Житие Иова Многострадального и день памяти праведника, в чем помогает икона и молитва


История Иова Многострадального — это самая страшная и, наверное, самая удивительная история, изложенная в Ветхом Завете. Образ Иова завораживал не только верующих, но и людей, далеких от религии. Христиане видят в жизни этого человека пример величайшей веры и смирения, философы нехристианской традиции — бунтаря и богоборца. Понять подлинный религиозный смысл страданий Иова нам помогают святоотеческие толкования. Память праведного Иова Многострадального Православная Церковь отмечает 19 мая.

Праведник из земли Уц

Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.
Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.

Священная книга мусульман

Коран описывает Иова как пророка Айюба — гонимого и удрученного. Существует мнение, что праведный Иов Многострадальный был прародителем древних римлян. На территории государств, главной религией которых является ислам, было множество городов, в которых якобы находилась гробница Иова. Это Салала в Омане, сирийский Дайр-Аййуб, поселок рядом с городом Рамлы, мавзолей в Бухаре Чашма-Аюб, в Турции — бывшая Эдесса.

Трагедия начинается на Небесах

Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).

Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).

Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?

Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.

Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.

Значение слова иов

(евр.

, значение допускает различные истолкования из
евр.
и других семитских корней, напр, «теснимый», или от ajja abu, «где отец?» и др.;
греч.
‘Icop), в иудаистических и христианских преданиях страдающий праведник, испытываемый сатаной, с дозволения Господа; главный персонаж ветхозаветной книги И. Страдающий праведник — центральный образ древних литератур Ближнего Востока (срв. вавилонскую поэму «О невинном страдальце», египетскую «Сказку о двух братьях» и др.). Судя по упоминанию в ветхозаветной книге Иезекииля (нач. VI в. до н. э.), имя И. было наряду с именами Ноя и Даниила обозначением (на уровне ходячей поговорки) образцового праведника (Иез. 14:14 и 20). Датировка книги И. неясна (V-IV вв. до н. э.?), а структура и становление текста в известном нам объеме представляет много нерешенных проблем; не исключено присутствие в составе книги более раннего материала и более поздних вставок (вероятно, речи Элиу, описания бегемота и левиафана и др.). Об И. сказано, что он был «прост, и праведен, и богобоязнен, и далек от зла» (Иов 1:1; здесь и ниже перевод автора, цитируется по книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973); вначале возникает образ искренней истовости богатого патриархального главы рода, неуклонно блюдущего себя от греха и во всем поступающего как должно. Называется число его сыновей, дочерей, скота, причем все время повторяются сакральные числа семь, три, пять, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (1:2-3). При встрече с сатаной Господь спрашивает: «Приметило ли сердце твое раба Моего Иова? Ведь нет на земле мужа, как он» (1:8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку

Господь охраняет его благосостояние; едва этому будет положен конец, кончится и преданность И. Богу. Господь принимает вызов и позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на саму личность И. (1:12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, наконец, сыновей и дочерей (1:14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает главу в знак траура, повергается на землю и произносит слова, достойные его прежней истовости: «Господь дал, Господь и взял — благословенно имя Господне!» (1:21). Сатана снова предстает перед Господом и предлагает распространить испытание на тело И., на его «кость» и «плоть» (2:4- 5). Господь снова дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа): «и взял Иов черепок, чтобы соскребать с себя гной, и сел среди пепла» (2:8). Вера И. в справедливый божественный миропорядок вступает в мучительный конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза; см. 3:17-22; 24:3-12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «похули Бога и умри» (2:9). Противоположный выход предлагают трое друзей И. (их горячим, саркастическим спором занята большая часть книги И. — главы 3-31); если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен умозаключить от своего страдания к своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Или вы для Бога будете лгать и неправду возвещать ради Него, в угоду Ему кривить душой, в споре выгораживать Его?» (13:7-8). После «докучных утешителей» (16:2) в спор с И. вступает молодой мудрец Элиу (Элигу), переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средство духовного пробуждения. Последнее слово в споре принадлежит Господу, Который вместо всякого рационалистического ответа забрасывает И. вопросами о непостижимом устройстве космического целого, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41; выделяется описание чудищ бегемота и левиафана, 40:10-27; 41:1— 26). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так правдиво» (43:7), как он; Господь соглашается помиловать друзей только по молитве И. (42:8). После молитвы И. близкие приходят утешать И. и осыпать его дарами (42:11). Господь возвращает И. все богатство в сугубой мере, у И. рождаются новые семь сыновей и три дочери (42:13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насытясь днями» (42:16-17).

Земля Уц, названная родиной И., тождественна то ли арамейским областям на севере Заиорданья, то ли Хаурану, то ли Эдому; во всяком случае, И. по крови и географической локализации настолько близок к иудейско-израильской сфере, чтобы входить (вместе с прочими персонажами книги И.) в круг почитателей единого Бога, насколько и далек от этой сферы, чтобы являть собою тип «человека вообще», образец как бы «естественной» праведности.

В Септуагинте книга И. имеет приписку, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу» сообщается, что первоначальное имя И. — Иовав (эдомитское имя?; срв. Быт. 36:33), его родина — Авситида «на пределах Идумеи и Аравии»; дается генеалогия И., восходящая в пятом колене через Исава к Аврааму.

В талмудической литературе И. служит предметом разноречивых суждений. По-разному определялось время книги И. — от времен Авраама, Иакова или Моисея до времен Эсфири. Высказывалось также мнение, что повествование о нем — притча («машал»). По одной из версий, И. своими силами познал Господа, служил Ему из любви, праведностью превзошел даже Авраама; в талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. По другому мнению (резко противоречащему тексту книги), он был врагом Израиля — языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков; этим он будто бы и заслужил свои страдания (трактаты Санхед-рин 106а и Сота, 11а; такая роль сближает И. с Валаамом). Продолжительность испытания И. определяется Мишной в 1 год, а поздне-иудейским грекоязычным апокрифом «Завещание И.» — в 7 лет; продолжительность всей жизни И. — 210 лет.

В европейском средневековье этот образ односторонне воспринимался как идеал примерной покорности. В изобразительном искусстве XVII в. можно отметить картину Ж. де Латура «И. и его жена». «Пролог на небесах» к «Фаусту» Гёте — явное подражание началу истории И. Более скрытое использование топики книги И. проходит сквозь роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (споры Ивана и Алеши о страданиях невинных и «неприятии мира»; вопрос о том, может ли грядущая «осанна» изгладить бывшую неправду, прямо связываемый старцем Зосимой с библейским рассказом об И.). В стихотворной драме американского писателя А. Мак-Лиша «Джи Би» (1958) герой — состоятельный американец, в серии несчастий теряющий детей, имущество и здоровье; его утешители пользуются резонерскими аргументами психоанализа, социологии и модной теологии.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Время страданий

Для Иова начинается полоса страданий — сатана ведет его от малых потерь к все большим. Праведник сначала лишается имущества, а потом получает известие о смерти всех своих детей. Причем коварный дух пытается внушить Иову, что источником его несчастий является сам Бог: стада благочестивого семейства уничтожает огонь, сошедший с Небес. Преподобный Исихий Иерусалимский считает, что пожигающим пламенем был сам сатана, принявший внешний облик природной стихии.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов 1, 20–21).

Но небесный спор продолжается. Сатана как бы намекает Богу: Иов пережил испытания не потому, что праведен, а потому, что эгоистичен. Не так уж сильно, мол, он любил своих детей. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,– благословит ли он Тебя? — предлагает лукавый (Иов 2, 5).

Разговор с Богом

Праведник обратился к Господу в своей искренней молитве и попросил его быть свидетелем в его безгрешности. Бог явился страдальцу в бурном вихре и укорил его за рассуждения о высшем промысле. История Бедного Иова повествует, что Господь объяснил праведнику, что только ему известно, почему происходят те или иные события, и люди никогда не смогут осознать божий промысел. Поэтому человеку нельзя судить Всевышнего и требовать от него какого-либо отчета.

После этого Бог через праведника обратился к друзьям Иова и повелел им принести жертву руками страдальца, ибо только так он готов простить их за осуждение праведника и неверные размышления о воле Господа. Друзья привели семь овнов и столько же тельцов к праведнику. Иов помолился за них и принес жертву. Видя, что праведник, несмотря на свои тяжкие страдания, искренне просит за друзей своих, Бог простил их.

«Позорная» болезнь

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).

Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.

Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9). Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).

«Праведник, которому плохо» и «злодей, которому хорошо» [↑]

В книге Иов разбирается очень глубокий вопрос: почему мы видим в жизни ситуации, когда, говоря словами Талмуда, цадик вэ-ра ло

— праведник, и ему плохо,
раша вэ-тов ло
— злодей, и ему хорошо?

Вопрос, почему иногда праведники страдают, а злодеи процветают, занимал наших мудрецов с древних времен. На самом деле, он занимал уже самого Иова, который хорошо понимал, что постичь все замыслы Вс-вышнего для простого смертного невозможно.

Некоторые аспекты этой темы частично описываются следующим образом. С праведников на Небесах спрашивается строже, чем с обычных людей. Чем выше уровень возможностей человека, тем больше от него ожидается. Предание говорит нам, что праведники получают наказание не только за совершение неправильных действий или за уклонение от необходимых действий, но и за «недостаточность» тех качеств, которые они должны были развить в себе. Поэтому то, что для обычного человека не является грехом, даже слабостью, — для праведника может оказаться тяжелым проступком.

С такими друзьями врагов не надо

Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — сначала утешители, потом совопросники, а потом обвинители праведника. Именно их слова переполнили чашу терпения страдальца.

Вначале эти люди пытаются проявить и любовь, и милосердие. Они не побоялись прийти к месту пребывания больного собрата, они разделили с ним скорбь, утешили его своим приходом. Семь дней и семь ночей они просто сидели рядом со страдальцем, не говоря ни слова.

Однако, в отличие от Иова, который был непорочен и праведен, его друзья были обыкновенными людьми, и их представление о Боге было весьма умозрительным. Не имея духовного стержня, они всё же не могли не задаваться вопросом: почему Бог покарал праведника? Отвечая на этот вопрос по своему ограниченному разумению, они впадают в двойной тяжкий грех: клевещут и на Бога, и на Иова.

Спор Иова и его друзей — важнейшая богословская часть книги, в ее монологах отражены ключевые догматические темы, касающиеся учения о Боге. Святые отцы — толкователи книги Иова — говорят о том, что отнюдь не всё в словах горе-богословов является ложью. В частности, для них очевидно, что Бог не может ошибаться, и потому происходящее не может быть случайностью.

Ложным является их отношение к Богу, в основе которого лежит чисто языческий страх перед могущественным существом, которое может покарать неугодного. Конечно, они не видят в жизни своего друга не только никакого злодеяния, но даже более или менее укоризненного проступка. Но если признать правоту Иова, тогда что же получится? Надо признать неправоту… нет, даже подумать об этом страшно… И друзья уговаривают Иова признать свою вину, покаяться в ней перед Богом, и тогда Он, может быть, его простит.

Пытаясь «защитить» Бога, Который, конечно, ни в какой защите не нуждается, друзья Иова в конце концов возводят на него настоящую клевету: Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? <…> Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22, 3–4, 12).

И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу (Иов 22, 13-14). Мы видим здесь, что все показное благочестие друзей праведника основано на страхе перед жестоким божеством, которому нет никакого дела до праведности человеческой, его интересует только «выгода». И самое страшное: оно слепо и бесконечно далеко от земных дел.

Молитва

О, вели́кий пра́ведниче, И́ове Многострада́льне, чи́стым житие́м свои́м и свято́ю бли́зостию к Бо́гу просия́вый. Ты́ до Моисе́а и Христа́ на земли́ пожи́л еси́, вся́ же за́поведи Бо́жия, нося́ и́х в се́рдце свое́м, исполня́л еси́. Явле́нныя ми́ру чрез Христа́ и Его́ Святы́х апо́столов та́йны, глубо́кими свои́ми открове́нии уразуме́в, прича́стник ве́яний Ду́ха Свя́та бы́ти сподо́бился еси́. Вся́кия ко́зни диа́вольския, в по́сланных тебе́ от Го́спода особых искуше́ниих, и́стинным смире́нием свои́м препобеди́в, о́браз злострада́ния и долготерпе́ния все́й вселе́нней яви́лся еси́. Любо́вь ве́лию к Бо́гу и ко все́м лю́дем в безме́рных свои́х ско́рбех сохрани́в, чи́стым се́рдцем за гро́бом едине́ния с Го́сподем ра́достно ожида́л еси́. Ны́не же в селе́ниих пра́ведных пребыва́еши и Престо́лу Бо́жию предстои́ши. Услы́ши на́с гре́шных и непотре́бных, пред свято́ю ико́ною твое́ю предстоя́щих и усе́рдно к хода́тайству твоему́ прибега́ющих. Моли́ Человеколю́бца Бо́га, да к ве́ре кре́пцей, непоро́чней и неруши́мей на́с утверди́т, от вся́каго зла́ вра́г ви́димых и неви́димых защити́т, в ско́рбех и искуше́ниих на́м кре́пость пода́ст, в сердца́х на́ших па́мять сме́ртную при́сно сохрани́т, в долготерпе́нии и братолю́бии укрепи́т, и сподо́бит на́с на стра́шнем суде́ Христо́ве до́брый отве́т да́ти и в воскреше́нней пло́ти на́шей Триеди́наго Бо́га созерца́ти и сла́ву Ему́ со все́ми святы́ми воспева́ти во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Дерзновенная любовь

Ответные слова Иова «дерзновенны и страшны», но продиктованы они не страхом, а любовью. Он не может солгать перед лицом Господа, притворно признать себя грешником даже ради собственного спасения. Он хочет понять замысел Бога: его тоска — это тоска человека, который чувствует, что Господь его оставил. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими (Иов 19, 7–11).

Но упование Иова пронизано поистине христианском духом, задолго до воплощения Мессии этот человек чувствует, что его боль и скорбь — это образ скорбного состояния человека на земле после грехопадения, и более того, он верит, что Бог может исцелить эти раны. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! (Иов 19, 25–27).

Предел желаний Иова — не возвращение здоровья, не оправдание в глазах общества, не «победа» над Богом, как думают его недалекие друзья, а личная встреча с Ним. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов 23, 3–6).

И Бог ответил вопрошающему.

Ответ из бури

Господь начинает говорить с Иовом совсем не о том, о чем можно было бы ожидать. Он не судит и не оправдывает его, не взвешивает на весах Божественной справедливости его поступки. Он спрашивает страдальца, как может показаться, о вещах, не имеющих отношения к сути разговора: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? <…> где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 40, 2–3, 38, 4–7).

В форме вопрошаний Бог показывает Иову невероятную красоту творения и непостижимую для человека мощь Творца. Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие (Иов 40, 4–5). Нет, ничего этого Иов не может, потому и умолкает в прахе и пепле и раскаивается в том, что возвысил голос свой.

Какое отношение величие и красота мира имеют к страданиям праведника? Иов в сердце своем видит эту связь, но что же делать обыкновенному читателю Священного Писания? На помощь нам опять приходят святоотеческие толкования.

Возведение церкви

В Сарове, неподалеку от городского кладбища, в октябре 2008 года начали строить деревянный приходской храм Иова Многострадального. В основании алтаря провели торжественную закладку камня. На это событие приехал Арзамасский и Нижегородский архиепископ владыка Георгий.


Далее строился храм Иова Многострадального гораздо медленнее, с затруднениями, связанными со стремительным развитием экономического кризиса в 2009 году. 2010 год был периодом, когда решалось множество хозяйственных вопросов, таких как внутренняя отделка и утепление, проведение противопожарной сигнализации и электрических сетей. Самым важным было изготовление куполов. Первый крест освятили в 2011 году, 22 апреля. Через три дня провели первую Божественную литургию. Следующая состоялась 19 мая — в честь Первого Престольного праздника. 28 июня храм Иова Многострадального (г. Саров) был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Божественный шедевр

Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с [какой-либо] иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»

Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.

Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и [собственными] страданиями».

Иконография

На фресках, датируемых III-IV веками, изображение святого имеет сходство с античными философами. Он одет в короткий хитон, стоит на скале или сидит на стуле. В этот же период святой появляется на рельефах саркофагов, как иллюстрация библейского текста. Иов сидит на стуле, рядом жена (одна или с друзьями) протягивает ему на палке еду, прикрывая нос краем одежды.

На иконах святой Иов в богатых одеждах, с седыми волосами, седой курчавой бородой, со свитком в руках или с развернутыми ладонями. Рядом с ним нет персонажей из Книги Иова.

Справедливый финал

Бог вернул Иову его прежнее достоинство: здоровье, богатство, дал ему и его жене еще сыновей и дочерей и долгие годы жизни. Но Бог не только наградил праведника, но и простил грешников — его недалеких друзей, за которых праведник Иов принес очистительную жертву.

Имущество Иова в качестве Божией награды удваивается, но число вновь родившихся у него детей оказывается точно таким же, как и количество тех его сыновей и дочерей, что погибли. Почему так? На этот вопрос отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то [Бог] и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы».

Начало испытаний

Тяжела и мучительна была история бедного Иова. В Библии рассказывается, что однажды возле Божьего престола собрались ангелы, чтобы передать Всевышнему людские молитвы и попросить послать благ роду человеческому. Среди них был и Сатана, который явился очернить грешников и питал надежды, что Бог разрешит ему покарать их.

Господь поинтересовался у него о том, где он был и что видел. На это Сатана ответил, что обошел всю землю и узрел много грешников. Затем Господь спросил о том, видел ли враг рода человеческого раба божьего Иова, который единственный на земле прославился своей справедливостью, был беспорочен и богобоязнен. Сатана ответил утвердительно, но подверг сомнению искренность праведника.

Господь разрешил испытать Иова. Сатана отнесся к этому с особым рвением и погубил все стада праведника, сжег его поля, лишил богатства и слуг. Но на этом испытания не закончились, погибли и дети его. История Иова повествует, что праведник со смирением принял страдания, смирился с ними, но продолжал и дальше восхвалять Господа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]