История храма Симеона Столпника на Поварской улице

Церковь Симеона Столпника — храм начала XVII века, чудом сохранившийся в центре Москвы. Это белокаменное строение на фоне высоток Арбата выглядит совсем небольшим, можно сказать, игрушечным. Трудно поверить, что в прошлом веке он едва не стал жертвой строительного бума в центре столицы.

Храм стали разбирать, с него сняли купола и подогнали экскаваторы. Но спас храм не главный архитектор Москвы, а реставратор Леонид Иванович Антропов. Он прыгнул в ковш экскаватора и потребовал включить храм в Список памятников, охраняемых государством. Реставратор не покидал экскаватор до тех пор, пока не увидел подписанный документ о постановке здания на государственную охрану. Так он предотвратил акт вандализма. Надо отметить, что усилиями Леонида Антропова было спасено немало архитектурных памятников Москвы.

Церковь Симеона Столпника — уникальный храм, в нем венчались многие исторические личности, а прихожанами были известные русские литераторы. Так, здесь в 1801 году граф Николай Шереметьев обвенчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой).

История

1 сентября 1598 года на Руси состоялась коронация Бориса Федоровича Годунова. По преданию, именно благодаря этому событию, было решено построить церковь Симеона Столпника, память которого отмечалась в этот же день 1 сентября.

Симеон Столпник — сирийский монах, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (на открытой площадке, камне). Симеон пользовался большим уважением верующих со всей округи. Он давал им советы и наставления. Христианская церковь причислила монаха к святым и установила в его честь праздник Симеонов день, отмечаемый 1 (14) сентября.

Первая церковь Симеона Столпника была сооружена во времена Бориса Годунова. Это была деревянная постройка, а в документах 1625 года упоминается уже о каменном храме. Дошедшее до наших дней сооружение было воздвигнуто в конце 1670-х годов при русском царе Федоре Алексеевиче Романове.

Главный престол храма освящен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме два придела, первый — Симеоновский, второй, с 1759 года — Димитрия Ростовского (ранее — Николая Чудотворца).

Реставрация церковного сооружения прошла в 1960-е годы, но после ее завершения в нем устроили выставку мелких животных, а затем организовали экспозицию картин. В 1992 году здание передали РПЦ.

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской — православный храм, построенный в 1676-1679 годах в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь на этом месте стояла уже в 1625 году: считается, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, который пришёлся на день Симеона Столпника — христианского святого, основоположника столпничества (особый вид подвига — непрерывная молитва на «столпе»), который провёл на столпе 37 лет в посте и молитве.

Построить каменную церковь вместо деревянной распорядился в 1676 году царь Фёдор Алексеевич. В течение 3 лет было построено небольшое здание с 5 главами, колокольней, трапезной и двумя приделами — каждый с отдельной апсидой и главкой. Внешне церковь выглядит достаточно просто, но нарядно: верхний объём здания украшают ряды кокошников, под которыми проведён резной фриз, а колокольня выглядит особенно эффектно благодаря арочным проёмам и 2 рядам слуховых окошек с наличниками.

Главный престол храма освящён в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца (в 1759 году переосвящён во имя Димитрия Ростовского).

Советские годы

После Революции церковь была закрыта и определена под снос, лишившись глав и завершения колокольни, однако, в полуразрушенном состоянии сохранилась до строительства трассы Калининского проспекта (будущего Нового Арбата). Чтобы старая церковь не создавала диссонанса с новыми высотками, её решили снести, но общественности удалось отстоять храм.

В 1966 году, когда здание почти разрушилось, началась его масштабная двухлетняя реставрация, в ходе которой церковь была восстановлена: на главах даже появились кресты, однако, их почти сразу демонтировали по распоряжению свыше. После окончания реставрации в 1968 году здание церкви было передано Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём расположился выставочный зал мелких животных и птиц.

В 1990 году на главах храма вновь появились кресты, а в 1992 — после распада Советского Союза — его вернули Православной церкви.

За годы работы церковь Симеона Столпника стала популярным местом венчания у московской интеллигенции: здесь венчались Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова-Ковалёва, Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, Юрий Неёлов и Елена Нюренберг (будущая жена Михаила Булгакова), а также многие другие известные люди. Одним из известных прихожан храма в последние годы своей жизни стал Николай Гоголь, проживавший тогда на Никитском бульваре: в феврале 1852 года священник церкви отец Алексий причащал умирающего писателя на дому.

На сегодняшний день небольшая белая церковь не является доминантой ни Поварской улицы, ни Нового Арбата, находясь в тени новоарбатских высоток, однако, неизменно обращает на себя внимание прохожих: на фоне масштабной советской застройки она выглядит как нечто экзотическое, но вместе с тем — совершенно естественное.

Церковь Симеона Столпника на Поварской находится на улице Поварская, дом 5 (в начале Нового Арбата). Добраться до неё можно пешком от станции метро «Арбатская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий.

Описание

Храм славится своими архитектурными формами — он построен в стиле русского узорочья и выделяется богатым убранством. Церковь Симеона Столпника относится к так называемым «огненным» храмам.

В древнерусском зодчестве огненными назывались храмы богато украшенные треугольными или заостренными кверху кокошниками, напоминающими языки пламени.

Основной объем церковного здания завершается пятиглавием, которое будто вырастает из горки кокошников. Ниже выделяется фриз, похожий на кружевной ободок, выполненный из кирпичей, поставленных под углом друг к другу.

Оба придела храма, объединенные широкой трапезной, имеют свою апсиду и главку. Трапезная примыкает к колокольне, имеющей в нижнем ярусе арочные проемы. В храме девять глав — пять над основным объемом, три — над алтарями и один — на колокольне.

Восстановление церковного здания началось в начале 1990-х годов. Церковь Симеона Столпника была вновь расписана. В настоящее время мы можем увидеть и ее святыню — икону преподобного Симеона Столпника, сохраненную прихожанами. Гуляя по Арбату, задержитесь у этого красивого, с необычной историей белокаменного храма. В нем нет толп туристов и он поразит Вас потрясающей тишиной, камерностью и покоем.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Храмы Москвы: церковь Симеона Столпника на Поварской

Эту небольшую красивую церквушку знает всякий, кто хоть раз выходил на Новый Арбат от метро Арбатская. Стоит она на правой, четной, стороне, и резко контрастирует, хотя на мой взгляд – наоборот – необычайным образом гармонирует со стоящим рядом многоэтажным зданием.Когда-то эти земли заселяли мастеровые. Здесь, в Поварской слободе, жили повара, хлебопеки и скатертники, работавшие на Сытном дворе. Небедные, как считалось, люди, которые могли позволить себе построить подобную церковь.

Храм преподобного Симеона Столпника на Поварской — один из древнейших и красивейших храмов Москвы

Церковь Симеона Столпника на Поварской — православный храм Центрального благочиния Московской городской епархии на Поварской улице (на Новом Арбате в городе Москве), построенная в 1676—1679 годах по указу царя Фёдора Алексеевича в стиле русского узорочья.

Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.

Симеон Столпник

Каменная церковь была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям — в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой.на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.

Главный престол храма освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, другой престол — во имя преподобного Симеона Столпника. Ранее в храме имелся также престол святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.

Структура церкви выполнена традиционно: шатровая колокольня с запада примыкает к широкой трапезной с двумя одноглавыми приделами, а с востока расположен четверик с тремя алтарными апсидами. Основная часть храма увенчала пятиглавием, покоящимся на горке кокошников. Внимание привлекает карниз: он выполнен из кирпичей, поставленных под углом друг к другу. В южной и северной стенах церкви сохранилось несколько белокаменных надгробных таблиц XVII–XVIII веков – напоминание о существовавшем здесь приходском кладбище.

После создания каменного храма Симеоновским стал только один из приделов в трапезной. Главный же престол храма был освящен в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Еще один придел изначально был Никольским, а в 1759 году оказался переосвящен во имя святого Димитрия Ростовского.

История храма удивительна, но в то же время типична для большинства православных храмов.Его стены помнят войны, революции, мерзость запустения и возрождение из небытия. Они помнят замечательных священников и прихожан, среди которых были и знатные москвичи, и простой люд.

Вместе со страной и народом храм прошел свой крестный путь — наполеоновское нашествие и пожар 1812 года; Первую мировую войну; «обновленцев»; закрытие и осквернение в 1930-е; гусеницы бульдозеров, под которыми он едва не погиб при строительстве Нового Арбата; Вторую мировую войну; реставрацию в 1960-х; наконец, возвращение здания Церкви в 1990 году долгое, трудное восстановление.

После революции церковь была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом.Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять. В. А. Десятников в своей книге писал:

«То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М. В. Посохина. Сохранил её для Москвы Л. И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г. В. Алферова и П. Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану»

К 1966 году здание почти совсем разрушилось. В 1966—1968 годах прошла его масштабная реставрация, в результате которой была восстановлена изначальная форма кровли, появились даже кресты, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства были срезаны; разобраны искажавшие вид здания пристройки и поздние элементы, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.

1960

В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объём храма, первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.

В ХХ веке церкви угрожало полное исчезновение. Ее хотели снести во время строительства нелепейшего Нового Арбата (помните, москвичи сразу прозвали его «вставной челюстью Москвы»?), который погубил великолепный облик всего Арбатского района. Церковь невероятными усилиями отстояли представители московской интеллигенции.

В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. В 1990-х годах в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.

В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в эпизоде, где автомобили милиции и скорой помощи едут на вызов, эта церковь дважды попала в кадр, а один раз её изображение было наложено на видео. Обращает внимание надпись «Выставка» крупным шрифтом на щите перед зданием церкви

В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению заместителя председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 году церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.

Сегодня к храму вернулась его былая краса. Снова звучит колокольный звон, раздаются слова молитвы. В храм приходят люди, которые во времена всеобщего поклонения золотому тельцу стремятся жить по заповедям Христовым. В 2009 году торжественно отмечалось 1050-летие преставления преподобного Симеона Столпника и 385-летие храма.

ПРИДЕЛ СВТ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО В ЦЕРКВИ СИМЕОНА СТОЛПНИКА (ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) НА ПОВАРСКОЙ

Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками.

На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630—1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966 г.

В 1812 году храм Симеона Столпника был разграблен, сильно обгорел во время пожара. Ценности расхищены. После освобождения Москвы от наполеоновских войск прихожане храма во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым полностью восстановили церковь и владения причта к 1818 г.

Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.

Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень. Два придельные алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви — 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.

Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою.

Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной — на одних изображение чаши, на других — лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.

Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.

В настоящей церкви амвонное место выделяется из солея и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.

ИЗВЕСТНЫЕ ПРИХОЖАНЕ ЦЕРКВИ Прихожанином церкви был одно время Николай Васильевич Гоголь. Он жил неподалеку, на Никитском бульваре. Именем писателя при этом почему-то назван соседний бульвар. Там же, в начале Пречистенского, ставшего потом Гоголевским, бульвара, ему поставлен памятник работы скульптора Н.В. Томского, возле которого в 1980-е годы почему-то любили встречаться московские «неформалы».

Скульптура Томского, к слову, водружена была на место прежнего, поставленного в 1909 г. к 100-летию писателя, мудрого и ироничного Гоголя (работы скульптора Н.А. Андреева) и снятого по распоряжению Сталина. Раздражавшего вождя народов Гоголя было приказано отправить в переплавку, и лишь каким-то чудом удалось этот приказ не выполнить. А в 1959 г., к 150-летию Гоголя, андреевская скульптура была реабилитирована и установлена именно в том садике на Никитском бульваре, который прилегает к дому, где Гоголь сжег второй том своих «Мертвых душ».Священник церкви отец Алексий (Соколов) причащал умирающего писателя в феврале 1852 года на дому.Перед смертью он произнес свои последние знаменитые слова: «Лестницу! Скорее подавайте лестницу!»

ИЗВЕСТНЫЕ ВЕНЧАНИЯ В ЦЕРКВИ Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания.

Николай Петрович Шереметев и Прасковья (Параша) Ивановна Ковалёва-Жемчугова, графиня Шереме́ева[ (20 [31] июля 1768, Ярославская губерния — 23 февраля [7 марта] 1803, Санкт-Петербург) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых

6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань.

Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские бани» в театреподмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм.

В декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА.

Елена Сергеевна Шиловская в 1928 году

А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).

1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.

https://www.st-simeon.ru/

https://www.shigri.ru/izgotovlenie_ikonostasov/ikonostas_hrama_simeona_stolpnika_fragmenty.html

https://bolshoevoznesenie.ru/places/5243-cerkov-simeona-stolpnika-na-povarskoj/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]