Храм Симеона Столпника за Яузой: расположение, история постройки, фото и отзывы

Церковь Симеона Столпника — храм начала XVII века, чудом сохранившийся в центре Москвы. Это белокаменное строение на фоне высоток Арбата выглядит совсем небольшим, можно сказать, игрушечным. Трудно поверить, что в прошлом веке он едва не стал жертвой строительного бума в центре столицы.

Храм стали разбирать, с него сняли купола и подогнали экскаваторы. Но спас храм не главный архитектор Москвы, а реставратор Леонид Иванович Антропов. Он прыгнул в ковш экскаватора и потребовал включить храм в Список памятников, охраняемых государством. Реставратор не покидал экскаватор до тех пор, пока не увидел подписанный документ о постановке здания на государственную охрану. Так он предотвратил акт вандализма. Надо отметить, что усилиями Леонида Антропова было спасено немало архитектурных памятников Москвы.

Церковь Симеона Столпника — уникальный храм, в нем венчались многие исторические личности, а прихожанами были известные русские литераторы. Так, здесь в 1801 году граф Николай Шереметьев обвенчался с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой).

История

Храм Симеона Столпника за Яузой был построен в 1600 году по указу Бориса Годунова. Как известно, он взошел на трон 1 сентября 1598 года, в тот день, когда вспоминают о Симеоне Столпнике. По версии некоторых историков, именно по этой причине царь и распорядился возвести церковь в его честь. Изначально она была построена из дерева, однако согласно Писцовой книге, Симеоновский храм упоминается как каменный уже в конце 17 века.

В 1731 году на средства жертвователей началась перестройка церкви, однако перед этим святой отец Петр Никонов обратился от лица прихожан к императрице Анне Иоанновне за разрешением о начале работ. После его получения, согласно записям, которые сохранились в архиве храма, в ноябре этого же года был освящен придел во имя Св. Николая. Спустя два года освятили главный престол храма Симеона Столпника за Яузой.

Великий Новгород.

2014 год.

Церковь Симеона Богоприимца. Открытка кон. XIX – нач. ХХ вв.

2014 год.

«В лето 6975 (1467 г.) Бысть мор во Пьскови и Новигороде и по волостем Новгородцким; и поставиша церковь древяну святаго Семеона Богоприемца во Зверинцах, но новом месте, единого дни…». (Четвёртая Новгородская летопись)

«А на ту весну месяца июня того же лета, свершиша церковь камену Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодником.» (Летопись Авраамки)

Зверин монастырь. Вид со стороны реки Волхов. Открытка кон. XIX – нач. ХХ вв.

Церковь Симеона Богоприимца построена в 1468 г. в Покровском Зверине монастыре, находящемся на Софийской стороне Новгорода к северу от вала Окольного города. Покровским монастырь назван по главному храму Покрова Богородицы, Звериным – по месту существовавшего здесь в XI в. зверинца, то есть, заповедных угодий для проведения княжеской охоты. Дата основания монастыря неизвестна, впервые летописи упоминают о нем под 1148 г. в связи с пожаром, в котором погибла деревянная Покровская церковь.

Зверин монастырь. Вид с юга. Открытка кон. XIX – нач. ХХ вв.

2014 год.

Самый древний храм из сохранившегося комплекса построек Зверина монастыря – Покровская церковь, возведенная в камне в 1399 г.; позднее она неоднократно перестраивалась и поновлялась. Церковь реставрирована в 1970-е гг. в формах XVII в. с сохранением первоначальных элементов, в том числе и декора XIV в. В 1899-1901 гг. на месте западного придела церкви был возведен большой пятиглавый каменный Покровский собор.

Панорама храмов Зверина монастыря с юго-востока.

К северу от Покровской располагается церковь Симеона Богоприимца, обетная, построенная на месте деревянного обыденного (однодневного) храма. Письменные источники – летописи и граффити на восточной стене диаконника – подробно повествуют о событиях, связанных со строительством церкви. В 1466 г. на Новгородской земле начался «мор желвою или железою» (Вторая Новгородская летопись) – сильнейшая эпидемия чумы, унесшая жизни около 56000 горожан. Во время скорбной молитвы архиепископ Иона услышал голос, повелевающий построить в течение одного дня церковь в Зверине монастыре, где для погребения умерших от чумы горожан была устроена скудельня – большая общая могила.

Из Софийского собора в Зверин монастырь, где чудесным образом явилась икона св. Симеона Богоприимца, 1 октября 1467 г. был совершен крестный ход. В честь этого святого владыка Иона освятил поставленный новгородцами в один день храм. К марту эпидемия прекратилась, а на следующий год деревянную церковь заменили на каменную. Вскоре после этого храм был расписан. Церковь Симеона Богоприимца – последний сохранившийся датированный памятник периода новгородской независимости. Храм представляет собой типичную постройку своего времени, когда архитектура шла по пути создания миниатюрных камерных церквей. Небольшой объем, предназначенный для немноголюдных монастырских служб, отличается целостностью и компактностью.

Церковь возведена из кирпича, без использования местного камня, что было новым словом в новгородской строительной традиции. Это прямоугольная в плане постройка с сильно выступающей высокой полукруглой апсидой, динамичной восьмискатной кровлей и одной массивной, расширяющейся книзу световой главой. С запада к основному объему примыкает двухэтажная каменная пристройка, появившаяся в XIX в. на месте деревянной паперти. Узкими лопатками, стянутыми в верхней части многолопастной аркой, фасады церкви разделены на три прясла: примерно равные узкие боковые и широкое центральное.

Фрагмент южного фасада.

Окна высокого барабана украшены бровками с зубчатым пояском, выше расположены декоративные пояса поребрика (фриза из выступающих углов заглубленного в кладку кирпича), бегунца (ряда поставленного на ребро кирпича) и арочек. Фасады декорированы бровками с зубчиками над окнами, в верхней части – чередующимися поясами бегунца и поребрика, верхняя часть апсиды также украшена поясом бегунца. В нише, расположенной в верхней части южной стены, сохранилось изображение св. Симеона Богоприимца с Христом-младенцем на руках. Храм имеет подцерковье, отделенное от основного объема плоским междуэтажным перекрытием. Граница ярусов на фасаде не выражена, церковь воспринимается как единый ориентированный по вертикали объем. В подцерковье четыре столба имеют квадратное сечение, тогда как в основном объеме западные опоры скруглены на высоту человеческого роста, а восточные, на западных гранях которых размещался иконостас, — лишь с востока; выше все опоры приобретают квадратное сечение.

Алтарная часть. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

На протяжении веков церковь неоднократно ремонтировалась и поновлялась. Через несколько лет после возведения, в 1471 г., при подходе войск Ивана III «в Зверинцах церковь новая святыи Семион огоре» (Четвертая Новгородская летопись). Серьезные ремонтные работы проводились в конце XVII-XIX вв.

Вид с юга до реставрации.

Раскрытие и восстановление декора барабана.

В годы Великой Отечественной войны в результате бомбардировок пострадали и были частично разрушены кровли, оконные и дверные заполнения, разобрано междуэтажное перекрытие. Комплекс научно-исследовательских и ремонтно-восстановительных работ осуществлен в 1960-1970 гг. под руководством Г. М. Штендера. Памятник отреставрирован на первоначальную дату с сохранением некоторых поздних элементов: завершения фасадов выполнены в формах XVII в., главы – XVIII в.; сохранена западная пристройка XIX в.

В процессе работ по следам раскрыты или реставрированы все окна, порталы, декор, восстановлена связевая система и междуэтажное перекрытие, проведено инженерное укрепление, устроено отопление; в основном объеме церкви выложен кирпичный пол, разобраны поздние хоры. Многочисленные ремонты затронули и древнюю стенопись. Живопись восполнялась в 1654 и 1771 гг., в 1845 г. храм был полностью записан клеевыми красками, с изменением иконографической программы. Пробные расчистки были проведены в 1923 г. московским реставратором П. И. Юкиным, в послевоенный период эти работы были продолжены. В 1970-е гг. художники-реставраторы новгородской реставрационной мастерской раскрыли и укрепили росписи XV в., сохранив в местах утрат слои живописи XVII и XIX вв.

Роспись северной стены. XIX век. Вид до реставрации.

Роспись южной стены. XIX век. Вид до реставрации.

Роспись южной стены. Вид после реставрации.

Декорация верхней зоны вполне традиционна: в скуфье купола – медальон с погрудным изображением Христа Пантократора; в верхнем ярусе барабана – архангелы в рост и серафимы (слой живописи XVII в.).

Купол. Христос Пантократор. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Во втором регистре – фигуры праотцев в рост: между северным и восточным окнами помещены Адам и Ева, между восточным и южным – юный Авель и Ной с ковчегом; по другую сторону от южного окна представлены Авраам и Исаак, на северо-западном простенке – молодой Иаков и Сиф с диском, символизирующим Вселенную.

Барабан. Праотцы Иаков и Сиф. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

В основании барабана – двенадцать полуфигур пророков. В парусах изображены восседающие на фоне палат евангелисты (в юго-западном парусе – живопись XIX в.).

Апсида. Композиция «Отечество». XIX век.

Роспись алтаря пострадала в большей степени; основная часть композиций была либо полностью переписана в 1845 г. (композиция «Отечество» в конхе, медальонные изображения), либо с частичными восполнениями (пять фигур святителей). На склонах арки перед апсидой сохранились первоначальные изображения самых крупных в храме фигур – первосвященников в рост, ниже, на лопатках помещены архидиаконы.

Ансамбль стенописи основной части храма принадлежит к редчайшему типу храмовой декорации: состав его изображений построен на основе месяцеслова («Менология») или календаря: фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах расположены в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла.

Авторы росписи отобразили масштаб страшного бедствия, постигшего новгородцев в эти годы, создав памятник – мемориал, годовой помянник умерших во время эпидемии. Пояса живописи смыкались с иконами алтарной преграды, составляя с ними единое целое.

Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений – всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост; около двадцати изображений сохранили подписи с частичными утратами под записями XVII в. События христологического и богородичного цикла (великие праздники церковного календаря) обозначены фигурами Христа или Богоматери.

Чтение месяцеслова начинается 1 сентября (все даты даны по старому стилю) в южной части; далее годовой цикл разворачивается по часовой стрелке, спускаясь вниз по стенам и граням столбов. Из наиболее известных святых узнаются полуфигуры Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, представленная в пару с молодым мучеником Мамантом (память 1 и 2 сентября), между изображениями евангелистов Матфея и Марка.

Чело южной подпружной арки. Симеон Столпник и мученик Мамант. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Юго-восточный парус. Евангелист Матфей. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) отмечен полуфигурой Богоматери – первой с запада на подпружной арке. Святой Иоанн Богослов (26 сентября) изображен в люнете южной стены (крайняя восточная полуфигура нижнего пояса). Изображения, иллюстрирующие октябрь, располагались на западной стене, однако практически все они утрачены в связи с устройством в XVIII в. в этой части церкви хор.

Ноябрь открывается на челе северной подпружной арки изображениями целителей Косьмы и Дамиана; далее, среди изображений в люнете вторая с запада полуфигура в верхем поясе – Богородица, обозначающая праздник Введение Богоматери в храм (21 ноября); крайняя восточная полуфигура нижнего пояса – апостол Андрей.

Северная стена. Апостол Андрей. Южная стена. Мученица Татьяна. Северная стена. Алексий Человек Божий. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Декабрь проиллюстрирован в восточной части. Среди фигур на южном склоне подпружной арки узнается святитель Николай (6 декабря). Чтение января начинается в средней зоне южной стены: восточная полуфигура верхнего пояса – святитель Василий Великий; в среднем поясе среди полуфигур – Крещение (Спаситель с крестчатым нимбом); крайняя западная полуфигура нижнего пояса – мученица Татьяна. Далее месяц разворачивается в верхней зоне юго-западного столба: на восточной плоскости в нижнем поясе – преподобный Максим Исповедник, рядом – апостол Тимофей. Февраль, с храмовыми праздниками, проиллюстрирован в верхней зоне юго-западного компартимента: на восточном склоне западной подпружной арки юго-западного столба – фигура Богоматери с младенцем в рост – Сретение Господне; рядом, на четвертном своде была дана фигура святого Симеона Богоприимца (изображение не сохранилось. Чтение марта начинается на северо-западном столбе в верхней зоне; на плоскости, примыкающей к северной стене, привлекает внимание группа из трех полуфигур в верхнем поясе, изображающая сорок мучеников Севастийских. Среди фигур северной стены в верхнем поясе – Алексий Человек Божий; рядом – святитель Кирилл.

Северо-западный столб. Сорок мучеников Севастийских. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Апрель проиллюстрирован с севера на юг в верхней зоне по четвертным сводам, аркам и на восточной стене; изображения сохранились со значительными утратами. Святые, дни памяти которых приходятся на май, изображены в юго-западной части: на южной стене в нижнем поясе первый с востока – праведный Иов, в верхнем поясе, с запада читаются фигуры св. Пелагеи, мученицы Ирины. На восточной плоскости юго-западного столба представлены равноапостольные Константин и Елена (21 мая).

Юго-западный столб. Равноапостольные Константин и Елена. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Июньские святые размещены в северо-западном компартименте церкви и на гранях северо-западного столба: на южной плоскости – праведная Елизавета с младенцем Иоанном в руках, отмечающая праздник Рождество Иоанна Крестителя; на восточной плоскости – целитель Павел, апостол Петр.

Северо-западный столб. Целитель Павел, апостол Петр. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Изображения святых, поминаемых в июле, располагаются на круглых плоскостях западных столбов: на юго-западном – целители Козьма и Дамиан, Богоматерь перед киворием (праздник Положения ризы Богоматери); на северо-западном столбе – князь Владимир и отрок Кирик, чья память отмечается в один день, 15 июля. Чтение месяца заканчивается в жертвеннике: на восточной стене изображения князей Бориса и Глеба.

Юго-западный столб. Целитель Козьма.

Юго-западный столб. Целитель Дамиан.

Юго-западный столб. Богоматерь перед киворием.

Изображения на скругленных плоскостях восточных столбов соответствуют августу; среди них – Спаситель с крестчатым нимбом, фигура которого обозначает праздник Преображения Господня (на северо-восточном столбе). Фигуры святых, обозначающих конец месяца, изображены в диаконнике: на южной стене в верхнем поясе – Успение Богородицы; в нижнем поясе – мученик Андрей Стратилат.

Особое место в программе росписей занимают фигуры в рост, обрамляющие окна и портал. На южной стене западнее окна изображен ктитор – архиепископ Иоана в предстоянии Господу, с моделью созданной им церкви святого Симеона Богоприимца.

Южная стена. Архиепископ Иона.

Его роль как сторонника мирного преодоления кризиса, возникшего в эти годы между Москвой и Новгородом, и духовного целителя раскрывается благодаря размещенной напротив, на северной стене, фигуре целителя телесных недугов – святого Христофора.

Северная стена. Святой Христофор. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Усиливая тему примирения и духовного единения, на южной и северной стенах восточнее окон даны изображения святых, особо чтимых в Новгороде и Москве – Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского.

Северная стена. Святой Сергий Радонежский. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

На западной стене по сторонам от входа помещены изображения архангелов Михаила и Гавриила – грозных стражей, олицетворяющих приближающийся конец Света и напоминающих о личной готовности каждого предстать перед троном грозного Судии.

Западная стена. Архангел Михаил.

Западная стена. Архангел Гавриил.

В палитру художников входят достаточно яркие цветовые сочетания зеленого, коричневого; красный и синий цвета используются для звучных декоративных акцентов; светло-желтые охры являются основой для письма ликов и имитируют золото нимбов.

Орнаментальные фризы, разделяющие календарные циклы. Фотография Е. В. Гордюшенкова.

Особую роль в системе росписей играют орнаментальные фризы, разделяющие календарные циклы. Верхний регистр стенописи очерчен растительным орнаментом, состоящим из диагонально расположенных и разнонаправленных листьев, обрамляющих лилиевидные цветы. Следующий орнаментальный пояс состоит из тонких, изящно вьющихся стеблей и мелких цветов желтого, зеленого и голубого оттенков и белых длинных тычинок на голубовато-сером фоне. На столбах в местах перехода граней в своды помещен фриз с охристыми и голубоватыми штрихами на красно-коричневом фоне; цокольные скругленные части украшены диагональными полосами красно-коричневого, желтого, серо-бежевого и синего цветов. В цокольной зоне наоса проходит декоративная панель в виде белой подвесной пелены – «полотенца» со стилизованным орнаментом.

Откосы окон украшены цветочным орнаментом в яркой многоцветной гамме.

Иконографическая программа росписей уникальна и необычна для русских храмов. Традиция изображения календарного цикла в стенописи известна в балканских церквах XIII-XV вв., однако в этих памятниках месяцеслов занимает незначительную часть внутреннего пространства, играя подчиненную роль в общем ансамбле. Единственный ансамбль, сохранивший иконографическую схему изображения святых по месяцеслову – это росписи церкви в Козии, на территории Румынии, XIV в.

Столь сложный заказ выполнили местные мастера, артель архиепископского двора, приблизившиеся и в технике письма – с использованием яичной темперы, и в характере художественных приемов к иконописи. Они соединили значительное количество не связанных сюжетно изображений, используя ограниченный набор приемов и иконографических типов: на основе мерного рядоположения полуфигур, представленных отдельно или в медальонах. Фигуры с крупными головами и узкими покатыми плечами показаны несколько обобщенно, драпировки выполнены в основном схематично либо черным контурными линиями, либо веерообразно расходящимися пробелами. Лики трактованы более тщательно, строгий и сдержанный взгляд крупных глаз святых направлен в сторону. Изображения органично сочетаются с небольшими размерами храма – фигуры не кажутся мелкими и не производят впечатления тесноты, достаточно отчетливо читаются на расстоянии.

Элитарность храма нашла отражение и в архитектурных особенностях. Памятник, завершая период самостоятельного развития новгородского зодчества, вобрал в себя наиболее яркие черты архитектуры предшествующего периода, и в то же время оказал заметное влияние на дальнейшее развитие местного зодчества.

Т. В. Пинкусова. «Церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре».

* * *

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ЗВЕРИН МОНАСТЫРЬ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Новое строительство

В 1752 году в жизни РПЦ произошло значимое событие – были обретены мощи св. Дмитрия Ростовского. После его канонизации к мощам устремились паломники со всей страны. В церквях стали сооружаться престолы в его честь, а в храмах, где присутствовали мощи святого, с каждым днем становилось все больше верующих. В Москве в честь Дмитрия Ростовского на тот момент было освящено более 12 престолов. В храме Симеона Столпника за Яузой после получения нетленных мощей святого было решено сделать престол в его честь.

В 1763 году суконный фабрикант А. И. Малиньков выделяет внушительную сумму на новую трапезную с двумя приделами. Также меценат спонсировал строительство новой колокольни. Автором проекта трапезной стал архитектор И. М. Назаров. Строительство было завершено 1768 году, приделы освящены в честь Дмитрия Ростовского и Святителя Николая. Однако возведение колокольни по неизвестным причинам было отложено.

Храм в 18 веке

В 1785 году по периметру возводится церковная ограда и ворота. Примечательно, что они сохранились до настоящего времени. Спустя четыре года заканчивается строительство новой колокольни, средство на которую выделил А. И. Малиньков.

К концу 18 столетия церковь с располагавшимся в ней главным приделом достаточно сильно обветшала, и встал вопрос о ее ремонте. Настоятель храма Николай Федоров подал прошение митрополиту Платону о реконструкции церкви. Спустя некоторое время Храмоздательная грамота была получена вместе с благословением митрополита.

В 1792 году крупные промышленники И. Р. Баташев и С. П. Васильев, являвшиеся прихожанами церкви, выделили необходимые средства на реконструкцию храма прп. Симеона Столпника за Яузой. С большими изменениями после этой переделки церковь сохранилась до настоящего времени.

Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы что на Моховой улице

Церковь сия, первоначально деревянная, была построена, по повелению императора Петра I, с двумя престолами: главный, во имя св. и пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в честь тезоименитства старшей дочери Петра Великого, Цесаревны Анны Петровны, а придельный – во имя Архистратига Михаила. Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 году; но в доношении Св. Правительствующему Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 года о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что эта церковь была построена тщанием и попечением Государя Цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни вместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга.

В октябре 1731 года была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь с деревянным куполом и верхом колокольни, по повелению Императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения Высочайшей строптельницы храма. Время основания этого храма обозначено на медной доске в западной стене храма по правую руку со входа в церковь такими словами: «Во имя Господне основание храма сего св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и два придела Архангела Михаила, второй Ефрема Сирина, положился повелением Благочестивейшей, Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всероссийской, во второе лето благочестивой державы Царства Ее в лето 1731 октября 5 дня в С.-Петербурге». Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкой окончена. Проект иконостаса для нее приписывается сочинению Высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостасе были написаны в количестве 20, московскими иконописцами Василием Василевским, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала иконным самым добрым мастерством по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу Ее Императорского Величества, за сумму тысячу сорок рублей» (сведение взято из дел Государственного архива).

Освящение главного престола совершено 27 января 1734 года, с величайшей торжественностью, в присутствии самой Императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены Высокопреосвященные Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Илларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, Грузинские – Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, в числе их Синодальный член Новоспасского монастыря архимандрит Илларион и Троицкого Александро-Невского монастыря Петр, 4 протоиерея, в числе их были: Синодальный член Московского Благовещенского собора протопресвитер Иоанн Симеонов, С.-Петербургские, – Троицкого собора Иоанн Симеонов, Петропавловского собора Петр Григорьев и Исаакиевского собора Иоанн Чедневский; 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов и иподиаконов, и певчих синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек. Придел во имя пр. Ефрема Сирина был освящен 25-го того же января Троицкого Сергиева монастыря архимандритом Варлаамом Синодальным членом Московского Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым и прочим духовенством. А придел во имя Архистратига Михаила освящен 8-го ноября того же года Синодальными членами: Московского Чудова монастыря архимандритов Аароном и Благовещенского собора протопресвитером Иоанном Симеоновым с прочим духовенством. (Взято из дел Синодального архива за № 1229, 1734 г. февраля 4-го дня и ноября 13-го дня того же года).

Императрица причислила ново-созданный храм к придворным, часто его посещала сама и особенно заботилась о благолепии его. В высокоторжественные и царские дни здесь собиралось для молебствий духовенство столичных церквей до времени открытия храма Казанской Богоматери в 1737 году, а в дни рождения и тезоименитства Императрицы, т. е. 28 января и 3 февраля, торжественные архиерейские богослужения были отправляемы и в последующие годы до кончины Государыни. Со времени же рождения Великой княжны Анны Павловны, впоследствии королевы Нидерландской, и последовавшего затем присвоения Симеоновской церкви ордена св. Анны в царствование императора Павла I, архиерейские торжественные богослужения опять стали совершаться в ней 3-го февраля в честь тезоименитства царственной особы, а также в честь кавалерского и храмового праздника, и совершались до позднейшего времени. Замечателен указ Святейшего Правительствующего Синода, от 19-февраля 1734 года о наименовании церкви Симеоновской, но св. и прав. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы. В этом указе сказано: «По указу Ее Императорского Величества Святейший правительствующий Синод в С.-Петербурге рассуждая, что по особливому Ее Императорского Величества соизволению в царствующем граде С.-Петербурге построена церковь во имя святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы вновь каменная, которая в нынешнем 1734 году уже по церковному чиноположению и освящена и Божественная в ней служба совершается, а в день празднества оных святых, то есть февраля 3-го числа бывает тезоименитство Ее Императорского Величества Всепресветейшей Государыни Императрицы Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской. А понеже обретающиеся в Санкт-Петербурге всякого звания и достоинства люди, иные от забвения, а большая, как мнится Святейшему правительствующему Синоду, часть от не рассуждения и от простоты в письмах пишут, таким образом, например: живет или жил такой-то у Симеоновской церкви, а в словесных разговорах множественно произносят, что или пошел, или был, или буду у Симеоновской церкви, и прочее тому подобные, а того всего во чьи та церковь имена освящена со изъяснением порядочно в письмах не пишут и в словесных разговорах не употребляют, а для вышеозначенного немаловажного резона как случай позовет именование той церкви надлежит конечно всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно, с надлежащим изъяснением, так: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное), святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем из Синодальных членов преосвященный Феофан, архиепископ Велико-новгородский и Велико-луцкий и Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, января 28 числа 1734 года., и Ее Императорскому Величеству в зимнем Ее Императорского Величества доме докладывали, по которому Их Преосвященств докладу Ее Императорское Величество о том той церкви именовании за благо принять соизволила и повелением Своего Императорского Величества оное утвердила, того ради приказали

: отныне всякого звания и достоинства людям в Санкт-Петербурге обретающимся во всяких письмах писать порядочно с надлежащим изъяснением, тако: церковь или к церкви, или при церкви, или от церкви (и прочее тому подобное) святого и праведного Симеона Богоприимца и святой Анны Пророчицы, и в словесных разговорах произносить «церковь, к церкви, при церкви» (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны. О чем для надлежащего исполнения в Санкт-Петербурге у обретающихся всех соборов и приходских церквей и в ближних к Санкт-Петербургу ведомства Санкт-Петербургского Духовного правления местах, из этого Духовного Правления распубликовать указами по обыкновению неукоснительно, и о том в оное Санкт-Петербургское Духовное Правление из Святейшего Правительствующего Синода послать указ немедленно. (Подлинный подписали Феофан, архиепископ Новгородский; Питирим, архиепископ Нижегородский; Илларион, архимандрит Новоспасский; Аарон, архимандрит Спасоярославский; Иоанн, протопоп Благовещенский, обер-секретарь Михайло Дудин)».

В 1737 году, по Указу Ее Величества, были перевезены из Петропавловской крепости для постановления на колокольне Симеоновской церкви часы с курантами, снятые с церкви Воскресения Христова, что на Васильевском острове, и для играния курантов было вылито мастером Петром Леклером 25 колоколов по данным моделям от колокольного мастера Ферстера; часы эти в последствии времени, неизвестно когда именно, сняты и памятником их, можно считать один разбитый колокол около 10 пудов весом с английскими надписями 1685 года, который тоже в последнюю перестройку храма, из-за негодности к употреблению, снят с колокольни. (Взято из дела о часах на церкви св. Симеона и Анны – 1736 г. № 18. Синодального архива). По кончине императрицы Анны Иоанновны, в Симеоновскую церковь был перенесен и поставлен над главным престолом балдахин, шитый по малиновому бархату золотом с бахромой и кистями золотыми, служивший при погребении тела Государыни. В 1772 году устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. Великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения Наследника престола цесаревича и Великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября в день сего святого.

Со времени устроения третьего придела, церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные вначале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой – один ново-поставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола. В 1797 году Император Павел I присвоил Симеоновскую церковь к ордену св. Анны, и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный, а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить Императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время и была сделана на левой стороне напротив Царского места проповедническая кафедра.

В 1802 году Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сегo времени по 1808 год произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее, при церковном старосте, С.-Петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так, внутри церкви, сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, перестланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма и 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен и церковь сделана вся теплой. Снаружи к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания уголья; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам, и для кладовой57; сама ограда церкви возвышена и починена. Потом при настоятеле церкви, протоиерее Петре Вигилянском и при церковных старостах Павле Сутугине и Сильвестре Шишкине, отличавшемся особенной распорядительностью и ревностью к благолепию храма, церковь в течение нескольких лет, начиная с 1834 и по 1839 год, опять возобновлена снизу доверху и приведена в тот вид, в каком существовала доныне. В эти годы, именно в 1834 г., была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, где ветхое заменено новым, шпиль покрыт новым железом, и крест вновь позолочен; на церкви повредившееся железо заменено новым и весь фасад церкви и колокольни, равно как и церковная ограда с часовней исправлены и выкрашены. Не видно, однако же, чтобы и деревянный купол на церкви был перестроен, на что дано было разрешение епархиальным начальством еще в 1825 году, если, сказано в указе, этот купол окажется ветхим и к починке негодным, не отступая точию от прежнего фасада.

В 1838 году была возобновлена и исправлена вся внутренность церкви: иконостас и все киоты для икон вызолочены лучшим червонным золотом и выкрашены, живопись в иконостасе и на стенах вычищена и исправлена, а в царских вратах придела Михаила Архангела 6 образов написаны вновь академиком Антонелли; иконостас местами почищен и обшит досками с алтарной стороны, полы черные и чистые выстланы вновь с положением под них новых балок, серебряные ризы на местных образах и лампады отбелены, все стены храма и купол окрашены голубой клеевой краской; печи и окна исправлены, даже срачицы на престолах и жертвенниках сделаны новые; сверх этих внутренних исправлений и наружный фасад церкви с церковной оградой вновь окрашены, с исправлением штукатурки, орденский знак над входными западными дверьми вновь выбронзирован. А чтобы во время производства работ богослужение в храме не прекращалось, для совершения оного были устроены посреди церкви временные алтари, отделявшиеся от главного иконостаса дощатой обшивкой. При этом общем возобновлении церкви, царское место, балдахин над престолом и проповедническая кафедра из-за ветхости упразднены. В 1839 году переделано помещение для ризницы, с перенесением входа в алтарь с северной на восточную сторону. Стоимость всех исчисленных работ по колокольне, церкви и церковной ограде, как видно из приходно-расходных книг за показанные годы, простиралось до 14.600 рублей ассигнациями. Надо, однако же, заметить, что исправления и переделки в церкви были разрешаемы и производимы не иначе, как с сохранением прежнего стиля и без отступления от наружного фасада, а потому Симеоновская церковь сохранила доселе свой первоначальный вид. Небольшое отступление от прежнего фасада допущено только пристройкой к северной части алтаря, обращенной внутрь церковного двора, для удобнейшего помещения ризницы, казнохранилища, архива и библиотеки.

С 1839 года в течение 30 лет в Симеоновской церкви не было значительных исправлений, кроме необходимых ремонтировок. Вследствие чего церковь пришла в крайнее обветшание и требовала не только полного реставрирования, но и капитальной перестройки в некоторых частях. К этому делу было преступлено в 1868 году. Самое живое участие принимал в нем из прихожан действительный статский советник, С.-Петербургский 1-й гильдии купец Василий Федулович Громов (умер 12 июня 1869 г.), который из предоставленного в полное и безотчетное распоряжение его капитала по духовному завещанию покойной его жены Федосьи Тарасьевны, пожертвовал на перестройку храма 30.000 руб. 5% билетами Государственного банка. По его поручению, составлен был академиком-архитектором Винтергальтером первый план перестройки, со значительными отступлениями от старого плана. Но план, составленный Винтергальтером, хотя соответствовал современным требованиям вкуса и искусства, а также желанию жертвователя, не был одобрен и утвержден С.-Петербургским строительным отделением, в виду точного смысла ст. 207 т. ХІІ уст. строит., ограждающей все древние церковные постройки от произвольной переделки их в модном вкусе, а Симеоновская церковь, как было выражено в постановлении строительного отделения, есть самая старейшая, из церковных построек прошлого столетия и единственная, остающаяся до ныне без видоизменения; при чем строительное отделение признало совершенно возможным реставрировать этот храм в первоначальном же стиле. Согласно этому журнальному постановлению строительного отделения, академиком Винтергальтером составлен был новый план на реставрирование Симеоновской церкви и при ней каменной часовни, в первоначальном стиле, с возведением каменных пристроек, нa месте прежних ветхих и маловместительных, для ризницы и входа, и устроение новой церковной ограды, с заменой прежней деревянной решетки железной. План этот, по рассмотрении и одобрении С.-Петербургским строительным отделением и техническо-строительным комитетом при Министерстве внутренних дел, был Высочайше утвержден, в 11 день апреля 1869 года, и препровожден для исполнения, по журнальному постановлению строительного отделения от 6 июня 1869 года, с тем, чтобы: 1) подвалы и передняя часть церкви были покрыты кирпичными сводами, оставляя каменные столбы внутри храма в существующем виде; 2) чтобы ветхий деревянный портик у южного бокового входа был заменен каменным, также с сохранением характера его архитектуры; 3) чтобы при перестройке храм был снабжен хорошей системы отоплением и вентиляцией. Для исполнения работ епархиальным начальством учреждена временная строительная комиссия, в составе которой назначены членами местный настоятель, протоиерей Η. П. Содальский с прочими священнослужителями, церковный староста, купец Ф. В. Романов и из прихожан, действительный статский советник B.C.Барыков, гвардии полковник, потом генерал-майор, Ф. Ив. Жербин, действительный статский советник A. И. Лер, статский советник Π. А. Климов, потомственные почетные граждане: И. Ф. Громов, вместо умершего брата его, действительного статского советника В.Ф. Громова и Κ. А. Варгунин, для делопроизводства избран из членов же комиссии, надворный советник Π. А. Семенюк. По составлению и утверждению надлежащих смет, к работам было преступлено в мае следующего 1870 года, а для удобнейшего производства оных и беспрепятственного отправления богослужения была выстроена в том же месяце мае временная деревянная церковь внутри церковной ограды с двумя престолами. Все работы вполне были окончены через два года к октябрю 1872 г. Они заключались в следующем:

1) По колокольне

– два верхние деревянные яруса заменены новыми каменными, а для укрепления двух нижних ярусов, которые оказались тонкими и непрочными, выведены внутри колокольни стенки по цементу под двумя арками; шпиль деревянный под железной оболочкой устроен вновь, крест над шпилем с шаром вызолочены под огонь, под колокольней сторожка и кладовая перестроены. Но только лишь колокольня была отстроена и леса сняты, как ударом молнии, во время сильной грозы, разразившейся над местностью церкви, 26-го июля 1871 года, произведены были значительные наружные повреждения в двух верхних ярусах колокольни, каковые вновь исправлены с надлежащей прочностью.

2) По церкви

– вновь устроены под всей церковью кирпичные своды, которых прежде не было, полы настланы новые – в церкви из соснового паркета, а в алтарях и на пред алтарной солее из дубового; верхние своды над передней частью церкви, в замен прежних потолков, и в алтаре устроены новые деревянные под штукатуркой, с возвышением передней части; в главном куполе повредившиеся части заменены новыми; рамы, как в куполе, так и во всей церкви закладные, летние и зимние, поставлены новые с железными решетками по новому рисунку; печи с вентиляцией сложены новые по системе пиротехника Давыдова; вся церковь покрыта новым железом, а понизу обложена новым цоколем; стены как наружные, так и внутренние снова оштукатурены и выкрашены, с небольшим утончением внутренних столбов; из двух хоров, одни в высокой части церкви, как ненужные уничтожены, а в передней части увеличены и утверждены на железных кронштейнах; корона над главным куполом и шар с крестом вновь вызолочены. К северной стороне алтаря сделана новая пристройка, с разобранием прежней маловместительной, для ризницы и входа. Над ризницей, по особому разрешению Святейшего Синода, устроен новый 4-й придел в честь местно-чтимого образа Божьей Матери, именуемой
Троеручицей
, для отправления заказных служб. Внутреннее устройство этого придела и снабжение изящной и благолепной утварью произведено членом строительной комиссии, статским советником Климовым (умер 10-го августа 1872 г.) на пожертвования братиков Свято-Кирилло-Мефодиевского братства в память основателя этого братства, покойного графа Дмитрия Николаевича Блудова. В главной церкви иконостас устроен новый по рисунку академика Винтергальтера, с удержанием стиля прежнего иконостаса. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым; рамы и киоты вызолочены вновь; утварь и серебряные ризы выбелены, с новой позолотой, где следует, с исправлением их и добавкой серебра. С западной, северной и южной сторон храма устроены новые крыльца со входами; над первым поставлен железный зонтик, над южным портик, вместо деревянного, устроен каменный по прежнему рисунку, а над северным крыльцом сделан каменный тамбур со входом в главную церковь, с лестницей для входа в новый малый придел. Одним словом, церковь вся перестроена заново, с сохранением только каменного ее остова и верхних частей главного деревянного купола и с удержанием прежнего архитектурного характера, и

3) По церковной ограде –

она вся сложена вновь из цоколя и обнесена железной бронзированной решеткой с тремя воротами железными же; часовня на углу ограды перестроена, вновь покрыта листовым железом, и крест над ней вызолочен, иконостас внутри оной возобновлен с позолотой по местам; в церковной ограде проложены подземные трубы для стока воды и устроен сад; кругом церкви для крестных ходов настланы широкие плитные тротуары, таковые же тротуары положены и по наружной стороне ограды с перестилкой всей мостовой по Симеоновскому переулку и Моховой улице. Стоимость всех этих работ капитальных, художественных и земляных простирается до 70,000 рублей сер., не считая внутренней отделки нового придела и пожертвований вещами на украшение храма. Капитал приобретен от усердствующих к храму Божьему прихожан и частью от обычных церковных доходов. Главным пожертвованием на перестройку храма, как замечено выше, были 30,000 руб. от С.-Петербургского 1-й гильдии купца, действительного статского советника Василия Федуловича Громова; сверх того, еще ранее в 1858 г., на этот же предмет было назначено, по завещанию царскосельского купца Николая Каленова 5000 руб., а с полученными на них процентами составилось 6000 р., да по предложенной подписке от прочих прихожан собрано до 14000 р., а всего с накопившимися процентами образовалась сумма свыше 53 000 руб., остальное добавлено из текущих церковных доходов; разных пожертвований утварью, ризницей и другими церковными принадлежностями, приобретено на 11,585 рублей, с включением пожертвований для нового придела от братиков Кирилло-Мефодиевского братства.

Строительство нового храма

Мастера-каменщики, приглашенные из Суздаля, довольно быстро возвели новую церковь. Проект храма предусматривал его строительство в форме ротонды, которая имела мощный и высокий купол. Высота купола должна была соответствовать высоте столпа, на котором, по преданию, провел 37 лет Симеон Столпник.

Однако технология строительства была нарушена, и практически сразу возведенный храм обрушился, при этом трапезная часть оказалась сильно повреждена. И. Р. Баташев и другие прихожане вновь собрали необходимую сумму для строительства церкви, но теперь приход уступил участок своей земли, на котором в дальнейшем фабрикант построил огромный дом. К концу столетия храм был закончен, однако его отделка растянулась на долгих 10 лет.

Новые разрушения

По завершению отделочных работ в церкви грянула Отечественная война 1812 года. Храм освятить так и не успели, так как Москва была оккупирована наполеоновской армией. Церковь очень сильно пострадала от бесчинств французов и пожара.

После победы над наполеоновскими войсками служители церкви Симеона Столпника за Яузой вернулись на пепелище. Все деревянные постройки сгорели, а недавно завершенный красивый храм превратился в обгоревший каменный остов.

Однако уже к концу 1813 года главный храм при помощи прихожан и жертвователей отремонтировали и снабдили церковной утварью. Восстановление остальных приделов продлилось до 1820 года из-за их больших размеров, а также из-за того, что они были уничтожены практически полностью. В конце 1820 года Дмитриевский придел был восстановлен и освящен.

Восстановление храмового комплекса

До середины 19 столетия капитальных работ в церкви не проводилось, однако осуществлялось ее украшение, в том числе был изготовлен новый иконостас для главного придела.

В 1852 году в потолке одного из приделов образовались трещины, а инспекция показала, что несущие балки сгнили из-за своего возраста. Было принято решение — в короткие сроки произвести все ремонтные работы во избежание дальнейшего разрушения. Спустя два года все работы были завершены и состоялось освящение.

В 1863 году история церкви Симеона Столпника обогатилась добрым событием. Купцы О. Тюлаев и Г. Воронин подарили храму новый колокол весом 418 пудов. Для его монтажа пришлось укрепить стены колокольни.

Вплоть до окончания 19 века продолжаются работы по декоративному оформлению, перестройке и отделке храма. В итоге церковь была построена в стиле классицизма. Над основным четвериком, имеющим портики, возвышалась высокая и объемная ротонда. Купольная часть была украшена люкарнами (круглые окошки). Верхнюю венчал тонкий, изящный барабан с небольшой главкой.

Описание

Храм славится своими архитектурными формами — он построен в стиле русского узорочья и выделяется богатым убранством. Церковь Симеона Столпника относится к так называемым «огненным» храмам.

В древнерусском зодчестве огненными назывались храмы богато украшенные треугольными или заостренными кверху кокошниками, напоминающими языки пламени.

Основной объем церковного здания завершается пятиглавием, которое будто вырастает из горки кокошников. Ниже выделяется фриз, похожий на кружевной ободок, выполненный из кирпичей, поставленных под углом друг к другу.

Оба придела храма, объединенные широкой трапезной, имеют свою апсиду и главку. Трапезная примыкает к колокольне, имеющей в нижнем ярусе арочные проемы. В храме девять глав — пять над основным объемом, три — над алтарями и один — на колокольне.

Восстановление церковного здания началось в начале 1990-х годов. Церковь Симеона Столпника была вновь расписана. В настоящее время мы можем увидеть и ее святыню — икону преподобного Симеона Столпника, сохраненную прихожанами. Гуляя по Арбату, задержитесь у этого красивого, с необычной историей белокаменного храма. В нем нет толп туристов и он поразит Вас потрясающей тишиной, камерностью и покоем.

Церковь в 20-21 веках

В середине 20-х годов 20 века появилась вероятность закрытия храма. Из-за чего протоирей Н. Беневоленский, будучи настоятелем церкви, перенес главные святыни (образ св. Симеона Столпника, икону св. Дмитрия Ростовского и частицу его мощей) в Покровский храм, находившийся рядом. В 1929 году Симеоновский храм был закрыт. В Покровской церкви, куда были перенесены святыни, освятили приставной престол во имя Симеона Столпника.

Помещения Симеоновского храма были перестроены и переоборудованы. Здание передали в ведение Московского института повышения квалификации. В 1965 году в его стенах расположилось Городское училище по управлению кадрами при Мосгорисполкоме.

В 1995 году в церкви Симеона Столпника возобновились богослужения, а сам храм был передан в ведение РПЦ. В торжественной и праздничной обстановке сюда вернулись все его святыни, и началась его постепенная реставрация. В настоящее время при церкви действуют школа церковного хорового пения, воскресная школа, реставрационная и иконописная мастерские, а также издательство.

Церковь Симеона и Анны — один из старейших храмов Санкт-Петербурга

Храм называется полностью — Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Это действующая православная церковь, расположенная на углу улицы Белинского и Моховой улицы. Она является памятником архитектуры. Церковь Симеона и Анны — один из старейших храмов Санкт-Петербурга.

История церкви св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

В 1712—1714 годах на углу Симеоновской улицы проходило строительство деревянной церкви. Она была возведена в память о рождении старшей дочери Петра I — Анны Петровны. В 1714 году 3 февраля Церковь была освящена во имя Архангела Михаила. Это было прямоугольное одноэтажное здание с башенкой и шпицем над алтарной частью. Со временем церковь обветшала.

В 1731 году по велению императрицы Анны Иоанновны на месте старой деревянной церкви во имя Архангела Михаила начали возведение нового каменного храма. Её архитектор стал Михаил Земцов, который вместе со своим помощником Иваном Бланком разработал проект храма в стиле петровского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры. Строительство длилось до 1734 г. Шпиль колокольни был водружён голландским мастером Германом ван Болесом.

Торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с 47-метровой колокольней состоялось 27 января 1734 г. Главный алтарь был освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина.

От имени церкви произошли следующие бывшие названия — улица Симеоновская (сейчас Белинского) и Симеоновский мост (ныне мост Белинского).

Архитектура храма Симеона и Анны

Церковь св. Симеона и Анны — яркий образец раннего русского барокко. Архитекторы отразили главную стилистику русского церковного зодчества, исходя из традиционных московских трехчастных храмов XVII в. Объём церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике». С запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом.

Но некоторые приёмы были заимствованы из западноевропейской архитектуры. Стены здания украшают пилястры, выполненные в стиле римско-дорического ордера. На ярусах колокольни и на барабане купола применялись более легкие коринфские и ионические ордера.

Фасады были украшены многочисленными деревянными статуями. Был изготовлен великолепный четырехъярусный иконостас по рисунку Земцова. Его создал — резчик К. Ган, И. Росси выполнил лепной декор.

Хронология обновлений в Церкви

В 1753 году на колокольне были установлены куранты работы мастера Б. Нейера. Часы были перенесены из закрытой церкви Воскресения Словущего у дворца князя А. Меньшикова.

В 1772 году в церкви выполнили ещё один придел — во имя Святого Великомученика Евстафия Плакиды, который был освящен 16 февраля 1772 года в память о рождении цесаревича — Павла Петровича. Он был упразднён в 1802 г. В 1779 году церковь обнесли оградой.

В 1797 году, когда на престоле был Павел I, на портале храма был водружён орден святой Анны. Так он стал капитульным храмом ордена Святой Анны. Слово «капитул» в Российской империи имело следующее значение — это учреждение, ведавшее изготовлением и вручением орденов и других наград.

До 1802 года Церковь Симеона и Анны была придворной. В 1803—1808 годах архитектором Михаилом Выборовым были пристроены ризница и часовня. В 1838 году обновили её интерьер. Академик Д. Антонелли написал новые иконы для Царских врат Михайловского придела.

В 1869—1872 годах храм был расширен и обновлен архитектором Георгием Винтергальтером. Колокольня была возвышена, храм и часовня расширены с 3-х сторон, надстроена ризница по старому образцу. Над ризницей был устроен ещё один придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы».

В 1871 году 17 октября был освящен новый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», которую по преданию принесло водой на паперть при наводнении 1777 г. В 1872 году 8 октября обновленный храм был торжественно освящен.

С 1868 года в церкви Симеона и Анны действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.

Судьба Храма при СССР

При советской власти какое-то время церковь действовала. В январе 1938 года церковь была закрыта. Но после Великой Отечественной войны, в ходе которой храм пострадал, в 1951—1954 годах здесь провели реставрацию для сохранения здания.

Во второй половине 1950 годов в церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций Ленинградского филиала проектного института Оргэнергострой. Стены были «голые», иконостас отсутствовал, а по всей площади церкви и под куполом стояли кульманы с чертежами будущих машин, узлов и агрегатов для ударных строек от Иркутской ГЭС до будущих Красноярской и Усть-Илимской.

Сюда переехали конструкторы сюда из здания Союзпушнины на Московском проспекте, а уехали отсюда в начале 1960-х в здание Главного Штаба, в ту часть, где ныне открыта новая экспозиция Эрмитажа. Там институт и размещался до 1990-х гг.

Церковь была приспособлена под метеорологический музей по решению Исполкома Ленгорсовета от 20 марта 1972 года № 479 «О передаче Музею метеорологии здания бывшей церкви Симеония и Анны».

Церковь Симеона и Анны в наши дни

Верующим Церковь Симеона и Анны возвратили в 1991 г. Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы была вновь освящена 1 января 1995 г. В 1996 — 2013 годах провели капитальный ремонт храма. Возрождённую Церковь Симеона и Анны освятил Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.

Сегодня Храм Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Олег Скобля.

В течение дня в Храме совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В церкви постоянно находится дежурный священник.

Адрес Церкви Симеона и Анны
  • Санкт-Петербург, ул. Моховая, 48
Ближайшая станция метро
  • «Гостиный двор»
Как добраться до Церкви
  • От ст. м. «Гостиный двор» (выход на Садовую) перейти по подземному переходу Невский проспект и идти в сторону — Михайловского замка.
  • На 2-м перекрестке повернуть направо — на Инженерную улицу, которая выходит к Петербургскому цирку и площади Белинского. Никуда не сворачивая, перейти мост через реку Фонтанка, и пройти еще около 100 м.
Время работы Храма
  • Открывается: ежедневно в 9.00
  • Закрывается: после окончания вечернего богослужения
  • Службы в храме: совершаются согласно расписанию.

Церковь Симеона Столпника: отзывы

По словам прихожан, побывавших в Симеоновском храме, это необычное место, наполненное светлой аурой, которая притягивает к себе и побуждает приходить сюда вновь и вновь.

Местные жители и гости столицы отмечают, что Симеоновская церковь ярко выделяется на фоне других храмов Москвы. Ее невозможно спутать ни с одной другой. Стиль торжественного классицизма является его неповторимым архитектурным признаком.

По отзывам тех, кто хоть раз посещал Симеоновский храм, это одно из тех многочисленных мест в Москве, которые обязательно следует посетить. Здесь вы узнаете о его непростой и интересной истории, а также сможете восхититься его прекрасной внутренней и внешней отделкой. На фото церкви Симеона Столпника видна его экзотичность в сравнении с традиционным русским храмовым зодчеством. Помимо эстетической красотым можно ощутить благостную энергетику этого места, которая притягивает к себе тысячи прихожан.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]