Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ. |
Григорий Палама
(греч. Παλαμα̃ζ; 1296 — 1359), митрополит Солунский, святитель, богослов исихазма, отец и учитель Церкви Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста, в Соборах Афонских преподобных и Ватопедских святых (Греч.), а также вместе со своей святой семьей (в первое воскресенье после 14 ноября, а также 18 декабря) (Греч.)
Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи — Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [1].
Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовым наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [2].
В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.
В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.
Скончался мирно 14 ноября 1359 года.
Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря. |
Полемика с Варлаамом
Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный огонь.
Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.
Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии — варлаамитов и паламитов, — в спор разгорелся с большой силой.
Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе — существо Божие или нет.
Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.
Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.
Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.
Не существо, — отвечал Палама, — а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.
Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.
Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [3].
Икона святителя Григория Паламы |
Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия, вошедших в его состав в 1352 году:
- Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
- Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
- Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
- Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
- Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
- Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
- Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы. |
Путь к монашеству
Святитель Григорий Палама происходил из известного аристократического рода (в конце XII века предки святителя переселились в Константинополь с территории Малой Азии). Приблизительной датой его рождения считается 1296-й год.
Отец Григория, Константин Палама, влиятельный сенатор, входил в число знати, приближенной к императорскому двору. На предсмертном одре, раскаявшись во грехах, он принял монашеский постриг. После его преставления в 1301 году, правящий император, Андроник II, взял его сына, Григория Паламу, под личную опеку и покровительство.
В тот период времени между осиротевшим Григорием и Андроником III, будущим императором, завязались дружественные отношения, настолько близкие, насколько допускали правила субординации. Впоследствии Андроник неоднократно оказывал ему помощь и содействие.
Согласно социальному статусу, Григорий получил прекрасное образование. Имея возможность учиться в императорском университете, он овладел такими дисциплинами как грамматика, риторика, физика, логика. Учитывая положение в обществе, в котором находился Григорий, перед ним могла открыться завидная карьера, но он предпочел светскому благополучию духовную жизнь.
Когда именно он всерьёз задумался о монашестве, сказать трудно. Известно лишь, что во время обучения он имел общение со святогорскими монахами. Это общение сказалось на нём самым положительным образом: он изменил отношение к жизни, перестроил модель поведения.
Цитаты
«Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, и когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: «в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девяти сот тридцати лет.»
«Добре сказал Апостол Павел, что «сего мiра печаль смерть соделовает» (2 Кор. 7, 10). Ибо если истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий, как выше сказано словами отцов, то смерть души будет лукавый мрак, от печали мiра сего находящий на душу».
«Для того и жизнь сию устроил нам Бог, чтоб дать место покаянию. Если б этого не было, то человек согрешивший тотчас лишался бы и жизни сей. … Поелику таким образом время жизни есть время покаяния, то уже то самое, что согрешивший еще жив, служит для него, если он пожелает обратиться к Богу, ручательством, что будет Им милостиво принят. Ибо в настоящей жизни самовластие всегда в силе … всегда и все имеют возможность, если захотят, стяжать жизнь вечную»
«Кто не исповест благодати и не воздаст благодарения Избавителю от смерти и Подателю жизни? – А Он еще и награду обещает приложить и награду неизреченную. «Аз» , говорит, «придох, да живот имут, и лишше имут» (Иоан. 10, 10). Что это лишше? Не пребывать только и жить силою Его, но и быть Ему братьями и сонаследниками. Сие лишшее есть награда, даваемая тем, кои притекают к животворной лозе виноградной и бывают рождием на ней, кои над самими собою трудятся и себя самих возделывают».
«За воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу чрез исполнение Божественных заповедей, воскресение тела после последует, когда оно опять соединится с душой; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом».
Ангельский образ
По разным оценкам, к возрасту 18–20 лет Григорий, решив отложиться от светских соблазнов и связать свою жизнь с аскетическим подвигом, отправился на Афон.
При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не значащую суету, отречься от благ мира сего и поступить в Константинопольские обители.
Император смотрел на замысел Григория без особой радости и сочувствия. То ли не до конца сознавая серьёзность его намерений, то ли не желая терять верного и перспективного подданного, Григория он отпускать не хотел. Но тот был настойчив и в результате добился своего.
По дороге к Афону, куда Григорий отправился вместе с двумя братьями, Феодосием и Макарием, все трое остановились на горе Папикон. Промыслом Божьим они провели в тех местах несколько месяцев. Существует предание, что когда Григорий вступил в полемику с местными богомилами (по поводу молитвы) его чуть было не отравили.
Добравшись, наконец, до Афона, Григорий встал под духовное руководство мудрого и опытного подвижника, преподобного Никодима Ватопедского. После двухлетнего испытания послушанием, монастырскими трудностями, искушениями, он принял монашеский постриг.
После блаженной кончины своего наставника, преподобного Никодима, Григорий, с благословения начальства, поступил в Лавру святого Афанасия. Игумен обители определил его к певчим. В этой Лавре, в посте, послушании и молитве, он подвизался на протяжении трёх лет, а затем, руководствуясь лучшими соображениями, удалился для подвигов в пустыню Глоссия. Здесь его духовным наставником был известный Божий угодник, Григорий Дримис.
Спустя пару лет (приблизительно около 1325 года), дабы избежать последствий турецкого разбоя, Григорий вместе с одиннадцатью другими монахами переселился в Фессалонику. Оттуда братия планировали перебраться в Иерусалим. Но в дело вмешался Господь: друзей удержало на месте явление покровителя Фессалоники, великомученика Димитрия.
Священническое служение
Оставшись на месте, Григорий, к радости братий, был удостоен возведения в сан иерея.
Около 1326 года он удалился на гору, располагавшуюся недалеко от Веррии. Там он жил жизнью аскета, занимался молитвенным деланием, предавался трудам, бдению и постам; по субботним и воскресным дням выходил к местным пустынникам.
Смерть матери побудила Григория прервать уединение. В 1331 году он отбыл в Константинополь. Прибыв в столицу, встретившись с сестрами — монахинями — он имел с ними серьёзную беседу, а затем, к общей радости, забрал их с собой в Веррию. Через некоторое время старшая из сестёр, Епихарида, умерла.
Вероятно, что ещё до отъезда в Византийскую столицу отец Григорий познакомился с Акиндином, преподавателем грамматики. Есть основания считать, что какое-то время отец Григорий был его наставником, и что именно он поспособствовал ему сделать выбор в пользу монашества.
В 1331 году Григорий Палама вернулся на Святую Гору и поселился в пустыне святого Саввы. В этот период он занимался писательской деятельностью.
Существует свидетельство, что некоторое время отец Григорий исполнял обязанности игумена в обители Эсфигмен.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь, глас 8
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, / воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Свт. Григорий Палама. Икона |
Споры по поводу Божественного света
Во второй половине 30-х годов XIV века Православная Церковь столкнулась с очередным лжеучением. Его авторство принадлежало Варлааму Калабрийскому. Непосредственным поводом, подтолкнувшим его к формированию ереси, послужили беседы с фессалоникскими монахами-исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет.
Варлаам, никогда не испытывавший ничего подобного (что вполне соответствовало уровню его духовного возраста), отнёсся к этим свидетельствам с недоверием и даже насмешкой. Монахов он обвинил в ереси мессалианства, не сознавая, что покусился на самое ценное в их аскетическом опыте: на опыт встреч и общения с Богом (сторонники мессалианства тоже созерцали видения, однако не Божественного, а демонического характера).
Не ограничиваясь критикой монахов, Варлаам стал критиковать и некоторые святоотеческие сочинения. Разгоревшиеся споры дошли до Патриарха, и тот, во избежание нарушения церковного порядка, повелел Варлааму не докучать монахам своими «обличениями».
В 1337 году прибывший в Фессалонику Григорий Палама попытался в личном общении вразумить Варлаама, побудить его отказаться от богохульства. Но Варлаам и не думал отказываться. Напротив, он стал излагать свои мысли в письменных трактатах, желая посвятить в них как можно большее количество людей.
Результатом развития этого лжеучения стало отрицание того неоспоримого факта, что в Боге различаются сущность и энергии. Поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.
Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал против учения Варлаама ряд ответных сочинений. В этих работах он доказал правоту созерцателей Божественного света и разоблачил еретика.
В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Григорий Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение было признано верным, а учение Варлаама осуждено (хотя сам он не был анафематствован).
Вскоре в Константинополе состоялось ещё одно Соборное заседание, на котором присутствовал Григорий Акиндин. Поначалу он участвовал в разгоревшихся спорах как примиритель, но затем принял сторону Варлаама. На Соборе же он находился в качестве обвиняемого. Несмотря на его сопротивление и заявление о насилии над совестью, он был осужден.
После названных событий отец Григорий какое-то время оставался в столице. Это было обусловлено трудностями, возникшими в сфере государственного управления после смерти Андроника III. Помимо сановников, в эту ситуацию были втянуты представители высшего духовенства, в том числе Патриарх Иоанн Калека.
Участие в происходящем не соответствовало монашеским устремлениям Григория Паламы. В конце года он отстранился от этих политических событий и удалился в обитель святого Михаила Сосфенийского.
Патриарх, раздосадованный нежеланием Григория поддерживать его политические амбиции, стал действовать против «обидчика». Словно в отместку, он изменил отношение к Акиндину и предоставил ему возможность распространять осужденное на Соборе учение.
В 1342 году Иоанн Калека созвал против святого Григория Синод. Это заседание не имело серьёзных последствий, тем не менее тучи сгущались. Через несколько месяцев Григорий Палама был доставлен в Константинополь, где его заключили под стражу в монастырь. Заточение длилось недолго, и вскоре страдальца перевели в другую обитель.
Некоторое время спустя, Григорий покинул монастырь. Прибыв в храм Святой Софии, он использовал его как более или менее безопасное убежище, оставаясь там, вместе с учениками, в продолжении двух месяцев. Затем Патриарх всё же вынудил Григория покинуть храм, после чего его заточили в дворцовой темнице.
В 1344 году созванный Патриархом Синод постановил отлучить святого Григория от Церкви. Это определение подтвердили главы Иерусалимской и Антиохийской Поместных Церквей.
В том же году, несмотря на осуждение Акиндина (в 1341 г.), Патриарх, к удивлению многих, посвятил его в сан диакона, а затем возвёл во священника. Окрыленный высокой поддержкой и принадлежностью к иерархическому званию, Акиндин с ещё большим ожесточением стал противодействовать Григорию Паламе в борьбе с ересью.
Вскоре Патриарх попал под опалу императорского двора, и ему напомнили о хиротонии еретика. В 1347 году состоялся Собор, низложивший его с патриаршего престола. Собор снял обвинения с Григория Паламы и осудил его идейных противников. Вскоре решение об осуждении Акиндина было подкреплено авторитетом императорской власти.
Избранный на патриаршую кафедру Исидор рукоположил из числа сторонников Григория Паламы несколько епископов, а его самого возвёл на митрополичью кафедру в Фессалонику.
Житие
О подвигах и испытаниях, выпавших на долю святителя, нам известно из «Похвального слова св. Григорию», рода агиографии, которая была написана его современником, другом и ближайшим учеником, св. Филофеем (Коккином), константинопольским патриархом, автором множества богословских текстов, молитв, житий, полемических сочинений. Возможно, он был и соавтором окончательно оформишевшегося в творениях св. Григория Паламы учения об исихии.
Святой Григорий Палама принадлежит к плеяде высочайщих умов тринадцатого века. По рождению он был византийским аристократом – первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Отец Григория отличался благочестием, практиковал умную молитву, перед смертью принял монашеский постриг, а незадолго до этого молитвенно вручил детей Божьей Матери. После кончины родителя воспитание Григория взял на себя его высочайший покровитель и товарищ, император Андроник II. Юный Григорий стал жить при Константинопольском дворе.
Образование
Благодаря своему высокому положению он получил блестящее образование, в университете одним из его преподавателей был знаменитый греческий философ и богослов Феодор Метохит.
Полезные материалы
Григорий считался жемчужиной императорского дворца – он обладает высоким интеллектом, любит науки, однажды, читает настолько блестящую лекцию о категориях Аристотеля, что удостаивается самых высоких похвал. При этом религиозный, ищущий Господа юноша, тяготился светской обстановкой, стремясь к уединению и молитве. Возможно, ещё находясь в Константинополе, он вступает в общение с афонскими монахами, часто посещавшими императорские покои.
Григорий начинает практиковать воздержание, в первую очередь, отказывается от роскошной придворной жизни.
Отъезд на Афон
В возрасте двадцати лет (по другим источником восемнадцати), несмотря на некоторое противодействие со стороны своего опекуна, императора Андроника II, после долгих уговоров, покидает дворец. Св. Григорий решает посвятить себя Богу. Его отъезд на Афон, вместе с двумя младшими братьями, Макарием и Феодосием происходит в 1316 году. Ему удалось повлиять на оставшихся членов семьи и некоторых «умных рабов», которые так же решили поступить в монастыри Константинополя. Монашеский постриг принимает мать Григория, Кали (Каллонис), сестры, Епихарис и Феодотия.
По приезду в обитель, юноша попадает под начальство преподобного Никодима, келья которого располагалась недалеко от Ватопедского монастыря, где будущий святитель прожил следующие два года, научаясь молитве, там же он принял и постриг от своего учителя.
На Афоне Григорий предался той самой подвижнической монашеской жизни, о которой мечтал при дворе, он углубился в аскезу, а так же стал практиковать «исихию» (от греч. – тишина, молчание), – особый род молитвенных и духовных упражнений, необходимых для достижения внутреннего «безмолвия», спокойствия сознания от каких либо мирских впечатлений, хранения волевой части души от прилогов, сеемых диаволом.
Умное делание
Центром практики является молитвенное «умное делание» (возвращение или погружение ума в сердце), – многократное повторение молитвенного текста, которой может незначительно меняться, основу его составляет, известная каждому «Иисусова молитва», — призывание Бога, Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божьего.
Самый распространенный вариант: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Непрестанный призыв, повтор этих слов, совмещенный с практикой трезвения (постоянного осознания своих мыслей и чувств, их контроль), очищение души и духовных очей от греховных помыслов, обычных для падшего человека, постепенно, приводит его к исполнению предназначения Адама – уподоблению Господу, обожению, и, в итоге, видению Нетварного Фаворского света.
Для православной антропологии, ум и рассудок – совершенно разные понятия. Рассудок или разумное начало – качество, позволяющие ориентироваться в мирском бытии, принимать решения, учиться, познавать мир. Ум (или дух) – особое божественное свойство человеческой души, орган, через который человек может общаться с Богом. Каждый должен пройти путь деятельной духовной жизни, чтобы очистить себя, особенно, самую важную часть своей психики – волевую и желательную (ту, где рождаются устремления, поступки, где мы говорим «мне хочется, я желаю»). Господь учит:
«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21).
Почти два года св. Григорию удалось прожить в отдалении от мира, вожделенной для него созерцательной жизнью, но время было неспокойное для Византии, и в 1325 году, опасаясь турецких набегов, святой подвижник с группой монахов, вынужден был покинуть Афон.
Филофей пишет, что он прибыл в Фессалоники, покровителем которого был великомученник Димитрий Солунский, чудесное явление которого «удержало их в городе». Здесь св. Григорий принимает священнический сан, собирает вокруг местной Церкви общину иноков-отшельников. Около 1326 года он предпринимает ещё одну попытку уединиться и переселяется из города на гору Верия, где, по преданию, вёл свою проповедь апостол Петр. Святой предается суровой монашеской аскезе и практике исихии, выходя к монахам только по субботам и воскресеньям, для совершения богослужений.
Около 1330 года Стефан Душан, сербский крааль (король), завоевывают большую часть Византии, которая все больше превращается из империи в слабое, подверженное постоянным набегом государство. Серб даже именует себя титулом императора Ромеев. События, известные как «славянское нашествия» заставляют св. Григория вновь переселится на Афон, где он живет в пустыньке преподобного Саввы, поблизости у святой горы. Это место сохранилось и ныне. Он избирается игуменом монастыря Эфсигмен в северной части афонского перешейка. Но его уединение снова нарушается. Святитель вступает в, пожалуй, вторую по известности, полемику в истории богословия.
Полемика с Варлаамом
Примерно в это же время, в Константинополе, при императорском дворе, появляется новая, очень непростая личность, грек южно-итальянского происхождения, как и Палама, прекрасно владеющий мощным аппаратом античной философии. Он принадлежал к ордену Василия Великого, видимо, был униатом, звали его Варлаам Калабриец (происходил из провинции Калабрия), благодаря уму и начитанности он быстро нашел доступ к доместику (наместнику) императора Андроника III, Иоанну Кантакузину, наставлял его детей, часто бывал во дворце.
Интересный факт
Судя по всему, Варлаам скрывал униатские корни, он демонстративно вступал в богословские прения с представителями Рима, даже написал несколько трактатов, опровергающих католическое учение о «филиокве» (ипостасных свойствах Троицы, исхождении Святого Духа не только от Отца, но и Сына).
Святитель Григорий их, конечно, прочитал, он параллельно создавал свои «Пропедевтические главы» – тоже в опровержение латинского догмата. Возникает богословское столкновение: западного рационализм, схоластики, которая имела в общем-то, благую подоплеку – защиту догматов с помощью разума, логики. Однако, католическая увлеченность схоластикой сделала ее главным принципом западной богословия, при этом забыв о богооткровенном характере догмата. Против этого подхода и выступил св. Григорий Палама.
В своей работе «Триады в защиту священнобезмолствующих» он постулирует, что догмат не доказывается доводами разума, «ибо он суть – откровение Божие». Свои творения он пишет в полном соответствии со святоотеческой традицией, – учением каппадокийцев.
Параллельно, происходит знакомство Варлаама с монашескими исихастскими практиками. Конечно, как ученый и рационалист, он подвергает их критике и даже насмешкам.
Так, первоначальный спор возник из-за опровержения святителем идей Варлаама, касающихся вопросов богопознания. Итальянский философ исповедовал довольно строгий рациональный подход к знанию, его теории были в большей степени основаны на доводах человеческой логики, нежели опыта. В частности, он считал, что Бог непостигаем, суждения о Нём недоказуемы, следовательно, невозможно точно знать, какие отношения происходят между Ипостасями Пресвятой Троицы. Именно этот своеобразный агностицизм и подверг анализу св. Григорий.
Далее последовало обвинение в ереси, но уже со стороны Варлаама, который, будучи знакомым с учением об «умной молитве», нашел его неправославным. По мнению Калабрийца, видение Фаворского света, да и всё учение о нём, было порождением состояния прелести, самообольщением. Он допускал возможность того, что евангельский рассказ о Свете, преобразившем Господа на горе Фавор, в этой части носил символический характер.
Надо сказать, что исихия — достаточно древняя, но стихийная практика для монашествующих, а св. Григорий Палама упорядочил и обосновал ее, придав вид учения.
Афонские монахи-исихасты (молчальники), потрясенные нападками Варлаама, обратились за помощью к святителю, который практиковал этот род молитвы, он, конечно, вступился за своих братьев. Сочинение «Триады в защиту священнобезмолствующих» он пишет как богословский тракт, направленный не только против рационалистической схоластики Варлаама. Палама создает ключевое для христианской сотериологии учение – о спасении человека. Основную, догматическое его часть можно свести к трем пунктам:
- Непричаствуемость Бога по сущности и причаствуемость по энергиям. Существо Божие непостижимо и невидимо.
- Свет, который видели избранные ученики Господа на горе Фавор, был не символическим, а реальным – нетварным и энергийным. Это Сам Бог.
- Возможно постижение и приобщение энергиям Бога преображенными человеческими чувствами.
14
Ноябрь
1359 года
После продолжительной болезни святитель Григорий умер в возрасте 63 лет (или 61 года). Последние слова его были: «К высотам!»
Святительская деятельность
В Фессалонику святитель Григорий попал лишь через несколько лет, после подавления разгоревшихся там мятежных волнений и восстановления надлежащего административного порядка.
Между тем, в высших кругах духовенства зрело недовольство поставлением на Патриаршую кафедру Исидора и реабилитацией Григория Паламы. На святителя вновь стали сыпаться обвинения.
В целях предосторожности оппозиционеры дистанцировались от Акиндина, однако не отказались от его ложных идей. Вновь вспыхнули споры. На этот раз роль ведущего полемиста со стороны противников Григория Паламы досталась Никифору Григоре. Он составил против святителя довольно резкое сочинение, но святитель умело разоблачил его доводы.
В 1351 году был созван очередной Собор, подтвердивший ортодоксальность Григория Паламы. Результатом работы Собора стало окончательное утверждение догматического учения о различии в Боге сущности и энергий, о нетварном происхождении Божественного света; подписан патриархом Каллистом Константинопольским и (тогда митрополитами) Григорием Паламой и Филофеем Коккиным «Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина». Также был пополнен «Синодик Торжества Православия».
Осенью того же года Григорий Палама добрался до своей кафедры, но управлял ею ненадолго. Способствуя урегулированию вспыхнувшей внутриполитической борьбы, он отбыл в Константинополь. По пути его и сопровождавших его лиц захватили турки. Он пробыл в плену несколько месяцев (по некоторым сведениям, около года), пока его не освободили за выкуп.
В период с 1355 по 1357 год святитель Григорий занимался делами во вверенной ему епархии. Сообщают, что по его молитвам Бог совершал исцеления.
Блаженная кончина святителя случилась 14 ноября 1357-го (по другим данным, 1359-го) года, когда ему было 63 года. Его прославление было совершено в 1368 году, менее чем через десять лет после кончины.
История мощей святого
Святитель скончался 14 ноября 1357 (или 1359) года в Фессалониках, в сане митрополита. Похоронен в соборе Святой Софии. Когда Византийская империя была захвачена турками-османами (1523 год), то православный храм был превращен в мечеть. Мощи святого были перенесены в монастырь Влатадон (Салоники), откуда вскоре переместили в городской собор.
В 1890 году в соборе случился пожар, но мощи святителя не пострадали от огня. Мощи обрели покой в восстановленном кафедральном соборе, который был освящен в его честь в 1914 году.
Обретение
Тело святителя после смерти было положено в соборе Святой Софии в Фессалониках. Чудесная сила мощей Григория Паламы проявилась сразу, что было отражено в Похвальном слове о житии святого, составленном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным.
Текущее местоположение
Частицы мощей святого, кроме соборов в Фессалониках, хранятся в монастырях Афона:
- Эсфигменском;
- Ксенофонтском;
- преподобного Дионисия;
- великомученика Пантелеимона.
Поклониться святым мощам Григория Паламы можно в лавре святого Саввы Освященного в Израиле.
Чудодейственная сила
При жизни Григория Паламы было известно, что по его молитве Бог исцелял страждущих. Сообщения датируются 1355-1357 годами. После смерти митрополита чудесная сила не исчезла. Люди стали получать облегчение от болезней после молитвы и прикосновения к серебряной раке, где упокоились останки Паламы. Слава о силе святых мощей дошла до Константинопольского патриарха Каллисты I, который сделал запрос о чудотворных исцелениях.
Творческое наследие
Святитель Григорий оставил в назидание верующим обширное наследие. Его по праву считают богословом нетварного света. Между тем, палитра его сочинений куда более обширна. Традиционно их делят на следующие группы.
Догматико-полемические: Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих, Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества, Триады в защиту священно-безмолвствующих, О Божественных энергиях и их причастии, О Божественном соединении и разделении, Исповедание Православной веры, Собеседование православного с варлаамитом, Антирретики против Акиндина, Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным, Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте, Диспут с хионами, Омилии и др.
Нравственно-аскетические: Изъяснение десяти заповедей, О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться, К Ксении о страстях и добродетелях, Десятословие по Христианскому Законоположению, Слово на житие прп. Петра Афонского, Ответ Павлу Асеню и пр.
Письма: Письмо своей Церкви, Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина и др.
Молитвы: Молитва ко Пресвятей Богородице.
Молитва
О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Григорие! Приими сие малое моление от нас грешных к тебе прибегающих и теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.