Текст молитвы псалом 62
На церковнославянском языке
1 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
3 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
4 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
5 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
7 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
8 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
9 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
10 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
11 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
12 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На русском языке
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
3 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
4 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
6 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
7 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
8 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
9 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
10 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
11 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
Псалом 62. Psalm 62. Текст на русском языке
62.1. Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
62.2. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
62.3. чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
62.4. ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
62.5. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
62.6. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
62.7. когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
62.8. ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
62.9. к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
62.10. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
62.11. сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
62.12. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
ᐅ Навигация по Псалмам:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 62, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145.
История написания
Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящий псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблении, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам — христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мира и имеем пламенную любовь к Богу, то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам.
Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру.
Толкование псалма 62
Ст. 2. Боже, Боже мой! к Тебе утренюю.
Господи, как только проснусь, мыслями своими бегу к Тебе и, прежде чем начать любое дело, беседую с Тобою, молюсь Тебе и посвящаю Тебе начало дня.
Возжада Тебе душа моя.
Жажда Давида — это не мирская жажда воды, это искренняя и сильная любовь к Богу. Давид не находит слов, чтобы выразить силу своего чувства, поэтому ищет примеры в разных вещах, чтобы и мы стали соучастниками этой любви, прочувствовали ее.
Коль множицею Тебе плоть моя.
Многократно и чрезмерно я жажду и люблю Тебя, Господи! Не только душа моя исполнена божественного вожделения, но и самая плоть жаждет Бога, когда покоряет волю свою Ему.
В земли пусте, непроходне и 6езводне.
Я так сильно люблю Тебя, Господи, что и непроходимая, и безводная пустыня нисколько не изменила любви моей к Тебе.
Ст. 3. Тако во святем (святилище) явихся Тебе.
Этими словами Давид показывает, что и там, в Иерусалиме, когда молился в скинии, и здесь в пустыни, он сохранил одинаковую расположенность и любовь к Богу!
Видети силу Твою и славу Твою.
Я молюсь в пустыне сей, Господи, чтоб видеть силу Твою, которая низложит врагов моих, и видеть славу Твою, потому что все будут прославлять Тебя за Твою помощь надеющимся на Тебя.
Ст. 4. Яко лучши милость Твоя паче живот. Устне мои похвалит Тя.
Лучше получить от Тебя, Господи, милости в этой пустыне, нежели проводить жизнь в роскоши и наслаждении телесными удовольствиями. За это уста мои будут хвалить Тебя.
Ст. 5. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руци, мои.
Как теперь искренно и от всей души моей прославляю Тебя, находясь в этой пустыне, так буду прославлять Тебя и во всю мою жизнь, и только во имя Твое стану возносить руки мои в молитве. Здесь царем Давидом положено твердое намерение не только благословлять Бога словами, но и прославлять Его добродетельною жизнью.
Ст. 6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалять Тя уста моя.
Здесь Давид изображает благодарность и милость. Побуждаясь этими чувствами, он будет хвалить Бога радостными словами.
Ст. 7. Аще поминах Тя на постели моей; на утренних поучахся в Тя.
Я сплю и закрываю глаза мои, и память моя возвращается к Тебе, открываю глаза мои, и глубокий сон не останавливает воспоминания о Тебе.
Ст. 8. Яко был ecu помощник мой; и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Тебя, Господи, воспоминаю и когда бодрствую, потому что не имею надобности воспоминать кого-либо другого, кроме Тебя. И буду радоваться под твоей защитой.
Ст. 9. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя.
Душа моя, и сердце мое так привязаны к Тебе, что не могут удалиться от воспоминания о Тебе ни на малое время. За такое великое желание и доверие Божия сила Твоя подала мне помощь. (Этими словами Давид пророчествует о помощи, которую окажет ему Господь, а также о наступавшей погибели Саула).
Ст. 10. Tии же всуе искаша душу мою; внидут в преисподняя земли.
А тот, кто искал моей смерти — пойдет в ад.
Ст. 11. Предадятся в руки оружия.
Сказав прежде, что враги его умрут, Давид по связи здесь говорит теперь и о том, каким образом умрут, именно, что будут преданы в руки оружия (оруженосцев), то есть, падут на брани.
Части лисовом будут.
Когда, Саул и прочие враги будут убиты на поле брани, тогда лисицы и прочие звери разделят их себе в пищу, как оставшихся не погребенными.
Ст. 12. Царь же возвеселится о Бозе.
Царем Давид называет самого себя, как помазанного, по повелению Божию. Итак, он говорит, что будет веселиться не о смерти врагов своих (потом он плакал и рыдал, узнав о смерти Саула и сына его Ионафана) а будет радоваться о Боге, который защищает любящих Его.
Похвалится всяк кленыйся им.
У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим.
Яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Уста врагов, говоривших неправду, остановлены смертью, и больше не смогут сказать против меня ничего.
Давид находится в пустыне Иудейской вдали от своих ближних на безжизненном пространстве, где, кроме островков пастбищ на высохшей земле — нет ничего, даже источников вод нет (в буквальном смысле). Но не по воде, не по хлебу, не по хоромам царским томится Давид, а по Богу своему. И кто из служителей Божьих — как Давид ведёт себя в тесных обстоятельствах? Мало кто. Вот потому-то Давид и был мужем по сердцу Бога, что не о земном помышлял, не для себя лично благ всяческих спешил желать, а к Богу спешил всеми помыслами и сердцем своим.
В каком смысле Давид желает видеть Бога в святилище, как уже видел Его, — если Давид в святилище скинии (храма ещё не было, его строил Соломон) — не мог бывать, ибо не был первосвященником никогда? Либо — глазами веры Давид знает, что Бог обитает в святилище, либо это пророческие слова Иисуса Христа в момент, когда он ведён был духом в пустыню и беседовал со своим Отцом.
62:5-7 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. 6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, 7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в [ночные] стражи,
Даже когда Давид не спит ночью — он не свои проблемы в голове перебирает, а размышляет о том, как же радостно ему знать о Боге Израиля и думать о Нём, Давид благодарен Богу за то, что Он есть у Давида.
62:8,9 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; 9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
К Богу прилепилась душа Давида, не к человеку, и помощи царь ищет всегда только у Него, осознавая, что не на кого больше и опереться-то в веке этом.
62:10-12 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; 11 Сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. 12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Давид уверен, что однажды положение вещей на земле изменится и все, кто ищут погибели Божьим служителям — исчезнут в могиле, а ложь больше никогда не будет шествовать по земле. Давид же и всякий поклонник Иеговы — возрадуются тому, что сами — живы.
Для чего читают псалом 62?
Толкование 62 псалма дает нам представление о душевном устроении царя Давида, который уже не впервые за свою жизнь оказывался в положении изгнанника, но ни разу не переставал верить в своевременную и мудрую помощь Бога. Именно поэтому в тексте 62 псалма он не молит Создателя о спасении, а с верой и надеждой предает свою жизнь в Его руки. И мы будем читать этот псалом во время опасности, или тогда, когда душа наша захочет благодарить Бога за все Его милости к нам.
Читаем Псалтирь. Псалом 62
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить о 62-м псалме.
62-й псалом имеет такое преднаписание: псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, 62. Этот псалом псалмопевец Давид написал, находясь в пустыне Иудейской. Там он оказался, когда бежал от Саула, преследовавшего его. В этом псалме Давид изливает свою любовь к Богу… Где любовь к Богу, говорят святые отцы, там побеждается всякое зло, там растворяются скорби, печали, трудности, и человек пребывает в благодушии. И мы с вами, дорогие братья и сестры, порой бываем в пустыне – в пустыне нашего внутреннего духовного состояния, когда чувствуем пустоту внутри, потерянность и незащищенность, когда враги окружают нас. И чтобы человек не унывал, не печалился, не страдал в эту минуту, нужно всегда понимать: если он сохраняет при этом любовь к Богу, то побеждается всякое зло. Как победил всех врагов любовью и милосердием Божиим сам царь Давид.
Мы ни в коем случае не должны допускать даже малейшего ропота на Господа, тщедушия, слабости, но именно возгревать большую любовь к Богу, обращаться к Нему, беседовать с Ним, прославлять Его. И тогда Господь явит Свое великое милосердие, даст Свою державу, то есть силу, даст крепость и возможность преодолеть всякое зло, с которым мы очень часто сталкиваемся в нашей жизни. Ведь наша жизнь – это крестоношение, а крестоношение – всегда испытания, всегда трудности, всегда боль, всегда раны, всегда такое состояние, когда мы проходим через смерть. Но Господь дает нам возможность воскреснуть от этих переживаний Своею Божественною Силою через ту любовь, что хранится в нашем сердце.
«Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя». Здесь псалмопевец Давид говорит о себе: «Рано утром я встаю и всегда начинаю день свой с молитвы. И ничто не может отвлечь меня от молитвы, от этого внутреннего настроения, в котором я прославляю Тебя». Потому и в нашей жизни существуют утренние и вечерние молитвы. Утренняя молитва дает нам возможность пребывать с Богом, испросить благословение у Бога на день грядущий, дает возможность сохранить любовь к Богу. В то же время она показывает, Кто есть Основа нашей жизни, Кому мы можем явить свою покорность, Кому мы признательны в нашей жизни и к Кому прилепилось наше сердце. Когда человек начинает с утренней молитвы свой день, тогда получает Божие благословение и в его жизни в этот день все спорится, все получается, он приносит огромную пользу, а если и встречаются искушения, то человек, опять-таки силою Божией, преодолевает их.
Поэтому псалмопевец и говорит: «Каждое утро я встаю и в первую очередь обращаюсь к Тебе – у меня нет других мыслей, я ни о чем не хочу думать, ни о чем не хочу суетиться, я не хочу заботиться об этом дне. Я не думаю о тех переживаниях, делах и проблемах, с которыми встречусь в этот день. Я не думаю даже о необходимых жизненных делах: они сами по себе устроятся». Самое главное – это память о Господе, и именно через утреннюю молитву, когда ты только встаешь, память о Боге возрождается и дает огромную пользу. Как любящий человек стремится к любимому и не может быть без него, так и любящий Бога всегда стремится к Нему, всегда найдет минуточку пообщаться с Богом, выделит время для молитвы.
И только человек, который еще не проникся любовью к Богу, говорит: «Не могу найти время – у меня не хватает времени: утром встаю – надо убрать, приготовить, кофе попить, на автобус не опоздать, нужно глазки подкрасить, носик попудрить», и так далее. То есть мы всегда находим себе множество каких-то дел, препятствующих вспомнить о Боге и помолиться Ему. Но любящий человек всегда найдет время, ведь душа его горит любовью к Богу…
Дальше псалмопевец Давид так и говорит: «Возжада Тебе душа моя» – душа моя не может быть без Тебя, Господи. Возжада: мы с вами, разбирая предыдущий псалом, говорили, что, когда появляется внутренняя жажда, у человека пересыхает во рту, появляется слабость, немощь – он с огромным желанием хочет утолить свою жажду, и когда утоляет ее, то приходит в нормальное состояние. Также и псалмопевец говорит: «Я нахожусь в таком состоянии, что если не помолюсь, то не успокоюсь; если не помолюсь, то не приобрету для себя нормального состояния». Вот такая жажда к молитве, к общению с Богом должна быть у человека каждое утро. И когда мы встаем, то в первую очередь должны утолить жажду, которая у нас появилась от того, что есть огромная любовь к Богу.
«Коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне». Псалмопевец добавляет, что человек состоит не только из души, но и из тела – и тело тоже хочет общения с Богом, значит, он видимыми делами должен подтверждать любовь и желание общаться с Богом. И здесь словами псалмопевца Давида посрамляется всякий человек, который говорит: «Я в душе верю в Бога, и мне больше ничего в жизни не надо» – недостаточно только душой восхвалять Бога, плоть тоже восхваляет Его, раз ей присущи земные и поясные поклоны, моления, пост, добрые дела, и все это в совокупности прославляет Бога. Псалмопевец Давид говорит: «В земли пусте и непроходне и безводне» – даже в пустыне он не теряет желания прославлять Бога. Хотя проснуться в пустыне – это не нормальное состояние. Днем там жара, ночью холодно. Человеку нужно подумать, как себя пропитать в этой пустыне. Еще и враг тебя может настигнуть. И первая мысль после пробуждения утром в пустыне, наверное: «Жив ли я? чем я буду питаться? как я буду обороняться? не окружил ли меня враг? нет ли какой засады?» Нет, даже в таком неестественном, трудном состоянии, в земли пусте и непроходне и безводне, псалмопевец Давид все равно говорит: «Господи, я всегда помню о Тебе, ведь душа моя не может жить без Тебя».
«Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою». Во святем, то есть в скинии Ветхого Завета – там он прославлял Бога. И так же, как он прославлял Бога в скинии, с такой же горячностью, с такой же любовью, надеждой, упованием он прославляет Бога и в пустыне: любовь его не изменилась. Изменились обстоятельства, но любовь к Богу не изменилась. Человек знает, что Господь посылает испытания, но если он являет твердость и сохраняет свое упование и надежду на Бога, то Господь всегда даст возможность преодолеть трудности, избавит от врага как видимого, так и невидимого. Главное, чтобы любовь, внутреннее состояние у нас было ровным, как во святилище, как в храме Божием, говорят святые отцы, так и после богослужения. А то, когда мы приходим на службу, у нас и настроение хорошее, и радость, и благодать, и слезы умиления, тут и священники служат, и облачения – вроде все о Боге напоминает, и мы проникаемся любовью к Богу. А как вышли в мир – в эту пустыню, непроходимую и безводную, тогда у нас пропадает всякая любовь к Богу, мы забываем о Боге: начинаем жить повседневной жизнью, суетиться так же, как все суетятся. То есть приобретаем некую двойственность: дома мы одни, в храме – совершенно другие, на улице – одни, а в церковь приходим – опять становимся верующими людьми. Постоянство здесь восхваляет псалмопевец и научает этому постоянству каждого из нас.
«Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя». Псалмопевец Давид говорит нам, что мы должны лучше искать милости от Бога, чем земную жизнь, которая исполнена суеты и всякого беззакония, она ничто по сравнению с милостью Божией, дарящей нам вечность. «Устне мои похвалите Тя», то есть мы прославляем Бога за то, что Он являет нам милость Свою.
«Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои». Благословлю – прославлю Господа в жизни моей. Прославление – через молитву, добрые дела и постоянную добродетельную жизнь. Мы как христиане сказали бы: через христианскую жизнь. И что бы ни было в жизни, мы всегда должны прославлять Бога. Что значит: воздеть руки к небу? Мы знаем, что Аарон воздвигал руки к небу во время молитвы. И сегодняшнее священство воздевает руки, когда произносит особые молитвы. Когда священник просит от Господа милости не только для себя, но и для всех молящихся, тогда он и поднимает руки к небу. И мы во время молитвы должны поднимать руки к небу, тем самым выражая постоянство и свою горячую молитву.
«Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя». Здесь очень понятный текст, он сопрягается с предыдущим стихом. Естественно, от хорошей пищи исполняется тело наше, и радуются уста наши. А вот как от тука и масти исполнится душа моя? Если в предыдущих стихах говорится о милости, то чем должна наполниться душа? Конечно же, милостью. «Яко лучши милость Твоя паче живот» – милостью исполняется душа. Господь дает возможность через милость получить и очищение, и оправдание, и награду за добродетельную жизнь. И от этого уста будут с радостью восхвалять Господа радостными словами.
«Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя». Здесь опять псалмопевец Давид говорит: «Я никогда, Господи, не забываю Тебя, даже когда нахожусь на постели своей, когда отдыхаю, даже тогда, когда я во сне. Пусть моя плоть отдыхает и спит, но сердце мое бодрствует и всегда прославляет Тебя». Об этом и Спаситель сказал: «Всегда бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть». То есть когда человек пребывает в Боге, он и во сне продолжает молиться и прославлять Бога. «На утренних поучахся в Тя» – каждое утро, и не только утром, но и ночью я буду молиться, Господи. На постели – это значит, ночью. А утро – это когда человек уже восстает от сна.
Святые отцы относились ко сну как ко времени, которое крадет у них возможность общения с Богом, прославления Его. Вот почему многие подвижники благочестия даже не ложились на кровать, а отдыхали сидя. Недавно была память святителя Иоанна Шанхайского – он никогда не ложился на постель: он либо сидя, либо на коленочках в молитве засыпал на короткое время, два-три часа он предавал своей плоти некое упокоение (сон дается в успокоение немощи нашей). Конечно, немощь всегда берет свое, и как бы человек ни стремился победить сон, говорит преподобный Феодосий Печерский, сон мы никогда не победим: невозможно победить естество человеческое. Обязательно нужно некоторое время отдыхать, но это время у святых отцов было настолько кратким: им было жалко тратить время на сон, который отбирал время молитвы.
И здесь нам становится понятным, почему, например, преподобная Евфросиния Московская целый день трудилась, занималась государственными делами, а по ночам молилась. Когда же она отдыхала? Отдыхала она очень короткое время. Ora et labora – «молись и трудись», говорили святые отцы. Когда идет сочетание труда и молитвы, человек пребывает в благости и пребывает в Господе. Здесь псалмопевец Давид и настраивает нас, чтобы мы всегда помнили о Господе. Если ты любишь Бога, ты всегда помнишь о Нем, даже когда ты на постели: ничто тебя не может отвлечь, даже ночью, когда плоть твоя отдыхает, – все равно сердцем ты бодрствуешь и пребываешь в Господе.
«Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся» – Ты, Господи, Помощник мой, я всегда под кровом Твоим сохраняюсь. И всегда кров Твой является радостью. Почему? Человек может радоваться не тогда, когда он не чувствует уверенности, не тогда, когда знает, что в любой момент кто-то может нанести ему рану – неважно, лицом к лицу ты встретишь своего врага, или он вонзит нож тебе в спину: ты не уверен, ведь нет защиты. Почему строились крепости? Крепость защищала человека. Также, если человек любит Бога, Господь помогает ему. Псалмопевец Давид, находясь в пустыне, говорит эти слова, ему не страшно даже в пустыне, не в крепости, ведь Бог – Помощник его. Кто против Бога? Он в пустыне находится под покровом Самого Бога, поэтому он в радости, он не печалится. У него нет никакого страха, ведь Господь всегда защитит его.
«Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя». «Душа моя прилепилась к Тебе, Господи» – насколько псалмопевец выражает мысль нашими земными понятиями, сравнениями! Он настолько привязался к Господу, что не видит никого лучше и вернее в этой жизни. Никто не может ему дать такой радости, утешения и успокоения, как Господь. Он говорит: «Прилепилась душа моя к Тебе, Господи, и десницею Своею Ты всегда защищаешь меня». Невозможно уйти от Господа. Уйти от Бога – это остаться незащищенным младенцем, которому не только воин, но и всякий человек, и даже дикий зверь, может причинить зло, и он не сможет себя защитить. «Но я прилепился к Тебе, Боже, ведь десница Твоя всегда защищает меня, и направляет на праведные дела».
«Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли». Здесь псалмопевец Давид говорит: «А что будет с теми, кто ищет душу мою? Что будет с теми, кто хочет причинить мне зла?» Он сказал, Кто его друг, Кто его защищает в этой жизни, к Кому он прилепился, к Кому он имеет огромнейшую любовь. Ну кто теперь может искать души его? Они не понимают, на Кого уповает Давид. Он не уповает на оружие, на воинов, на крепость – он уповает на Господа. Разве может такая надежда посрамить человека? Нет, конечно же. Что будет с этими людьми? Они внидут в преисподняя земли, Господь победит такого человека. В то же время мы должны говорить применительно и к врагу рода человеческого – дьяволу: он сможет ли нас победить, когда мы полюбили Господа, когда мы прилепились к Господу всем сердцем, всею душою своею, всем помышлением своим? Конечно же, нет. Куда Господь отправит их? В преисподняя земли. Там будет их место, и никогда они не смогут подойти к человеку, не смогут искушать его. А если и будут искушения, то их Господь упразднит силою Своею. А что будет дальше с этими людьми? Каким образом они сойдут в преисподняя земли?
«Предадятся в руки оружия, части лисовом будут» – псалмопевец Давид этим стихом говорит, каким образом будет побежден Саул и его споспешники: воины их истребят, они погибнут на войне через оружие. Мы знаем, что смерть приходит различным образом, – через какие-то заболевания, через нечастные случаи, от злых людей. Смерть бывает и через военные действия. Мы знаем, сейчас много военных действий и гибнет огромное количество людей – ценность человека незначительна. Здесь псалмопевец Давид и говорит, каким образом погибнет Саул: через воинов, которые оружием убьют их. Но через каких воинов? «Части лисовом будут». Здесь толкователи немножко расходятся: с одной стороны, говорят, что их поедят лисицы, дикие звери, и от них не останется даже останков и памяти о них не будет никакой. С другой стороны, святые отцы говорят, что они попадут в руки воинов, но воинов не крепких, а слабых и хитрых, то есть они не будут достойно убиты, а убиты самими слабыми и самыми последними людьми. Они не только будут преданы смерти, говорят святые отцы, но самое главное и основное – сама их смерть будет бесславной: нельзя посягать на того человека, который всею душою и всем своим сердцем стремится служить Господу.
«Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им». Царь же возвеселится о Бозе – здесь мы можем говорить, что царь Давид возвеселится о Боге, ведь Господь Помощник его. Царственным называется и тот народ, который, хотя и из язычников, но принял Христа и, по добродетельной жизни своей является царем, поскольку всякая добродетель присуща царственной личности. О Боге может похвалиться только праведный человек, верующий, любящий Бога. Царь – помазанник Божий, и Давид похвалится о Боге. «Похвалится всяк кленыйся Им». Конечно, клялись царем – обычно же клянутся самим высоким, самым святым, что имеют в жизни: клясться тем, что не имеет никакой ценности, бессмысленно. Клялись всегда высокими людьми, чинами, или близкими людьми, которые дали нам жизнь, или Самим Господом, как Господь повелевает в Ветхом Завете. Но эта клятва может быть действительно только славными людьми. Поэтому «похвалится всяк кленыйся Им» – Царем, великим Царем.
Псалмопевец Давид заканчивает псалом такими словами: «Яко заградишася уста глаголющих неправедная». Господь побеждает всякое зло и всякую неправду – заградятся уста человека, глаголющего неправедное. С одной стороны, заграждаются уста: ему сказать нечего – он обличен неправдой, которая не достигла своей цели, нечему радоваться. А с другой стороны, мы знаем, что заградятся уста неправедные: Господь лишает такого человека жизни, тот сходит в преисподняя земли. Естественно, после смерти человек не может говорить, поэтому заграждаются уста всякого человека неправедного.
Наше стремление к духовной жизни может раскрыть глубочайший смысл этого псалма, который научает нас любить Господа даже в самой трудной ситуации и быть постоянным в своей любви. К этому, мои дорогие, мы и должны стремиться. Не случайно самая высокая заповедь в нашей жизни, которую дает Господь, – это возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением и всею душою своею, всем существом своим, и ближнего своего, как самого себя. Первая часть этой заповеди очень высокая, в этом весь Закон и пророки, сказал Господь. И как красиво псалмопевец нам раскрывает любовь к Богу и постоянство в этой любви! Самое главное – любить Бога не только тогда, когда нам хорошо, но и когда трудно, когда мы даже чувствуем, что Господь оставил нас.
Дивеевские сестры после революции испытывали одно гонение, другое гонение, монастырь закрыли, из монастыря выгнали, из скита выгнали. Они стали скитаться, их не принимали, кого-то посадили – они стали исповедницами. Вот тогда они говорили: «Все против нас: и государство против нас, и люди против нас, и Бог против нас». Можно так сказать, но при этом не потеряв любви. Можно почувствовать некую оставленность в этой жизни (ведь Господь дает испытания для укрепления в добродетельной жизни), но при этом сохранить любовь к Богу. А если сохранишь любовь к Богу, то и враг побеждается, и Господь посылает утешение. И самое главное то, что Господь всегда и возвысит, и возвеселит такого человека.
Храни вас Господь! До новых встреч.
Записала Нина Кирсанова
Правила чтения
Псалом 62 один из псалмов Шестопсалмия, которым в Православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых на утрени. Этот момент церковной службы особый, он выделяется строгостью и печальным звучанием. Обстановка в храме соответствует этому: закрываются Царские врата, гасится свет, тушатся свечи; на середину храма выходит чтец, и, как бы от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов – молитву скорби, покаяния и надежды. Шестопсалмие читается обязательно на каждом утреннем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, это говорит о его огромной важности. Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в богослужении, видят в нем отражение самого значимого события в жизни человечества – пришествия в мир Христа Спасителя.
(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)