Житие и икона святого пророка Елисея, его значение в православии и молитвы


Пророк Елисей

Елисей
(евр. Эли́ша —
Бог помог
или
Бог спасет
) (IX в. до н.э.), ученик и преемник пророка Илии, пророк в Израиле при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса, 4 Цар 2 и по 9 гл.) Память 14 июня, 20 июня — перенесение мощей [1] (Греч. [2])

Был сыном Сафата из Авел-Мехолы (3 Цар. 19, 16-21), вероятно, человека зажиточного, так как Елисей, будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар. 19, 19-21). Во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними

Сделавшись ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей трудился более 60 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству.

С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной вдовы сунамитянки. Во всех рассказах о Елисее он рисуется как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием «пророческих сонмов» или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков.

Елисей был единственным очевидцем вознесения пророка Илии на небо и в наследие от него получил милоть, как видимый знак преемства пророческого духа.

По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 г. до н.э., а смерть в 838 г. до н.э. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года [3]; в этом он почти согласен с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет.

Архим. Никифор (Бажанов) о.

Краткое жизнеописание

О великом чудотворце и прозорливце известно из Ветхого Завета и книги Синаха «Екклезиастик».

Происхождение

Ветхозаветный пророк Елисей жил за 9 столетий до рождения Мессии. Отец святого, Сафат, имел много земли и скота. На его полях трудились наемные работники. При рождении чудотворца (что в переводе с еврейского означает «Бог есть спасение») случилось первое чудо: золотой идол в виде коровы издал громкий рев, слышимый за сотни километров.

Один человек, которому был Божий дар провидения, пояснил изумленным язычникам, что это означает появление на свет великого пророка, который разрушит идолов и победит сильных мира сего.

Житие

Повзрослев, Елисей стал помогать в работе отцу. Юноша отказался вступать в брак, оставшись девственником. Господь избрал его преемником пророка Илии. Встреча с будущим наставником произошла, когда Елисей пахал поле с наемными работниками. Илия подошел к нему, покрыл плащом и призвал следовать за собой, чтобы выполнить волю Бога.

Елисей с радостью согласился стать учеником великого пророка. Он попросил Илию отпустить его попрощаться с родителями, на что получил согласие. Распростившись с родными, святой стал ревностным и прилежным учеником Илии, познавая от него тайны Божии.

Служение Богу

Пророк Илия был единственным из пророков, взятым в Царствие Небесное живым. Перед тем, как покинуть земной мир, Илия спросил у ученика, какой милости ему попросить у Бога для него. В ответ Елисей сказал, что хочет иметь Благодать Божию вдвое большую, чем у Илии, для свершения дел во имя Бога. На это Илия ответил, что если Господу будет угодно выполнить желание Елисея, то он станет свидетелем его вознесения на небо.

Вскоре, во время дорожного путешествия перед ними возникла огненная колесница. Илия взошел на нее и исчез в небе. Потрясенному увиденным Елисею с неба упал плащ (милоть) Илии. Подняв милоть учителя, Елисей обрел дар пророчества и целительную силу.

Пророческое служение продолжалось до самой смерти святого и длилось 65 лет. За этот срок он совершил множество чудес, 6 царям израильским изрек предостережения о нашествии врагов, обличал в идолопоклонстве.

Самые известные чудеса, совершенные Елисеем:

  1. Остановил течение реки Иордан.
  2. Напоил в пустыне войско иерусалимского царя Иосафата.
  3. Оживил мертвого ребенка.
  4. Спас от голода бедную вдову, даровав ей елей.
  5. Вылечил от проказы язычника Неемана.
  6. Наказал за обман своего слугу Гиезия и весь его род проказой.

Елисей неоднократно помогал царям в войнах с соседями, желавшими захватить Израиль.

Кончина

Пророк дожил до глубокой старости. По свидетельству Синаха, автора книги «Екклезиастик»: «…и по смерти дивны были дела его». Чудо заключалось в оживлении покойника после соприкосновения с мощами святого через год после кончины.

Пророк Елисей — прообраз Иисуса

(4Цар 4:38)

Елисей же возвратился в Галгал.

Елисей возвратился в Галгал. Это место, которое раньше было местом благословения. Это была первая остановка Иисуса Навина и Израильского народа, когда они пересекли реку Иордан. Галгал — место двенадцати камней, где они обрезали своих детей.

Галгал — с тебя снят стыд и поношение.

Для нас таким местом является крест.

Тексты

Акафист, молитва и канон в честь пророка Елисея были составлены в IX-XII веке.

Акафист

Пѣ́снь а҃.

І҆рмо́съ: Спаси́телю бг҃ꙋ, въ мо́ри лю́ди немо́крыми нога́ми наста́вльшемꙋ, и҆ фараѡ́на со всево́инствомъ пото́пльшемꙋ, томꙋ̀ є҆ди́номꙋ пои́мъ, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

И҆знача́ла ѡ҆ бз҃ѣ поє́мыѧ пѣ̑сни, и҆́миже пое́тсѧ пое́мый, прⷪ҇ро́ческими ѡ҆блиста́ѧ хвала́ми, пою̀ просла́вльшаго, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Взе́мъ ко́жꙋ и҆зъ рꙋкѝ прⷪ҇ро́чи, совоспрїѧ́тъ са́нъ, ѿ ра́ла прⷪ҇ро́къ претворѧ́емь, заре́ю дꙋхо́вною, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Ꙗ҆́кѡ предразꙋмѣ̀, хрⷭ҇тѐ, є҆́же къ лꙋ́чшемꙋ зва́нїю, є҆лїссе́ево предложе́нїе, прⷪ҇ро́чества благода́тїю просвѣти́лъ є҆сѝ, сп҃се всеси́льне, ꙗ҆́кѡ просла́висѧ.

Бг҃оро́диченъ: Пречⷭ҇таѧ мт҃и бж҃їѧ, воплоще́ннаго и҆зъ тебє̀, и҆ ѿ нѣ́дръ роди́телѧ не ѿлꙋ́чшасѧ бг҃а, непреста́ннѡ молѝ, ѿ всѧ́кїѧ бѣды̀ спастѝ, и҆́хже созда̀.

Пѣ́снь г҃.

І҆рмо́съ: Си́лою крⷭ҇та̀ твоегѡ̀, хрⷭ҇тѐ, ᲂу҆твердѝ моѐ помышле́нїе, во є҆́же пѣ́ти и҆ сла́вити спаси́тельное твоѐ вознесе́нїе.

Земна́гѡ пристра́стїѧ ѿстꙋ́пль ѻ҆гнедохнове́нномꙋ послꙋжи́лъ є҆сѝ, слꙋжи́телемъ ᲂу҆гожде́нїѧ влⷣки бесѣ́дꙋѧ.

Въ дꙋ́сѣ прїѧ́лъ є҆сѝ сꙋгꙋ́ба ᲂу҆чи́телѧ дарова̑нїѧ, не погрѣши́въ лѣ́ностїю ѻ҆́наго восхожде́нїѧ.

Съ рыда́нїемъ и҆лїѝ предста́въ, и҆ растерза́въ ри́зꙋ, ми́лѡтїю раздѣлѧ́еши стрꙋи̑ і҆ѻрда̑нскїѧ.

Бг҃оро́диченъ: Молѝ непреста́ннѡ, чⷭ҇таѧ, проше́дшаго и҆зъ чре́слъ твои́хъ, и҆зба́вити ѿ ле́сти дїа́воли пою́щыѧ тѧ̀, бг҃оневѣ́сто.

Сѣда́ленъ, гла́съ а҃.

Прозрѣ́нїемъ бжⷭ҇твеннымъ и҆лїа́ тѧ вели́кїй, мꙋ́дре є҆лїссе́е, ᲂу҆ченика̀ взима́етъ, прⷪ҇ро́ка предпоказꙋ́етъ, сїѧ́юща дх҃омъ. тѣ́мже дне́сь всест҃ꙋ́ю твою̀ па́мѧть пра́зднꙋюще благочестномꙋ́дреннѡ, почита́емъ тѧ̀ съ ни́мъ, сла́вне.

Бг҃оро́диченъ: Пречи́стѣи рꙋ́цѣ твоѝ, дв҃о мт҃и, просте́рши, покры́й ᲂу҆пова́ющыѧ на тѧ̀, и҆ сн҃ꙋ твоемꙋ̀ зовꙋ́щыѧ: всѣ̑мъ пода́ждь, хрⷭ҇тѐ, ми́лѡсти твоѧ̑.

Крⷭ҇тобг҃оро́диченъ: На дре́вѣ ви́дѧщи воздви́жена сн҃а твоего̀, пречⷭ҇таѧ, ᲂу҆тро́бою мт҃ернею растерза́ема, жа́лостнѡ взыва́ла є҆сѝ: ᲂу҆вы̀ мнѣ̀, ка́кѡ заше́лъ є҆сѝ, свѣ́те мо́й безлѣ́тный;

Пѣ́снь д҃.

І҆рмо́съ: Оу҆слы́шахъ, гдⷭ҇и, и҆зъ гро́ба твоѐ воста́нїе, и҆ просла́вихъ твою̀ непобѣди́мꙋю си́лꙋ.

Ꙗ҆́коже дре́вле во́ды, и҆ ны́нѣ непло́дный ᲂу҆́мъ мо́й и҆сцѣлѧ́еши благода́тїю, є҆лїссе́евыми моли́твами.

Бжⷭ҇твеннѣ ѡ҆богати́лсѧ є҆сѝ вы́шнихъ сказа́нїемъ, и҆ ѕвѣ́ремъ дѣте́й ѿе́млеши ѕлоѻбра́зїе.

Ви́дѣнъ бы́лъ є҆сѝ, сла́вне, дѣ́вствомъ ᲂу҆кра́шенъ, сꙋ́щымъ во тьмѣ̀ пре́лести, ꙗ҆́кѡ свѣти́льникъ и҆здале́ча сїѧ́ѧ.

Молча́ти не мо́жетъ дх҃омъ дви́жимь ѧ҆зы́къ, твоѧ̑ ди̑внаѧ въ житїѝ, є҆лїссе́е, и҆справлє́нїѧ.

Бг҃оро́диченъ: Вои́стиннꙋ сла́вимъ тѧ̀, бцⷣе безневѣ́стнаѧ, и҆ въ твоѐ приста́нище вѣ́рнїи прибѣга́емъ.

Пѣ́снь є҃.

І҆рмо́съ: Оу҆́тренююще вопїе́мъ тѝ, гдⷭ҇и, спаси́ ны: ты́ бо є҆сѝ бг҃ъ на́шъ, ра́звѣ бо тебє̀ и҆но́гѡ не зна́емъ.

Молчали́вое и҆ кро́ткое, бг҃одохнове́нне, дꙋшѝ твоеѧ̀, прⷪ҇ро́ка тѧ̀ показа̀, є҆лїссе́е, вѣ́ры ра́ди.

Бж҃е́ственное твои́хъ слове́съ дѣ́йство просвѣща́етъ мѧ̀ глагѡ́лы дꙋхо́вными, є҆лїссе́е всеблаже́нне.

Ме́ртвъ грѣ́хъ, ꙗ҆́кѡ жи́вꙋ предстоѧ́щꙋ гдⷭ҇еви, проро́че, тебѣ̀, є҆лїссе́е, вмѣнѧ́шесѧ.

Бг҃оро́диченъ: Не преста́й молѧ́щи, є҆го́же родила̀ є҆сѝ, бцⷣе, спастѝ дꙋ́шы на́шѧ, воспѣва́ющихъ тѧ̀, пречⷭ҇таѧ.

Пѣ́снь ѕ҃.

І҆рмо́съ: Ѡ҆бы́де мѧ̀ бе́здна, гро́бъ мнѣ̀ ки́тъ бы́сть, а҆́зъ же возопи́хъ къ тебѣ̀ человѣколю́бцꙋ, и҆ спасе́ мѧ десни́ца твоѧ̀, гдⷭ҇и.

Напо́лни пото́ки и҆ногда̀, ни до́ждь, ни дꙋ́хъ воздꙋ́шный, воздꙋ́хъ же благода́ти, прⷪ҇ро́че, и҆ сло́во твоѐ дѣ́йствомъ дх҃а напо́лни.

Ѿ ма́ла сосꙋ́да и҆ногда̀, прⷪ҇ро́че, ꙗ҆́коже напо́лнилъ є҆сѝ незави́стнѡ є҆ле́й женѣ̀, и҆ мнѣ̀ бжⷭ҇твеннꙋю ми́лость и҆сточи́ти, є҆лїссе́е, помоли́сѧ.

Честна́ѧ жена̀, прⷪ҇ро́че, вѣ́рою вжилѧ́ема, въ ста́рости непло́дствїѧ разрѣше́нїе прїе́млетъ моли́твою, бл҃гоча́дїе плодѧ́щи.

Бг҃оро́диченъ: Кꙋпинꙋ́ тѧ неѡпали́мꙋ, и҆ го́рꙋ, и҆ лѣ́ствицꙋ ѡ҆дꙋшевле́ннꙋ, и҆ две́рь нбⷭ҇нꙋю досто́йнѡ сла́вимъ, мр҃і́е сла́внаѧ, правовѣ́рныхъ похвало̀.

Конда́къ, гла́съ в҃.

Прⷪ҇ро́къ бж҃їй ꙗ҆ви́лсѧ є҆сѝ, сꙋгꙋ́бꙋю благода́ть прїе́мь, вои́стиннꙋ досто́йнꙋю тебѐ, є҆лїссе́е блаже́нне: и҆лїи́ бо бы́лъ є҆сѝ совсе́льникъ, съ ни́мже хрⷭ҇тꙋ̀ бг҃ꙋ моли́сѧ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.

І҆́косъ:

Въ зако́нѣ гдⷭ҇ни возсїѧ́вшаго, всѝ є҆лїссе́а мꙋ́драго пѣ̑нїи пѣ́сненными воспое́мъ: ве́сь бо и҆спо́лненъ є҆́сть чꙋде́съ сꙋгꙋ́быми ѻ҆́бразы, на́мъ и҆сточа́ѧ и҆сцѣле́нїй стрꙋи̑: кропи́тъ бо дꙋ́шы вѣ́рныхъ, и҆ спаса́етъ ѿ бѣ́дъ, ꙗ҆́коже дре́вле лю́ди безча́дствꙋющыѧ, ᲂу҆слажда́етъ со́лїю во́ды, креще́нїѧ благода́ть возвѣща́ѧ ꙗ҆́вѣ, молѧ̀ непреста́ннѡ ѡ҆ всѣ́хъ на́съ.

Пѣ́снь з҃.

І҆рмо́съ: Въ пещѝ ѻ҆́гненнѣй пѣсносло́вцы спасы́й ѻ҆́троки, бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Премꙋ́дрости лꙋ́чшїѧ ты̀, є҆лїссе́е, и҆спо́лнивсѧ, вопїѧ́лъ є҆сѝ: бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Ты̀ ꙗ҆́кѡ жи́зни слꙋжи́тель, ма́тери а҆́бїе жи́ва, ме́ртва сы́на, прⷪ҇ро́че, показа́лъ є҆сѝ.

Ненача́ємыѧ и҆ногда̀ прⷪ҇ро́чєскїѧ пита́ѧ дѣ́ти, всегꙋби́тєльныѧ снѣ̑ди сотвори́лъ є҆сѝ невреждє́нны.

Бг҃оро́диченъ: И҆́же ѿ дв҃ы рожде́йсѧ, ю҆́же бцⷣꙋ содѣ́ла, бл҃гослове́нъ бг҃ъ ѻ҆тє́цъ на́шихъ.

Пѣ́снь и҃.

І҆рмо́съ: Ѡ҆роси́вшаго пе́щь, и҆ ѻ҆́троки сохра́ньшаго, посредѣ̀ горѧ́щагѡ пла́мене, ѻ҆́троцы, славосло́вите, свѧще́нницы, благослови́те, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Сотво́ршаго ѡ҆чище́нїе, прⷪ҇ро́ка повелѣ́нїемъ, ѻ҆́троцы воспѣва́ютъ, ст҃и́тели благосло́вѧтъ, лю́дїе превозно́сѧтъ є҆гѡ̀ во вѣ́ки.

Ѿ ве́щи ѡ҆чи́щь ᲂу҆́мъ, невеще́ственнагѡ жела́нїемъ ѡ҆держи́мь, невеще́ственнѡ ви́дѣлъ є҆сѝ. тѣ́мже и҆гра́ѧ вопїѧ́лъ є҆сѝ: хрⷭ҇та̀ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Благода́тїю прови́дѧ бꙋ̑дꙋщаѧ, на дре́вѣ пречи́стый крⷭ҇тъ зри́ши воѡбраже́нъ. тѣ́мже вопїѧ́лъ є҆сѝ ра́дꙋѧсѧ, бг҃онаꙋче́нный прⷪ҇ро́че: хрⷭ҇та̀ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Колесни́цъ мно́жество ѡ҆крꙋ́жшихъ тѧ̀, низложѝ, чꙋ́дне, мра́комъ незави́стнѡ ᲂу҆ста́вилъ є҆сѝ, безꙋ́мїе ѡ҆блича́ѧ, всеблаже́нне, вопїѧ̀: хрⷭ҇та̀ превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Бг҃оро́диченъ: А҆́гг҃ли сла́вѧтъ ржⷭ҇тво̀ твоѐ, чⷭ҇таѧ, бг҃оневѣ́сто, съ ни́миже всѝ пое́мъ: ѻ҆́троцы, благослови́те, свѧще́нницы, пѣсносло́вите, лю́дїе, превозноси́те во всѧ̑ вѣ́ки.

Пѣ́снь ѳ҃.

І҆рмо́съ: Тѧ̀ па́че ᲂу҆ма̀ и҆ словесѐ мт҃рь бж҃їю, въ лѣ́то безлѣ́тнаго неизрече́ннѡ ро́ждшꙋю, вѣ́рнїи, є҆диномꙋ́дреннѡ велича́емъ.

Жезло́мъ сѣчи́тельнымъ возвлачѧ̀ желѣ́зо прⷪ҇ро́къ, ве́щное человѣ̑къ сꙋщество̀ крⷭ҇то́мъ вознесе́но наꙋча́ше.

Да тѣле́съ пока́жетъ воста́нїе живонача́льникъ, возставлѧ́етъ мертвеца̀, ѿню́дъ не и҆мꙋ́ща дыха́нїѧ пло́тїю, прⷪ҇ро́ка показꙋ́ѧ пречестно́е.

Ны́нѣ въ бж҃е́ственнѣмъ поко́и бг҃а мо́лиши, чꙋ́дне, блаже́нство ᲂу҆лꙋчи́ти при́снѡ тѧ̀ блажа́щымъ.

Бг҃оро́диченъ: Ра́дꙋйсѧ, бцⷣе, мт҃и хрⷭ҇та̀ бг҃а, є҆го́же родила̀ є҆сѝ, молѝ, согрѣше́нїй ѡ҆ставле́нїе дарова́ти вѣ́рою воспѣва́ющымъ тѧ̀.

Свѣти́ленъ.

И҆лїинꙋ̀ благода́ть сꙋгꙋ́бꙋ прїѧ́лъ є҆сѝ ѿ бг҃а, є҆лїссе́е бг҃облаже́нне: и҆ просѧ́щымъ ᲂу҆ тебє̀ вѣ́рнѡ, сꙋгꙋ́бѡ и҆сцѣлє́нїѧ дае́ши, дꙋша́мъ же и҆ тѣ́лѡмъ.

Бг҃оро́диченъ: Препѣ́таѧ, дв҃о и҆ бцⷣе, бг҃а неизрече́ннѡ ро́ждшаѧ, прилѣ́жнѡ молѝ сн҃а твоего̀ ѡ҆ на́съ рабѣ́хъ твои́хъ, ᲂу҆ще́дрити и҆ спастѝ, любо́вїю хва́лѧщыѧ тѧ̀.

Молитва

О, святый, славный пророче Божий Елисее! К тебе ныне прибегаем и смиренно просим, буди нам грешным ходатай у Престола Царя Славы. Вемы честное твое житие и славная деяния твоя, имиже, Господь, спасе верныя чада Своя. Милостию Илииною подадеся ти сугубая благодать и сотвори тя Господь светильник народу своему, да избавит его от тьмы нечестия и многобожия. Буди и нам утверждение в вере и благочестии, да явится в нас вера жива и действенна. Якоже некогда через тя воскреси Господь сына благочестивой жены, такожде и ныне чрез ходатайство твое да воскресит Господь души наша умерщвленные грехом. Да очистит и омыет нас, подобие омовению и очищению в водах Иорданских проказы Неемана сирианина. Сотвори тя Господь пророка неложна: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради, прозрел еси семилетний глад в стране израильтестей и смерть Венадада царя сирийскаго. Умоли Всемилостиваго Бога да подаст нам видение неправд и согрешений наших. Да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения, целомудрия и воздержания. Яко помазав пророче князя Ииуя на царство, испроси правителем нашим мудрость и нелицеприятие. Умоли Всещедраго Бога, отвратити от нас всякий гнев Его, праведно на ны движимый, и сохранити вся грады и веси, от глада, труса, потопа, огня, меча, и от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, даровати же нам вся к жизни временней благопотребная и к вечному спасению полезная. Прослави тя, Господь, пророче и по кончине твоей, яко от прикосновения к честным останкам твоим воскреси мертваго, несомаго на погребение. Подобие и к нам да прикоснется благодать Божия, возставляющая от тли смерти всякое создание, и оживотворит ны к жизни праведной и благочестной. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

(поётся тропарь пророка Илии без изменений) [6]

Ин тропарь, глас 4

[7]

И́же во пло́ти А́нгел/ и проро́ков нача́льнику свиде́тельствова, сла́вный Елисе́е/, ди́вны чудеса́ соде́лал еси́, проро́че/, поспе́шеством Свята́го Ду́ха;/ си́лою Илиино́ю исцели́в во́дное естество́/, зве́ри же погуби́ пожира́ющия/, и Неема́на очи́сти/, и вдови́ча сы́на воскреси́л еси́//, и всем чту́щим тя да́руй благода́ть и исцеле́ние.

Кондак, глас 2

(Подобен: Вышних ища:)

Проро́к Бо́жий яви́лся еси́,/ сугу́бую благода́ть прие́мь,/ вои́стинну досто́йную тебе́, Елисе́е блаже́нне:/ Илии́ бо был еси́ совсе́льник,// с ни́мже Христу́ Бо́гу моли́ся непреста́нно о всех нас.

Наказание детей

В отношении Елисея дети проявили дерзость, за что и были наказаны. Они насмехались над ним, восклицая: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!» (4 Цар. 2:23-24). По суду Божию, упреждённому проклятием Елисея, «выбежали из леса две медведицы и сорок два отрока растерзали» (4 Цар. 2:24).

И всё же Библия не считает, что причиной произошедшего является жестокость провидца, ведь, по учению божественной книги, проклятие человека бессильно, а суд совершает лишь Бог (Чис. 23:8). Фактически незаслуженные проклятия Господь не реализует (Прит. 26:2).

Пророк Елисей упомянут также и в Новом завете (Лк. 4:27). Память о нём православная церковь совершает 14 июня (по юлианскому календарю), католическая также 14 июня.

Где произошло насыщение пяти тысяч?

Насыщение пяти тысяч произошло в пустынном месте. Иисус сказал своим ученикам: «Вы дайте им есть». Они отвечали: «Где мы здесь купим?».

Это было пустынное место. Важно: то, что для человека пустыня, может быть кладовой нашего Господа Иисуса Христа.

Когда вы думаете, что справитесь сами, Иисус не может явить чудо для вас. Когда вы думаете, что располагаете силой, Он прекращает быть вашей силой.

Но в тот момент, когда вы возлагаете все на Него, входя в Его покой, Он становится вашей силой.

С какой бы ситуацией вы не столкнулись, начиная с этого дня вы говорите: «Господь, это твоя ситуация». Сделайте шаг назад и скажите: «Господь, я всё отдаю в руки Твои». Он друг, который всегда готов помочь. Надёжный друг, полон милости. Он любит вас больше, чем вы осознаете.

Иногда Бог защищает, а иногда позволяет через что-то пройти.

Казнь детей

Среди людей большую известность получил пророк Елисей. Житие ведь его исполнено различных неожиданностей. Однажды провидец направлялся в город Вефил, в котором проживали израильтяне, покинувшие Бога и поклоняющиеся идолам. Когда он подходил к городу, маленькие ребятишки, игравшие на дороге в разные игры, увидели его. Они начали смеяться над его плешивой головой и галдеть: «Ступай, плешивый! Плешивый, ступай!»

Прорицатель, проходя мимо них, оглянулся и увидел, что дети следуют за ним, продолжая кричать и насмехаться. Елисей проклял их именем Божиим. Внезапно из лесу выбежали две медведицы и сорок два отрока разодрали. Оставшиеся в живых спасались бегством в город. Данной казнью, по праведному суду, провидец покарал тех отроков за надругательство и лишил их жизни. Ведь, достигнув совершеннолетия, они превратились бы в более злых людей.

Родители же их понесли наказание этим за поклонение идолам. Они получили горькое поучение: воспитание детей должно проводиться в страхе Божием и наставлениях благоговейному почитанию слуг Господа.

Десятина и причастие

(4Цар 4:42)

Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят.

Здесь говорится о том, что кто-то принёс хлебный начаток Божьему человеку.

Дух Святой как бы соединил эти два чуда вместе. Речь идет о десятине и причастии.

И сказал Елисей, чтобы отдали людям…Но слуга сказал, что мало еды. Божий человек говорит, чтобы отдал, ибо так говорит Господь. Всем хватит и ещё останется. Так и получилось, все насытились и осталось ещё…

Елисеевский храм

Церковь Елисея-пророка размещена недалеко от Санкт-Петербурга на берегу озера Сидозеро, около дачного посёлка с таким же названием. Раньше на месте этого посёлка было размещено Яковлевское урочище.

Храм пророка Елисея создан в 1899 году. Построен он из дерева, но имеет формы эклектичного русского стиля, свойственного каменному зодчеству. Закрыли храм в конце 1930-х годов. Сегодня он полностью заброшен и не функционирует.

Вообще, храм святого пророка Елисея знаменит и считается многозначительным объектом «Подпорожского кольца». Туристы рассказывают о нём, как о труднодоступном, хотя на самом деле от дачного посёлка до него идти всего сорок минут.

Это строение очень красивое и необычное. При этом оно постепенно разрушается и, судя по всему, в списке культурных объектов, подлежащих восстановлению, не значится.

Пророк Елисей накормил сто человек

Эта история напоминает нашего Господа Иисуса Христа. Елисей накормил сто человек, а Иисус накормил пять тысяч, не считая женщин и детей. Пожалуй, там было тысяч двадцать. Женщин и детей всегда больше, чем мужчин. И было двенадцать корзин остатков. Поэтому Иисус преобладает во всем.

Обратите внимание как сделал Елисей, он сказал: «Так говорит Господь».

Елисей, должен был использовать имя Господа. Иисусу не пришлось так говорить, потому что Он и есть Господь.

Почему в обоих случаях осталась пища?

Бог хочет, чтобы вы знали, что Его обеспечение всегда превышает вашу нужду.

Как говорил Иисус: «В доме Моего и наемники избыточествуют хлебом». То, что Он дает, всегда превышает наши нужды. Любовь Господа нашего Иисуса такая же огромная, как и Его сила. Ей нет конца и нет меры.

Елисей делает похлебку съедобной

(4Цар 4:38)

И был голод в земле той, и сыны пророков сидели пред ним. И сказал он слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих.

Из-за голода пророческие сыны сидели перед Елисеем. Сказал он слуге своему, чтобы тот сварил похлёбку в котле для сынов пророков.

Итак, похлебка готова. А один из них вышел в поле, чтобы попытаться улучшить то, что уже готово. Нашел дикое растение, набрал и накрошил все это в котел с похлебкой.

(4Цар 4:39) И вышел один из них в поле собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлёбкой, так как они не знали их

.

И вот этот человек бросил в похлебку пряностей. Как только они стали есть, то подняли крик.

(4Цар 4:40) И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть.

«Человек Божий». Они знали к кому обращаться.

Елисей, чье имя означает «Бог-спасение». Это тоже прообраз нашего Господа Иисуса Христа.

(4Цар 4:1) И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел и сказал Гиезию

: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле.

Елисей всыпал муку в котел.

В книге Левит говорится о пяти жертвоприношениях. Четыре указывают на смерть Христа. И только одно указывает на Его жизнь — это хлебное приношение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]