Одним из самых необычных и нехарактерных для эллинов обитателей Олимпа, безусловно, является Дионис. Тем не менее, он хорошо известен исследователям — существует множество легенд, да и его изображений на самой разной домашней утвари дошло до наших дней немало. Так что, о нем стоит рассказать поподробнее.
Праздники Диониса:
- Ленеи — 12 Гамелиона (10 января 2022 года)
- Антестерии — с 11 по 13 Антестериона (12 февраля 2022 года)
- Дионисии — с 9 по 14 Элафеболиона (с 11 марта 2022 года)
- Осфория — 7 Пианопсион (13 октября 2021 года)
- Малые (сельские) Дионисии — 7 Посейдона (12 декабря 2021 года)
- Халоа — 13 Посейдеона (30 декабря 2021 года)
Цитаты классической древнегреческой литературы
Гомеровские гимны. XXVI. К Дионису. 1-12. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 172-173) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы.
Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши
К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах…
Гомеровские гимны. VII. Дионис и разбойники. 3-6. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 166) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«[Дионис появился] На выступающем мысе, подобный весьма молодому
Юноше. Вкруг головы волновались прекрасные кудри,
Иссиня-черные. Плащ облекал многомощные плечи
Пурпурный»…
Читать все цитаты о Дионисе >>
Немного об имени
Начнем с того, что древнегреческий бог Дионис имел в Элладе и иные имена — Вакх и Бахус. А вот в Риме его звали под другим именем — Либер.
Но, как и большинство богов, он имел не только настоящие имена, но и прозвища. Считалось, что лишний раз поминать бога не стоит, чтобы не привлекать излишнее внимание к своей скромной персоне. Чаще всего его называли:
- Апатурием,
- Дигоном (дословно — дважды рожденный),
- Анфий,
- Леней,
- Кисс,
- Ойнос (дословно — вино),
- Флей,
- Эгобол.
И это далеко не полный перечень прозвищ — на самом деле он куда обширнее. Видимо, эллины часто поминали бога, но избегали использовать настоящее имя бога Диониса лишний раз.
Очень маленькое предисловие
призвано объяснить, почему я сплёл воедино три эти частые темы моих стихов. Потому что три феномена постоянно сопровождают нашу жизнь: выпивка дарит нам душевное облегчение, идея Бога – иллюзорные надежды, а любовь – недолгое чувство счастья. Ну, разумеется, в устах такого циника, скептика и охальника, каким я, кажется, являюсь, три этих дивных феномена обрастают всякими деталями. Почитайте понемногу этот сборник – вдруг вам что-нибудь понравится, почтенный читатель? Я этому буду очень рад.
Какова его функция?
Теперь стоит разобраться, покровитель чего древний бог греков Дионис. С одной стороны тут всё довольно просто — он является богом виноделия и виноградарства. Недаром его почти всегда изображают с кратером или амфорой, наполненными вином. Но кроме того Диониса также принято считать покровителем театра, религиозного экстаза и вдохновения. По некоторым данным он является ещё и богом плодородия.
Что интересно — первые упоминания о боге встречаются в глиняных табличках, датированных 15 веком до нашей эры. Однако настоящую популярность Дионис обрел гораздо позже — примерно в 5-7 веках нашей эры, когда крушение могущественной империи практически закончилось, а сам народ пришел в упадок.
Талиесин
В валийских легендах Талиесин — культурный герой, поэт, трикстер, бард и весельчак. Считается, что он покровительствует тем, кто способен совершать путешествия вне своего тела, то есть поэтам, жрецам и даже веселым пьянчугам. Очевидно, что его прообразом послужил реально существовавший поэт из раннего Средневековья, чьи произведения дошли до наших дней и сейчас составляют «Книгу Талиесина». Кстати, Deep Purple назвали в честь Талиесина свой второй альбом.
Альтернативная версия происхождения
Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.
Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.
Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.
Пекко
Финно-угорское божество, которое почитали эстонцы, финны и саамы, причем, саамы и часть эстонцев поклонялись ему вплоть до 20-го века. Пекко был подателем благополучия, урожая и хмеля. Во время празднеств в его честь, которые проходили в конце лета, полагалось подносить пиво деревянному идолу, изображавшему это божество. Считалось, что этот дух довольно своенравен и не придет, если хорошенько не позвать его, поэтому праздник начинался с призывов: «Пекко, Пекко приходи пить пиво!». И он приходил.
В следующей части статьи мы расскажем о том, какие боги бухла были и существуют до сих пор в Азии, Африке и Америке.
Рождение Диониса
Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.
Итак, история Диониса, бога вина и веселья, началась в славном городе Фивы. Именно там жила Семела — дочь местного правителя. Она была так красива, что Зевс в очередной раз не удержался перед искусом, влюбился в неё и нередко заглядывал в гости.
Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.
И когда герой-любовник навестил беременную возлюбленную в очередной раз, она упросила Зевса, выполнить его желание. А когда тот пообещал сделать это, потребовала, чтобы он поклялся водами Стикса — такую клятву не под силу нарушить даже богам. И уже после этого бедная Семела высказала желание — чтобы тот приял свой истинный, божественный вид. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать ей и исполнил просьбу. Однако истинная мощь громовержца не предназначена для дворцов, построенных простыми смертными. В результате покои загорелись, а перепуганная Селена разродилась ранними родами (по некоторым данным сгорела живьем, но Зевс успел спасти младенца).
Дионис родился настолько слабым, что наверняка не выжил бы. Но Зевс не хотел потерять сына и зашил его в свое бедро. Лишь спустя несколько месяцев, когда ребенок подрос и окреп, бог извлек сына из бедра. Таким образом Дионис родился во второй раз — отсюда и одна из ипостасей греческого бога Диониса (Бахуса), называемая Дигон или рожденный дважды.
Юность
Зевс, прекрасно зная о мстительном характере своей супруги Геры, решил спрятать своего недавно рожденного сына Диониса, чтобы тот окреп и не стал легкой добычей. Он отдал его на воспитание нимфам, которым очень понравился пухлый, красивый мальчишка.
Факт! Также существует версия, что воспитанием Диониса занималась богиня Кибела, по силе почти не уступающая Гере.
Целые дни юный Дионис проводил в компании прекрасных нимф. А вскоре познакомился и со старым, мудром сатиром Ампелием. Вместе они проводили много времени, беседовали и играли.
Сеонайд (Seonaidh), он же Шони
Божество вод, рыбаков и одновременно эля. Его почитали в Ирландии, Шотландии, на острове Мэн и Гебридах. Этому духу полагалось преподносить чашу или закупоренную бутылку эля для того, чтобы море было спокойным, лодки не протекали, а рыба сама шла в сети. Иными словами, если вы решили почтить какое-либо божество с помощью пива и рыбы, то Сеонайд — лучший выбор.
Первое в мире вино
Безусловно, главный символ бога Диониса — вино. И появилось оно именно благодаря его старому другу Ампелию. Однажды тот погиб, оказавшись на пути разъяренного быка. Впрочем, также существует версия, по которой погиб Ампелий из-за того, что на него обрушилась скала.
Дионис без безутешен. Он сделал всё, чтобы оживить своего старого друга и учителя. Даже полил его тело амброзией, надеясь, что тот оживет. Но эффект получился совсем нет таким, как ожидалось. Тело несчастного сатира внезапно превратилось… в виноградную лозу. А когда на ней созрел виноград, Дионис выдавил из него сок, из которого вскоре получилось первое вино. После этого молодой бог отправился в долгое путешествие по всей Элладе, а также далеко за её пределы, включая Индию. Везде он высаживал виноград и учил местных жителей, как получать из него вино.
Таким был страшный дар простым смертным от веселого бога.
Джон Бэрликорн, он же Джон Ячменное Зерно
Английское воплощение духа зерна и всего, что связано с зерновыми культурами. Пироги, эль, лагер и виски, то есть то, что доброму человеку нужно для праздника — за все подобные вещи отвечает именно этот персонаж. Английская народная песня о Джоне Ячменное Зерно оканчивается словами:
Но в виски Джон-Малыш ожил,
И в пиве, темном, как орех,
И доказал своим врагам,
Что он сильнее всех!
Семейная жизнь
Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.
Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:
- Фоант,
- Стафил,
- Энопион.
С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.
Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.
Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.
Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.
Безумие Диониса
Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие.
К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина. А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью.
Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.
Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.
Вот лишь краткий список его жертв:
- Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
- Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
- В Аргосе женщины съели своих детей.
Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.
Атрибуты
Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.
Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:
- виноградной лозой,
- тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
- плющом.
И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.
Культ
По легендам вокруг Диониса всегда кипела жизнь. Его окружали сатиры и менады, находившиеся в изрядном подпитии. Неудивительно, что попадаться на пути такой орды было откровенно опасно — опьяненные люди и полулюди могли разорвать любого неугодного богу путника. Кстати, именно так погиб прославленный поэт Орфей — его кровь на руках пьяных менад. Название таких празднеств — вакханалии — появилось от второго имени покровителя виноделия.
А вот как отмечался праздник бога Диониса на самом деле?
До нашей эры он вообще не входил в число наиболее почитаемых обитателей Олимпа. Силу он начал набирать, когда могущественная Эллада пришла в упадок — ориентировочно в 5-7 веках. Уж тут поклонники развернулись по полной!
Конечно, вино во время таких празднеств употреблялось без всякой меры. Причем если в обычные дни эллины сильно разбавляли его водой, то на праздниках пили спиртное в чистом виде, что приводило к разжиганию инстинктов. Поэтому на празднествах происходили самые разные инциденты — начиная с массовых оргий, заканчивая убийствами. Озабоченные этим власти приняли решение резко ограничить людей, восхваляющих Вакха. Запретили проводить праздники чаще раза в два года, да и место для них резко ограничили — только на горе Парнас. На остальной территории Греции вакханалии вообще запретили. Праздники же, которые устраивали садоводы и земледельцы, чтобы задобрить Бахуса, стали куда более скромными. Кровавые жертвы (раньше были и такие!) заменили скромным подношением плодов, а вместо безудержного пьянства и оргий оставили игры ряженых.
Ещё раньше борьбу с пьянством и вакханалиями начали в Риме. Когда местные жители переняли культуру греков, власти быстро поняли опасность чрезмерного поклонения Дионису. Поэтому уже во втором веке до нашей эры проводились масштабные репрессии против вакханалий и участников. Так что, здесь до настоящих оргий, какие встречались в Древней Греции, не дошло.
Сколь дивно, что от алкоголя нисходят к нам покой и воля!
Когда поднимается рюмка, любая печаль и напасть спадают быстрее, чем юбка с девицы, спешащей упасть.
* * *
Какая, к чёрту, простокваша, когда живём один лишь раз и небосвод – пустая чаша всего испитого до нас.
* * *
Напрасно врач бранит бутыль — в ней нет ни пагубы, ни скверны, а есть и крылья, и костыль, и собутыльник самый верный.
* * *
Понять без главного нельзя твоей сплочённости, Россия: своя у каждого стезя, одна у всех анестезия.
* * *
Налей нам, друг! Уже готовы стаканы, снедь, бутыль с прохладцей, и наши будущие вдовы охотно с нами веселятся.
* * *
Не мучась совестью нисколько, живу года в хмельном приятстве; Господь всеведущ не настолько, чтобы страдать о нашем блядстве.
* * *
Не тяжелы ни будней пытки, ни суета окрестной сволочи, пока на свете есть напитки и сладострастье книжной горечи.
* * *
Как мы гуляем наповал, и пир вершится повсеместный! Так Рим когда-то ликовал, и рос Аттила, гунн безвестный.
* * *
Чтоб дети зря себя не тратили ни на мечты, ни на попытки, из всех сосцов отчизны-матери сочатся крепкие напитки.
* * *
Не будь на то Господня воля, мы б не узнали алкоголя; а значит, пьянство – не порок, а высшей благости урок.
* * *
Известно даже недоумку, как можно духом воспарить: за миг до супа выпить рюмку, а вслед за супом – повторить.
* * *
Когда, замкнув теченье лет, наступит Страшный суд, на нём предстанет мой скелет, держа пивной сосуд.
* * *
Вон опять идёт ко мне приятель и несёт холодное вино; время, кое мы роскошно тратим, — деньги, коих нету всё равно.
* * *
Да, да, я был рождён в сорочке, отлично помню я её; но вырос и, дойдя до точки, пропил заветное бельё.
* * *
Нам жить и чувствовать дано, искать дорогу в Божье царство и пить прозрачное вино — от жизни лучшее лекарство.
* * *
Не верь тому, кто говорит, что пьянство – это враг; он или глупый инвалид, или больной дурак.
* * *
Весь путь наш – это времяпровождение, отмеченное пьянкой с двух сторон: от пьянки, обещающей рождение, до пьянки после кратких похорон.
* * *
Я многому научен стариками, которые всё трезво понимают и вялыми венозными руками спокойно свои рюмки поднимают.
* * *
Седеет волос моих грива, краснеют опухлости носа, и рот ухмыляется криво ногам, ковыляющим косо.
* * *
Пока скользит моя ладья среди пожара и потопа, всем инструментам бытия я предпочёл перо и штопор.
* * *
Познавши вкус покоя и скитаний, постиг я, в чём опора и основа: любая чаша наших испытаний легчает при долитии спиртного.
* * *
Наслаждаясь воздержанием, жду, чтоб вечность протекла, осязая с обожанием плоть питейного стекла.
* * *
Мы пьём и разрушаем этим печень, кричат нам доктора в глухие уши, но печень мы при случае подлечим, а трезвость иссушает наши души.
* * *
На дне стаканов, мной опустошённых, и рюмок, наливавшихся девицам, такая тьма вопросов разрешённых, что время отдохнуть и похмелиться.
* * *
Вчера ко мне солидность постучалась, она по седине меня нашла, но я читал Рабле и выпил малость, и вновь она обиженно ушла.
* * *
Аскет, отшельник, дервиш, стоик, наверно, правы – не сужу; но тем, что пью вино густое, я столь же Господу служу.
* * *
Любых религий чужды мне наряды, но правлю и с охотой, и подряд я все религиозные обряды, где выпивка зачислена в обряд.
* * *
Людей великих изваяния печально светятся во мраке, когда издержки возлияния у их подножий льют гуляки.
* * *
Какое счастье – рознь календарей и мой диапазон души не узкий: я в пятницу пью водку как еврей, в субботу после бани пью как русский.
* * *
Паскаль бы многое постиг, увидь он и услышь, как пьяный мыслящий тростник поёт «Шумел камыш».
* * *
Нет, я не знал забавы лучшей, чем жечь табак, чуть захмелев, меж королевствующих сучек и ссучившихся королев.
* * *
Снова я вчера напился в стельку, нету силы воли никакой; Бог её мне кинул в колыбельку дрогнувшей похмельною рукой.
* * *
А страшно подумать, что век погодя, свой дух освежив просвещением, Россия, в субботу из бани придя, кефир будет пить с отвращением.
* * *
Когда друзья к бутылкам сели, застрять в делах – такая мука, что я лечу к заветной цели, как штопор, пущенный из лука.
* * *
Где-то в небе, для азарта захмелясь из общей чаши, Бог и чёрт играют в карты, ставя на кон судьбы наши.
* * *
Однажды летом в январе слона увидел я в ведре, слон закурил, пустив дымок, и мне сказал: «Не пей, сынок».
* * *
«Зачем добро хранить в копилке? Ведь после смерти жизни нет», — сказал мудрец пустой бутылке, продав учёным свой скелет.
* * *
К родине любовь у нас в избытке теплится у каждого в груди, лучше мы пропьём её до нитки, но врагу в обиду не дадим.
* * *
Когда однажды ночью я умру, то близкие, надев печаль на лица, пускай на всякий случай поутру мне всё же поднесут опохмелиться.
Скульптуры и картины
Нельзя сказать, что Дионис входил в число самых почитаемых богов. Но всё-таки его довольно часто изображали в виде скульптур и ещё чаще — на различной посуде, особенно на амфорах и кратерах, предназначенных для вина. Для полноты статьи будет полезно привести несколько наиболее интересных примеров.
Например, вот эта амфора, изготовленная в пятом веке до нашей эры, обнаруженная неподалеку от Рима, в месте под названием Вульчи, изображает Диониса с чашей и виноградной лозой.
А вот этот изящный барельеф из мрамора изображает не только самого Бахуса, но и его супругу Ариадну. Первый сжимает в руке свой верный тирс, увенчанный шишкой, а вторая играет на кифаре, услаждая слух мужа. Датирован барельеф примерно серединой первого века до нашей эры.
А вот на этой величественной скульптуре Вакх держит сразу два своих атрибута — кисть винограда в левой руке и короткий жезл с шишкой в правой. Статуя создана примерно во втором веке. Сегодня хранится в Эрмитаже.
На этом статья подходит к концу. Теперь читатель, которого интересует миф и описания бога Диониса, знает больше об этом весьма неоднозначно персонаже — начиная от биографии, заканчивая родом деятельности.