Рембрандт и его «Возвращение блудного сына», истинный шедевр


Автор

Живописец, полное имя которого Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), является крупнейшим представителем нидерландской живописи, её так называемого золотого века, XVII-го. Богатейшие человеческие эмоции и чувства героев картин Рембрандта, именно им внесённые в таком разнообразии в изобразительное искусство, возвели художника на пьедестал величайшего мастера портрета. Инструментом живописца по одушевлению своих героев и наделению их образов красноречивостью служили светотени, по которым Рембрандт был маг и волшебник.

Ссылки[ | ]

  • На сайте Эрмитажа
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Возвращение блудного сына
  • [1]
Рембрандт
Картины
  • Чувства (1624—1625)
  • Избиение святого Стефана (1625)
  • Валаамова ослица (1626)
  • Художник в мастерской (ок. 1628)
  • Иуда возвращает 30 сребреников (1629)
  • Андромеда (1630)
  • Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима (1630)
  • Воскрешение Лазаря (1630—1632)
  • Похищение Европы (1632)
  • Портрет Якоба де Гейна III (1632)
  • Урок анатомии доктора Тульпа (1632)
  • Философ в раздумье (1632)
  • Христос во время шторма на море Галилейском (1633)
  • Снятие с креста (1633)
  • Мужчина и женщина в чёрном (1633)
  • Саския в образе Флоры (1634)
  • Блудный сын в таверне (1635)
  • Пир Валтасара (1635)
  • Ослепление Самсона (1636)
  • Каменный мост (1638)
  • Портрет Марии Трип (1639)
  • Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет (1640)
  • Ночной дозор (1642)
  • Давид и Ионафан (1642)
  • Христос и грешница (1644)
  • Даная (1636—1647)
  • Аристотель с бюстом Гомера (1653)
  • Флора (1654)
  • Урок анатомии доктора Деймана (1656)
  • Портрет Дирка ван Оса (1658)
  • Моисей, разбивающий скрижали Завета (1659)
  • Отречение Петра (1660)
  • Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660)
  • Заговор Юлия Цивилиса (1661)
  • Святой Матфей и ангел (1661)
  • Синдики (1662)
  • Еврейская невеста (1665)
  • Возвращение блудного сына (1666—1669)
Гравюры
  • Мельница (1641)
  • Три дерева (1643)
  • Христос, исцеляющий больных (1643—1649)
  • Фауст (1652)
  • Три креста (1653)
  • Христос перед народом (1655)

Краткий экскурс в тематику

Библейские сюжеты – частые темы произведений многих художников. В конце жизни пришёл и великий Рембрандт к возвращению блудного сына как наиболее острому моменту из известной притчи.

Библия повествует об одном из сыновей богатого человека, обратившегося к отцу с просьбой выделить полагающуюся ему долю наследства. Тот скрепя сердце выполнил желание младшего сына, который тут же отправился тратить лёгкие деньги: путешествия, наслаждения, пирушки с многочисленными приятелями, такими же кутилами. Растратив быстро все средства, сын столкнулся с нищетой, унижениями и голодом. Чтобы получить кров и жалкую еду, нанялся свинопасом. Но скоро понял, что осталось или погибнуть, или вернуться к отцу и молить того о прощении. Лучше так же, от зари до зари, вкалывать в отчем доме, где работники сыты, одеты и никто над ними не измывается.

Перед зрителями финальная сцена евангельской притчи.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне – одна из самых известных. Некоторые ее выражения вошли в обычный разговорный язык, а отдельные иллюстрации и картины, относящиеся к ней, известны нам с детства.

В предыдущих двух притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Христос, призывая людей к покаянию, сказал, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 10). Для того чтобы слова о покаянии сильнее запечатлелись в сердцах Его слушателей, Христос далее произносит притчу о блудном сыне. Эта притча является продолжением ответа Христа на упрёки, сделанные Ему фарисеями, что Он принимает грешников и ест с ними (Лк. 15: 2). Притчу о блудном сыне, как и предыдущие две, мы находим в 15-ой главе Евангелия от Луки:

«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Лк. 15: 11–32).

Притча о блудном сыне неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на вопросы о собственном духовном состоянии.

Первая тема – историческая – тема избранного народа Божия и язычников. Старший сын в притче мог бы быть образом Израиля, а младший – языческих народов. В свете этой притчи, по словам прот. Михаила Помазанского, можно уяснить себе значение ветхозаветного периода, когда люди, совершив первородный грех, удалились от Бога. «Отец скорбит об уходе любимого сына. Но, не нарушая его сыновнего достоинства и сыновней свободы, Он ждёт, пока сын, познав всю горечь зла и, вспомнив о былой жизни в Отцовском доме, – сам затоскует об этом доме и откроет душу для Отцовской любви. Так было с человеческим родом».

Вторая тема – о природе греха. Вот почему притча о блудном сыне читается за Литургией в третье приготовительное воскресенье перед Великим Постом, когда верующие готовятся к очищению от грехов через подвиг покаяния.

Покаяние – третья тема. Нигде лучше не раскрывает нам Евангелие в чем сущность покаяния, чем именно в притче о блудном сыне. Она выявляет нам постепенный внутренний процесс переворота грешника и полноту покаяния, которое состоит в сознании своего падения, искреннем раскаянии и смиренном обращении к Отцу Небесному.

Четвертая тема – Церковь и её литургическая жизнь. Об этом говорится в Синаксаре Недели о Блудном Сыне (особое поучение, которое читается в это приготовительное к Великому Посту воскресенье). «Лучшие одежды», в которые отец облачает вернувшегося сына, толкуются в синаксаре как крещение, «кольцо» – как запечатление Духом Святым в таинстве Миропомазания, «пир с вкушением откормленного телёнка» – как Евхаристия, таинство Причащения. «Пение и ликование (музыка)» – символ торжества Церкви по поводу её восстановленной полноты и единства.

Пятая тема, которую мы встречаем в притче о Блудном Сыне – Сам Спаситель, Который выступает здесь в евхаристическом образе закалаемого тельца, ибо Он упоминается в Писании как Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин.1: 29).

Образ старшего сына являет тему зависти, самомнения, законничества и тему необходимости взаимного, братского прощения.

«Младший, блудный сын» – прообраз всего падшего человечества и одновременно каждого отдельного грешника. «Следующая часть имения», т.е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек. По разъяснению еп. Игнатия Брянчанинова – это «…ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божих».

Прот. Александр Мень в одной из своих проповедей в «Неделю о блудном сыне» отмечает интересную деталь экономического свойства: «В те времена, о которых рассказывает Господь, люди старались жить одной семьей. Теперь более естественно, чтобы дети отделялись и уходили от родителей, когда вырастают. Тогда люди совместно владели землей, которую вместе обрабатывали, и чем больше была семья, тем больше было рабочих рук, тем больше было возможности трудиться. Поэтому разделить дом, разделить имение и хозяйство считалось ущербом, убытком. Если дети так поступали, это считалось обидой для родителей».

Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там он быстро растратил имение, свою долю даров Божиих: силы, ума, сердца и тела. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. Он по-настоящему не владеет тем, что ему приносит сиюминутное наслаждение, а им владеет то, что его услаждает. Вот почему ап. Павел предупреждает христиан: «Ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6: 12).

По этому поводу один церковный мыслитель писал: «…Эта дальняя сторона, эта чужбина и являет нам глубокую сущность нашей жизни, нашего состояния. Только поняв это, мы можем начать возврат к подлинной жизни. Тот, кто хотя бы раз в жизни не почувствовал этого, кто никогда не осознал себя духовно на чужбине, отделённым, изгнанным, тот не поймёт , в чём сущность христианства. И тот, кто до конца «дома» в этом мире, кто не испытал тоски по иной реальности, не уразумеет, что такое покаяние и раскаяние. …Раскаяние и покаяние рождается из опыта отчуждения от Бога, от радости общения с Ним. …Оно необходимо включает в себя глубокое желание возвратиться, вернуться, снова найти утерянный дом».

В дни приготовительные к Великому Посту, начиная с недели о блудном сыне, Церковь поёт псалом «На реках Вавилонских», который напоминает о горьком плене евреев в стране далече. Это символ плена греха, который отчуждает христианина от Бога. Но псалом этот также говорит о раскаянии, любви и возврате в отчий дом. Расточив своё имение, младший сын начинает голодать. Чтобы не умереть голодной смертью, он становится пастухом свиней – свинопасом. И рад был бы насытиться свиной пищей – «рожками», но никто ему не давал. После долгих страданий у него пробуждается спасительная мысль: «Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода». Блудный сын мог прийти к такой мысли благодаря тому, что не успел расточить последний свой дар – дар памяти об отце и отчем доме, иначе говоря совести (голоса Божия внутри нас).

И вот точно после тяжёлой болезни, сопровождающейся беспамятством, к нему возвращается сознание, и он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться, сознавая, что он оскорбил ими Господа, и, наконец, в глубоком смирении и сознании своего недостоинства, всегда сопровождающем искреннее покаяние, грешник реально осуществляет свою решимость и возвращается к отцу. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это Божий призыв к покаянию.

Еп. Феофан Затворник, опытно изучивший духовную жизнь, сравнивает грешника с человеком, погруженным в глубокий сон, и в обращении его к Богу отмечает три психологических момента, отвечающих указанным в притче: 1) пробуждение от греховного сна (Лк. 15: 17); 2) созревание решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению (Лк. 15: 17–21); и 3) облечение на это грешника силой свыше в таинствах Покаяния и Причащения.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца двух сыновей подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «…Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит, отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл и распутного и голодного свинопаса принимает как любимого сына. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына, потому что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень – это указание на Божий дар прощённому грешнику – дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем ап. Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, …любовь не гордится, …не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор. 13: 4–7). Уместно здесь упомянуть, что всякий грех есть преступление против любви и что по-настоящему покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1Ин. 4: 8).

Необходимо особо подчеркнуть и причину радости отца: «Сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся», т.е. был духовно мёртв, живя без Бога, и духовно ожил, обратившись к жизни в Боге. В Священном Писании возвращение к Богу часто представляется как воскресение из мёртвых (см. Рим. 6: 13; Мф. 8: 22; Откр. 3: 1; Еф. 2: 1).

Обратимся теперь к образу старшего сына. Старший сын был недоволен возвращением своего младшего брата и его примирением с отцом. Вот как это излагается в притче: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, вышед, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

Под старшим сыном Иисус Христос в первую очередь подразумевал фарисеев и книжников – старейшин народных, своим законничеством мешавших людям прийти к Нему. Но в равной мере этот образ относится ко всем нам, к нашим взаимоотношениям. Старший сын не был виноват перед своим отцом, деятельно не согрешал перед ним, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть – этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя. В доме Отца (образ Церкви) идет радость, ликование – ликование ангелов о едином грешнике кающемся, но радость эта вне души старшего сына. Отец приглашает старшего сына войти в эту радость, но он избирает путь расчетов, путь правовых отношений, контракт. Такие холодные, юридические отношения всегда берут верх там, где иссякает любовь. Высказывания старшего сына указывают на то, что он по-настоящему не дорожил дарами своего отца, которыми он пользовался. Он их не ценил, потому что в его душе была более страшная пустота, нежели та, которую мы видели у его брата до раскаяния. Старший сын заглушил голос своей совести.

Мы все в той или иной степени, в том или ином периоде своей жизни ведём себя как сыновья милосердного отца. Все мы грехами отчуждаемся от Его любви. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан…»

Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и наконец, говорит евангельская притча, «пришёл в себя».

Что значит «пришёл в себя»?

Один Святой Отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые Отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор, пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда ты познал свою божественную природу. Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что живёт порабощенный «на стране чуждей» и не имеет подлинной настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, тому, как он живет. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.

К преп. Антонию пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же ответил ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».

С первого взгляда ответ кажется странным. Как же так? Для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую внутреннего человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя, грешного, скверного и блудного, то есть не сжалюсь над своей бессмертной душой, до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живёт и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошёл к Богу и у Него стал просить о помиловании. Нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам даёт, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.

В жизни мы – грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении – мы есть образ «неизреченной Божией Славы», и только в Нем мы живём, только в Нем наше спасение.

И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и даёт в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова преп. Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Мы должны восстанавливать в себе образ Божий, мы должны понять, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли, делаться гражданами неба. Если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ «неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его как блудный сын: «Прими мя в число наемников Твоих», – и будем приняты как блудный сын».

Описание картины

Действие происходит перед входом в дом. Сын, вернувшийся в семью, изображён спиной к зрителю. Он в искреннем раскаянии, упал на колени и припал к своему отцу-старику. Лица юноши не видно, лишь затылок бритой наголо головы несчастного – он по-детски уткнулся в отцовские одежды. Отец, подавшись навстречу вернувшемуся ребёнку, наделавшему немало глупостей, но повзрослевшему, склонился над ним и трепетно обнял обеими руками, словно орёл крыльями, защищая и оберегая своего птенца. По облику блудного сына на картине можно судить о выпавших на его долю мытарствах: стоптанная обувь изношена до предела, некогда богатая одежда изорвана. Один башмак свалился с ноги – вместе с потрескавшейся грязной ступнёй так и виден отчаянный порыв, с которым юноша кинулся навстречу отцу.

Фигура, наиболее тщательно выписанная на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», это отец. В его облике всё: и всепрощение, и горечь об утраченном времени, и сострадание. Глубина его любви мастерски передана художником – сами того не желая, зрители невольно сопереживают и вглядываются в полотно ещё пристальней, желая разглядеть мельчайшие детали.

Справа, строго и озадаченно взирая на брата, который внезапно возвратился в лоно семьи, стоит старший сын – он всю жизнь праведно трудился, и теперь чувства его смешались. Внутри него происходит борьба – он рассержен на отца, на брата, на саму ситуацию внезапного возвращения.

Кроме главных героев на картине есть ещё три персонажа. Однозначного ответа, кто они, искусствоведы не дают. Предположительно сидящий человек — это родственник, а люди в тени слуги. Их расположение, как и степень освещённости, говорит о второстепенности героев.

Зачем Рембрандт оставил столько загадок в картине «Возвращение блудного сына»?

Погода стояла дождливая. Я провожал на вокзале сына. Он уезжал от меня. Уезжал навсегда…

Отец и сын

О них думали Гомер, Конфуций, Рембрандт, Ян Стен, Тургенев, Достоевский, и наши современники: Александр Вампилов и Андрей Тарковский. И все заметили, как тонка нить, что связывает отца и сына, и каждый по-своему к ней притронулся, прикоснулся и понял, что она тоньше нити шелковичного червя.

Но именно Рембрандт ван Рейн в «Возвращении блудного сына» оставил больше всех вопросов и загадок. Не потому ли, что для образа отца не взял простого смертного, скажем собственного отца-мельника. Не потому ли, что успел похоронить двух жен и 27-летнего сына. Не потому ли, что сам был обобран до нитки, и знал, что срок его земной жизни сочтен,
а значит, готовился к встрече с сыном.

Почему эти пять сюжетных ходов были совершены Рембрандтом в шаге от смерти?

1. В Евангелии от Луки Иисус поведал притчу о блудном сыне фарисеям. Зачем? Какой он вложил смысл? Может быть, речь шла о том, что ему самому придется предстать перед отцом — Отцом Небесным. Поэтому в картине все участники явно заворожены таинством встречи. Рембрандт высвечивает святое место, и сцена максимально отвлечена от быта. (В картинах о блудном сыне Гверцино и Мурильо мы видим суету). Даже упавшая сандалия на ноге сына подчеркивает наличие святого места. (Оно обозначено в сцене, где Бог говорит Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5)).

2. Присмотримся к Отцу. Он несет черты божественности: повторяет форму арки, не имеет головного убора, у него блаженное лицо и явно разные кисти рук: мужская и женская — значит, он соединяет в себе отцовскую и материнскую любовь, что свойственно Богу. Понятно, почему нет матери. Женщина в левом верхнем углу, даже в тени не проявляет материнской радости, не протягивает рук, и на роль матери никак не годится.

3. Убедительно создан образ сына-скитальца в рубище, и бритой головой каторжанина со шрамами. При этом Рембрандт скрывает его лицо. (Все художники его показывают: Дюрер изображает раскаивание, Ян Стен — мольбу, ван Лейден – истощение, Массейс – страх, Гверцино – послушание, Мурильо – выбивание прощения). Но каторги не было, иначе он не сохранил бы пусть оборванный, но дорогой воротник. (У Гверцино и Мурильо принесены одежды, и сын сейчас воспрянет духом). Значит непрощенная жизнь его была тяжелее каторги!

Костюмы

Одежда на персонажах, скорее всего, из коллекции художника. В то время Голландия была экономически чрезвычайно развитой страной. Купцы-мореплаватели перемещались по всему миру и торговали даже с Японией, которая на тот момент не имела коммерческих контактов с другими странами. Порты Голландии представляли собой богатейшие скопления диковинных для северной страны товаров. Рембрандт любил посещать портовые рынки, где скупал ткани, костюмы, украшения, предметы быта и оружие. Всё это великолепие затем появлялось на полотнах мастера. Даже для автопортретов художник облачался в заморские наряды – творческому человеку было интересно примерить на себя чужие образы.

Литература[ | ]

  • Верцман И.
    Рембрандт и реализм // Невежина В. М. Рембрандт. Л., 1935. С. 119—137.
  • Любан Г.
    Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз. М., 2007.
  • Фехнер Е.
    Возвращение блудного сына. Ленинград : Издательство Государственного Эрмитажа, 1963. — 24 с.
  • Benesch O.
    Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 — 156 с.
  • Wencelius L.
    Calvin et Rembrandt : Étude comparative de la philosophie de l’art de Rembrandt et de l’esthétique de Calvin. Paris: Les belles-lettres, 1937. — 239 c.

Выразительная композиция

Рембрандт в своих произведениях использовал свет как указующий перст, определяющий главное.

На картине «Возвращение блудного сына» с помощью этого приёма художник выделяет в первую очередь отца – его лоб самое светло пятно на картине. Значит, самое пристальное внимание следует уделить этому персонажу. Затем сыновья – младший, заблудший и опомнившийся, и старший, серьёзный и ответственный.

Отец с младшим занимают левую часть картины – их выделяют свет и красный цвет накидки старца. Визуального равновесия художник добивается расположением фигуры старшего сына у правого поля полотна, он также в красном. Смысловой центр размещён согласно известного с древних времён закона золотого сечения.

Светотени и цветовые контрасты ослабевают с продвижением от переднего плана вглубь – пространство видится глубоким и реальным, когда очертания и лица свидетелей сцены встречи отца с сыном ослабевают по мере их удаления и растворяются во тьме.

Примечания[ | ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Живопись»
  • Проект «Известные картины»
  1. 12
    Основы композиции
  2. Возвращение блудного сына Архивная копия от 30 октября 2014 на Wayback Machine
  3. Н. Волков. «Композиция в живописи». М., 1977
  4. Любан, Г. Возвращение блудного сына. Больше чем видит глаз. М., 2007. С. 25
  5. Возвращение блудного сына
  6. Высшая зрелость мастерства. Итоги. Часть 4
  7. Возвращение блудного сынаГенри Ноуэн

Техника Рембрандта

Целью художника является передача глубоких переживаний героев, их внутренний мир. На том живописец и сосредоточен. Это находит отражение в его технике. Цветовая гамма отличается от стандартной – это сплав тёплых коричневых, красных и золотистых оттенков.

Порывисто, уверенно и как-бы небрежно наложены мазки – обычная для масляной живописи техника. Никакой попытки художника скрыть их или сгладить. Это позволяет передать образы максимально реалистично. А значит, и дать зрителю прочувствовать глубину переживаний героев.

Та же притча в произведениях художника

За свою жизнь Рембрандт не раз брался за ту же тематику.

Известно о четырёх его опытах с главным героем – блудным сыном:

  1. «Блудный сын в таверне», он же «Автопортрет с Саскией на коленях» (1633). В то время Рембрандт счастливый молодожён, весёлый и беззаботный. Он модный портретист, хорошо зарабатывает и при этом женился по любви на девушке из состоятельной семьи… Сцена на картине соответствует периоду беспечного времяпрепровождения блудного сына из притчи.
  2. Офорт «Блудный сын» (1636), в котором основное внимание уделяется уже отцу, торопливо спешащему к сыну, так, что спадает туфля и выпадает из рук трость.
  3. Рисунок в коричневых тонах как поиск узловых моментов, написанный в 1642 году (экспонат музея Тейлера в Гарлеме).
  4. То самое «Возвращение блудного сына» (1666-1669), написанное не по заказу, а по собственному побуждению, как крик души и итог жизненного пути.

Все работы носят следы изменений, авторских исправлений, которые заметны на рентгенограмме и говорят об их подлинности.

Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.

Личная трагедия мастера

Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника. К этому времени он был оставлен учениками, осмеян обществом, разорён. Теперь умер его 26-летний сын Титус, матерью которого была первая жена Рембрандта, любимая Саския. До Титуса у пары было ещё трое детей, которые умерли в младенчестве. В 10-месячном возрасте сам Титус потерял мать, и его растил любящий отец. Пережил Рембрандт и Хендрикье, няню сына и служанку, ставшую ему невенчанной женой, а сыну матерью. Вслед за Титусом не стало невестки Рембрандта, которая прожила с мужем только полгода…

Титус был заботливым сыном, преданно верившим в гений отца. Когда кредиторы лишили Рембрандта дома и великолепной коллекции (в которой были даже рисунки Леонардо да Винчи), художник перебрался на окраину города. Титус взялся продавать работы отца, но их редко удавалось сбыть выгодно, тогда он брал для реализации картины других художников. С единственной целью – обеспечить отцу спокойную работу в мастерской.

Теперь же старый, больной Рембрандт лишился самого родного человека, сына, который умер от чахотки. От безумия живописца могла избавить только работа.

Блудный сын – вот тот образ, который спасёт, а Рембрандт в образе нежного отца вновь сможет прикоснуться к сыну и обнять его. Немощный художник тогда уже едва мог держать кисть и привязывал её к руке, чтобы писать. Плохо видел – смотрел через лупу. Но свой шедевр, непревзойдённый по передаче эмоций отца, всё же главного героя произведения, закончил.

Искусствоведы считают, что основные персонажи (отец и два сына) символизируют самого Рембрандта в разные периоды жизни, полной страстей, исканий и страданий.

Роль картины в мировой культуре[ | ]

Крис Кельвин возвращается к отцу в заключительной сцене фильма А. Тарковского «Солярис» (1972)

  • Генри Нувен, 2-й самый читаемый христианский автор США после Клайва Льюиса, увидев однажды репродукцию этой картины, отправился в Россию, чтобы насладиться оригиналом. Картина заставила его по новому взглянуть на притчу, и позже он написал христианское сочинение, названное им «Возвращение блудного сына». В ней он рассматривает три ступени духовного странствования каждого человека через призму притчи[7].
  • Опера Бенджамина Бриттена «Блудный сын»
    была сочинена в 1968 году после посещения СССР (на Рождество 1967 года, вместе с известным английским тенором и близким другом Питером Пирсом), где в Ленинграде (во время экскурсии в Эрмитаж) на композитора произвела большое впечатление картина Рембрандта.
  • В 1970 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 12 копеек (№ 3959 по каталогу ЦФА).

Образ блудного сына широко распространен в искусстве

История о блудном сыне давно волнует представителей искусства. Сюжет притчи использовали многие литераторов для написания литературных произведений.

Художники также широко используют его в своём творчестве. По нему снимаются кинофильмы, ставятся театральные постановки, пишутся оперы.


Блудный сын. Джеймс Тиссо. 1882 год. Сюжет притчи о блудном сыне популярен среди художников и других деятелей культуры. На него пишут картины, снимают фильмы, ставят оперы

В обычно же жизни под блудным сыном понимают человека, который ища новой жизни, покинул отчий дом или же коллектив.

Затем, раскаявшись, он вернулся. Этот фразеологизм также часто встречается в художественных произведениях, но, в отличие от притчи, он не носит религиозного смысла.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Отец сам встретил блудного сына, пал на его шею и начал целовать

И пошёл блудный сын к отцу своему. Когда он ещё не подошёл к своему дому, отец увидел его и сжалился над ним. Он сам побежал навстречу своему сыну, пал на шею ему и начал целовать. Сын же стал говорить ему:

«отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим…»


«Возращение блудного сына», Рембрандт Хармс Ван Рейн, ок. 1666 года. Увидев блудного сына, его отец кинулся на шею, стал плакать и целовать его
Отец же приказал своим слугам принести лучшую одежду и одеть его. Кроме того, он повелел надеть на своего сына перстень и обувь. После этого отец заколол для него откормленного телёнка и сказал:

«… станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся!»

И начался пир.

Старший же сын в это время шёл с поля. Он услышал, что дома поют и ликуют и спросил у одного из слуг, что там происходит. Слуга ответил, что вернулся его брат. В честь этого отец велел заколоть откормленного телёнка. Он рад, что видит его здоровым.

Видеоролик: Притча о блудном сыне, Автор сценария Олег Козырев, режиссер-постановщик Сергей Антонов. В мультфильме передаётся полное содержание притчи о блудном сыне.

Старший сын на это рассердился и не желал входить в дом. Отец сам к нему вышел и стал его звать. Но он стал отцу выговорить, что он много лет служит ему и никогда не нарушал его приказаний.

Отец же не дал старшему даже козлёнка, чтобы он мог повеселиться со своими друзьями. При этом для вернувшегося младшего сына, беспутно растратившего совоё имение, он заколол откормленного телёнка!

На это отец сказал ему:

«сын мой! ты всегда со мною, и все мое — твое…»

Он также указал ему на то, что ему надлежит радоваться, что брат его вернулся. На этом притча заканчивается, и окончание этой истории в притче не приводится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]