Хождение Иисуса Христа и апостола Петра по водам… (Мф, 14:22–33)


Хождение Иисуса Христа и апостола Петра по водам… (Мф, 14:22–33)

Пораженный чудесным умножением хлебов, народ хотел силой взять Иисуса Христа и провозгласить Царем. Господь видел эти намерения и поспешил воспрепятствовать их исполнению. И ТОТЧАС

, по совершении чуда,
ПОНУДИЛ ИИСУС УЧЕНИКОВ СВОИХ
, которым не хотелось разлучаться с Ним особенно теперь, когда им показалось, что настает час исполнения и их заветных надежд – видеть Его Царем Израилевым, но Он повелел и надо было повиноваться:
ВОЙТИ В ЛОДКУ И ОТПРАВИТЬСЯ ПРЕЖДЕ ЕГО НА ДРУГУЮ СТОРОНУ
, на западный берег моря Галилейского, к другой Вифсаиде, что была близ Капернаума, –
ПОКА ОН ОТПУСТИТ НАРОД
. Господь хотел научить Своих апостолов не гоняться за человеческой славой, не привлекать к себе с этой целью толпы, и вместе с тем желал, чтобы они лучше вдумались, наедине, без Него, в то чудо, в котором они были сами участниками, и видимое доказательство которого (корзины с хлебом) было в их руках. В сгущающихся сумерках на закате солнца Он простился с учениками, кротко и постепенно успокоил народное волнение, убедил всех разойтись,
И
,
ОТПУСТИВ НАРОД
,
ОН ВЗОШЕЛ НА ГОРУ ПОМОЛИТЬСЯ НАЕДИНЕ
. Убиение Его возлюбленного Предтечи говорило Ему, что приближается час и Его страданий; но еще ранее сколько Ему нужно было понести трудов и скорбей в борьбе с фарисейским ожесточением! И вот теперь, в ночном уединении, Он жаждал укрепить Свою человеческую природу в молитвенной беседе с Отцом Своим Небесным. И нас учит Он Своим Божественным примером: когда придет время молитвы, отложить всякое житейское попечение и возвести ум свой горе – на Небо, дабы молитва наша как благовонное кадило возносилась к Богу. Почти всю ночь провел Он в молитве, уча и нас терпению и усердию в этом святом делании.
И ВЕЧЕРОМ ОСТАВАЛСЯ ТАМ ОДИН
, на пустынной горе. «Для чего Господь восходит на гору? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Для того, чтобы научить нас, как удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Такое место и ночное время располагают нас к спокойной молитве. Ибо пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги». Между тем стало темно; в горах стала завывать буря; ветер рвался из ущелий; море разбушевалось,
А ЛОДКА
апостолов в это время
БЫЛА УЖЕ НА СРЕДИНЕ МОРЯ
,
И ЕЕ БИЛО
свирепыми
ВОЛНАМИ
.

Отплывая от берега, ученики, может быть, думали, что Господь присоединится к ним там, где удобно будет пристать лодке; но вот и ночь, а Его не видно… Напрасно до изнеможения работали веслами опытные рыбари; лодка была готова опрокинуться от прибоя волн; ПОТОМУ ЧТО ВЕТЕР БЫЛ ПРОТИВНЫЙ

. «Почто Изводяй ветры от сокровищ Своих и Владычествуяй державою морскою не извел ветра попутного для учеников Своих? Он сделал так для того, чтобы приучить их к бедствиям, какие им предстояли при проповеди Евангельской по всей вселенной» (слова Никифора, епископа Астраханского). Было далеко за полночь, а лодка прошла едва половину пути. «Прежде во время бури Христос Сам был с ними на корабле и притом спал, чтобы тем самым успокоить их; ныне же, ведя их к большему терпению, уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря; прежде буря была днем, теперь – ночью» (свт. Иоанн Златоуст). Господь видел их, бедствующих, в плавании, но на всю ночь оставляет их бороться с волнами, чтобы тронуть их жестокое сердце, потому что «сердце их было окаменено», – говорит евангелист Марк (Мк. 6:52). Это должно было произвести страх, возбужденный как бурей, так и ночным временем. Вместе с тем Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним, и непрестанному памятованию о Нем. Потому и не тотчас явился к ним, хотя Он и незримый всегда близок к ним.
В ЧЕТВЕРТУЮ ЖЕ СТРАЖУ НОЧИ
(после трех часов пополуночи)
ПОШЕЛ К НИМ ИИСУС
,
ИДЯ ПО МОРЮ
, как по суше. Для их же пользы нужно было спешить спасением, и теперь Он как бы хотел миновать их, чтобы побудить их к молитве и воплю о помощи.
И УЧЕНИКИ
,
УВИДЕВ ЕГО ИДУЩЕГО ПО МОРЮ
,
ВСТРЕВОЖИЛИСЬ И ГОВОРИЛИ: ЭТО ПРИЗРАК
, ночное привидение, посредством которого диавол, по верованию Иудеев, устрашает людей,
И ОТ СТРАХА ВСКРИЧАЛИ
, стали взывать к Богу о спасении. «Господь не вдруг открыл Себя ученикам. Человеку невозможно вынести искушений продолжительных и сильных; потому Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, перед окончанием их подвигов увеличивает испытания». НО, как только они воскликнули,
ИИСУС
, как бы остановленный и задержанный криком отчаяния,
ТОТЧАС ЗАГОВОРИЛ С НИМИ И СКАЗАЛ: ОБОДРИТЕСЬ; ЭТО Я
, для Которого нет ничего невозможного,
НЕ БОЙТЕСЬ
. Во мраке ночи ученики не могли узнать, кто этот ходящий по волнам; но столь знакомый их сердцу голос Божественного Учителя сразу рассеял их страх и внушил смелость. Они хотели уже принять Его в лодке, но тут вдруг выступил Петр, «всегда пламенный, всегда предупреждающий учеников»:
ПЕТР СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ГОСПОДИ! ЕСЛИ ЭТО ТЫ
(я не сомневаюсь, что это Ты, – кто же кроме Тебя может ходить по морю, как по суше?),
ПОВЕЛИ МНЕ
, Ты только прикажи,
ПРИДТИ К ТЕБЕ ПО ВОДЕ
.

«Не сказал: помолись и призови на помощь Бога, но повели. Видишь ли, сколько жара, хотя Петр потому часто и подвергается опасностям, что домогается чрезмерного, ибо и здесь просил слишком многого, впрочем, из одной любви, а не из хвастовства. Не сказал, – повели мне ходить по водам, но – прийти к Тебе. Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но и вести других». Сердцеведец знал, чем кончится дерзновенная попытка Петра идти по волнам; Он не сказал ему: «Повелеваю»; не сказал: «Иди ко Мне», но просто: «Иди», если хочешь (свт. Иоанн Златоуст). ОН ЖЕ СКАЗАЛ: ИДИ

. «Если бы Христос сказал, – не можешь, то Петр, по своей горячности, стал бы и здесь противоречить. Поэтому Христос делом убеждает его впредь быть осторожнее. Но Петра и это не удерживает, – говорит святитель Златоуст. – Он хочет показать, что его вера, его любовь к Спасителю сильнее, чем у прочих апостолов. Так и впоследствии он уверял: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Но опыт показал, что и на этот раз он был слишком самонадеян и маловерен».
И
,
ВЫЙДЯ ИЗ ЛОДКИ
,
ПЕТР
твердой ногой ступил на кипящие волны, и пока взгляд его был устремлен на Господа, ветер тщетно рвал его волосы и волны обрызгивали его одежду; он радостно
ПОШЕЛ ПО ВОДЕ
, радуясь не тому, что ходит по волнам, но тому,
ЧТОБЫ
ранее других
ПОДОЙТИ К ИИСУСУ
и броситься к стопам Его. Так чудо следует за чудом: не только Творец и Владыка моря, но и раб силою Его соизволения ходит по водам, как по суше… «Но победив трудное, Петр едва не потерпел вред от легчайшего. Такова природа человеческая: часто успев в великом, затрудняется малостью», – говорит святитель Златоуст. Когда Петр взглянул на яростные волны и мрачную бездну под ним, в нем заговорила плоть и кровь:
НО
,
ВИДЯ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР
,
ИСПУГАЛСЯ И
,
НАЧАВ УТОПАТЬ
,
ЗАКРИЧАЛ
голосом отчаяния:
ГОСПОДИ! СПАСИ МЕНЯ
. Не буря водная угрожала ему, а буря помышлений сомнительных, так же как не плотность воды держала его на волнах, а крепость веры… Страх вынудил его искренно признаться в слабости своей веры и Господь не умедлил Своей помощью:
ИИСУС ТОТЧАС ПРОСТЕР РУКУ
,
ПОДДЕРЖАЛ ЕГО
… Но Почему Господь не повелел уняться ветрам, а Сам поддержал Петра? Потому что не ветер был виной его утопания, а его малодушие; и Христос укрощает не ветер, а это малодушие. «Нужна была Петрова вера, а ее оказался недостаток, и вот Господь с любовью укоряет его
И ГОВОРИТ ЕМУ: МАЛОВЕРНЫЙ! ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?
Он не говорит, – неверный, но «маловерный»; не говорит, – зачем ты пошел? следовательно, не хочет охлаждать будущей ревности Своих апостолов, но ободряет их, показывает, что при Его помощи они все могут сделать. Все возможно верующему». «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо; так сделал и Христос». Петра это научило не высокомудрствовать, а других учеников успокоило, чтобы не завидовали Петру. Случившееся с ним на море предзнаменовало его отречение и последовавшее за этим обращение и покаяние. И

,
КОГДА ВОШЛИ ОНИ В ЛОДКУ
,
ВЕТЕР УТИХ
, буря сразу стихла и море стало спокойно. Свидетели чуда чрезвычайно изумились и дивились; когда раньше Господь словом утишил бурю, то говорили: «кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8:27). А теперь и апостолы и другие,
БЫВШИЕ ЖЕ В ЛОДКЕ ПОДОШЛИ
в благоговении к Нему,
ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ И СКАЗАЛИ: ИСТИННО ТЫ
Мессия, воплотившийся
СЫН БОЖИЙ
.

LiveInternetLiveInternet

Святой апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, избранных для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева. Св. апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее, а впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом. Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра. Из Евангелия мы узнаем, что св. апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин.6,8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин.12,22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13,3-4; Мф.24,1-14; Лк.21,5-19). После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был св. Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян.1,13;2,1-4), как предсказал сам Господь. С проповедью Слова Божия св. апостол Андрей совершил несколько путешествий, в этот период он трижды возвращался в Иерусалим. Как сообщает историк Евсевий Кесарийский: «Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии, а Андрей получил в удел Скифию». Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где и пробыл доаольно долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиталась, исцеляла больных. До наших дней сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к Iв., а среди них — следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени. Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где нынче находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: «Видите эти горы? На горах этих воссияет бдагодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей». Продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви. На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников его изгоняли из городов, подвергали избиению. Но Господь хранил своего избранника и по молитвам его совершал дивные чудеса. Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закостенелым язычником. Св. апостол хотел раскрыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но правитель приказал распять апостола Андрея. С радостью принял св. Андрей Первозванный решение правителя и вошел на место казни, громко возглашая: «Радуйся Кресте, плотию Христовой освященный…» Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту. По преданию, крест,на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы — имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, он предал свою душу Господу. Случилось это в 62г. В 357г. мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208г. мощи св. Андрея были переведены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском ПиеII в 1458г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного являлся первым и высшим орденом в Российской Империи. Государь Петр I почитал Святого Апостола как своего покровителя и державы Российской. Единого мнения о точной дате учреждения ордена среди ученых нет, называются 1696 год и 1698 год. Статут ордена составлялся Императорами в 1720, 1729, 1730, 1744 годы, законодательно утвержден лишь в 1797 году. Он жаловался только по усмотрению Государя Императора за воинские подвиги (преимущественно) и за государственную службу России. Орден имел одну степень, а с 1797 года и бриллиантовые украшения — особую степень награждения. К знакам ордена, полученного за военные подвиги, по Указу Государя Императора Николая I Павловича с 1855 года присоединялись два скрещенных золотых меча, помещаемых сверху креста и на верхнем луче звезды. Проект Устава ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, который несколько десятилетий оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Государя ПетраI. В нем была глава » О кавалерах «, в которой говорилось, за что должна выдаваться эта награда: » … в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям «.

https://tzarskiy-khram.narod.ru/and.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]