Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека?

Библейские уроки

Опубликовано 05.04.2017

Почему Бог допускает зло и несправедливость в жизни человека? Такой вопрос на разных этапах жизни задавал себе, скорее всего, каждый верующий человек. Если Бог такой любящий, разве Он не может избавить человека от страданий? Почему Бог допускает эти плохие вещи в жизни людей, тем более верующих? На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы в нашей статье. А поможет нам сегодня Гордон Фергюсон, известный христианский учитель и автор многих книг.

Бог создал мир изначально безгреховным

«В начале сотворил Бог небо и землю.»

(Быт. 1, 1)

С этих слов начинается Библия. Они подтверждают тот факт, что Господь Бог – начало всякого творения. Именно он извёл из небытия в бытие этот мир.

Творить кроме Бога никто не может. Конечно, могут существовать какие-то другие предположения о том, как возник наш мир. Предполагать что-либо не запрещено.

Однако мы должны как аксиому воспринимать тот факт, что кто-то другой может быть только со-творцом Господа и никем другим.

Необходимо также отметить отдельно, что Дьявол не может быть творцом чего-либо, так как сам является падшим созданием.

Именно поэтому зло никогда не было сотворено. Оно не имеет собственной сущности.

Грех не является творением Господа. Бог не творил и не может творить зла, но природа его творений может быть искажена Диаволом.

Зло

так называют извращение Врагом рода человеческого природы Божественного творения

Бог создал наш мир безгреховным. В нём не было греха и присутствовало лишь единение с Создателем и Его волей. Только забыв об этом, забыв о Творце и нарушив Его волю, человек поддался дьявольским козням.

Сам же Враг рода человеческого со своими приспешниками находится во грехе с момента своего падения и изгнания. Данное обстоятельство препятствует ему творить зло. Всё, что он может, – это исказить нормальную природу вещей, созданных по замыслу Божьему.

Тайна страданий в Божьем мире

«Почему люди страдают?» – вот что беспокоит душу Ивана Карамазова: «Если Бог существует, то почему он допускает, чтобы в сотворенном им мире имело место страдание невинных и безнаказанное насилие над невинными?» Этот вопрос прямо соотносится с «бунтом» библейского Иова, без упоминаний о котором не обходится Достоевский ни в одной из глав «Братьев Карамазовых», а также с «несправедливым» приговором небесного суда для праведника (речь идет о старце Зосиме).

Включение фигуры Иова в текст Достоевского носит притчевый характер, ведь писатель посредством размышлений героев приближает каждого из нас к решению вечного вопроса праведника о тайне страданий: «Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (Иов 10:2); «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них… [Они] проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: ‟отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов 21:7–15). В основе фразы Ивана Карамазова «Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю» угрызения совести Иова.

Впрочем, ответ Достоевского коррелирует не с выводами друзей Иова, которые объясняют его страдания справедливым воздаянием, а с мудростью Елиуя, «совершенного в познаниях»: «…Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих» (Иов 33:13–14); «По твоему ли рассуждению Он должен воздавать?» (Иов 34:33); «Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23). Вот почему и эпизод с прахом Зосимы демонстрирует тщетное ожидание людьми справедливого воздаяния небес, что так поразило Алешу: «Но не чудес опять-таки ему нужно было, а лишь ‟высшей справедливостиˮ, которая была, по верованию его, нарушена и чем так жестоко и внезапно было поранено сердце его».

История Адама и Евы: первое грехопадение на Земле

О том, как был сотворён первый человек, в Библии говорится так:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

(Быт. 2, 7)

При этом создан первый человек — Адам, по образу и подобию Божьему, как и жена его Ева. По замыслу Божьему их предназначение было плодится и размножатся, наполнять землю и владычествовать над ней и всеми её обитателями. Первосозданный человек был помещён Творцом в особом месте – в Раю.

Рай

жилище, которое создал Бог для сотворённого им человека

Отцы церкви отмечают тот факт, что Рай не является понятием географическим, хотя в Библии сказано, что он находится на Востоке. Это, скорее, понятие той особой близости Адама к Господу.

В этом особенном месте всё было предназначено для беззаботной жизни, а человек должен был хранить его и возделывать.

Господь создал человека для того, чтобы тот был совершенным. Естественно, что совершенное создание не было греховным. Особую чистоту и совершенство человека подтверждает тот факт, что Творец дозволил ему избрать имена животным, живущим на земле. К сожалению, сейчас мы даже приблизительно не можем представить того совершенства, которым обладал человек до его грехопадения.

Человек был создан не для гордыни, но для возделывания Рая. Адаму не нашлось помощника, и когда он уснул, Бог вынул из него ребро и создал из этого ребра женщину, назвав Евой.

Вместе с ней первочеловек должен был возделывать Эдемский сад, плодиться и размножаться на земле. Любовь между Адамом и Евой, между ними и Господом, заключалась в соборности, и если бы они сохранили её, грех не мог бы состояться.

Создав Эдем, Господь разрешил Адаму вкушать все плоды в нём, кроме плодов яблони. Яблоня здесь не просто древо, но и символ соборности, когда все должны поддерживать друг друга, как яблоня даёт свои плоды для всех, но не для избранных.

Как мы знаем, в Раю жил Змий, который стал разговаривать с Евой и уговаривать её попробовать плод с Древа познания добра и зла, древа жизни.

Ева в конце-концов уступила уговорам Змия и попробовала этот плод. Кроме того она уговорила попробовать его Адама.

Грехопадение

так называется присвоение человеком себе права решать вместо Бога

Некоторые говорят, что с этого момента произошло первое грехопадение. Это не так. Дело в том, что в мире зло уже существовало, так как были падшие ангелы.

Адам и Ева были наказаны Господом изгнанием из Рая. Кроме того, Господь проклял Адама за то, что он ослушался Его воли и вкусил запретный плод. Теперь он должен был добывать пропитание себе тяжким трудом. Ева же с тех пор должна была рожать детей своих в муках.

Об уме и свободе

Согласно писателю, вера должна превалировать над умом. Только смирением гордыни, злых помыслов, взращиванием ответственности за людей, считает Достоевский, можно избавиться от веры рациональной (рассудочной), присущей, в частности, идеологии Льва Толстого: «Одно тут спасение: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себя за все и всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и вся виноват. А скидывая свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь».

В «Братьях Карамазовых» Достоевский расширяет контекст мирской жизни, усматривая в грехопадении человека необычайную роль свободы: «Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: ‟Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножайˮ – вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, у бедных – зависть и убийство, ибо права то дали, а чем насытить потребности еще не указали».

Господь дал нам свободу выбора, потому, что человек создан по Божьему образу и подобию

Ответить на вопрос, почему Бог допускает страдания, невозможно без рассмотрения вопроса наличия у человека свободы воли. Свобода воли — это право выбора.

Человек не является существом подневольным, как, например, животные, которые свободой воли не обладают. Человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому может выбирать тот или иной вариант поведения.

В истории с грехопадением он также мог выбирать. Ситуация не была заранее определена и Адам имел возможность выбрать: пробовать ли греховный плод или же нет.

В результате человек выбрал путь греха и сделал это не по принуждению, а полностью добровольно. Естественно, что и наказание ему было назначено в виде изгнания из Рая за ослушание, то есть за выбор определённой модели поведения.

У Адама и Евы была возможность выбора, но они сделали неправильный. Именно поэтому, когда человек спрашивает, например, почему Бог допускает войны, он должен сначала решить, какую именно роль в этом играет он сам, его соплеменники и руководители.

Если человек сделал свой выбор, он уже не должен пенять и утверждать, что он непричастен к греху. Продемонстрировав свободу выбора, необходимо отвечать за свой выбор.

«Страдания во плоти»

Все страдают. И страдания, которые люди испытывают на земле, не обязательно находятся в прямой пропорциональной зависимости от грехов, которые они совершили. Ученики Иисуса Христа, Божьи служители, знают, как извлекать из страданий для себя пользу.

В 1 Петра 4,1 написано: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить. .» Физические страдания сами по себе не могут положить конец греху. Наоборот, когда человек переживает боль, потери, трагедии, тогда грех, живущий в них, начинает заявлять о себе, и люди могут искушаться к гневу, горечи и унынию. Но ученик поступает, как его Учитель – Иисус поступал: Он отвергает эти мысли и умерщвляет их. Грех, который был обнаружен во время испытания, умирает. Это называется «страдать во плоти», потому что помешать плоти следовать своим похотям – это то же, что отвергать свою волю, и это вызывает боль. Так поступал Иисус, находясь на земле, и это является Божьей волей для нас. В результате грех будет побежден и ему на замену придёт добродетель.

Когда достаточное количество людей будет сознательно выбирать страдать во плоти вместо того, чтобы грешить, Бог сможет наконец сказать сатане: «Смотри, твой способ не сработал. Грех приводит лишь к страданиям, но некоторые люди выбрали Мой путь. Они выбрали не грешить. Это доказывает снова, что тебе больше нечего сказать! !»

Тогда настанет час расплаты.

Путь к Богу через страдания – результат грехопадения Адама и Евы

Когда человек нарушил запрет Господа и вкусил плод с Древа познания греха он, тем самым, разорвал связь с Ним.

С этого момента его природа, подобная Богу, была извращена Диаволом и поэтому врата в Рай отныне для него и его жены закрыты.

Смотри также статью Почему умирают дети

Путь страданий человека на Земле – это путь обретения утраченного единства с Богом.

Господь наш Иисус Христос своим примером показал нам этот путь. Придя в мир и приняв страдания на Кресте, Он указал человечеству путь к спасению. Из смерти Его началась новая жизнь.

При этом необходимо всегда помнить о том, что наше искупление за грех адамов состоит в том, что подвиг Христа должен стать нашим подвигом.

Православный христианин должен ежедневно, через труды и страдания искать путь спасения. Господь, в любви своей, не оставил своё грешное творение и указал человеку путь к нему.

Им необходимо следовать, а не пытаться искать причину своих страданий. Настоящему христианину нельзя возлагать вину за страдания на окружающих или же бесплодно вопрошать: почему Господь покинул меня? Необходимо денно и нощно трудится, ища спасения, ведь страдания даны Богом для того, чтобы указать путь к нему.

Кроме того, православный также должен знать о том, что в православии отсутствует понятие личного спасения. Оно характерно для католичества или же протестантизма.

Господь учит молиться нас не Отче мой, а Отче наш, что подчёркивает соборность спасения.

Кроме того, в отличие от католической церкви, православная не настаивает на особой роли церковных иерархов.

Православные считают, что не клирики спасают церковь, но вместе с народом спасаются в ней.

В православии спасение имеет три ступени:

  • искупление;
  • освящение;
  • обожение.

Для этапа искупления характерно обретение веры. Искупление осуществляется только кровью Агнца Божьего, кровью Иисуса Христа.

Но одной веры, как говорят лютеране, недостаточно, необходимо также ежедневно трудиться, для того, чтобы обрести путь к спасению.

На этапе освящения через пост, молитвы и добрые дела человек становиться на путь святости. Идя по нему, он обретать путь к спасению. Это нелёгкий путь, так как он ведёт через страдания, но никаким другим путём нельзя заслужить прощение Бога.

Третий этап – обожение. Это понятие характерно только для православия и оно означает воссоединение человека с Богом. На этом этапе человек преодолевает последствия адамова грехопадения и приобретает родственное отношение к нему.

Таким образом, вся земная жизнь человеческого рода, с момента изгнания Адама и Евы из Эдема, состоит в том, чтобы искупить последствия их грехопадения. Для этого даются страдания, и для этого необходимо постоянно трудится, стараясь восстановить единение человека с Богом.

Объяснений атеистов недостаточно

Заявление о том, что Бога не существует, поскольку в этом мире есть зло, является противоречивым утверждением, потому что, если Бога не существует, также не существует такого понятия, как «зло». Если нет Бога – нет и объективной морали. Все подвержено субъективным определениям и личным интерпретациям.

Например, теория эволюции утверждает, что выживают сильнейшие и более приспособленные. Поэтому, путешествуя по Африке и наблюдая, как тигр пожирает зебру, мы не делаем вывод, что тигр — «зло», или что его следует наказать и поместить в тюремную камеру. Вместо этого мы поражаемся чудесам природы. Если нет Бога, то нет абсолютно никакой разницы между нами и животными. И человек, который похитил, убил и съел другого человека, является просто-напросто сильным животным, которое выживает за счет другого, более слабого.

Победить зло и избежать страданий можно, если следовать путём Господа

Вопрос о том, почему, если Бог всемогущ, он допускает существование в мире зла и страданий известен человеку давно. Ответ на него дан в Евангелии. Для того чтобы понять это и обрести оружие против зла и страданий необходимо знать, что:

  • никакого «невинного» страдания не существует, так как люди по своей природе греховны, так, например, в это связи можно привести следующую цитату из Библии:

«Все согрешили и лишены Славы Божьей»;

(Римлянам 3:23)

  • мир проклят из-за непослушания первочеловека Слову Божьему, но в один день Бог снимет это проклятие и всё восстановит:

«…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»;

(Откровение 21:4)

  • в мир пришёл Спаситель, который страдал больше всех смертных когда-либо. Тем самым избавил мир от тяготеющего над ним Проклятия, указав путь к спасению.

«Христос умер за наши грехи».

(1 Коринфянам 15:3)

  • человеку посылаются страдания для того, чтобы он мог задуматься о Боге и необходимости спасения, для чего обратиться ко Христу с покаянием и верой. Страдая, человек очищается от первородного греха и становится подобен Христу.

Каждый христианин должен помнить о том, что Бог любвеобилен и милостив. Даже если страдания и болезни присутствуют в нашем мире, это означает только то, что существует первородный грех.Именно из-за него пришло зло в наш мир.

Всем нам, как возлюбленным чадам Божьим, необходимо помнить о том, что в послании Римлянам сказано:

«При том знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».

(Римлянам 8:28)

При этом ни один православный не может уверенно заявить о том, что он спасен. Дело в том, что спасение – это дело всей жизни человека. Невозможно в один день обрести то единство с Богом, которое разрушил первый человек, впав в грех.

Католики, протестанты и представители других ветвей христианства утверждают, что путь к спасению прост. Он, по их мнению, состоит в посте, молитве, отказе от обжорства, пьянства, наркотиков.

Но спасение — это нечто большее, нежели внешне прилежное участие в жизни прихода.

Мы знаем, что был первый Адам, которого Господь возвысил. С этой высоты, по гордыне своей он пал, так как согрешил. Однако существует и второй Адам — Иисус Христос.

Он пришёл в наш мир даровать свободу от греха, спасти нас и вознести нас на небеса. Все люди умерли в Адаме, но по милости Божьей им суждено воскреснуть в Христе.

Земной путь Христа, в том числе и путь страданий, должен служит нам примером того, как необходимо бороться со злом и преодолевать страдания на пути к спасению.

Даже римский прокуратор Понтий Пилат, присутствуя при страстях христовых, поразился тому, как стойко выдерживает Он упрёки, оскорбления, физические мучения и сказал о Нём народу:

«Се человек».

(Ин. 19,5)

Расставаясь с учениками, Христос объявил им:

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь».

(Ин. 16,33)

Это означает, что зло никогда не отступит добровольно и с ним необходимо бороться.

При этом необходимо всегда помнить о том, что христианство не зовёт к страданиям. Его задача — указать верующим на то, что на пути борьбы со злом имеется опасность пострадать.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Христианство — это религия любви. Любя Бога, христианин любит и создание его — человека.

Таким образом, спасаясь, он спасает и окружающих. Естественно, что на этом пути будет непонимание, зависть, злоба, мучения и т.д.

Имея примером Господа нашего Иисуса Христа, любой христианин может преодолеть все препятствия, которые воздвигает Диавол на его пути к спасению. Только следуя путём Господа, можно победить зло и избавится от страданий!

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Почему Бог не сделает так, чтобы страдания прекратились?

Бог мог бы вмешаться в любой момент и прекратить страдания. Он мог бы протянуть Свою руку и спасти нас от боли. Несмотря на всё, Он же всемогущ. Но если бы Он сделал это, то никогда бы не смог доказать, что сатана совершил ошибку. Грех влечёт за собой страдания. Бог знает это. Теперь Он хочет доказать это всему творению.

Богу очень грустно видеть, как Его творение страдает. Он хочет, чтобы это закончилось, и, чтобы Он мог протянуть нам руку помощи. Его конечная цель – прекратить страдания навсегда. Он хочет, чтобы всё Его творение пребывало в совершенной гармонии, как это было в начале. Но, на этот раз, Он хочет быть уверен, что никто не заразит грехом это новое творение. Поэтому Ему необходимо доказать, что грех влечет за собой только несчастье и страдания. И чтобы доказать это, Богу предстоит следовать тем законам, которые Он сам создал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: