12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии


Ученики Иисуса Христа

Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия. Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего. Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)


Православная икона «Собор 12 апостолов»

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.


Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

  • Икона равноапостольной Елены
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги
  • Житие святого равноапостольного Космы Этолийского

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.


Иисус с учениками на Тайной вечере

Суть служения апостолов

Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.

Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.

Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.

Евангелие о призвании апостолов

Мф., 9 зач., 4:18-23.

Почему люди в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее увидеть успешный результат своей работы. И успех приходит и проходит, и оставляет после себя след печали.

Почему сыны человеческие в наше время так спешат?

Чтобы как можно скорее пожать плоды своих трудов. И плоды приходят и проходят, и оставляют после себя след горечи.

И когда приходит смерть, люди наших дней видят себя полностью принадлежащими только прошлому, видят успехи, которых они добились, — забытыми, пожатые плоды — истлевшими. Со смертью их умирают и последние следы их трудов и их урожая. Те, что приходят за ними, в той же спешке сеют, в той же спешке жнут и поглощают плоды и с тою же пустотою уходят их этой жизни.

Сие есть способ человеческий — но не Божий. Видя разницу между способом человеческим и способом Божиим, люди сказали: «Бог медлителен и достижим». Бог медлителен — Он может быть медлительным для одного поколения, но Он не медлит на всей линии жизни всех поколений. Часто Он в одном поколении сеет, а в другом пожинает. И поколение, в котором Бог сеет, считает Бога весьма медлительным, в то время как поколение, в котором Он жнет, считает Его весьма скорым. Разве и в наших людских делах всякая жатва не быстрее, чем пахота, посев, прополка, раскорчевка и напряженное ожидание того, когда плод созреет? Но Бог не медлителен и не скор. У Него есть Своя мера, и от меры сей Он не отступает. Муравей смотрит — и видит только муравейник; земледелец смотрит — и видит всю ниву.

Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру! Как быстро Его учение распространилось бы по всей земле! Как спешно по царским указам были бы уничтожены идолы, и капища превратились бы в храмы христианские! Как прекратилось бы принесение животных в жертву богам, и дымящаяся кровь была бы заменена курением ладана! С какою легкостью утвердилась бы Церковь Бога Живаго и Единого во всем роде людском! Без каких бы то ни было страданий Христос смог бы тогда воссесть на один-единственный царский престол, с которого управлял бы чрез двенадцать покорных царей, как чрез Своих наместников, всеми народами земли и всем миром — от востока до запада и от севера до юга. Тогда и жестоковыйные иудеи без какого бы то ни было труда признали Царя Христа как своего ожидаемого Мессию и поклонились бы Ему.

Но подумайте, что произошло бы в конце концов с подобным земным царством, созданном на скорую руку силою и гением одного человека? Произошло бы то же самое, что и со всеми земными царствами до и после пришествия Христова. Вместе со своим основателем и оно бы оказалось на смертном одре, и мир снова очутился бы на том же месте, откуда и начинал. Или, еще понятнее, произошло бы тоже, что с громадным дубом, который некий великан вырвал в горах и пересадил в долину. Пока великан стоит возле пересаженного дуба и поддерживает его своею сильною рукой, стоит и дуб; но как только великан отойдет от дуба, подуют ветры, и дуб рухнет на землю. И люди, собравшись возле упавшего дуба, будут удивляться, как такой мощный дуб поддался ветрам, в то время как низкие кусты орешника вокруг него победили и остались стоять? И люди покачают головами и скажут: «Воистину, низкие кусты орешника, медленно вырастающие из семени, стоят прочнее и сопротивляются ветрам с большею легкостью, чем самый большой дуб, когда его рука великана пересадит, а потом оставит». Чем корень дерева глубже спускается в подземную тьму, тем дерево сильнее, устойчивее и долговечнее.

Сколь премудро, что Христос начал снизу, а не сверху! Сколь премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Сколь благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не видел конечного результата Своей работы и не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел.

И Древо росло медленно, очень медленно. Бешеные ветры раскачивали его, пытаясь сломать, но не смогли. Враги срубали Древо под корень, но корень пускал все больше побегов; и чем больше его рубили, тем упорнее и быстрее оно росло. Вражья сила копала глубоко под землею, глубже катакомб, чтобы вырвать корень; но чем больше она его дергала, тем корень становился крепче, тем более буйно появлялись отростки. Потому Древо Христово, взращенное по-Божьи, а не по-человечески, и сегодня, спустя две тысячи лет, цветет, покрывается листвой, и приносит людям и ангелам сладкие плоды, и блистает свежестью и красою, словно посажено не более ста лет назад.

Если бы Господь наш Иисус Христос поступил так, как поступают люди, Он, действительно, намного быстрее прославился бы среди людей, зато мы не спаслись бы. Но Он пришел не за людскою славой — звуком свирели, которая сегодня играет, а завтра будет брошена в огонь — пришел не для славы человеческой, а для спасения человеков. Он пришел к людям не как великан на театральное представление, чтобы показать Свою силу и искусство и добиться рукоплесканий, но как Друг и Врач пришел к нам в больницу, чтобы навестить нас, поговорить с нами наедине и предложить нам совет и лекарство. Потому благо человечеству с начала до конца времен, что Господь поступил по-Божьи и избрал Своими апостолами не двенадцать великих царей, но двенадцать малых рыбаков. А о том, как Он их избрал, повествует сегодняшнее Евангельское чтение.

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

Почему Господь оказался на Галилейском море, евангелист объясняет нам ранее. Услышав, что Иоанн Креститель отдан под стражу, Он оставил Иудею и удалился в Галилею, в презренный край земли Израильской. Предвидя кровавый конец великого Своего воина и Предтечи, Он Своим удалением, словно отступлением, подготавливал победу над врагом. И если уж Он в Галилее, не естественно ли Ему поселиться в Назарете, в Своем отечестве, где прошла большая часть Его земной жизни? Но какой пророк принимается в своем отечестве? Он пришел в Назарет, но там Его хотели свергнуть вниз с вершины горы. Снова удаляясь от преждевременного людского злодеяния, Он, наконец, поселился при море Галилейском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, среди самых заброшенных и презренных, среди людей во тьме

и
в стране и тени смертной
. В сию великую тьму Он впервые зароет семя плодовитого древа Евангелия Своего.

Евангелист Иоанн пишет, что Андрей первый последовал за Господом, причем еще в Иудее. Андрей до того был учеником Иоанна Крестителя, и когда Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил своего первого учителя и пошел за Христом. Сразу после того Андрей нашел брата своего Симона и сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу

. Еще тогда Христос назвал Симона Петром, или камнем, твердым камнем веры (Ин.1:35-42). Не противоречит ли в таком случае написанное евангелистом Иоанном тому, о чем рассказывает в сегодняшнем Евангелии евангелист Матфей, то есть тому, что Христос призвал этих двух братьев только на море Галилейском? По Евангелию от Иоанна, за Христом сначала последовал Андрей, а затем Петр, в то время как по Евангелию от Матфея выходит, что Христос нашел и призвал их одновременно, причем Петр упоминается первым. Не является ли сие очевидным противоречием? Нет: ни в коей мере. Очевидно, между тем, как это истолковывает и святитель Иоанн Златоуст, что здесь описываются два разных события. Первое, произошедшее в Иудее, когда Креститель был на свободе, и второе, бывшее позднее в Галилее, в то время, когда Креститель был брошен в темницу и когда Господь наш Иисус Христос поселился в Капернауме, на берегу моря Галилейского. Иоанн описывает более раннюю встречу Христа с Петром и Андреем, а Матфей — более позднюю. Сие ясно из того, что у Матфея говорится о
Симоне, называемом Петром
, что означает: Господь ранее назвал Симона Петром. Эта, бывшая раньше, — и первая — встреча Петра со Христом произошла в Иудее, когда Андрей привел брата своего ко Христу. Сию первую встречу Иоанн описывает следующими словами:
и привел его
(Андрей)
к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)
. Евангелист Матфей, описывая теперь повторную встречу сыновей Иониных с Господом, знает об этом, потому и говорит:
Симона, называемого Петром
. Упоминает же он Петра прежде Андрея из-за того, что Петр по темпераменту был более живым, чем его брат, и с самого начала выделялся сильнее его. То, что Иоанн и Матфей описали два разных события, а не одно и то же, ясно всякому, кто прочитал оба сих Евангелия. Если Матфей описывает решающее призвание Петра и Андрея к апостольскому служению —
идите за Мною
, — то Иоанн, скорее, рассказывает о встрече и знакомстве этих братьев со Христом, поводом для чего послужили слова Предтечи:
вот Агнец Божий
. Ясно, что после встречи сей они расстались с Христом и иным путем или в иное время отправились в Галилею, где Господь снова нашел их, когда они занимались своим рыбацким делом.

И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим. Они привыкли не руководить и приказывать, но лишь работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их исполнены смирения и послушания воле Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их алчут и жаждут как можно большей истины и правды. Мы видим, что Андрей однажды уже оставил свои рыбацкие сети и последовал за Иоанном Предтечей, став его учеником. И как только Иоанн указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Это живые души, ищущие все большей и большей правды Божией и Царства Божия. Потому Христос и повелевает им:
идите за Мною
. Таким же образом поступает Бог и со всеми нами. Он не хочет насильно гнать нас на путь спасения, но сначала предоставляет нам возможность самим, свободно и с помощью своей рассудительности, выбрать спасение или погибель. Однако когда Бог, видящий сердца наши, заметит, что сердца наши склоняются к пути добра, к пути спасения, тогда Он решительно привлекает нас на путь сей. Когда же сердца наши полностью уклоняются на путь погибели и зла, Бог оставляет нас, и сатана становится нашим господином. Так было и с Иудою-предателем. Когда сердце его полностью склонилось ко злу и выбрало мрачный путь погибели, Христос более и не пытался отвратить его с того пути; напротив, видя, что в Иуду вошел сатана, Господь сказал ему:
что делаешь, делай скорее
. Таким образом, ни в случае с Петром и Андреем, ни в случае с Иудою Господь ни в коей мере не ограничивает свободу человеческого самоопределения, но лишь после того как люди сердцем определились в выборе добра или зла, Он решительно говорит: Петру и Андрею —
идите за Мною
, а Иуде —
что делаешь, делай скорее
.

И Я сделаю вас ловцами человеков.

Это означает: как до сих пор вы сетями своими вылавливали рыб из глубины и тьмы вод морских, так отныне будете Мною и Моим Евангелием вылавливать людей из глубины и тьмы зла мира сего. Все благое останется в этих сетях, а все негодное или не сможет войти в эти сети, или выпадет из них.

Услышав призыв Христов, Петр и Андрей тотчас, оставив сети, последовали за Ним

. Видите, насколько сердца двух братьев сих уже определились в выборе добра? Они не вопрошают: «Куда ты нас зовешь? Чем мы будем питаться? И кто будет кормить наши семьи?» Они словно всю свою жизнь только и ждали, прислушиваясь: когда же прозвучит этот призыв? Простодушно, как дети, они возлагают все свои заботы на Бога, оставляют все и следуют призыву Христову.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

И снова — не два царя, а два рыбака! Без царской короны на голове, но с царским сердцем в груди. Так Господь собирает жемчужины во тьме. Так Он избирает малых и немудрых, чтобы ими посрамить великих и мудрых; и бедных избирает Господь, чтобы посрамить богатых. Посмотрите, как бедны Иаков и Иоанн: они сами с отцом своим чинят сети! Но души их богаты алчбою и жаждою Бога; сердца их обращены к добру и — ждут. Потому, как только Христос позвал их, они тотчас оставили и свое занятие, и лодку, и отца, и сети и
последовали за Ним
.

Во внутреннем смысле рыболов означает ловца благ духовных, сети — душу, море — мир сей, лодка — тело. Бросая сети в море, рыболовы эти ищут благ духовных, пищи духовной, или Царства Божия, простирая и погружая свою душу в глубины мира сего, чтобы где-нибудь уловить эти блага. Починка сетей означает их труд по исправлению своей души. То, что первые двое оставили свои сети и последовали за Христом, значит, что они оставили свои ветхие и грешные души и пошли за Христом, дабы Им обновиться, переродиться и обрести новую душу и новый дух. И еще это означает, что теперь они будут искать и ловить духовные блага не усилиями своей собственной души, но Христом, не своими силами, но силою Божией, не своим разумом, но Божественным откровением. А то, что двое других оставили лодку и отца своего, означает, что они оставили свое грешное тело и своего телесного отца, чтобы отныне заботиться о спасении души и идти в сретение Отцу своему Небесному как усыновленные по благодати Божией.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

После тридцати лет уединенной жизни Господь наш Иисус Христос теперь начинает Свое Божественное служение, и начинает ревностно и решительно. На сие указывают слова:
ходил по всей Галилее
. Его служение заключалось в толковании ветхого, в проповеди нового и в том, чтобы подтверждать и то, и другое чудесами, исцеляя людей. Закон был дан чрез Моисея и пророков, и он был засвидетельствован многими чудесами, дабы люди уверовали, что закон сей — от Бога. Но толкователи закона, помрачив душу свою грехом, полностью помрачили и смысл этого закона. Оттого ветхозаветный закон сей сделался мертвым и как бы не существующим. Ныне Господь наш Иисус Христос, пречистый и безгрешный, являет Себя как единый истинный Законник и подлинный Толкователь того первого закона. Он толкует смысл его и открывает дух его, закрытый для грешников. Теперь Он является Толкователем Духа, как позднее Дух будет Его Толкователем. Он не отвергает ветхозаветного закона Божия — как Он может его отвергнуть, когда Он Сам и дал его? Но на основании его истинного духовного и пророческого смысла Он дает теперь новый закон спасения, проповедуя Благую Весть о Царствии. Ветхозаветный закон подобен доброй и плодородной земле, которую люди настолько запустили, что лице ее полностью скрылось под терниями и волчцами, посеянными людьми, то есть лжеименными толкователями. Так, что всякий отвращал очи свои и сердце свое от сей запущенной земли. Ныне Господь перепахивает эту землю и сеет новое семя. И люди смотрят на Него со страхом и удивлением. И как ветхозаветный закон был засвидетельствован многими Божественными чудесами, так и сей новый закон Господь наш Иисус Христос как Законодатель засвидетельствовал многими чудесами. Чудеса те совершены не для праздного и тщеславного показа своей силы, но для того, чтобы принести людям истинную пользу. Все они состоят в исцелении телесных и душевных болезней и немощей человеческих. Ибо Господь посетил нас не как чародей, а как Друг и Врач.

Все вы, алчущие и жаждущие правды и любви Божией, тщетно ловящие эту правду и любовь своими душами, словно сетями, в море мира сего, услышьте глас Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Он призывает вас, как некогда призывал рыболовов близ моря Галилейского: идите за Мною

. И, услышав глас этот, не медлите ни минуты, но тотчас оставьте все свои старые усилия и всю свою старую любовь и последуйте за Ним. Он — единственный ваш Друг и Врач; все прочие, находящиеся вне Его, суть или невежды, или шарлатаны. Он призывает вас ни как царей, ни как пастухов, ни как богачей, ни как бедняков, ни как ученых, ни как необразованных, но как людей, исполненных болезней и немощей. Причина болезней и немощей наших — грех. Посему припадите ко Господу нашему Иисусу Христу и возопите к Нему, как некогда многочисленные болящие и немощные:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго
! Прости мне, Господи, прости бесчисленные мои согрешения. Очисти меня силою Твоею, напитай меня животворящим хлебом Твоим, глубоко войди в меня, как свежий и чистый воздух в душную комнату, и я буду здрав, и я буду здрав и жив! Да прославится так Господь в крепости души нашей и чистоте тела, со Отцем и Святым Духом — Троица Единосущная и Нераздельная, помощью и молитвами святых апостолов Христовых, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

***

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Имена святых апостолов

Каждый из апостолов Иисуса Христа получил соответствующую миссию и назначение в определенный регион. Именно там они проповедовали, путешествовали и обращали людей в веру Нового Завета. Соответственно, нередко тот или иной ученик Христа почитается именно в том регионе, где проповедовал.

  • Андрей Первозванный. Получил назначение в Малую Азию, также побывал в Крыму и на территории современного Киева, где оставил пророчество о великом городе. Путешествовал по территории нынешней Руси, поэтому особо почитается в нашей стране.
    Многие знают об Андреевском флаге, который представляет собой две пересекающиеся диагонально черты. Этот символ появился в связи с Андреем, который был распят именно на кресте из двух диагональных балок.
  • Варфоломей. Был одним из первых учеников Спасителя, привез Евангелие на территорию Индии. Путешествовал по Малой Азии, в Армении, где был сначала распят вниз головой, а потом с него сняли кожу.
  • Иоанн. Единственный из всех, который умер своей смертью, хотя этот факт не делает его подвиг менее значимым. Ведь именно он не только оставил одно из Евангелий, но и стал автором Откровения, мистического и загадочного – основы христианского эсхатологического учения о конце времен. Кстати, в доме родителей Иоанна обитала после Воскресения Христа и Богородица. Там же в Эфесе почил и сам последователь Спасителя.
  • Иаков Алфеев. До принятия своего подвижнического подвига был сборщиком податей. Однако после того как примкнул ко Христу, начал ученичество, а потом и проповедь, по одной из версий в итоге был побит камнями, по другой версии был распят во время путешествия в Египет.
  • Иаков Заведеев. Проповедовал на территории Испании, а погиб от меча на территории Иерусалима по приказанию царя Ирода, который устраивал активные гонения на ранних христиан.
    Также иногда носит имя Иакова Старшего, является первым мучеником за веру во Христа, только его гибель описывается в каноническом тексте Нового Завета.
  • Иуда Фаддей. Путешествовал по территории Ближнего Востока, был распят, его не следует путать с Иудой Искариотом.

  • Матфей, или Левий. Тоже до собственной подвижнической деятельности был сборщиком податей (этот факт упоминается как примечательный, так как мытари тогда, собственно, равно как сейчас, не пользовались особым почетом в обществе и в большей степени считались вредителями и отрицательными людьми), но потом принял апостольский подвиг.
  • Петр. Относится к числу первоверховных, почитается особым образом. Не только принял мученичество, но и сам просил распять себя кверху ногами, так как посчитал недостойным себя получить уход из земного мира идентичный тому, которым ушел Христос.
  • Филипп. Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса как на Агнца Божьего.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Египта и Ближнего Востока. Также распространял учение в Абхазии, где принял распятие на кресте.
  • Фома. Тот самый, который продолжал не верить в Воскресение до того, как не увидел сам Воскресшего Спасителя.
    Проповедовал на территории Персии и Индии, где был пронзен копьями.
  • Матфий. Был взят для того, чтобы войти в число 12 и сменить собою Иуду Искариота. Проповедовал на территории Македонии, Колхиды и Иудеи, где был в лучших традициях общения между язычниками и апостолами побит камнями.

В этот список не включают Иуду Искариота, который, как известно, совершил предательство, ведь именно он указал на Христа властям и стал причиной Его взятия под стражу. Изначально он присутствовал в числе ближайших учеников, но, как не трудно догадаться, в итоге был исключен, то есть апостолом он не является.

Ведь вполне логично образованные люди могли предположить, как будут к ним относиться язычники и представители иудейства, которые совсем недавно распяли Мессию.

Сам Христос прежде наставлял и говорил про трудную жизнь апостолов, которая предстоит после того, как Сын Человеческий отойдет на Небеса.

Он рассказал о том, как трудно будет каждому, и как каждого будут судить, и презирать, и гнать из городов.

Тем не менее, сам Спаситель заповедовал своим ученикам продолжать проповедь и путешествовать по разным городам, для того чтобы разнести благую весть Нового Завета.

https://youtube.com/watch?v=DVUN-9-y52c

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов — ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать всем.

Андрей прозван был в предании Первозванным, так как был ранее учеником Иоанна Крестителя и призван Господом чуть ранее своего брата на Иордане. Андрей был братом Симона Петра.

Симон — сын Ионин, прозван Петром. Имя Петр дал Симону Иисус после исповедования Его Сыном Божьим в городе Кесарии Филипповой.

Симон Кананит, или, как его еще называют, Зилот, родом из Галилейского города Канны, по легенде был женихом на своей свадьбе, на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

Советуем изучить Молитва о внуках

Иаков — сын Заведея и Саломии, брат Иоанна, который, в свою очередь, был евангелистом. Первый мученик среди апостолов, сам Ирод предал его смерти через обезглавливание.

Иаков — младший сын Алфеев. Сам Господь решил, что Иаков и двенадцать апостолов будут вместе. После воскрешения Христа распространял веру сначала в Иудее, затем составил компанию в странствии св. апостолу Андрею Первозванному в Эдессу. Он также проповедовал Евангелие в Газе, Елеферополе и других городах Средиземноморья, после чего отправился в Египет.

Иоанн — брат Иакова старшего, прозванный Богословом, по совместительству автор четвертого Евангелия и последней главы Библии, рассказывающей про конец света, — Апокалипсиса.

Филипп — именно тот апостол, который привел к Иисусу Нафанаила 9 Варфоломея, по словам одного из двенадцати, «одного города с Андреем и Петром».

Варфоломей — апостол, про которого очень точно выразился Иисус Христос, назвавши его истинным израильтянином, в котором нет лукавства.

Фома — прославился тем, что сам Господь доказал ему свое воскрешение, предложивши положить его руку Себе на раны.

Матфей — известный также под еврейским именем Левий. Является непосредственным автором Евангелия. Хоть двенадцать апостолов тоже имеют отношение к написанию Евангелия, Матфея считают основным его автором.

Иуда — брат Иакова-младшего, тот, кто предал Иисуса за тридцать сребреников, покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве.

Молитвы

Тропарь апостолу и евангелисту Марку, глас 3

Апо́столе святы́й и Евангели́сте Ма́рко,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой и евангелист Марк, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Ин тропарь апостолу и евангелисту Марку, глас 3

У верхо́внаго Петра́ научи́вся,/ апо́стол Христо́в был еси́/ и, я́ко со́лнце страна́м возсия́л еси́,/ Александри́ом удобре́ние быв, блаже́нне:/ тобо́ю Еги́пет от пре́лести свободи́ся,/ ева́нгельским твои́м уче́нием просве́щ вся,/ я́ко свет, столп церко́вный./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять чту́ще, све́тло пра́зднуем,/ Ма́рко, Богогла́се,/ моли́ тобо́ю благовести́маго Бо́га,// да согреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: У верховного Петра научившись, ты был апостолом Христовым и, как солнце воссиял во все концы света, быв украшением Александрийской Церкви, блаженный: с тобой Египет освободился от заблуждения, твоим евангельским учением, как светом, всё просветил, столп Церкви. Поэтому, почитающе твою память, радостно празднуем, Марк Богоглаголивый (проповедающий Бога), моли тобой благовествуемого Бога, да подаст душам нашим прощение согрешений.

Когда отмечается праздник 12 апостолов

Собор двенадцати апостолов отмечается 13 июля (30 июня по старому стилю), на следующий день после празднования памяти Дня Петра и Павла, о котором подробнее читайте в материале Федерального агентства новостей.

Праздник в честь двенадцати первых учеников Христа отмечается в христианстве, начиная с IV века.

И́кос 11.

До после́дняго часа́ своего́ науча́ти любви́ Госпо́дней и сло́ва Бо́жия устремле́нный, апо́столе Ма́рко, па́ки во Еги́пет по́сле убие́ния учи́телей свои́х стопы́ напра́вивый, просвеща́еши бо сердца́ ве́рных и к ра́зуму Боже́ственному вся́ наставля́еши, поуча́я и на́с ве́село взыва́ти:

Ра́дуйся, во Еги́пет воздви́гнутый тобо́ю хра́м благоустра́ивать напра́вивыйся:

ра́дуйся, в Александри́и средото́чие гре́ческаго уче́ния в зна́тнем книгохрани́лище во сла́ву Христо́ву употреби́вый.

Ра́дуйся, иуде́ев, увле́кшихся гре́честей уче́ностию, к зна́нием христиа́нским приведы́й:

ра́дуйся, христиа́нское учи́лище в Александри́и основа́вый.

Ра́дуйся, учи́лище сие́, знамени́тыми учи́тельми и отца́ми Це́ркви просла́вивший:

ра́дуйся, в забо́те о слу́жбе церко́вней чи́н Боже́ственныя Литурги́и соста́вивый.

Ра́дуйся, из Александри́и пропове́дать Христа́ в А́фрику, Ли́вию и ины́м язы́ком пу́ть предприя́вый:

ра́дуйся, во Еги́пте про́поведи твои́ вро́вень с мле́ком ма́тери христиа́не употреби́ша.

Ра́дуйся, святы́й апо́столе Ма́рко, во Ева́нгелии Христа́ пропове́дниче.

Иоанн Богослов (также Иоанн Возлюбленный)

Традиционное христианское мнение предполагает, что Иоанн Богослов умер от естественных причин на острове Патмос, где он жил в изгнании. Однако, согласно верованиям Святых последних дней, мы полагаемся на 7 раздел Учения и Заветов:

И сказал Господь мне: Иоанн, возлюбленный Мой, что ты желаешь? Ибо, если попросишь, чего пожелаешь, будет дано тебе.

И я сказал Ему: Господи, дай мне власть над смертью, чтобы я мог жить и приводить души к Тебе.

И сказал Господь мне: Истинно, истинно говорю Я тебе, так как ты пожелал это, то будешь пребывать, пока не приду Я во славе Моей, и будешь пророчествовать перед племенами, коленами, языками и народами.

Так что вполне возможно, что Иоанн просто бродит где-то рядом, проповедуя Евангелие, пока мы разговариваем.

Проповедь апостолов

Все провозвестники Иисуса Христа были израильтянами. К апостольской миссии были призваны не состоятельные и высокообразованные, не сильные мира сего, а самые простые люди, обычные рыбаки. Спаситель призвал их к другой особой ловле:

После сошествия Святого Духа посланники Божьи самозабвенно несли Евангельское благовестие согласно их выпавшим жребиям. Маршруты их миссионерских путешествий были проложены от Римской империи во все части света.

Апостол Андрей Первозванный проделал самый длинный путь. Проходя с проповедью страны Вифинию и Пропонтиду, города Фракии и Македонии, скифские и фессалийские земли, через территорию Эллады и Ахайи, он дошёл до Днепровских гор, где установил крест.

Через некоторое время на этом месте возник град Киев. Затем поднялся выше по реке Днепр до славянских поселений – там впоследствии был основан город Новгород. Затем через земли варягов вернулся в Рим. Святой Андрей стоит у основания Константинопольской Церкви, а также – у самых истоков Русской Церкви. Поэтому его еще зовут Апостолом Святой Руси.

Старший брат Андрея – Симон, нареченный Спасителем Петром:

Известно, что он проповедовал в странах Средиземноморья, в Иерусалиме и в самом Риме. Апостол Марк, будучи верным спутником и сотрудником святого Петра, проповедовал учение Христово на побережьях Адриатического моря. Италийская Венеция, где хранятся его честные останки, чтит его как своего проповедника.

Иоанн Богослов распространял благую весть в Эфесе и других малоазийских городах. Во время христианских гонений его сослали на остров Патмос, по возвращении опять вернулся в Эфес.

Апостол Матфей в течение первых восьми лет исполнял свое евангельское служение в Палестине, впоследствии обошел с благовестим Сирийское государство и Персию, проповедовал на территории Мидии, Парфии и Эфиопии.

Апостол Иаков Заведеев нес свое служение в Иерусалиме. Он был первым среди провозвестников Слова Божьего, кто мученически пострадал за Своего Учителя.

Интересный факт

Только страдальческая смерть апостола Иакова описана на страницах Священного Писания. За открытую проповедь об Истинном Мессии – Иисусе Христе – иерусалимский царь Ирод Агриппа приговорил его к смерти.

Иуда Иаковлев распространял веру Христову в Палестине, Сирии и Месопотамии Азии, особенно успешны его миссионерские труды в Персии и Армении.

О трудах других верных учеников, призванных к апостольскому служению, сохранились малочисленные и неясные сведения: в Греции, Аравии и Египте распространял Евангельское учение апостол Филипп, а святые Варфоломей и Фома – в землях Парфии и Индии, апостол Симон Зилот — в Иудее, Египте, Ливии, святой Иаков Алфеев – в Иудее, Сирии и Египте.

Апостолу 70-ти Матфию выпал жребий войти в число двенадцати избранный посланников Господних вместо предателя-Иуды. О проповеднических трудах этого святого известно крайне мало, но, несомненно, он потрудился наравне с другими проповедниками, благовествуя в Египте и Эфиопии.

Святого Павла (он же Савл) еще называют 13-м апостолом. Он просвещал учением Христовым палестинский, финикийский, сирийский, каппадокийский народы, а также проповедовал на территории Галатии, Карии, Мисии, Ликаонии, Памфилии, Лидии, в землях Ликии и Фригии, государствах Македонии и Италии, благовествовал на Кипре и Лесбосе, на территории островов Самофракия, Патмос, Родос, Самос, и Мелит, а также в италийской Сицилии.

Советуем изучить Как правильно креститься в церкви перед иконой

Своего спутника и помощника Луку апостол Павел называет врачом. Известно, что Лука был хорошим живописцем. Именно его считают первым иконописцем Пресвятой Богородицы. Апостол Лука потрудился в таких странах, как Ливия, Египет, Фиваида и Фивы.

Иаков, званный братом Господним, был избран и возведен Самим Спасителем Первым Епископом Иерусалимский. Согласно Священному Преданию именно им был составлен первый чин Божественной литургии.

Петр и Павел — первоверховные апостолы

Особое место среди апостолов занимает апостол Павел (при рождении ему было дано имя Савл, то есть «малый, скромный». Хотя он и не входил в число 12 учеников (как и апостолы Лука и Марк) и не был свидетелем жизни Спасителя. Более того, он был ревностным почитателем иудейского Закона и в таком качестве участвовал в гонениях на первых христиан. Савл, хотя и был совсем юным (около 13 лет), присутствовал при избиении камнями первомученика Стефана. По одной из версий Савл не принимал непосредственного участия в казни, а сторожил вещи Стефана. Эти события из жизни апостола Павла описаны в книге “Деяния святых апостолов”.

Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей

Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован

Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.

Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.

12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.

Список двенадцати апостолов

Двенадцать апостолов (мозаика Баптистерия православных, Равенна, V век)

  1. Андрей (греч. Ανδρέας, ивр. ‏אנדראס הקדוש‏‎), брат Апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя.
  2. Пётр (греч. Πέτρος, ивр. ‏פטרוס‏‎), он же Симон Ионин (ивр. ‏שמעון‏‎ — арам. ܫܡܥܘܢ ܟܐܦܐ Шимон Бар-Йона
    — сын Ионы), также называемый
    Кифа
    (ивр. ‏כיפא‏‏‎ — «Каменная скала»), брат Апостола Андрея.
  3. Иоанн (сын Зеведея), (греч. Ιωάννης, ивр. ‏יוחנן בן זבדי‏‎, Йоханан Бен-Заведи
    ), также прозванный Богословом, брат Апостола Иакова. Братья были прозваны Иисусом «Сынами грома» (Воанергес). Согласно церковной традиции отождествляется с евангелистом Иоанном.
  4. Иаков Зеведеев (сын Зеведея), (греч. Ιάκωβος του Ζεβεδαίου, ивр. ‏יעקב בן זבדי‏‎, Яаков Бен-Заведи
    ), брат Апостола Иоанна.
  5. Филипп из Вифсаиды (греч. Φίλιππος, ивр. ‏פיליפ מבית צידה‏‎, Филип Ми Бейт-Цаеда
    ).
  6. Варфоломей (греч. Βαρθολομαίος, арам. ܒܪܬܘܠܡܝ ܫܠܝܚܐ сын Талмая
    ивр. ‏ברתולומאוס‏‎) он же
    Нафанаил
    (ивр. ‏נתנאל‏‎
    Нетанэль
    — «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства.
  7. Матфей, мытарь, (греч. Ματθαίος, ивр. ‏מתתיהו (מתי) לוי‏‎, Матитьяху (Мати) Леви
    ), он же
    Левий Алфеев
    (объединение на основании параллелизма), евангелист.
  8. Фома, (греч. Θωμάς, ивр. ‏תומא יהודה‏‎, Тома Йехуда
    ), называемый
    Дидимос/Теом (Близнец)
    .
  9. Иаков Алфеев (сын Алфея), (греч. Ιάκωβος του Αλφαίου, ивр. ‏יעקב בן-חלפי‏‎, Йааков Бен Халфай
    ), брат Фаддея.
  10. Иуда Фаддей (сын Алфея), (греч. Ιούδας ο Θαδδαίος, ивр. ‏יהודה בן יעקב‏‎, Йехуда Бен-Йааков
    ), он же Иуда Иаковлев или
    Леввей
    , брат Апостола Иакова Алфеева.
  11. Симон Кананит, он же Симон Зилот (греч. Σίμων ο Ζηλωτής, ивр. ‏שמעון הקנאי‏‎, Шимон Ха-Канаи
    ).
  12. Иуда Искариот, (греч. Ιούδας ο Ισκαριώτης, ивр. ‏יהודה בן שמעון‏‎, Йехуда Бен-Шимон,
    ивр. ‏איש קריות‏‎,
    иш-кериййот

    Иш
    (мужчина) из поселения
    Карийот
    ), предавший Иисуса Христа. После Вознесения Иисуса Христа вместо него в число двенадцати апостолов вошёл Матфий.

По Преданию, все апостолы от двенадцати

, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер собственной смертью по старости.


Павел, он же Савл из Тарса (ивр. ‏שאול התרסי‏‎, Шауль Ха-Тарси

), призван после вознесения Иисуса Христа. Он не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из самых почитаемых (
первоверховных
) апостолов христианства. Павел, так же как и подавляющее большинство из двенадцати апостолов, умер мученической смертью.

Когда апостолами для выбора вместо отпавшего Иуды Искариота нового апостола была проведена жеребьёвка между Матфием и Иосифом Варсавой, в число двенадцати апостолов был избран Матфий.

Петр

Фото: Azbyka.ru

Это имя, которое переводится как камень, ему дал Спаситель. При рождении апостола звали Симон.

Он был простым рыбаком в Капернауме. Христос дважды останавливался в его доме, вылечив тещу Симона, которая страдала горячкой.

Господь разрешил Петру некоторое время следовать за собой по воде. Петр первый искренне уверовал, что Иисус – это истинный Сын Божий. Однако он же стал первым, кто отрекся от своего Учителя, когда тот был арестован после тайной вечери в Гефсиманском саду.

В содеянном Петр раскаялся практически сразу. Поэтому был прощен Господом, который всегда готов принимать заблудшие души, если они осознают свои ошибки, искренне в них покаются, будут по-настоящему верить во Всевышнего. Более того, Господь в результате даже поставил его во главе над своими остальными последователями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]