Биография святого Кукши
До наших дней дошло немного подтвержденной информации о происхождении святого праведника. Версии сходятся в том, что, будучи от роду язычником, Кукша принял православную веру и посвятил себя служению Господу. Сохранились сведения о чудесах, которые творил монах, чтобы показать людям силу истинной веры и несостоятельность их языческой религии.
Происхождение
Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.
Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.
По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.
Житие и служение Богу
Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.
По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.
Преодолев долгий путь по реке Десне, лесные чащи и болотные топи, Кукша, его ученик Никон и соратники прибыли к Мценску, неподалеку от которого проповедник соорудил для чтения молитв скитский дом. Около строения собственноручно выкопал колодец, получивший название «Богомольный». По пути движения миссии Кукша проповедовал учение Христа в поселениях, расположенных на территории современной Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей.
Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.
Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:
- исцелял беснующихся людей;
- очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
- вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
- иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.
Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.
Видя чудеса Кукши, люди слушали монаха, дивились его чудотворным деяниям и, все больше доверяя святому, постепенно переходили в христианскую веру, принимали святое крещение.
Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.
Кончина
Священномученик Кукша Печерский был жестоко убит группой местных жителей, противившихся принятию христианства. Августовской ночью убийцы ворвались в пристанище монахов и после жестокого истязания варварски в рассветные часы убили праведников. Тело Кукши нашли обезглавленным неподалеку от его колодца, который также стали называть «Страдальнический».
В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.
В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.
Преподобный Кукша Одесский: житие, чудеса, молитвы
Ровно 20 лет назад, 29 сентября 1994 года, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил обретение мощей известного всему православному миру старца Кукши Одесского. Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru краткое житие преподобного Кукши, 10 историй совершенных им чудес, а также молитвы и тропари, ему посвященные.
Преподобноисповедник Кукша Одесский
Схиигумен Кукша родился в 1874 году в селе Гарбузинка Херсонской губернии (ныне Николаевская область) в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Харитины Величко. У них было четверо детей: Феодор, Косьма (будущий отец Кукша), Иоанн и Мария.
Мать преподобного в юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Она же молилась Богу, чтобы кто-либо из ее детей сподобился подвизаться в иноческом чине.
Косьма с молодых лет любил тишину и уединение, имел большое сострадание к людям. Был у него двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь».
В возрасте 20 лет Косьма впервые отправился паломником в Святой Град Иерусалим вместе со своими односельчанами, а на обратном пути посетил Святую Гору Афон. Здесь душа молодого человека возгорелась желанием служить Богу в ангельском образе. Но прежде он возвратился домой за родительским благословением.
Приехав в Россию, Косьма навестил киевского чудотворца Иону, известного своей прозорливостью. Благословляя юношу, старец коснулся его головы крестом и неожиданно сказал: «Благословляю тебя в монастырь! Будешь жить на Афоне!»
Кирилл Величко не сразу согласился отпустить сына в монастырь. А мать батюшки, получив разрешение мужа, с великой радостью благословила свое чадо Казанской иконой Божией Матери, с которой святой не расставался всю свою жизнь, и которая была положена ему в гроб после кончины.
Так в 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.
Через год игумен благословил его с матерью снова посетить Иерусалим. Здесь с Косьмой произошли два чудесных события, послуживших знамениями его будущего.
В Иерусалиме есть Силоамская купель. Существует обычай погружаться в этот источник всем паломникам, особенно бесплодным женщинам, и по преданию, которая первая успеет погрузиться в воду, будет иметь дитя.
Косьма с матерью тоже ходил погружаться в Силоамскую купель. Случилось так, что в полумраке сводов кто-то толкнул его со ступеней, и он неожиданно упал первым в воду прямо в одежде. Женщины с сожалением закричали, что первым в воду погрузился юноша. Но это было знамением свыше, что у отца Кукши будет много духовных чад. Он всегда говорил: «У меня тысяча духовных чад».
Второе знамение случилось в Вифлееме. Поклонившись месту Рождения Христа-Богомладенца, паломники стали просить охранника разрешить им взять святого масла из лампад, но тот оказался жестоким и несговорчивым. Вдруг одна лампада чудесным образом опрокинулась на Косьму, облив весь его костюм. Люди окружили юношу и руками собирали с него святое масло. Так Господь показал, что через отца Кукшу множество людей будет получать Божественную благодать.
Через год после приезда из Иерусалима на Афон он получил благословение еще раз побывать во Святом Граде и нести послушание у Гроба Господня.
По возвращении на Афон 28 марта 1902 года послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1905 года — в монашество и наречен Ксенофонтом. Его духовным отцом стал старец-подвижник Мелхиседек, который подвизался отшельником и был монахом высокой духовной жизни.
В 1912–1913 годах из-за нестроений на Афонской Горе греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого. «Так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там тоже надо спасать людей», — сказал его духовный отец.
Так афонский монах Ксенофонт оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Здесь 3 мая 1934 года он был рукоположен в иеромонаха.
Батюшка очень хотел принять великую схиму, но по молодости лет ему отказывали в его желании. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, преподобный взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел — как думали, безнадежно. Умирающего постригли в великую схиму и нарекли ему имя в честь священномученика Кукши Печерского. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться, а затем и совсем выздоровел.
Это были годы жестоких гонений на Православную Церковь. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, отец Кукша был примером для других в сыновней верности канонам Матери-Церкви.
Однажды из Полтавы в Киево-Печерскую Лавру прибыл ее бывший насельник митрополит Серафим, желавший прежде кончины посетить любимую обитель и проститься с ней. Когда отец Кукша подошел к нему за благословением, митрополит воскликнул: «О, старец, тебе давно в этих пещерах место уготовано!»
С 1938 года для батюшки начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его как «служителя культа» приговаривают к пяти годам лагерей в городе Вильва Молотовской области, а после отбытия этого срока — к пяти годам ссылки. Так в возрасте 63-х лет отец Кукша был послан на изнурительные лесоповальные работы. Работали по 14 часов в сутки, получая очень скудную и плохую пищу.
В то время в Киеве проживал епископ Антоний, который хорошо знал отца Кукшу и ценил за его добродетели. Однажды Владыка под видом сухарей смог передать в лагерь преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы батюшка Ими причащался. Но разве мог он один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы находившиеся в заключении, были лишены этого утешения?
Под большим секретом все они были оповещены, и в назначенный день заключенные-священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, по дороге на работу незаметно от конвоя быстро разрешали от грехов монахов и монахинь и указывали, где спрятаны частички Святых Даров. Так в одно утро в лагере причастились 100 человек. Для многих это было последнее Причастие в их многострадальной жизни…
В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» — и к ногам его упал пирог с мясом. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод.
В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле страданий, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. За это КГБисты приказали духовной власти перевести старца из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место.
В 1953 году отца Кукшу перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Здесь он был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, а также на протяжении трех лет служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей.
Преподобный Амфилохий Почаевский
Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена. Налился полный сапог крови. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими чудесными исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий, ныне канонизирован). Диагноз был неутешительным: «Собирайся, отец, домой», т. е. умирать.
Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здоровья дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отце Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!»
Духовная дочь батюшки рассказывала, что однажды, во время совершения Божественной Литургии отцом Кукшей, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сообщила об этом отцу Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти.
Так протекала жизнь старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на него, и чтобы обезопасить батюшку от нападок со стороны ненавистников, епископ Черновицкий Евмений в 1957 году перевел его в Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик Черновицкой епархии. Годы жизни здесь были тихими и спокойными для отца Кукши. Но в 1960 году сюда переселили монахинь из расформированного Черновицкого женского монастыря.
После этих событий отец Кукша переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, ставший последней пристанью в его скитаниях. Здесь основным послушанием старца стала исповедь. Причащался он каждый день, очень любил раннюю литургию. Говорил: «Ранняя литургия — для подвижников, поздняя — для постников».
Многим запомнилось, как во время обеда отец Кукша брал в руки стоявший на столе в рамочке небольшой портрет Святейшего Патриарха Алексия I, целовал его и говорил: «Мы со Святейшим чай пьем». Слова его оказались пророческими.
Приезжая в Одессу на свою дачу, Патриарх Алексий I всегда приглашал к себе отца Кукшу на чашку чая, любил беседовать с ним, интересовался, как было на Афоне и в Иерусалиме в старое время.
Святой Кукша стал восприемником при монашеском постриге Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана).
Духовным чадам батюшка говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись — и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет — и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают».
Осенью 1964 года он заболел: в приступе злобы келейник Николай в октябре месяце в 1-м часу ночи выгнал отца Кукшу раздетым из кельи. В темноте старец упал в яму, повредив ногу, и так пролежал до утра, пока его не обнаружили братия. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни.
Блаженный подвижник предвидел обстоятельства и время своей кончины. За несколько мгновений до смерти старец сказал: «Престало время» и очень спокойно отошел ко Господу.
Власти, боясь большого стечения народа, распорядились не принимать телеграмм из Одессы с оповещением о кончине отца Кукши, требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря, вразумленный Богом, мудро ответил: «У монаха родина — монастырь».
Место погребения преподобноисповедника Кукши Одесского
После блаженной кончины старца свидетельством его святости явились чудеса, совершавшиеся на могиле преподобного, и 29 сентября 1994 года правящий архиерей, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, совершил обретение мощей старца, а 22 октября того же года было совершено его прославление в лике преподобных.
Еще при жизни святой Кукша завещал всем приходить к нему на могилку со своими скорбями, обещая ходатайствовать за всех перед Богом.
Сегодня мощи преподобного Кукши почивают в Одесском Свято-Успенском монастыре, по завету святого источая благодатную помощь всем, кто с верою к нему обращается.
ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО КУКШИ
Преподобноисповедник Кукша Одесский
Предлагаем вашему вниманию подборку из десяти кратких историй, подтверждающих благодатную помощь по молитвам к преподобному Кукше. Первые 5 чудес старец явил во время своей земной жизни, другие — по молитвам к нему после своего блаженного отшествия ко Господу.
История 1. «Если ты дашь обет Богу изменить свою жизнь и будешь ходить в храм, то дочь твоя будет здорова»
Одно из первых чудес, явленных преподобным Кукшей, произошло еще в заключении. Господь открыл старцу, что у одного из охранников дома заболела дочь. «Чадо, возьми отпуск, поезжай домой, тебя отпустят. У тебя дома заболела дочь», — напутствовал его святой. Тот не поверил, что его могут отпустить: «Летом не отпустят», — сказал он. Охранник ушел, а старец молился о нем и о его больной дочери. Не прошло и часа, как тот вернулся, говоря, что пришла срочная телеграмма, в которой сообщалось, что дочь сильно заболела, и начальство отпускает его съездить домой. «Помолись, отец, о ней, — попросил он, — ведь она у меня одна, Анной зовут». Старец ответил: «Если ты дашь обет Богу изменить свою жизнь и будешь ходить в храм, то дочь твоя будет здорова». Тот заплакал, как дитя, и дал обет. По молитвам преподобного девочка получила исцеление.
История 2. 102-летний ученик преподобного Кукши
В Иоанно-Предтеченском монастыре города Кунгура в марте 2014 года принял постриг в великую схиму с именем преподобного Кукши Одесского 102-летний монах Никон. В годы Великой Отечественной Войны он служил минометчиком, был тяжело ранен в руку осколком, который так и не удалось извлечь. Со временем осколок стал вызывать нестерпимые боли, и тогда Никон поехал к своему духовному отцу. Преподобный Кукша внезапно отправил его срубить на дрова сухую липу. Изнемогая от боли, Никон за послушание пошел рубить дерево. И после первых ударов топором осколок внезапно сам выскочил из руки, а монах получил исцеление.
История 3. «Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери!!!»
Один молодой послушник, не понимая, зачем батюшка каждый вечер окропляет свою келлию святой водой, как-то спросил его: «Батюшка, зачем это вам надо окроплять? Что оно дает?» Прошло дня три. Отец Кукша зашел к послушнику в келлию и на глазах у него начал окроплять ее святой водой. Впоследствии монах рассказывал: «И вдруг я такое увидел, такое увидел! Полная келлия бесов, и все бегут гурьбою в двери, да не успевают, вываливаются один через другого…» Окропив келлию, старец спросил: «Ну что, видел, что оно дает?»
История 4. Сила милостыни
Старец придавал большое значение милостыни. Его духовная дочь попросила у кого-то книжку с акафистом, хотела переписать себе. В храме она положила книжицу возле свечного ящика, где продавал свечи ее знакомый инок Фаддей, а сама пошла к помазыванию елеем. Когда она вернулась, обнаружила, что книжки нет. Женщина стала скорбеть, ведь книжка была чужая, и со своей бедою обратилась к отцу Кукше. «Не скорби, проси, чтобы Господь принял это как милостыню. А враг милостыни не любит, он все вернет, вернет», — был ответ батюшки. На другой день вечером книжка лежала на том же месте, где ее положили. Отец Фаддей рассказал: «Вот, принесли люди, сказали, что нашли в трамвае эту книжку. Не знали, куда деть, думали-думали и решили в монастырь сдать. Пришли в монастырь и положили на то самое место, где она и была».
История 5. Подсказка для ученого
Один раз к преподобному приехал известный ученый, у которого была какая-то неразрешимая задача в его научной работе. В беседе с ним отец Кукша своими простыми словами навел его на мысль о правильном решении вопроса. Ученый, выйдя из келлии, в радостном изумлении рассказывал, как неученый старец помог ему открыть секрет его научных изысканий.
История 6. «Терпи и молись, твой муж будет христианином!»
К старцу часто приезжала его духовная дочь Елена. Она была научным работником-химиком, а муж ее — горным инженером, крупным специалистом по горным породам. Она очень скорбела о том, что муж не крещен и даже хотела разойтись с ним, но старец велел ей: «Терпи и молись, твой муж будет христианином!» Уже после смерти старца она поехала в Псково-Печерскую обитель и уговорила мужа проводить ее туда. В Печерском монастыре есть Богом зданные пещеры, где погребают усопших монахов. Елена предложила мужу посмотреть на гробы, которые здесь по обычаю не закапывают, а ставят один на другой в пещерах, в которых явственно чувствуется благодать Божия. Когда муж Елены увидел своды пещер, он, как горный инженер, был поражен тем, что сыпучий песчаник веками не осыпается, держится как камень, и обвалов не происходит. Такое явное чудо произвело на него сильное впечатление. Благодать Божия коснулась его сердца. Он пожелал немедленно креститься, а потом повенчался с женой и по-детски был предан Богу и духовному отцу.
История 7. «Вдруг я увидел преподобного Кукшу, который, приблизившись, положил мне руку на лоб…»
Воспитанник Одесской духовной семинарии Александр заболел воспалением легких в тяжелой форме. Температура поднялась до 39,9 градусов. И фельдшер семинарии, и живущие с ним в комнате были в тревоге за него. В ночь на 12 декабря 1994 года, когда Александр впал в забытье, они вызвали скорую. Больной, находясь в беспамятстве, вслух призывал имя преподобного Кукши. Вдруг он замолк и на время показался безжизненным. Испуганные этим друзья стали трясти его, называя по имени. Внезапно Александр пришел в себя и поднялся с кровати. К удивлению всех он выглядел совершенно здоровым. Померили температуру — градусник показал 36,6°. Тогда его спросили о такой внезапной перемене состояния. Александр рассказал, что, когда ему было крайне тяжело и появилось ощущение, что жизнь его покидает, он увидел преподобного Кукшу, который, приблизившись, положил ему руку на лоб. Внезапно он ощутил сильнейший прилив благодатной силы, которая прошла трижды от головы до ног. Тогда он почувствовал, что кто-то его трясет и зовет по имени. Очнувшись, он почувствовал себя исцеленным. Приехавшие вскоре врачи нашли его здоровым.
Рака с мощами преподобноисповедника Кукши Одесского
История 8. Женщина не знала, что при жизни святой Кукша тоже страдал болезнью ног
Одна женщина, тяжело страдавшая болезнью ног — тромбофлебитом, приехала из Москвы в Свято-Успенский Одесский монастырь помолиться преподобному Кукше. Тяжко болели ноги, вены распухли, и она, совершенно обессилев, припала к раке со святыми мощами и прошептала: «Преподобне отче Кукшо, помоги!» И только в Москве, сойдя с поезда на перрон и побежав навстречу сыну, она поняла, что исцелена: опухоль исчезла, вены стали нормальными, боль ушла. Тогда эта женщина еще не знала жития преподобного Кукши, который при жизни тоже страдал болезнью ног.
Весной 1996 года рассказ об этом исцелении узнала одна певчая Свято-Никольского храма города Пушкино Московской области. Через несколько дней после услышанного к ней зашла соседка в страшном горе: у мужа гангрена ног, ампутация неизбежна. Певчая рассказала ей о преподобном Кукше и его особой милости к страждущим болезнью ног. Тотчас был отслужен в храме молебен преподобному. Тем временем больного перевезли на операцию в Москву. Все уже было готово к ампутации, но врачи заметили, что кровообращение стало восстанавливаться. «Вас спасло чудо», — так сказали больному врачи, которые, конечно же, ничего не знали ни об отслуженном молебне, ни о скором помощнике и чудотворце преподобном Кукше.
История 9. Чудо исцеления больного ребенка
Через несколько дней после прославления преподобного Кукши одна раба Божия поделилась своей радостью. У нее болел ребенок, несколько дней у него была очень высокая температура, и родители уже не знали, чем ему можно помочь. Эта женщина была на прославлении преподобного и получила частицы облачения и гроба. Дома ее встретили с упреками, что ребенок болен, а матери нет. Она сразу пошла к сыну и, помолившись, приложила частицы облачения и гроба к его голове. Ребенок уснул и на следующий день проснулся абсолютно здоровым.
История 10. Воскрешение умершей девочки
По молитвенному предстательству преподобного Кукши Господь воскресил из мертвых младенца. В Одессе, в одной православной семье, в ночь с 7 на 8 января 1996 года внезапно заболела двухлетняя Ксения. Температура резко поднялась выше 39 градусов и продолжала расти. Девочка начала метаться в жару. Бабушка Ксении, врач по профессии, видя ее крайне тяжелое состояние, попросила свою дочь — мать девочки — вызвать скорую. Пока она говорила по телефону, Ксения внезапно затихла. Бабушка начала осматривать внучку: сердце ее не билось — жизнь оставила девочку. «Скорую не надо, уже поздно…», — сказала она дочери. В отчаянии мать ребенка встала на колени перед иконами и начала слезно молиться: «Господи, возьми мою душу, а ее душу оставь!» После долгой молитвы она вспомнила, что осенью 1994 года в Свято-Успенском Одесском монастыре ей дали частицы облачения и гроба преподобного Кукши. Призвав имя святого, мать взяла эти частицы и приложила ко лбу умершей девочки. Вдруг Ксения глубоко вздохнула — жизнь вернулась к ней. Когда девочка окончательно пришла в себя, то, показав рукой на икону преподобного, попросила мать: «Дай мне Кукшу…». Прибывший врач, осмотрев девочку, сказал, что никаких оснований для вызова скорой он не нашел. В семье этот день называют вторым днем рождения Ксении.
МОЛИТВА И ТРОПАРИ
Преподобноисповедник Кукша Одесский
Молитва
О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче, усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестиво живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления.
Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных.
Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в Законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас и всех в скорбех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруй. Над всеми же сими испроси и нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго Богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление, умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое и безгрешное житие.
Поминай нас, недостойных, у престола Вседержителя, испроси мирную христианскую кончину и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем, с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо преблаженне отче наш.
Кондак, глас 8:
Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.
Значение и почитание в православии
Святой Кукша почитается церковью, как просветитель вятичей и священномученик, принявший мученическую смерть во имя Господа Бога и становления православной веры в центральной части современной России. Благодаря проповедям и чудесам преподобного удалось привнести слово Божие в языческие дебри.
Почитают память святого Кукши Печерского в следующие даты:
- 9 сентября (27 августа по старому стилю), в день кончины преподобного Кукши и Пимена Постника;
- 23 июня в Соборе Рязанских святых;
- 5 октября в Соборе Тульских святых;
- 11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных в ближних пещерах.
На месте колодца Кукши расположен святой источник, к которому приходят люди помолиться и набрать святой воды. Мощи святого Кукши, по его завещанию, находятся в Антиниевых пещерах в Киеве. Часть мощей представлена в Покровском храме Свято-Успенской мужской монашеской обители в городе Новомосковск.
Кто такие вятичи
Племя вятичей заселило территорию верховьев реки Оки, занимавшуюся до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в 8 веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории находившейся вблизи той, что была занята поляками, то есть с запада.
Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей — это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.
Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многожёнство, с умыканием невест по сговору на игрищах между сёлами. Ели они «всё нечисто». Мёртвых сжигали (есть свидетельства, что с мёртвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись их капищами, где они приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.
Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 году на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо неудачный, поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.
Будущий креститель Руси князь Владимир Святой ещё в 981 году совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью, и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 году князь их усмирял снова. В 988-м, по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на реке Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как ещё один языческий бог. Всерьёз же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом не крещёной.
В 1024 году, после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчинённые земли вятичей.
Православные тексты
В памятные даты священнослужители и православные христиане вспоминают о великой миссии крестителя областей центральной части государства Российского, о муках святого, перенесенных им во имя Господа. К иконе праведника ставят свечи и читают православные тексты, восхваляя его подвиг и уповая на заступничество преподобного перед Богом.
Тропарь
Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.
Кондак
Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.
Молитва
О святый страстотерпче, священномучениче Кукше, совершивый подвиги апостольския посреди обитания соплеменник твоих, наших предков, ихже ты просвещал еси светом истиннаго Богопознания, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро иссушивый и сотворивый ина многа чудеса, запечатлев многострадальный свой подвиг мученическою кончиною!
Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством милостивый Господь в чадех святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея да усугубит ревность к назиданию пасомых и да призрит милостивным оком на люди предстоящия и прибегающия ко твоей помощи.
Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко, велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, припадающе к раце честных и многоцелебных мощей твоих дарованных по всеблагому промышлению Божию в наше освящение и в знамение твоего о нас заступления, молим тя в дусе сокрушением и смирением: не презри молений наших, изливаемых пред тобою, и вознеси я ко всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством выну почиет благодать Его на граде сем (обители сей или веси сей), в немже чтися преславное имя твое, и люди живущий в нем да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и напрасныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешствуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога в похвалу твоего имене и во благо святыя Православны Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поживут, славяще и благодаряще единаго истиннаго Бога, во Святой Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
800-летие памяти святого
В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии пошли торжественные богослужения с молебнами. Все учащиеся в губернском центре были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С.С. Андреевский и члены Государственной Думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Её Императорского Высочества святой Великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почётных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и священник Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах Кукше в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тысяч человек.
27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.
23 марта 1914 года возникло Орловское Законоучительное Братство священномученика Кукши.
В том же году члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 году начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.
Современность
Мужской монастырь прп. Кукши
В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 году был создан скит святого Кукши на месте его убиения во Мценском районе, а затем, по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Антония и решению Священного Синода, он был преобразован в монастырь. Сейчас это замечательное место паломничества является одной из главных святынь нашего края.
Виктор Ливцов профессор РАНХиГС