Прп. Макарий Унженский. Фреска |
Макарий Желтоводский, Унженский
(1349 — 1444), чудотворец, преподобный Память 25 июля и в Соборе Нижегородских святых [1]
Родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье благочестивых родителей.
В 12 лет тайно ушёл из дому и, назвавшись безродным странником, принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия Суздальского. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.
Только через три года родители преподобного узнали, куда он скрылся. Отец пришёл к нему и слёзно умолял сына лишь о том, чтобы тот вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. «Протяни мне, по крайней мере, свою руку», — просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой.
Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги, где подвизался в пещере близ озера Жёлтые воды, твёрдым воздержанием и терпением преодолевая брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам и крестил магометан и язычников в озере, которое затем стали называть Святым озером.
Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобный Макарий был взят в плен.Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Жёлтом озере.
На обратном пути из Казани они Макарий, по преданию, остановился близ того места, где ныне город Свияжск. Здесь он положил начало ещё одной пустыни, которая также стала носить его имя — Макарьевская Свияжская подгорная.
Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от него на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель. Окрестные жители благоговели перед ним за защиту, которую он всегда успешно оказывал бедным против их притеснителей.
17 сентября 1442 года преподобному явилась икона Божией Матери, которая стояла на воздусе. С тех пор этот образ стал называться Макарьевским.
Скончался 25 июля 1444 года в возрасте 95 лет, на пятом году своей жизни в Унженском монастыре. По преставлении угодника Божия, чудное благоухание распространилось повсюду — не только во граде, но и во всех окрестностях. Народ плакал неутешно.
Прп. Макарий Желтоводский. Икона |
Ещё при жизни преподобный Макарий был наделён благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины святого многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.
В 1610 году патриарх Филарет распорядился исследовать случаи исцелений по молитвам преподобного Макария. Было засвидетельствовано более пятидесяти случаев. Тогда же имя преподобного Макария Желтоводского было занесено в святцы и назначено повсеместное празднование его памяти 25 июля.
Мощи преподобного Макария были обретены нетленными в 1670 году. Поныне часть их находится в Унженской обители, а глава преподобного — в Желтоводском монастыре.
Житие святого Макария Желтоводского
Макарий был единственным сыном благоверных родителей. Место и время рождения – Нижний Новгород, 1349 год. С младенчества ребенок отличался от обычных детей. Малыша привлекал колокольный звон, призывающий на богослужение. Он начинал беспокоиться, плакать, пока родители не догадались отнести его на службу в церковь.
В храме Макарий переставал плакать, при звуках песнопений начинал улыбаться. Подросшего мальчика отдали обучиться грамоте. Смышленый, не по годам серьезный и вдумчивый, подросток избегал детских шалостей. Он предпочитал читать Священное Писание, Житие святых, ежедневно посещать церковные богослужения.
Чувствуя тягу монашеству, он не стал делиться своей мечтой с родителями. В 12 лет Макарий тайно покинул отчий дом и отправился в Печерский монастырь. По дороге ему встретился нищий, которого он уговорил поменяться одеждой. Явившись в обитель, мальчик объявил настоятелю, что он сирота, без средств к пропитанию и угла для проживания, и стал просить принять его в монахи.
Архимандрит Дионисий усмотрел в подростке тягу к Богу и предугадал в нем будущего великого подвижника. Макарий был пострижен в монахи и поселен в одной келье с настоятелем монастыря. Дионисий стал духовным наставником Макария на протяжении нескольких лет.
Родители оплакивали пропавшего сына, пока отец Макария не узнал, что в одно время с уходом сына в обители объявился мальчик и по сей день пребывает в монастыре. Отец отправился в обитель в надежде убедиться, что сын жив. Макарий не захотел встретиться с родителем, опасаясь проявить малодушие от его жалоб и слез и покинуть монашескую службу.
Отец уговорил показать ему свою руку через дверь, на что сын согласился. Родитель вернулся к матери с радостной вестью, и они возблагодарили Бога, что их сын жив и служит Господу.
Добродетели инока Макария прославили его далеко за пределами монастыря. С окрестных сел и городов в монастырь стали приходить паломники, чтобы получить наставление и благословение подвижника. Стечение народа отвлекало Макария от общения с Господом, он не хотел земной славы.
Однажды, как в юности, он тайно покинул Печерскую обитель и отправился искать новое место служения Богу. Полагаясь на его промысел, Макарий вышел на берег речки Луг, где построил себе землянку и стал вести отшельнический образ жизни.
Через некоторое время местные жители узнали о пустыннике и его благочестивом образе жизни. Люди снова стали приходить к его келье и просить помолиться за них перед Господом или дать наставление. Вскоре рядом с хижиной Макария, по его примеру, поселились другие отшельники. Образовался монастырь, настоятелем которого был избран Макарий.
Многолюдие утомляло преподобного, мешало предаваться молитвам Богу. Макарий снова тайно ушел из обители и отправился искать другую пустыню. Новым местом служения стало предгорье Урала, местность Желтые Воды. Здесь проживали чуваши и мордва, народы, не знавшие христианства, поклонявшиеся деревянным идолам.
Иноверцы приходили к скромному жилищу отшельника, удивляясь его образу жизни. Вскоре они стали приходить к Макарию со съестными дарами (медом, рыбой, зерном). Преподобный покорил их сердца кротостью и приветливостью. Полученными припасами он делился со всеми, не делая различий в вере и национальности.
Возле кельи отшельника вновь образовалась монашеская обитель, в которой Макарий стал настоятелем. Преподобный прожил в Желтых Водах до 1439 года, когда на монастырь напало войско татарского хана Улуахмета. Татары ворвались в монастырь и убили почти всех монахов. Макария и нескольких иноков они захватили в плен и доставили к хану.
Хан был наслышан о подвижнике, так как слава о настоятеле монастыря в Желтых Водах распространилась по всей Руси. Улуахмет приказал освободить преподобного и его иноков, а также 400 пленников, захваченных в русских землях. Отпуская преподобного, хан приказал ему не селиться в землях, которые будут в его подчинении.
Макарий повел освобожденных пленников лесами и болотами на запад, за сотни километров от Желтых Вод. В дороге кончились припасы. Люди изнемогали от голода. Но преподобный вселял в них уверенность в благополучном исходе, увещевая молиться Господу и полагаться на Божью волю.
По окончании Петровского поста после молитвы старца из леса навстречу людям вышел лось, который стал подкреплением истощенных сил беженцев. Вскоре они вышли к городу Унженску, где решили остановить свое бегство от татар.
Старец, желая уединения и безмолвия, удалился из города в лесную глушь, где на берегу озерка обосновал новую келлию. Вскоре образовалась новая обитель. Через 5 лет преподобному была открыта дата его кончины. Макарий пришел из обители в Унженск и слег без сил. Он завещал похоронить его рядом с монастырем, откуда пришел, вознес молитву Господу, благословил бывших с ним монахов и тихо скончался.
От священных останков стал изливаться чудный аромат, ощущавшийся во всем городе. Проститься со святым старцем устремились не только горожане, но и жители из окрестных сел и деревень. Больные, прикоснувшиеся к Макарию, исцелились. Похоронили преподобного по его завещанию.
Еще при жизни святой Макарий Желтоводский за свой духовный подвиг был наделен Господом даром целительства и являлся помощником в защите от врагов.
Преподобный Макарий Унженский. Иконы
Преподобный Макарий Унженский традиционно на иконах изображается в полном иноческом облачении, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.
Преподобный Макарий Унженский. Вторая четверть XVII века, происходит из Николо-Можайской церкви в Муроме. Муромский историко-художественный музей
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Икона XVII века
Преподобный Макарий Унженский в молении Пресвятой Троице, с Унженским монастырем. Москва, конец 1670-х — начало 1680-х гг.
Преподобный Макарий Унженский. Москва, вторая половина XVIII века. Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия
Преподобный Макарий Унженский. Москва, начало XX века. Собрание В. А. Бондаренко
Изображения преподобного Макария в Поволжье появились уже в XVI столетии; особенно широкое распространение они получили после его канонизации. Ярославская икона XVII века относится к числу самых ранних дошедших до нас житийных икон святого.
Преподобный Макарий Унженский, с житием. Ярославль, XVII век. Ярославский художественный музей
Православные тексты на русском языке
Верующие могут обращаться к святому на русском и церковнославянском языках, выучив текст наизусть или по бумаге.
Тропарь
Сегодня город твой Галич тобой гордится, ибо в его пределах преярко, как великое солнце, воссиял ты и чудесами твоими, преподобный Макарий, все озарил. И сейчас молись Господу об избавлении наших душ от обольщения вражеского и о спасении города твоего от языческого нашествия.
Ин тропарь
Богомудрый основатель Желтоводской обители, Богом поставленный столп монашеского жития, прекрасно написанный образ достойного удивления постничества, Богом созданный сосуд Духа Святого, сияющее как золото Русской земли светило преяркое, молим тебя, отче Макарий, светозарными лучами твоих молитв рассеивай тучу наших мрачных страстей.
Акафист
Кондак 1
Избранный от Воеводы сил небесных и Господа Иисуса Христа, преподобный отче наш Макарий, как имея дерзновение к Богу, молился о спасении душ наших и избавлении нас от всяких бед и напастей, да зовем тебя:
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Икос 1
Ангелом на земли явил тебя Творец небес и земли, все земное вменил за уметы, да приобретши единого Христа; тем же все, видящие твое христоподобное на земли житие, вопием тебе:
Радуйся, от утробы материнской предуготованный в чистое и непорочное жилище Пресвятыя Троицы; радуйся, Богом Отцем предъизбранный.
Радуйся, Богом Сыном искупленный; радуйся, Богом Духом Святым освященный.
Радуйся, Господа более всего возлюбивший; радуйся, отца и матерь ради Христа оставивший.
Радуйся, званию духа благодати повинющийся; радуйся, отвергшийся от себя ради Христа Иисуса.
Радуйся, крест Христов на себе имевший; радуйся, вслед Христом последовавший.
Радуйся, до конца жизни своей в терпении и подвизах неослабно пребывавший; радуйся, как претерпевая мужественно временное и настоящее веселился будущим и вечным.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 2
Преподобне отче Макарий, ты был еще младенец, когда слыша звон церковный, плача и детски крича, осмысленно изъявлял желание быть унесенным в церковь. Совершающуюся же церковному в храме Божием пению радовался и веселился. Сего ради благоверныи родители твои носили тебя на каждое церковное пение и прославляли о тебе Господа Бога, вопиюще: Аллилуия.
Икос 2
Разум, непонимающий мудрствование плотское, стяжал, и все сердце свое вперил в небесное, сего ради вопием тебе:
Радуйся, как во все дни в церковь Божию ходил; радуйся, как в сладость церковного чтения и пения послушал.
Радуйся, от юности навыкший богоугодному добронравию; радуйся, возлюбивший красоту дома Божия и место селения славы Господни.
Радуйся, изволивший прилепиться в дому Божием более, нежели жить в селениях грешных; радуйся, во дни и в ночи непрестанно молитвы к Богу возносивший.
Радуйся, в чистую жертву Богу не только тело, но и душу всю принесший; радуйся, всего себе на служение Богу предавший.
Радуйся, как превыше сверстников своих в разумении слова Божия было более меда и сот устам твоим; радуйся, как маслина в дому Божием насажденная.
Радуйся, блаженный, как уподобился древу, насажденному текущих водах, приносящему плоды.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 3
Согревающим Духом Святым сердце свое, проподобный отче, возжелал иноческого чина, возлюбив Отца Небесного более земных родителей твоих, и ушел тайно из дому родителей в иноческую обитель; обрел же на пути нищего, худую одежду носившего, испросил ту себе, дав ему свое доброе одеяние ради Господа Бога Иисуса Христа, нас ради обнищавшаго, да мы нищетою Его обогатимся и вопием Ему: Аллилуия.
Икос 3
Пришед во святую обитель, преподобный отче наш Макарий, молил святого Дионисия Архимандрита, принять в чин иноческий, назвав себе безродным, сиротствующим, нищим, желающим работать Богу. Архимандрит же уразумел в тебе сосуд, избранным Святым Духом, принявший и облачивший тебя в ангельский образ. Ты же в добродетели, подобающей инокам, исполнял и во всем угождал Богу и наставнику твоему, как самому Христу, так же и братиям, и показался в новоначалии своем совершенным быть иноком и добрым подвижником. Тем же достойно вопием тебе:
Радуйся, от рук святого Дионисия иночество принявший; радуйся, сожительство и собеседничество с преподобными избравший.
Радуйся, иноческого жития скорби и тесноту возлюбивший вместо утешений и сладостей мира; радуйся, поревновавший житию и подвигом древних преподобных отец.
Радуйся, истинного послушания настоятелю и всей во Христе братии образ показавший; радуйся, всякое послушание со смирением и кротостию совершивший.
Радуйся, чистоты душевной и телесной крепкий ревнитель и хранитель; радуйся, бдением, постом и коленопреклонениями плоть свою умертвивший.
Радуйся, безмолвию и богомыслию от юности научившийся; радуйся, молчание с незлобием хранивший.
Радуйся, словом Божиим, как мечом, супротивные силы побеждавший; радуйся, постничеством и добродетелями превзошедший бывших с тобою иноков.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 4
Буря помыслов смущала родителей твоих, отче наш Макарий, когда внезапно оставил отчий дом их; чрез три же лета найдя тебя во святой обители, радовались и славили Бога, вопиюще Ему: Аллилуия.
Икос 4
Слыша, преподобный отче Макарий, ближние и дальние, о постническом житии твоем, удивлялися и прославляли тебя всюду, ты же, как ищущий славы единого Бога, бегал от славы, от людей, скрываяся в пустынях. Вся же на пользу строя, Бог прославил тебе, раба Своего, не только в христианах, но и в агарянах. Тем же мы вопием тебе:
Радуйся, на вершине града стоящий, не желающий укрыться; радуйся, светильник, вся озаряющий чудесами и подвигами твоими.
Радуйся, звезда, показыващая солнце правды; радуйся, заря Божественного Света.
Радуйся, добрым делам своим всех, зрящих тебя, подвизая к прославлению Отца, Иже на небесах; радуйся, как потщился прежде сам сотворить Волю Божию и после научить других.
Радуйся, твердый столп иночества; радуйся, как мудрый вождь, приведший многих к вечному спасению.
Радуйся, постничества, терпения, жажды и алчбы, и наготы образа предивный; радуйся, благое иго и легкое бремя Христово из млада возлюбивший.
Радуйся, на земли ангельской живущий; радуйся, земной Ангел и небесный человек.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 5
Боготечной звездой всей страны явился, преподобный отче Макарий, всем был примером: словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, воспевая Господу Богу: Аллилуия.
Икос 5
Господь Бог, очищая скорбьми и напастьми избранника Своего, как злато и серебро, не дай разориться созданной тобою обители, на которую внезапно напавшие, агаряне всех, в ней бывших, мечом посекшие, как колосья на ниве во время жатвы, жатва, тебя же, преподобный отче наш, живого приведшая к воеводе своему. Сей же, узрев ангелоподобное лице твое и узнав, как ты никому же зло не сделал, но всем едино добро творил. Бог жестокое сердце его смягчил, дал свободу тебе и еще же ради свободы прочих пленных до четыредесяти мужей, разве жен и детей. Тем же вопием тебе:
Радуйся, кротостию и благостию своею сердца неверных победивший; радуйся, злобу на жалость переложивший.
Радуйся, благочестивых людей от плена агарянского освободивший; радуйся, многих от тяжких напастей и скорбей избавивший.
Радуйся, как честному погребению предал братию обители, сарацинами избиенную, так же как древние преподобные отцы в Синае и Раифе; радуйся, как единая мера мирская не о себе, а о ближних печалился.
Радуйся, как людей, с тобою отпущенных из плена, тщательно охранял, да не в агарянские руки чтобы попали; радуйся, как научил выведенных тобою людей возложить всю надежду на единого Бога.
Радуйся, как был им в пути и вождь, и учитель, и утешитель; радуйся, как с молитвою пришел в страну Галическую.
Радуйся, как, шествуя путем, положил основание Свияжской обители; радуйся, как ревностно просил о спасении душ, искупленных Иисусом Христом.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 6
Все житие твое, преподобный отче Макарий, есть неумолкающая проповедь веры, надежды и любви, как к Богу, так и к ближним, напитанная душе твоей Святым Духом, Ему же вопием: Аллилуия.
Икос 6
Новым Моисеем показал тебя, преподобный отче наш Макарий, Господь Бог, когда людей, освободившихся от плена, безбедно провел непроходимыми лесами и болотами и изнемогающих от голодал дивно накормил. Сего ради вопием тебе:
Радуйся, как голодным людям запретил прекратить пост, от Святой Церкви уставленный; радуйся, как утешил оных словами богодухновенными, укрепляя в терпении.
Радуйся, как с юности привыкший к посту, не думал о себе; радуйся, как о народе голодно печалась, своими словами и молитвами укрепил его в изнеможении от голода.
Радуйся, как голодные люди пищею духовною, как хлебом, укрепляемые, мужественно терпели; радуйся, как у Бога испросил скота, для пищи алчущим.
Радуйся, как всех людей привел в пределы Галической страны, во град Унжу; радуйся, как благоверные люди почитали тебя с честью, принимали любезно как Ангела Божия.
Радуйся, как ведомые тобою люди узнали на себе милость Божию; радуйся, как слышавшие, как Господь Бог освободил благоверных людей от пленения и голодных насытил, прославивших Бога и тебя, Его угодника.
Радуйся, как Галическую страну чудесами своими озарил; радуйся, как светильник горящий и светящийся явился. Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 7
Почитания и славы, как от человека, во граде не терпевшего, но пустынного безмолвия возжелавшего, преподобный отче, и, обретя пустынное место, возлюбил его, водрузил крест, водворился в созданной тобою келлии, да поешь Богу: Аллилуия.
Икос 7
В пустыне, в которую вселился преподобный отче Макарий, по малом времени обитель иноком в пребывании устроилась Божиим изволением, в преподобии и в правде дни и ночи работая на Бога. Мы же, прославляющие о тебе Господа Бога, вопием тебе:
Радуйся, единое на потребу всегда ищущий; радуйся, ищущему добрый бисер уподобившийся и ради сего все земное оставивший.
Радуйся, очи ума и сердца своего на высоту небесную поднявший; радуйся, труды и подвиги своими Ангелов и людей удививший.
Радуйся, нищетою телесною и духовною Царствие Божие обретший; радуйся, умиления и сокрушения слезами на небесах вечное утешение принявший.
Радуйся, как вместо алчности и жажды на земле насыщаешься блаженством на небесах; радуйся, как кротостию твоею и незлобием твоим наследовал вечную землю.
Радуйся, как мир Божий и сам тщился иметь со всеми, и водворял среди враждующих, и сего ради введен в лик сынов Божиих; радуйся, ради имени Христова многим скорбям, болезням, всенощным бдениям, коленопрекло- нениям, подвигам и трудам насущным.
Радуйся и веселися, как награда твоя на небесах.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 8
Дивный во святых Господь Бог дивно прославляется в тебе, преподобный отче Макарий; облеченный силою свыше целить недуги и болезни душевные и телесные и подавать полезное всем, с верою и любовью вопиющим к Нему о тебе: Аллилуия.
Икос 8
Благодать Божию, сущую в тебе, преподобный отче Макарий, неоскудно подавая требующим, отроковицу некую бесноватую и слепую крестным знамением с молитвою исцелил. Дивящиеся силе Божией, обитающей в тебе, взываем к тебе:
Радуйся, благодатный источник исцелений; радуйсяся, принявший благодать от Господа Бога, другим и подающий.
Радуйся, имея великое дерзновение ко Господу Богу; радуйся, как никто же с верою просящий отходит от тебе.
Радуйся, как всенощными молитвами всю бесовскую прелесть посрамивший; радуйся, слепым зрение и всем болящим исцеление подающий.
Радуйся, сокровище дарований божественных; радуйся, как ходатайством твоим даров Духа Святого, укрепляющих в брани против врагов спасения, сподобляемся.
Радуйся, как крин неувядаемый, в пустыни явился; радуйся, цветами, благоуханием своим все исполняя.
Радуйся, реки воды живые источая; радуйся, верных Господа рабов благую часть избравший.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 9
Когда преставился от земли к небесным обителям, лики Ангелов и избранных Божиих радостно сретоша тебе, с ними же ты вопиешь к Богу: Аллилуия.
Икос 9
Когда приблизилось время преставления твоего по Божию смотрению, ты, преподобный, пришел в град Унжеск, где в исполнение богоугодных дней, святую душу твою предал в руки Божии. И исполнился чудного благоухания весь град, и окрестние людие обоняли благоухание дивное, как от фимиама и смирны исходящее. Все удивившиеся, как Господь Бог почтил преставление твое, угодника Своего, прославили Господа Бога. Стекалось к нетленному и благоухающему телу твоему множество народа, и с дарами и с псалмами несли тебя в пустынную обитель, где погребли честно и воззвали к тебе:
Радуйся, Господу до конца послуживший; радуйся, кончину свою предуведоваший.
Радуйся, к сонму избранных Божиих сопричтенный; радуйся, воздаяние от Бога по правым делом твоим восприявший.
Радуйся, с пророками встретившийся; радуйся, с апостолами веселившийся.
Радуйся, венцем нетленным увенчанный; радуйся, как Господа Бога со всеми святыми о нас грешных умолявший.
Радуйся, на браке Небеснаго Жениха быть достоин явившийся; радуйся, тленную жизнь на нетленную переменивший.
Радуйся, угодник Христов, блаженству тезоименитый; радуйся, в радость Господа твоего вошедый.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 10
Спасти желая всех, Господь Бог исполняет Своими великими дарованиями избранных рабов Своих, да их чудесами, молитвами и равноангельным житием мы возбуждаемся от жизни греховной к жизни святой, воспевая Ему: Аллилуия.
Икос 10
Стена и помощник явился, блаженный Макарий, всем прибегающим к тебе; тем же и нам, призывающим тебя, будь заступник, избавляя нас от искушений, скорбей и напастей, да восхваляем тебя, призывая:
Радуйся, как твоими молитвами от грехов, падений, страстей и злых обычаев воздвигаешь нас грешных; радуйся, как возбуждаешь нас к подражанию твоему святому житию.
Радуйся, истинного покаяния наставник; радуйся, обличителю немолчный нерадящим о вечном спасении.
Радуйся, о всех верных, притекающих к тебе, предстатель; радуйся, на невидимых и видимых врагов поборник.
Радуйся, в бедах, напастях и нуждах душевных и телесных утешение и помощь подавая; радуйся, от смертоносной язвы избавляй.
Радуйся, нашествие супротивных отгоняя; радуйся, пламень, губящий град, погашаяй.
Радуйся, ум и смысл врагов помрачая; радуйся, любящий Отечество и благочестивых царей на победу умудряй.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 11
Пение благодарственное Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, приносим, яко даровал нам в тебе, преподобне отче Макарие, теплаго молитвенника, скораго помощника и дивнаго чудотворца, воспевающе Ему: Аллилуия.
Икос 11
Светоприемным светильником явил тебя Господь Бог, преподобный Макарий, когда обретены были честные мощи твои, благословенные нетлением, благоухание испущающие и чудесами окрестные страны озаряющие; тем же все радующиеся, вопием тебе:
Радуйся, как и по смерти жив пребывавшь, являя в себе силы божественные; радуйся, чудесами своими землю наполняя.
Радуйся, как благочестивую жену от плена агарянскаго свободил; радуйся, как немому уста отверз.
Радуйся, как покаявшемуся во грехах зрение возвратил; радуйся, расслабленному здравие даровал.
Радуйся, как многих слепых и немощных исцелил; радуйся, как верные люди от нападения ляхов избавил.
Радуйся, как молитвами твоими пораженный, напавшие с оружием на обитель твою, слепотою поражены и страхом смятения были, и многие в реке потопонули; радуйся, ограждая обитель твою от бед и зол.
Радуйся, отчаявшихся в надеждо и помощи; радуйся, от Бога просимое тобою принимая.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 12
По пленении и опустошении Желтоводския обители от агарян летом многим прешедшим трикраты явился еси некоему иноку богоугодну Аврамию, повелевая, да идет в Желтоводскую пустыню и вселится на месте, идеже бе обитель. Инок Аврамий водворися ту и ходи в обитель Унжескую, идеже икону твою списав, принесе ю на благословение, и начаша бывати чудеса от сея честныя иконы. Темже мы вопием прославльшему тя Богу: Аллилуия.
Икос 12
Воспевая знамения и чудеса, какие творятся живущею в тебе благодатию Божиею, блаженный Макарий, восхваляем тебя:
Радуйся, как и по преставлении твоем восстановил запустевшую обитель твою; радуйся, как собрал ищущих спасения и обновил божественную хвалу.
Радуйся, как святое место, тобою любезне избранное, не оставлять заповедал Аврамию; радуйся, как тобою монахов множество в подвизах и скорбях своих укрепление приемлют.
Радуйся, как обители, тобою созданные, молитвами твоими, как покровом, покрываются; радуйся, стране сей и Отечеству нашему украшение.
Радуйся, надежда и прибежище в море жития сего плавающих; радуйся, твердое ограждение усердно работающих Господу Богу.
Радуйся, царем благочестивым помощь; радуйся, патриархов и святителей утешение.
Радуйся, всех, усердно притекающих к тебе, от искушений и бед скорое избавление; радуйся, как ходатайством твоим верные жизнь вечную получают.
Радуйся, Макарий, предивный чудотворец.
Кондак 13
О преподобный и богоносный отче наш Макарий! Прими сие малое молитвенное приношение наше и со Пресвятою Владычицею Богородицею и всеми святыми принеси молитву к Господу Богу, да избавит нас от враг видимых и невидимых, от всяких скорбей и бед, от напрасной смерти и от будущих мук, и сподобит Своего Небесного Царствия, где все, присно веселящиеся и торжествующие, немолчно вопиют к Богу: Аллилуия.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва
О преподобный и Богоносый отче наш Макарий! Веруем, что ты, предстоя перед престолом Пресвятой Троицы, будешь иметь дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, который всегда прислушивается к тебе, верному рабу и угоднику Своему. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, светоч Божий, не забывай о нас молиться ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на нас, не попустит нам погибнуть во грехах наших, но да поднимет падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам все, сами собою или чрез других кого, согрешивших мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижник добродетелей, отче наш Макарий, немощь естества нашего и тяжесть и скорбь, времен настоящих, моли Господа Бога, да никогда нас не оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да примем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди них неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончать живот наш и невозбранно перейти от земли на Небо, мытарств же и бесов воздушных и вечных мук избавиться и сподобиться Царства Небесного, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Храмы на Руси во имя преподобного Макария Унженского
Во имя преподобного Макария Унженского был освящен придел церкви Рождества Иоанна Предотечи Николо-Надеинского прихода в Ярославле. Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предотечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII веке на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. В 1836 году главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами. Иконостас в храме был резной двухъярусный золоченый, с иконами «большею частию новой кисти». Вся теплая церковь была расписана стенным письмом. Под приделом преподобного Макария был захоронен строитель храма Н.П. Холщевников. Теплый храм снесен после 1931 года.
Храм во имя Рождества Иоанна Предотечи Николо-Надеинского прихода в Ярославле
Во имя преподобного Макария Унженского освящен придел церкви Спаса Преображения в с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области. Церковь первоначально была деревянной и построена была в 1613-1615 годах в честь освобождения Москвы. В 1864 году, после пожара, церковь перестроили. В 1879 году к ней были пристроены новые трапезная и колокольня с семнадцатью колоколами. В 1934-1937 годах Спасо-Преображенскую церковь закрыли. В настоящее время восстановлена.
Церковь Спаса Преображения в с. Пурех Нижегородской области