С латинского языка слово «celibates’» переводится как «неженатый». По сути, это означает безбрачие. Человек — мужчина или женщина — добровольно отказывается от супружеских отношений, физических контактов с лицами противоположного пола. К явлению целибата, как в прежние времена, так и в современном обществе, существует разное отношение, понимание, трактовка понятия. Одни люди считают безбрачие осознанным физическим ограничением человека. Иные — трактуют явление как духовный акт индивида. Третьи — воспринимают действие как модное течение, способствующее саморазвитию.
Разобраться в сущности парадигмы безбрачия и просто, и сложно одновременно. Особенно, если рассматривать явление с точки зрения женщины. Поможет в этом краткий исторический экскурс и анализ взглядов на рассматриваемый вопрос различных религий, документов, православных деятелей.
Исторический факт
Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.
Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.
Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.
Литература
- Мэ (Мау), Э., Elements du droit romain
. - Аккариа (Accarias), Pr é cis du droit romain
. - Гейнекциус, Ad legem Juliam et Papiam
. - Ривиер, Des successions en droit romain
. - Шавар (Chavard), аббат, Le c élibat des prètres et ses consé quances
, Женева, 1874. - Смит (Smith) и Чи Dictionary of Christian antiquities
, Лондон, 1875. - Шмидт, Histoire de l’Eglise d’Occident pendant le moyen âgê
, Париж, 1885. - Августин Тейнер (Theiner), Die Einf ührung d er erzwungenen Ehelosigkeit bei den christlichen Geistlichen und ihre Folgen
, 2 тт., Альтенбург, 1828 (2-е изд. 1845). - Lanrin, Der Celibat der Gelistlichen nach kanonischen Recht
, Вена, 1880. - Lea, Henry, An historical sketch of sacerdotal celibacy in the christian church
, Бостон, 1884. - Фон Шульте, Der Coelibatzwang und dessen Aufhebung
, Бонн, 1876. - Holtzendorf, Der Priestercoelibat
, Берлин, 1875.
Современное понимание
В наши дни целибат — это принятый по религиозным убеждениям, или иным соображениям обет безбрачия. Чаще рассматривается как составляющий элемент исповедуемой веры. Это показывают следующие примеры.
- Буддийские монахи не создают семьи ради духовного просветления, совершенствования, роста.
- Индуизм предусматривает постоянный или временный отказ от интимных отношений.
- Католическим священникам запрещено вступать в брак.
- В православии только сан епископа доступен монахам или целибатным священникам. Иные служители церкви вправе иметь семью. Обет безбрачия можно принять как временно, так и постоянно.
В отличие от древних устоев, современные мировые религии не считают греховной связь между мужчиной и женщиной, если таковая одобрена Богом — пара состоит в церковном браке. Для принятия обета не обязательно быть служителем церкви, не важен пол человека. Первичным посылом является желание посвятить жизнь служению Богу. Не отвлекать внимание души, тела на бытовые заботы о семье, детях.
Иные люди принимают целибат, чтобы отстраниться от мирской суеты, вести уединённую жизнь. Не всегда такое решение продиктовано исключительно религиозными убеждениями. Например, многие современные женщины, особенно подобное явление распространено в Индии, отказываются выходить замуж, вступать в отношения с мужчинами, чтобы посвятить себя любимому делу. Усмирив плоть, служат людям — преподают в школах, читают лекции, ведут занятия по медитации. Главная цель такого целибата в познании себя, окружающего мира, служении ближним, саморазвитии.
Какими бывают священнослужители?
Ответ этот на вопрос нужно знать для того, чтобы понять, могут ли священники жениться. Священнослужители подразделяются на три степени иерархии:
- первая из них – это диакон;
- вторая – священник, он же пресвитер;
- третья – епископ или архиерей.
Диакон помогает священникам и епископам проводить богослужения, делать это самостоятельно он не вправе. Диакон может принадлежать как к белому, так и к черному духовенству (быть монахом).
Священник вправе совершать и богослужения, и таинства. Исключением является только рукоположение. Он также может быть монахом.
В обязанности епископа входит надзор за духовенством епархии, во главе которой он стоит, а также за паствой. Еще епископ возглавляет духовенство храма, монастыря. Он может иметь различные главные правительственные степени. Речь идет о:
- патриархе;
- митрополите;
- архиепископе;
- экзархе.
Избирается епископ только из среды монашествующего духовенства.
Определившись со степенями священства, можно узнать ответ на вопрос, может ли жениться священник православной церкви.
Целибат в православии
Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности.
Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.
Православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат
Первая практика целибата
В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал.
В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.
Важное замечание
Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.
Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.
Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».
Опасность реакции
Вам нужно следить за своими реакциями. Индрии, которые находятся под строгим контролем год или два могут устроить вам бунт. При удобной возможности они восстанут и потянут вас за собой. Некоторые люди, которые соблюдают безбрачие в течение одного или двух лет, становятся более страстными и в конце концов происходит серьезная потеря энергии и падение. Некоторые из них полностью теряют моральный облик.
Вы не должны трудиться под заблуждением, что вы полностью искоренили похоть, немного изменив диету, практикуя Пранаяму и делая немного Джапы, и вам больше нечего делать. Искушение может настигнуть вас в любой момент. Постоянная бдительность и строгая садхана очень важны.
Вы можете воздерживаться от соития в течение нескольких месяцев и лет, но не должно быть сексуальной тяги или притяжения для противоположного пола.
Состояние психического безбрачия должно поддерживаться даже среди искушений и болезней. Только тогда вы в безопасности. Чувства начинают бунтовать во время недуга, а также когда вы вступаете в контакт с предметами чувств.
Вы не можете достичь совершенного безбрачия без особых усилий. Так же, как пулемет необходим, чтобы убить могущественного врага, так и постоянная, строгая и могущественная Садхана необходима, чтобы уничтожить этого могущественного врага, похоть. Не стоит гордиться своими непродолжительными периодами целибата. Вы должны осознавать свои недостатки, и вы должны постоянно стремиться избавиться от них. Необходимы самые высокие усилия. Тогда у вас будет успех в этом направлении.
(Visited 4 563 times, 5 visits today)
Please follow and like us:
Особенности женского целибата
Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.
Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.
По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.
Видео по теме: Торсунов О. Г. о целибате
Как практиковать воздержание
Не думайте о противоположном полe. Не смотрите на противоположный пол. Глядя на противоположный пол, вы создадите желание поговорить с ними. Разговор разбудит желание прикоснуться к ним. В конце концов у вас будет нечистый ум и он падет жертвой. Поэтому никогда не смотрите на противоположный пол. Брахмачари должен избегать приватных разговоров.
Взгляд должен быть совершенно целомудренным и чистым. Господь Иисус говорит: «Если у вас похотливый взгляд, вы уже совершили прелюбодеяние в сердце». Похотливый взгляд и мышление, «мокрые сны» это все неудачи или перерывы в безбрачии. Будьте целомудренны в своем обличье. Будьте целомудренны в своих разговорах. Увидьтe мать во всех женщинах. Развивайте возвышенные, божественные мысли. Повторяйте имя Господа и регулярно медитируйте. Вы будете утвержденны в безбрачии.
В практике безбрачия есть четыре процесса. Сначала контролируйте импульс вожделения и васану (чувственноe желание). Затем практикуйте сохранение энергии. Выключите все отверстия, через которые протекает электричество. Затем переведите сохраненную энергию в надлежащие духовные каналы через Джапу, Киртан, бескорыстное служение, Пранаяму (практику контроля дыхания), изучение, бдительность, самоанализ, самонаблюдение и Вичару. Затем происходит конверсия или сублимация энергии. Пусть онa будет преобразованa в Оджас (духовную энергию) или Брахма-теджас (духовный ореол) через постоянную медитацию или Брахма-Чинтану (воспоминание о Боге).
Согласно йогической науке, семенная жидкость существует в тонкой форме по всему телу. Онa находится в тонком состоянии во всех клетках тела. Онa снимается и превращается в грубую форму в под влиянием возбуждения. Урдхварета-йоги (тот, кто накопил семенную энергию в мозге после сублимирования того же самого в духовную энергию) не только превращает еe в Оджас, но и контролирует свою йогическую силу, благодаря чистоте мысли, слова и дела, самообразованию семенной плазмы секреторными клетками или семенниками. Это великий секрет.
Аллопаты считают, что даже в Урдхварета-йоге образование семенной плазмы происходит непрерывно и что жидкость поглощается кровью. Это ошибка. Они не понимают внутренних йогических секретов и тайн. Они в темноте. Их Дришти или видение связаны с грубыми вещами Вселенной. Йог проникает в тонкую скрытую природу вещей через йогический чаксу или внутреннее видение мудрости. Йог получает контроль над астральной природой семенной жидкости и тем самым препятствует еe формированию.
Современное отношение к женскому безбрачию
В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.
Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.
Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.
Результаты исследований
Согласно исследованию профессора Мапелли, 60 % католических священников имеют серьёзные сексуальные проблемы, 30 % постоянно нарушают обет безбрачия, и только 10 % неукоснительно его соблюдают. Это говорит о том, что именно из этих 60 % и пополняется армия педофилов и маньяков в рясах. Польский профессор Юзеф Баняк провёл опрос 823 католических священников и выяснил, что целибат самым негативным образом влияет на физическое здоровье и психику человека. Он вызывает стресс, приводит к одиночеству и делает людей озлобленными и замкнутыми.
О сексуальном насилии над детьми со стороны священников-католиков узнали ещё в середине 20 столетия. Сейчас эта проблема настолько распространена, что у католической церкви США появилась своя «служба безопасности». Её глава Терри Маккьернан заявил о 14 тысячах детей, пострадавших от церковнослужителей. В данный момент по судебным искам они получили больше $2,5 миллиардов от священников-извращенцев.
Принципы и постулаты служения мужу
Истинная природа женщины раскрывается в бескорыстной преданности своему мужу
Только при условии соблюдения основных принципов служения и следования определенным постулатам, она может стать по-настоящему счастливой и защищенной от любых жизненных невзгод, окруженной вниманием и благосклонностью своего мужа
Целомудренная женщина должна следовать таким принципам:
- Стремление стать для своего мужчины самым близким другом, с которым он всегда сможет поделиться самым сокровенным.
- Умение разделить с мужем его горечи и проблемы, поддержать в трудных ситуациях и вдохновить на серьезные поступки, соответствующие его возможностям.
- Уважение и почтительное отношение к мужу. Благодаря этому, он предоставит супруге больше возможностей участвовать в решении его проблем. В этом случае мужчина начинает относиться к своей жене более сокровенно.
- Самоконтроль в отношениях с мужем, даже при возникновении любых недоразумений. Благодаря этому женщина получит поддержку от мужчины во всех своих делах.
- Постоянное желание блага своему мужу и употребление по отношению к нему лишь приятных слов. Благодаря этому принципу жена заслужит огромное расположение к себе с его стороны, ее ушей никогда не коснется сквернословие, слетевшее с языка мужчины.
Постулаты служения — это правила, которые запускают созидательные процессы в семье. По сути, это пять опор, каждая из которых является основополагающей, то есть, опираясь на любую из них, женщина получит благорасположенность и уважение со стороны мужчины.
Главные правила, как вести себя целомудренно:
- Сокровенное служение мужу, глубоко понимать его как личность.
- Доброжелательность, почтение к своему мужчине, стремление сглаживать конфликты.
- Поддержание добрых отношений с друзьями и родственниками мужа.
- Разделение с супругом обетов, взятых им на себя.
- Верность.
Данное видео поможет более детально ознакомиться с принципами служения мужу.
Теория и практика
Люди говорят о безбрачии, но практикуют её лишь немногие. Жизнь воздержания связана с трудностями.
Легко приручить тигра или льва или слона. С коброй легко играть. Легко пройтись по огню. Легко поднять Гималаи. Легко получить победу на поле битвы. Но трудно искоренить похоть.
Однако вам не нужно отчаиваться. Имейте веру в Бога, во имя Его и в Его милость. Вы обречены на успех, если будете верить в Него. Одного человеческого усилия недостаточно. Божественная благодать необходима. Похоть не может быть полностью вырвана из ума, кроме как по милости Господа. Бог помогает тем, кто помогает себе.
Отсутствие духовной Садханы является основной причиной всех чувственных притяжений. Простое теоретическое воздержание от чувственности не принесет вам хороших результатов. Вы должны беспощадно отрезать все формальности в общественной жизни и вести благочестивую жизнь. Cнисходительность к внутренним низким склонностям приведет вас в область страданий. Оправдания в данном случае не сработают. Вы должны быть искренними в вашем духовном поиске. Несерьезность оставит вас в вашем старом состоянии нищеты.
Формы целомудрия
Еще одно заблуждение состоит в том, что это явление касается только добрачных отношений, хотя на самом деле оно существует в супружестве, вдовстве и девственности.
Супругов
Понимается, как верность между супругами, при которой не происходит обращения к неестественным сексуальным практикам. В этом случае мудрость женщины дополняется проясненным умом мужчины.
Эта форма супружеской добродетели подразумевает взаимную чистоту не только в поступках, но и в мыслях, и это касается не только сексуальной сферы. Взаимная супружеская верность и уважение к своей второй половине — залог добродетельного потомства, которое впитает в себя любовь и чистоту своих родителей.
Вдовства
Эта форма предполагает хранение верности умершему супругу (супруге), сберегая в душе образ ушедшего или же наполнение своего сердца любовью к Богу.
Есть немало примеров, когда люди, утратившие любимого человека, осознавали временность земной разлуки перед грядущим вечным соединением на небесах. Тем самым они во много крат усиливали свои чувства любви и преданности, по сравнению с теми, что испытывали прежде, при жизни этого человека.
Девственности
Это сохранение своей невинности и целостности до вступления в супружеские отношения, как со стороны девушки, так и со стороны юноши. Целостность здесь подразумевается так же, как выдерживание срока созревания, взращивания духовной внутренней силы, которую в чистом виде можно будет передать дальше своим детям.
Важно не расплескать свои душевные силы, не утратить умение любить всем сердцем, сохранить утонченность чувств, донести эту полную чашу тому, кому она предназначена. Существует множество примеров, когда люди поначалу придерживались свободных отношений без обязательств и каких-либо нежных чувств, а позднее желали полюбить своего единственного, которого, наконец, встретили, но не могли, так как давно растратили все силы души