пишет владыка Николай. – После утрени ходил купаться… Вид Березы чудный – зеркальная поверхность реки… После обедни понравились группы празднично разодетых крестьян и крестьянок».
Владыка Николай очень хотел что-нибудь подарить своим родным и подрастающим племянникам, но те понимали нужды миссионера, занятого сбором средств для молодой Японской Церкви. «Поражает бескорыстие родных, везде только: “Не нужно, вам самим нужно”», – с долей огорчения замечает архипастырь.
В июле 1880 года епископ Николай вернулся в Японию и с тех пор ни разу больше не приезжал в Россию. 28 марта 1906 года указом Святейшего Синода епископ Ревельский Николай был возведен в сан архиепископа. Однако это признание миссионерского подвига владыки во время русско-японской войны было воспринято им со смирением и некоторой долей юмора: «Значит верно, что я переименован в архиепископа. Ну и ладно» (10/23 мая 1906 года).
Владыка Николай никогда не забывал о своей родине: всегда писал письма родным и близким, из своих собственных средств посылал подарки на знаменательные торжества и свадьбы всем племянникам и внучатым племянникам, не забывая никого из них.
Особенно близкой и дорогой Береза стала для миссионера в последние годы его жизни. «Сделал заказы стихарей, книг для семинарии и для церковной школы в Березе», – записывает 70-летний старец Николай в августе 1909 года.
В 1910 году владыка Николай серьезно заболел. Слабость сердца не могла оторвать архипастыря от его ежедневного служения, проповедей, переводов, наставлений причту и прихожанам. По воспоминаниям епископа Сергия (Тихомирова), владыка и во время болезни не терял присутствия духа и оставался остроумным человеком: «Представляю себе… Входите в мою комнату… А я – мертвый… Вы бледнеете… “Кавамура, воды!” – кричите… А после, поуспокоившись: “Кавамура, свечей! Поем: “Со святыми…”»[1].
«Праздник в моем родном селе Березе, – этими словами начинается страничка в дневниках святителя 23 апреля/6 мая 1910 года. – Родные, должно быть, и обо мне вспоминают. Ярмарки там, много народа и очень весело». И действительно, весточка из дома не заставила долго ждать: «Из родного села Березы получил фотографию церкви и другую – училища, названного от Сергея Александровича Рачинского моим именем, потому что посылаю на него 200 рублей в год. Группа из 50 мальчиков и девочек с о. Петром Соколовым в середине очень симпатичная: лица осмысленные, одеты прилично…» (17/30 октября 1910 года).
Святитель Николай неимоверными каждодневными трудами и самоотверженным попечением о своей пастве сумел взрастить практически самостоятельную Поместную Церковь. Было открыто 175 церквей и 8 крупных храмов-соборов, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.
В самом Токио, помимо Воскресенского кафедрального собора, действовало несколько церквей, богослужение велось на японском языке. При миссии существовали духовная семинария, получившая официальный статус среднего учебного заведения Японии, женская школа, приют, издательство, библиотека. Святителю Николаю с Божией помощью удалось совершить редкий и практически невозможный для одного человека труд – перевод Священного Писания. В течение последних 17 лет своей жизни во время ежедневных утренних и вечерних занятий были переведены и многократно выверены все книги Нового Завета. Затем последовали Постная Триодь, Праздничная Минея, Паремийник, Псалтирь, Ирмологий.
3/16 февраля 1912 года в 7 часов вечера по токийскому времени не стало высокопреосвященного Николая, архиепископа Японского. 4 февраля о смерти миссионера знала вся Япония. «Потекли в миссию христиане города Токио; выражали свое сочувствие инославные христиане… Кто с поклоном, а кто и с визитной карточкой спешили в миссию и не принявшие еще учения Христова, и не только простые граждане, но и князья, и графы, и виконты, и бароны, министры и неслужилый люд, – пишет епископ Сергий. – Но верхом почета, какой воздала Япония владыке архиепископу Николаю, было то, что сам император
Японии… прислал на гроб владыке великолепный и громадный венок из живых цветов. И прислал не секретно!.. Приняв венок и ответив на слова передачи благодарностью, мы возложили венок к возглавию святителя… Сам
император
Японии увенчал победными цветами главу святителя Божия!.. Внутри венка два иероглифа: “Он-Си”, т.е.
высочайший дар
… И все японцы сии два иероглифа видели, читали, и благоговейно пред венком склоняли свои головы!.. Начав при смертных опасностях, закончил свою деятельность в Японии владыка Николай при одобрении с высоты
трона
»[2].
***
Храм в поселке Мирный |
Родные архиепископа Николая никогда не забывали о его миссионерском служении и бесконечной доброте по отношению к своей семье. Только самая младшая из внучек старшей сестры святителя Ольги не получила от владыки в 1911 году свадебного подарка и очень обиделась. Девушка не знала, что архипастырь был тогда смертельно болен и уже давно не вел никакой переписки.
После преставления владыки все его внучатые племянники, а затем и их дети и внуки, разъехавшиеся по многим городам России, старались ходить в церковь и каждое воскресенье подавали записки о упокоении, где на первом месте было имя архиепископа Николая.
В 1970 году первый благовестник православия в Японии архиепископ Николай (Касаткин) был причислен к лику святых. Святителю Николаю Японскому были составлены служба и акафист на русском и японском языках. В честь владыки был освящен придел токийского кафедрального собора, а несколько лет спустя японская паства возвела часовню рядом с собором. В городе Маэбаси Токийской митрополии был построен храм во имя святителя Николая.
Русская Православная Церковь также чтит память своего сына, направившегося в далекую страну Восходящего Солнца.
На родине владыки Николая в деревне Береза 1 августа 1998 года на месте бывшего храма, снесенного до основания гитлеровской артиллерией, установлен пятиметровый крест с надписями на русском и японском языках. 16 февраля 2000 года, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил торжественную закладку основания храма в расположенном недалеко от Березы поселке Мирный. А спустя три года в нововозведенном двухъярусном храме состоялась первая литургия. Митрополит Токийский Даниил подарил возрожденному приходу деревни Береза икону их необыкновенного земляка с частицей мощей святителя.
В Москве, в приходе преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, нижний придел храма в честь Собора всех святителей Московских посвящен равноапостольному Николаю Японскому. С Рождества 2005 года здесь ведутся регулярные богослужения.
Соотечественники пастыря воспевают ему и многим богоизбранным российским миссионерам, прославившимся по всему миру: «Глас евангельский услышавше и апостольскою ревностию распалившееся, в научение неверных языков устремистеся, богоблаженнии равноапостольнии Кукше, Леонтие, Стефане и Гурие, Германе Аляскинский, и святителю отче Николае Японский, и досточудный Иннокентие, великия Сибирския страны апостоле и просвещения за морем сущих новых стран во Америце первоначальниче. Темже со всеми прочими, во благовести Христове потрудившимися, достойнее ублажаетеся» (стихира на «хвалитех», служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).
Подворье Русской Православной Церкви в Японии
Первые семена веры на японской земле были посеяны иеромонахом (впоследствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате.
Более 50-ти лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого Предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире.
Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 года, а в 1970 году он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием «равноапостольный».
Преемником архиепископа Николая стал митрополит Сергий (Тихомиров), который был направлен в Японию Синодом Русской Православной Церкви в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, в связи с вступлением в силу «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, его смещают с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.
В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Метрополии.
Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы Николай-до создала отдельную «Истинную Православную Церковь», во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи.
В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.
30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем.
Сначала молитвенное помещение этой Церкви находилось на территории Николай-до (под него была переоборудована бывшая Русская школа), а в последствии оно было перенесено в отдельное здание в районе Синдзюку. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.
В апреле 1970 года группа Николай-до вернулась в юрисдикцию Русской Матери-Церкви и начала свое существование в качестве Святой Автономной Японской Православной Церкви. Епископ Владимир был назначен Епископом Токийским и Японским. Таким образом состоялось полное примирение между двумя Церквами.
В связи с этим, решением Священного Синода с апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и Начальника Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья.
22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей св. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с «Японской Православной Церкви» на «Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии».
С июля 1991 года настоятель Подворья — протоиерей Николай Кацюбан.
Тел./факс: (81-3) 3947-9404 Официальный сайт: https://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/