Мир и монастырь в учении преподобного Симеона Нового Богослова


Прп. Симеон Новый Богослов, греческая икона.

Симеон Новый Богослов
(946 — 1022), игумен, преподобный Память 12 марта и 12 октября (Греч. [1])

Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Студийский монастырь

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Монастырь святого Маманта

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого мученика Маманта. Был рукоположен в сан пресвитера Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Прп. Симеон привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Изгнание и основание обители святой Марины

Преподобный Симеон ежегодно праздновал память своего наставника Симеона Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий Мануилит, услышав об этом, одобрил Симеона, но митрополит Стефан Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным [2].

Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить Симеона из Константинополя. Он удалился на берег Босфора и в местность, принадлежащую его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь Преподобный устроил обитель святой Марины, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1022 г. [3].

Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его было написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Прп. Симеон Новый Богослов, икона

Святой Симеон Новый Богослов — монах, богослов, поэт

Симеон Новый Богослов — это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов под названием «Гимны». Он один из самых ярких представителей традиции исихазма, то есть христианского мистического мировоззрения, древней духовной практики, которая составляет основу православного аскетизма.

За свою мудрость получил имя Новый Богослов наряду с двумя другими великими богословами христианской Церкви ― Иоанном Богословом и Григорием Богословам. Почитается Православной церковью в лике преподобного.


Преподобный Симеон Новый Богослов. Икона. Преподобный Симеон Новый Богослов ― это монах, богослов, сочинитель поэтических духовных стихов

Родился святой Симеон в 946 году в состоятельной семье провинциальных дворян в городе Галатея, Пафлогия (Малая Азия). Его родители хотели дать ему хорошее образование и в одиннадцатилетнем возрасте отправили учиться в Константинополь.

Отец преподобного хотел отправить его, по окончании обучения, на государственную императорскую службу.

946

в этом году родился Святой Симеон Новый Богослов

Несмотря на желание отца Симеон вовсе не хотел стать блестящим придворным. Он с детских лет стремился служить Богу. Исполняя своё желание в возрасте 25 лет, он, не получив и среднего образования он бежал из дома.

Побег он совершил вместе с пожилым монахом из Студийской обители. Его звали также Симеоном.


Преподобный Симеон Новый Богослов, греческая икона. Считается, что святой Симеон вначале охладел к монашеской жизни, после того, как он увидел в видении Божественный свет

Святого посетило видение во время ночного моления. Считается, что ему явился Божественный свет. После этого явления Симеон он охладел и решил вернуться к мирской жизни. Несколько лет он жил так, избегая по молитвам старца греховных поступков и дел.

При этом он всё время думал о том, как отойти от мира, несмотря на своё духовное охлаждение.

Писание

Писание, по Симеону, – часть предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

«Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного», – пишет святой Симеон.

«Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале», – поучает он.

Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.

Григорий Нисский пишет, что основная причина плача о грехах состоит в отпадении от добра, которое есть Сам Господь.

Святой Симеон глубоко постигает смыслы Писания и глубоко пишет об этом.

Алчущие правды – алчущие Господа, говорит святой Симеон. Милостивые – это не те, кто дают деньги несчастным и бедным. Милосердие не отдельные акты благотворительности, а внутреннее качество человека, которое приобретается подвигом.

Праздное слово – не исполняя заповедь говорить о ней. Писание – средство, помогающее жить с Богом и в Боге.

Святой Симеон Новый Богослов считается христианским мистиком

Из-за того, что преподобный Симеон Новый Богослов всегда придерживался идей о возможности и необходимости ощущать присутствие Божие даже на ранних ступенях подвижничества, его считают христианским мистиком.

Естественно, что понимание этого термина устное. Веря в то, что Христос подаёт благодать всем тем, кто ищет путь единения с Ним, святой старался передать свой опыт встречи с Ним не только братии, но и максимально широкому кругу людей.

1005

в этом году святой Симеон передал игуменство Арсению после возмущения монахов студийской обители

Игумен приобрёл большую популярность и к нему стали приходить люди из разных мест. При этом он ввёл в обители строгую монашескую дисциплину. После того, как прошло 15 лет с момента появления его в монастыре, часть монахов, недовольных строгими установлениями игумена, устроили возмущение.

Однажды, во время литургии, зачинщики бунта кинулись на игумена. Житие преподобного говорит о том, что обитавшая в нём, как святом, Божья благодать помогла ему удержать и отбросить нечестивцев.


Святой Симеон Новый Богослов. Икона. Во всех монастырях, где преподобный Симеон пребывал в качестве игумена, он ввёл строгий устав

Возмутители спокойствия выбежали из церкви и выломали двери монастыря. После этого они побежали в Патриархию. Рассказав Константинопольскому Патриарху Сисиннию свои жалобы, они стали просить у него поддержки.

Патриарх, вникнув в их суть, повелел изгнать их из монастыря и хотел предать городским властям. Святой Симеон же выпросил для них у него прощение и позже помогал им в мирской жизни. Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость

.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления

.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне

.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне

.

Ин кондак, глас 2

(Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне

.

Перед смертью преподобный Симеон Новый Богослов основал новый монастырь

Преподобный Симеон Новый Богослов испытывал чувства сильной привязанности к своему духовному отцу Симеону Благоговейному. Именно поэтому он ежегодно праздновал его память, написал в честь его похвальные слова, песни и каноны, а также его икону.

Патриарх Сергий Манулит одобрил поступок святого, но митрополит Стефан Никомидийский с частью приходских иереев и мирян восстали против такого обычая. Они нашли его противным церковным порядкам, а также соблазнительным.


Резиденция константинопольских патриархов в Константинополе (Стамбул). Гравюра. 1737 года. В 1009 году Константинопольский Патриарх Сергий Манулит решил удалить преподобного Симеона Нового Богослова из Константинополя

Для того чтобы успокоить умы братии и удовлетворить Стефана Патриарх вместе с Синодом приняли решение удалить Симеона из Константинополя. Произошло это до начала 1009 года.

Святой удалился на берега Бософора, в местность, которая принадлежала его ученику и почитателю, патрицию по происхождению Христофору Фагуру. Здесь Патриарх передал в управление святому Симеону молитвенный дом святой Марии, на базе которого он позже создал обитель святой Марии.

Преподобный Симеон Новый Богослов прожил в монастыре святой Марии 13 лет. Здесь он написал большую часть своих «Гимнов». В 1022 году он мирно скончался в обители от болезни желудка.

Ещё при жизни святого стало известно, что он получил от Бога дар чудотворения. Так, например, после его смерти чудесным образом обретена икона святого. В православии память преподобного совершается 12 (25) марта.

Богослужение

Симеон считал богослужение школой молитвы и духовной жизни. Причастие всю нашу жизнь превращает в Пасху.

Идея освящения реальности изначально была основополагающим принципом седьмичного и годичного богослужебных кругов.

Праздники Церкви – для пользы души и для вдохновения к добродетельной жизни.

Мистическая жизнь христианина невозможна без богослужения.

С VIII века монастыри стали миссионерскими и просветительскими центрами в городах – появилось множество городских обителей. Они занимались и духовным руководством лаиков. Ежедневное откровение помыслов существует уже в самом раннем монашестве.

«Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых деяний не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной, доброй душе и сердцу», – пишет святой Симеон Благоговейный.

Удаление от мира, по святому Иоанну Лествичнику, – это борьба со страстями и умерщвление своей воли.

«Всякое доброе дело следует исполнять со смирением», – поучает святой Симеон Благоговейный.

«Слова» и «Гимны» ― это наиболее известные произведения преподобного Симеона Нового Богослова

В богословии преподобный Симеон Новый Богослов известен, в первую очередь, как богослов проповедник, при этом отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

К сожалению, произведения преподобного изданы на славянском и русском языке в весьма ограниченном количестве. Так, например, в «Добротолюбии» (книга православных духовных писаний напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христианском чтении», 1823, под заглавием «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христинском чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».


Книга. «Слова Симеона Нового Богослова». В переводе епископа Феофана. 1890 год. В своих трудах преподобный старался приложить теоретическое богословие к практике

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в московской синодальной библиотеке.

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного» переведены с новогреческого епископом Феофаном.

Святой Симеон Новый Богослов считается основателем учения о небесном озарении души.

Все произведения преподобного Симеона отличаются простой и сердечностью. Именно поэтому они производили на современников огромное впечатление. При этом в своё время его много критиковали как раз за такую простоту.

Дело в том, что в Византии всегда ориентировались на риторическое искусство Древней Греции, канонам которого произведения святого не соответствовали.


Преображение Господне (икона Андрей Рублёв, 1405 год). Учение святого Симеона Нового Богослова привело к спору о Фаворском свете (спор паламитов и вралаамитов)

Православная Церковь назвала преподобного Симеона Новым Богословом потому, что в его произведениях прослеживается сходство с трудами Григория Богослова. Так, например, для них характерна глубина созерцания истин христианского благочестия.

Сам же святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души. Оно позже привело к спору паламитов и варлаамитов. Стоит отметить, что преподобный Симеон Новый Богослов весьма почитался преподобным Нилом Сорский, который часто ссылался на него в своих сочинениях.

Любовь

Ради любви слово стало плотью. Любовь святой Симеон созерцает как личность:

«Ибо всякое старание и всякий подвиг с большими трудами, не заканчивающиеся любовью в сокрушенном духе, тщётны и не приводят ни к чему полезному»;

«Кто имеет сию любовь… востёк на самый верх совершенства святых».

Любовь – Христос.

Симеон, следуя за 13-й главой Послания к коринфянам, о.

Любовь святой Симеон созерцает как несозданное явление Бога в человеке.

Любовь соединяет людей и делает из них одну душу и одно тело.

Исиахизм ― безмолвная молитва, её суть выражена в гимнах преподобного Симеона Нового Богослова

Святого Симеона часто называют предшественником исихазма. Это особая мистическая практика, зародившаяся в XIV веке. Она направлена на созерцание божественных энергий. Изложивший основы этого учения святой Григорий Пальма часто ссылается на труды святого Симеона.

Кстати, Нил Сорский считается русским продолжателем традиций исиахизма именно потому, что в своих сочинениях он часто использует отрывки из его трудов.


Святой Григорий Палама Мастер Северной Греции (Фессалоники?) начала XV века. Святой Григорий, основатель исиахизма, часто ссылался на труды преподобного Симеона Нового Богослова

Суть исихазма определяется очень трудно, ведь даже само это понятие происходит от греческого исихия, то есть «безмолвие». Погруженный в созерцание монах не произносит проповедей, не изрекает богословских формулировок.Его цель — стремиться к внутреннему, сердечному созерцанию Царства Божия.

Исиахизм зародился в XIV веке и одним из его основателей признан преподобный Симеон.

Полноценное «умное делание», как иногда называют подобный род молитвы, доступно только монахам, свободным от мирской суеты. Кстати, братия тех монастырей, в которых пребывал святой Симеон, вначале скептически относилась к его мистическим практикам.

Многие не верили тем видениям, которые видел святой во время «умного делания», именно поэтому первоначально его прозвище «Новый Богослов» носило иронический характер.

Видеоролик: Гимны преподобного Симеона Нового Богослова читает митрополит Иларион (Алфеев). В фильме автор читает гимны святого Симеона.

В своих гимнах преподобный в поэтической форме показал сущность «умной молитвы». Вот пример одного из таких сочинений:

Кто хочет увидеть сей свет невечерний,Тот должен всегда соблюдать свое сердце От страстных движений, от помыслов скверных, От гнева, смущения, клятв лицемерных. Внимать себе должен и злобы не помнить, Людей не судить даже в помыслах сердца, Быть внутренне чистым, в словах откровенным, Быть искренним, кротким, спокойным, смиренным. Трапеза его пусть не будет богатой, Молитву и пост да хранит неослабно. И весь его подвиг, и дело любое, И всякое слово — да будет с любовью.

(Перевод митрополита Илариона Алфеева)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

О духовном руководстве

Можно научиться ходить перед Богом проводя жизнь в активном служении обществу. Ангельская жизнь возможна в городе точно так же, как и в пустыне.

Тот, кто не способен любить других, не может их исцелять. Святой Иоанн Лествичник говорит, что «истинного пастыря укажет любовь».

Старец ведёт по Божьему, а не по своему пути и не отнимает свободы ученика, вводя человека в то состояние, о котором Симеон пишет: «ДОСТИГНУТЬ МЕРЫ ВОЗРАСТА ИСПОЛНЕНИЯ ХРИСТОВА И СДЕЛАТЬСЯ БОГАМИ ПО БЛАГОДАТИ – ВОТ ТА ОДНА ЦЕЛЬ, ДЛЯ КОТОРОЙ МЫ И РОДИЛИСЬ ЛЮДЬМИ».

Артем Перлик

Из книги «Введение в святоотеческое богословие», Глава 8.

Личность преподобного Симеона, жившего на рубеже первого и второго тысячелетий, исключительна не только влиянием, оказанным им на христианскую мысль, но и тем, что его учение нелегко укладывается в привычные богословские и церковные рамки. В «одомашненном» виде его идеями весьма однобоко пользуется современное харизматическое движение. Некоторые взгляды Симеона на богопознание заменили харизматикам все аспекты религиозной жизни. Однако в истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепенно приобрело схоластический характер и сделалось наукой, в Аристотелевом смысле слова — наукой, в которой посылками являются Священное Писание (у католиков также и Священное Предание), на основании которого можно делать строго логические построения и выводы. Мистики, не изучавшие Аристотеля, в глазах западных богословов не заслуживали ни серьезного внимания, ни доверия, и их популярность среди «простых верующих» считалась хотя и вполне объяснимой, но опасной рациональному уму. Подозрительное отношение к мистицизму распространено и в современном западном богословии.

Со своей стороны, восточные отцы не отрицали силы разума в богословии, однако среди них господствовало убеждение, что видение Бога достигается посредством очищения и аскетического усилия, что Бог Сам открывает Себя глазам верующего, что богопознание не предполагает обязательного участия интеллекта. Отсюда и почитание святых, и доверие к мистическому опыту. Иногда в восточном христианстве возникала некоторая поляризация между мистиками и богословами, но эта поляризация никогда не превращалась в полное взаимоотрицание. По той же причине церковный авторитет епископов и соборов в области определения истины не исключает возможности того, что истина может открыться любому верующему. Так, убежденный в своей правоте преподобный Максим Исповедник один противостоял всему епископату своего времени, утверждая тем самым, что он-то и есть Церковь. Православие можно уличить в логических противоречиях, но они отражают тот факт, что вся наша вера, как и сама жизнь, пронизана антиномиями. Так, епископ предположительно наделен даром учительства, но в действительности, как мы знаем, многие церковные иерархи были еретиками. Православная Церковь никогда не делала попыток «механизировать» истину и духовные дары и всегда избегала упрощения сложного соотношения между свободой личности·и дарами благодати, подобного, например, механической концепции непогрешимости папы римского. Богословие преподобного Симеона Нового Богослова — еще один пример антиномичности православной мысли, и попытка свести его взгляды к чему-либо однозначному превратила бы его в карикатуру.

Наделив преподобного Симеона именем Новый Богослов, Предание поставило его в один ряд с Иоанном Богословом — самым мистическим из четырех евангелистов — и с Григорием Богословом (Назианзином) -автором созерцательной поэзии. Это произошло не случайно, ибо Симеон Новый Богослов — певец мистического единства с Богом, а мистицизм в восточном христианстве традиционно рассматривался как вершина и венец всякого богословия.

Произведения преподобного Симеона были полностью опубликованы лишь в самое недавнее время. Официально он был канонизирован в позднейшие времена, и в его честь долгое время не существовало ни особого праздника, ни канонов, ни стихир. Жизнь преподобного Симеона подробно описана его учеником Никитой Стифатом, придворным писателем патриарха Михаила Керуллария, написавшим помимо жития Симеона также трактат против употребления опресноков и комментарий на псевдо-Дионисия. В наше время ведущим специалистом по Симеону следует признать архиепископа Василия (Кривошеина), исследования которого позволяют предположить, что Стифат, отдавая дань своей слабости к псевдо-Дионисию, смягчал и даже видоизменял взгляды преподобного Симеона.

Симеон Новый Богослов родился в 949 году в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. Он получил хорошее воспитание и образование, но уже с ранних лет обнаружил склонность к монашеской жизни и в 973 году поступил в Студийский монастырь, где некоторое время подвизался под руководством старца этой обители Симеона Благоговейного. В Студийском монастыре Симеон не ужился, так как был, по-видимому, плохо приспособлен к строгой монашеской дисциплине студитов. Но самый факт его поступления в монастырь предполагает, что он разделял убеждения, господствовавшие в монашеской среде того времени, касательно вредности обучения после 18 лет и особенной духовной опасности чтения греческих философов. Как бы то ни было, атмосфера Студиона не благоприятствовала мистическому умонастроению Симеона. Его духовный отец приказал ему покинуть монастырь и пожить некоторое время в миру. Симеон повиновался, но в 977 году опять вернулся в Студийскую обитель, где и на этот раз остался ненадолго. По совету своего духовного наставника он добился назначения в монастырь святого Маманта, где в то время было очень мало монахов. Симеон возродил затухавшую жизнь монастыря, а в 980 году был рукоположен в сан священника и избран игуменом монастыря. В этом качестве он развил чрезвычайно бурную деятельность, установил в своем монастыре строгую аскетическую дисциплину и прославился как блестящий проповедник.

С 1003 по 1009 год Симеон был в разладе с церковными властями, особенно с синкеллом Стефаном, митрополитом Никомидийским. Стефану, занимавшему высокое положение в Константинопольской патриархии, не нравился учрежденный в монастыре святого Маманта обычай ежегодного празднования памяти Симеона Благоговейного, в сущности равнозначный его канонизации. Это было спонтанное движение местного значения, и ничего необычайного в нем не было — именно так и происходила канонизация святых в ранней Церкви. Но верхушка константинопольской иерархии предпочитала более формальный и бюрократический подход к канонизации. Стараниями Стефана Симеон был изгнан из Константинополя, но впоследствии был прощен и скончался мирно в 1022 году.

Часть творений преподобного Симеона были впервые опубликованы в 1790 году в Венеции греческим епископом Дионисием Загорейским. Эта публикация представляла собой пересказ писаний Симеона на новогреческий язык. На русском языке существует перевод епископа Феофана (Затворника), пользующийся большой популярностью. Полное издание творений Симеона осуществлено недавно во французской серии «Sources chretiennes».

Творения преподобного Симеона

1. «Катехизические слова», обращенные не к оглашенным, а к монахам (название предполагает, что пострижение в монашество равнозначно второму крещению; ср. «Катехизические проповеди» преподобного Феодора Студита).

2. Проповеди на богословские и нравственные темы.

3. «Главы» и короткие «Слова».

4. «Гимны», представляющие собой наиболее оригинальную и дерзновенную часть наследия преподобного Симеона. По поводу его гимнов нужно заметить, что это не церковные песнопения, но чистые возвышенные стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.

Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что для него христианская вера предполагает личный опыт общения с Богом. Продолжая традицию преподобного Макария Великого, он говорит не об интеллектуальном богопознании, а о непосредственном опыте. Как уже упоминалось в предыдущих лекциях, Макарий неоднократно обвинялся в мессалианстве — монашеской ереси харизматического толка, также настаивавшей на непосредственном, личном опыте богообщения, но вместе с тем — в отличие от преподобного Макария — отрицавшей необходимость таинств. К этому же направлению богословской мысли принадлежал и Симеон. Сутью христианства для него является богопознание. В своих писаниях он уникальным образом подчеркивает личный характер своего опыта с удивительной откровенностью, свойственной на Западе блаженному Августину, но обычно чуждой восточным отцам:

О чудо! Того, Кого я воображал сущим на небе, узрел внутри себя, — Тебя, говорю, Творца моего и Царя, Христа. Тогда уразумел я, что то была Твоя собственная победа, в коей Ты соделал меня победителем диавола. Впрочем, я еще не знал, Владыка, как следует, что в ведениях тех Ты еси, создавший меня и даровавший мне все сии блага, — не знал еще, что Ты еси в них, многоснисходительнейший Бог мой и Господь. Ибо я не сподобился еще слышать глас Твой, чтоб познать, что это Ты. Ты еще не сказал мне таинственно: Аз семь; потому что я был недостоин того и нечист, так как имел слух душевный заложенным перстию греховною и очи мои держимыми неверием, неведением и мраком страстей.

(Слово 90)

Отрицание возможности живого и сознательного общения с Богом во Христе и во Святом Духе представляется преподобному Симеону худшей из всех ересей, так как оно равносильно отрицанию всего дела Христова:

Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что без Него возможно спастись, Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света, Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья!

(Гимн 27)

Преподобный Симеон пишет о том, что истинная; христианская жизнь должна быть сосредоточена не на мыслях о том, что произойдет после смерти, а на том, что происходит сейчас, в чем заключается жизнь в Христе, в теле Христовом. Об этом он пишет часто очень реалистически:

(Христос) пребывает бестелесно в теле, неизреченно смешиваясь с нашими сущностями и природами и обоготворяя нас, как сотелесных Ему, сущих плотью от Его плоти и костью от Его костей.

Единство с Христом выражается у Симеона в форме любовных образов, вдохновленных ветхозаветной Песнью Песней:

Я искал Его, Кого вожделел, Кого пламенно возлюбил, прекрасной красотой Кого я был ранен, я воспламенялся, я горел весь, сожигался.

(Гимн 30)

В одном из своих писем преподобный Симеон излагает свои взгляды на исповедь. Он утверждает, что «слушать исповедь и отпускать грехи дано лишь тем, кто способен видеть Бога» (Послание 1). При этом он имел в виду монахов, а не епископов и священников. И действительно, в древних монастырях, да и сейчас, по афонскому обычаю, даже обыкновенные монахи имеют право слушать исповеди. Симеон объяснял это довольно курьезной теорией, состоявшей в том, что, хотя полученная от Христа апостолами власть «вязать и решить» (Мф. 16, 19) была передана епископам, они не оправдали дарованную им благодать и их заменили священники. Но и священники не справились с ответственностью, и тогда право исповедовать грешников было передано монахам. Иными словами, на смену сакраментальному служению пришло харизматическое — идея довольно двусмысленная. Ее можно объяснить только особенностями харизматически-пророческой личности преподобного Симеона. Но именно такого рода взгляды служат предлогом для обвинений его в мессалианстве. Встречая подобные высказывания, мы должны принимать во внимание общий дух восточно-христианского отношения к таинствам, которые никогда не рассматриваются как магические акты. Совершая Литургию святого Василия Великого, священник молится: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров» («Из-за моих грехов не отнимай благодати Святого Твоего Духа от предложенных Даров»). Слова молитвы предполагают, что Господь может отнять благодать, но мы, со своей стороны, верим, что Он этого не сделает, ибо поистине «достойных» священников, да и христиан вообще, вовсе не существует, а благодать Божия даруется по вере Церкви. Недостойному священнику как бы сделано предупреждение, но таинство все же совершается молитвой Церкви и по раз и навсегда заключенному завету с Новым Израилем.

Говоря об исповеди, преподобный Симеон, конечно, должен был бы сделать именно такие оговорки во избежание недоразумений и соблазнов. Но даже при отсутствии оговорок можно сказать, что мессалианином Симеон не был. Это видно из его общего отношения к таинствам. Среди восточных духовных авторов ни один не подчеркивал роли таинств так настойчиво, как преподобный Симеон, тогда как мессалиане отрицали таинства вообще. Прежде всего он настаивал на духовном делании в жизни Церкви и не интересовался ее организацией. Как духовному отцу и «пророку» ему был чужд всякий формализм. О христианском опыте и таинствах он не умел говорить в холодном описательном стиле. Этим и объясняется некоторое отсутствие уравновешенности и трезвости в писаниях преподобного Симеона. Понять и оценить его пророческий дух можно только в свете всего церковного Предания в целом. А для православного богословия в наше время очень важно все то, что о таинствах Церкви писали и святой Игнатий Антиохийский, и святой Киприан Карфагенский, и святитель Иоанн Златоуст, и, наконец, такие носители пророческого духа, как преподобный Симеон Новый Богослов.

* * *

Тем временем на Востоке не утихали богословские споры. Они проходили в атмосфере интеллектуального, научного и технического подъема и велись в несколько схоластическом ключе, чуждом традиции, которую представлял преподобный Симеон. Большинство споров касалось природы Христа и было вызвано необходимостью диалога с монофизитами. Император Василий II вновь захватил Ближний Восток и находился в постоянных переговорах с армянами. На сцене в это время появился монах Нил, который в своей полемике с армянами затронул вопрос об обожении человеческой природы Христа. Армянские богословы утверждали, что обожение совершилось «по природе». Нил, напротив, настаивал, что обожение совершилось «по состоянию», иными словами — «по благодати» или же «по усыновлению». Этот способ выражения Нила был решительно отвергнут Церковью, считавшей возможным говорить об обожении человеческой природы Христа исключительно в терминах ипостасного единства. Нил был формально осужден как повинный в несторианской ереси.

В 1114 году известный богослов Евстратий, митрополит никейский, снова вступил в спор с армянскими монофизитами. Эти последние утверждали, что возможно говорить о «тварном человечестве» Христа как священника, то есть человека, поклонявшегося Богу. Евстратий соглашался, но по совершенно иным причинам, а именно, на основании того, что якобы Христос в Своем человеческом качестве приносит в жертву Себя самому Себе как Богу, и поэтому титул Первосвященника принадлежит Его человеческому естеству. Осуждение Евстратия Церковью предполагает, что любое действие Христа, будь то человеческое или божественное, есть действие единой Ипостаси Христа, Которой и принадлежат все Его имена и звания и о Которой нельзя сказать, что одна из входящих в Ее состав природ поклоняется другой.

15 марта 2011 года

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]