Иисус Навин является одной из центральных фигур в Ветхом Завете и Книге Иисуса Навина. Согласно книгам Исход, Числа и Книге Иисуса Навина, он был помощником Моисея и стал лидером израильских племен после смерти Моисея. Его звали Осия, сын Навина, из колена Ефремова. Моисей дал ему имя Иисус. Согласно Библии, Иисус Навин родился в Египте еще до исхода.
Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин был одним из двенадцати соглядатаев Израиля, посланных Моисеем осматривать землю Ханаанскую. В книге Чисел сказано, что после смерти Моисея Иисус, сын Навина, повел израильские племена на Ханаан. Согласно библейской хронологии, Иисус жил в конце бронзового века и умер в возрасте 110 лет.
Краткое жизнеописание праведного Иисуса Навина
Иисус Навин почитается как праведник в иудаизме, христианстве и исламе. Под этим именем он известен в православной Церкви. Для отличия от Иисуса Христа к его имени добавлено имя по отцу: Нав – отец, суффикс – «ин» означает сын Навина. В католической, протестантской традиции имя Иисус передается как Iosue, в исламе – Йуша (Юша).
Происхождение
Иисус Навин был сыном Эфраима (Ефрема) и носил при рождении имя Осия (в древне-еврейской транскрипции – Хошеа). Дедом Иисуса Навина был Иосиф, один из 12 сыновей Иакова, которого завистливые братья продали в рабство египтянам.
Иосиф сумел возвыситься до визиря фараона. По его просьбе правитель дал земельный надел братьям и отцу Иосифа во время великого голода. Эфраим и Осия родились в Египте.
После смерти Иосифа положение евреев постепенно изменилось в худшую сторону: они оказались на низшей ступени социальной лестницы и были сведены до уровня рабов. Бог Яхве явился Моисею и повелел ему освободить народ Израилев от египетского плена.
Завоевания
Осия был правой рукой пророка Моисея, который переименовал его в Йехошуа (Иисуса), назначил военачальником и своим преемником после смерти. Выбор пророка был не случаен. Прежде чем повести народ в Ханаан, он послал туда 12 разведчиков-соглядатаев. Один Осия при возвращении выразил пророку твердое мнение, что с Божьей помощью эти земли можно завоевать. За это ему, единственному из поколения евреев, вышедших из Египта, Яхве позволил ступить на Землю Обетованную.
Перед смертью Моисей получил указание от Господа назвать своим преемником Иисуса, потому что в нем есть «дух премудрости», и он сможет руководить народом при завоевании и разделе земли.
Дорога в Землю Обетованную (Ханаан), обещанную Богом избранному народу, длилась 40 лет и пролегала через пустыню. Из библейских источников известно, что при выходе из Египта беженцам преградили путь воинственные арабы-кочевники, желавшие завладеть имуществом и скотом евреев. Моисей сказал Иисусу Навину: «Пойди и сразись с амалкитянами…». Возглавив войско, Навин разбил вооруженных кочевников, и израильтяне продолжили исход из Египта.
Во время всего странствия Иисус Навин был рядом с Моисеем: присутствовал при общении с Богом на Синае, охранял Ковчег с Заветами. За допущенное неверие в силу Яхве Моисей был лишен Господом права ступить на землю Ханаанскую. Он умер на границе со Святой Землей, увидев заветную цель с горной вершины. Перед смертью Моисей прилюдно возложил руки на Иисуса, тем самым передав ему свою власть над еврейским народом.
После кончины пророка Иисусу явился во сне Бог и повелел перейти реку Иордан и заселить Землю Обетованную: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам… Будь тверд и мужествен, ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать». (Земля, обещанная еврейскому народу, – это территория Палестины, Междуречье Евфрата и Тигра, побережье Средиземного моря).
Яхве предрек Иисусу Навину победы над всеми, кто встанет на пути в осуществлении его воли. Бог пообещал быть всегда рядом, как и с Моисеем, если он будет соблюдать закон, в точности исполняя заповеди, записанные на скрижалях: «… тщательно храни и исполняй закон, завещанный Моисеем, … не уклоняйся от него ни направо, ни налево… тогда ты будешь успешен… не страшись, ибо Господь будет всегда рядом с тобой».
На другой день Иисус приказал приготовиться к переправе на западный берег реки Иордан, на котором находился город Иерихон. Река в это время года разлилась, и переплыть ее не было возможности. Горожане со стен Иерихона спокойно наблюдали за суетой на противоположном берегу. Навин пришел к евреям, земли которых были на восточном берегу Иордана, и призвал их помочь отвоевать Землю Обетованную у язычников, как повелел Яхве. Вожди племен согласились оказать военную помощь 40 тысячами воинов.
По указанию Иисуса во главе колонны шли священники с Ковчегом Завета, остальные держались на расстоянии. Когда священники подошли к реке, случилось чудо: течение воды остановилось, поднявшись стеной за несколько километров от переправы, остальная вода стекла в Соленое озеро. Священники дошли до середины русла и остановились. Когда все люди и воины перешли на другой берег, они покинули русло реки, и вода вернулась в свои берега. Чудо подняло авторитет Иисуса Навина у евреев, относившихся к нему до этого, как к «тени» Моисея. Из скромного слуги он превратился в повелителя.
Известие о том, что армия иудеев перешла Иордан, привело в ужас племена, населявшие Ханаан. Жители Иерихона заперли ворота и решили дать отпор, надеясь на высокие и прочные городские стены. Ночью Иисусу Навину явился архангел Михаил и указал, как взять город. На следующий день воины во главе со священниками, несущими Ковчег Завета и возглашавшими к молитве, обошли крепость. Так продолжалось 6 дней. На 7-й день обход совершили 7 раз. По знаку Иисуса Навина все евреи одновременно издали вопль, и стены Иерихона рухнули.
Защитники оказались лицом к лицу с еврейскими воинами. По приказу Навина все жители, включая детей и женщин, были убиты, а город сожжен. Город был проклят Богом, израильтяне не имели права присвоить себе что-либо из имущества. Следующим пал город Гай, население которого было также истреблено. Для противодействия израильтянам объединились 5 царей. Их военная сила превосходила армию евреев, но это им не помогло.
Сражение произошло на склоне горы Вефоронской. Под натиском израильтян ханаанцы стали отступать. На их головы с неба стали падать огромные камни, что усилило панику, превратило отступление в бегство. Битва была в разгаре, когда солнце стало клониться к закату. Чтобы не дать врагу передышки и собраться с силами в ночное время, Иисус остановил небесные светила: «Стой, Солнце… и Луна…». Навин со своими воинами разбил вражеское войско. Проигравшие сражение цари спрятались в пещере горы Вефоронской, но были обнаружены, убиты и повешены на деревьях.
Безжалостная участь постигла жителей городов Макед, Лихна, Ливна, Еглон, Хеврон. Земля Обетованная была освобождена для евреев. Иисус Навин поделил завоеванную территорию между 12-ю коленами Израилевыми.
Смерть и погребение
Исполнив Божью волю, Иисус Навин скончался в возрасте 110 лет. Перед смертью он обратился к народу и призвал его отказаться от языческих богов, служить Господу искренне и горячо. Похоронен он был на Ефремовой горе. Где именно находится гробница праведника, точно не установлено.
[править] Происхождение
Иисус Навин, первоначально носивший имя Осия (Хошеа) сын Нуна, происходил из колена Ефрема и был его начальником. Именем Иисус (Йехошуа) его прозвал Моисей[4].
Должность, которую Иисус Навин занимал при Моисее, называлась na’ar
(ср. угаритское
n’r
, то есть служитель высшего ранга). Еврейский историк Иосиф Флавий пишет:
«…Моисей выделил из всей массы народной все военные силы и поставил начальником над ними Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, человека весьма храброго, способного переносить всякие тягости, крайне рассудительного и красноречивого, который отличался глубоким благочестием, так как в этом деле наставником его был сам Моисей, и потому пользовался большим уважением среди евреев»[5]
Значение святого для православия
Иисус стал достойным преемником Моисея, подлинным вождем еврейского народа. В предсмертном обращении Навин напоминает людям, что победа была одержана потому, что на их стороне был Бог, и дальнейшее владение Ханааном будет возможно при сохранении верности завету Господа. Израильтяне убеждают Иисуса, что они всегда будут почитать Бога. На эти слова Навин устанавливает камень, как свидетеля, если народ не выполнит свой завет. После смерти святого не нашлось вождя. Дети тех, кто завоевал Святую Землю, забыли заповеди Бога и нарушили завет.
Израильтяне смогли завоевать Святую Землю, благодаря Иисусу Навину, который за его веру и исполнение заповедей имел помощь и заботу от Бога. За этот подвиг Иисус причислен к лику святых. Библейский герой во многом напоминает Моисея:
- Бог напрямую дает ему указания;
- Навин вывел евреев из пустыни (Моисей из Египта);
- провел через Иордан (Моисей – через Мертвое море);
- дал перед смертью указания народу.
Но христианская традиция не уравнивает святого с пророком, авторитет Моисея превосходит Навина во многих отношениях. Иисус Навин изображается на иконах в воинском облачении, молодым юношей или умудренным старцем с мечом в руке. Иконография подчеркивает тем самым, что Навин, в первую очередь, был воином. В православной Церкви день памяти праведника – 1 сентября по юлианскому календарю.
Ссылки
-
Судьи Израиля Иисус Навин (Иехошуа Бин-Нун) Гофониил, сын Кеназа (Отниэль бен Кназ) Аод, сын Геры (Эхуд бен Гера) Самегар, сын Анафов (Шамгар бен Анат) Девора (Двора) Гедеон (Гид’он) Авимелех, сын Гедеона (Авимелех бен Гид’он) Фола, сын Фуи (Тол’а бен Пуа) Иаир из Галаада (Яир ха-Гиль’ади) Иеффай (Ифтах) Есевон (Ивцан) Елон Завулонянин (Эйлон ха-Звулуни) Авдон, сын Гиллела (Авдон бен Гилель) Самсон (Шимшон) Илий (Эли ха-Кохен) Самуил (Шмуэль) Другие герои эпохи судей В Израиле: Варак (Барак) Иаиль (Яэль) Иофам, сын Гидеона (Йотам бен Гид’он) Ноеминь (Наоми) Руфь (Рут) Вооз (Боаз) Анна (Хана) У других народов: Раав (Рахав) Еглон, царь Моавитский (Эглон, царь Моава) Хусарсафем (Кушан-Ришатайим) Иавин Асорский (Явин, царь Хацора) Сисара (Сисра) Далила (Длила) Валаам Бильам Иов Ийов Авраам Авраам Сарра Сара Исаак Ицхак Иаков Яаков Моисей Моше Аарон Аарон Мириам Мирьям Иисус Навин Йехошуа бин Нун Финеес Пинхас Анна Ханна Самуил Шмуэль Давид Давид Соломон Шломо Гад Гад Нафан Натан Ахия Силомлянин Ахия ха-Шилони Иеремия Йирмеяху Исаия Йешаяху Даниил Даниэль Малые пророки: Аввакум Хаваккук Авдий Овадья Аггей Хаггай Амос Амос Захария Зхарья Иоиль Йоэль Иона Йона Малахия Малахи Михей Михa Наум Нахум Осия Хошеа Софония Цфанья Елисей Элиша Олдама Хульда Пророки - Идрис (Енох)
- Шис (Сиф)
- Худ (Евер)
- Салих*Лут (Лот)
- Исмаил (Измаил)
- Исхак (Исаак)
- Якуб (Иаков)
- Юсуф (Иосиф)
- Айюб (Иов)
- Шуайб (Иофор)
- Харун (Аарон)
- Юша ибн Нун (Иисус Навин)
- Ильяс (Илия)
- Аль-Яса (Елисей)
- Зу-ль-Кифль (Иезекииль)
- Ишмаил (Самуил)
- Юнус (Иона)
- Давуд (Давид)
- Сулейман (Соломон)
- Закария (Захария)
- Яхья (Иоанн)
честные иудеи Иисус Навин • Давид • Иуда Маккавей добрые христиане Король Артур • Карл Великий • Готфрид Бульонский
Интересные факты
События, описанные в 6-й книге Священного Писания, «Иисус Навин», не забыты и имеют свою интерпретацию. Ермак имел знамя, на котором вышит Иисус Навин. Для покорителя Сибири святой был символом, нравственной опорой для выполнения своей миссии. Реликвия хранится в Кремлевской Оружейной палате. Астрономы назвали явление, наблюдаемое на Меркурии, когда солнце замирает, а потом начинает перемещаться в противоположную сторону, «эффектом Иисуса Навина». Писатель М. Твен для образности сравнивал феодальную раздробленность в Британии с племенной разобщенностью в Палестине при Иисусе Навине. В кинематографе образ Иисуса-воина отображен в фильме «Десять заповедей».
Примечания
- Макаров Е. Е.
[www.pravenc.ru/text/293947.html Иисуса Навина книга] // Православная энциклопедия. Том XXI: «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — М.: Церковно-научный , 2009. — С. 713. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7 - [days.pravoslavie.ru/Days/sentqbr’1.htm Православный календарь]
- Навин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Нун, отец Иошуи
- 1Пар. 7:27
- Чис. 13:4-17
[править] Распределение завоёванной земли
После войн Иисус разделил между захваченную землю между коленами Израиля[26][27][28][29][30][31]. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню — Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля. Иисус также учредил левитские города: левитам выделили во владение 48 городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Он также выделил 6 городов-убежищ (города, где скрывались от кровной мести люди, виновные в неумышленном убийстве) за Иорданом и в самом Ханаане[32][33].