Человек характеризуется многими качествами: заботливостью, сочувствием, бесконфликтностью. Он может быть принципиальным, консервативным или либеральным, мягким или жестким, душевным или духовным. Слово «духовный» сейчас часто употребляется в разных значениях: верующий, представитель духовенства (духовное лицо), просто образованный и культурный человек.
Никто не станет спорить, что духовность общества зависит от людей, его составляющих. Задавая вопрос, что такое духовная суть человека, можно услышать много разных мнений. Конечно, какую выбрать степень погружения в духовное, каждый решает для себя сам. Кто-то еще только начал идти по пути к совершенству, кто-то уже значительно продвинулся по нему, а кому-то этот путь кажется таким обременяющим, что они с него свернули.
Духовный человек – это какой?
Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И. Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу». Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».
Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).
С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.
Психологи о духовности
С конца девятнадцатого века в психологии начинается изучение духовности как психологической категории. Выясняли связи так называемых духовных видов деятельности, представляющих искусство и культуру, с психикой человека. После были еще исследования – духовность коллективная, высшая духовность как источник творческого вдохновения и другие. В результате было установлено, что духовностью человека является нечто субъективное. Ее невозможно исследовать с помощью науки.
Было определено, что духовность отличает человека от остальных форм жизни, несет социальный характер. Человек может пользоваться духовностью, и от того, в какой мере он это делает, он познает смысл своей жизни и свою роль и место в ней.
Сейчас психологи считают физическую, материальную природу человека лишь частью его. Вторая часть, не менее важная – это духовность. То есть совокупность его моральных и нравственных ценностей. Рассматривая человека как духовное существо, стало возможным говорить о психологии духовности.
Духовные способности и духовные состояния
Чем же характеризуется духовное состояние? Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, установлением коммуникативной связи сознания и подсознания и тем самым резким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической активизацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энергетической подпитки.
Духовное состояние характеризуется гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой или блокированием этих противоречий, сосредоточением на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, высокой концентрацией устремлений, усилением воли и ее контроля со стороны личности, «я».
Духовное состояние характеризуется переходом к образному мышлению, что, со своей стороны, способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация персонального подсознания хранится в образной и чувственной форме[83]. Образность помогает осмыслить ситуацию целостно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции.
Духовные состояния характеризуются высокой продуктивностью воображения, что, в свою очередь, расширяет информационную емкость нашего сознания.
В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства, способствуя этим включению процессов воображения.
Духовное состояние, как мы уже отмечали, одновременно является и мотивационным состоянием. Но в отличие от биологических мотиваций это будет духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Важнейшей среди этих ценностей является вера: вера в бога, вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Другой, не менее значимой детерминантой духовного состояния и духовной мотивации является любовь: любовь к богу, любовь к женщине, любовь к Отечеству. ‹…›
Так как духовное состояние способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым духовное состояние способствует продуктивности мышления.
Духовное состояние характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу. К духовным стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные и религиозные, а также добросовестность. Важную роль в определении духовного состояния играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.
В духовном состоянии – секрет творчества. Духовное состояние определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений. Духовное состояние повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволят разрешить проблему, раскрыть истину.
Духовное состояние может возникать как в случаях практической жизни, так и в научном поиске, в искусстве. Духовное состояние воздействует на интеллект. Мы под этим понимаем «способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве – творчеством и вкусом, в науке – способностью открывать, обобщать и схватывать отношение» (Рибо Т., 1884). ‹…›
Клиническое состояние характеризует фиксация на идее, односторонней направленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания. Эти признаки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных состояниях (para
– около;
noos
– мысль, разум). Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением сознания, яркостью и ясностью отражения действительности, целостностью этого отражения, углубленным пониманием собственного «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникновением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мышления, позитивным настроением. ‹…›
Для дальнейшего рассмотрения духовных способностей остановимся на трех положениях.
Первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом (1901):
– худшее, что может сделать психолог, – это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности. Мысли разъединены между собою барьером личности;
– мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависимость между физическим и психическим… Нужно проработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.
Третье положение заключается в том, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психологической деятельности. Становление головного мозга как функциональной системы осуществляется прижизненно, под влиянием внешней культурной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.
Сопоставляя эти три положения, мы можем отметить, что способности человека изначально являются свойством окультуренной функциональной системы; что они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний. Духовные способности определяются и регулируются духовными ценностями. Таким образом, проблема переводится в плоскость ценностей. Можно сказать: «Но это не разрешает проблему, а только переводит ее в другую плоскость. Вместо одной проблемы появляется другая». Да, это так. Но, во-первых, мы видим, что такое духовные способности, а во-вторых, с ценностями разобраться легче. Мы можем сказать, что, если деятельность определяется верой или стремлением сделать благо, мы можем говорить о духовных способностях.
В свете сказанного духовные способности определяются прежде всего внутренним характером душевных состояний и чувством активности, проявляющимся в стремлении к активности в определенном направлении.
В узком понимании духовные способности связываются со стремлением искупить внутреннюю (греховную) природу души, стремлением к достижению ее безгрешной чистоты. В широком смысле духовные способности проявляются в создании произведений искусства, в которых осмысливается сущность и предназначение человека, его отношения в обществе и семье, осмысление социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как личности». ‹…›
Духовные способности – это способности понять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве. Духовные способности – это интегральное проявление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявлении духовные способности характеризуют гения…
Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир Другого человека, является эмпатия (от греч. empatheia
– сопереживание). Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную формы эмпатии. Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.
Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее – противоположные ему качества. ‹…›
Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания. Для духовно богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик.
Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и человек со средними способностями, а бездуховным может быть талант.
Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84]. В. В. Знаков
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходов к анализу проблемы духовности пока, по существу, остается без ясного ответа. Цель статьи – попытаться хотя бы частично ответить на поставленный вопрос.
Я полагаю, что многие трудности в решении проблемы будут устранены, если изначально признать, что религиозное и научное направления представляют собой два принципиально различных (хотя и неразрывно связанных) пути познания феномена духовности. Во-первых, это проявляется в поисках главных источников происхождения духа: наука их ищет в человеке (его сознании, созерцании, продуктах деятельности), а религия – в божественном откровении. У богослова нет сомнений в том, что духовность от Духа Святого, а у ученого-атеиста – от человека и человечества. Во-вторых, различия видны в неодинаковости понимания категории «знание» в науке и богословии.
Научное знание характеризуется прежде всего тем, что субъект, взаимодействуя с объектом, мысленно воспроизводя его, отражает характеристики объекта в своей психике. В рациональном научном знании вещи, явления, процессы представлены так, как они происходят сами по себе, в их самобытии, самосовершении, взаимодействиях с другими объективными вещами, явлениями, процессами. Научное познание объективного мира предметно, в его результате у субъекта возникают образы, имеющие сходство с самими познавательными объектами. Научное знание всегда представляет собой образ, модель познаваемого. Например, Я. А. Пономарев называл знание такой психической моделью, в которой отражаются все события, включенные в ход взаимодействия субъекта с объектом. Он писал: «Сам по себе термин «знание» избирательный, характеризующий лишь поверхность соответствующего ему явления, анализ сущности которого, как и во всех подобных случаях, может быть многоплановым. В гносеологическом аспекте такого анализа знания выступают как отображение, идеальное, как образы объективного мира в широком смысле, либо как чувственные образы, равносильно ощущениям, восприятиям, представлениям, либо как образы абстрактные, равносильные понятиям, суждениям, умозаключениям и т. п. В конкретно-научном, психологическом аспекте знания выступают как динамические мозговые модели предметов и явлений, их свойств, т. е. как элементы, составляющие психику (1967).
Однако следует заметить, что далеко не всякое научное знание, которым овладел субъект, имеет непосредственное отношение к его духовному Я…
В отличие от рационального научного иррациональное религиозное знание основано на вере, оно обладает двумя основными чертами, которые У. Джемс называл «эмоциональностью» и «интуитивностью». Как блестяще и убедительно показал Ф. Д. Шлейермахер (1994), религиозное знание не претендует на то, чтобы быть знанием в научном смысле слова. Для богословия «знание» оказывается неразрывно связанным с «верой» и «переживанием», потому что его интересует не природа вещей, а только воздействие этой природы на самобытный характер религиозного переживания человека. Как следует, например, из работ, посвященных анализу аскетических и мистических аспектов православия, религиозные догматы представляют собой описания содержания самого переживания, а не теоретические истины об объектах, рассматриваемые вне отношения к ним субъекта. С позиции верующих к религиозному переживанию нелепо применять какие-либо критерии рациональности, потому что оно есть духовный процесс, возвышающийся над любыми интеллектуалистическими критериями объективности и субъективности. ‹…›
В многообразии современных подходов к проблеме можно выделить по меньшей мере четыре основных направления.
Первое направление – поиски корней духовности не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества, в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Духовность субъекта – результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух – прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта, Активность направлена на опредмечивание идеи, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры, духовный опыт человечества.
В социологии весомый вклад в подобное понимание духа внес М. Вебер (1990). Он применял понятие «дух капитализма» для определения такого строя мышления людей, для которого характерно систематическое рациональное стремление к получению законной и этически безупречной прибыли в рамках своей профессии. Как известно, важнейшим положением христианства является вера человека в спасение души. В протестантской этике в качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность субъекта в рамках своей профессии: она направлена на пользу общества, рациональное преобразование социального мироздания и потому угодна Богу, приумножает Его славу. Дух капитализма, его движущая сила отражаются в совокупности этических норм, которых придерживаются предприниматели и которые полезны с точки зрения эффективного приращения денежных ресурсов. По М. Веберу, этические нормы «идеального типа» капиталистического предпринимателя не имеют ничего общего со склонностью к расточительству, показной роскошью, чванством, упоением властью. Характеру капиталистического предпринимателя свойственны скромность, ответственность, сознание хорошо исполняемого долга, честность.
В США одним из великих людей, преисполненных «капиталистическим духом» и проповедовавшим утилитарное обоснование этических норм, был Б. Франклин. В частности, он считал, что честность полезна, ибо она приносит кредит. Так же обстоит дело с аккуратностью, умеренностью, пунктуальностью: все эти качества именно потому и являются добродетелями, что в конце концов так или иначе приводят к выгоде в профессиональных делах. Он писал: «Я убедился наконец в том, что… правдивость, честность и искренность имеют громадное значение для счастья нашей жизни; с этого момента я решил воспитывать их в себе на протяжении всей жизни и решение это записал в свой дневник. Откровение как таковое не имело для меня решающего значения; я полагал: хотя определенные поступки не являются дурными только потому, что они запрещены учением, или хорошими потому, что они им предписаны, однако, принимая во внимание все обстоятельства, вполне вероятно, что одни поступки запрещаются именно потому, что они по своей природе вредны, другие предписаны именно потому, что они благотворны» (цит. по: Вебер М., 1990).
Таким образом, важным источником духовности субъекта являются этические нормы, на которые он ориентируется в повседневной жизни (в том числе обусловленные не только его представлением о должном, нравственном отношении к другому человеку, но и практическими, утилитарными соображениями). В этических, эстетических, юридических и прочих нормах закреплены высшие образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия. Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира, субъективной реальности.
Нормы и образцы поведения зафиксированы в языковых значениях, происхождение и структура которых давно интересовали лингвистов, философов, культурологов, психологов. В отечественной психологии идеи, связанные с формированием значений как семантического основания культуры, духовного опыта человечества, развивал А. Н. Леонтьев. В наше время конкретно-научный анализ результатов объективации значений в общественном сознании осуществляет В. Ф. Петренко с сотрудниками (1997). На основании их исследований можно сказать, что духовность человека, каждого члена общества, порождается в процессе усвоения им значений, объективированных в общественном сознании, и выявления «скрытых» за значениями смыслов. С психологической точки зрения духовное Я понимающего мир субъекта формируется именно в процессах смыслообразования – порождения им как смысла конкретных социальных событий и ситуаций, так и смысла жизни в целом. Следовательно, истоки духовности человека надо искать не в значениях, а за ними – в глубинном смысле поступков людей, исторических событий, эпохи и т. п.
Характер процессов смыслообразования, ведущих к порождению духовного, в значительной степени зависит от духовных способностей человека. Есть основания считать, что важными компонентами духовных способностей являются не только направленность и ценностно-смысловая организация личности, но и ее компетентность. Компетентность проявляется в способности человека приобретать новые знания и умения, справляться с задачами, существенными либо для его профессиональной деятельности, либо в целом для бытия. Компетентность отражает общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности, включающий опыт порождения смыслов культурно-исторического наследия различных эпох. ‹…›
Второе направление исследований – изучение ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. Духовное состояние – это психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т. е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов. В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл – психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта.
Как показал В. А. Пономаренко, возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни (1997). Вот, например, как летчик-испытатель В. Е. Овчаров отвечает на вопрос о том, верит ли он в то, что Дух поддерживал крылья его самолета: «Думаю, что да. Но не некий абстрактный «Дух святой», а духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом, приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства». Из самонаблюдений летчиков следует, что, несмотря на широкий спектр интерпретаций понятия духа, они связывали его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии» (Пономаренко В. А., 1997).
В психологии анализ духовных состояний неразрывно связан с поисками корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я человека. По мнению В. Франкла, «человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна. Действительно, дух оказывается нерефлектирующим сам себя, так как его ослепляет любое самонаблюдение, пытающееся схватить его в его зарождении, в его источнике» (1990).
От З. Фрейда и К. Юнга к современным психологам перешло представление о том, что «психическая жизнь по большей части бессознательна, охватывает сознание со всех сторон» (Юнг К., 1991). Естественно, что важным направлением поиска корней духовности являются попытки анализа взаимодействия вершин самосознания субъекта и глубинных слоев его психики (личностного бессознательного и архетипов коллективного бессознательного). Неудивительно, что в качестве одного из эмпирических методов постижения духовности предлагается диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющий его к добру, совершенствованию и способствующий тому, чтобы в земных созданиях услышать голос вечности.
В рамках третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Развитие и самореализация духовного Я субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности – истину, добро, красоту. Появление у человека хотя бы приблизительного осознанного представления о последних свидетельствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей (соответственно интеллектуальных, этических и эстетических), но и о психологической готовности к их усвоению и формированию.
Мотивационной основой психологической готовности являются духовные влечения субъекта. Духовными влечениями К. Ясперс называл «стремление к постижению определенного состояния бытия и к посвящению себя этому состоянию, проявляющемуся в ценностях – религиозных, эстетических, этических или относящихся к воззрениям субъекта на истину, – переживаемых как абсолютные» (1997). Духовные влечения отражают сложную психическую реальность, существование фундаментального переживания, «проистекающего из преданности человека духовным ценностям; это инстинктивная тоска по ним, когда их не хватает, и ни с чем не сравнимое наслаждение от ее удовлетворения» (там же).
Важнейший момент формирования и развития духовных ценностей в нравственно-рефлексивном сознании познающего и понимающего мир субъекта – появление у него чувства «внутренней, личностной свободы», «свободы как духовного состояния, самоощущения человека». Развитие духовности как самореализации личности невозможно без чувства свободы. «Духовность – это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе-тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» (Крымский С. Б., 1992).
Духовное состояние личностной свободы возникает у человека при осознании им наличия внешних возможностей выбора и сформированной внутренней готовности осуществить этот выбор. Однако этого недостаточно: мы практически никогда не совершаем поступков на основе механического перебора альтернатив. Мы включаем их в контекст личностного знания и смыслообразования, создаем новые смысловые отношения, т. е. творчески преобразуем и понимаем ситуацию выбора. В этом и заключается суть личностной свободы. В диалогическом общении она проявляется в «альтернативном мышлении» собеседников – в осознании каждым из них, что возможны и допустимы принципиально различные интерпретации одних и тех же высказываний. ‹…›
Четвертое, религиозное направление (исторически оно является первым) имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная – это жизнь с Богом и в Боге.
Продуктивная попытка изложения основ психологии как такой науки о духе, которая направлена на поиски выхода из противоположности материалистически и идеалистически ориентированных психологических систем, представлена в работах С. Л. Франка. В его философской психологии развивается удивительно созвучное современной науке положение о неразрывном единстве субъективного и объективного, человека и мира. Он писал: «При анализе предметного сознания мы видели также, что субъективное единство нашей душевной жизни есть среда, в которой встречаются или соприкасаются две объективные бесконечности – бесконечность познающего разума или духа и бесконечность предметного бытия. Это дает возможность заранее сказать, что духовая жизнь, будучи жизнью «души» в духе, укорененностью субъективного единства нашего «я» в глубинах надындивидуального света, есть вместе с тем жизнь души в предметном бытии, некоторая органичная слитность ее с миром объектов» (1997).
В наше время традиции христианской психологии продолжаются в работах Б. С. Братуся. В частности, он анализирует четыре ступени развития личности и так описывает высшую, просоциальную, гуманистическую ступень: «Ее можно назвать духовной или эсхатологической. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной. Иными словами, – это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним. Если говорить о христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую сакральную, божественную ценность» (1994).
Несмотря на, казалось бы, ограниченные религиозными догматами рамки этого подхода к изучению духовности, идеи, содержащиеся во многих богословских трудах и работах по психологии религии, дают богатую пищу для размышлений не только религиозным людям, но и неверующим.
Возьмем, например, идущий от учения Григория Паламы тезис о том, что действие благодати, божественное откровение никогда не бывает спонтанным, «автоматическим». Оно всегда осуществляется через синергическое взаимодействие со встречными усилиями (молитвой) самого человека, направленными на соединение с Богом. Согласно догматической теории синергизма, человек должен сам добрыми делами соучаствовать в своем спасении и способствовать нисхождению на него божественной благодати. Палама учит, что Бог абсолютно недоступен, трансцендентен для нас по своей сущности, но сообщается человеку через его действия, проявляется в энергиях. Энергии Бога – послания Святого Духа – обращены к миру и потому доступны человеческому восприятию.
Очевидно, что содержание этого тезиса явно перекликается с размышлениями современных психологов о познавательной и созерцательной активности человека как субъекта бытия. В современной психологии субъекта проблема активности является, пожалуй, тем центром, вокруг которого ведутся жаркие споры о специфике субъектных проявлений личности и индивидуальности. Читая сегодня Паламу, психологу нельзя не вспомнить и о представлениях П. Жане о психологической природе действия и существовании психической энергии.
Другая продуктивная аналогия – религиозное учение о трансцендентном Я, «внутреннем человеке». Как и те психологи, которые ведут поиски духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я, теологи подчеркивают важную роль в порождении духовности направленности сознания верующего в глубины собственного Я, обращение к «внутреннему человеку» [85]. И психологи и теологи нацелены на исследование эволюции внутренней жизни человека. Исходной точкой научного анализа оказываются глубины бессознательного, в которых еще нет ни субъекта, ни объекта, нет различения между Я и не-Я, а есть лишь бесформенная общность психической жизни. Затем через выделение содержаний предметного сознания из душевной жизни происходит восхождение к высшему духовному состоянию. В нем противостояние субъекта и объекта, Я и не-Я, внутреннего и внешнего бытия уже видоизменяется. И субъект начинает осознавать свое духовное Я как возвышение над противоположностью между субъектом и объектом, с одной стороны, и между разными субъектами – с другой.
Итак, проблема духовности занимает существенное место как в психологии, так и в теологии. Верующие и неверующие ученые решительным образом расходятся лишь в одном пункте – в вопросе о первоисточнике духовного (Бог или человек). В остальном светские психологические и богословские труды удивительно сходны: основным предметом внимания их авторов являются особенности внутреннего мира человека, его самосознания и субъективных путей восхождения к духовным вершинам бытия. За двухтысячелетнюю историю существования христианства лучшие умы человечества не смогли представить убедительных доказательств ни существования Бога, ни его отсутствия. Одни люди верят в это, другие – нет. И хотя я принадлежу ко второй категории, тем не менее считаю, что единственный конструктивный путь изучения проблемы духовности человека – не конфронтация, а и взаимное дополнение результатов поисков и размышлений светских ученых и богословов.
Идея свободной причинности в психологии личности[86]. В. А. Петровский
Идея «свободной причинности» (т. е. возможности самопроизвольно начинать причинно-следственный ряд) по своему историческому «возрасту» ровесница самой философии, в которой она с такой настойчивостью и страстностью отстаивала себя. Независимо от того, склонялись ли философы к признанию свободы или объявляли ее иллюзией, постулировали ли ее существование или выводили, «ощущали» ли ее как данность или видели в ней идеал, – будет справедливым сказать, что идея «свободной причинности» неизменно само осуществляется в философии; присутствие этой идеи в пространстве и времени философской культуры давно уже приобрело, – и здесь мы воспользуемся термином Хайдеггера – необходимый характер.
Соответствует ли философской идее «свободной причинности» нечто реальное в психологии? Оправдан ли пессимизм И. Канта, считавшего возможность свободной причинности недоказуемой (однако принимавшего эту возможность как необходимое условие разрешения противоречий чистого разума)? Верно ли, что природа «свободной причинности» психологически непознаваема? Словом, оправдано ли привнесение этой идеи из философии в психологию, и в чем смысл подобного действия (причем не только для психологии, но и для философии)?
Обсуждая эти вопросы, мы опираемся на учение Аристотеля о четырех причинах, концепцию «свободной причины» И. Канта, гегелевскую интерпретацию causa sui, концепцию «длительности» А. Бергсона и др.; мы используем также психологические разработки (в частности, выполненные самим автором), которые представлены здесь академическим и практическим направлениями; наконец, мы исходим из определенной модели соотношения философского и психологического знания.
Рассмотрим подробнее философские и психологические аспекты проблемы, а также пути их искомого синтеза.
Определение духовного человека
Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.
Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.
Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.
Духовный мир
Мы употребляем слово «духовность», исследуя различные аспекты жизнедеятельности человека. Вероятно, здесь и кроется причина определенной путаницы с терминологией. Наверняка многие из вас в данный момент задаются вопросом: «Что Марк и Джек подразумевают под словом «духовность»?»
Нам хотелось бы рассказать вам историю об одной состоятельной даме из Сан-Франциско. Однажды она остановилась в роскошном номере шикарной гостиницы «Fairmont Hotel». Стоимость таких номеров, как известно, превышает даже самые смелые ожидания, поэтому в конце концов женщина начала терзаться чувством вины из-за того, что тратит на саму себя такие астрономические суммы. Как-то раз у входа в гостиницу она заметила растрепанного небритого бродягу и, повинуясь голосу совести, протянула ему стодолларовую купюру. С чувством выполненного долга она сказала ему: «Бог в помощь, сын мой».
На следующий день, выходя из отеля, она встретила хорошо одетого и начисто выбритого молодого человека, который протянул ей пятьсот долларов со словами: «Бог помогает нам с возвращением долгов и возвращает с процентами!»
Полагаем, эта история является наилучшим подтверждением того, что духовность — это понятие, которое каждый понимает по-своему. Поэтому прежде чем двигаться дальше, давайте, наконец, четко определим, что именно мы понимаем под этим словом.
В нашем понимании духовность — это стремление человека к вечным ценностям, которое предполагает наличие не только интеллекта, но и в первую очередь души. Духовность — это образ жизни. Совершая духовный, нравственный поступок, человек непременно повинуется желанию своей души. Мы ни в коем случае не отождествляем духовность и религиозность, так как последняя представляет собой лишь одну из сторон духовной деятельности человека.
Свобода духовного человека
У юристов есть понятие «дух и буква закона». Поскольку каждый живет по тем законам, которые он сформировал в своем «я», духовно-нравственный человек будет поступать по духу закона, а не по букве. Пример: женатому человеку сотрудница по работе предлагает интимную встречу. Жена о ней не узнает. Какой выбор он сделает?
Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.
Духовное развитие личности
Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.
Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит. И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина.
Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .
Для чего личности это нужно
Прежде всего для того, чтобы эволюционировать и двигаться дальше. Даже если человек обладает незаурядными волевыми качествами, сумел сделать головокружительную карьеру, но не очень-то считается с окружающим его миром, зачастую способствуя разрушению жизни не только в себе, но и вне себя, возможно, что он даже не стоит при дверях своего внутреннего храма. По правде говоря — и храма-то пока нет, возможно, даже фундамент отсутствует. И пусть он жертвует какому-либо приходу, но в голове его — корысть с умыслом поиметь от вложения солидные дивиденды, — такого «верующего» трудно причислить даже к числу духовно-ориентированных.
Путь созидания и глубинной осознанности начинается с первого шага. Внутренние учителя могут дать человеку пройти вначале дорогу страстей и соблазнов, попуская его кривым поступкам, может быть, даже масштабным ошибкам, а порой — и преступлениям. Ведь иногда человеку, чтобы осознать уровень своего духовного падения, нужно очень глубоко покаяться.
И порой именно с покаяния начинается постепенный духовный подъем для того, кто сумел стать личностью, но не освоил пока что даже азов духовной жизни.
В нашем материально-ориентированном мире действуют определенные шаблоны достижения личностного роста, ориентированные отнюдь не на духовные ценности. И тем более ценно для духовного становления личности следовать истинным непреходящим ориентирам. Ибо лишь благодаря им, человек сможет отвязаться от балласта, тянущего ко дну порочными привязками, разрушающими привычками, навязчивыми идеями и прочим грузом избыточной материальности.
С чего же начать
Начать нужно с переосмысления своей жизни, принятия того, что мы — не только тело.
Необходимо признать, что кроме нашего материального существа в нас живет душевный человек , который, возможно, сможет стать сущностью духовного порядка.
Нужно не бояться делать шаг вперед — навстречу непознанному и пока еще вами не открытому дальнему берегу. Когда начинают в вашей жизни дуть ветры перемен — будьте готовы к началу испытаний, ведь именно с них начнется ваше настоящее развитие.
Право выбора
У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.
Для кого-то это служение Богу, для кого-то – науке. Такие люди счастливы от того, что могут дать – «блаженнее давать, а не получать», как записано в Деяниях 20:35. Вот какие духовные люди.
Из алкоголика в Миллионеры
Обычно в мире принято деградировать, а не развиваться. Особенно с нынешними современными гаджетами. Но есть реальная история человека, о которой рассказывал Норбеков. На сколько помню еще в 90-е года. Работал один алкоголик в актовом зале, не помню кем. Ну, работал и работал. Вот только в этом зале Норбеков часто проводил семинары.
Мужик заинтересовался, начал делать со всеми из коморки своей. Вот и доделался, стал миллионером. Сложно конечно в это поверить, но такие случаи бывают. Но вот, к сожалению, обычно они бывают чаще в сторону деградации. Но, что поделать, такая жизнь.
Духовность налагает ответственность
Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом. Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна. Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.
Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.
Совершенство духовности
Высочайший духовный уровень развития человек означает полное восприятие себя как души. Это же означает, что человек воспринимает других как души. Знание того, что каждая душа – это слуга Бога, даёт возможность ощутить гармонию от осознания того, что все живые существа связаны своей природой как слуги Бога. Неспособность видеть это указывает на недостаток погружения в духовную жизнь. Но когда человек осознает себя душой в нём отсутствуют всяческих сомнения, ненависть, злость и самомнение, остается лишь присущее ему естество. Потому что человек по своей природе является душой и слугой Бога, как и все живые существа. Способность воспринимать жизнь так и означает высочайший духовный уровень развития человека.
Духовная сфера жизни общества
Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.
Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.
Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.
Что делать, когда духовно развился?
Ответа нет. В духовном развитии жизнь становится проще. Уже более счастливее, принимаете жизнь такой, какая она есть. Даже вселенная быстрее исполняет желания, которые загадываете. Деньги приходят. Кстати деньги это самый главный катализатор, для духовного развития. Когда человек испытывает проблемы с деньгами, в первую очередь он идет в духовное развитие.
Руководство по изменению себя.pdf
Счастье, отношения, друзья, путешествия. Даже если Вы один, вы не испытываете дискомфорт. Вам комфортно там, где есть и тут все.
Духовные ориентиры
В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.
Золотое правило, записанное в Евангелии от Матфея 7:12, призывает поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступили с ним. Это не просто сохранение нейтралитета по формуле «не делай никому зла, чтобы тебе не сделала зла» и не расхожая присказка, призывающая к возмездию «как ты мне, так и я тебе». Этому учили многие философы древности. Христос учил активно делать добро, чтобы и самому воздалось добром. И добавил, что в этом весь закон и пророки.
Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.
Этапы духовного развития
Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.
Основные из них:
- Спящий режим.
- Духовное пробуждение.
- Осознанное творение.
Спящий режим
Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.
У нас в жизни вроде бы все налажено: дом со всеми удобствами, хорошая машина, дача в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: хорошенькая жена, двое детей дошкольного возраста. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в церковь, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?
Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.
Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.
Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.
Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.
С добрым утром (духовное пробуждение)
И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.
Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.
Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.
Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.
Осознанное творение
Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.
Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.
Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.
Духовный герой в литературе
Предназначение литератора выразил А. С. Пушкин в произведении «Пророк». Оно перекликается с библейским повествованием о призвании пророка Исаии. В книге, носящей имя пророка, этому посвящена 6 глава. Глаголом, то есть словом, жечь сердца людей – вот задание пророку и писателю, которому дарован талант.
Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.
Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.
Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.
Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.
Личные качества
В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих. Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.
Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.
Влияние на общество социально духовного человека
Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.
Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.
Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.
Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.
Что такое духовность
Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше. У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.
Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм. Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.
В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы. Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально. Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.
Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели. Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед. Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.
Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.
Учителя, которые всегда при нас
Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.
Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:
- тело;
- душа;
- Дух.
Учитель-тело
Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.
В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:
- истинное благо;
- прельщают страстями;
- ввергают в невежество.
Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости. Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья. Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.
Учитель-душа
Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего. Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности. Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.
Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.
Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.
Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.
Учитель-дух
Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.
Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:
- успокоил свой ум;
- смирил страсти;
- открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.
Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.
В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.