Житие святителя Николая Сербского и почитание, о чем просят и тексты молитв


Епископ Николай (Велимирович)

Николай (Велимирович)
(1880-1956), епископ Охридский и Жичский, святитель, организатор православного народного движения в межвоенной Сербии, видный богослов и религиозный философ, сербский духовный писатель Память 5 марта в день кончины и 20 апреля в день перенесения мощей из США в Сербию

В миру Никола Велимирович, родился 23 декабря 1880 года в горном селе Лелич в западной Сербии, во крестьянской семье, в которой было девять детей. Он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»).

По окончании гимназии в городе Валево и Белградской духовной семинарии, Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора богословия. Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчил философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал еще в юношеском возрасте. Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он дает себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной Церкви. Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг в монастыре Раковиц) близ Белграда, с наречением имени Николай.

В 1910 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета, при приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западно-европейские факультеты, а поступал просто как вчерашний семинарист. Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Иеромонах Николай (Велимирович).

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти царской семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского императора, о которых немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет русской истории. «Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, — писал владыка Николай в 1932 году. — Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего…. Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»
По возвращении из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»…

Во время Первой мировой войны о. Николай исповедовал и причащал сербских солдат на боевых позициях и укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа». Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

Епископ Жичский Николай (Велимирович).

В 1920 году он был хиротонисан во епископа Охридским, в Македонию. Здесь, в колыбели славянской письменности, им были созданы истинные жемчужины его творчества: «Молитвы у озера», «Омилие», «Охридский пролог» и другие.
Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов — факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдаленные концы ее, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей.

В 1924-1926 годах он был также временно управляющим зарождавшейся Американской епархии Сербского Патриархата.

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации. Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

В 1934 году был назначен епископом Жичским. Духовный центр ее, древний монастырь Жича, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии. И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную Мировой войной, а если смотреть глубже, — пятивековым турецким владычеством на Балканах. Вскоре трудами и молитвами владыки было восстановлено множество древних церквей.

Началась Вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича..».

Вскоре владыка вместе с патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау — единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришел к власти атеистический режим Иосифа Амброза (Тито).

Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами — «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец». Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию. В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Епископ Николай мирно скончался 18 марта 1956 года в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). Смерть застала его за молитвой.

Свт. Николай Жичский, икона

Биография святителя

Подробности о жизни и деятельности сербского святого Николая Сербского можно узнать, посетив музей в монастыре, освященном его именем в Шабацкой епархии.

Происхождение и детские годы

Святитель родился в Западной Сербии, в крестьянской семье 5 января 1881 года. Село Лелич, где жили Велимировичи, находится рядом с монастырской обителью Челие. Драгомир, отец Николая, привел сына в церковно-приходскую школу при монастыре. Он рассчитывал, что мальчик, усвоив азы грамоты, станет посредником между селянами и властями. Неграмотным крестьянам был необходим человек, умеющий читать и писать.

Николай показал такое усердие в учебе, что учитель посоветовал ему продолжить образование в гимназии в близлежащем Валево. Для оплаты учебы Николе (серб.) пришлось подрабатывать уроками на дому в семьях зажиточных горожан. После завершения гимназического курса Николай сделал попытку подать документы на военную специальность, но не прошел медкомиссию из-за худобы и малорослости.

Житие и служение Богу

Вместо военной карьеры юноша определил свое будущее назначение, поступив в столичную семинарию. В духовном заведении Николай стал лучшим из учеников. Тяга к знаниям у него не ограничивалась богословскими предметами. За 3 года семинарист перечитал произведения великих русских, немецких, английских писателей.

Любимым писателем был Петр Негоша, выдающийся черногорский епископ и поэт середины XIX века. Николай впитал его взгляды и мысли, которые стали его идеологией, и впоследствии озвучивал в своих проповедях.

Чтение развило в нем ясность мысли, умение донести суть вопроса до слушателей. По окончании семинарии Николай работал некоторое время сельским учителем. Просветительское поприще на этом уровне его не удовлетворило. Выхлопотав стипендию, Никола отправился для продолжения богословского образования в Бернский университет (Швейцария), где поступил на Старокатолический факультет.

В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по богословию на тему основного догмата Апостольской Церкви. После Берна Николай год проучился в Оксфордском университете, где углубленно изучал философию. Докторскую диссертацию по философии он защитил в Женеве.

В 29 лет молодой человек возвращается в Сербию и получает должность в Белградской семинарии. В это время он начинает свою писательскую деятельность, печатая статьи по вопросам веры в газетах и журналах, издаваемых сербским патриархатом. У Николая ставят диагноз туберкулез, что заставляет его прервать работу.

Святитель дал зарок Господу, что если излечится, то примет монашество. Молитвы Николая были услышаны Спасителем, патологический процесс в легких остановился. Выполняя обещание, данное Богу, Николай постригся в монахи в Раковицкой обители в пригороде Белграда под именем Николай.

В чине иеромонаха на следующий год Николай отправляется в Петербургскую духовную академию для обучения, не поставив руководство академии в известность об имеющихся докторских степенях. Митрополит С-Петербургский и Ладожский, пораженный эрудицией сербского священнослужителя, выхлопотал ему стипендию и разрешение посетить православные русские центры.

Возвращение святого в Сербию совпало с началом Первого мирового «пожара». Святитель считал своим долгом быть на передовой, благословляя и причащая военнослужащих. По окончании войны Николай становится настоятелем Орхидской обители.

Древний монастырь был передан во владение Сербской поместной церкви в 1914 году. На протяжении 14 лет владыко Николай прилагал усилия для восстановления зданий, привлечения насельников, распространения православного учения. Владыко активно занимался делами епархии: посещал отдаленные приходы, проповедовал, писал богословские сочинения, открывал сиротские приюты.

В 1934 году Николая переводят на службу в Жичский монастырь, самую прославленную духовную обитель Сербии. Энергичный и разумный владыко превратил обитель в центр сербского православия, достигшего в этот период времени наивысшего расцвета. Желая отвлечь сербов от ереси, епископ организовал религиозное движение, названное «Богомольцы».

Один из его стихов стал гимном этого движения:

«Помоги нам, Всевышний,

Без Тебя ничего не сумеем,

Ни пахать, ни петь,

Ни правду отстоять».

Начало Второй мировой войны изменило судьбу епископа Николая. Главарь фашисткой Германии после оккупации Сербии издал формуляр, предписывающий истребить сербскую образованную элиту, включая духовную. Лица, подлежащие уничтожению, были перечислены поименно. Религиозные деятели, попавшие под репрессии – глава Сербской Православной церкви Дожич, митрополит Зимонич и епископ Жичский Никола Велиморович.

С 1942 по 1944 год они содержались под строгим надзором в обители рядом с городом Панчево. В сентябре 1944 патриарха Дожича и епископа Николая перевели в «трудовой лагерь по перевоспитанию инакомыслящих» Дахау, где они пробыли до окончания войны. В мае 1945 заключенных Дахау освободила американская армия.

В Сербии к власти пришли коммунисты, обвинившие епископа Жичского в национализме и антисемитизме. Дорога на родину ему была закрыта. Святитель сначала приехал в Англию, а затем, через год, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки.

В Америке святой Николай посвятил последние годы жизни написанию богословских произведений и книги о концентрационном лагере. Иногда его приглашали выступить с лекциями в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, в семинариях Джорданвилла в Пенсильвании.

Кончина

Скончался святитель Николай 18 марта в возрасте 75 лет во время утреннего обращения к Господу во время пребывания в Пенсильвании. Сюда Никола Сербский приехал, чтобы отслужить литургию в русской православной обители. Похоронен спустя 9 дней в храме сербского монастыря в штате Иллинойс.

Детство Николая

Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в маленьком горном селе Лелич недалеко от городка Валево. Он был старшим сыном у глубоко набожных Драгомира и Катарины Велимировичей.

Происхождение и рождение

Семья была большая, родители-крестьяне пользовались уважением у соседей. Мальчика крестили в монастыре Челие, дали ему имя Никола. Все дети воспитывались в любви и послушании Богу, мать часто водила детей в монастырь на службы.

Семья

С раннего детства дети были приучены к крестьянскому труду, каждая пара рук была необходима в большом хозяйстве. Детей в семье не баловали, крестьянская жизнь была тяжелой, труд был изнурительный. Восемь младших братьев и сестер Николы умерли в детстве и отрочестве. У старшего тоже были проблемы со здоровьем.

Школьные годы

Отец сам отвел старшего сына в монастырскую школу. Необходимо было научить его грамоте, чтобы хоть кто-то в семье умел читать повестки от властей и мог на них отвечать. Учеба давалась Николе очень легко, усердие и старание никогда не оставляли его, эти качества сделали его лучшим учеником в школе.

Учитель Михаил Ступаревич часто беседует с родителями Николы и убеждает их, что мальчик должен учиться дальше. Родители дали на это согласие, невзирая на то, что хозяйство нуждалось в его рабочих руках. Мечталось, что старший сын станет учителем или инженером.

Творческое наследие

Николай Сербский оставил многочисленное литературное наследие, в котором преобладают вопросы догмата веры. Исключение составляет книга «Земля недостижимая», в которой на основе пережитого повествуется об испытаниях узников Дахау.

Святой написал книгу, чтобы опровергнуть собственные взгляды конца 40-х годов, когда одобрительно отзывался о деятельности Гитлера в Германии. Вместе с тем, он до конца жизни остался убежденным антисемитом, считая евреев пособниками дьявола.

В своих трудах святитель коснулся:

  • нравственных аспектов веры;
  • догматов христианства;
  • основ православия.

Его взгляды стали идеологической платформой сербского фашистского движения. Все вместе послужило основанием признать в Сербии епископа в послевоенное время пособником фашистов, несмотря на преследование и заключение в концентрационный лагерь. Гитлеровцы не тронули высшее духовенство оккупированных европейских стран, кроме Сербии.

Рождение миссионера и писательский путь

Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.

Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:

  • логика;
  • психология;
  • философия;
  • языки.

На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.


Книга святителя Николая Сербского

Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.

Почитание

Николу Велимировича в 1987 году причислили к местночтимым святым епархии, где он родился. Весной 1991 года останки были доставлены из США в родное село святителя и перезахоронены на местном кладбище. Епископ Сербский был признан святым 19 марта 2003 года Сербской поместной церковью. Дни памяти – 18 марта (смерти) и 3 мая (перезахоронение).

В начале мая 2004 года в Шабацкой епархии (где покоятся останки святого), освятили монастырь в честь святителя Николая. В обители открылся музей имени владыки.

Епископское служение

В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. На этом этапе служения он с ещё большей ревностью предавался монашескому деланию, много проповедовал, регулярно участвовал в богослужениях, занимался литературным трудом.

Контролируя вверенное ему духовенство и состояние дел, постоянно перемещался по территории своей епархии, посещал самые дальние приходы. Во время таких путешествий он знакомился с нуждами жителей и по мере возможностей оказывал им надлежащее архиерейское содействие: способствовал восстановлению храмов, разрушенных в результате войны, помогал монастырям, организовывал сиротские дома.

В 1924 год святитель, с благословения начальства, принял во временное управление Американскую епархию (функционировавшую при Сербском Патриархате). Эту миссию он исполнял вплоть до 1926 года.

В связи с охлаждением множества сербов к христианским обязанностям, а также и с целью противодействия нараставшим в стране сектантским настроениям, святитель организовал и лично возглавил движение, направленное на активизацию населения в области церковной деятельности. Это движение получило характерное название «Богомольческое». Вскоре оно охватило собой всю территорию Сербии.

В 1934 году Николай Сербский был возведен на Жичскую кафедру. Здесь, как и в Охридской епархии, он занимался просветительством, упорядочением церковной жизни, регулированием деятельности монастырей.

Много усилий было приложено для восстановления церквей. Особой заслугой святителя было способствование обновлению древней обители «Жича», одного из известнейших центров духовности и православной культуры.

Православные тексты

В молитвенных обращениях православные верующие прославляют святительскую деятельность епископа Николая Сербского.

Тропарь

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

Трудные годы учебы

Он живет в тяжелейших материальных условиях, однако оканчивает семинарию в числе лучших учеников. Некоторым подспорьем служит ему участие в распространении «Христианского вестника» и покровительство протоирея Алексы Илича, вокруг которого собирается своеобразный кружок. Алекса со своими последователями критикуют негативные явления высшей иерархии и ищут решения церковных проблем. Никола пишет и публикует свои первые тексты в «Христианском вестнике», исполненные юношеского жара и бескомпромиссности.

Обучение за границей

А вскоре Николаю Велимировичу было суждено проститься с милой Сербией. Какое-то время он еще учительствовал в Лесковицах, когда неожиданно приходит известие о назначении ему стипендии для учебы за границей. Он отправляется учиться в Швейцарию. Приличная стипендия позволяла ему совершать поездки за пределы страны. Он слушал лекции лучших профессоров теологии в различных университетах Германии. Сдав в Берне последние экзамены, Никола защитил там докторскую диссертацию.

В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Среди сербов произошло великое возмущение, но в тот раз войны удалось избежать. В ту пору Николай Велимирович был уже в Англии. Он оканчивает философский факультет в Оксфорде, а докторскую диссертацию защищает уже в Женеве на французском языке.

Участие в пропаганде в пользу Сербии

Небывалые успехи в начале войны привлекли к маленькой балканской стране внимание всей Европы. Когда на помощь Австро-Венгрии пришла Германия, для Сербии настали черные дни. Реальной помощи от армии Франции не было. В апреле 1915 года глава сербского правительства посылает отца Николая в Англию с целью пропаганды в пользу Сербии и сербской борьбы. После Англии он отправляется в Америку, где поражает публику своими правдивыми проповедями. Летом 1915 года Николай возвращается в Лондон. Огромные английские соборы не могли вместить всех желающих услышать его выступления. Войти можно было только по заранее приобретенному билету. В знак признания его совокупных трудов на английской земле архиепископ награждает его специальной грамотой и наперстным крестом.

Возвращение на родину

И вот возвращение в Белград. Два диплома, две докторских степени. Между тем его ждал не самый теплый прием. Чиновники от просвещения и метрополии не только не спешат распахнуть перед ним все двери, но и не признают его дипломов, заставляя дважды доктора оканчивать 7 и 8 класс гимназии и сдавать выпускные экзамены.

В этот период Николай Велимирович Сербский в третий раз оказывается на грани жизни и смерти. Первый раз это произошло, когда его еще младенцем пытались похитить разбойники. Второй раз уже в школьные годы его чудом спас старшеклассник, когда он уже захлебывался в реке. И вот когда по прибытии в Белград он схоронил брата, умершего от дизентерии, то в результате заразился сам. После трех дней нахождения в больнице врач заявил, что состояние его таково, что остается уповать только на Бога. Доктор Николай Велимирович отнесся к этому совершенно спокойно. После шестинедельной жестокой болезни он полностью поправился.

Участие во Второй мировой войне

Когда немцы в 1941 году оккупировали Югославию, владыка Николай был заключен под домашний арест в монастырь. Его постоянно возили на допросы. Горе, обрушившееся на сербский народ, оставило в сердце владыки незаживающую рану. Резко ухудшилось здоровье, но на допросах он всегда стоял, хотя немецкие офицеры предлагали ему сесть. В монастыре владыку навещают священники и монахи, что вызывает подозрение у немцев, и они усиливают караулы. Когда сестры выходят и заходят в кельи с зажженными свечами, часовые решают, что речь идет о тайной сигнализации. Однако обыск в монастыре не дает никаких результатов. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы иеромонах Василий не привез наградной лист, полученный владыкой еще в 1935 году от самого Гитлера за восстановленное немецкое военное кладбище времен Первой мировой войны. Тогда допрашивавший владыку генерал распорядился отпустить его.

Великий дар проповедника

По Белграду давно шла молва, что доктор Велимирович обладает великим даром проповедника. Когда в столичной прессе появились сообщения о предстоящей проповеди иеромонаха Николая, все высшее общество поспешило занять места еще с раннего утра. В День святого архидиакона Стефана в храме собралась вся белградская элита. Люди внимали каждому слову проповедника, не скрывая своего восхищения. Для многих слово Божие впервые прозвучало тогда во всем своем небесном величии.

После такого успеха митрополит Димитрий направил иеромонаха на учебу в Россию. Уже после первых академических дискуссий со студентами и профессорами молодой сербский ученый и богослов стал известен и в Петербурге. Благодаря местному митрополиту Николай получает возможность путешествовать по России. Знакомство с великой страной, ее народом и святынями дало ему неизмеримо больше, чем пребывание в стенах академии. Под влиянием Достоевского и других русских религиозных мыслителей отец Николай начинает развивать идею всечеловека в противовес сверхчеловеку Ницше. Иеромонах Николай назначается младшим преподавателем Святославкой духовной семинарии.

Теперь из-под пера иеромонаха выходят большие по объему труды, которые сначала печатаются в журналах, а затем издаются отдельными книгами. Николай продолжает изучать философию, богословие, искусство. Выступает с проповедями. Много пишет и активно участвует в деле народного объединения. В 1912 году выходят его книги «Ницше и Достоевский» и «Подгорные проповеди». Наконец-то появился проповедник, которого ждал 20 век.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]