Христианство — что это такое? Виды христианства и их краткое описание

Христианство: общая характеристика (Лекция по курсу «История религий мира» к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна) [1:10:06] Гордон — Диалоги. № 217. Неформальное христианство Гордон — Диалоги: Учение Христа

Христианство
Портал:Христианство
Библия

Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь

Троица

Бог Отец Бог Сын (Иисус Христос) Бог Святой Дух

История христианства

Хронология христианства Раннее христианство Гностическое христианство Апостолы Вселенские соборы Великий раскол Крестовые походы Реформация

Христианское богословие

Грехопадение · Грех · Благодать Ипостасный союз Искупительная жертва · Христология Спасение · Добродетели Христианское богослужение · Таинства Церковь · Эсхатология

Ветви христианства

Католицизм · Православие · Протестантизм Древние восточные церкви · Антитринитарии
Численность христиан

Критика христианства

Критика Библии · Критика догмата о Троице

Шаблон: п·о·и

Христианство

, исторически, — авраамическая религиозная традиция, зародившаяся попутно распаду Римской империи и окрепшая в европейской цивилизации стараниями христианской «Церкви» — долговечной разветвленной международной организации.

На уровне обрядов и догм христианская церковь заместила языческие культы средиземноморских стран — иудаисткой темой о вездесущем Боге-карателе моральных поступков каждого человека.

Основы вероучения

Христианство, как система верований, основано на понятии о сверхъестественных бестелесных существах, — таких, как духи, души, ангелы, дьяволы, — и о полном превосходстве надо всеми остальными существами Ие́говы — Бога иудеев, не склонного к личному обращению к простым последователям, но познаваемого через проникновение литературой и личными проповедями от пророков, святых, священников, понтификов и других праведников. Считается, что основатель и духовный лидер христианства — Иисус Христос — был самым главным из таких авторитетов. Если правильно молиться и соблюдать поведенческие нормы христианства, можно через помощь «духов» получить бонусы.

Отличия от иудаизма — отказ от многих важнейших обрядов (шаббат, кашрут и другие) (не во всех направлениях) и следования правилам Талмуда, а также новое понимание отношений человека и Бога (не раб, но сын). Основные христианские принципы — любовь к ближнему, милосердие, соблюдение 10 заповедей.

Главные постулаты христианства

Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Разновидности

В современном христианстве выделяются следующие крупные направления, которые делятся на множество мелких: католицизм, православие, протестантизм.

Католицизм

Православие

Православие

— христианская община, состоящая из ряда единых в теологии поместных (автокефальных, автономных и пр.) церквей, находящихся между собой в евхаристическом общении. Кроме канонического Православия, существует ряд непризнанных православных церквей, например Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Македонская Православная Церковь, старообрядцы, Русская истинно-православная церковь (катакомбники) и др.

Протестантизм

Протестантизм

— одно из самых распространенных направлений в христианстве, отделившееся от католичества в период Реформации в 16 веке (лютеранство, кальвинизм и др.) и в результате дальнейшего внутреннего разделения (адвентисты, баптисты, методисты и др.). Церкви и общества протестантов национального или локального характера есть во всем мире, численность некоторых достигает десятков миллионов верующих. Центра протестантизма не существует; организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей.

Некоторые религиозные течения, которые вышли из протестантизма и идентифицируют себя как христианские — Мормоны, Мунисты, Свидетели Иеговы, не признаются как таковыми конфессиями христианского мира за расхождения в понимании основных христианских доктрин (догмат Троицы, другую христологию).

Гностицизм

Гностицизм выступает за полное освобождение христианства от иудаистского наследия, считая христианство философской или мистической системой античности. Все прочие произошедшие от апостола Павла направления, такие как католицизм, независимо от численности их последователей, воспринимаются гностиками как смесь христианства и иудаизма («иудохристианство»)[1].

Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения

Суть христианства лежит не только в учениях, а в самой вере в божественность Христа. Всемогущий Бог послал своё дитя на землю. Иисус верно водил свои проповеди по городам Иудеи и получил прозвище «Сын Бога Живаго». Иудейские власти ревнители чистоту учений и открыли охоту на мирного странника.

Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.

Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.

Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.

Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.

Критика

Христианство критиковалось и критикуется философами (например, Ницше) с позиций конкурирующих философских платформ, иудеями и мусульманами с позиций собственных религий и атеистами.

Моральная критика христианства (в основном католицизма и православия) включает такие аспекты, как:

  • гонения на нехристиан, гражданские войны в поздней Римской Империи.
  • гонения на ученых и мыслителей.
  • костры инквизиции на западе и никонианства на востоке.
  • позиция Святого Престола во время Второй Мировой войны.
  • еврейские погромы.
  • многое другое.

Что такое христианство? Определение этого понятия

Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.

В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.

Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.

Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро — смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Предпосылки и причины принятия христианства на Руси

В результате безумных походов Святослава, упорно не желавшего прислушаться к увещеваниям своей матери княгини Ольги и принять христианство, погибло очень много людей, в том числе из элиты государственного управления. Эти бреши нужно было заполнять – хотя бы ради того, чтобы иметь возможность и дальше укреплять территориальную целостность Руси.

Для Владимира было очевидно, что соседняя Византия, пусть и пребывавшая в менее выгодных экономических условиях, в сотни раз более крепка в политическом плане. Он считал, что во многом это определялось превалированием христианства, давно наделенного официальным статусом единой религии.

И это понятно, ведь в набожной стране, где все «подчиняются» единому богу, было невозможно представить, чтобы кто-то поднял бунт против власти императора или господствующей церкви.

Для правителя Руси резон здесь был максимально прагматичным: управлять объединенным одной верой народом гораздо проще, чем народом, разрозненным из-за множества языческих культов.

Более того, в свете международной политической обстановки того времени превалирование язычества уже само по себе могло привести к изоляции государства, поскольку одна половина мира давно была христианской, а вторая – мусульманской.

Помимо этого Владимир, ощутимо уставший от бесконечных военных походов, имел и другие причины для принятия христианства:

  1. личные – князь страстно желал заключения брака с красавицей Анной, родной сестрой Василия II, бывшего в то время императором Византии;
  2. социальные – христианство как мировоззренческая система существенно сложнее язычества, а это неизбежно приводит к усилению социальной разнородности как в обществе, так и в духовных запросах правящей элиты. Следовательно, монотеизм был целесообразнее, чем политеизм.

Итак, Владимир сделал непростой выбор и принял решение в пользу христианства, однако из-за специфики ритуала крещения, а также из-за простоты передвижения сторонников князя по рекам первые крупные христианские общины возникли только вдоль берегов Днепра и Волхова. При этом центральные территории все еще оставались языческими.

Например, в Новгороде язычники оказали ожесточенное сопротивление, подавленное силовым путем. Особые трудности были с последователями язычества, жившими на Оке и Волге, в Ростовской земле. В этих местах прежние верования оказались невероятно живучими и на редкость стойкими.

Древняя Русь и принятие христианства

Крещение Руси связывают с именем князя Владимира, однако христиане среди славян появились гораздо раньше. Так, первая русская епархия появилась в Тмутаракани еще в 867 году, поскольку местное население уже частично обратилось в христианство.

До Владимира, третьего киевского князя, самой знаковой фигурой в государственных делах была решительная, мудрая и весьма талантливая правительница княгиня Ольга.

В 955 году, спустя 10 лет после гибели своего супруга Игоря Рюриковича, Ольга отказалась от язычества, прихватила с собой своего духовника отца Григория и отправилась в Константинополь, где и приняла новую веру.

В X веке наиболее существенное количество христиан отмечалось среди варягов, а в Киеве, неподалеку от набережной, уже несколько лет «работала» одна из первых православных святынь на Руси – деревянная Ильинская церковь.

В летописях упоминается, что гонения и расправы язычников над варягами-христианами могли подтолкнуть Владимира к необходимости реформ.

Легенда гласит о религиозных посольствах, которые предлагали князю принять их веру. Таких посольств с предложениями насчитывалось около дюжины, но ключевыми из них были всего четыре:

  1. католицизм;
  2. иудаизм;
  3. ислам;
  4. православие.

Выбор любого из них не только означал изменение уклада, но и сулил определенные политические преференции в переговорах с единоверцами. По результатам длительных измышлений Владимир отдал предпочтение предложению Византии. Почему?

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Как христианство стало государственной религией

Вплоть до Никейского собора, созванного в 325 году, христане в Римской империи подвергались преследованиям: у них отбирали имущество, церкви предавали огню. Гонения особенно усилились при императоре Диоклетиане (около 245-316 гг.). Диоклетиан хотел возродить старые языческие традиции и преобразовать их, в своего рода, государственную религию. Однако его антихристианская политика оказалась несостоятельной. Конец ей положил Константин I (около 285-337 гг.), ставший императором после Диоклетиана.

Римская империя располагала хорошо организованным войском и отлаженным механизмом государственного управления. Общее экономическое пространство обеспечивало достойный уровень благосостояния. Гражданские права, дарованные всем жителям империи, способствовали укреплению сплоченности населения. Единства не было лишь в вопросе вероисповедания .

Никейский собор

Трехметровая голова императора Константина

Чтобы поставить точку в давнем религиозном споре между епископом Александром и пресвитером Арием, император Константин пригласил христианских священослужителей 19 июня 325 года на Собор в Никею (ныне — Изник, населенный пункт в Турции, в окрестностях Стамбула).

Целью Собора, для участия в котором прибыло 318 епископов, а также множество пресвитеров и диаконов, было вовсе не возведение христианства в ранг государственной религии, а урегулирование религиозных разногласий ради стабилизации Римской империи.

Собор, ставший первым Вселенским собором христианской Церкви, продолжался более двух месяцев. После долгих дебатов император Константин I принял сторону епископа Александра и его единомышленников. Собор провозгласил божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. Арианство было осуждено. С установлением основных доктрин христианства и подписанием формулы христианского вероисповедания (так называемого Никейского символа веры) преследования христиан прекратились.

Манифест о вере

Вскоре у приверженцев христианства появился новый повод для торжества. 27 февраля 380 года восточноримский император Феодосий I Великий (347-395 гг.), в присутствии западноримского императора Валентиниана II (371-392 гг.) и его сводного брата, соправителя Грациана (359-383 гг.), подписал в Салониках эдикт о вере, провозгласивший христианство государственной религией и запретивший отправление языческих обрядов.


Римская монета с изображением Феодосия I Великого

Эдикт под названием Cunctos populos не только обеспечил христианству особый статус, но и открыл дорогу гонениям на еретиков и иноверцев. В нем император Феодосий повелел всем народам, находящимся под его властью, исповедовать веру по Никейскому символу, принятому на I Вселенском соборе.

Соответственно эдикту, в Римской империи каждый человек должен был исповедовать веру в той ее форме, которую проповедовал святой Петр в Риме и которой следовали мужи апостольской святости — римский епископ Дамас и александрийский епископ Петр. Это означало представление о Боге как о неслиянной и нераздельной Святой Троице — Отце, Сыне и Святом Духе.

«Последователям этого вероучения, — говорилось в эдикте, — мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных же мы считаем душевнобольными и безумными, присуждаем их нести бесславие еретического учения, собраниям же их не приписываем имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью».

Симбиоз культуры и религии

Как в Римской империи некогда преследовались христиане и иудеи, так теперь здесь подверглись суровым гонениям язычники. Культовые обряды иноверцев приравнивались к государственной измене. Языческие храмы и святилища безжалостно уничтожались. Жертвой ревнителей «истинной» веры стал и Дельфийский оракул — легендарное прорицалище при храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы.

И все-таки 27 февраля 380 года — эпохальная дата в европейской истории. Ведь именно в этот день сформировался симбиоз из иудейско-христианских корней и греческо-римской античной культуры.

Древняя история Греции и Рима и иудейско-христианское религиозное учение оказали решающее влияние на развитие Европы — как в положительном, так и в отрицательном смысле. Ибо в последующие столетия христианский крест символизировал не только помощь неимущим, больным и страждущим. Убийства инакомыслящих и «вероотступников» тоже осуществлялись во имя Христа.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Наталия Королева Редактор: Глеб Гаврик

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]