Краткое жизнеописание преподобных родителей Сергия Радонежского
Верующим людям, исповедующим православное христианство, интересно узнать, как прошли свой жизненный путь Радонежские Кирилл и Мария, а также, какой вклад они внесли в религиозное развитие.
Происхождение
Мария с Кириллом отличались богоугодливыми и добродушными нравами. Жили они в Ростовском княжестве на рубеже тринадцатого-четырнадцатого столетий. Как гласит одно из преданий, в их владении находилось имение, расположенное в четырех километрах от города Ростова, расположенного на берегу речки, носившей название Ишня.
У Кирилла боярское происхождение. В молодости он служил князьям Константину Борисовичу и Константину Васильевичу. Во время княжеских поездок в Золотую Орду он постоянно их сопровождал. У Кирилла Радонежского и дворян Вельяминовых был общий предок — варяжский воин по имени Шимон Африканович (по другим источникам Офрикович), который занимался строительством Успенского Собора Киево-Печерского монастыря.
О том, откуда произошла Радонежская Мария, не сохранилось на сегодняшний день достоверных сведений, подтвержденных документально. Однако существует несколько предположений, кардинально различающихся между собой. По разным версиям, она может происходить как от простых русских, так и от знатных татарских родов, а также, с некоторой вероятностью, от чингизидов. У нее была родная сестра, муж которой переселился одновременно с Кириллом в город Радонеж. Дюдень — так звали ее супруга — происходил из рода знатных татар, принявших крещение. Кроме того, в Радонеж переехал еще один родственник Марии, которого звали Тормосом.
Житие и служение Богу
Блаженные супруги Кирилл и Мария Радонежские предпочитали жизнь в тихой и спокойной деревенской местности, а не в городах. Вели строгий и скромный образ жизни, следовали всем церковным наставлениям, посещали святой храм и читали молитвы. В своем доме они охотно и гостеприимно принимали странствующих людей, а также всегда предоставляли помощь беднякам. Поэтому об их праведности было известно не только Господу Богу, но и всем людям в округе. Все свои благочестивые качества они передали своим детям.
У семейной пары уже был сын по имени Стефан, когда Мария узнала, что вновь ждет малыша. Новорожденному сыну спустя много лет было суждено стать основателем Троицкой Лавры. Всего у святых супругов было четверо детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), Петр и Анна. Однако в некоторых источниках Анна Радонежская упоминается как супруга старшего сына, Стефана. Находясь в ожидании рождения малышей, Мария соблюдала строгие посты. Категорически не употребляла в пищу молоко и мясо с рыбой. Вся ее еда состояла из хлеба и растительных продуктов.
Сыновья преподобных хоть и произошли из боярского знатного рода, не брезговали простым сельским трудом и умели мастерить все, что угодно.
Согласно одному из преданий, во время посещения церкви Мария, беременная Варфоломеем, услышала, как малыш, находившийся у нее в чреве, вскрикнул три раза подряд. Так поняла она, что это божественное знамение. А с самых первых дней после своего рождения малыш начал поститься, чем сильно удивлял своих родителей. Каждую среду и пятницу он напрочь отказывался от кормления. А если мать отведала мясное, не желал пить молоко. Едва Варфоломею исполнилось двенадцать лет, он стал просить у родителей благословение на монашескую жизнь. Они ничего не имели против, однако выставили свое условие — сыну для этого следует дождаться их кончины.
Приблизительно около 1328 года Кирилл и будущая схимонахиня Мария, претерпев голод и обнищание на земле Ростова, направились в Радонеж и поселились неподалеку от церкви Рождества Христового. Поскольку Кирилл состарился, он больше не смог служить князю. Эта обязанность перешла его старшему сыну Стефану.
На закате своей благочестивой жизни Кирилл и Мария Радонежские вдвоем приняли иноческий постриг, а через некоторое время и схиму. Происходило это в расположенном вблизи Радонежа Покровском Хотьковском монастыре, который одновременно являлся и мужским, и женским. В монастыре также поселился и Стефан, который заботился о родителях, когда они стали абсолютно немощными.
Смерть
Кирилл и Мария покинули мир в 1337 году от старости и болезней. Перед кончиной они, как и обещали, благословили Варфоломея на монашеский путь.
прп. Мария Радонежская
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» Молитва прпп. Кирила и Марии РадонежскихКирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня. В один воскресный день его благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже Трисвятую песнь, и вот, не задолго пред чтением Святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда же начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая Святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? От чего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее, действительно, нет младенца, но она носит его во чреве… Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия, и сообразно с этими указаниями должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия мать сделалась особенно внимательной к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария, во все остальное время беременности, готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания; а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона (Суд.13:4), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала», – как говорит святитель Платон, – «через свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее». Всегда благоговейная и усердная молитвенница, праведная мать теперь чувствовала особенную потребность сердца в молитве; поэтому она часто удалялась от людского взора и в тишине уединения со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи!» – говорила она тогда, – спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою; спаси и соблюди и сего младенца, носимого во утробе моей, Ты бо еси – храняй младенцы Господь (Псал.114:5); да будет воля Твоя, Господи, на нас, и буди имя Твое благословенно во веки!» Так, в строгом посте и частой сердечной молитве пребывала богобоязненная мать святого дитяти; так и самое дитя, благословенный плод ее чрева, еще до появления своего на свет, некоторым образом уже предочищался и освящался постом и молитвою.
Кирилл и Мария видели на себе великую милость Божию; их благочестие требовало, чтобы их чувства благодарности к благо Дающему Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в каком-либо благоговейном обете. А что могло быть приятнее Господу в таких обстоятельствах, в каких они находились, как не крепкое сердечное желание и твердая решимость оказаться вполне достойными милости Божией? И вот, праведная Мария, подобно святой Анне, матери Пророка Самуила, вместе со своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятить его на служение Богу. Крещение младенца Варфоломея, будущего прп. Сергия3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за сию новую милость, явленную Им на дом благочестивого боярина. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение и исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, Который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей, конечно потому, что в этот день (11 июня) праздновалась память святого Апостола Варфоломея, ибо сего требовал тогдашний церковный обычай. Это имя и по самому значению своему – сын радости – было особенно утешительно для родителей сего младенца. Ибо можно ли описать ту радость, которая переполняла их сердца, когда они видели пред собою начало исполнения их светлых надежд, которые почивали на сем младенце со дня его чудесного возглашения во чреве матери? Кирилл и Мария рассказали этот случай священнику, и он, как сведущий в Священном Писании, указал им много примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу; привел им слова пророка Давида о совершенном предведении Божием («несодеянная моя видеста очи Твои» (Пс.138:16)) и Апостола Павла («Бог Воззвавый мя от чрева матере моея явити Сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал.1:16)), и другие подобные места Священного Писания. Отец Михаил утешил Кирилла и Марию благодатною надеждою относительно их новорожденного. «Не смущайтесь, – говорил он им, – а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы». И благословив дитя и его родителей, служитель алтаря Христова отпустил их с миром. Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал ее сосцов; то же повторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам так, что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. Мария, конечно, беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было приметно никаких признаков болезни, ни внутренней, ни наружной. Оставаясь без пищи, малютка не только не плакал, но и весело смотрел на них, улыбался и играл ручками… Наконец обратили внимание на время, когда младенец не принимал материнских сосцов, и тогда все убедились, что в этом детском посте ознаменовались, как выражается святитель Филарет, «предшествования расположения матери и проявлялись семена будущих его расположений». Возращенный постом во чреве матери, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, стала еще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после того питался ее молоком.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.
Раз отец послал его в поле искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. На поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца-черноризца, саном пресвитера; благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богу и изливал пред Всеведущим слезы сердечного умиления. Поклонившись ему, скромный отрок почтительно отошел в сторону и стал вблизи. Старец окончил молитву, с любовью взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранный сосуд Святого Духа, ласково подозвал его к себе, благословил, отечески поцеловал и спросил: «Что тебе надобно, чадо?» «Меня отдали учиться грамоте», – сказал сквозь слезы Варфоломей, – «и больше всего желала бы душа моя научиться читать Слово Божие. Но вот, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться. Помолись за меня Богу, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное: я верю, что Бог примет твои молитвы». Старец помолился и бережно вынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстами малую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «Возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания». Довольно научив его о спасении души, старец хотел уже идти в путь свой; но благоразумный отрок не хотел расстаться со святым наставником. Он пал к ногам его и со слезами умолял войти в дом его родителей. «Родители мои», – говорил Варфоломей, –очень любят таких, как ты, отче! Не лиши же и их своего святого благословения!»
Старец последовал за юным странноприимцем, и с честью его встретили родители Варфоломеевы. Для благочестивых людей такой старец – инок – всегда желанный гость, а Кирилл и Мария особенно любили принимать и покоить у себя в доме иноков. Приняв благословение от старца, они предложили ему радушное угощение. Но гость медлил садиться за стол. «Прежде следует вкусить пищи духовной», – заметил он и направился в моленную, которая в старое доброе время имелась в каждом доме благочестивых князей и бояр. Туда пригласил он с собою Варфоломея, и, благословив начало Третьего часа, велел ему читать псалмы. Отрок взял благословение от старца и, благоговейно осенив себя крестным знамением, начал стихословить Псалтирь стройно и внятно! После того святой гость вкусил предложенной ему трапезы, и, благословив радушных хозяев, хотел удалиться; но благочестивым боярам жаль было так скоро отпустить его: им хотелось еще побеседовать с опытным в духовной жизни старцем, в котором они уже приметили дар прозорливости. Между прочим, они рассказали ему, как сын их, будучи еще во чреве матери, троекратно прокричал в церкви, и желали знать, что думает старец об этом случае. «О добрые супруги! – сказал им на это старец, – вот, Господь удостоил вас такой великой милости: дал вам такого сына. Зачем же вы страшитесь там, где нет никакого страха? Вам должно радоваться, что Бог благословил вас таким детищем: Он предызбрал вашего сына еще прежде его рождения. А что я говорю вам истину – вот вам знамение: с этой поры отрок будет хорошо понимать всю книжную мудрость и свободно будет читать Божественное Писание. Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!» Старец встал, чтобы идти; уже на пороге дома он еще раз обратился к родителям Варфоломеевым и вымолвил в пророческом духе такие загадочные слова: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собою к уразумению Божественных заповедей». Гостеприимные хозяева проводили странника до ворот своего дома; но тут он вдруг стал невидим, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не ангел ли Божий был послан к ним, чтобы даровать премудрость их сыну? – И глубоко сохранили они в благоговеющих сердцах своих его таинственные слова.
Отрок Варфоломей испрашивает родительское благословение на иноческое житиеЖелая сохранить душевную и телесную чистоту, отрок укрощал юную плоть свою строгим воздержанием и трудами. Когда Мария уговаривала его пощадить себя, он отвечал: «Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же теперь я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?» Мать удивлялась разумным речам своего сына, и, не желая препятствовать его доброму произволению о Боге, обыкновенно говорила ему: «Если ты так рассуждаешь, то делай, как хочешь; Господь с тобою, я не хочу стеснять тебя в добром, дитя мое!» В то время Ростовские земли попали под влияние московских князей. Послан был на Ростов в сан воеводы московский вельможа Василий, прозванием Кочева, и с ним другой, по имени Мина. По прибытии в Ростов, они стали действовать полновластно, притесняя жителей, так что многие принуждены были отдавать москвичам свои имущества, доходя до крайней нищеты, а за это получали только оскорбления и побои. Не избежали этих скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитый некогда боярин Кирилл, еще ранее этих событий, под старость стал терпеть нужду. Частые путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани и непосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились эти путешествия, жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, а больше всего, – говорит преподобный Епифаний, – великая рать или нашествие Туралыково в 1327 году, – все это вместе крайне неблагоприятно отозвалось на его состоянии и почти довело Кирилла до нищеты. Очень вероятно также, что своеволие московских наместников, которые распоряжались в Ростове как независимые государи, не пощадило и Кирилла, как ближнего боярина князей Ростовских, может быть, и он лишился тогда не только боярских почестей, но и всего своего достояния. Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове, а может быть, и прямо приказано было от наместников московских удалиться из города, и потому он решил, лишь только откроется возможность, покинуть родную землю и перейти на службу к другому князю.
Случай скоро представился. В 12 верстах от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж. В 1328 году, отправляясь в Орду, Великий Князь Иоанн Данилович (Калита) написал духовное завещание, в коем, между прочим, назначил «село Радонежское» в удел Великой Княгине Елене «с малыми детьми» нераздельно. Вскоре после того село это перешло в полную собственность младшего сына Ианнова Андрея. «Великий Князь, по малолетству Андрея, поставил в Радонеже наместником Терентия Ртища, который, желая привлечь большее число поселенцев в этот, почти незаселенный тогда край, объявил именем князя разные льготы переселенцам. Лишь только это стало известно в Ростове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение, потянулись в Радонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия Тысяцкого, Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, их родственников Дюденю и Онисима (бывшего ростовского вельможу, а в последствии – диакона и ученика Сергиева). В числе их переселился и блаженный Кирилл со всем своим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.
Святые Кирилл и Мария приняли пострижение По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который, вероятно, еще в Ростове, женился. Младший из сыновей Кирилла и Марии Петр также избрал супружескую жизнь. Варфоломей же и в Радонеже продолжал свои подвиги. Не раз он говорил отцу: «Отпусти меня, батюшка, с благословением, и я пойду в монастырь». «Помедли, чадо, – отвечал ему на это отец, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому – у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, како угодити Господу Богу, это – дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость Свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Варфоломей не выходил из воли отеческой. Но дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: одного – для старцев, другого – для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы праведные родители Варфоломеевы, чтобы здесь провести остаток дней своих в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Почти в тоже время умерла супруга и старшего сына Стефана. Похоронив ее в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив детей своих, вероятно, Петру, он остался в Хотькове, принял монашеский постриг и стал ухаживать за своими немощными родителями. Впрочем, претружденные старостью и скорбями схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром уже отошли ко Господу на вечный покой. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с сего времени сделалась последним приютом и усыпальницею рода Сергиева.
Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей – праведных Кирилла и Марии – в Хотьковском монастыре. В год 600-летия со времени преставления Преподобного Сергия (1992 г.) Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых – схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию – к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания. Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября (11 октября н. ст.), 18 / 31 января, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея.
Почитание святых
Родители преподобного Сергия Радонежского в житии четырнадцатого столетия изображались с нимбами на головах. До наступления девятнадцатого столетия почитание святых распространилось по всей России. Как свидетельствуют месяцесловы, люди шли к супружеской паре в поисках исцеления.
Дни памяти святых православные христиане отмечают 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Кроме того, 1 октября празднуют именины Кирилла, а 31 января — Марии.
Сергий Радонежский, в миру Варфоломей Кириллович — величайший русский подвижник. Он был иеромонахом Русской церкви, а также основателем нескольких монастырей. Один из самых главных и известных — Свято-Троицкий, который находится под Москвой. В лике преподобных он почитается начиная с пятнадцатого столетия.
В детские годы Варфоломей не очень прилежно учился, в отличие от братьев, Стефана и Петра. За это его наказывал учитель и бранили родители. А он, со слезами на глазах, читал молитвы Господу. Впоследствии труд и терпение помогли ему целиком изучить Священное писание. Так он пристрастился к православной церкви и избрал для себя иноческий путь. Православные, последователи старого обрядчества, а также восточные католики отмечают дни его памяти 25 сентября, 5 и 6 июля. Верующие почитают Сергия как покровителя учащихся.
Религиозные подвиги самой Марии
Кажется, выносить в лоне будущего святого, который к тому же так рано возвестил о себе, уже большая заслуга перед Богом. Но святая Мария Радонежская, как пишет автор жития основателя Свято-Троицкой Сергиевской лавры, держалась вдали от всякой нечистоты и скверны. Она относилась к носимому ею ребенку как к «некому бесценному сокровищу». В то время, как другие беременные женщины доставали мужей своими капризами, Мария была очень сдержана в еде.
Она строго держала посты и вообще отказалась от всякой скоромной пищи. Когда же она была на сносях, исключила из рациона и рыбу. Ела она только вареные овощи и крупы, а пила лишь родниковую воду, да и то в малых количествах. Она очень часто молилась наедине Богу, прося Его соблюсти ее и младенца. Она также часто упоминала, что буде он родится мужеского пола, она посвятит его Церкви, то есть отдаст в монахи, как только тот достигнет возраста разумения добра и зла.
Иконография
Существует несколько вариантов икон с изображением святых Марии и Кирилла Радонежских, которые имеют огромное значение для православных верующих. В классической версии преподобные облачены в монашеские схимнические одеяния. Как правило, супруги изображаются в паре, однако также существуют иконы, на которых мать Сергия Радонежского, Мария, изображена отдельно.
В другом варианте иконографии святые изображены вместе со своим преподобным сыном, обращая к нему свои взоры. Кроме того, существует несколько разных житийных сцен с иконами, отображающими наиболее значимые моменты жизни благочестивой супружеской пары.
Чудеса, совершенные Сергием в лоне матери
Но тут Мария Радонежская забеременела в третий раз. Поначалу ничто не предвещало чудес. Но как-то раз Мария пошла к святой литургии и стала в церкви. Вот как описывает этот удивительный случай биограф Сергия Радонежского Епифаний: когда священник раскрыл книгу Евангелий и приготовился читать из нее, младенец воскликнул громким голосом из чрева матери.
Изумление окружающих было велико, но что должна была почувствовать сама Мария? Так же громко еще не родившийся младенец вскрикнул во время богослужения дважды: перед пением славы херувимской и когда священник провозгласил: «Внимаем, слава святым!» С тех пор родители Сергия поняли, что у них в семье должен появиться неординарный ребенок. И они, как некогда мать пророка Самуила, святая Анна, решили посвятить его церкви.
О чем просят супружескую пару
К мощам и иконам святой супружеской пары Марии и Кирилла Радонежских люди обращаются в поисках исцеления и спасения от разных бед. В Летописи Хотьковского монастыря описываются случаи чудодейственного исцеления от самых страшных и губительных болезней — среди которых холера и моровая язва. После чтения неусыпаемой псалтыри и молитв верующие христиане получали долгожданное исцеление и спасение от всех несчастий, которые их преследовали. Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских в настоящее время находятся в Никольском храме Покровского Хотькова монастыря.
Текст молитвы
Верующие христиане, желающие получить спасение и исцеление, обращаются к преподобным Марии и Кириллу со светлой молитвой.
Ее текст является таким:
«О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».
Мать маленького святого
В мае 1314 года Мария Радонежская счастливо разродилась третьим сыном. Через 40 дней родители понесли его в церковь крестить. И священник нарек младенца Варфоломеем. И не только потому, что в тот день (11 июня) Церковь чтила память святого с таким именем. «Варфоломей» означает «Сын Утешения» (Радости). Священник тоже почувствовал, что данный младенец послужит утешителем не только для своих родителей, но и для многих других христиан. Он предрек родителям: «Веселитесь, радуйтесь, ибо это есть избранный Богом сосуд, обитель Святого Духа и служитель Троицы».
Маленький Варфоломей, привыкший к постам еще в утробе матери, не желал от них отказываться. Богатая боярыня хотела отдать ребенка, как и двух своих первых сыновей, кормилице. Но младенец не желал брать грудь. Тогда Мария взялась сама вскармливать сына. И как она заметила, по средам и пятницам, младенец отказывался сосать молоко, а в другие дни пил его. Желая сделать пищу сына более питательной, Мария принялась есть мясо. Но маленький Варфоломей тут же отказывался брать грудь. Из-за него мать полностью отказалась от мяса.