Мужской монастырь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов (Дзвели Канда)

Мiръ

Грузия Мужской монастырь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов (Дзвели Канда) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:41.9018338999999997440681909210979938507080078125,»lon»:44.58279850000000266163624473847448825836181640625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%90%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%9E%D1%82%D1%86%D0%BE%D0%B2_(%D0%94%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0)\» title=\»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0422\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438 \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u0410\u0441\u0441\u0438\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u041e\u0442\u0446\u043e\u0432 (\u0414\u0437\u0432\u0435\u043b\u0438 \u041a\u0430\u043d\u0434\u0430)\»\u003E\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0422\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438 \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u0410\u0441\u0441\u0438\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u041e\u0442\u0446\u043e\u0432 (\u0414\u0437\u0432\u0435\u043b\u0438 \u041a\u0430\u043d\u0434\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u0447\u0435\u0441\u0442\u044c \u0422\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438 \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u0410\u0441\u0441\u0438\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u041e\u0442\u0446\u043e\u0432»’ \u2014 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0413\u0440\u0443\u0437\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u041c\u0446\u0445\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u0422\u0431\u0438\u043b\u0438\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438; \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442 \u0432 2010",»title»:»\u041c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0422\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u0446\u0430\u0442\u0438 \u0421\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u0410\u0441\u0441\u0438\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u041e\u0442\u0446\u043e\u0432 (\u0414\u0437\u0432\u0435\u043b\u0438 \u041a\u0430\u043d\u0434\u0430)»,»link»:»»,»lat»:41.9018338999999997440681909210979938507080078125,»lon»:44.58279850000000266163624473847448825836181640625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

42.042417; 43.500998

Грузия, Европейский маршрут Е60

Грузия

Телефон.:

+995 790 320 698, +995 558 444 888

E-mail:

Монастырь в честь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов

Монастырь в честь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов

— монастырь Грузинской Православной Церкви, Мцхетской и Тбилисской епархии; открыт в 2010.

История[[править]h2>

Монастырь был открыт в июле 2010 года по благословению Его Святейшества Блаженнейшего Каталикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Поводом для этого послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, что бы для них проводилась Литургия на родном Ассирийском-Арамеийском языке.

На территории монастыря стоят два Храма: в центре Церковного двора стоит маленький Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В храме происходило много чудес. Многие, приходя в него с просьбой об исцелении тяжелых болезней, были исцелены. В честь этого благодатного Храма была написана икона Божьей Матери, названная «Кандовская».

Слева от Успенского храма стоит большой Храм в честь тринадцати святых Ассирийских Отцов. Он построен в 2013 году под руководством схиархимандрита Серафима Бит-Хариби. Именно он направил молодежь к храму и его строительству, привел в Церковь многих людей. Строительство Храма финансировали благочестивые люди — Годердзи Осипов, Заали Ильяев и Любовь Хошабаева.

Монастырь 13 Ассирийских Отцов

  • Адрес:
    Грузия, Мцхета-Мтианети, E60, село Дзвели Канда
  • Состояние:
    действующий
  • Конфессия:
    Грузинская Православная Церковь, Мцхетской и Тбилисской епархии

В Грузии имеется уникальный монастырь 13 Ассирийских Отцов (Monastery 13 Assyrian Fathers), который относится к православной церкви, Мцхетской и Тбилисской епархии. Сюда приезжают туристы и паломники, желающие услышать богослужение на арамейском языке, на котором говорил сам Иисус Христос.

Где находится и чем знаменита обитель?

Монастырь 13 Ассирийских Отцов был открыт в Грузии в июле 2010 года по адресу: село Дзвели Канда, край Мцхета-Мтианети. Храм благословил Его Святейшество Блаженнейшей Каталикоса – патриарх всей Грузии Илия Второй. В этом муниципалитете проживает ассирийская диаспора, насчитывающая более 2000 человек, которые захотели, чтобы литургию для них проводили на родном языке.

Монастырь 13 Ассирийских Отцов в Грузии состоит из одноименного храма и маленькой благодатной церкви, которая была освящена в честь Успения Пресвятой Девы Марии. За всю ее историю в ней происходило множество чудес, связанных с исцелением паломников от тяжелых болезней. В честь этой святыни была написана икона Богородицы, названная «Кандовская».

История строительства

Первым на территории монастыря возвели Успенский храм, а затем через 3 года была построена церковь 13 Ассирийских отцов. Работы проводились под присмотром схиархимандрита Серафима Бита-Хариби, при финансировании благочестивых людей, в том числе Заали Ильяева, Годердзи Осипова, Любови Хошабаевой. Настоятель привел в обитель огромное количество паломников и привлек молодежь, которая помогала обустраивать святыню.

Роль церкви в жизни населения

Благодаря этому большое количество людей, крещенных в еретической Ассирийской церкви Востока, смогли принять православную веру. Сегодня монастырь 13 Ассирийских Отцов в Грузии играет важную роль в жизни паствы и является ее культурным центром. Здесь имеется духовно-просветительский центр, работает собственная школа, медпункт и танцевальный кружок. По вечерам возле обители собирается местная молодежь, желающая показать свои таланты.

Отдельное внимание заслуживает хор монастыря 13 Ассирийских Отцов, который возглавляет схиархимандрит Серафим Бита-Хариби. Он поет на арамейском языке, а его выступление в 2021 году потрясло папу римского Франциска. На концерты туристы съезжаются со всех уголков планеты, ведь это непередаваемое действо, берущее за душу и заставляющее сердце стучать в несколько раз быстрее.

В честь кого был возведен храм?

Церковь 13 Ассирийских Отцов в Грузии была освящена в честь 13 сирийских монахов-проповедников, пришедших на территорию страны в VI столетии. Они распространяли христианство и строили монастыри. Самыми известными из них считаются:

  • Зедазени;
  • Шио Мгвиме;
  • Давид Гареджи.

Особенности посещения

Монастырь 13 Ассирийских Отцов в Грузии работает каждый день, богослужение здесь проводится в 09:00 (Божественная Литургия) и в 16:00 (Всенощное бдение). Такие обряды, как венчание, крещение, таинство исповеди и отпевание проходят только по предварительной договоренности с настоятелем.

Богослужение здесь проводят на грузинском и арамейском языках. В этом плане грузинский монастырь 13 Ассирийских Отцов является единственным во всем православном мире, поэтому приехать сюда и отстоять всю службу считается великой честью для всех верующих христиан.

Как добраться до обители?

Из столицы Грузии – Тбилиси – до церкви 13 Ассирийских Отцов можно доехать на автомобиле по дороге Tbilisi – Senaki – Leselidze Hwy/ს1 и Е60. Расстояние составляет около 45 км.

Паломничество ассирийской молодежи

О, Грузия – нам слезы вытирая, ты русской музы колыбель вторая. О Грузии забыв неосторожно, в России быть поэтом невозможно. Евгений Евтушенко

Может ли путешествие изменить человека?.. Я не раз задавался этим вопросом и находил ответ на страницах мировой истории и литературы. Во время путешествия мы не принадлежим только себе, становимся одним целым с коллективом, и исчезают маски, мы узнаем своих попутчиков совершенно с другой стороны, будто знакомимся с ними заново. Марк Твен рассуждал на эту тему в своем романе «Том Сойер за границей»: «Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать». Если говорить о моих ожиданиях, то они оправдались.

Наша поездка в Сакартвело не была простым туристическим приключением, мы шаг за шагом формировали международный союз православных ассирийцев России и Грузии. Важно, что всю нашу поездку сопровождала икона 13 ассирийских отцов, которую год назад Старо-Покровскому храму подарил схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Впервые представители национальной молодежной организации «Дети Ассирии» посетили Тбилиси, Кандский монастырь и познакомились с отцом Серафимом лично.

Кандский монастырь давно стал ассирийской Меккой, куда каждый год приезжают новые паломники из стран ближнего зарубежья и Европы. Поражает количество иностранцев, для которых Канда стала чем-то вроде собора Нотр-Дам в Париже, который обязательно стоит посетить, будучи во Франции. Они удивительно легко совмещают утреннее знакомство со святынями Грузии с ночными рейдами по барам и кальянным Тбилиси.

Во время геноцида 1833 года Старая Канда стала домом для многих ассирийцев из Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и сегодня там проживает более 2000 человек. Популярность ассирийской деревни с каждым днем растет, во многом благодаря песнопениям и харизме схиархимандрита Серафима. Там все богослужения проводятся на арамейском и грузинском языках, а духовный наставник близок и понятен простым людям. О нем много пишут СМИ, а соцсети пестрят видеоотчетами очевидцев.

День первый

Каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов

Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь.

Жили мы в гостинице в Тбилиси и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино (именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы, приезжие, безжалостно именуем красным).

День второй

На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие.

Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца-партийца, – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть.

На 26-м году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу.

Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым и, видя его на улице, крутили пальцем у виска.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима

Он ходил босиком, ковырялся и сидел в куче мусора, приносил со свалки иконы и лампадки для своей церкви, нередко прикидывался пьяницей, побирался вместе с нищими и ночевал в земляной яме, а однажды поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина со словами: «Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам». Безумный, что поделать… Но вот только за этим безумием была скрыта от любопытных глаз правда, о которой отец Гавриил говорил сам: «Все плохое в человеке – только случайность. Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть, они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…».

В последние годы своей жизни, по благословению патриарха Илии II, отец Гавриил поселился в монастыре Самтавро, который преподобный любил еще с детства.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима – тот день он провел вместе с нами.

Обитель связана не только с жизнью и смертью преподобного архимандрита Гавриила. Примечательно, что там хранятся мощи одного из ассирийских отцов – Або Некресского, который умер мученической смертью. Персы-зороастрийцы забили его камнями, отомстив за построенный на их землях православный монастырь в городе Некреси.

День третий

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод… М. Лермонтов

Мы быстро поднимались в гору, не замечая торчащих из земли кочек, видя перед собой только величественный и древний храм Джвари. С вершины холма видно слияние двух рек и будто нарисованные тропы Мцхеты.

Мы вошли в храм при монастыре, и отец Серафим, стоя у креста, воздвигнутого грузинской просветительницей Нино, исполнил одно из своих песнопений. Это было завораживающе, люди в храме на мгновенье замерли, слушая схиархимандрита. Храм заполнили паломники из Европы и Ближнего Востока, которые торопились снять происходящее.

Спустившись в город, мы выпили холодный тархун и, лавируя между толпами туристов, прогулялись по ухоженным улочкам Мцхеты.

Потом была еда, какая же Грузия без вкусной еды?! Горячий пури, свежие овощи, шашлык, хинкали и, конечно же, вино… Душевные застолья, тосты и песни, нас часто звали в гости, а отказать грузину – невозможно. Наверное, поэтому застолий было больше, чем дней в нашем путешествии.

Грузины по-особенному относятся к тостам, превращая каждое поднятие бокала в настоящий ритуал. Один из тостов обязательно адресуют Патриарху Илии II, которого грузины воспринимают как отца народа.

День четвертый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

На берегу Арагви в крестильных рубашках и в венках из белых полевых цветов, взявшись за руки, стояли две сестры. Хрупкие, они зашли в горную, дикую реку и приняли Святое Крещение. Девушек нарекли именами Ева и Габриэлла.

Так в тот день две ассирийки из Ростова-на-Дону стали ближе ко Христу. Сакральный момент в присутствии отца Серафима и братии монастыря подарил и нам радость. Для меня особенно важно то, что я смог стать восприемником сестер.

В тот же день, ближе к полудню мы приехали в Кахетию, в Бодбийский монастырь, где покоятся мощи просветительницы, почитаемой среди грузин – святой равноапостольной Нины. Это место, где время останавливается и сердце бьется так, будто выпил ведро крепкого кофе.

В храме мы вместе помолились за наших близких, живых и усопших, совершили панихиду по убитым на Ближнем Востоке за Христа и приложились к мощам просветительницы.

День пятый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

Мы готовились с утра, ждали и предвкушали предстоящее – ночное богослужение в монастыре 13 ассирийских отцов.

28 августа ассирийцы всего мира отмечают праздник Шара Мат Марьям, и многие из них приезжают в село Старая Канда.

«Молитва есть дыхание духовного человека… молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную», – писал святитель Иннокентий Московский.

Духовная музыка той ночи тронула наши сердца. Песнопения на арамейском и грузинском языках, переплетение мужских и женских голосов, культур и национальностей превратили ночное богослужение в настоящий пир веры.

Грузия подарила нам возможность ощутить то единство, которое стерлось во времени. Ассирийцы не имеют государства, но при этом сумели сохранить свою историю, символы, традиции, а главное – веру во Христа. Разрушенная империя, жестокие расправы и гонения рассеяли ассирийцев по миру, но, несмотря на это, мы остаемся христианами.

Хранящие веру святых отцов

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений… Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере.


Отец Серафим с паствой

Двенадцать ассирийских подвижников

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский.

В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы[1[1]осприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому, и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они… учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы…». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви.

Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе, а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

С ХV века среди ассирийцев начал распространяться католицизм. В ХVI веке, после многих интриг и междоусобиц, произошел раскол, разделивший Ассирийскую церковь на две: одна ее часть заключила унию с Папой Римским, и стала именоваться «Халдейской католической церковью», другая же продолжала следовать учению Нестория.

Но не все ассирийцы стали отступниками. Были среди этого народа и те, кто сохранили верность святоотеческой вере.

Грузия: схимонах во главе диаспоры

Большинство ассирийцев сейчас проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), часть – в Грузии, России и в других странах. Первое ассирийское поселение в Грузии известно с XVIII века, но массовое переселение ассирийцев в эту страну произошло в период Первой мировой войны: политика Османской империи была направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать.


Отец Серафим с паствой

Но еще раньше, в XIX веке, произошло замечательное событие. Община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, присоединилась к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия»[2[2] было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! Часть принявших Православие ассирийцев позже перебралась в Россию, а часть – осела в Грузии. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, и, благодаря компактному проживанию, они смогли сохранить язык и веру.

Советское «безбожное» время оказалось тяжелым для православной ассирийской диаспоры: новых священнослужителей не рукополагали, а из старых никого не осталось… Люди посещали русские и грузинские храмы, и там находили утешение.

Так продолжалось до распада Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты, католики, несториане и халдеи (католики-униаты). Особенно усердствовали несториане и халдеи, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности, они пытались переманить ассирийцев, исповедующих Православие, в свою веру.

Грузинская Церковь встала на защиту своей паствы, открыв духовно-просветительский центр для ассирийцев, и поставив во главе общины этнического ассирийца, православного монаха, рукоположенного в Грузинской Церкви – схиархимандрита Серафима. Благодаря этому многие и многие не отпали от Православия, а те, кто был крещен в еретической Ассирийской церкви Востока, вновь приняли Православную веру.


Отец серафим на службе

Теперь у православных ассирийцев есть свой храм, где службы ведутся на арамейском и грузинском языках. В селе Канда, где, в основном, проживают православные ассирийцы в Грузии, в скором будущем возникнет духовный и культурный ассирийский центр. Кроме того, строится монастырь – в честь 13-ти ассирийских отцов-подвижников. Четырнадцатым отцом православные ассирийцы – а их в Грузии более 2000 человек – считают своего духовного отца, схиархимандрита Серафима, возродившего и укрепившего православную веру в их среде. Представители Ассирийской церкви Востока относятся к схиархимандриту Серафиму крайне негативно. Многие называют его предателем. На это отец Серафим со скорбью говорит, что Ассирийская Церковь Востока – изначально православная и некогда единая со всеми – утратила не только вероучительную чистоту, но и Таинства Церкви. Исповедь, институт монашества – куда это всё пропало? Почему не возрождается? Схиархимандрит сокрушается, что его братья по крови, удалившиеся в ересь, фактически стали иконоборцами: почитание икон у них почти исчезло, не говоря об искажениях более фундаментальных, касающихся вопросов веры и духовной жизни…

Православная же ассирийская диаспора в Грузии растет, у нее большие перспективы. Но она нуждается в материальной поддержке. Если халдейская и несторианская миссии финансируются извне, имея поддержку с Запада, то в православной ассирийской диаспоре об этом не может быть и речи. Все зависит только от инициативы каждого православного христианина, от его желания помочь возрождению этой древней Православной Церкви. Средства для строительства монастыря в честь 13-ти ассирийских святых отцов собирают всем миром. Строительство продолжается и сегодня. Каждый, читающий эти строки, может внести свою лепту в возрождение и укрепление Православия, в поддержку наших братьев и сестер во Христе, ассирийцев.

Связаться с представителями православной ассирийской диаспоры и почерпнуть более подробную информацию можно на: https://www.facebook.com/assurian.church?hc_location=stream.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

Монах должен быть твёрдым, защищать правду, потому что правда — это Сам Бог.

Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

13 Ассирийских Отцов:

1. Иоанн Задазенский (იოანე ზედაზნელი) 2. Давид Гареджийский (დავით გარეჯელი) 3. Абибос Некресский (აბიბოს ნეკრესელი) 4. Шио Мгвимский (შიო მღვიმელი) 5. Иосеб Алавердийский (იოსებ ალავერდელი) 6. Антон Марткопский (ანტონ მარტყოფელი) 7. Тадеоз Степанцминдский (თადეოზ სტეფანწმინდელი) 8. Пирос Бретийский (პიროს ბრეთელი) 9. Исе (Иессей) Цилканский (ისე წილკნელი) 10. Стефан Хирсовский (სტეფანე ხირსელი) 11. Исидор Самтависский (ისიდორე სამთავნელი) 12. Микаэль Улумбоэльский (მიქაელ ულუმბოელი) 13. Зенон Икалтойский (ზენონ იყალთოელი)

1. Давид Гареджийский долгое время жил в пещере на горе Мтацминда, где сейчас находится храм Отца Давида и тбилисский Пантеон. Позже он переселился в Гареджийскую пустыню и основал там монастырь Давид-Гареджи. (память 12 июня). На иконах иногда изображается с камнем в руке.

2. Або Некресский отправился в Эрети, в крупный тогда город Некреси и основал на горе над городом монастырь, существующий до настоящего времени и известный как монастырь Некреси. Территория в то время контролировалась персами-зороастрийцами. Они пробовали обратить Абибоса в зороастризм, а после неудачи забили его камнями. Тело Святого было захоронено в Самтависи, потом перезахоронено в Мцхете. (память 12 декабря)

У имени Або есть вариации — Авив и Абибос. Иногда это сбивает с толку. Из всех ассирийских отцов только Або считается мучеником, поэтому на иконе распознается по кресту в руке.

3. Шио Мгвимский основал большую монастырскую общину, существующую по сей день. Мощи Святого Шио были сожжены в советское время. На иконах часто изображается с дымящимися углями в руке.

4. Иосеб Алавердийский отправился в Кахетию и построил храм святого Георгия в Алавердской степи. Вокруг храма начал собираться народ и так появился монастырь Алаверди. Иосеб представился в 570 году и был похоронен в храме, на месте которого позже был построен современный Алавердийский собор. Могила Иосеба находится левее алтаря, у северной стены. (память 15 сентября)

5. Антон Марткопский известен тем, что принес с собой отпечаток эдесского Спаса Нерукотворного. Он поселился на марткопской горе около Тбилиси, где сейчас село Норио и Марткопский монастырь. Он основал храм Спаса Нерукотворного и 15 лет прожил на столпе по примеру Симеона Столпника. В этом же храме он и похоронен. (память 19 января) До настоящего времени частично сохранился столп (башня), на котором он жил. На иконах всегда держит в руках икону Спаса.

6. Тадеос (Фаддей) Степанцминдский долгое время жил около Мцхета и основал монастырь у подножия горы Задазени. Потом он переселился в Урбниси и построил там храм Первомученика Стефана, существующий по сей день. Потом он основал еще один храм имени Стефана на горе Цлеви у города Каспи, где и был похоронен.

7. Пирос Бретийский основал монастырь (с храмом Св. Георгия) севернее современного города Гори, у села Брети, где и похоронен. (память 15 мая) В этом храме есть икона с изображением самого Пироса, а так же икона с изображением всех ассирийских отцов.

8. Исе Цилканский был одним из тех двух, кого избрали епископами. Его назначили на кафедру города Цилкани в Мухранской долине. Считается, что именно он чудесным образом создал канал, ведущий от реки Ксани к селу Цилкани. Позже он проповедовал христианство осетинам и горцам. Похоронен в Цилканском соборе, где и находится сейчас его могила. (память 2 декабря). На иконе Исе изображается в епископской митре, но без креста (тем отличается от Або Некресского)

9. Стефан Хирсовский отправился в Кахети (или Эрети?) где в селении Хирса основал монастырь имени первомученика Стефана. В нем же и похоронен.

10. Исидор Самтависский известен тем, что основал Самтависскую епархию, кафедральным храмом которой стал собор Самтависи. Там же Исидор был похоронен.

11. Микаэль Улумбоэльский проповедовал на территории современой Осетии и им был основан монастырь Улумбо, который сейчас находится недалеко от трассы Гоми-Сачхере в Хашурском районе. С трассы есть указатель.

12. Зенон Икалтойский отправился проповедовать в кахетинские горы, затем основал монастырь Икалто, где и был похоронен. Могила находится в центральном храме монастыря, правее алтаря.

13. Сам Иоанн Задазенийский оставался на горе Задазени, где по его молитвам открылся источник. Получив откровение о близости смерти, он позвал Тадеоса Степанцминдского и велел похоронить себя тут же на горе. Его смерть произошла между 557 и 560 годами. Хронологические рамки деяний Иоанна — между 542 и 560 годами.

7 мая Грузинская Церковь отмечает общий день памяти всех Ассирийских Отцов.

В Грузии есть селение, жители которого говорят на языке Спасителя


Еженедельник «Палитра недели»

В Грузии есть селение, жители которого говорят на языке Спасителя Еженедельник «Палитра недели»

Мало кому известно, что в Мцхетском районе, неподалеку от Тбилиси, есть деревня Канда, 90% населения которой — ассирийцы, или айсоры, говорящие на арамейском — родном языке Иисуса Христа.

Историческая родина этих жителей Грузии — Междуречье, Месопотамия, некогда расположенная между Тигром и Евфратом. Корреспонденты еженедельника «Квирис палитра» («Палитра недели») побывали в гостях у кандийцев и ознакомились с сегодняшней жизнью сельчан, говорящих на языке Христа на грузинской земле, данной, по преданию, в удел Богоматери, сообщает «Благовест-инфо».

Женщины, сидящие на лавочке у здания местной школы, на ломаном грузинском объясняют журналистам, что язык общения здесь — арамейский. Многого не хватает жителям Канды — нет детского сада, стены школы прогнили так, что дети выходят оттуда грязными, не налажена водопроводная система, заработки грошовые. Но сами сельчане считают, что живут не хуже и не лучше других сельских общин по всей Грузии. Зато у них есть нечто, чего в других местах не отыскать.

«Аль каина» — на арамейском языке означает «вода». Это вековой давности родник, у которого особая историческая миссия. Он не только исстари снабжает селение питьевой водой. Около 20 лет назад на этом месте сельчане возвели часовню святой Нины — просветительницы Грузии. С тех пор каждое воскресенье кандийцы считают своим долгом посетить часовню и зажечь в ней свечу.

Основной источник доходов жителей села — ремесла. Здесь проживают самые знаменитые в Грузии строители и точильщики. 82-летний Гриша Атанезов известен в округе всем. Он мастер росписи по стенам жилых домов. Гриша Атанезов приглашает журналистов домой и показывает стены, которые расписал ещё в молодости.

По его словам, айсоры, как рассказывают, пришли в Грузию из Ирана 200 лет назад. Кто-то называет более ранние даты, кто-то — более поздние. Точно сказать сейчас нельзя.

«Со дня основания этого селения здесь все говорят по-арамейски. И не думаем терять родную речь, ведь это — язык Христа», — подчеркнул дядя Гриша.

Он произносит несколько фраз по-арамейски. Язык этот удивительно звучный и мелодичный.

«В ассирийских священных книгах читаем, что Всевышний говорил с первым человеком — Адамом — именно на арамейском языке. Христос во время совершения чудес обращался к Отцу Небесному на арамейском. И как можно позволить этому языку исчезнуть? Кроме нас, ни один народ в мире не может гордиться тем, что говорит на языке Спасителя. В арамейском алфавите, как и в еврейском, 22 буквы», — рассказал Гриша Атанезов.

Однако существует опасность того, что он будет утрачен.

«Никто не желает поддержать его существование. Необходимо ввести в нашей школе хотя бы один час в неделю на изучение арамейского. Чтобы будущие поколения не потеряли родной язык. Пока еще в селении на арамейском говорят все, но читать-писать умеют лишь несколько человек», — рассказал дядя Гриша.

В селении находится монастырь 13 Ассирийских Отцов, где настоятелем служит ассириец по национальности отец Серафим. Уже много лет богослужения здесь ведутся на арамейском языке. В монастырском дворе стоят два небольших храма — Успения Пресвятой Богородицы и недавно построенная церковь 13 Ассирийских Отцов. На стенах новой церкви — надписи на древнегрузинском и арамейском языках.

Как рассказал священник, «в Канде проживает около 2 000 ассирийцев. Точной статистики, к сожалению, нет, но всего в Грузии должно быть более 4000 ассирийцев. Это исторический, библейский народ. По благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и согласно постановлению Священного Синода Грузинской православной церкви, мы проводим богослужения на нашем, арамейском языке. Количество прихожан из года в год возрастает».

«Обращаемся с просьбой в Министерство просвещения Грузии, может быть, нам предоставят возможность ввести в начальных классах обучение арамейскому языку. Педагоги у нас есть. На сегодняшний день единственным гарантом сохранения арамейского языка и традиций является наша церковь в Канде. Так было угодно Господу, что своего государства у нас нет. Наша родина — Грузия. Здесь мы родились и выросли. Счастливы, что Христос говорил на нашем языке. К нам на молитвы приезжают ассирийцы из Кутаиси, Зугдиди, Гардабани, других регионов…» — сообщил отец Серафим.

В заключение беседы настоятель монастыря исполнил для гостей песнопения на арамейском. По словам журналистов, это были минуты, когда беседа с Богом велась на языке Всевышнего. И его неземное звучание на несколько минут отделило молодых путешественников от реалий нашего земного бытия.

Женские грузинские монастыри

Женщины Грузии всегда были примером берегини своего рода, хранительницами православных ценностей и поклонницами Господу.

Женские монастырские комплексы мало чем отличаются от мужских, разве что чуть больше зелени и внутренних украшений. Простота, строгость архитектуры, отсутствие помпезности и роскоши являются характерными чертами грузинских святынь.

Монастырь Святой равноапостольной Нины

Прекрасный Бодбийский монастырский комплекс вырос на месте некогда маленькой церкви, возведенной в 6 веке над могилой равноапостольной Нины на пожертвования царя Мириана.

Благосостояние тогда еще мужской обители поддерживалось царской династией в начале 13 столетия, но с 13 по 15 века, времени вторжения монголов, разрушений и опустошения нет сведений об этой святыне.


Бодбийский монастырь в честь Святой Нино

  • Бодбийский монастырь обретает свою былую славу в 15 веке, но снова терпит разрушения во время экспансии иранцами.
  • Во времена династии Георгия ХІІ подарили в монастырскую казну церковную утварь, древние рукописи и книги, при этом освободили монахов от податей.
  • До 1837 в бодбийском монастырском комплексе проживали священники в чине епископов и митрополитов Кахетии, они имели право голоса при решении политических и общественных дел.
  • Весной 1889 года по указу российского императора Александра ІІІ был основана женская обитель, которую освятил архимандрит Николай (Микеладзе).

Благословенная игумения Ювеналия вывела женскую святыню в число первых монастырей Грузии, восстановив церкви, подсобные помещения на монастырской территории и организовав большое хозяйство. Богатейшая монастырская библиотека привлекала историков и теологов всего мира.

С 1924 по 1991 год грузинская святыня была закрыта. В 1995 году было принято решение о реставрации храма святой Нины. Монастырские насельницы в настоящее время всеми силами:

  • восстанавливают святыню;
  • переписывают древнейшие рукописи;
  • пишут иконы;
  • вышивают золотом;
  • ведут обширное подсобное хозяйство.

Интересно! Паломники приезжают сюда помолиться на могиле равноапостольной Нины и окунуться в целебном святом источнике Нинос цкаро, расположенном неподалеку от церкви Завулона и Сосаны, Нининых отца и матери.
Много чудес исцеления дарит молящимся основная святыня — икона Богородицы «Иверская», которая во время забвения использовалась под операционный стол.

Хашмийский монастырь Святой Троицы

Базилика пятого столетия на месте креста, поставленного святой Ниной, находящаяся в настоящее время в селе Хашми, привлекает, как архитектурный памятник старины паломников и туристов в женскую обитель Самеба.

Возведенный в 15 столетии храм из песчаника покрыл древнюю святыню, внутри которой возвышался резной каменный крест. Кахетинский царь Леван ІІ спонсировал роспись фресками храмовых стен, строительство архиерейского дома, башни, колокольни и других построек.


Церковь святой Троицы у горы Казбеги в Грузии

В 18 веке после нашествия лезгин храм был оставлен почти на столетие. В 1891 году монастырские территории и строения начали реставрировать, освятив его в 1895 году. Ныне женская обитель Самеба величаво возвышается на Кацарети, большом поле.

Внимание! Зайти в середину святыни можно только по разрешению монахинь, живущих здесь и своими силами проводящими реставрационные работы.

Паломники маршрутками добираются до села Хашми, а дальше пешком по разбитой лесовозами дороге надо пройти еще 6 км, чтобы увидеть уникальный памятник архитектуры — Кацаретскую базилику.

Архангельский монастырь

Старинный замок князя Цицишвили в Самцевриси, хранящий историю со 7 столетия, в настоящее время подарил свои строения и территории женской обители. На замковых фундаментах выросли современные Архангельские монастырские постройки, сохранив старинную, почти квадратной формы башню, имеющую толстые стены.

Архангельская церковь — православная святыня с простыми росписями, поражающими своей уникальностью и нешаблонностью. Жители соседних селений и паломники приезжают в обитель Архангела Гавриила на престольный праздник — 21 ноября, правда, без специального проводника попасть туда довольно сложно.

Монастырь Мгвимеви

Малоизвестный монастырский комплекс Мгвимеви, пещерная женская обитель Рождества Божьей Матери, хранит дыхание Золотого века, существовавшего при царице Тамаре. Трудно передать ощущения от первой встречи со старинными древними постройками, буквально висящими в воздухе, прилепившись к скалам.


Монастырь Мгвимеви

Идя по крутой лестнице, петляя между камнями, попадаешь в темный туннель, через который лежит путь к главному храму. Пещерная церковь Мгвимеви — единственная во всей Грузии, она не построена руками человека, а создана Богом. В середине пещеры возвышается сталагмит по правую сторону от алтаря.

Далее есть проход к галерее, в конце которой виднеется базилика, покрытая красивой, резьбой украшенной крышей. Неподалеку виднеется колокольня, но это зона, закрытая для туристов.

Интересно! Паломники могут добраться в эту святыню из Чиатуры, только следует учесть, что женский монастырь открыть только до 16.00.

LiveInternetLiveInternet

Монастырь и церковь в ассирийском селе Канда (ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ — подробности и музыка) совсем свеженькие. Отца Серафима сюда направили лет 7 назад, он принял монастырь и начал строительство церкви. «Если человек надеется на Бога, — сказал он, — то непременно получит то, что ему нужно. Здесь нужно было построить большую церковь, потому что в часовню уже не вмещались ни монахи, ни прихожане». Года 2 назад росписи только начинали делать (фамилию художника отец Серафим запамятовал!)))), сейчас уже все завершено, кроме того, и иконы и вся необходимая церковная утварь на своих местах.

Молитва Давида

1 Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. 2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. 3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. 4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. 5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. 6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. 7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей. 8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня 9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня: 10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими. 11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю; 12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. 13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, 14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. 15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.


Росписи производят большое впечатление. Они сильно отличаются от всех новых фресок в новых грузинских церквях и цветовой гаммой и композиционно. Кроме того, здесь изображен старец Иона Киевский, проживший целый век и имевший видение Богоматери в столбе огня. (у меня нет этого кадра, но обещаю). Изображение прп. Ионы появилось в церкви не просто так. Дело в том, что отец Серафим, в миру носивший имя Ихтиандр (да-да! ни больше, ни меньше!) перед своим приходом в монашество, несколько лет жил в Киеве и руководил там спортивной школой!

Более старая часовня (как сказал мне один из монахов, она была построена раньше, чем эта большая, т.е. она гораздо «больше» новой большой. Тут игра слов. По грузински для более старшего по возрасту мы часто употребляем слово «დიდი» [d[didi] «большой»):

И росписи в часовне:

ЗЫ Жаль, что я не смогла воспользоваться приглашением отца Серафима и приехать на след. день на большую заупокойную молитву, во время которой в церкви поют на арамейском (если вы перешли по ссылочкам, то уже знаете, что служба и песнопения в церкви 13 ассирийских отцов происходят на языке Христа) — был жуткий ураган. Но впереди большой праздник, так что я непременно буду там и запишу видео.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]