07:00, 24.08.2017 27
Судьба тандема Иван IV — касимовский хан
Фото: gumilev-center.ru (Симеон Бекбулатович)
Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде. Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части. Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.
Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он — касимовский хан в 1567—1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года. Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—1576). C 1576 года Саин-Булат — великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.
Хан Касимова
Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.
Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских. Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.
Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru
В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного. Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства. Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни. Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?
Мощи праведного Симеона Богоприимца
Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет.
Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца.
Наследник Грозного царя?
Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем — «Иванец московский»:
«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».
Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.
«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru
Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи. Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников. Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться. Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.
Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части — великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.
Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:
«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».
Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, — как сообщал один из послов своему королю, — какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.
Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu
Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала». Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной. «Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех. И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572—1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.
Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.
Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.
Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
Праведный Симеон — одна из ключевых фигур, изображенных на иконе праздника Сретения Господня. Иконописцы изображали святого в момент, когда Богородица с рук на руки передает ему Младенца Христа. Анну Пророчицу в византийской и древнерусской иконописи обычно изображали на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или праведного Симеона. Анна Пророчица изображалась в профиль, одетая чаще всего в красный хитон и зеленый мафорий (цвета могли быть иными); она указывала пальцем на Христа. Нередко Анну писали в образе седовласой старицы с усталым лицом.
Политический финал
После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину — сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.
Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru
Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.
Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста. В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник, каким бы он ни был, — это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.
Булат Рахимзянов
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
- Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
- Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
- Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
- Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
- Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
- Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.
Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице
Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице
глас 1
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.
Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице
глас 8
Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.
Тропарь Симеону Богоприимцу
глас 4
Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.
Кондак Симеону Богоприимцу
глас 4
Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.
Семья[25]
Борис I (правил: 852—889) | Мария | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир (правил: 889—893) | Гавриил | Яков | Евпраксия | Анна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
неизвестная жена | Симеон I (правил: 893—927) | Мария Сурсувул | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил | Пётр I (правил: 927—969) | Иван | Вениамин (Боян) | неизвестные дочери |
По неизвестной причине Симеон лишил своего старшего сына Михаила прав на престол и отправил его в монастырь. Впоследствии, во время правления царя Петра Михаил принимал участие в мятеже против брата. В аналогичном мятеже принимал участие и другой сын Симеона — Иван.
Царский террор: отголоски опричнины
В конце 1574 года, за год до возведения Симеона на трон, Иван Грозный отпраздновал свадьбу с Анной Васильчиковой. На торжестве присутствовал избранный круг приближённых царя, руководители первого послеопричного правительства: Борис Тулупов, Василий Умной — преемник Скуратова, Михаил Плещеев, Яков Мансуров и другие. Но уже 2 августа 1575 года царь отправил всё руководство на эшафот. Казни стали толчком к расследованию второго новгородского «изменного» дела. В жерло террора попал и личный медик Ивана IV — «лютый волхв» Елисей Бомелей, готовивший царю яды для расправы над впавшими в немилость придворными. Бомелей был также царским астрологом и предсказателем. Запутавшись в собственных интригах и пророчествах, Бомелей решил бежать за границу, но в Пскове был схвачен. «Волхв» под пытками оговорил как вышеуказанных бояр, так и новгородского архиепископа Леонида.
Иван Грозный с опричниками. (Pinterest)
Архиепископ принадлежал к тому кругу духовенства, который поддерживал тесную дружбу сначала с опричниной, а потом со «двором». Новгородскую церковь он подчинил опричной администрации. Сговорчивое духовенство сквозь пальцы смотрело на многократные браки царя и другие прегрешения. Но сердечной дружбе пришёл конец, когда Грозный объявил о запрете земельных пожертвований в пользу крупных монастырей.
Отречение Грозного напрямую связано с его внутренними проблемами. Страх перед всеобщей изменой преследовал царя как кошмар. Царь жаждал расправы над влиятельными аристократами, но более не имел надёжной военной силы. Отмена опричнины лишила Ивана IV возможности казнить «ближних людей» игнорируя боярскую верхушку. Монарх долго думал над тем, как без одобрения Думы вернуть опричнину и одновременно остаться в рамках закона и тогдашних порядков. Так на сцене появился Симеон.
Песнь Симеона Богоприимца
Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», — это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.
Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.
Текст:
Церковнославянский:
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Русский:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны
Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны находится в селе Кизильском Челябинской области, рядом с Магнитогорском. Это старинное казачье село, а стоит обитель на западной его окраине.
Официально Кизильский женский монастырь был открыт в 1999 году. Обитель совсем молодая, но с интересной предысторией. В начале 20-х годов ХХ века две местные монахини, тетя и племянница, отправились в паломничество — прославлять свой край на Святой Земле. Их путешествие продлилось 8 лет. Вернувшись из Иерусалима, паломницы вместо Российской империи, которую они покинули, застали советскую Россию. Они не отреклись от Христа, собирались для молитвы по домам, укрепляли местных жителей в православной вере.
Первой настоятельницей монастыря с 1999 года была насельница Успенского Пюхтицкого монастыря монахиня Иоанна (Смолкина). В 2004 году настоятельницей монастыря стала игумения Феодора (Подоплелова). В 2009-ом Кизильский монастырь отпраздновал свой первый юбилей — десять лет.
Венгерская кампания и новые войны с Византией (895—904)
Основная статья: Болгаро-византийская война (894—896)
«Болгарский царь Симеон: основатель славянской письменности»
А. Муха, 1923
Князь Симеон оказался достойным учеником византийской дипломатии и заключил антивенгерский договор с печенегами.
Весной 896 Симеон стремительно двинулся на север и встретил венгров в решительной битве на Южном Буге (современная Украина). В ожесточенном бою венгры (вероятно во главе с легендарным Арпадом) потерпели тяжелое поражение. Разбитых венгров печенеги гнали далеко на запад, в результате чего они и поселились в современной Венгрии[43][44][45]. Некоторые историки утверждают, что решающая битва состоялась годом ранее (895) к югу от Дуная, а в 896 болгары провели карательный поход на Южный Буг[46].
Симеон «вернулся гордый победой и торжествующий» и стал «ещё надменнее» (Иоанн Скилица и Лев Граматик).
Летом 896 он снова двинулся на юг, полностью уничтожил ромейские войска в битве при Булгарофигоне (современном Бабаэски) и осадил Константинополь[23][47].
Болгары разбивают византийцев при Булгарофигоне
Византии пришлось подписать мир, уступить Болгарии территории между современной Странджей и Чёрным морем и платить ей ежегодную дань. Болгарские купцы вернулись в Константинополь[48][49].
Тем временем болгарский правитель установил свой контроль и над Сербией в обмен на признание Петара Гойниковича сербским князем[50].
Симеон постоянно нарушал мирный договор и нападал на Византию, захватывая всё новые территории[51].
Новый мирный договор (904) установил болгарский суверенитет над Северной Грецией и большей частью современной Албании[7][52]. Граница между Болгарией и Византией проходила в 20 км севернее Салоник[53].
Ранние годы
Симеон родился в 864 году (или в 865 году), когда Болгария уже была христианской[20]. Он был третьим сыном княза Бориса[21] и потомком хана Крума[22]. Поскольку престол предназначался его старшему брату Владимиру, Симеона готовили стать главой болгарской церкви[23]. Он получил блестящее образование в Магнаурской школе в Константинополе[20][24]. Около 888 года Симеон возвратился в Болгарию и ушёл в Преславский монастырь. Родовое имя будущего царя болгар неизвестно, Симеоном он стал при принятии послушничества[25].
Тем временем (889) князь Борис I также ушёл в монастырь, а воцарившийся Владимир Расате попытался восстановить язычество[26][27].
Борис покинул монастырь, сверг с престола и ослепил своего старшего сына (893)[28][29], после чего созвал церковно-народный собор.
Собор принял три важных решения: объявил болгарский (церковнославянский) язык официальным и единственным языком церкви и государства, переместил столицу из Плиски в Велики-Преслав и возвёл Симеона I на болгарский трон[21][30][31].
Содержание
- 1 Символы Нации 1.1 Роспись и расширение храмов Московского кремля
- 1.2 Производство церковного убранства и богослужебных предметов в Москве
- 1.3 Храм Благовещения на Городище — коренная реконструкция
- 1.4 Спасский собор, г. Нижний Новгород
- 2.1 Крепость Орешек — перестройка в камне
- 3.1 Развитие книжного дела и производство бумаги в Москве
- 4.1 Восстановление Мурома
Примечания
- ↑ 123Lundy D. R.
Simeon I, King of Bulgaria // The Peerage (англ.) - Lalkov, Rulers of Bulgaria, стр. 23-25.
- Enciklopedija Bǎlgarija. — Akademično izdatelstvo «Marin Drinov», 1988. OCLC 75865504
- The First Bulgarian Empire (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 25 июля 2021.
- Weigand, Gustav.
1 Istoriko-geografski obzor: 4 Srednovekovie // Etnografija na Makedonija / trans. Elena Pipiševa. — Leipzig: Friedrich Brandstetter, 1924. - ↑ 12Hart, Nancy.
Bulgarian Art and Culture: Historical and Contemporary Perspectives // [1]. — University of Texas at Austin. — P. 21. Архивированная копия
(неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2009. Архивировано 10 августа 2007 года. - ↑ 1234Bakalov.
Simeon I Veliki // Istorija na Bǎlgarija. - About Bulgaria. — U.S. Embassy Sofia, Bulgaria. Архивированная копия (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 18 июня 2009. Архивировано 30 декабря 2006 года. - Castellan, Georges.
Istorija na Balkanite XIV—XX vek / trans. Liljana Caneva. — Plovdiv: Hermes, 1999. — P. 37. — ISBN 954-459-901-0. - ↑ 12Zdravko Batzarov.
Old Church Slavonic (англ.). Encyclopædia Orbis Latini. Дата обращения: 25 июля 2021. - ↑ 12
Old Church Slavonic (англ.). orthodoxwiki.org. Дата обращения: 25 июля 2021. - Bulgar (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 25 июля 2021.
- ↑ 12Paul Cubberley.
The Slavic Alphabets // The World’s Writing Systems (англ.) / Daniels and Bright, eds. — Oxford University Press, 1996. — ISBN 0-19-507993-0. - ↑ 12Curta, Florin.
Southeastern Europe in the Middle Ages, 500—1250. — Cambridge University Press, 2006. — P. 221—222. — (Cambridge Medieval Textbooks). - ↑ 12
Fact-archive, https://www.fact-archive.com/encyclopedia/Old_Church_Slavonic#History (недоступная ссылка —
история
) Проверено 25 июля 2021. - ↑ 12
Wapedia — Wiki: Preslav Literary School (недоступная ссылка —
история
) Проверено 25 июля 2021. - Zlatarski, 1971, p. 367.
- ↑ 12
Fine, 1991, pp. 144—148. - ↑ 12Ostrogorsky, George.
Avtokrator i samodržac (серб.) // Glas Srpske kraljevske akademije. — 1935. — Т. CLXIV. — С. 95—187. - ↑ 12
Fine, 1991, p. 132. - ↑ 12
Zlatarski, 1971, p. 280. - Dimitrov, Božidar. «Hramǎt „Sveti Četirideset mǎčenici“(болг.). National Historical Museum. https://www.historymuseum.org/upload/fck_editor/40%20mazenizi(6).htm. (недоступная ссылка — история
) Проверено 25 июля 2021. - ↑ 12345678
Delev, Bǎlgarskata dǎržava pri car Simeon. - „Hunc etenim Simeonem emiargon, id est semigrecum, esse aiebant, eo quod a puericia Bizantii Demostenis rhetoricam Aristotelisque sillogismos didicerit“. Liutprand of Cremona. Antapodosis, cap. 29, p. 66. Cited in Drinov, Marin.
Južnye slavjane i Vizantija v X veke. — 1876. — P. 374. - ↑ 12Агамов А. М.
Династии Европы 400—2016: Полная генеалогия владетельных домов. — М.: URSS, 2021. — С. 69. — 1120 с. — ISBN 978-5-9710-3935-8. - Annales Fuldenses, p. 408
- Runciman, 1930, p. 133.
- Zlatarski, 1971, p. 283.
- ↑ 12
Todt, Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. - Crampton, R.J. (2005). „The Reign of Simeon the Great (893–927)». A Concise History of Bulgaria. Cambridge University Press. стр. 16※17. ISBN 0-521-85085-1.
- Kalojanov, AnДЌo (2005-05-11). «Slavjanskata pravoslavna civilizacija» (англ). https://liternet.bg/publish/akaloianov/civilizacia.htm.
- John Skylitzes. Skylitzes-Kedrenos, II, стр. 254.
- Runciman, 1930, pp. 144—145.
- Theophanes Continuatus, стр. 312., Vasilev, A. (1902). Vizantija i araby, II. стр. 88, стр. 104, стр. 108—111.
- ↑ 12
Tsanev, 2006, p. 198. - Zlatarski, 1971, pp. 289—291.
- Runciman, 1930, p. 145.
- Runciman, 1930, p. 146.
- Zlatarski, 1971, p. 295.
- Zlatarski, 1971, pp. 296—299.
- Bakalov, Istorija na Bǎlgarija, «Simeon I Veliki»
- Tsanev, 2006, p. 199.
- Runciman, 1930, p. 147.
- Annales Fuldenses, p. 413
- Harimannus Augiensis, p. 111
- Димитър Ангелов, Стефан Кашев, Борис Чолпанов, Българска военна история, стр. 259
- Zlatarski, 1971, p. 316.
- Runciman, 1930, p. 148.
- Zlatarski, 1971, pp. 318—321.
- Fine, 1991, p. 141.
- Runciman, 1930, p. 152.
- Zlatarski, 1971, pp. 334—337.
- «In the year 6412 since the creation of the world, indict 7 (904). Border between Byzantines and Bulgarians. In the time of Simeon, by the grace of God Prince of the Bulgarians, under Olgu Tarkan Theodore and under Komit Drista.» Border marking inscription from Narǎš (modern Greece). Успенский Ф. И. (1898). «Пограничный столб между Болгарией и Византией при Симеоне». Известия русского археологического института в Константинополе: стр. 184—194.
- Todt, Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon
- Runciman, 1930, p. 155.
- Tsanev, 2006, p. 212.
- Runciman, 1930, p. 157.
- Bǎlgarite i Bǎlgarija, 1.2.
- Stephenson (2004), стр. 22.
- Loud, G.A. (1978). «A re-examination of the ‘coronation’ of Symeon of Bulgaria in 913». The Journal of Theological Studies (Oxford University Press) xxix (XXIX): стр. 109—120. doi:10.1093/jts/XXIX.1.109.
- Zlatarski, 1971, pp. 367—368.
- Ioannes Skylitzes. Historia, 2, стр.283-284
- ↑ 12
Constantinus Porphyrogenitus. De administrando imperio, § 32, стр.156 - Theophanes Continuatus. Chronographia, стр.388
- Leo Grammaticus. Chronographia, стр.244
- Georgius Monachus Continuatus. Chronicon, стр.806
- Theophanes Continuatus, p. 389
- Haldon (1999), стр. 212
- Haldon (2008), стр. 92
- Theophanes Continuatus. Chronographia, стр.388-390
- Haldon (2008), стр. 91
- Leo Grammaticus. Chronographia, стр. 294—296
- Ioannes Skylitzes. Historia, 2, стр.284-288
- Ioannes Skylitzes. Historia, 2, стр.288
- Leo Diaconus, Historia, стр. 124.
- Божилов, Ив. България и печенезите, стр.47-51
- Nicolaus Patriarcha. Epistolae, ep. 9, col. 73A
- Theophanes Continuatus. Chronographia, стр.290
- Leo Grammaticus. Chronographia, стр.296
- Georgius Monachus Continuatus. Chronicon, стр.808
- Obolensky, D. The Byzantine Commonwealth, London, 1971, стр.111
- Fine, 1991, p. 156.
- Nicolaus Patriarcha. Epistolae, ep. 9, col. 68A
- Cecaumenus, 32-33, 19-20, Arethas, p.338
- *Vie de saint Luc le Jeune, 449 et s.
- DIEHL, Choses et gens de Byzance, 3 et s.
OSTROGORRSKY, Geschichte des byzantinischen Staates, 187, 1.
- Oxford Dictionary of Byzantium, éd. Alexander Kazhdan, Oxford University Press, 1991.
- Tsanev, 2006, p. 217.
- PGr, ep. 95, col. 301 D
- ↑ 123
Cawley, Charles (2006—2007). «Bulgaria: Symeon I 893—927». Medieval Lands. Foundation for Medieval Genealogy. https://fmg.ac/Projects/MedLands/BULGARIA.htm#_Toc137439346. - ↑ 12
Runciman, 1930, pp. 164—165. - Vita S. Mariae Junioris.
- Ioannes Scylitzes. Historia. 2, стр.356-357.
- Theophanes Continuatus, стр. 401—402
- Runciman, 1930, pp. 168—169.
- Zlatarski, 1971, p. 459.
- Runciman, 1930, p. 176.
- Runciman, 1930, p. 174.
- Innocenäus III Papa. Ep. CXV, стр. 1112—3
- Mladjov, Ian (1999). «Between Byzantium and Rome: Bulgaria and the West in the Aftermath of the Photian Schism». Byzantine Studies/Г‰tudes Byzantines: стр. 173—181.
- Zlatarski, 1971, pp. 489—491.
- Tsanev, 2006, pp. 226—227.
- Runciman, 1930, pp. 181, 301—302.
- Fine, 1991, pp. 160—161.
- Liudprandus. Legatio, p. 186.
- Theophanes Continuatus, p. 415.
- Fine, 1991.
- Runciman, 1930, p. 179.
- Stephenson (2004), стр. 24-25
- «Risuvana keramika». Muzej Preslav. Архивированная копия (неопр.)
. Дата обращения: 10 марта 2007. Архивировано 27 января 2007 года.. - Ivanova, «Introduction», Tǎržestvo na slovoto.
- Ivanova, «Pribavka ot samija hristoljubiv car Simeon», Tǎržestvo na slovoto.
- Delev, Zlatnijat vek na bǎlgarskata kultura.
- Ivan Božilov, «Tsar Simeon Veliki (893—927): Zlatnia vek na srednovekovna Bǎlgaria»
- Dimitrov, Bulgaria: illustrated history.