ХРАМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГОПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГАМБУРГЕРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ


Вселенная Православия. Кто поет в храме?

Поделиться

Николай Константинович Зацепин — Монастырки на клиросе, 1852

Кто поет в храме? Для России – довольно странный вопрос. Всем понятно, что в храмах за богослужением у нас поют специальные хоры. Иногда эти хоры состоят исключительно из мужчин, иногда – из женщин. Но самая распространенная ситуация у нас – смешанные хоры, включающие в себя одновременно и мужчин, и женщин.

Когда-то, до революции, в российских храмах имели право петь только мужчины. Женщины до участия в хорах принципиально не допускались. Женские церковные хоры имелись в те времена только в женских монастырях. Все изменилось после революции. Немногочисленными прихожанами православных храмов в России остались тогда только женщины или бабушки. Они, в итоге, и стали петь во время службы.

В Греции разрыва поколений, подобного нашему, не было. То есть там не возникло ситуации, когда до определенного момента храмы были полны людьми, а после – почти полностью опустели. Традиция принадлежать к Православной Церкви передавалась в Греции из поколения в поколение. Кроме того, дети перенимали от родителей и формы участия в церковной жизни. Речь идет не только о том, что сыновья греческих священников часто сами принимали сан. Но и о других, необычных для России, формах служения в Церкви.

В Греции имеются особые церковные певцы и чтецы, которые именуют себя псалтисами. Псалтисами могут быть только мужчины. Обычно это очень солидные, немолодые уже греки, обладающие незаурядными голосовыми качествами. Для особой торжественности псалтисы надевают на службу рясы – широкие облачения, которые священники носят в повседневной жизни. Этим они показывают, что являются частью клира, то есть принадлежат к разряду особых церковных служителей.

В Церквах греческой традиции женщины к пению во время службы в общем-то отношения не имеют. Встречаются иногда на греческих приходах женские или смешанные хоры, но это расценивается прихожанами как нововведение и не особо поддерживается.

В Греции у меня есть один знакомый псалтис. Это старый уже мужчина. Когда-то он был женат (теперь он вдовец), имел светскую работу, но при этом с самых ранних лет он каждое воскресенье и праздники поет в Церкви на богослужении. Служба стала неотъемлемой частью его жизни настолько, что многие тексты он знает наизусть. Помню, как поразился, когда увидел, что этот псалтис, ни на миг не глядя в книгу, произносил подряд несколько псалмов, а затем исполнял несколько песнопений.

Псалтисы – это настоящая каста. Нельзя просто так стать псалтисом. Даже если обладаешь красивым и сильным голосом. Псалтисы отлично знают службу, прекрасно ориентируются в богослужебных книгах. А еще они обладают потрясающим слухом и потому – в совершенстве владеют искусством византийского пения, которое значительно сложнее славянского. Поэтому каждый псалтис на греческом приходе уважаем и ценим, почти как священник.

С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о псалтисах – особых певцах и чтецах в Греческой Церкви.

Современное пение

В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.

Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

Джастин Тимберлейк

Источник: Legion-Media

Джастин родился в семье, где все члены придерживались баптистских традиций. Дедушка певца был священником в церкви, а отец дирижером в религиозном хоре. Заметив, что ребенок хорошо поет, родители решили отдать его в религиозный вокальный кружок при храме.

Тимберлейк, как и многие другие мировые звезды, начал свою настоящую музыкальную карьеру с детского шоу «Клуб Микки Мауса». Именно здесь он познакомился с Кристиной Агилерой, Райаном Гослингом и будущей девушкой Бритни Спирс. В 1995 году Джастин стал солистом популярной группы ‘N Sync.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Как добраться до Карийе

Мы поехали туда от пристани Кабаташ, куда пристал наш круизный лайнер.

Лестница с разноцветными ступеньками поднимается от Кабаташа к Таксиму

Сначала сели на скоростной трамвай Т1, на который купили жетон за 3 лиры.

Доехали до остановки Topkapi, а потом пересели на метробус №34. Метробус — это скоростной автобус, который ездит по специальной выделенной полосе. Зайти на остановку метробуса можно только через турникет. И опять нужно было покупать жетон, но не у продавца, а в автомате.

А у нас были только банкноты по 20 лир. Разменять негде, место какое-то нежилое, вокруг дороги и парки.

образец стамбульского озеленения

Что делать? Парень, который контролирует проход через турникеты, увидел, как мы мечемся, махнул нам рукой и пропустил, подмигнув. Дескать, бывает, проходите, пока никто не видит. Так турки относятся к туристам. А перед этим на остановке трамвая другой контролёр высадил местного парня, у которого была такая же ситуация. Можно ехать на скоростном трамвае Т4 до остановки Edirnekapı. Далее пешком. Кроме того, можно от остановки скоростного трамвая Beyazıt пересесть на автобус № 38 и доехать до остановки Edirnekapı. Далее пешком. А можно добраться на автобусе №87 (маршрут Edirnekapi – Taksim). Он стартует в Таксиме. Выйти, как и в предыдущем случае, надо на остановке Edirnekapı. Добрались мы до остановки Edirnekapı, Находится она за стеной Феодосия, рядом с воротами Эдирне. Пройдя через ворота Эдирне, мы оказались перед небольшим автопарком. Справа возвышалась мечеть Михримах — одна из ранних работ Синана.

мечеть Михримах

Район старый и не туристический, не деловой. Во всяком случае, евро на лиры мы поменять там не смогли.

Дома здесь малоэтажные, часто деревянные.

Тем не менее, здесь располагаются три знаковых достопримечательности Стамбула – стена Феодосия, мечеть Михримах работы Синана и церковь Хора. Можно найти музей Карийе по указателям.

Также помогли закачанные на телефон карты MAPS.ME.

Дошли мы до Карийе минут за 15.

Молитва под музыку?

Иногда спрашивают, почему в православном храме пение на службе не сопровождается инструментальной музыкой, как, например, на Западе, где звучит орган? «Церковная православная служба всегда была без аккомпанемента, — объясняет Евгений Кустовский. — Потому что церковное пение — это слаженное по времени и по высоте звука произнесение слов молитвы. Перед певчими и так стоит много задач, чтобы слова богослужебных текстов были донесены до прихожан. Орган, не обладая хорошей инструментальной дикцией, здесь скорее мешает». «Есть две системы богослужения: западная и восточная, — говорит игумен Петр (Мещеринов). — Восточная состоит из молитвы и поучения, которые следуют одно за другим без пауз. По Уставу на Всенощном бдении полагается семь мест для чтения поучений. Молитвы и чтение должны перемежаться, и единственное, чего не полагается на нашей службе, — паузы. На западе молитва чередуется с размышлением, то есть идет молитва, а потом появляется пауза, во время которой человек может осмыслить то, о чем он сейчас помолился. Вот эту паузу стал заполнять в лютеранской службе орган. Такая служба с точки зрения эстетики более разнообразна, чем наша. Но здесь не может быть сравнений хуже-лучше, просто по-иному устроено богослужение. Там для музыки есть больше пространства. У нас более сконцентрированная, наполненная смыслами служба». Но если в православном богослужении нет пауз для размышлений, то когда же понимать прочитанные молитвы и поучения? Можно стараться сразу уловить как можно больше. Можно, придя домой, вспомнить, что пелось и читалось, открыть и перечитать Евангелие, сборники богослужебных песнопений прошедшего дня.
Ирина РЕДЬКО

Версия для печати

Тэги:

Культура Храм Церковное искусство

История церкви Хора (Карийе)

Церковь Христа Спасителя в Полях, или по-гречески Хора, – это одна из наиболее сохранившихся церквей Византийского периода. История церкви начинается во 2-м веке, когда здесь существовали первые христианские сооружения. Тогда это было далеко за городом, отсюда и название — «в полях». Современная церковь была построена в 1077-81 годах при помощи тёщи императора Алексея Комнина Марии Дука. Перестроена в 1315-21 при Палеологах на деньги великого логофета (высшего чиновника, надзиравшего за остальными чиновниками в Византии) Фёдора Метохита, который в конце жизни служил здесь простым монахом. К этому же времени относятся и великолепные мозаики и росписи, являющиеся образцом палеологского возрождения. Через полвека после захвата в 1453 году Константинополя турками церковь была переделана ими в мечеть победы – Карийе-Джамии. Туркам то ли лень было возиться с уничтожением христианских изображений, то ли было жаль их, и в результате они просто заштукатурили мозаики и фрески. В 1948 году в храме был открыт музей Карийе. С 1947 по 1952 году американские реставраторы восстанавливали бесценные изображения.

Сейчас это один из самых посещаемых туристических объектов Стамбула.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]